128
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
ванной системы управления воздушным движением, в разработке которой принимают участие специалисты Федерального управления гражданской авиации. Предполагается, что использование такой системы позволит уменьшить нагрузки на летчиков и авиадиспетчеров, сократить задержки, снизить дистанцию между самолетами, заходящими на посадку, и значительно
уменьшить непроизводительный расход топлива. По-видимому, такая система будет создана в начале следующего века. "Это будет значительным шагом вперед в организации воздушного движения", — считает Албертс. По-видимому, авиапассажиров следующего века ждет приятный подарок.
629.7.08
КОСМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. КЕННЕДИ >>
Томас О'Тул, научный обозреватель
Запуски КЛАМИ "Спейс шаттл" — далеко не единственные события, происходящие в Космическом центре им. Кеннеди (КЦК). На первый взгляд все здесь осталось по-прежнему: монтажно-испытательный корпус, предназначгн-ный для обслуживания "шаттлов", привычно возвышается над болотистой равниной космодрома; как и прежде, рев двигателей сотрясает воздух во время запусков со стартового комплекса 39, расположенного к югу от лагуны Мо-скито. Столь же привычными, как и запуски космических кораблей, стали бесконечные экологические "войны", навязываемые администрации космодрома службой охраны природы. Вмешательство защитников природы привело к значительному улучшению условий существования животных в заповеднике (National Wildlife Refuge), расположенном на острове Меррит по соседству с космодромом. "Это последнее пристанище для животных", — говорит Пол Бука-нан, начальник Отдела медико-биологических исследований КЦК. Быстрый рост населения Флориды и интенсивное строительство привели к стремительному сокращению мест обитания птиц и млекопитающих."
Более трехсот видов птиц и пятидесяти видов животных, обитающих на суше и на море, нашли убежище в заповеднике, площадь которого составляет 56 700 Га. Остров Меррит расположен на южном конце восточного маршрута миграции североамериканских перелетных птиц. Общая численность птиц и млекопитающих, населяющих остров Меррит, достигает нескольких миллионов. По крайней мере восемь видов животных и— растений, встречающихся на острове, занесены службой охраны природы в список редких, а девять — в список видов, находящихся под угрозой исчезновения. К первой из указанных категорий растений и животных, нашедших убежище среди ракет и стартовых площадок космодрома, относятся атлантический чешуеног, восточный мешотчатый полоз, флоридская хохлатая сойка, трубчатый клевер и розовая крачка, а ко второй — четыре вида морской черепахи, южный белоголовый орлан, черный аист,
'' Aerospace' America, 1990, No. 9, pp. 10-11. Перевод A. 11. 1\ляева.
© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Bee npaua сохраняются.
большой красноголовый дятел, а также дружелюбный и игривый ламантин.
Ламантины являются неотъемлемой принадлежностью острова Меррит. По словам Букана-на, численность ламантинов, облюбовавших прибрежные воды острова, достигает 306. За
последние три года она увеличилась примерно вдвое и составляет около четверти всей популяции морских коров, обитающих вблизи побережья штата Флорида. "Главным врагом ламантинов являются моторные лодки, столь популярные в нашем штате, — говорит Буканан. — В заповеднике нет моторных лодок, а специальные суда ("Либерти стар" и "Фридом стар"), используемые для транспортировки упавших в океан стартовых ускорителей, оснащены дополнительными водометными двигателями, предназначенными для передвижения в прибрежной зоне (при передвижении в прибрежной зоне гребные винты отключаются, чтобы не поранить ламантинов). Увеличение численности ламантинов свидетельствует о том, что их вполне устраивает такое обращение".
Кроме того, на острове обитает множество аллигаторов. В прошлом аллигаторы находились под угрозой исчезновения, однако резкое увеличение их численности, произошедшее в последнее время, позволило исключить этих животных из обоих списков службы охраны природы. Сегодня общая численность аллигаторов, обитающих на территории штата Флорида, оценивается в 1,2 миллионов. Болота и каналы КЦК являются местом обитания более чем 5000 аллигаторов. Персонал Центра настолько привык к ним, что некоторые из аллигаторов получили собственные имена.
Количество молний, ежегодно наблюдаемых на территории КЦК, уступает лишь численности обитающих на этой территории животных. Район мыса Канаверал занимает второе (после Тампы) место в США по годовому количеству гроз. Это обстоятельство объясняет многочисленные задержки запусков КЛАМИ "Спейс шаттл", особенно в летние месяцы. Среднегодовое количество гроз на мысе Канаверал достигает сотни, что означает около 50 000 молний в год, причем по крайней мере две из этих молний ударяют в стартовые площадки 39А и В, с которых осуществляются запуски "шаттлов". Молниеотводы, установленные на стартовых плошод-
I№ 1, ЯНВАРЬ, 1991 г.
