«Маринер-5»

14 июня 1967 06:01:00 - старт
19 июня 1967 - коррекция
19 октября 1967 17:34:56 - пролёт в СД Венеры (сближение) в 4094 км
14 октября 1968 - последний сигнал
5 ноября 1968 - официальное прекращение работы с КА




Ежегодник БСЭ 1968 г


Космический аппарат «Маринер V». 1 - панель с солнечными элементами; 2 - один из радиационных детекторов; 3 - приспособление для изучения влияния космического полета на характеристики теплозащитных покрытий; 4 - всенаправленная антенна; 5 - магнитометр; 6 - остронаправленная антенна; 7 - герметичный корпус аппарата; 8 - датчик звезды Канопус; 9 - датчик планеты; 10 - управляющее реактивное сопло; 11 - антенна, регистрирующая сигналы с частотой 423,3 Мгц; 12 - корректирующая двигательная установка; 13-теплозащитный экран; 14 - ультрафиолетовый фотометр; 15 - антенна, регистрирующая сигналы с частотой 49,8 Мгц.

«Маринер V» («Маринер Е»). Космический аппарат (рис. 5), предназначенный для полета к Венере с целью определения физических характеристик околопланетного пространства, атмосферы и поверхности планеты. Запущенный 14 июня, аппарат совершил пролет мимо Венеры 19 октября на минимальном расстоянии - 3990 км. Он аналогичен аппаратам «Маринер III» («Маринер С») и «Маринер IV» («Маринер D»), запущенным в 1964 г. к Марсу, и был запасным к ним. Однако после успешного запуска «Маринер IV» было принято решение запасной аппарат модифицировать и использовать для полета к Венере.

Вес аппарата 245 кг, высота с антенной 2,9 м. Корпус имеет форму восьмигранной призмы с максимальным поперечным размером 1,27 м, к нему крепятся четыре панели (размах 5,5 м) с солнечными элементами, две антенны (всенаправленная и остронаправленная), датчик звезды Канопус, два основных и два вспомогательных солнечных датчика, датчик Земли и датчик планеты. Корпус разделен на 8 отсеков, в семи из которых размещается электронное оборудование, а в восьмом - корректирующая двигательная установка (КДУ). На торцах панелей монтируются 12 управляющих реактивных сопел системы ориентации, работающих на сжатом газе. Источник электролитания - 17 640 солнечных элементов и подзаряжаемая ими серебряно-цинковая батарея (28 в). Радиотехническая система включает сдублированный бортовой передатчик (2298 Мгц) и приемник (2116 Мгц). Телеметрическая система имеет 100 каналов, одновременно на Землю может передаваться до 90 различных параметров. В первые 30 суток полета информация передается со скоростью 33\/з бит/сек, а затем - 81/3 бит/сек. Передатчик может работать как на всенаправленную, так и на остронаправлеяную антенну (в последние 30 суток перед сближением с планетой).

Система терморегулирования пассивная. На корпусе имеется многослойное теплоизоляционное покрытие из тефлона и майлара, на днище, обращенном к Солнцу, установлен складывающийся теплозащитный экран, который затеняет оборудование, находящееся вне корпуса. Заданный тепловой режим внешних деталей обеспечивается путем окраски или полировки поверхности.

На аппарате установлены научные приборы: детектор солнечной плазмы, предназначенный для измерения скорости, температуры и направления движения потока протонов низкой энергии, идущей от Солнца. Он регистрирует протоны в диапазоне 45-9400 эв; магнитометр, регистрирующий напряженность магнитного поля в диапазоне ± 360 гамма; комплект радиационных детекторов, включающий три счетчика Гейгера-Мюллера, регистрирующих протоны с энергией св. 500 кэв и 900 кэв, и электроны с энергией св. 40 кэв и 70 кэв, а также детектор на кремниевом диоде, регистрирующий протоны и альфа-частицы; ультрафиолетовый фотометр, включающий три фотоумножателя: один использует фильтр, пропускающий излучение 1250-1900 Ằ, второй - 1350-1900 Ằ и третий - 1050-1900 Ằ. Он должен регистрировать ультрафиолетовое излучение атомов водорода и кислорода в атмосфере Венеры, возбужденных солнечной радиацией.

