«Америка» 1969 г. май (№151), с.47-51


ПОЛЕТ НА ЛУНУ. СТАРТ РАКЕТЫ «САТУРН-5» С КОСМОДРОМА НА МЫСЕ КЕННЕДИ (1). ПОСЛЕ ОТДЕЛЕНИЯ ДВУХ СТУПЕНЕЙ РАКЕТЫ ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ВЫХОДИТ НА ОРБИТУ ВОКРУГ ЗЕМЛИ (2). ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ВЫВЕДЕНА НА ТРАЕКТОРИЮ ПОЛЕТА К ЛУНЕ (3). КОРАБЛЬ ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ РАКЕТЫ (4) И ПРОВОДИТ КОРРЕКЦИЮ ТРАЕКТОРИИ (5). «АПОЛЛОН» ПЕРЕХОДИТ НА ОРБИТУ ВОКРУГ ЛУНЫ (6). ЛУННЫЙ ОТСЕК ОТДЕЛЯЕТСЯ ОТ КОРАБЛЯ (7) И ИДЕТ НА ПОСАДКУ (8). АСТРОНАВТЫ ПРИЛУНЯЮТСЯ (9) И НАЧИНАЮТ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛУНЫ (10).

Мы почти там. Космический корабль «Аполлон» вышел на лунную орбиту, и три американских астронавта готовятся к долгожданной минуте. Методично и неспеша двое из экипажа «Аполлона» размещаются в похожем на жука отсеке вылазки, который и совершит посадку на Луну. Третий астронавт немного им завидует: ближайшие сутки ему предстоит провести в одиночестве на лунной орбите в ожидании возвращения товарищей. Он не отрывает глаз от сложных приборов в командном отсеке. Корабль задрожал, последовал толчок — и все. Это отделился отсек вылазки. Оставшийся астронавт слушает по радио беседу своих товарищей, приближающихся к Луне, и тех, кто следит за их полетом в Контрольном центре управления пилотируемыми полетами в далеком Хьюстоне (Техас).

Все идет прекрасно. Командный отсек несет вахту на лунной орбите. Далеко внизу два астронавта включают мощную тормозную ракету. Перед их глазами мелькают остроконечные горы и глубокие круглые долины. Космические исследователи опускаются все ниже и ниже, высматривают ровную площадку среди гор и кратеров. Вот там, у самого края огромного кратера, они находят подходящее место.

С полминуты неуклюжий отсек вылазки парит над районом посадки. Две пары глаз внимательно изучают местность: нет ли где кратера или валунов, которые могут оказаться опасными для корабля? Командир принимает решение, и на далекую Землю поступает сигнал: «Идем на посадку!»

Отсек вылазки, или, как его еще называют, лунный отсек, напоминает сейчас неуклюжее чудовище, которое, поедая свой собственный огненный хвост, садится на Луну. Ничего не видно из-за облака пыли. Но вот пыль осела. Наступила полная тишина. Первые американцы совершили прилунение.

Отважным космическим пионерам предстоит провести на нашем спутнике напряженные сутки. Отдыхать будет некогда. Их задача: добыть как можно больше сведений о Луне и привезти с собой как можно больше образцов лунного грунта. Времени у них немного, а работа — опасная. Поэтому каждая фаза разработана до малейших подробностей: над этим годами ломали головы американские ученые, инженеры, конструкторы и сами астронавты. И кто бы первыми не прилунились — американские астронавты или их советские коллеги, — перед ними возникнут одинаковые проблемы в этом незнакомом окружении.

Подготавливая высадку на Луну, многочисленные специалисты тщательно продумывали каждый шаг. Любая мелочь, которая могла оказаться опасной, была учтена. Для своего опасного задания астронавты подготовлены значительно лучше, чем большинство из нас для выполнения нашей повседневной работы.