129
*;*
25 января 1990 г. Космический корабль "Атлантис", покинувший монтажно-испытательный корпус, движется к стартовой площадке 39А. Программа предстоящего полета предусматривает выполнение задания министерства обороны.
ках, позволяют защитить космические корабли от попадания молний. Практика показала, что эти молниеотводы являются достаточно надежным средством защиты: во всех пяти известных случаях попадания молний в стартовые площадки (с установленными на них v> шаттлами") космические корабли не получили повреждений.
Судьба ракеты "Атлас-Центавр", запущенной с территории КЦК три года назад, оказалась менее счастливой. Ударившая в ракету молния вызвала неполадки в работе бортового компьютера. Компьютер выдал команду на резкое увеличение угла рыскания, что послужило причиной разрушения ракеты в полете. Военно-морской спутник связи (FLTSATCOM), находившийся на борту ракеты, упал в Атлантический океан. Старшее поколение сотрудников КЦК хорошо помнит случай, произошедший при посещении космодрома президентом Никсоном 14 ноября 1969 г. во время запуска космического корабля "Аполло 12" к Луне. Молния, ударившая в ракету-носитель при входе в гряду облаков, привела к временному выходу из строя электрооборудования космического корабля. Этот случай заставил кардинально изменить инструкции, регламентирующие запуски космических кораблей во время грозы.
Администрация КЦК уделяет самое серьезное внимание защите космических кораблей от молний. На территории, примыкающей к космодрому (район мыса Канаверал), регулярно проводятся исследования причин возникновения молний и особенностей их взаимодействия с различными объектами. Только что завершенная восьмая серия исследований предусматривала использование тысяч метеорологических ракет (длиной около 0,9 м), работающих на твердом топливе.
Несмотря на то что климат КЦК оставляет желать лучшего, именно здесь вот уже в тече-
ние девяти лет осуществляются запуски КЛА-МИ "Спейс шаттл". Предполагается, что в
обозримом будущем функции КЦК не изменятся. "Центр им. Кеннеди не является временным космодромом, — говорит отставной генерал ВВС Форрест Маккартни, директор КЦК с 1986 г. (трагическая гибель космического корабля "Чэл-ленджер", произошедшая в 1986 г., привела к прекращению полетов КЛАМИ "Спейс шаттл" более чем на два года). — Он начал свою историю с запусков первых космических кораблей и будет существовать до тех пор, пока Америка не прекратит космических исследований, а Америка не сделает этого никогда".
Последний запуск КЛАМИ "Спейс шаттл" с территории КЦК состоялся 29 апреля. Утечки топлива, обнаруженные на кораблях "Колумбия" и "Атлантис", вынудили отказаться от запусков "Колумбии", "Атлантиса" и "Дискаве-ри", запланированных на весну и лето. После устранения неполадок, законченного 10 августа, "Колумбия" была возвращена на стартовую площадку, в то время как "Атлантис" был перемещен в монтажно-испытательный корпус для проведения аналогичных работ. Недавно Маккартни опроверг распространяемые некоторыми средствами массовой информации слухи о якобы принципиальных осложнениях, вызвавших прекращение полетов КЛАМИ "Спейс шаттл". "Худшее из того, что может случиться, — это очередное неблагоприятное стечение обстоятельств, — говорит Маккартни. — Конечно, любая работа должна выполняться в соответствии с предварительно выработанными планами, но мы намерены осуществлять свои задачи на высоком профессиональном уровне, поэтому мы и только мы будем определять степень готовности кораблей к полету и назначать дату старта. Характер нашей работы требует не слепого следо-130
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
"Шаттл" на стартовой площадке в ходе подготовки к запуску. Контейнер полезной нагрузки перед монтажом находится в специальном отсеке поворотной башни обслуживания.
вания заранее разработанному графику полетов, а корректировки планов в зависимости от достигнутых результатов".
