«Америка» 1968 г, март (?) (№138) с.48-49

«Сатурн-5» уносит в космос корабль «Аполлон». Общий вес комплекса 2 800 000 кг, его длина 110 метров. Благодаря электрон­ному контролю на всех стадиях перед запуском, старт прошел безупречно. На какое-то мгновение космический великан словно застывает над стартовой вышкой. Проходят секунды — и ракету уже наблюдают из Джексонвилла, в 200 км от места старта. Пять двигателей первой ступени ракеты работают в полную мощь. Космический корабль «Аполлон-Сатурн-5» держит курс на восток через Атлантический океан. «Сатурн-5» — все три ступени — достигает верхних слоев атмо­сферы. За ракетой тянется белый шлейф — его обра­зуют выхлопные газы на больших высотах, где температура особенно низка.

САТУРН-5
ГИГАНТСКИЙ СКАЧОК НА ПУТИ К ЛУНЕ

Сначала в основании ракеты вспыхивает яркое пламя... Проходит девять долгих секунд, и огромный, весом в 2 800 000 кг и длиной в 110 метров, комплекс медленно, словно нехотя, начинает ползти вверх. Трехступенчатая ракета, с силой тяги в 3 400 000 кг, впер­вые единым механизмом уносится ввысь, за ней тянется двухсот­метровый огненный хвост. Так 9 ноября 1967 года, ровно в семь часов утра, с мыса Кеннеди в космос стартовала исполинская ра­кета «Сатурн-5». Это было величественное зрелище. Даже у ве­теранов теле— и радиорепортажей, которые вели передачу, от вол­нения дрожал голос; к тому же ударная волна слегка сотрясла район пресс-центра и вдавила стекло в кабине мобильной теле­установки, а соседнее здание, где находился пункт управления полетом, обдало пылью.

Так в соответствии с проектом «Аполлон» было с блестящим успехом завершено испытание системы двигателей ракеты «Са­турн-5», которой предстоит доставить трех американских космонав­тов на Луну и возвратить их на Землю. Испытания показали, что такой полет вполне осуществим. До сих пор первая и вторая сту­пени «Сатурна-5» в полете не испытывались. Но вот настал их черед — и они отлично выполнили свою работу. Первая ступень, так называемый бустер, работала две с половиной минуты, она подняла «Сатурн-5» на высоту 61 км и затем отделилась от раке­ты. Вторая ступень работала шесть минут и отделилась от ракеты на высоте 185 км. Затем включилась третья ступень, она вывела на орбиту высотой в 192 км со скоростью 28 000 км/час груз в 129 000 кг (что в три раза превышает вес всех до сих пор запу­щенных 14 пилотируемых американских кораблей).

После завершения двух витков двигатели третьей ступени раке­ты вновь были включены на пять минут, что увеличило ее скорость до 37 610 км/час. Дополнительных 19 секунд было бы достаточно для доставки корабля «Аполлон-4» на Луну.

Однако на сей раз короткая вспышка двигателей «Аполлона-4» лишь увеличила высоту его орбиты до 18 163 км, после того как

Вторая ступень несет корабль «Аполлон» и третью ступень с силой тяги в 453 500 кг. Подняв корабль на высоту 185 км, вторая ступень отделилась.
На высоте 61 км «Сатурн-5» все еще находится в поле зрения объективов. Включаются двига­тели второй ступени, которая на снимке вышла ярким пятном на верхушке шлейфа.
отделились третья ступень и макет отсека высадки на Луну. На этой высоте были проверены два основных пункта програм­мы: в условиях космоса был испытан отсек обслуживания корабля, где сосредоточены системы торможения и ускорения, необходи­мые для полета на Луну и обратно; а также снова был включен двигатель этого отсека, который и направил корабль обратно на Землю со скоростью 40 000 км/час, то есть со скоростью, кото­рая предположительно потребуется для возвращения с Луны на Землю. Перед тем как войти в атмосферу Земли, отсек обслуживания (или вспомогательный) был сброшен, а командный отсек пошел на приземление. В результате трения при входе в плотные слои атмосферы температура достигает 2700° Ц, однако огне­упорный щит кабины оказался вполне надежным для защиты лю­дей и приборов на борту корабля. Спустя 8 час. 37 мин. после за­пуска «Аполлон-4» благополучно опустился на воды Тихого океа­на всего в десяти километрах от поджидавшего его авианосца.

Это однодневное испытание включало основные фазы лунно­го рейса. Когда экипаж «Аполлона» будет готов к посадке на Лу­ну, корабль, после отделения третьей ступени ракеты, с земной орбиты перейдет на орбиту вокруг Луны. Оттуда два члена эки­пажа в лунном отсеке совершат посадку на Луну. Один из космо­навтов останется на борту корабля «Аполлон» и будет обращать­ся вокруг Луны до тех пор, пока два его товарища, стартовав с лунной поверхности, не выйдут вновь на орбиту вокруг Луны для встречи с ним. Затем весь экипаж возьмет курс на Землю. Все путешествие займет около восьми дней. Следующая серия испы­таний намечена на лето этого года, когда три космонавта совер­шат орбитальный полет вокруг Земли в новой модели корабля.

В разработке проекта «Аполлон» принимают непосредствен­ное участие около 300 000 человек и 20 000 частных предприя­тий, исследовательских центров и университетов. Выполнение столь ответственного и сложного задания требует постоянного пересмотра планов и частых проверок для обеспечения полной, безопасности полета. Ученые и инженеры стремятся к совершен­ству, но им постоянно приходится сталкиваться с неожиданными трудностями. «Нам, например, необходимы неизнашивающиеся клапаны, — говорит один из участников проекта «Аполлон», — однако человек еще не научился их делать». Впрочем, успешный запуск «Сатурна-5» наглядно доказал, что человек научился покорять силы природы и устранять ошибки, которые мешают ему в достижении цели, еще совсем недавно казавшейся недосягаемой.