На аппарате установлен также приемник сигналов с частотой 49,8 и 423,3 Мгц, посылаемых передатчиком с наземных станций. Сравнивая сдвиги частоты и фазы сигналов различной частоты, происходящие под влиянием электронов, находящихся в окружающей среде, предполагают определить электронную концентрацию в межпланетном пространстве и в атмосфере Венеры. В период облета планеты предполагалось также определять плотность ее атмосферы по сдвигу частоты и ослаблению сигнала бортового телеметрического передатчика.

Ракета-носитель «Атлас-Аджена D» с аппаратом была запущена 14 июня в 6 час. 01 мин. Сначала аппарат был выведен на промежуточную круговую орбиту высотой 183 км, затем переведен на траекторию полета к Венере. Коррекция траектории была проведена 19 июня в 23 час. 08 мин., затем аппарат был ориентирован на Солнце и на звезду Канопус. Для слежения за аппаратом использовались 10 станций: в Голдстоне (США) -4 станции, в Вумера и Тидбинбилла (Австралия), в Робледо-де-Чавела и Себреро (Испания), в Йоханнесбурге (ЮАР) и на о. Вознесения.

19 октября в 17 час. 34 мин. аппарат прошел на минимальном расстоянии (3990 км) от поверхности Венеры со скоростью 8,55 км/сек, а 20 октября в 7 час. 44 мин. началось считывание информации, записанной при пролете около планеты, которое продолжалось 34 часа. 22 ноября по команде с Земли бортовой передатчик был переключен с остронаправленной антенны на всенаправленную и на этом программа исследований с помощью аппарата была завершена.



Маринер-5 (англ. Mariner 5) — космический аппарат американской программы Маринер. Космический аппарат предназначался для проведения научных исследований Венеры с пролётной траектории, передачи информации о межпланетном пространстве и о пространстве около Венеры. Предусматривалось проведение эксперимента по радиозатмению планетой сигнала со станции для получения информации об атмосфере и ионосфере.
Маринер-5 это переоборудованный резервный космический аппарат для программы НАСА Маринер Марс 1964. Были убраны телекамера, установлен ультрафиолетовый фотометр, уменьшена площадь солнечных панелей, и добавлена дополнительная теплоизоляция. В космическом аппарате Маринер-5 начато использование интегральных схем (584 шт).
Аппарат был запущен в сторону Венеры 14 июня 1967 года с мыса Канаверал, с двенадцатого стартового комплекса и пролетел возле планеты 19 октября того же года на расстоянии 3990 километров (2480 миль). С более чувствительными приборами, чем его предшественник Маринер-2 , Маринеру-5 удалось пролить новый свет в изучении Венеры.
Аппарат провёл исследования атмосферы Венеры. Его целями были измерение межпланетных магнитных полей, заряженных частиц, плазмы, радио рефракции и излучения атмосферы планеты в УФ диапазоне.
С помощью аппарата Маринер-5 было выяснено, что Венера обладает очень горячей поверхностью, а её атмосфера ещё плотнее, чем ожидалось ранее.
12-21 августа 1967 года проводился круглосуточный прием данных с Маринера-4 и Маринера-5. В это время Маринер-5, Земля и Маринер-4 располагались вдоль прямой, идущей радиально от Солнца. Наибольший интерес представляли сведения о солнечном ветре и магнитном поле.
Программа полета Маринер-5 завершилась в ноябре 1967 года. В настоящее время космический аппарат не функционирует и находится на гелиоцентрической орбите.
В дальнейшем были попытки связаться с космическим аппаратом.
С апреля по ноябрь 1968 года НАСА пыталось повторно связаться с «Маринером-5», и продолжить исследование межпланетного пространства, но эти попытки в июне, июле, и в начале августа 1968 ничего не дали, сигнал от космического аппарата получен не был.
14 октября, приёмник оператора в DSS 14 получил сигнал от «Маринера-5». Аппарат был обнаружен, но вне пределов ожидаемой частоты и длины волны. Мощность сигнала изменилась, ни на какие команды он не отвечал. Без телеметрии не было никакой возможности восстановить или продолжить использование космического корабля. Операции были прекращены 5 ноября 1968 года.