Тщательность, с которой персонал КЦК устранял утечки водорода на кораблях "Колумбия"
и "Атлантис", показывает, насколько серьезным является отношение специалистов к неполадкам в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Причиной столь пристального внимания к состоянию ЖРД послужила гибель "Чэлленджера". Маккартни считает, что для предотвращения подобных катастроф в будущем необходимо, чтобы каждый из 20 000 сотрудников КЦК более ответственно относился к своим служебным обязанностям. Новая техническая политика, осуществляемая руководством Центра, предусматривает значительное повышение уровня безопасности полетов. Численность инспекторов безопасности, контролирующих состояние КЛАМИ "Спейс шаттл", увеличилась со времени катастрофы "Чэлленджера" более чем в два раза. Общая численность инспекторов безопасности NASA возрасла с 50 (1986 г.) до 127 (1990 г.). Количество специалистов, работающих в качестве инспекторов безопасности, осуществляющих контроль за состоянием маршевых ЖРД, твердотопливных стартовых ускорителей и других систем "шаттлов", увеличилось с 238 до 354.
Новая техническая политика руководства КЦК предусматривает привлечение к работе молодых специалистов, имеющих более высокий образовательный уровень. "Некоторые технические фирмы сталкиваются с определенными трудностями при привлечении к работе молодых специалистов, но для администрации КЦК такой проблемы не существует, — говорит Маккартни. — Причина заключается в том, что моло-
дые американские инженеры по-прежнему стремятся связать свою судьбу с освоением космоса. Космос занимает особое место в сознании людей, и они стремятся быть причастными к его освоению".
Маккартни считает, что привлечение молодых специалистов для работы в КЦК позволит увеличить число запусков КЛАМИ "Спейс шаттл" до 10 — 12 в год. По его словам, такое количество запусков может быть реализовано уже в 1992 г. при использовании двух существующих стартовых площадок, третьей станции обработки информации, поступающей с борта космического корабля, нового центра материально-технического обеспечения полетов и вводе в эксплуатацию четвертого "шаттла" (первый полет этого корабля, получившего название "Эн-девор", запланирован на 1991 г.).
По мнению Маккартни, перемещение службы материально-технического обеспечения полетов КЛАМИ "Спейс шаттл" из Космического центра им. Джонсона (Хьюстон) на территорию КЦК значительно облегчит работу персонала космодрома. "Мы были вынуждены, — говорит Маккартни, — снимать запасные части, необходимые для подготовки очередного корабля к полету, с других кораблей, находившихся поблизости. Эта практика наряду с другими недостатками в работе КЦК подверглась критике со стороны комиссии Роджерса. В настоящее время мы практически устранили подобные недостатки в нашей работе". Маккартни считает, что использование "шаттлов" для сборки и обслуживания орбитальной станций, запланированное на 1995 — 1999 гг., не приведет к значительному увеличению числа запусков и позволит обойтись двенадцатью запусками в год. "Возможно, нам придется увеличивать как численность персонала, так и количество рабочих смен, — говорит он .— но наша работа не будет жестко регламентироваться какими-либо планами".
Маккартни мечтает о времени, когда "шаттлы" будут возвращаться на территорию КЦК тем же способом, каким они ее покидают, т. е. с помощью собственных двигателей. На 36 запусков КЛАМИ "Спейс шаттл", произведенных с территории КЦК, приходится лишь пять выполненных здесь посадок (последняя посадка на территорию КЦК осуществлена 19 апреля 1985 г.). Космический центр им. Кеннеди имеет специальную посадочную полосу для приема "шаттлов", строительство которой обошлось в 40 миллионов долларов. Тем не менее наибольшее число посадок (29) совершено на военно-воздушной базе "Эдварде", расположенной в пустыне. (Как известно, "Чэлленджер" не совершил ни одной посадки, а один из "шаттлов" совершил посадку на ракетном полигоне "Уайт Сендз" в штате Нью-Мексико.) Использование посадочных полос Калифорнии для приземления "шаттлов" обошлось NASA в 100 миллионов долларов и привело к многочисленным задержкам, составившим по крайней мере шесть месяцев в суммарном исчислении.
Главной причиной, заставлявшей принимать решения о посадках "шаттлов" на военно-воздушной базе "Эдварде", были сложные метеоус-№ 1, ЯНВАРЬ, 1991 г.
