128 АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ванной системы управления воздушным движе­нием, в разработке которой принимают участие специалисты Федерального управления граждан­ской авиации. Предполагается, что использова­ние такой системы позволит уменьшить нагруз­ки на летчиков и авиадиспетчеров, сократить задержки, снизить дистанцию между самолета­ми, заходящими на посадку, и значительно уменьшить непроизводительный расход топлива. По-видимому, такая система будет создана в начале следующего века. "Это будет значитель­ным шагом вперед в организации воздушного движения", — считает Албертс. По-видимому, авиапассажиров следующего века ждет приятный подарок. 629.7.08 КОСМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИМ. КЕННЕДИ >> Томас О'Тул, научный обозреватель Запуски КЛАМИ "Спейс шаттл" — далеко не единственные события, происходящие в Кос­мическом центре им. Кеннеди (КЦК). На пер­вый взгляд все здесь осталось по-прежнему: монтажно-испытательный корпус, предназначгн-ный для обслуживания "шаттлов", привычно возвышается над болотистой равниной космодро­ма; как и прежде, рев двигателей сотрясает воздух во время запусков со стартового комп­лекса 39, расположенного к югу от лагуны Мо-скито. Столь же привычными, как и запуски космических кораблей, стали бесконечные эко­логические "войны", навязываемые администра­ции космодрома службой охраны природы. Вме­шательство защитников природы привело к зна­чительному улучшению условий существования животных в заповеднике (National Wildlife Refuge), расположенном на острове Меррит по соседству с космодромом. "Это последнее при­станище для животных", — говорит Пол Бука-нан, начальник Отдела медико-биологических исследований КЦК. Быстрый рост населения Флориды и интенсивное строительство привели к стремительному сокращению мест обитания птиц и млекопитающих." Более трехсот видов птиц и пятидесяти ви­дов животных, обитающих на суше и на море, нашли убежище в заповеднике, площадь кото­рого составляет 56 700 Га. Остров Меррит рас­положен на южном конце восточного маршрута миграции североамериканских перелетных птиц. Общая численность птиц и млекопитающих, на­селяющих остров Меррит, достигает нескольких миллионов. По крайней мере восемь видов жи­вотных и— растений, встречающихся на острове, занесены службой охраны природы в список редких, а девять — в список видов, находящихся под угрозой исчезновения. К первой из указан­ных категорий растений и животных, нашедших убежище среди ракет и стартовых площадок космодрома, относятся атлантический чешуеног, восточный мешотчатый полоз, флоридская хох­латая сойка, трубчатый клевер и розовая крач­ка, а ко второй — четыре вида морской черепа­хи, южный белоголовый орлан, черный аист, '' Aerospace' America, 1990, No. 9, pp. 10-11. Перевод A. 11. 1\ляева. © American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Bee npaua сохраняются. большой красноголовый дятел, а также друже­любный и игривый ламантин. Ламантины являются неотъемлемой принад­лежностью острова Меррит. По словам Букана-на, численность ламантинов, облюбовавших прибрежные воды острова, достигает 306. За последние три года она увеличилась примерно вдвое и составляет около четверти всей популя­ции морских коров, обитающих вблизи побе­режья штата Флорида. "Главным врагом ламан­тинов являются моторные лодки, столь популяр­ные в нашем штате, — говорит Буканан. — В заповеднике нет моторных лодок, а специальные суда ("Либерти стар" и "Фридом стар"), ис­пользуемые для транспортировки упавших в океан стартовых ускорителей, оснащены допол­нительными водометными двигателями, предназ­наченными для передвижения в прибрежной зо­не (при передвижении в прибрежной зоне греб­ные винты отключаются, чтобы не поранить ла­мантинов). Увеличение численности ламантинов свидетельствует о том, что их вполне устраива­ет такое обращение". Кроме того, на острове обитает множество аллигаторов. В прошлом аллигаторы находились под угрозой исчезновения, однако резкое увели­чение их численности, произошедшее в послед­нее время, позволило исключить этих животных из обоих списков службы охраны природы. Се­годня общая численность аллигаторов, обитаю­щих на территории штата Флорида, оценивается в 1,2 миллионов. Болота и каналы КЦК явля­ются местом обитания более чем 5000 аллига­торов. Персонал Центра настолько привык к ним, что некоторые из аллигаторов получили собственные имена. Количество