1М № 2

14 октября 1960 13:51:03 - старт
14 октября 1960 ~13:57 - сгорел в атмосфере Земли

Черток:
Второй пуск 8К78 - 14 октября с аппаратом 1М № 2 - и снова авария. На этот раз технологический дефект в пневмогидросхеме. Негерметичность магистрали жидкого кислорода привела к тому, что еще на старте началось переохлаждение керосинового клапана, который открывается перед запуском двигателя третьей ступени. Керосиновый клапан, облитый жидким кислородом, замерз. При подаче команды на запуск клапан не открылся и марсианская связка снова по вине ракеты-носителя сгорела в атмосфере над Сибирью.
Калмыков имел все основания отыграться за резкие выпады Королева в свой адрес. Он этого не сделал.
Виновником в обоих случаях формально было ОКБ-1. Смежники, кроме Виктора Кузнецова, которых мы обвинили в низком качестве аппаратуры и срыве сроков, на этот раз были ни при чем. Можно было предыдущую аварию списать на Кузнецова. За гирогоризонт ни Королев, ни я, ни мои товарищи в такой ситуации ответственности не несли. Но общее горе от двух аварий подряд после полутора месяцев непрерывного сверхнапряжения было столь сильным, что никто не вспоминал о прежних обидах.
Сиддики:
Научные инструменты:
1. инфракрасный спектрометр [снят перед запуском]
2. ультрафиолетовый спектрометр [снят перед запуском]
3. микрометеоритные детекторы
4. ионные ловушки
5. магнитометр
6. детекторы космических лучей
7. система визуализации [снята перед запуском]
Результаты: Помимо слегка более мощного основного двигателя S5.9A, этот аппарат был идентичен своему предшественнику, выпущенному четыре дня назад. И, как и его предшественник, он так и не достиг орбиты Земли. Во время траектории запуска произошел сбой в двигателе третьей ступени в Т + 290 секунд из-за замерзшего керосина в трубопроводе, питающем его турбонасос (что препятствовало открытию клапана). Третя и четвертая ступень, вместе с полезной нагрузкой, сгорели в верхних слоях атмосферы Земли над Восточной Сибирью. Облет Марса был запланирован на 15 мая 1961 года.