131
ловия, складывавшиеся в районе мыса Канаверал на момент посадки. Кроме того, посадочная полоса КЦК с рифленым бетонным покрытием считается слишком жесткой для покрышек и тормозов шасси "шаттлов". Недавно на посадочную полосу КЦК (на ее участках, примыкающих к обоим концам и имеющих протяженность 610 м) было нанесено новое покрытие повышенной гладкости. В апреле проведено испытание новых колесных тормозов КЛАМИ "Спейс шаттл". На военно-воздушной базе "Эдварде" планируется провести испытание тормозного парашюта, предназначенного для снижения посадочной скорости. Такой парашют будет ус-
тановлен на новом корабле "Эндевор", сборку которого предполагается завершить в будущем году. Остальные "шаттлы" также будут оснащены тормозными парашютами. В этих условиях единственным препятствием для посадок на территории КЦК будут лишь неблагоприятные метеоусловия. "Погода всегда будет затруднять посадку на территории КЦК, таков уж местный климат, — говорит Маккартни со смиренным вздохом, — но я считаю, что через год-другой
мы их начнем осуществлять, а в более отдаленном будущем такие посадки станут обычным делом".
ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ ЖУРНАЛОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА «МИР»
Если Вы не успели оформить годовую подписку в агентстве «Союзпечати» на журналы издательства «Мир» или если «Каталог на зарубежные издания на 1991 год», по которому принимается подписка на эти журналы, до сих пор не поступил в Ваше почтовое отделение, то подписаться можно непосредственно в издательстве «Мир». Для этого необходимо:
а) перечислить деньги на расчетный счет издательства №362305 в 1-м ОПЕРУ МГУ ЖСБ г. Москвы (МФО 191016), указав в платежном поручении или почтовом переводе сокращенно название журнала;
б) выслать в адрес издательства (129820 Москва, 1-й Рижский пер., д. 2, Издательство «Мир») письмо-заказ, в котором указать выписываемое издание, перечисленную сумму, дату и номер платежного поручения или почтового перевода, а также Ваш полный почтовый адрес, по которому издательство будет оперативно высылать каждый номер журнала заказной бандеролью.
Пери- Подписная цена Индекс
одич- в руб. на:
ность
1 м . 3 м. 6 м. 12 м.
Современное машиностроение,
сер. А 12 8 24 48 96 91355
Современное машиностроение,
сер. Б 12 8 24 48 96 91357
Труды Института инженеров
по электротехнике и радио-
электронике (ТИИЭР) 12 18 54 108 216 91365
Аэрокосмическая техника 12 10 30 60 120 91345
Электроника 26 — — 39 78 91370
Приборы для научных иссле-
дований 12 16 48 96 192 91340
В мире науки 12 3 9 18 36 91310
№ 1, ЯНВАРЬ. 1991 г.
139
СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО: ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ И
КОСМОНАВТИКИ »
Ф. X. Уинтер, Ф. Р. Ван-дер-Линден*
25 ЛЕТ НАЗАД — АВГУСТ 1965 ГОДА
3 августа. ВВС США произведен седьмой успешный опытный запуск МБР «Минитмэн-2» на твердом топливе. Запуск осуществлен с полигона на мысе Кеннеди. Удаление от стартовой площадки составило 8000 км.
Flight International, Aug. 19, 1965, p. 319.
5 августа. При проведении статических испытаний ракетный ускоритель первой ступени Сатурн-5» развил при работе всех пяти двигателей F-1 тягу 3,4 ? 106 кг. Длившиеся 2,5 мин испытания проведены в Центре космических полетов им. Маршалла в Хантсвилле.
Flight International* Sept. 2, 1965, p. 372.
10 августа. NASA осуществлен запуск геодезического спутника «Секор». Запуск произведен на острове Уэллорс по заказу военных с помощью ракеты-носителя «Скаут». Апогей орбиты составил 4225 км, а перигей — 1300 км.
Flight International, Aug. 19, 1965, p. 288.
Астронавты Ч. Конрад и Г. Купер.
11 августа. NASA осуществлен успешный запуск динамической модели перспективного космического летательного аппарата «Сервейер» по смоделированной лунной траектории. В испытаниях показано, что ускоритель «Атлас Центавр» развивает нужную тягу для доставки КЛА «Сервейер» на Луну. Луна представлялась имитированной целью на расстоянии 445 000 км от Земли. Космический летательный аппарат выведен на вытянутую орбиту с апогеем 954 000 км и перигеем 185 км.
Flight International, Aug. 19, 1965, p. 288.
© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.
') Aerospace America, 1990, No. 8, pp. 48-49. Перевод А. А. Никольского.
* National Air and Space Museum.
14 августа. В СССР выведен на орбиту спутник «Космос-78».
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 233.
25 августа 1965 г. экспериментальный СВВП перед полетом.
18 августа. М. Обрегон из Колумбии установил рекорд скорости полета в своем классе самолетов. При полете на двухдвигательном самолете «Цессна 310» достигнута скорость 416,46 км/ч.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air»,. p. 233.