молний, ежегодно наблюдаемых на территории КЦК, уступает лишь численно­сти обитающих на этой территории животных. Район мыса Канаверал занимает второе (после Тампы) место в США по годовому количеству гроз. Это обстоятельство объясняет многочислен­ные задержки запусков КЛАМИ "Спейс шаттл", особенно в летние месяцы. Среднегодовое коли­чество гроз на мысе Канаверал достигает сотни, что означает около 50 000 молний в год, при­чем по крайней мере две из этих молний уда­ряют в стартовые площадки 39А и В, с кото­рых осуществляются запуски "шаттлов". Молни­еотводы, установленные на стартовых плошод- I№ 1, ЯНВАРЬ, 1991 г. 129 *;* 25 января 1990 г. Космический корабль "Атлантис", покинувший монтажно-испытательный корпус, движется к стартовой площадке 39А. Программа предстоящего полета предусматривает выполнение задания министерства обороны. ках, позволяют защитить космические корабли от попадания молний. Практика показала, что эти молниеотводы являются достаточно надеж­ным средством защиты: во всех пяти известных случаях попадания молний в стартовые площад­ки (с установленными на них v> шаттлами") кос­мические корабли не получили повреждений. Судьба ракеты "Атлас-Центавр", запущен­ной с территории КЦК три года назад, оказа­лась менее счастливой. Ударившая в ракету молния вызвала неполадки в работе бортового компьютера. Компьютер выдал команду на рез­кое увеличение угла рыскания, что послужило причиной разрушения ракеты в полете. Военно-морской спутник связи (FLTSATCOM), находив­шийся на борту ракеты, упал в Атлантический океан. Старшее поколение сотрудников КЦК хо­рошо помнит случай, произошедший при посе­щении космодрома президентом Никсоном 14 ноября 1969 г. во время запуска космического корабля "Аполло 12" к Луне. Молния, ударив­шая в ракету-носитель при входе в гряду обла­ков, привела к временному выходу из строя электрооборудования космического корабля. Этот случай заставил кардинально изменить инструк­ции, регламентирующие запуски космических кораблей во время грозы. Администрация КЦК уделяет самое серьез­ное внимание защите космических кораблей от молний. На территории, примыкающей к кос­модрому (район мыса Канаверал), регулярно проводятся исследования причин возникновения молний и особенностей их взаимодействия с различными объектами. Только что завершенная восьмая серия исследований предусматривала ис­пользование тысяч метеорологических ракет (длиной около 0,9 м), работающих на твердом топливе. Несмотря на то что климат КЦК оставляет желать лучшего, именно здесь вот уже в тече- ние девяти лет осуществляются запуски КЛА-МИ "Спейс шаттл". Предполагается, что в обозримом будущем функции КЦК не изменят­ся. "Центр им. Кеннеди не является временным космодромом, — говорит отставной генерал ВВС Форрест Маккартни, директор КЦК с 1986 г. (трагическая гибель космического корабля "Чэл-ленджер", произошедшая в 1986 г., привела к прекращению полетов КЛАМИ "Спейс шаттл" более чем на два года). — Он начал свою исто­рию с запусков первых космических кораблей и будет существовать до тех пор, пока Америка не прекратит космических исследований, а Аме­рика не сделает этого никогда". Последний запуск КЛАМИ "Спейс шаттл" с территории КЦК состоялся 29 апреля. Утечки топлива, обнаруженные на кораблях "Колум­бия" и "Атлантис", вынудили отказаться от за­пусков "Колумбии", "Атлантиса" и "Дискаве-ри", запланированных на весну и лето. После устранения неполадок, законченного 10 августа, "Колумбия" была возвращена на стартовую площадку, в то время как "Атлантис" был пе­ремещен в монтажно-испытательный корпус для проведения аналогичных работ. Недавно Мак­картни опроверг распространяемые некоторыми средствами массовой информации слухи о якобы принципиальных осложнениях, вызвавших пре­кращение полетов КЛАМИ "Спейс шаттл". "Худшее из того, что может случиться, — это очередное неблагоприятное стечение обстоя­тельств, — говорит Маккартни. — Конечно, лю­бая работа должна выполняться в соответствии с предварительно выработанными планами, но мы намерены осуществлять свои задачи на вы­соком профессиональном уровне, поэтому мы и только мы будем определять степень готовности кораблей к полету и назначать дату старта. Ха­рактер нашей работы требует не слепого следо-130 АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА "Шаттл" на стартовой площадке в ходе подготовки к запус­ку. Контейнер полезной нагрузки перед монтажом находится в