«Контур» (CONTOUR)



3 июля 2002 года - старт
23 маневра на геоц. орбите
15 августа 2002 года - разрушился при старте с опорной орбиты

Новости космонавтики 1997 №9:
США. Пять предложений по программе "Discovery"

23 апреля. И.Лисов по сообщению NASA. NASA выбрало пять проектов космических миссий из 34 предложенных на первом этапе отбора по программе "Discovery" для проработки возможности их осуществления.

Официальное объявление конкурса проектов состоялось 20 сентября, а прием предложений закончился в декабре. На конкурс могли быть представлены проекты по темам "Исследование Солнечной системы" или "Поиск внесолнечных планетных систем". Как было официально объявлено, пять отобранных проектов имеют "наибольшее научное значение".

В число отобранных вошли следующие предложения:

2. "Contour". Проект, полное название которого - "Тур по кометным ядрам" (Comet Nucleus Tour), имеет целью получение изображений и сравнительных спектральных карт по крайней мере трех кометных ядер и выполнить анализ пыли, испускаемой ядром. Руководителем проекта является д-р Джозеф Веверка из Корнеллского университета. Стоимость проекта - 135 млн $.

Каждая из пяти победивших групп получит 350 тыс $ на проведение в течение 4 месяцев - до 15 августа - исследований по возможности исполнения проекта, в фокусе которых будут планы стоимости, управления и технический план. Представляемые NASA материалы должны, среди прочего, указывать на возможности привлечения малого бизнеса и "образовательный выход", то есть использование материалов проекта в обучении школьников и студентов. На этом этапе запрещается поднимать предварительно объявленную стоимость более чем на 20%.

По представленным материалам NASA выберет в октябре 1997 г. один или два проекта для полномасштабной разработки и осуществления. Выбранный космический аппарат должен быть готов к запуску не позже 30 сентября 2002 г. Стоимость проекта, рассчитанная по правилам программы "Discovery" (разработка и первые 30 суток полета) не должна превышать 183 млн $ в долларах 1997 финансового года.

Новости космонавтики 1997 №24:

Выбраны проекты CONTOUR и "Genesis"

И.Лисов по сообщениям NASA и JPL. Как уже сообщали НК, 20 октября 1997 г. NASA США объявило о принятии к полномасштабной разработке двух новых проектов малых АМС в рамках программы "Discovery".

Цель проекта "Genesis" ("Происхождение") - сбор и доставка на Землю заряженных частиц солнечного ветра. Аппарат должен быть запущен с мыса Канаверал в январе 2001 г. Научная аппаратура КА состоит из мониторов электронов и ионов, ионного концентратора и коллекторов из сверхчистого полупроводникового кремния. Ионы солнечного ветра будут застревать в коллекторах. Для возвращения закрытых коллекторов с образцами от КА отделится возвращаемый аппарат, который будет подхвачен в воздухе вертолетами во время спуска на Землю в пустыне Юта (США) в августе 2003 г. По соотношению изотопов азота, кислорода, инертных газов и других элементов ученые рассчитывают существенно уточнить теорию происхождения Солнца и планет из первичного пылевого облака.

Проект стоимостью 216 млн $ возглавляет д-р Доналд Бёрнеттиз Калифорнийского технологического института; менеджером в Лаборатории реактивного движения является Чет Сасаки. Космический аппарат будет изготовлен компанией "Lockheed Martin Astronautics" в Денвере, а полезная нагрузка - Лос-Аламосской национальной лабораторией.

КА CONTOUR (Comet Nucleus Tour - Тур по кометным ядрам) будет запущен в июле 2002 г. и встретится по крайней мере с тремя кометами В настоящее время запланированы пролет кометы Энке на расстоянии 100 км от ядра в ноябре 2003 г., а также у ядер кометы Швассмана-Вахмана 3 в июне 2006 г. и кометы д'Аррэ в августе 2008 г. Станция выполнит съемку и составит сравнительные спектральные карты кометных ядер и проанализирует испускаемую ими пыль. Руководителем проекта является д-р Джозеф Веверка из Корнеллского университета. Стоимость проекта - 154 млн $.

В апреле 1997 г. были объявлены пять проектов-финалистов очередного этапа отбора по программе "Discovery". Их коллективы разработчиков получили по 0.35 млн $ на подготовку в течение 4 месяцев детального технико-экономического обоснования. Как заявил заместитель директора NASA по Управлению космической науки д-р Уэсли Хантресс, выбор двух проектов из пяти был очень труден. Его пришлось делать исходя не из достоинств решаемых научных задач, а из распределения ресурсов внутри NASA и максимальной "стыковки" новых проектов на уже утвержденные и реализуемые. Так, образцы солнечного вещества отлично дополнят доставляемые другими КА образцы вещества кометы ("Stardust", январь 2006) и астероида ("Muses С", январь 2006).


Сиддики:
Научные инструменты:
1. дистанционный имиджер / спектрограф (CRISP)
2. прямой имиджер (CFI)
3. Ионный масс-спектрометр с нейтральным газом (NGIMS)
4. анализатор пыли (CIDA)
Результаты: Эта шестая миссия класса Discovery (после Mars Pathfinder, NEAR, Lunar Prospector, Stardust и Genesis) была разработана для полета как минимум к двум кометным ядрам с целью составления топографических и композиционных карт, отправки изображений и сбора данных. по строению и составу их ком. Получив название Comet Nucleus Tour «Путешествие к ядрам комет» (CONTOUR), космический аппарат должен был выполнять свою главную миссию на гелиоцентрической орбите при сближении с кометой 2P/Encke (12 ноября 2003 г.), 73P/Schwassmann-Wachmann-3 (19 июня 2006 г.) и, возможно, 6P/ d'Arrest (16 августа 2008 года). Космический аппарат был успешно выведен на высокую апогейную орбиту (с периодом в пять с половиной дней). Операторы осуществили не менее 23 орбитальных маневров в течение следующих 43 дней (и 25 витков), чтобы правильно позиционировать CONTOUR для его запланированного прожига на гелиоцентрической орбите 15 августа. В тот день, в 08:49, его твердотопливный двигатель сработал, когда космический корабль приближался к перигею над Индийским океаном и ушёл со связи. К сожалению, от CONTOUR больше ничего не было слышно. Последующее расследование показало, что космический аппарат разрушился во время работы двигателя. Космический аппарат, вероятно, претерпел структурные разрушения из-за причин, вызванными либо проблемами в конструкции зонда, либо самим твердотопливным ракетным двигателем.