Доктор Дон Линд — один из тех, кто принимал активное участие в разработке плана работ на лунной поверхности. Ученый и астронавт, он часто выступает в роли посредника между учеными, стремящимися получить максимум данных от первых полетов на Луну, и астронавтами, чей инстинкт летчика-испытателя подсказывает им, что все операции должны быть по возможности упрощены.

Собирая материал для этой статьи, я встретился с д-ром Линдом. Он просматривал старый список операций, предполагаемых провести на Луне.

«Мы его сильно изменили, — сказал он мне. — Я только что вернулся с очередного совещания и должен признаться, что окончательное решение мы еще не приняли. Могу рассказать вам о планах, которые сейчас в силе. Но имейте в виду, что многое может измениться до момента высадки на Луну».

Астронавтом д-р Линд стал в 1966 году, но он не будет включен в состав первого лунного экипажа. Этой чести удостоятся космические ветераны, получившие многолетнюю подготовку. Однако их деятельность на Луне во многом зависит от д-ра Линда.

«Мы постараемся осуществить все возможное, — продолжал д-р Линд. — Но будьте готовы к тому, что нам многое не удастся сделать, так как мы ставим перед собой слишком трудные задачи».

Первый час на Луне астронавты проводят за «хозяйственными» делами: проверяют приборы (не оказалось ли что-нибудь поврежденным во время посадки?), запасы топлива, воды и кислорода, выключают ненужное в данный момент электронное управление. Затем они связываются с Контрольным центром управления полетами в Хьюстоне и дают подробное описание открывающейся перед их глазами лунной панорамы. Кроме того, они проводят предварительную фото— и киносъемку.

Позже им предстоит сделать более подробные снимки, включая и телесъемку, но эти первые фото, снятые еще из отсека вылазки, будут известной гарантией того, что астронавты не вернутся на Землю с пустыми руками. Здесь на Луне им ничего нельзя откладывать: вдруг что-нибудь случится, и отсеку придется преждевременно оставить Луну?

«Подобные меры мы будем принимать все время, — сказал д-р Линд. — Это своего рода страховка. Ведь в любую минуту может что-то произойти, и время пребывания на Луне будет сокращено. Но для нас ценно все, что удастся доставить на Землю. Каждый снимок, каждый камень — все обогатит наши знания».

Проверка закончена, и оба астронавта подготавливаются к лунной прогулке. Однако ходить по Луне не так-то просто: передвигаясь в безвоздушном пространстве, астронавт должен носить с собой самую различную аппаратуру, обеспечивающую его жизнедеятельность. Словом, это вам не прогулка по пляжу.

Предполагается, что на подготовку к лунному походу уйдет три с половиной часа — это мне сообщил Оуэн Майнард, начальник инженерного отдела проекта «Аполлон» в Хьюстонском центре. «Первая экскурсия начнется через четыре с половиной часа после прилунения, — сказал он мне. — Всего же намечается провести две таких вылазки, причем вторая начнется приблизительно через восемнадцать с половиной часов после прилунения».

Каждый такой поход будет продолжаться от трех до четырех часов. Сюда включены и полчаса, которые понадобятся астронавтам на выход из отсека и возвращение туда.

Скажем прямо, в своих доспехах лунные исследователи не будут отличаться ни грацией, ни координированными движениями. Более того, в полной форме они будут, пожалуй, напоминать гигантских черепах, почему-то решивших прогуляться на задних лапах. Но тут уж ничего не поделаешь. Полное снаряжение лунного разведчика весит на Земле около 115 килограммов, то есть приблизительно 19 «лунных» килограммов, так как притяжение там в шесть раз меньше земного. Но в этом мало утешения для астронавтов.

«Главная проблема заключается в громоздкости снаряжения, — говорит д-р Линд. — Начнем со скафандра, который вполне соответствует своему назначению. Мы очень им довольны, но, признаюсь, он тяжел. Астронавты вынуждены в нем двигаться медленно, должны продумывать каждый шаг. О беге и прыжках на Луне не может быть и речи».