специальном отсеке поворотной башни обслуживания. вания заранее разработанному графику полетов, а корректировки планов в зависимости от до­стигнутых результатов". Тщательность, с которой персонал КЦК уст­ранял утечки водорода на кораблях "Колумбия" и "Атлантис", показывает, насколько серьезным является отношение специалистов к неполадкам в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД). Причиной столь пристального внимания к состо­янию ЖРД послужила гибель "Чэлленджера". Маккартни считает, что для предотвращения подобных катастроф в будущем необходимо, чтобы каждый из 20 000 сотрудников КЦК бо­лее ответственно относился к своим служебным обязанностям. Новая техническая политика, осу­ществляемая руководством Центра, предусматри­вает значительное повышение уровня безопасно­сти полетов. Численность инспекторов безопас­ности, контролирующих состояние КЛАМИ "Спейс шаттл", увеличилась со времени катаст­рофы "Чэлленджера" более чем в два раза. Об­щая численность инспекторов безопасности NASA возрасла с 50 (1986 г.) до 127 (1990 г.). Количество специалистов, работающих в качест­ве инспекторов безопасности, осуществляющих контроль за состоянием маршевых ЖРД, твер­дотопливных стартовых ускорителей и других систем "шаттлов", увеличилось с 238 до 354. Новая техническая политика руководства КЦК предусматривает привлечение к работе мо­лодых специалистов, имеющих более высокий образовательный уровень. "Некоторые техниче­ские фирмы сталкиваются с определенными трудностями при привлечении к работе молодых специалистов, но для администрации КЦК та­кой проблемы не существует, — говорит Маккар­тни. — Причина заключается в том, что моло- дые американские инженеры по-прежнему стре­мятся связать свою судьбу с освоением космоса. Космос занимает особое место в сознании лю­дей, и они стремятся быть причастными к его освоению". Маккартни считает, что привлечение моло­дых специалистов для работы в КЦК позволит увеличить число запусков КЛАМИ "Спейс шаттл" до 10 — 12 в год. По его словам, такое количество запусков может быть реализовано уже в 1992 г. при использовании двух сущест­вующих стартовых площадок, третьей станции обработки информации, поступающей с борта космического корабля, нового центра материаль­но-технического обеспечения полетов и вводе в эксплуатацию четвертого "шаттла" (первый по­лет этого корабля, получившего название "Эн-девор", запланирован на 1991 г.). По мнению Маккартни, перемещение служ­бы материально-технического обеспечения поле­тов КЛАМИ "Спейс шаттл" из Космического центра им. Джонсона (Хьюстон) на территорию КЦК значительно облегчит работу персонала космодрома. "Мы были вынуждены, — говорит Маккартни, — снимать запасные части, необхо­димые для подготовки очередного корабля к по­лету, с других кораблей, находившихся побли­зости. Эта практика наряду с другими недостат­ками в работе КЦК подверглась критике со стороны комиссии Роджерса. В настоящее время мы практически устранили подобные недостатки в нашей работе". Маккартни считает, что ис­пользование "шаттлов" для сборки и обслужи­вания орбитальной станций, запланированное на 1995 — 1999 гг., не приведет к значительному увеличению числа запусков и позволит обойтись двенадцатью запусками в год. "Возможно, нам придется увеличивать как численность персона­ла, так и количество рабочих смен, — говорит он .— но наша работа не будет жестко регламен­тироваться какими-либо планами". Маккартни мечтает о времени, когда "шатт­лы" будут возвращаться на территорию КЦК тем же способом, каким они ее покидают, т. е. с помощью собственных двигателей. На 36 за­пусков КЛАМИ "Спейс шаттл", произведенных с территории КЦК, приходится лишь пять вы­полненных здесь посадок (последняя посадка на территорию КЦК осуществлена 19 апреля 1985 г.). Космический центр им. Кеннеди имеет специальную посадочную полосу для приема "шаттлов", строительство которой обошлось в 40 миллионов долларов. Тем не менее наиболь­шее число посадок (29) совершено на военно-воздушной базе "Эдварде", расположенной в пу­стыне. (Как известно, "Чэлленджер" не совер­шил ни одной посадки, а один из "шаттлов" совершил посадку на ракетном полигоне "Уайт Сендз" в штате Нью-Мексико.) Использование посадочных полос Калифорнии для приземления "шаттлов" обошлось NASA в 100 миллионов долларов и привело к многочисленным задерж­кам, составившим по крайней мере шесть меся­цев в суммарном исчислении. Главной