«Луна-8»


3 декабря 1965 года 10:46:14 - старт
4 декабря 1965 года 19:00 - коррекция
6 декабря 1965 года 21:51:30 - разбилась на Луне

Ежегодник БСЭ 1966:

9 мая, 8 июня, 4 октября и 3 декабря были запущены автоматические межпланетные станции соотв. «Луна-5», «Луна-6», «Луна-7» и «Луна-8». Все они, за исключением одной («Луна-6»), достигли поверхности Луны и предназначались для отработки систем мягкой посадки.


Сиддики:


Макет лунной станции типа Е-6 на выставке в Мемориальном музее космонавтов в Москве. Пакет "справа" - это посадочный модуль на луну (ALS). Три серебряных шара, видимых на переднем плане, - это три из четырех баллонов для хранения газа для системы ориентации. Два (из четырех) черно-белых сопел, обращенных влево, являются верньерами. Главный двигатель S5.5A находится в левой или кормовой части всего космического аппарата.
Научные инструменты:
1. система визуализации
2. Детектор излучения СБМ-10.
Результаты: это десятая попытка Советского Союза осуществить мягкую посадку на Луну почти удалась. Разгонный блок "Блок-Л" успешно отправил зонд на Луну. После успешной коррекции в середине пути в 19:00 4 декабря космический аппарат без каких-либо видимых проблем направился к целевой точке посадки на Луне. Незадолго до запланированного торможения была отправлена команда надуть амортизирующие подушки безопасности вокруг зонда посадочного модуля ALS. К сожалению, пластиковый монтажный кронштейн, похоже, пробил одну из двух подушек. В результате истечения воздуха привело к вращению космического аппарата (12° в секунду). Машина на мгновение вернулась в исходное положение, достаточное для 9-секундного срабатывания тормозного двигателя, но затем снова потеряла его. Без полного штатного импульса, необходимого для снижения скорости падения, достаточной для посадки, «Луна-8» упала на поверхность Луны и разбилась 6 декабря в 21:51:30 к западу от кратера Кеплер. Координаты падения были 9° 8' с.ш. / 63° 18' з. Д. Советское информационное агентство ТАСС просто сообщило, что «системы станции работали нормально на всех этапах посадки, кроме последней».