Сиддики:
Научные инструменты:
1. ультрафиолетовый фотометр
2. Эксперимент по окклюзии в S-диапазоне
3. эксперимент с двойной частотой
4. солнечный плазменный зонд
5. магнитометр
6. детектор излучения
7. эксперимент по небесной механике
В декабре 1965 года НАСА одобрило проект по модификации резервного корабля Маринер IV для более близкого пролета Венеры, чем единственный другой зонд НАСА, пролетавший мимо Венеры, Маринер II. Основная цель миссии заключалась в проведении эксперимента по радиопокрытию (во многом аналогичного Mariner IV на Марсе) для определения атмосферных свойств Венеры. Однако, в отличие от Mariner IV, в Mariner V не было ФТУ. Первоначально НАСА планировало отправить Mariner V на облет на расстоянии 8,165 км от поверхности, но Агентство изменило свой план в пользу более скромного пролета в 75 000 километров, чтобы исключить возможность столкновения нестерилизованного КА в планету. После коррекции 19 июня Mariner V начал передавать данные о Венере 19 октября во время сближения. Сближение было в 17:34:56 UT на дальности 4094 километров, намного ближе, чем ожидалось, из-за коррекции курса. Маринер V обнаружил, что, хотя у Венеры нет магнитного поля, плотная ионосфера дневного света вызывает ударную волну, который отклоняет солнечный ветер от планеты. УФ-фотометр обнаружил водородную корону (подтвердил данные Венеры4), но не обнаружил кислорода. Приборы «Маринера V» указывали, что температура и давление на поверхности планеты составляли 527°С и 75–100 атмосфер соответственно, что противоречило советским заявлениям о том, что его космический аппарат «Венера-4» сумел передать данные с поверхности планеты. Сближение с Венерой отклонило КА к Солнцу, и Маринер V вышел на солнечную орбиту с параметрами в диапазоне от 0,579 AU до 0,735 AU. 4 декабря 1967 года НАСА утратило связь с космическим кораблем, хотя диспетчеры ненадолго восстановили связь с ним 14 октября 1968 года. Космический аппарат не передавал дальнейшую телеметрию, и НАСА в конечном итоге прекратило попытки (5 ноября 1968 года) связаться с транспортным средством, находящимся на гелиоцентрической орбите , Ученые-планетологи рассмотрели данные, полученные как от Маринер V, так и от «Venera 4» на конференции в Национальной обсерватории Китт-Пик в марте 1968 года, одной из первых крупных международных встреч, на которой обсуждались результаты исследования планет. Ученые пришли к выводу, что ни Маринер V, ни Venera 4 не были полностью успешны в передаче данных об условиях на поверхности планеты.