причиной, заставлявшей принимать решения о посадках "шаттлов" на военно-воз­душной базе "Эдварде", были сложные метеоус-№ 1, ЯНВАРЬ, 1991 г. 131 ловия, складывавшиеся в районе мыса Канаве­рал на момент посадки. Кроме того, посадочная полоса КЦК с рифленым бетонным покрытием считается слишком жесткой для покрышек и тормозов шасси "шаттлов". Недавно на посадоч­ную полосу КЦК (на ее участках, примыкаю­щих к обоим концам и имеющих протяжен­ность 610 м) было нанесено новое покрытие повышенной гладкости. В апреле проведено ис­пытание новых колесных тормозов КЛАМИ "Спейс шаттл". На военно-воздушной базе "Эд­варде" планируется провести испытание тормоз­ного парашюта, предназначенного для снижения посадочной скорости. Такой парашют будет ус- тановлен на новом корабле "Эндевор", сборку которого предполагается завершить в будущем году. Остальные "шаттлы" также будут оснаще­ны тормозными парашютами. В этих условиях единственным препятствием для посадок на тер­ритории КЦК будут лишь неблагоприятные ме­теоусловия. "Погода всегда будет затруднять по­садку на территории КЦК, таков уж местный климат, — говорит Маккартни со смиренным вздохом, — но я считаю, что через год-другой мы их начнем осуществлять, а в более отдален­ном будущем такие посадки станут обычным делом". ВНИМАНИЮ ПОДПИСЧИКОВ ЖУРНАЛОВ ИЗДАТЕЛЬСТВА «МИР» Если Вы не успели оформить годовую под­писку в агентстве «Союзпечати» на журналы изда­тельства «Мир» или если «Каталог на зарубежные издания на 1991 год», по которому принимается подписка на эти журналы, до сих пор не поступил в Ваше почтовое отделение, то подписаться мож­но непосредственно в издательстве «Мир». Для этого необходимо: а) перечислить деньги на расчетный счет издательства №362305 в 1-м ОПЕРУ МГУ ЖСБ г. Москвы (МФО 191016), указав в платежном пору­чении или почтовом переводе сокращенно назва­ние журнала; б) выслать в адрес издательства (129820 Москва, 1-й Рижский пер., д. 2, Издательство «Мир») письмо-заказ, в котором указать выписы­ваемое издание, перечисленную сумму, дату и но­мер платежного поручения или почтового перево­да, а также Ваш полный почтовый адрес, по кото­рому издательство будет оперативно высылать каждый номер журнала заказной бандеролью. Пери- Подписная цена Индекс одич- в руб. на: ность 1 м . 3 м. 6 м. 12 м. Современное машиностроение, сер. А 12 8 24 48 96 91355 Современное машиностроение, сер. Б 12 8 24 48 96 91357 Труды Института инженеров по электротехнике и радио- электронике (ТИИЭР) 12 18 54 108 216 91365 Аэрокосмическая техника 12 10 30 60 120 91345 Электроника 26 — — 39 78 91370 Приборы для научных иссле- дований 12 16 48 96 192 91340 В мире науки 12 3 9 18 36 91310 № 1, ЯНВАРЬ. 1991 г. 139 СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО: ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ » Ф. X. Уинтер, Ф. Р. Ван-дер-Линден* 25 ЛЕТ НАЗАД — АВГУСТ 1965 ГОДА 3 августа. ВВС США произведен седьмой успешный опытный запуск МБР «Минитмэн-2» на твердом топливе. Запуск осуществлен с по­лигона на мысе Кеннеди. Удаление от стартовой площадки составило 8000 км. Flight International, Aug. 19, 1965, p. 319. 5 августа. При проведении статических ис­пытаний ракетный ускоритель первой ступени Сатурн-5» развил при работе всех пяти двига­телей F-1 тягу 3,4 ? 106 кг. Длившиеся 2,5 мин испытания проведены в Центре космических по­летов им. Маршалла в Хантсвилле. Flight International* Sept. 2, 1965, p. 372. 10 августа. NASA осуществлен запуск гео­дезического спутника «Секор». Запуск произве­ден на острове Уэллорс по заказу военных с помощью ракеты-носителя «Скаут». Апогей ор­биты составил 4225 км, а перигей — 1300 км. Flight International, Aug. 19, 1965, p. 288. Астронавты Ч. Конрад и Г. Купер. 11 августа. NASA осуществлен успешный запуск динамической модели перспективного космического летательного аппарата «Сервейер» по смоделированной лунной траектории. В ис­пытаниях показано, что ускоритель «Атлас Центавр» развивает нужную тягу для доставки КЛА «Сервейер» на Луну. Луна представлялась имитированной целью на расстоянии 445 000 км от Земли. Космический летательный аппарат выведен на вытянутую орбиту с апогеем 954 000 км и перигеем 185 км. Flight International, Aug. 19, 1965, p. 288. © American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются. ') Aerospace America, 1990, No. 8, pp. 48-49. Перевод А. А. Никольского. * National Air and Space Museum. 