20 августа. Президент Индонезии Сукарно рассматривает возможность подписания соглашения о сборке в течение последующих девяти лет 100 двухдвигательных турбовинтовых авиалайнеров «Фрейндшип» F-24 фирмы Fokker. Поскольку Великобритания запретила экспорт двигателей «Дарт» фирмы Rolls-Royce вследствие конфликта с Малайзией, представители Индонезии ведут переговоры с США о выдаче лицензии на установку двигателей GE T64.
Flight International, Sept. 2, 1965, p. 360.
26 августа 1965 г. ВВС США выбран ТРДД GEi/б для установки на самолете С-5А.
21 августа. Астронавты Гордон Купер и Чарльз Конрад начинают свой недельный космический полет по линии NASA на борту
140
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
«Джемини-5». Этот первый длительный полет продолжался 7 сут 22 ч 56 мин. За это время космонавты 120 раз облетели Землю.
M.S.H. Taylor and D. Mondey, «Milestones of Flight», p. 217.
25 августа. Экспериментальный СВВП, предназначенный для научных исследований,
Куртис-Райт» Х-19 разрушился во время проведения первого испытательного полета по полной программе, предусматривавшей переход от режима висения к обычному полету с последующим переходом вновь к режиму висения. Пилотируемый летчиками Джеймсом Райаном и Бернардом Хьюгсом, самолет успешно взлетал, однако после выведения самолета в горизонтальный полет на высоте 400 м сработала лампа аварийной сигнализации, относящаяся к редуктору 2. Пытаясь вернуться на взлетную площадку, экипаж попробовал увеличить обороты, однако из-за перегрузки, действующей на приводную цепь, произошло разрушение редуктора и винта. Оставшиеся три винта стали работать с превышением допустимых оборотов и тоже разрушились. Оба пилота катапультировались, получив незначительные травмы. На самолет X-19 установлены два турбовинтовых реактивных двигателя «Лайкоминг Т55» с мощностью на валу 2200 л.с. Управление осуществлялось с помощью четырех винтов, установленных в поворотных гондолах на концах крыла. J. Miller, «The X-Planes», p. 44.
26 августа. В журнале Flight International сообщается, что ВВС США выбрали турбореактивный двухконтурный двигатель с большим коэффициентом двухконтурности фирмы General Electric GEI/6 для установки на новом тяжелом транспортном самолете С-5А. Этот двигатель с коэффициентом двухконтурности 8 развивает тягу 18 000 кг. При дальнейшей эксплуатации двигатель заменят на TF-39. Серийным вариантом станет знаменитый CF-6 — стандартная двигательная установка для сотен современных широкофюзеляжных реактивных транспортных самолетов.
Flight International, Aug. 26, 1965, p. 322.
26 августа. В журнале Flight International сообщается, что в СССР установлен новый рекорд на максимальную дальность полета по прямой для вертолетов, пилотируемых женщинами. Рекордное расстояние составило 1208 км. Этот рекорд, установленный Татьяной Руссиян и Людмилой Исаевой на вертолете МИ-1, превышает предыдущий рекорд (758 км), который установила Дора Догерти на вертолете 47-G фирмы Bell в 1961 г.
Flight International, Aug. 26, 1965, p. 322.
27 августа. Пиасеки выпустил в серию свой комбинированный вертолет 16Н-1А. Вертолет 16Н-1А создан для армии и ВМС и предназначен для транспортировки тяжелых грузов в случае схемы компоновки, соответствующей короткому разбегу и посадке. Предельная скорость составляет 417 км/ч.
Flight International, Sept. 9, 1965, p. 450.
31 августа. Завершен первый полет самолета «Супер Гуппи», который пилотировал Ч. Ф. Педески. Этот самолет представляет собой существенно усовершенствованный самолет «Боинг-377» с четырьмя турбовинтовыми двигателями Т 43 фирмы Pratt-Whithey. «Супер Гуппи» имеет широкий фюзеляж с шарнирной носовой частью для перевозки полезной нагрузки повышенных размеров (вплоть до 8 м диаметром) по заданию NASA и других заказчиков. Модификация самолета проводилась фирмой On Mark Engineering и заключалась в удлинении фюзеляжа на 9,5 м и увеличении размаха крыла на 4,7 м.
