«Луна-6»



Сам КА и СА (типовой вид)

8 июня 1965 07:40 - старт
9 июня 1965 - коррекция, ДУ не отключилась, разогнав КА
11 июня 1965 - пересекла орбиту Луны вне её СД (в 161 тыс км)
отделение СА
связь потеряна в 600 тыс. км от Земли
гелиоц.орбита

Ежегодник 1966 г

9 мая, 8 июня, 4 октября и 3 декабря были запущены автоматические межпланетные станции соотв. «Луна-5», «Луна-6», «Луна-7» и «Луна-8». Все они, за исключением одной («Луна-6»), достигли поверхности Луны и предназначались для отработки систем мягкой посадки.


Сиддики:
Научные инструменты:
1. система визуализации
2. детектор излучения СБМ-10
В ходе этой девятой советской попытки лунной мягкой посадки миссия продолжалась штатно, до коррекции в середине траектории вечером 9 июня. КТДУ (S5.5A) включился вовремя, но не смог отключиться и продолжал работать до тех пор, пока расход топлива не был исчерпан. Позже расследование показало, что проблема была в человеческой ошибке. Хотя КА был направлен по совершенно нештатной траектории, операторы имитировали посадку посадку (наддув амортизаторов, отделение СА и т. д.), И все это было удовлетворительно выполнено. Луна-6 прошла Луной вечером 11 июня на дальности 161 000 километров и в итоге вышла на гелиоцентрическую орбиту. Контакт поддерживался на расстоянии 600 000 километров от Земли.

Черток:
Всего через месяц - 8 июня 1965 года - был осуществлен девятый по счету запуск Е-6, имевшей заводской номер "семь". Ракета-носитель выполнила свою задачу полностью, и автоматическая станция, получившая официальное наименование "Луна-6", ушла к Луне.
Для этого пуска Королев собрал на полигоне всех главных в "первых лицах". После подтверждения предварительных сообщений о движении "Луны-6" по траектории, близкой к нормальной, Тюлин и Королев объявили о немедленном вылете в Симферополь. Пуск состоялся в 10 часов 40 минут по московскому времени, а в 14 часов на Симферополь уже вылетела команда в составе Королева, Тюлина, Пилюгина, Рязанского, Пиковского, Морачевского, Безвербого и Чертока.
В полете Е-6 №9 к Луне должны были наконец полностью проявиться возможности и надежность управления с Земли.
Перед очередным сеансом коррекции я имел неосторожность сказать Королеву и Тюлину, что персонал НИП-10 получил такую практику на предыдущих неудачах, что теперь все должно пройти благополучно. СП неожиданно вспылил, застучал костяшками пальцев по деревянному столу, за которым сидел в зале управления, и с досадой сказал: "Надо же было, Борис, тебе высказываться не вовремя. Опять накличешь какую-нибудь неприятность, впереди еще двое суток полета". Он угадал - очередная неприятность произошла к концу дня 9 июня на двенадцатом сеансе связи. До этого сеанса все системы работали точно по программе. Все команды исполнялись, шла хорошая телеметрия. Надо было провести последнюю коррекцию для точного выхода к району посадки. И вдруг во время коррекции двигатель не выключился по заданной ему с Земли уставке, а продолжал работать! Он работал, пока не сжег весь запас топлива, включая предназначавшийся для сеанса торможения. Нерасчетный импульс увел станцию далеко в сторону. После первых же измерений баллистики рассчитали, что она пройдет приблизительно в 160 тысячах километров от Луны!
Что же случилось? Как обычно, в ошибках операторов при сравнении информации бортовой телеметрии с регистрацией выданных с "земли" команд разобрались очень быстро. Перед коррекцией с "земли" на "борт" не прошла команда "метка Т-2" в программно-временное устройство, определяющее время работы двигателя. Ошибку допустил персонал управления, который не очень внимательно отнесся к правильной установке, "фазировке" счетчика времени. Метка, ограничивающая время работы двигателя, была потеряна. "Не провели фазировку маркера", - объяснил Богуславский.
На Королева и всех нас со стороны, как потом мне сказал полковник Амос Большой, смотреть было жалко. Полковник Большой осуществлял координацию работы специалистов промышленности и командно-измерительного комплекса, подчиненного военным. Он был хорошо эрудированным радиоинженером, порядочным человеком и добрым товарищем. С ним у меня были дружеские отношения. От него я впоследствии услышал версию, что именно мне в часы всеобщей подавленности пришла идея использовать летящую мимо Луны станцию для проверки ее работоспособности в максимально возможной мере. Я не помню, моя ли это была идея, но она дала возможность вновь действовать, преодолевая похоронные настроения. Королев, ко всеобщему удивлению, не устроил разнос Рязанскому, Богуславскому и их сотрудникам за ошибки, допущенные при управлении полетом. Он принял непосредственное участие в разработке дальнейшей программы экспериментов и потребовал ее строгого исполнения. Таким образом, мы проверили функционирование радиосистемы до дальности 600 тысяч километров, еще раз убедились в нормальной работе системы ориентации, по команде с Земли осуществили отделение АЛСа от КТДУ и даже убедились в нормальном наддуве резиновых амортизаторов.
Этим пуском в реальном полете мы проверили все, кроме построения лунной вертикали, сеанса торможения и передачи изображения. Но инициатива, как всегда, наказуема. Мы набрали дополнительные замечания, потребовавшие схемных и логических доработок.
В июне, после возвращения из крымского центра, Королев собрал всех "лунатиков" вместе с руководителями завода. Был приглашен Бабакин. Надо было проверить производственный задел, позволявший продолжить программу мягкой посадки. Турков со свойственной ему обстоятельностью показал, что раньше сентября завод не способен изготовить, испытать и отправить на полигон ни блок "Л", ни новый АЛС. СП, как всегда внимательно, смотрел графики, исправлял их своим любимым синим карандашом и требовал, чтобы со следующим пуском "за август не ходить".
Бабакина Королев представил как преемника программы лунных автоматов. "Нам пора полностью переключаться на пилотируемую программу. Но человека мы отправим на Луну года через три. Георгий Николаевич должен за это время посадить на Луну столько автоматов, чтобы американцам там места не осталось", - пошутил СП.
Серьезный разговор состоялся о том, когда мы кончаем и с чего Бабакин начинает. Бабакин заявил, что не хотел бы дублировать, повторяя Е-6. Его проектанты уже работают над спутником Луны и даже самоходным аппаратом. Но если нам нужна помощь, он готов у себя на производстве изготовить еще пару АЛСов типа Е-6.
"Наша задача, - резюмировал СП, - закончить программу мягкой посадки, доказать, что Луна твердая. Туркову собрать из задела еще два-три АЛСа, а вы, - он обратился к Бабакину, - для страховки и практики запустите их производство у себя".
На том и порешили. Королев добился своего. Завод проявил чудеса оперативности. Турков ежедневно обходил все цеха, определявшие судьбу последующих пусков Е-6, и принимал оперативные решения в том стиле, который он любил называть "все для фронта, все для победы".
Напомню читателям, что первые две ступени ракеты-носителя 8К78 изготавливались в Куйбышеве на заводе "Прогресс" и оттуда поставлялись прямо на полигон. Наш завод, "где директором был товарищ Турков", изготавливал третью и четвертую ступени, то есть блоки "И", "Л", и собственно лунную ракету Е-6, которая должна "посадить" на Луну автоматическую станцию.