14 августа. В СССР выведен на орбиту спутник «Космос-78». A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 233. 25 августа 1965 г. экспериментальный СВВП перед полетом. 18 августа. М. Обрегон из Колумбии уста­новил рекорд скорости полета в своем классе самолетов. При полете на двухдвигательном са­молете «Цессна 310» достигнута скорость 416,46 км/ч. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air»,. p. 233. 20 августа. Президент Индонезии Сукарно рассматривает возможность подписания соглаше­ния о сборке в течение последующих девяти лет 100 двухдвигательных турбовинтовых авиа­лайнеров «Фрейндшип» F-24 фирмы Fokker. Поскольку Великобритания запретила экспорт двигателей «Дарт» фирмы Rolls-Royce вследст­вие конфликта с Малайзией, представители Ин­донезии ведут переговоры с США о выдаче ли­цензии на установку двигателей GE T64. Flight International, Sept. 2, 1965, p. 360. 26 августа 1965 г. ВВС США выбран ТРДД GEi/б для установки на самолете С-5А. 21 августа. Астронавты Гордон Купер и Чарльз Конрад начинают свой недельный кос­мический полет по линии NASA на борту 140 АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «Джемини-5». Этот первый длительный полет продолжался 7 сут 22 ч 56 мин. За это время космонавты 120 раз облетели Землю. M.S.H. Taylor and D. Mondey, «Milestones of Flight», p. 217. 25 августа. Экспериментальный СВВП, предназначенный для научных исследований, Куртис-Райт» Х-19 разрушился во время про­ведения первого испытательного полета по пол­ной программе, предусматривавшей переход от режима висения к обычному полету с последу­ющим переходом вновь к режиму висения. Пи­лотируемый летчиками Джеймсом Райаном и Бернардом Хьюгсом, самолет успешно взлетал, однако после выведения самолета в горизонталь­ный полет на высоте 400 м сработала лампа аварийной сигнализации, относящаяся к редук­тору 2. Пытаясь вернуться на взлетную пло­щадку, экипаж попробовал увеличить обороты, однако из-за перегрузки, действующей на при­водную цепь, произошло разрушение редуктора и винта. Оставшиеся три винта стали работать с превышением допустимых оборотов и тоже разрушились. Оба пилота катапультировались, получив незначительные травмы. На самолет X-19 установлены два турбовинтовых реактивных двигателя «Лайкоминг Т55» с мощностью на валу 2200 л.с. Управление осуществлялось с по­мощью четырех винтов, установленных в пово­ротных гондолах на концах крыла. J. Miller, «The X-Planes», p. 44. 26 августа. В журнале Flight International сообщается, что ВВС США выбрали турбореак­тивный двухконтурный двигатель с большим ко­эффициентом двухконтурности фирмы General Electric GEI/6 для установки на новом тяже­лом транспортном самолете С-5А. Этот двига­тель с коэффициентом двухконтурности 8 раз­вивает тягу 18 000 кг. При дальнейшей эксплу­атации двигатель заменят на TF-39. Серийным вариантом станет знаменитый CF-6 — стандарт­ная двигательная установка для сотен современ­ных широкофюзеляжных реактивных транспорт­ных самолетов. Flight International, Aug. 26, 1965, p. 322. 26 августа. В журнале Flight International сообщается, что в СССР установлен новый ре­корд на максимальную дальность полета по прямой для вертолетов, пилотируемых женщина­ми. Рекордное расстояние составило 1208 км. Этот рекорд, установленный Татьяной Руссиян и Людмилой Исаевой на вертолете МИ-1, пре­вышает предыдущий рекорд (758 км), который установила Дора Догерти на вертолете 47-G фирмы Bell в 1961 г. Flight International, Aug. 26, 1965, p. 322. 27 августа. Пиасеки выпустил в серию свой комбинированный вертолет 16Н-1А. Верто­лет 16Н-1А создан для армии и ВМС и пред­назначен для транспортировки тяжелых грузов в случае схемы компоновки, соответствующей ко­роткому разбегу и посадке. Предельная скорость составляет 417 км/ч. Flight International, Sept. 9, 1965, p. 450. 31 августа. Завершен первый полет самоле­та «Супер Гуппи», который пилотировал Ч. Ф. Педески. Этот самолет представляет собой суще­ственно усовершенствованный самолет «Боинг-377» с четырьмя турбовинтовыми двигателями Т 43 фирмы Pratt-Whithey. «Супер Гуппи» имеет широкий фюзеляж с шарнирной носовой частью для перевозки полезной нагрузки повы­шенных размеров (вплоть до 8 м диаметром) по заданию NASA и других заказчиков. Моди­фикация самолета проводилась фирмой On Mark Engineering и заключалась в удлинении фюзеля­жа на 9,5 м и увеличении размаха крыла на 4,7 м. P. Bowers, «Boeing Aircraft Since 1916», p. 371-373. 