Л1 №4Л


27 сентября 1967 года 22:11:54 - старт
Т + 1 мин. 37,4 - взрыв РН, СА КК приземлился посредством САС

Сиддики:
Научные инструменты: [неизвестно]
Результаты: этот космический корабль типа 7К-Л1 был первым из серии космических аппаратов, которые Советы пытались отправить в окололунные полеты в рамках более крупного проекта по отправке двух космонавтов вокруг Луны. Программа, официально утвержденная в октябре 1965 г., предполагала объединение сил двух ведущих космических организаций Советского Союза, возглавляемых Василием Мишиным (1917–2001 гг.) (Который предоставил космический корабль 7К-Л1 и РБ Блок Д) и Владимир Челомей (1914–1984) (предоставивший трехступенчатую ракету-носитель «Протон-К»). Космический корабль 7К-Л1 был урезанной версией более крупного космического корабля 7К-ОК "Союз", предназначенного для работы на околоземной орбите. Ближайшая цель заключалась в том, чтобы отправить двух космонавтов вокруг Луны к пятидесятилетию большевистской революции, в ноябре 1967 года. Проект перешел на новый этап с двумя технологическими полетами на околоземную орбиту в марте и апреле 1967 года, которые включали высокоскоростные входы в атмосферу. Во время этого конкретного запуска подъем был устойчивым в течение 61 секунды перед отклонением от штатного пути, что привело в действие аварийно-спасательную систему. Спускаемый модуль 7К-ЛИ сразу отделился от сбившейся с пути ракеты-носителя, и, хотя капсула в момент отделения была дестабилизирована из-за неожиданного скачка давления, она благополучно приземлилась целой невдалеке от обломков ракеты-носителя, которая была уничтожена при Т + 97,4 секунды.

Маров:
В первом случае, 27 сентября 1967 года, из-за блокирования линии подачи топлива не запустился один из трех стартовых двигателей, и на 93-й секунде полета ракета была уничтожена. Как показал послеполетный анализ, на стартовой площадке перед полетом не была снята предохранительная крышка, закрывающая двигатель.

Каманин:
27 сентября.
Вчера состоялось второе заседание Госкомиссии по комплексу УР-500К — Л-1. На заседании были заслушаны:
1. Доклад Патрушева В.С. об окончании испытаний и готовности объекта № 4Л (корабля Л-1 — Ред.); содоклады представителей организаций-разработчиков систем объекта (Хитрик М.С., Крутовских С.А., Пиковский И.И. и другие); заключение Шабарова Е.В. о готовности объекта к пуску.
2. Доклад Меньшикова В.И. об окончании испытаний и готовности изделия № 229 (ракеты УР-500К — Ред.); содоклады представителей организаций-разработчиков систем изделия (Радутный В.С., Полонецкий С.А., Вервейко В.И. и другие); заключение Труфанова Ю.Н. о готовности изделия к пуску.
3. Доклад Могилы А.И. и заключение Бармина В.П. о готовности стартовой позиции.
4. Общее заключение Мишина В.П. о готовности комплекса в целом к летным испытаниям.
5. Доклад Курушина А.А. о готовности служб полигона.
6. Доклад Беспалова Б.И. о метеообстановке.
7. Доклад Хоботова В.Н. о полетном задании.
8. Доклад Фадеева Н.Г. о результатах тренировки и готовности контрольно-измерительного комплекса.
9. Доклад Широбокова Н. М. о готовности поисково-спасательных команд.
Шабаров, Меньшиков, Труфанов, Мишин и другие конструкторы доложили, что пуск Л-1 возможен 28 сентября.
Общее впечатление от готовности ракеты УР-500К хорошее, а от готовности корабля — лишь удовлетворительное. При проверке корабля Л-1 на старте было выявлено несколько отказов (отказал приемник метрового диапазона, принимающий команды для САС, вышел из строя один из трех каналов бортовой вычислительной машины), но они не должны задержать беспилотный пуск — таково мнение технического руководства. Решили: пуск осуществить 28 сентября в 1 час 11 минут 54 секунды московского времени, а посадку корабля произвести 4 октября в 19:52 в 200—300 километрах севернее Джезказгана. Поиск приземлившегося корабля ночью будет сильно затруднен из-за отсутствия на нем светового маяка, а в случае отказа бортового радиомаяка поиск ночью вообще невозможен. Предусмотрели возможность пуска 29 или 30 сентября (если он почему-либо не состоится накануне), но в этом случае облет Луны уже невозможен и полет будет осуществляться вокруг заданной расчетной точки.