Линд знает, о чем он говорит: недаром он провел в скафандре более ста часов, практикуясь и совершенствуя технику движений, которая понадобится на Луне. После всех этих проверок и экспериментов на Земле, где сила притяжения значительно сильнее, было установлено, что астронавты в состоянии — и чего не в состоянии — выполнить на Луне. В отдельных случаях обнаруженные Линдом недостатки привели к целому ряду изменений в конструкции скафандра. От его взора не ускользнула ни одна деталь.

В условиях лунного вакуума для защиты хрупкого человеческого организма в скафандре с помощью притока холодного кислорода нужно все время поддерживать постоянное давление. В результате этого, костюм утрачивает гибкость, что усложняет движение. Астронавту приходится преодолевать давление при каждом сгибе руки или ноги. Поэтому, чтобы облегчить движения, скафандр снабжен гофрированными сочленениями. И все же астронавту приходится делать порядочные усилия, иначе «сустав» сам по себе возвращается к исходному положению.

«И ко всему этому прибавьте лунное притяжение, — жалуется д-р Линд. — Должен признаться, что мы сами точно не знаем, легче или труднее двигаться в условиях низкой гравитации. Казалось бы, двигаться там легче, ибо силы ваши в несколько раз увеличиваются. Но ваши рефлексы и ваше чувство равновесия приспособлены к нормальному земному притяжению. Потому для каждого самого простого движения потребуется больше усилий, что приводит к угловатости и неуклюжести. Все это необходимо проверить в лунных условиях — другого выхода нет. А пока — пока мы стараемся учесть самые худшие условия».

Итак, в тесном отсеке наши два луноходца начинают подготавливаться к вылазке. Кроме обычного скафандра, они наденут защитную обувь, не боящуюся острых камней, шлем с иллюминатором и выдвижным козырьком. За спиной у них будет находиться портативная система для обеспечения жизнедеятельности.

«Представьте себе двух девушек, переодевающихся в телефонной будке, — шутит д-р Линд. — Вот в таких же условиях придется переодеваться нашим астронавтам».

Портативная система обеспечения жизнедеятельности весит около 55 килограммов. В ней имеется основной запас кислорода, его аварийный резерв, приемно-передаточное радиоустройство, охладительное устройство и самые различные приборы. Источником питания системы служат электробатареи.



ТАКОЙ ВИД НА ЛУННУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ОТКРОЕТСЯ ПЕРЕД АСТРОНАВТАМИ ИЗ ОТСЕКА. ОЧЕРТАНИЯ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ МОЖНО УВИДЕТЬ ЧЕРЕЗ ЛЕВОЕ ОКНО. АСТРОНАВТ-ПИЛОТ, СТОЯЩИЙ У ПУЛЬТА УПРАВЛЕНИЯ, НАПОМИНАЕТ МАШИНИСТА НА ЛОКОМОТИВЕ. РАДАР И ТРЕУГОЛЬНОЕ СМОТРОВОЕ ОКНО ПОЗВОЛЯТ ЕМУ ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ МЕСТО ПОСАДКИ.

ЛУННЫЙ ОТСЕК ИДЕТ НА ПОСАДКУ, ВКЛЮЧАЕТСЯ ПОСАДОЧНАЯ СТУПЕНЬ И 16 НЕБОЛЬШИХ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ АСТРОНАВТАМ МАНЕВРИРОВАТЬ АППАРАТОМ. ПРОИЗВЕДЯ ПОСЛЕПОСАДОЧНУЮ ПРОВЕРКУ ВСЕХ СИСТЕМ ОТСЕКА, АСТРОНАВТЫ ВЫЙДУТ ИЗ КАБИНЫ И ПРИСТУПЯТ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ.