Черток:
28 ноября, еще не отдышавшись от трех венерианских пусков, Государственная комиссия на полигоне обсуждала вопрос о пуске Е-6. Начали с ближайшей даты - 30 ноября. Всем так хотелось поскорее из холодных и ветреных казахстанских степей улететь в еще теплый Крым либо домой. Но, как ни уплотняли график, по сроку сдвинулись на 3 декабря. Перед этим пуском на полигон вылетели Королев и Келдыш.
...
Королев, Бармин, Тюлин и Келдыш тут же договорились, что по возвращении в Москву после "посадки на Луну" сделают соответствующее представление Смирнову и в ЦК КПСС. Вечером на Госкомиссии обсудили и утвердили дату и время старта - 3 декабря 13 часов 46 минут 14 секунд. В этом случае расчетное время посадки - 6 декабря 23 часа 57 минут. Баллистики просчитали с точностью до секунды зоны видимости для НИП-10, время активного полета всех ступеней и блоков ракеты, расстояния до Луны при построении лунной вертикали, высоты начала и конца торможения.
Все события, привязанные по времени, докладывали так, словно ни у кого не было сомнений, что полет безотказно пойдет по этому расписанию. С такой же скрупулезной точностью проектанты доложили весовую сводку, начиная с общего веса четвертой ступени до АЛСа Е-6 № 12. Оказалось, что все наши труды имели целью мягко опустить на поверхность Луны всего 104,5 килограмма. Именно этой сотне с небольшим килограммов предстояло обеспечить очередной впечатляющий успех советской космонавтики. Королев потребовал, чтобы были доложены данные по заправкам горючим и окислителем исаевского КТДУ и время его работы. Было еще много вопросов, на которые сразу давались точные ответы. Сказывался большой опыт предыдущих пусков.
Затем состоялись традиционные доклады всех главных конструкторов о реализованных мероприятиях и заверения в безусловной надежности системы, за которую каждый из них отвечает.
Далее все пошло штатно.
В бункере я отвоевал место у гостевого перископа. Самые волнующие секунды старта обычно идут без телеметрических докладов. Опытным глазом ситуация определяется быстрее, чем по мониторам.
Зажигание, беспорядочный огонь и дым предварительной - и факел главной ступени! Откинулись стартовые стрелы, ревущая ракета плавно вышла из клубящегося пламени и быстро скрылась в серой пелене низкой облачности. Фактическое время старта отличалось от расчетного всего на 0,3 секунды. Чуть взволнованные доклады с НИПов по громкой связи звучат в притихшем бункере: "Девяносто секунд... Полет нормальный".
Все ступени отработали по расчету. Через час, съехавшись на ТП, мы получили доклад, что блок "Л" отработал заданный импульс и Е-6 № 12 летит к Луне. Предыдущие неудачи всех нас научили быть сдержанными, и никаких особых эмоций по этому поводу не проявлялось.
До посадки на Луну оставалось чуть более 80 часов. Первая коррекция по расписанию была назначена на 4 декабря в районе 20 часов. Королев и Тюлин предложили всем пораньше лечь спать; на следующий день в 7 утра предстоял всеобщий разлет: кто в Москву, а Госкомиссия и все "лунатики" - в Крым. Королев улетит из Тюратама в Крым. Ему не суждено будет больше участвовать ни в одном пуске. Никому из нас не дано было знать, что Королев ночует в своем обжитом за восемь лет "королевском домике" последний раз. Не суждено было знать Королеву, что он в последний раз проедет по бетонке со своей "двойки" на аэродром, что степь, на которую он смотрит, будет называться "Космодром Байконур", а имя доселе неизвестного академика Королева будет превозноситься средствами массовой информации всего мира.
...
Обращаясь ко мне, Королев сказал: - Борис! Никуда не отлучайся, сядем рядом, будешь мне все объяснять.
Я заготовил на красной миллиметровке расписание сеанса, содержащее перечень команд, подаваемых с Земли, бортовых меток ПВУ и действий бортовых систем.
4 декабря 1965 года в 20 часов 30 минут в зале управления симферопольского НИП-10 при полном сборе всех участников наступила напряженная тишина. - Евгений Яковлевич! - громко сказал Королев. - Принимайте все руководство сеансами на себя. На нас не обращайте внимания. Только, прошу, отдавайте команды громко и внятно. Я тоже хочу понимать, что происходит.
В 20 часов 47 минут Богуславский объявил:
- Включен передатчик. Начинаем измерение дальности и радиальной скорости.
Я поставил на своем графике первую галочку. Королев подвинул график к себе и потребовал:
- Негромко поясняй!
Команды шли одна за другой. Богуславский объявлял:
- Программа коррекции включена... Есть включение САН... Идет поиск Солнца... Начали поиск Луны... И-100 включен на прогрев... Идет контроль по числам... Идет проверка И-100...
В 22 часа 19 минут:
- Борт выключен... Пошла закрутка...
В 22 часа 42 минуты:
Конец сеанса. Визуально замечаний нет!
Вроде прокачали, - сказал Королев, достал платок и вытер лоб.
Следующая, уже полноценная, коррекция с включением КТДУ 5 декабря тоже прошла "без замечаний", если не считать показательного разноса, который Королев учинил Безвербому и Лидову за незначительный недобор скорости при коррекции. Расчет уставок на коррекцию производили в НИИ-88, НИИ-4, ОПМ. Фактически вся методика расчета была разработана ОПМ, которое считалось полностью "хозяйством" Келдыша. Которая из трех организаций была больше виновата в незначительной ошибке, разобраться было трудно. Но разнос носил такой общественно-показательный характер, что снял на время напряжение, царившее среди участников работы на НИП-10.
Наступила трагическая ночь с шестого на седьмое декабря 1965 года.
Все понимали, что спать не придется при любом исходе. Дружно и рано поужинали и уже в 18.30 участвовали в сеансе связи, в котором в последний раз проверялись все системы, кроме включения КТДУ.
Я снова заготовил на миллиметровке детальное расписание всех операций, привязанных к московскому времени.
В зале управления мельтешило много народу. Тут были непосредственно занятые, "болельщики", не участвующие в работе, и просто переживающие. Появился даже представитель Крымского обкома.
Королев, оценив обстановку, подозвал начальника пункта полковника Бугаева, Рязанского, Богуславского, меня и громко, так чтобы все слышали, объявил:
- Всем, не участвующим в этом сеансе, выйти в соседние комнаты - там будет вся информация. Никаких команд по управлению никто, кроме Богуславского, не подает. Ему мешать запрещаю. Член Госкомиссии Рязанский наблюдает за исполнением этого указания. Полковник Бугаев отвечает за точное исполнение личным составом всех инструкций и проверку всей аппаратуры. Прошу еще раз всех участников убедиться в полной исправности систем. Доклады об исполнении и телеметрические данные не рассусоливать. Говорить коротко и четко. Ясно?