Шубин:
После запусков к Марсу станций Mariner-3 и -4 в 1964 году на Земле оставалась одна станция этого типа. Резервная. Она имела внутреннее наименование Mariner-E. Её можно было немного модернизировать и запустить к Венере. Расходы на миссию в этом случае определялись лишь стоимостью ракеты Atlas-Agena, что было не такой уж большой ценой.
С учётом нового типа миссии станция подверглась некоторым модификациям. Уменьшили размеры панелей солнечных батарей и убрали с них солнечные паруса. Сами панели развернули на 180 градусов, ведь станция должна быть ориентирована относительно Солнца иначе, чем Mariner-4. На днище аппарата, обращённом к Солнцу, установили специальный теплозащитный экран. Демонтировали поворотную платформу с камерами и «телескоп» для регистрации положительно заряженных частиц. Немного изменили узел поворота антенны и систему обработки научных данных. Ну, и самое главное - установили научную аппаратуру в виде ультрафиолетового фотометра и антенн для приёма сигналов с Земли на частотах 49,8 и 423,3 Мгц. Так и родилась станция Mariner-5.
Основной задачей станции было определение параметров сигнала при радиопросвечивании атмосферы планеты. По уровню ослабевания сигнала можно было получить характеристики атмосферы, нужные для планетологов. Две вышеупомянутые антенны предназначались для изучения ионосферы Венеры, зондирование атмосферы должно было осуществиться при помощи штатного бортового передатчика. Метод радиопросвечивания США с успехом применило на «Маринере-4» (однотипном с «Маринером-5») в 1964 году при исследовании атмосферы Марса.
Но были и отличия. В эксперименте на «Маринере-4» частота, выдаваемая высокостабильным рубидиевым эталоном, посылалась к зонду с Земли, от которого ретранслировалась обратно. Таким образом, сигнал два раза проходил через атмосферу Марса и мог быть очень точно сравнён с эталонным.
При подготовке эксперимента на Венере стало ясно, что сигнал ослабеет слишком сильно, и таким методом можно будет получить только параметры самой верхней части атмосферы Венеры, которые планетологов интересовали уже меньше.
Было решено ограничиться однократным проходом сигнала через атмосферу, а сигнал должен был генерироваться бортовым кварцевым генератором.



переделка



старт

Полёт «Маринера-5» начался в 6:01 14 июня 1967 года. Через 29 минут аппарат штатно отделился от последней ступени PH и раскрыл солнечные батареи. Его датчики поймали звезду Канопус, а передатчик станции был переведён на номинальный режим.
19 июня была проведена коррекция траектории. Траекторные измерения показали, что аппарат прибудет к Венере 19 октября и пройдёт от неё (с вероятностью 97,7%) на расстоянии 800-4000 км. 19 октября в 2:50 на зонд был подан сигнал со станции в Австралии на подвод питания к бортовому записывающему устройству, к датчику планеты, а также на включение оборудования для траекторных измерений. Начался припланетный режим работы.
Когда в 10:45 Венера показалась над горизонтом в Калифорнии, в дело вступили уже основные станции дальней космической связи в Голдстоуне.
Для начала датчик планеты захватил Венеру, потом включился ультрафиолетовый фотометр. Это был первый эксперимент из запланированных. По уровню ультрафиолетового излучения можно было попробовать определить содержание воды и кислорода в атмосфере.
Но главным был эксперимент по радиопросвечиванию. Он начался в 17:29 на расстоянии примерно 4 100 км от планеты. Приблизительно за 3 минуты до максимального сближения с планетой радиолуч вошёл в ощутимую нейтральную атмосферу на расстоянии от центра порядка 6 145 км. И сразу уровень сигнала пошёл вниз. Через 2 минуты 40 секунд он настолько ослаб, что наземные станции уже не смогли его выделить из шумов. Mariner-5 скрылся за Венерой.
Приблизительно через 15 минут сигнал снова возник уже на освещённой стороне планеты. Снова появились эффекты, аналогичные тем, которые наблюдались перед входом, только на дневной стороне на радиолуч воздействовала также и венерианская ионосфера. Примерно через 23 минуты, после максимального приближения станции к планете, радиолуч покинул атмосферу и его характеристики совпали с характеристиками, наблюдаемыми в свободном пространстве.
Эксперимент прошёл на редкость буднично. Не было гонки со временем, не было отказов аппаратуры в самый последний момент, как на «Маринере-2». Все приборы отработали без сбоев.
Для приёма сигнала с «Маринера-5» были задействованы все четыре антенны дальней космической связи в Голдстоуне в Калифорнии. 63-метровая антенна была основной. Также использовалась две дополнительные антенны на 25 метров. Одна из них, получившая название Venus Site, отличалась особенно низкими шумами на приёмнике.
После пролёта Венеры «Маринер» вышел на орбиту искусственного спутника Солнца, где и находится по сей день. Последний сеанс связи с ним был проведён в октябре 1968 года. К этому моменту его солнечные батареи сильно деградировали, и станция испытывала сильный энергетический «голод». 22 октября 1968 года был послан сигнал на переключение передатчика на всенаправленную антенну, что по сути, означало конец миссии. Принимать сигнал с этой антенны не было возможности.
Осталось разобраться с тем, что передали «Венера-4» и «Маринер-5».