50 ЛЕТ НАЗАД — АВГУСТ 1940 ГОДА 4 августа. Первый прямой трансатлантиче­ский перелет 1940 г. осуществлен четырехмо­торной летающей лодкой «Клэр» компании British Overseas Airways' Short Empire. Маршрут полета: Ирландия — Ньюфаундленд — Нью-Йорк. «Клэр» относится к «усиленному» классу са­молетов С и может нести на борту полезную нагрузку, составляющую 21 800 кг (стандарт класса С — 18 400 кг). Командир экипажа, со­стоящего из четырех человек, — капитан Дж. К. Келли-Роджерс. Flight, Aug. 15, 1940, p. 132-133. 19 августа 1940 г. совершает первый полет средний бомбардировщик «Норт Америкэн» В-25. 11 августа. Canadian Colonial Airways открыла ежедневное воздушное сообщение меж­ду Нью-Йорком и Ниагарским водопадом. Счи­тается, что этот рейс несмотря на небольшое расстояние очень выгоден, поскольку Ниагар­ский водопад ежегодно посещает приблизительно 5 млн. человек. Interavia, Sept. 3, 1940, p. 23. 16 августа. Лейтенант ВВС Великобритании Дж. В. Николсон стал персональным летчиком II142 АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО: ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ 1) Ф. X. Уинтер, Ф. Р. Ван-дер-Линден* 25 ЛЕТ НАЗАД — СЕНТЯБРЬ 1965 ГОДА 1-25 сентября. Вспыхнул военный конф­ликт между Индией и Пакистаном. Боевые дей­ствия с широким применением авиации продол­жались в течение трех недель. До момента пре­кращения огня, достигнутого благодаря вмеша­тельству ООН, обе стороны неоднократно заяв­ляли об уничтожении самолетов противника. М. J. H. Taylor and D. Mondey, «Milestones of Flight», p. 217. 3 сентября. Новый рекорд дальности полета по прямой на вертолете для женщин 1240 км установлен Татьяной Лариной (СССР) на верто­лете Ми-1. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de I/Air», p. 234. 3 сентября. Впервые в своей практике Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала рекорд, установленный на аэростате Монгольфье. На летательном аппарате данного типа американке Б. Броуган удалось подняться на высоту 2980 м. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 234. L 7 сентября 1965 г. выполнил первый полет боевой вертолет Bell 209 HueyCobra фирмы Bell. 7 сентября. Выполнил первый полет боевой вертолет Bell 209 HueyCobra, являющийся соб­ственной разработкой фирмы Bell. Данный вер­толет создан на базе широко известного верто­лета UH-1 Huey с использованием его двигате­ля, трансмиссии и несущей системы. Bell 209 отличается фюзеляжем обтекаемой формы, в кабине которого находится экипаж в составе летчика и стрелка. М. J. H. Taylor and D. Mondey, «Milestones of Flight», p. 217. © American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются. 4 Aerospace America, 1990, No. 9, pp. 50-51. Перевод A. M. Харина. * National Air and Space Museum. 8 сентября. С помощью четырех ИСЗ Tiros YII, YIII, IX и X произведено фотографирова­ние циклона «Бетси». A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 234. 10 сентября. После продолжительной болез­ни в возрасте 71 года скончался Анри Минье -известный французский конструктор самодель­ных самолетов. Его наиболее популярным само­летом был самолет Рои De Ciel — «Летающая блоха» с крылом тандемного типа, вызвавшим в свое время много споров. Flight International, Sept. 23, 1965, pp. 530-531. 10 сентября. Представители компании Fokker в Амстердаме подтвердили факт проведе­ния переговоров с советскими специалистами о возможности поставки ТВД АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко, которые предполагалось устано­вить на транспортные самолеты F-27, предназ­наченные для • Индонезии. Попытки получения разрешения от правительств Великобритании и США на приобретение двигателей Dart фирмы Rolls-Royce и Т-64 фирмы General Electric за­кончились неудачей из-за ограничений на тор­говлю с Индонезией, правительство которой (возглавляемое Сукарно) придерживалось левых взглядов. Flight International, Sept. 16, 1965, p. 482. 26 сентября. В Дублине в возрасте 68 лет скончался полковник Джеймс Фитцморис — уча­стник первого перелета Junkers Bremen из Ев­ропы в Америку через Атлантический океан в 1928 г. Flight International, Oct. 7, 1965, p. 602. 