Маров
8 июня 1965 года к Луне успешно стартовала космическая станция Е-6 №7, получившая наименование «Луна-6». Коррекция курса на промежуточной траектории 9 июня началась хорошо, но ошибка в переданной команде не позволила двигателю отключиться и он работал до тех пор, пока не закончилось топливо. В результате траектория полета сильно отклонилась от заданной, и 11 июня 1965 года космическая станция пролетела мимо Луны на расстоянии 160935 км.

Вики:
«Луна-6» — советская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства.
8 июня 1965 года осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-6». Программа полёта предусматривала мягкую посадку на лунную поверхность. Станция была первоначально выведена на околоземную орбиту с параметрами: наклонение орбиты — 64,76°; период обращения — 88,65 минуты; перигей — 167 километров; апогей — 246 километров, а затем стартовала в сторону Луны. 11 июня 1965 года станция «Луна-6» из-за отклонений в траектории полёта прошла на расстоянии 150 000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Программа полёта, предусматривавшая мягкую посадку на поверхность Луны, не выполнена.

Шубин:
КА был выведен на траекторию с такой большой ошибкой, что потребовалась коррекция немедленно, не дожидаясь планового срока. Причём не хватала всего топлива, выделенного на коррекцию (115 м/с), его пришлось взять из топлива торможения (надо 134 м/с), что обрекало КА на посадку с дополнительной скоростью 19 м/с (68 км/ч), это уже намекало на её гибель. Но до этого не дошло. Однако в спешке напортачили с программой - импульс был дан в новое расчётное время в нужном направлении, но ДУ проработала до полного израсходования топлива, дав импульс в 1332 м/с.