Получить методом радиопросвечивания данные о нижней атмосфере планеты так и не удалось - при давлении около 5 атмосфер наступила сверхрефракция радиоволн. Несмотря на то, что приборы Mariner-5 отработали без сбоев, сам эксперимент не смог обогатить учёных Земли весомой информацией о поверхности Венеры. Но были получены результаты анализа атмосферы, расположенной на расстоянии приблизительно 6140 - 6085 км от центра планеты. Их особая ценность, как оказалось в дальнейшем, была именно в том, что их привязка осуществлялась к центру Венеры.
Впрочем, из них нельзя было получить график плотности напрямую. Данные с просвечивания на самом деле представляли собой отношение температуры к молярному весу газа. Взяв за основу некую точку в атмосфере Венеры, в которой температура, как полагали, составляла примерно -43°С, высчитали молярный вес, а из этого и состав.
По такой оценке, содержание СO2 должно было лежать в пределах от 69 до 87%. В качестве рабочей гипотезы выбрали 75%. Теперь можно было попробовать рассчитать, чему будут равны температура и давление на поверхности. Сигнал с Mariner-5 «завяз» в атмосфере на расстоянии 6085 км от центра планеты. Радиоастрономы определили,что радиус Венеры - 6054 км. Выходило, что последние данные получены с высоты приблизительно 30 км от поверхности планеты. Зная параметры атмосферы, можно было вычислить данные на самой поверхности. Поскольку начальные цифры обладали определенной погрешностью, возможный разброс давления оказался очень велик - от 50 до 200 атмосфер. Собственно, ни состав, ни давление не совпали с данными «Венеры-4». В частности, несмотря на то, что датчик на Венере показал концентрацию 90 ± 10%, с учётом всех данных она ясно показала более 90%!