27 сентября 1965 г. выполнил первый полет палубный само­лет-штурмовик А-7А Corsair II LTV. 27 сентября. Выполнил первый полет па­лубный самолет-штурмовик А-7А Corsair II LTV, созданный на основе хорошо себя зареко­мендовавшего палубного истребителя F-8U Crusader. Позднее Corsair II широко использовался во Вьетнаме в составе ВМС и ВВС США. Этот самолет до сих пор находится в эксплуатации.144 АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА лодку взлетной массой 76 200 кг, способную перевозить 170 пассажиров, однако проект не был реализован из-за отсутствия финансовой поддержки. New York Times, Sept. 10, 1940, p. 23; Edmund Rumpler file, National Air and Space Museum. Истребитель Hurricane nawker. 16 сентября. Фельдмаршал Герман Геринг принял участия в воздушном налете на Лондон, пилотируя двухмоторный скоростной бомбарди­ровщик Junkers 88. Существует ошибочное мне­ние, что этот самолет был разработан по его личной инициативе специально для выполнения воздушных бомбардировок Великобритании. Interavia, Sept. 19, 1940, p. 3, М. J. H. Taylor, «The Aerospace Chronology» (1989 ed.), p. 116. 20 сентября. Выполнил первый испытатель­ный полет головной серийных образец двухмо- торного истребителя-перехватчика Р-38 фирмы Lockheed, созданного по заказу сухопутных войск США. Всего заказывается партия самоле­тов на сумму примерно 52 млн. долл. Interavia, Oct. 10, 1940, p. 7. 24 сентября. По заявлению представителя Люфтваффе, среди немецких летчиков есть два выдающихся аса-истребителя, на счету каждого из которых 40 сбитых вражеских самолетов. Это майоры Вернер Мельдерс и Адольф Гал-ланд. Оба награждены рыцарскими железными крестами с дубовыми листьями, причем Мель­дерс стал первым, получившим подобную награ­ду из рук самого Гитлера. Мельдерс погиб в боевых действиях. Галланд в возрасте 29 лет в 1941 г. получил знание генерала и стал коман­дующим истребительной авиации Германии. Он является самым именитым немецким летчиком времен второй мировой войны — на его счету 104 сбитых самолета противника. Interavia, Sept. 25, 1940, p. 11; «RAF Flying Review», Aug. 1961, pp. 27-28. В СЕНТЯБРЕ 1940 ГОДА Английское правительство заказало располо­женной в Онтарио фирме Canadian Car and Foundry 600 истребителей Hawker Hurricane. Выпуск самолетов организован в Канаде из-за того, что английские заводы фирмы Hawker на­ходились в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков. Flight, Sept. 5, 1940, p. 189; Profile Publications, The Hawker Hurricane 1, pp. 7-8. СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО: ХРОНОЛОГИЯ АВИАЦИИ И КОСМОНАВТИКИ 1> Ф. X. Уинтер, Ф. Р. Ван-дер-Линден* 25 ЛЕТ НАЗАД — ОКТЯБРЬ 1965 ГОДА 1 октября. В соответствии с программой исследований Лаборатории реактивных двигате­лей, NASA, прекращено функционирование КЛА Mariner IY, совершившего успешный полет вблизи Марса в июле 1965 г. Прекращение свя­зи с КЛА было выполнено, когда он находился на расстоянии 674 млн. км от Земли и скоро­сть его полета составляла 145 617 км/ч. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 235. © American Institute of Aeronautics and Astronautics, Inc., 1990. Все права сохраняются. 4 Aerospace America, 1990, No. 10, pp. 44-45. Пере­вод A. M. Харина. * National Air and Space Museum. 8 октября 1965 г. выполнен испытательный полет экспери­ментального аппарата, предназначенного для отработки тех­ники пилотирования и посадки на Луне.№ 1. ЯНВАРЬ. 1991 г. 145 8 октября. Летчик-испытатель NASA Джо­зеф Уолкер, ранее проводивший испытания ги­перзвукового самолета Х-15, выполнил на базе ВВС Эдварде облет экспериментального аппара­та, предназначенного для посадки на Луну. Ис­пользуя ТРДД CF700 фирмы General Electric, Уолкер поднял аппарат массой 1635 кг на вы­соту 90 м и затем совершил идеальное призем­ление уже с помощью двух тормозных ракет­ных двигателей. Данный л. а. предназначен для отработки техники пилотирования и посадки в лунных условиях. Flight International, Oct. 14, 1965, p. 641. 9 октября. Во Франции произведен запуск двухступенчатой зондирующей ракеты Saphir. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 235. 14 октября 1965 г. осуществлен запуск второй орбитальной геофизической обсерватории NASA OGO-2. 21 октября 1965 г. бывший начальник штаба ВВС США, генерал в отставке К. Э. Лимэй награжден почетным при­зом Коллира. 