СТАРТОВАЯ ПЛАТФОРМА ОСТАЕТСЯ ПОЗАДИ, ВЗЛЕТНАЯ СТУПЕНЬ ЛУННОГО ОТСЕКА ИДЕТ НА ВСТРЕЧУ С КОРАБЛЕМ «АПОЛЛОН». ПОСЛЕ СТЫКОВКИ ЭКИПАЖ НАЧИНАЕТ ВОЗВРАЩЕНИЕ НА ЗЕМЛЮ.

Основной запас кислорода рассчитан на четыре часа. Но при интенсивном труде, когда астронавт дышит глубже и чаще, кислорода может хватить всего лишь часа на три. В подобном случае, как и при перебоях в подаче кислорода, можно использовать кислородный резерв, которого хватит еще на полчаса. Трудно предположить, что за этот срок астронавт не сможет вернуться в отсек вылазки.

Возможность телесных повреждений или выход астронавта из строя почти исключены. Астронавт надежно защищен от всякого рода ушибов и ранений. Не страшны ему и микрометеориты. Костюм его состоит из 21 слоя тканей, многие из которых обладают большой плотностью. Костюм также защищает астронавта от острых камней — в случае, если он упадет.

Надо полагать, что пока астронавты не освоятся с условиями лунного притяжения, падения неизбежны, но переломов конечностей при этом не будет. «Наш костюм слишком жесткий, — объяснил мне один из техников Хьюстонского центра. — Сгибаться он может только в сочленениях. Все равно, что вам на все конечности наложили гипс».

Даже шлем астронавта, несмотря на кажущуюся хрупкость, отличается невероятной прочностью. Его не разобьет и молот циркового силача.

Астронавты в полном снаряжении и готовы пуститься в путь. На Луне раннее утро. Между зубцами гор в глубину кратера пробиваются яркие солнечные лучи. Резкие черные тени помогают экипажу определить характер рельефа.

Первым совершает вылазку пилот. Командир корабля, не отключаясь от бортовой системы питания, располагается у открытого люка. Все время и тот и другой лунные разведчики поддерживают связь с Землей, а когда «Аполлон» проходит над местом высадки — и со своим третьим товарищем.

Вся деятельность астронавтов протекает по строго разработанному плану. Командир в отсеке вылазки ведет съемку из люка, его напарник спускается на лунную поверхность. Он подходит к лунному отсеку и открывает «багажную камеру», где хранится оборудование. В первую очередь он достает три баллона с гидроокисью лития — два для индивидуального пользования и третий, побольше, для кабины экипажа. Баллоны эти служат фильтрами: они удаляют двуокись углерода и запахи из кислорода, который циркулирует по системе. Через несколько часов использованные баллоны заменяются новыми.

Затем, перед началом второй прогулки, астронавты производят замену в портативной системе обеспечения жизнедеятельности.

Наконец астронавт достает странного вида сосуд. («Что-то вроде пивной кружки с длинной ручкой», — шутит д-р Линд.) Этот предмет дает нам известную гарантию того, что мы получим новые сведения о Луне, даже если астронавтам придется срочно ее покинуть.

Астронавт наполняет сосуд лунным грунтом — камушками, пылью и т. д. — и закупоривает его. Килограмм неизвестного, быть может, нам вещества готов к далекому путешествию на Землю.

Космический разведчик, нагруженный этими предметами, возвращается к трапу. Командир корабля раскручивает длинный трос, привязанный одним концом к мешковидному контейнеру. Проверив, в порядке ли блочная система у люка, он бросает контейнер вниз. Его товарищ кладет баллоны, батареи и «чашу» с бесценным грузом. Командир поднимает мешок наверх и прячет все доставленное в кабине.

Предварительная фаза окончена, теперь пора и командиру спуститься вниз. Следующий этап требует от обоих астронавтов час-другой работы. Но и тут график составлен с учетом непредвиденного. К окончанию работ у каждого остается еще на час кислорода из основного запаса. Оба работают старательно, не спеша, зная, что времени у них достаточно.