P. Bowers, «Boeing Aircraft Since 1916», p. 371-373.
50 ЛЕТ НАЗАД — АВГУСТ 1940 ГОДА
4 августа. Первый прямой трансатлантический перелет 1940 г. осуществлен четырехмоторной летающей лодкой «Клэр» компании British Overseas Airways' Short Empire. Маршрут полета: Ирландия — Ньюфаундленд — Нью-Йорк. «Клэр» относится к «усиленному» классу самолетов С и может нести на борту полезную нагрузку, составляющую 21 800 кг (стандарт класса С — 18 400 кг). Командир экипажа, состоящего из четырех человек, — капитан Дж. К. Келли-Роджерс.
Flight, Aug. 15, 1940, p. 132-133.
19 августа 1940 г. совершает первый полет средний бомбардировщик «Норт Америкэн» В-25.
11 августа. Canadian Colonial Airways открыла ежедневное воздушное сообщение между Нью-Йорком и Ниагарским водопадом. Считается, что этот рейс несмотря на небольшое расстояние очень выгоден, поскольку Ниагарский водопад ежегодно посещает приблизительно 5 млн. человек.
Interavia, Sept. 3, 1940, p. 23.
16 августа. Лейтенант ВВС Великобритании Дж. В. Николсон стал персональным летчиком
II142
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО: ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ И
КОСМОНАВТИКИ 1)
Ф. X. Уинтер, Ф. Р. Ван-дер-Линден*
25 ЛЕТ НАЗАД — СЕНТЯБРЬ 1965 ГОДА
1-25 сентября. Вспыхнул военный конфликт между Индией и Пакистаном. Боевые действия с широким применением авиации продолжались в течение трех недель. До момента прекращения огня, достигнутого благодаря вмешательству ООН, обе стороны неоднократно заявляли об уничтожении самолетов противника.
М. J. H. Taylor and D. Mondey, «Milestones of Flight», p. 217.
3 сентября. Новый рекорд дальности полета по прямой на вертолете для женщин 1240 км установлен Татьяной Лариной (СССР) на вертолете Ми-1.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de I/Air», p. 234.
3 сентября. Впервые в своей практике Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала рекорд, установленный на аэростате Монгольфье. На летательном аппарате данного типа американке Б. Броуган удалось подняться на высоту 2980 м.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 234.
L
7 сентября 1965 г. выполнил первый полет боевой вертолет Bell 209 HueyCobra фирмы Bell.
7 сентября. Выполнил первый полет боевой вертолет Bell 209 HueyCobra, являющийся собственной разработкой фирмы Bell. Данный вертолет создан на базе широко известного вертолета UH-1 Huey с использованием его двигателя, трансмиссии и несущей системы. Bell 209 отличается фюзеляжем обтекаемой формы, в кабине которого находится экипаж в составе летчика и стрелка.
М. J. H. Taylor and D. Mondey, «Milestones of Flight», p. 217.
© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.
4 Aerospace America, 1990, No. 9, pp. 50-51. Перевод A. M. Харина.
* National Air and Space Museum.
8 сентября. С помощью четырех ИСЗ Tiros YII, YIII, IX и X произведено фотографирование циклона «Бетси».
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 234.
10 сентября. После продолжительной болезни в возрасте 71 года скончался Анри Минье -известный французский конструктор самодельных самолетов. Его наиболее популярным самолетом был самолет Рои De Ciel — «Летающая блоха» с крылом тандемного типа, вызвавшим в свое время много споров.
Flight International, Sept. 23, 1965, pp. 530-531.
10 сентября. Представители компании Fokker в Амстердаме подтвердили факт проведения переговоров с советскими специалистами о возможности поставки ТВД АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко, которые предполагалось установить на транспортные самолеты F-27, предназначенные для • Индонезии. Попытки получения разрешения от правительств Великобритании и США на приобретение двигателей Dart фирмы Rolls-Royce и Т-64 фирмы General Electric закончились неудачей из-за ограничений на торговлю с Индонезией, правительство которой (возглавляемое Сукарно) придерживалось левых взглядов.
Flight International, Sept. 16, 1965, p. 482.
26 сентября. В Дублине в возрасте 68 лет скончался полковник Джеймс Фитцморис — участник первого перелета Junkers Bremen из Европы в Америку через Атлантический океан в 1928 г.
Flight International, Oct. 7, 1965, p. 602.
27 сентября 1965 г. выполнил первый полет палубный самолет-штурмовик А-7А Corsair II LTV.
27 сентября. Выполнил первый полет палубный самолет-штурмовик А-7А Corsair II LTV, созданный на основе хорошо себя зарекомендовавшего палубного истребителя F-8U Crusader. Позднее Corsair II широко
использовался во Вьетнаме в составе ВМС и ВВС США. Этот самолет до сих пор находится в эксплуатации.144
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
лодку взлетной массой 76 200 кг, способную перевозить 170 пассажиров, однако проект не был реализован из-за отсутствия финансовой поддержки.