Траектории АМС «Венера-4» и Mariner-5 относительно Венеры

Еще одним удивительным моментом оказался тот факт, что по данным «Маринера-5» температура на дневной стороне Венеры оказалась ниже, чем на ночной. Этот факт вообще было очень трудно объяснить. Более того, результаты и «Венеры-4», и расчётной группы «Маринера» плохо согласовывались с данными радиоастрономов о температуре на поверхности планеты. Где-то имелись ошибки. Нужно было понять, где именно.
Оба вышеупомянутых аппарата разрушали очень много теорий.
Уже по журнальным статьям видно: учёные быстро поняли - что-то не так. При сравнении данных, полученных при затмении Регула, с данными «Венеры-4» можно было получить «радиус Венеры» в момент прекращения связи (R = 6065 км ± 7 км) даже без учёта результатов, переданных «Маринером-5». Этот радиус неудовлетворительно совпадал с радиусом, полученным радиоастрономами. Как раз в 1967 году был закончен большой труд по совместной обработке всех измерений Венеры, проведённых с 1961 по 1966 годы. Особенно масштабными были измерения на 300-метровом радиотелескопе в Аресибо, который способен проводить оценку расстояния до Венеры, когда последняя находится вообще в любой точке орбиты (за исключением тех случаев, когда она скрывалась за Солнцем). В результате было получено значение радиуса Венеры в 6 056 ± 1,2 км.
Сам этот факт ещё мало о чём говорил, ибо станция могла снижаться и над высокогорным районом. Ещё более очевидным становилось расхождение при сравнении данных «Венеры-4» и «Маринера-5». У них был общий участок, и совместить результаты обеих станций не составляло особого труда. Получалось, что «Венера-4» замолчала на расстоянии около 6070-6085 км от центра планеты.
В 1968 году было проведено несколько независимых исследований радиолокационных данных, накопленных за последнее время в Аресибо, Голдстоуне и Хайстике. Они опять показали ставший уже привычным результат - 6056 км. Выходило, что «Венера-4» до поверхности долететь не могла. С другой стороны, при экстраполировании данных «Венеры-4» и «Маринера-5» на радиоастрономический радиус получалось, что на поверхности планеты давление доходит до 150 атмосфер, а температура - до 800 К. Такая температура опять противоречила информации радиоастрономов. Где-то были ошибки, причём явно - множество. Также переданные данные вступали в противоречие с основными моделями венерианской атмосферы. Значит, неточности были и в них.
Первой была найдена ошибка в результатах расчетной группы «Маринера». Расчетная группа не учла разницу между солнечным временем, в котором осуществлялась работа на приемных станциях, и звездным временем, в котором исчисляются эфемериды планет, что, по оценке авторов эксперимента, привело к сдвигу высот на 8,85 км. К облегчению планетологов, подобная поправка «исправила» температуру дневной стороны Венеры. Она все-таки была не холоднее ночной, и это приблизило данные «Маринера» к данным «Венеры-4», но разность все равно была слишком велика.
В начале 1968 года в Японии прошла международная конференция COSPAR, на которой встретились Аркадий Кузьмин и американский учёный Карл Саган. По воспоминаниям Сагана, у него тогда было хорошее настроение. Когда в 1962 году он опубликовал свою работу о парниковом эффекте на Венере, его оппонент предложил пари. Оппонент ставил 100 долларов против 10-ти, что давление на Венере не превосходит 10 атмосфер. Саган согласился, а сейчас, имея на руках данные с «Венеры-4», получил свой выигрыш.
К началу конференции уже было ясно, что «Венера-4» вряд ли села на планету. Все факты говорили против этого. Для объяснения, как советские учёные пришли к данному выводу, решили подробно рассказать об устройстве станции, о том, как были определены параметры атмосферы, и особенно о том, как работал радиовысотомер, поскольку лишь его измерения не вписывались в общую картину. Кузьмин предположил, что аппарат умудрился войти в атмосферу над «Венерианской Килиманджаро». На замечание Сагана о величине шансов, Кузмин резонно заметил, что шансы есть всегда, какими бы они ни были.
Ещё одно объяснение такой работы прибора предложил сам Саган. У каждого радиовысотомера есть определённая критическая высота измерений, при превышении которой вполне возможна неоднозначность результатов его работы. Обычно известно, на какой высоте работает радар, и потому никаких разночтений не случается.
