вернёмся в библиотеку?

«Аэрокосмическая техника» 1991 №3, сс.188-189


КОММЕРЧЕСКАЯ КОСМОНАВТИКА1)

Делма Фримэн мл., Чарльз Ганн, научные обозреватели

1) Aerospace America, 1990, No. 12, p. 72. Перевод А. H. Гуляева.

© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.


25 июля 1990 г, состоялся первый коммерческий запуск ракеты-носителя "Атлас 1" со спутником "CRRES" на борту.

Сегодня, когда оборонные программы потеряли былое значение, коммерческое использование космической техники становится все более интенсивным. США значительно увеличили количество коммерческих запусков, СССР и Китай предоставляют свои ракеты-носители всем желающим, Франция продолжает осуществлять коммерческую космическую программу, а Япония и Германия уже готовятся к выполнению аналогичных программ. Наступившее десятилетие обещает стать эпохой расцвета коммерческой космонавтики.

Переход к активному использованию космической техники в коммерческих целях оказал благоприятное влияние на развитие американской космонавтики. С помощью носителей "Дельта" и "Атлас-Центавр" NASA осуществило запуск своего исследовательского спутника "Космик бэкграунд эксплорер" и спутник морской связи "Флитсатком". Во время первого коммерческого запуска ракеты-носителя "Атлас 1" (фирма General Dynamics), осуществленного NASA совместно с Министерством обороны США, на орбиту был выведен спутник "CRRES" (Combined Release and Radiation Effects Satellite). Фирмы McDonnell Douglas и Martin Marietta приступили к использованию своих новых носителей "Дельта II" и "Титан III" для коммерческих запусков спутников.

Фирма Orbital Sciences осуществила свой первый запуск носителя "Пегас" (небольшая ракета-носитель одноразового применения) с борта самолета "В-52", в то время как сравнительно молодая фирма American Rocket не смогла выйти на рынок коммерческих носителей ввиду недостатка средств.

Конкуренция в коммерческой космонавтике значительно обострилась после возобновления запусков ракеты-носителя "Ариан IV" через три месяца после аварии, а также успешного запуска китайского носителя "Лонг Марч 2Е". Ситуация значительно осложнилась после того, как на мировой рынок носителей вышел СССР. Русские предложили свою ракету-носитель "Зенит" (SL-16) для запусков коммерческих спутников с австралийского космодрома Кейп Йорк и ракету-носитель "Протон" для запуска коммерческих спутников с территории Советского Союза. Активизация коммерческой космонавтики не означает прекращения использования космоса в военных целях: недавно Министерство обороны США осуществило первый запуск носителя "Титан IV". Пентагон продолжает использовать "Дельту II" для запуска спутников Глобальной навигационной системы GPS.

При запуске межпланетной станции "Галилей" к Юпитеру специалисты NASA использовали инерциальную верхнюю ступень IUS, а при запуске межпланетной станции "Улисс", предназначенной для исследования полярных областей Солнца, — комбинацию IUS и разгонного блока полезной нагрузки (Payload Assist Module). Фирма Orbital Sciences завершила сертификационные испытания двигательного блока для перехода на другую орбиту, предназначенного для коммерческих запусков КЛАМИ "Спейс шаттл". Единственное, что омрачает перспективы развития национальной программы разработки верхних ступеней различных классов, — это отказ NASA от создания аппарата орбитального маневрирования.

Считается, что по крайней мере ближайшие задачи, для решения которых предназначался этот аппарат, могут быть выполнены с помощью КЛАМИ "Спейс шаттл", тем более в условиях жестких ограничений бюджета NASA.

За период между трагической гибелью "Чэлленджера" и июнем 1990 года произведено четыре успешных запуска КЛАМИ "Спейс шаттл", после чего полеты шаттлов были временно прекращены (причина прекращения полетов заключалась в выявленных утечках водорода в местах подсоединения к орбитальной ступени магистралей от внешнего топливного бака). Продолжаются работы по совместным программам NASA и ВВС США, предусматривающим создание космоплана и ракеты-носителя нового поколения.

Специалисты NASA продолжают разработку нового поколения пилотируемых космических кораблей. Исследования проводятся по трем направлениям: дальнейшее совершенствование КЛАМИ "Слейс шаттл", разработку пилотируемого мини-шаттла и, наконец, создание принципиально нового аппарата взамен "Спейс шаттла". Разработка новых космических транспортных средств строится на базе технических условий, определяемых такими исследовательскими программами, как, например, "Изучение планеты Земля". Все это в результате должно принять очертания государственной стратегии развития космической техники.