New York Times, Sept. 10, 1940, p. 23; Edmund Rumpler file, National Air and Space Museum.
Истребитель Hurricane
nawker.
16 сентября. Фельдмаршал Герман Геринг принял участия в воздушном налете на Лондон, пилотируя двухмоторный скоростной бомбардировщик Junkers 88. Существует ошибочное мнение, что этот самолет был разработан по его личной инициативе специально для выполнения воздушных бомбардировок Великобритании.
Interavia, Sept. 19, 1940, p. 3, М. J. H. Taylor, «The Aerospace Chronology» (1989 ed.), p. 116.
20 сентября. Выполнил первый испытательный полет головной серийных образец двухмо-
торного истребителя-перехватчика Р-38 фирмы Lockheed, созданного по заказу сухопутных войск США. Всего заказывается партия самолетов на сумму примерно 52 млн. долл. Interavia, Oct. 10, 1940, p. 7.
24 сентября. По заявлению представителя Люфтваффе, среди немецких летчиков есть два выдающихся аса-истребителя, на счету каждого из которых 40 сбитых вражеских самолетов. Это майоры Вернер Мельдерс и Адольф Гал-ланд. Оба награждены рыцарскими железными крестами с дубовыми листьями, причем Мельдерс стал первым, получившим подобную награду из рук самого Гитлера. Мельдерс погиб в боевых действиях. Галланд в возрасте 29 лет в 1941 г. получил знание генерала и стал командующим истребительной авиации Германии. Он является самым именитым немецким летчиком времен второй мировой войны — на его счету 104 сбитых самолета противника.
Interavia, Sept. 25, 1940, p. 11; «RAF Flying Review», Aug. 1961, pp. 27-28.
В СЕНТЯБРЕ 1940 ГОДА
Английское правительство заказало расположенной в Онтарио фирме Canadian Car and Foundry 600 истребителей Hawker Hurricane. Выпуск самолетов организован в Канаде из-за
того, что английские заводы фирмы Hawker находились в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков.
Flight, Sept. 5, 1940, p. 189; Profile Publications, The Hawker Hurricane 1, pp. 7-8.
СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО: ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ И
КОСМОНАВТИКИ 1>
Ф. X. Уинтер, Ф. Р. Ван-дер-Линден*
25 ЛЕТ НАЗАД — ОКТЯБРЬ 1965 ГОДА
1 октября. В соответствии с программой исследований Лаборатории реактивных двигателей, NASA, прекращено функционирование КЛА Mariner IY, совершившего успешный полет вблизи Марса в июле 1965 г. Прекращение связи с КЛА было выполнено, когда он находился на расстоянии 674 млн. км от Земли и скорость его полета составляла 145 617 км/ч.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 235.
© American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются.
4 Aerospace America, 1990, No. 10, pp. 44-45. Перевод A. M. Харина.
* National Air and Space Museum.
8 октября 1965 г. выполнен испытательный полет экспериментального аппарата, предназначенного для отработки техники пилотирования и посадки на Луне.№ 1. ЯНВАРЬ. 1991 г.
145
8 октября. Летчик-испытатель NASA Джозеф Уолкер, ранее проводивший испытания гиперзвукового самолета Х-15, выполнил на базе ВВС Эдварде облет экспериментального аппарата, предназначенного для посадки на Луну. Используя ТРДД CF700 фирмы General Electric, Уолкер поднял аппарат массой 1635 кг на высоту 90 м и затем совершил идеальное приземление уже с помощью двух тормозных ракетных двигателей. Данный л. а. предназначен для отработки техники пилотирования и посадки в лунных условиях.
Flight International, Oct. 14, 1965, p. 641.
9 октября. Во Франции произведен запуск двухступенчатой зондирующей ракеты Saphir.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 235.
14 октября 1965 г. осуществлен запуск второй орбитальной геофизической обсерватории NASA OGO-2.
21 октября 1965 г. бывший начальник штаба ВВС США, генерал в отставке К. Э. Лимэй награжден почетным призом Коллира.