28 сентября.
Произошла очередная большая неприятность: ракета УР-500К примерно через минуту после старта начала разваливаться в воздухе и вскоре упала в 50—60 километрах от места пуска. Вот как все это происходило...
Накануне, в 19:30 местного времени, Госкомиссия разрешила стартовой команде приступить к заправке ракеты. Перед принятием решения Мишин, Шабаров, Труфанов, Меньшиков и другие главные конструкторы и испытатели еще раз заверили Госкомиссию, что подготовка ракеты УР-500К и корабля Л-1 проходит нормально и можно приступать к заправке и готовить пуск. Заправка ракеты осуществляется автоматически под контролем специалистов и продолжается 6—7 часов. До двух часов ночи членам Госкомиссии нечего было делать на старте, и мы уехали на 17-ю площадку на ужин. По совету Мишина и Кириллова я с группой членов Госкомиссии (Юрышев, Мордасов, Гуровский, Самохин и другие) решили наблюдать пуск со второй площадки. Около 3-х часов местного времени большая группа наблюдающих собралась на дороге у ИП-1 (самая высокая точка 2-й площадки). Была темная звездная ночь, облачности не было, ветер не превышал 6 метров в секунду.
Пуск начался точно в назначенное время. Мне сразу же показалось, что ракета набирает высоту медленнее, чем обычно... Через 50—60 секунд я уже готов был отказаться от своих сомнений и считать полет нормальным, но еще через десяток секунд ракета стала отклоняться от вертикали, а вскоре произошло и отделение боковушек первой ступени. Всем нам показалось, что это произошло преждевременно, но хотелось верить, что правильно оценить полет ракеты мешают непривычные условия ночного пуска. Наши надежды не сбылись: мы увидели, как система аварийного спасения отстрелила корабль от ракеты, после чего основная масса огня круто изменила траекторию полета по направлению к Земле. Через 2—3 минуты позвонил Тюлин и попросил нас приехать на старт.
На старте собрались все члены Госкомиссии, Пашков, Афанасьев, Толубко, Царев и другие. Тюлин доложил, что при пуске один из шести двигателей первой ступени не включился и ракета стартовала на пяти двигателях; до 61-й секунды ракета летела устойчиво, но потом стала заметно отклоняться от расчетной траектории и разрушаться. На месте падения ракеты произошло несколько сильных взрывов. Сегодняшний пуск УР-500К был седьмым по счету: из семи пусков два (3-й и 7-й) оказались аварийными. Ракета УР-500К безусловно хорошая, но далеко еще не освоенная в эксплуатации.
Я дал команду генералу Долгушину поднять в воздух самолет Ил-14 и попытаться обнаружить радиосигналы корабля Л-1. Через полчаса летчик самолета Ил-14 сообщил, что он принимает сигналы корабля и по трем засечкам определил его местонахождение — в 65 километрах севернее аэродрома. Я приказал Долгушину продолжать наблюдение за районом падения ракеты, а с рассветом выслать к кораблю вертолеты Ми-4 и Ми-6 с эвакуационными командами.
В 8:15 Долгушин был на месте приземления Л-1 и доложил, что корабль сел отлично. В 13:30 корабль Л-1 был доставлен на аэродром вертолетом Ми-6. К моменту возвращения Ми-6 Тюлин, Юрышев, я и большая группа специалистов были на аэродроме. Мы очень тщательно и придирчиво осмотрели корабль. Наше общее мнение сводится к тому, что авария ракеты дала нам возможность вторично проверить САС и убедиться в ее отличной работе. Первая проверка состоялась в декабре 1966 года, когда САС «самовольно» сработала на старте при пуске технологического «Союза». Тогда, как и сегодня, корабль был спасен, но при этом возник пожар — ракета взорвалась и разрушила старт. Конечно, это очень дорогие «проверки» надежности САС, и лучше бы иметь их поменьше. Мишину определенно не везет: из семи пусков под его руководством только один был удачным (все четыре пуска «Союзов» и два пуска Л-1 были аварийными).

7 октября. Москва.
Больше четырех часов просидел на совещании у секретаря ЦК КПСС Устинова Д.Ф. Присутствовали: Келдыш, Афанасьев, Смирнов, Пашков, Дементьев, Шикин, Мордасов, Калмыков, Тюлин, Керимов, Вершинин, Руденко, Толубко, Карась и главные конструкторы Мишин, Челомей, Глушко, Воронин, Алексеев, Волков, Быков, Крутовских, Спияков и другие. Короче говоря, это было заседание «Главного штаба» по руководству космическими исследованиями. Обсуждали состояние дел с кораблями «Союз» и Л-1.
Гибель Комарова при посадке «Союза» 24 апреля и взрыв ракеты УР-500К 28 сентября отбросили нас назад как минимум на год. Сейчас уже всем ясно, что пилотируемых космических полетов в 1967 году в нашей стране не будет. Комиссия В. П. Глушко точно установила, что один из двигателей первой ступени ракеты УР-500К отказал из-за попадания резиновой заглушки в топливную магистраль. Это могло случиться только при сборке двигателя в 1965 году на пермском заводе № 19 (директор — Субботин): налицо или диверсия, или исключительная неорганизованность процесса сборки двигателей.
Устинов сказал, что авария УР-500К обошлась нам в 100 миллионов рублей и добавила два-три месяца отставания от программы облета Луны. Он очень серьезно предупредил министра Дементьева за плохую работу по обеспечению космических программ (предприятия Ткачева и Субботина входят в состав МАП).
Договорились, что в конце октября состоится пуск двух технологических «Союзов», а 21—22 ноября — очередной пуск беспилотного корабля Л-1.