Они вместе обходят лунный отсек. Больше всего их интересуют проявления возможных внешних повреждений: легкое шипение кислорода, капли драгоценного топлива. Если таковые будут обнаружены, им следует немедленно вернуться на встречу с командным отсеком. Но если все окажется в порядке, то можно приступать к детальной съемке лунного отсека. В первую очередь они фотографируют крупным планом ноги отсека и их башмаки, камни и пыль, вытесненные ногами отсека во время посадки. Все это будет подвергнуто на Земле тщательному анализу. Инженеры определят, правильно ли они сконструировали корабль и следует ли внести изменения в его конструкцию. Геологи получат ценные данные о составе, плотности и упругости грунта в районе посадки.

Работы на Луне приближаются к середине второго часа. У астронавтов остается по 30 минут для выполнения индивидуальных заданий.

Пилот корабля возвращается к открытому «багажнику» и достает оттуда металлический ящик и трубчатые секции, которые он тут же превращает в телескопическую палку, прозванную «посохом Якова». К верхней части посоха крепится фотокамера, к средней — контейнер с инструментами.

Кроме того, астронавт возьмет с собой металлический ящик, который может вместить до 18 килограммов лунной почвы. Пробы укладываются в специальные мягкие пронумерованные отделения, в таком виде их доставят в Хьюстонскую лабораторию. Ящик этот герметичен, что позволит сохранить внутри лунный вакуум и чистоту проб грунта. С посохом Якова в одной руке и ящиком в другой пилот отправляется на задание.

«От корабля он не будет удаляться более чем на четыре-пять метров, — сказал мне д-р Линд. — Он будет собирать особо интересные образцы пород в непосредственной близости от места посадки».

ОБРАТНЫЙ ПУТЬ КОРАБЛЯ. СТАРТ ОТСЕКА С ЛУНЫ (1). С ПОМОЩЬЮ РАДАРА ВЗЛЕТНАЯ СТУПЕНЬ И КОРАБЛЬ ВСТРЕЧАЮТСЯ НА ОРБИТЕ И СОВЕРШАЮТ СТЫКОВКУ (2, 3, 4). ОБА АСТРОНАВТА ПОКИДАЮТ ЛУННЫЙ ОТСЕК И ПЕРЕХОДЯТ В КОМАНДНЫЙ МОДУЛЬ (5); ВКЛЮЧАЮТСЯ ДВИГАТЕЛИ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОТСЕКА,И «АПОЛЛОН» ВЫХОДИТ НА ТРАЕКТОРИЮ ПОЛЕТА К ЗЕМЛЕ (6). КОРРЕКЦИЯ ТРАЕКТОРИИ (7) ОБЕСПЕЧИТ КОРАБЛЮ ВХОД В АТМОСФЕРУ В ЗАДАННОМ КОРИДОРЕ. СБРАСЫВАЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОТСЕК (8), КОМАНДНЫЙ МОДУЛЬ ВХОДИТ В АТМОСФЕРУ (9). ПОСАДКА КОМАНДНОГО ОТСЕКА (10); В РАЙОНЕ ПРИВОДНЕНИЯ ЭКИПАЖ ПОДЖИДАЕТ СУДНО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА США (11).

Астронавты прошли длительную подготовку по геологии, и теперь настал час проверить, насколько они ее усвоили. Пилот выбирает камни, представляющие, по его мнению, особый интерес. Он не забывает сфотографировать каждую из своих находок. Детальные фото будут сделаны позже, сейчас достаточно одного снимка.

Инструменты пилота мало чем отличаются от инструментов геологов-разведчиков. Разве что они немного массивнее, но и то лишь потому, что в перчатке трудно удержать маленький предмет. В контейнере находится обычная кирка геолога, черпак, щипцы, трубки для проб грунта, весы, комбинация кисточка-писец-лупа, стерильный контейнер для проб, которые на Земле будут подвергнуты биологическому исследованию.