14 октября. NASA осуществлен запуск на околоземную орбиту второй орбитальной геофизической обсерватории OGO-2. Имея на борту оборудование для выполнения 20 экспериментов при полной массе 520 кг OGO-2 является первым ИСЗ NASA, выведенным на космическую орбиту с помощью ракеты-носителя Thor-Agena-D с форсированной двигательной установкой. Цель запуска OGO-2 — выполнение замеров содержания ионов, нейтронов и электронов в атмосфере, а также составление карты геомагнитной сферы Земли. Неисправность в системе стабилизации ИСЗ, зарегистрированная 15 октября, заставила NASA прекратить проведение экспериментов до тех пор, пока антенна одного из инфракрасных датчиков горизонта спутника не зафиксировала линию горизонта и не было остановлено самопроизвольное вращ.-ние ИСЗ.
Flight International, Oct. 21, 1965, p. 706 and Nov. 4, 1965, p. 790.
14 октября. СССР объявил о запуске на высокую эллиптическую орбиту второго спутника связи «Молния — 1». Согласно сообщению ТАСС, системы ИСЗ функционируют нормально, и он уже выполняет ретрансляцию телевизионных и телефонных сигналов между Москвой и Владивостоком.
Flight International, Oct. 21, 1965, p. 707.
15 октября. В ходе испытательного полета, длившегося 1 ч 49 мин, самолет ХВ-70 фирмы North American достиг максимальной скорости 3218 км/ч.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 236.
146
АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
15 октября. Прекратил существование советский КЛА «Спутник— 4», запущенный на околоземную орбиту 15 мая 1960 г. с макетом космонавта на борту. Возвращение КЛА на Землю планировалось выполнить после четырех дней орбитального полета. Однако из-за дефекта в системе ориентации, ставшего причиной включения тормозных ракетных двигателей в нерасчетное время, «Спутник-4» был выведен на более высокую орбиту.
Flight International, Nov. 11, 1965, p. 836.
21 октября. В ознаменование больших заслуг в развитии авиации бывший начальник штаба ВВС США, генерал в отставке Куртис Э. Лимэй, являющийся создателем стратегической авиации США, награжден почетным призом Коллира.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de I/Air», p. 236.
предназначен для полетов на местных воздушных линиях.
Jane's All the World's Aircraft: 1965-1966», p.51.
29 октября. Совершил вылет из Белфаста первый серийный образец транспортного самолета Skyvan фирмы Shorts. Самолет пилотировали летчики Дон Райт и Денис Тейлор. Серийный вариант оснащен более мощными турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou и отличается от прототипа новой компоновкой носового отсека и большими габаритами люка обслуживания и иллюминаторов пассажирской кабины. Разработчики самолета надеются, что Skyvan будет пользоваться спросом на рынке легких транспортных самолетов.
Flight International, Nov. 4, 1965, p. 752.
50 ЛЕТ НАЗАД — ОКТЯБРЬ 1940 ГОДА
7 октября. Рекорд скорости полета 240 км/ч по замкнутому маршруту 1000 км с грузом 2000 кг установлен советским летчиком И. М. Сухомлиным на гидросамолете ЦАГИ 44Д (АНТ-44Д).
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», Vol. 2, p. 13.
11 октября. Рекорд высоты полета для планеров 11460 м установлен немецким летчиком Э. Клокнером в районе Зальцбурга, Австрия.
A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», Vol. 2, p. 13
12 октября. Выполнил первый полет третий образец советского самолета Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина — первого и наиболее знаменитого самолета класса штурмовиков. Впоследствии началось его серийное производство. Всего за годы войны выпущено около 36 тыс. штурмовиков Ил-2.
М. J. H. Taylor, «The Aerospace Chronology» (1989 ed.), p. 130.
12 октября 1940 г. выполнил первый полет третий образец советского штурмовика Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина.
25 октября. Отложен очередной запуск КЛА Gemini 6 с астронавтами Уолтером М. Ширра и Томасом П. Стаффордом из-за неудачного пуска с мыса Кеннеди ракеты-носителя Atlas с КЛА Agena. Ракета-носитель Atlas не обеспечила разгон КЛА Agena до необходимой для выхода на космическую орбиту скорости полета и упала в Атлантический океан. Планировалось осуществить сближение и стыковку Gemini 6 с КЛА Agena на околокруговой орбите на высоте примерно 300 км над Землей.
Flight International, Oci. 28, 1965, p. 746.
25 октября. Выполнил первый полет французский легкий транспортный самолет Potez 842. Он оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou мощностью 640 л. с. Самолет способен перевозить 24 пассажира и
В октябре 1940 г. в ВМС США стали поступать первые партии двухместных пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless фирмы Northrop.
14 октября. Президент Рузвельт объявил о создании комитета по координации деятельности разработчиков авиационной техники, выполняю-