14 октября. NASA осуществлен запуск на околоземную орбиту второй орбитальной геофи­зической обсерватории OGO-2. Имея на борту оборудование для выполнения 20 экспериментов при полной массе 520 кг OGO-2 является пер­вым ИСЗ NASA, выведенным на космическую орбиту с помощью ракеты-носителя Thor-Agena-D с форсированной двигательной установкой. Цель запуска OGO-2 — выполнение замеров со­держания ионов, нейтронов и электронов в ат­мосфере, а также составление карты геомагнит­ной сферы Земли. Неисправность в системе ста­билизации ИСЗ, зарегистрированная 15 октября, заставила NASA прекратить проведение экспери­ментов до тех пор, пока антенна одного из ин­фракрасных датчиков горизонта спутника не за­фиксировала линию горизонта и не было оста­новлено самопроизвольное вращ.-ние ИСЗ. Flight International, Oct. 21, 1965, p. 706 and Nov. 4, 1965, p. 790. 14 октября. СССР объявил о запуске на высокую эллиптическую орбиту второго спутни­ка связи «Молния — 1». Согласно сообщению ТАСС, системы ИСЗ функционируют нормально, и он уже выполняет ретрансляцию телевизион­ных и телефонных сигналов между Москвой и Владивостоком. Flight International, Oct. 21, 1965, p. 707. 15 октября. В ходе испытательного полета, длившегося 1 ч 49 мин, самолет ХВ-70 фирмы North American достиг максимальной скорости 3218 км/ч. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», p. 236. 146 АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 15 октября. Прекратил существование со­ветский КЛА «Спутник— 4», запущенный на околоземную орбиту 15 мая 1960 г. с макетом космонавта на борту. Возвращение КЛА на Землю планировалось выполнить после четырех дней орбитального полета. Однако из-за дефекта в системе ориентации, ставшего причиной вклю­чения тормозных ракетных двигателей в нерас­четное время, «Спутник-4» был выведен на более высокую орбиту. Flight International, Nov. 11, 1965, p. 836. 21 октября. В ознаменование больших за­слуг в развитии авиации бывший начальник штаба ВВС США, генерал в отставке Куртис Э. Лимэй, являющийся создателем стратегической авиации США, награжден почетным призом Коллира. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de I/Air», p. 236. предназначен для полетов на местных воздуш­ных линиях. Jane's All the World's Aircraft: 1965-1966», p.51. 29 октября. Совершил вылет из Белфаста первый серийный образец транспортного самоле­та Skyvan фирмы Shorts. Самолет пилотировали летчики Дон Райт и Денис Тейлор. Серийный вариант оснащен более мощными турбовинтовы­ми двигателями Turbomeca Astazou и отличается от прототипа новой компоновкой носового отсе­ка и большими габаритами люка обслуживания и иллюминаторов пассажирской кабины. Разра­ботчики самолета надеются, что Skyvan будет пользоваться спросом на рынке легких транс­портных самолетов. Flight International, Nov. 4, 1965, p. 752. 50 ЛЕТ НАЗАД — ОКТЯБРЬ 1940 ГОДА 7 октября. Рекорд скорости полета 240 км/ч по замкнутому маршруту 1000 км с гру­зом 2000 кг установлен советским летчиком И. М. Сухомлиным на гидросамолете ЦАГИ 44Д (АНТ-44Д). A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», Vol. 2, p. 13. 11 октября. Рекорд высоты полета для планеров 11460 м установлен немецким летчи­ком Э. Клокнером в районе Зальцбурга, Авст­рия. A. van Hoorebeeck, «La Conquete de L'Air», Vol. 2, p. 13 12 октября. Выполнил первый полет третий образец советского самолета Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина — первого и наиболее знамени­того самолета класса штурмовиков. Впоследствии началось его серийное производство. Всего за годы войны выпущено около 36 тыс. штурмови­ков Ил-2. М. J. H. Taylor, «The Aerospace Chronology» (1989 ed.), p. 130. 12 октября 1940 г. выполнил первый полет третий образец советского штурмовика Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина. 25 октября. Отложен очередной запуск КЛА Gemini 6 с астронавтами Уолтером М. Ширра и Томасом П. Стаффордом из-за неу­дачного пуска с мыса Кеннеди ракеты-носителя Atlas с КЛА Agena. Ракета-носитель Atlas не обеспечила разгон КЛА Agena до необходимой для выхода на космическую орбиту скорости полета и упала в Атлантический океан. Плани­ровалось осуществить сближение и стыковку Gemini 6 с КЛА Agena на околокруговой орбите на высоте примерно 300 км над Землей. Flight International, Oci. 28, 1965, p. 746. 25 октября. Выполнил первый полет фран­цузский легкий транспортный самолет Potez 842. Он оснащен четырьмя турбовинтовыми дви­гателями Turbomeca Astazou мощностью 640 л. с. Самолет способен перевозить 24 пассажира и В октябре 1940 г. в ВМС США стали поступать первые партии двухместных пикирующих бомбардировщиков SBD Dauntless фирмы Northrop. 14 октября. Президент Рузвельт объявил о создании комитета по координации деятельности разработчиков авиационной техники, выполняю-