«На этом этапе мы хотим, чтобы астронавт взял одну стерильную пробу и один образчик грунта, — говорит д-р Линд. — Но последнее слово за самим астронавтом».

У командира лунного отсека тоже немало дел. Из другого «багажника» он достает большой цилиндрический контейнер. Там находится в сложенном виде трехметровая параболическая антенна, которая монтируется на складной металлической подставке. Как только он установит антенну, связь с Землей значительно улучшится, и можно будет приступать к телепередачам.

Антенна легко раскрывается. С помощью рукоятки астронавт фокусирует ее на огромный светящийся шар — нашу планету. Затем он достает из корабля кабель и присоединяет его к антенне.

Командир по трапу возвращается в отсек. Теперь остается только передать пилоту ручную, весом в три килограмма, телекамеру, предварительно подключив ее к батареям.

Тем временем пилот уже собрал образцы грунта, и командир поднимает их на борт корабля. Началась телесъемка. Через несколько минут на экранах телевизоров земляне уже видят репортаж с Луны. Телесигналы оттуда поступают непосредственно на станции в Испании, Австралии или Калифорнии (в зависимости от расположения Земля — Луна в данный момент). Дальше они по кабелю передаются в Хьюстонский центр связи, где автоматически трансформируются в соответствующие сигналы, которые можно передавать по трем коммерческим телевизионным системам, имеющим непосредственную связь с Хьюстоном. Эти телекомпании с помощью системы коммуникационных спутников «Интелсат» передадут сигналы с Луны по всей стране и по всему миру. Длина телевизионного кабеля около 30 метров, что позволяет астронавту удалиться от отсека, заснять его на месте посадки, а также показать землянам отдельные детали окружающего «луншафта».

Время летит быстро. Телерепортаж окончен, и оба астронавта герметически запираются в отсеке.

Следующие десять часов уйдут на питание, сон и подготовку к следующему еще более сложному походу. Для этого нужно пополнить запасы кислорода, поставить новые батареи и заменить контейнеры с литиевым гидрокислородом. Новая вылазка начнется спустя 18 часов 30 минут после прилунения. Возможно, телекамера будет установлена у люка, что позволит вести бесперебойный репортаж с Луны.

За следующие три-четыре часа астронавтам предстоит выполнить два основных задания: размещение научных приборов и сбор геологических образцов на участке радиусом в 90 метров. Приборы эти, упакованные в штанговидный контейнер, называются экспериментальным лунным набором.

Пока командир корабля достает набор, пилот подготавливает свои инструменты и металлический ящик. Затем оба отходят на 90 метров от корабля.

Экспериментальный набор состоит из шести различных аппаратов:

• небольшого, но мощного ядерного электрогенератора;

• термического ионного детектора, способного зарегистрировать малейшие признаки лунной атмосферы;

• магнитомера для измерения магнитных колебаний на Луне;

• монитора солнечных ветров, измеряющего интенсивность солнечной радиации;

• сейсмографа, регистрирующего лунотрясения и другие колебания грунта;

• устройства для накопления и передачи информации на Землю.

Все эти приборы останутся на Луне и больше года будут передавать нам бесценные данные.

Д-р Линд много раз проводил расстановку приборов на Земле. «В наших условиях все можно закончить за час, — заметил он. — Но на Луне мы для этого отвели полтора часа. Думаю, вполне достаточно».

Астронавты произведут с различных углов фотосъемку установленных приборов. Позже на Земле ученые создадут точную копию расположения этих приборов, что необходимо для интерпретации полученных данных.

Последние полтора часа астронавты посвящают поискам геологических образцов, которые могут пролить свет на происхождение Луны. Они двигаются концентрическими кругами, все время приближаясь к отсеку, и тщательно отбирают наиболее интересные объекты.