Все было ясно. Сняв пиджак, СП остался в шерстяной рубашке, которую иногда называли королевской формой. Выбрав себе место, он обратился ко мне: - Садись рядом, клади расписание и негромко будешь комментировать.
Келдыш и Тюлин пристроились за соседним рабочим столом. Богуславский с микрофоном в руке ходил по залу и давал последние указания. 6 декабря 1965 года в 22 часа 30 минут Богуславский, явно волнуясь, почти торжественно среди наступившей тишины отдал команду № 17:
- Включить бортовой передатчик.
Последовали доклады:
- Идет прием чисел... Идет контроль уставок... Включена телеметрия пятой ступени...
В 22 часа 44 минуты три раза подали команду "разрешение на запуск бортовой программы - построение лунной вертикали". Команды подавались непрерывно. И непрерывно шли доклады:
- Есть включение САН... Есть включение точной телеметрии... Есть успокоение объекта... Идет прием чисел контроля отработки уставок... Закончен поиск Солнца... Идет поиск Луны...
Королев, чуть вздрагивая при каждом докладе, ставил галочку и сверялся со временем. Я успокаивал:
- Пока идем точно по графику - поиск Луны идет вращением всего объекта относительно направления на Солнце.
- Понимаю. Не надо лишних слов, - проворчал Королев.
В 23 часа 30 минут начали поиск Земли и САН перешла в прецизионный режим.
В 23 часа 51 минуту 06 секунд последовал торжественный доклад:
- Есть фиксация лунной вертикали.
Королев вздрогнул. Это было место, на котором мы сорвались в прошлый раз.
- Пронесло, - сказал я.
- Молчи! - раздраженно оборвал Королев и поставил одну за другой две галочки, услышав доклады:
- Включение И-100.
- Включение высотомера на прогрев. Последовали доклады:
- Высота 8272 километра!
- Прошли метки Т7 и Т8 - идет наддув амортизаторов, ждем включения КТДУ!
По графику КТДУ должна была включиться на торможение по достижении заданной высоты 74,8 километра в 0 часов 51 минуту. Все замерли в ожидании. Е-6, ориентированный по лунной вертикали, падает на Луну. В прошлый раз авария произошла до построения лунной вертикали. Плечом чувствую, как напрягается Королев. Он внимательно слушает и ставит галочки. Район предыдущей аварии проскочили и пошли дальше.
Прошел доклад:
- Видим спад давления в шар-баллоне. До Луны 1200... 1000... ... 800 километров.
И вдруг:
- Измерения высоты прекратились. Королев пошатнулся в мою сторону:
- Может быть, ошибка? Случайный сбой?
Но уже подбежал Богуславский с микрофоном:
- Сергей Павлович! Произошло что-то непонятное. Объект, по-моему, завертелся, и высотомер прекратил измерения, потом снова "прошелся" по Луне! Еще теплилась какая-то надежда. Вдруг двигатель включится, восстановится стабилизация, произойдет торможение и вся эта закрутка - только страшный сон.
Ведь это двенадцатый пуск! Мы были так близки к цели! Я объясняю, что если высотомер теряет Луну, то не может быть включения КТДУ на торможение. Пошли доклады, исключавшие надежду на счастливый конец:
- Пятьдесят одна минута тридцать секунд. Конец приема!
- Сигнала нет!
- Команда на включение двигателя прошла.
- Двигатель работал 9 секунд вместо 42-х. Прилунение должно быть аварийным.
В 0 часов 51 минуту 29,6 секунды связь резко прекратилась. Я протолкался в кучу уже шепчущихся между собой проектантов, управленцев и радистов. Все спешили поделиться своими впечатлениями и гипотезами. С трудом удалось умиротворить людей и убедить их докладывать спокойно.
Постепенно картина прояснялась.
До меток Т-7, Т-8 все системы работали нормально. По этим меткам открывается клапан шарового баллона высокого давления и начинается наддув резиновых амортизаторов. Потеря ориентации высотомера на Луну началась через 13 секунд после этой команды.
Зафиксирована потеря Солнца, а потом и Земли. Управленцы успели подсчитать, что скорость закрутки к моменту запуска двигателя составляла 12 градусов в секунду. Береснев и Коврижкин вместе с САНовцами определили, что возмущающий момент при такой скорости закрутки более чем в три раза превосходил возможности управляющего.
Я вернулся к Королеву. Он не отдавал никаких распоряжений и сидел необычно пассивный, с явной досадой выслушивая Тюлина и Келдыша, которые уже рассуждали о форме и содержании доклада в Москву.
- Ну что? - спросил наконец СП.
- Первое впечатление такое, что образовалась дыра в амортизаторах и выходящий воздух создал возмущающий момент, с которым система управления не справилась.
Подошел Бабакин, пытался убедить:
-У нас уже новый АЛС готов. Давайте повторим через два месяца. За это время разберемся. Тут явно какая-то глупость.
- Да, повторим, если нам теперь поверят, - с грустью ответил Королев.
У всех было общее чувство вины. Оно не разъединяло, а сплачивало. Никто не хотел отдыхать, несмотря на глубокую ночь. Пять дней тщательного расследования потребовалось, чтобы понять истинную причину аварии. Докопался первым, кажется, Палло. Он вместе с "резинщиками" проделал массу экспериментов по отработке надувных резиновых амортизаторов. Когда ему сказали, что, вероятно, прохудились баллоны, он категорически отверг это обвинение и начал скрупулезное следствие.
Амортизаторы при наддуве упираются в стеклопластиковый кронштейн крепления лепестковых антенн. Проверили кронштейн. Он легко сломался, образовав острые края. При наддуве обломанный кронштейн проткнул резиновый баллон. Вот откуда появился возмущающий момент.
Но почему ранее изготовленные кронштейны при испытаниях не ломались? Палло обнаружил, что ткань, которая составляла основу материала, в пресс-форму была уложена неправильно. Элементарная технологическая ошибка работницы, которая укладывала заготовку перед полимеризацией и прессовкой. Процесс поломки кронштейна и протыкания резиновых баллонов был полностью воспроизведен на экспериментальной установке. Мозжорин повторно получил команду Устинова подготовить справку о надежности и качестве, которая давала бы возможность расправиться не только с Чертоком, но и с самим Королевым. В самом деле, что же это за система контроля качества, если ошибка работницы, не знающей о том, куда и зачем идет этот стеклотекстолитовый материал, может привести к таким последствиям? И что же это за конструкция, если случайно сломавшийся кронштейн рвет резину и создает возмущающий момент, закручивающий такой объект?
Аппарат ВПК начал подготовку очередного заседания для обсуждения причин всех аварийных пусков Е-6. На этот раз с докладом самого Королева и председателя Госкомиссии Тюлина.