Рассмотрим элементарный пример. Обычный земной самолёт летит на высоте 10 км. Его высотомер отправляет радиосигнал в сторону поверхности сериями. Первая серия ушла во время А, отражённый от поверхности сигнал вернулся во время А1, что соответствует уже известной высоте. Вторая серия сигналов уходит во время В, и так далее. Но если представить, что самолёт летит на высоте вдвое большей, а наблюдателю это неизвестно? Во время А уходит первая серия - ответа нет. Может, сигнал попал на поверхность со слабым уровнем отражения, может, случилось ещё что-то. Во время В уходит вторая серия, и в В1 отражённый сигнал возвращается на станцию. Если это сигнал из серии В - значит, высота 10 км. Но если приёмник зафиксировал вернувшийся сигнал из предыдущей серии А, то высота получается вдвое больше. Радиовысотомер «Венеры-4» работал на несколько другом принципе, но общую идею этот пример передаёт.
Для завершения этой истории хотелось бы упомянуть ещё одну версию прекращения работы станции. Запас энергии в бортовом аккумуляторе был примерно на 100 минут, и к моменту прекращения связи станция проработала 93 минуты. Есть шанс, что у неё просто «сели батарейки». В любом случае, получить информацию с поверхности в тот раз было не суждено - слишком плотной оказалась атмосфера. Можно предположить, что даже после прорыва «венерианского воздуха» в корпус станция ещё не один час медленно спускалась в атмосфере, пока не коснулась грунта Венеры.
Первоначальная ошибка в анализе данных объяснялась эйфорией и тем, что тогда мало кто понимал, что же собой представляет Венера. При этом «Венера-4» с честью выполнила все те функции, для которых проектировалась.
Комбинация двух различных методов изучения атмосферы с «Венеры-4» и «Маринера-5» позволили получить модель и данные об атмосфере, которые трудно было бы получить с каждой станции отдельно. По сути, была реализована та самая первоначальная задача, поставленная перед станциями серии «Венера» ещё при их разработке в ОКБ С. П. Королёва.
При всем при этом не стоит забывать и о других научных результатах, полученных двумя станциями. Ультрафиолетовые фотометры как «Венеры-4», так и «Маринера-5» выявили у Венеры слабую водородную корону. Другими словами, некое вещество в атмосфере Венеры разбивалось на составные элементы (у Земли это - вода), и водород улетал в межпланетное пространство. Ещё более интересные результаты дал магнитометр, который выявил слабое магнитное поле планеты, индуцируемое солнечным ветром. Выяснилось, что Венера по сравнению с Землёй имеет очень слабую ионосферу.
Также очень сложно объяснить, что же дало планетологам прямое измерение состава атмосферы. Итоговый результат напоминал эффект домино. Точный состав атмосферы позволил заново рассмотреть уже готовые результаты экспериментов. Теперь можно было уверенно привязать к реальным параметрам данные, полученные при затмении Регула. Гигантский объём спектрометрических данных зажил новой жизнью, стало кристально ясно, к какой высоте на Венере относилось поглощение, с какой температурой и давлением. Дождались своего часа результаты, полученные «Маринером-2» за 14 лет до этого. В 1976 году была выпущена итоговая статья по его данным - в свете новой информации, переданной «Маринером-5» и советскими «Венерами».
Следует заметить, что если бы в ОКБ имени С. А. Лавочкина не решили для ускорения процесса разработать и оттестировать станции только в варианте с спускаемым аппаратом, то единственная станция с СА, как более тяжёлая, должна была стартовать первой и стала бы «Космосом-167». К Венере вышли бы две станции, предназначенные только для исследования с пролётной траектории, чьи результаты наверняка бы дублировали друг друга. А первый аппарат вошёл бы в атмосферу другой планеты на полтора года позже.
К сожалению, пока оставался не прояснённым вопрос: каковы же давление и температура на поверхности Венеры? Рядом приведён график, на который нанесены данные, полученные с «Венеры-4» и «Маринера-5». Уровень специально выбран относительно центра планеты. Читатели сами могут выбрать радиус её поверхности и получить свои результаты.



Модель атмосферы Венеры по данным «Венеры-4», «Маринера-5» и результатам наземных измерений

Понять всё это было чрезвычайно важно для разработки следующих станций.
Опять интересно пролистать подшивки журнала «Космические исследования». Статьи, содержащие подробный анализ результатов, появились в конце 1968 года. Особый интерес представляла статья, одним из авторов которой был постановщик эксперимента М.Я. Маров. В статье выдвигались следующие параметры на поверхности Венеры: температура на среднем уровне: 625 ± 100 К, давление 50 ± 30 атмосфер. Именно эти данные были заложены в ТЗ для новых станций.