Прежде чем потревожить тот или иной объект, они фотографируют его под разными углами, что позволит на Земле воспроизвести стереоскопическое изображение, которое поможет геологам в их изучении Луны. Кроме того, астронавты записывают точное положение объекта и его размеры, и лишь после этого кладут его в небольшой мешок, который помещают в металлический контейнер. Наконец они делают еще один снимок места, где находился образец.

«Желательно, чтобы образцы были диаметром сантиметров в пять, — поясняет д-р Линд. — Лучше получить 20 маленьких образов, чем один большой». Перед стартом астронавты через люк выбрасывают тяжелое, уже больше не нужное снаряжение, которое они носили на спине. Та же участь постигает телекамеру, посох Якова и другие инструменты.

Детальная разработка планов и интенсивная подготовка астронавтов исключают, по мнению д-ра Линда, всякого рода роковые ошибки. Он, как и его коллеги-астронавты, не видит в произведении лунной операции никакой опасности для человеческих жизней.

«Все это довольно просто, — сказал он. — В основном здесь нужно полагаться на здравый смысл. Никто, например, не собирается ходить по краю кратера или карабкаться на скалы. Мы старались предусмотреть все неожиданности. Скажем, возникнут неполадки в электронной системе. Тогда астронавты включат одну из резервных систем, а их много, или вернутся домой. Другая опасность — потеря топлива. Если начнется утечка топлива при спуске, отсек сразу пойдет на подъем. Если же отсек начнет терять топливо при подъеме, то он все же сможет достичь определенной высоты. Тогда командный модуль перейдет на более низкую орбиту, и стыковка произойдет там».

Самый критический момент — это подъем с лунной поверхности. Стараясь свести опасность до минимума, инженеры по возможности упростили стартовые ракеты, как в конструкции, так и в управлении. В отличие от тормозных ракет для спуска, у подъемного стартового двигателя отсутствуют регулятор тяги и управление. В нем нет ничего сложного — просто топливные клапаны и кнопка включения.

Наступил последний момент пребывания на Луне. Ракета ожила. Для выхода на лунную орбиту отсек вылазки должен развить скорость в 6500 км/час. Ему не надо преодолевать атмосферного сопротивления, а гравитационная сила тут в шесть раз меньше земной. Чтобы развить такую скорость, потребуется не более минуты. Даже если в этот момент двигатель откажет, астронавты уже выйдут на лунную орбиту, нижняя точка которой будет удалена от Луны всего на 16 километров. Этого достаточно для встречи и стыковки с командным отсеком «Аполлона», даже если отсек вылазки потеряет свою маневренность.

Но вот если стартовой двигатель вообще не сработает — тогда дело плохо. Обсуждая такую почти невероятную ситуацию, астронавт Рассел Шуэйкарт сказал: «Мы знаем, на какой риск мы идем. Если старт не удастся, мы станем первыми поселенцами на Луне».

Кроме этой маловероятной возможности, строители корабля «Аполлон» считают, что они во всем постарались избежать каких-либо неполадок. Учли они и опасную солнечную радиацию. США установили целую сеть солнечных обсерваторий по всему миру, которые будут вести интенсивные наблюдения за Солнцем во время лунной экспедиции. Все они непосредственно связаны с Хьюстонским центром. Данные о направлении, скорости и силе каждой солнечной вспышки моментально поступят в ЭВМ. Тут следует сказать, что даже самая быстрая волна солнечной радиации достигает Луны лишь через несколько часов. Если астронавтам на Луне будет угрожать подобная опасность, они моментально вернутся на корабль «Аполлон». А командный отсек так защищен, что ему не страшна никакая радиация.

«На каждом этапе планирования и конструирования мы все время обдумывали альтернативы, которые обеспечат безопасность астронавтам, — говорит д-р Линд. — Мы даже составили карту. Мы сделали все возможное, чтобы место прилунения было бы самым безопасным».