Каманин:
3 декабря 1965 года: полет "Луны-8" успешно продолжался до момента наддува баллонов-амортизаторов перед запуском тормозной двигательной установки (ТДУ). При наддуве один из баллонов лопнул, что привело к нарушению ориентированного положения станции. Двигатель запустился в нерасчетное время (позже) и проработал 9 секунд вместо расчетных 45. Станция совершила жесткую "посадку".

Маров:
Станция Е-6 №12 («Луна-8») была запущена 4 декабря 1965 года на более низкую промежуточную орбиту и с меньшим наклонением, чем ее предшественницы: 51,6° вместо 65°. Это позволило увеличить массу станции, выйдя за ограничительный предел 1 500 кг. Четвертая ступень успешно вывела космическую станцию на траекторию полета к Луне. На следующий день также успешно прошел маневр коррекции траектории, но, увы, мягкой посадки на Луну не получилось. Как и было заложено в программе полета, непосредственно перед запуском тормозного двигателя надулись подушки безопасности, но одна из них оказалась проколотой неправильно изготовленным монтажным кронштейном на лепестке посадочного модуля, и струя вытекающего газа привела станцию во вращение. В результате тормозной двигатель отключился спустя 9 секунд вместо 42 секунд. Космический аппарат совершил жесткую посадку западнее кратера Кеплера в Океане Бурь в 21:51:30 по Гринвичу 6 декабря в точке с координатами 9° с. ш. и 63,3° з. д. Проблема с кронштейном была решена, и в последующих миссиях воздушные подушки надувались только после завершения работы тормозного двигателя. «Луна-8» стала одиннадцатым и последним полетом по программе Е-6, осуществленным ОКБ-1 до того, как работы по советским лунным и планетным программам были возложены на НПО имени Лавочкина.