"Авиация и космонавтика" 1962 №2, c.20-23
ГОВОРИТ ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР
КОСМИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ


ТАК БУДЕТ

Б

ывает, что скупые цифры звучат сильнее самых пламенных и возвышенных слов. Происходит это обычно потому, что они умещают очень много человеческого труда, сильных и необыкновенно дерзновенных порывов, помноженных на смелость и точность научно-технической мысли. Сама по себе суммарная максимальная полезная мощность ракетных двигателей всех ступеней ракетоносителя «Восток-1», как и «Восток-2», составляет ошеломляющую цифру.

Двадцать миллионов лошадиных сил — такая мощность настолько необычна, что с трудом поддается сравнению. Она равняется мощности почти полумиллиона «Москвичей», превышает мощность почти тысячи наиболее тяжелых из известных самолетов. Понадобится список почти десятка гигантских гидроэлектростанций, чтобы их суммарная мощность сравнялась с той, которую развивали силовые установки первого в мире советского космического корабля, взлетевшего в космос с человеком на борту.

Перечень этих сравнений можно было бы продолжать и продолжать, но мне кажется, когда мы говорим о двигателях космических кораблей, нужно прежде всего вспомнить об их создателях и творцах, о наших замечательных советских людях, оглянуться на тот нелегкий путь, которым пришла к этому результату наша наука и техника.

Времени свойственно стирать следы событий в человеческой памяти, но все открытия человеческого разума эта память хранит всегда в их первозданной ясности. И если, оглядываясь назад, мы вспомним, как шаг за шагом упорно и дерзновенно шли к этим свершениям наши советские люди, как постоянно и заботливо поддерживала и вдохновляла их наша родная Коммунистическая партия, как еще в первые годы существования молодого социалистического государства великий Ленин, видя будущее через десятилетия, потрясал своими реальными предвидениями всех великих фантастов, если мы оглянемся и вспомним все это, мы с благодарностью скажем: сердечное спасибо партии и народу.

Нет ничего удивительного и сверхъестественного в том, что в завоевании космоса мы оказались первыми. Разве может быть не передовой научная и техническая мысль в государстве с самым передовым, справедливым социальным строем, народ которого успешно строит светлое здание коммунистического общества. Полеты в космическое пространство двух наших кораблей «Восток-1» и «Восток-2» с героями-космонавтами Ю. Гагариным и Г. Титовым на борту — выдающееся тому подтверждение.

Но вернемся снова к ракетным двигателям. Их мощность — итог огромного многолетнего труда. Человек, любующийся солнцем в зените, никогда не должен забывать зарю. Советская наука, обеспечившая полет человека в космос, никогда не забудет первые вехи на этом пути. Еще полвека назад основные свойства ракетных двигателей, требования к топливам и даже некоторые конкретные конструктивные формы двигателей были талантливо предсказаны К. Э. Циолковским. Его «Исследование мировых пространств реактивными приборами» сразу же привлекло к себе внимание. В Калуге в скромном домике творил гениальный русский ученый-провидец. И его научная мысль была ярким лучом солнца в царской России. Великая Октябрьская социалистическая революция широко распахнула двери в науку К. Э. Циолковскому, и его гениальное творчество стало известно всему человечеству.

Циолковский, создавший научную теорию межпланетных и космических полетов, пришел к выводу, что единственным средством достижения межпланетных пространств является ракета.

Всеми своими открытиями он как бы бросил смелый пророческий вызов космосу:

— Слушайте меня, силы космоса. Это говорит человек Земли.

Создатель классической теории реактивного движения и научно обоснованного блестящего плана покорения космоса, Циолковский хорошо знал о конструкторских и экспериментальных работах в области реактивной техники.

Идеи Циолковского были развиты и обогащены в работах талантливых энтузиастов ракетного дела Ю. В. Кондратюка, Ф. А. Цандера и других.

Конструкция первого советского ЖРД была разработана в 1930 г. Этот первенец советского экспериментального ракетного двигателестроения был рассчитан для работы на азотном тетроксизе и жидком кислороде в качестве окислителя, а горючим служил толуол. Стальной двигатель был плакирован медью и состоял из 93 деталей, развиваемая им тяга достигала 20 кг.

Дальнейшее изучение высокофорсированных процессов, происходящих в камере сгорания с соплом, привело к созданию ряда более совершенных конструкций ЖРД. Так, например, в 1933 г. прошел официальные испытания второй советский опытный ракетный двигатель тягой 300 кг с химическим зажиганием, работавший на азотной кислоте с окислами азота и керосине. В 1933 г. были начаты испытания первого ЖРД, разработанного Цандером (ОР-2). Ряд конструкций ЖРД был построен и другими исследователями, получившими отличные результаты.

Упорно и последовательно наращивали советские ученые успехи в создании новых двигателей. За сравнительно короткий срок, измеряемый тремя десятилетиями, в этой области был достигнут огромный прогресс. Его окончательно утвердили первые искусственные спутники, запущенные в космическое пространство со стартовых площадок Советского Союза. И, наконец, ошеломившие весь мир полеты Ю. Гагарина и Г. Титова.

Чтобы представить себе всю грандиозность задачи, мы должны понять, что многоступенчатая космическая ракета, с помощью которой были подняты в космос корабли «Восток-1» и «Восток-2», представляет собой сооружение большой точности и слаженности. Каждая ступень ракеты имеет свою двигательную установку. Как только процесс выгорания топлива завершается, отработавшая ступень ракеты становится ненужной. Ее отделение и сброс дает возможность остальной части ракеты развивать более высокую скорость.

Шесть ракетных двигателей, составляющих мощь в двадцать миллионов лошадиных сил, подняли космический корабль «Восток-1», имевший полезный вес 4725 кг на расчетную орбиту, по которой он совершил полет с невиданной скоростью в 28 тыс. км в час. Разве можно не изумляться и не восхищаться этими цифрами! Плодотворная работа ученых нашей страны намного опередила достижения передовых ученых зарубежных стран.

С историческими полетами Ю. Гагарина и Г. Титова ни в какое сравнение не могут идти попытки запустить человека в космос, предпринятые в США. Дверь в космос не приоткрыли, а широко распахнули наши советские ученые и летчики-космонавты. Огромная мощность ракетных двигателей, точность и безотказность всех автоматических систем, безупречность конструкций космических кораблей «Восток-1» и «Восток-2», мужество наших летчиков-космонавтов — все это, вместе взятое, принесло успех в завоевании далеких космических пространств. Оба эти полета были выдающимися событиями в истории мировой науки, ибо впервые человек преодолел силу тяготения, привязывавшую его к Земле, и не только вырвала в космическое пространство, но и успешно облетел вокруг земного шара. И одним из условий, обеспечивших эту триумфальную победу человека над силами природы, является мощность ракетных двигателей в двадцать миллионов лошадиных сил. Поединок с силами земного притяжения закончился заслуженной победой космического корабля и двигателей, над созданием которых упорно и долго работал творческий коллектив советских ученых, руководимый и направляемый мудрой заботливой рукой нашей родной Коммунистической партии.

Если оглянуться назад, на прошлое, было бы ошибкой утверждать что это был легкий путь. Путь создания мощных ракетных двигателей тернист. Далеко не всегда наши изыскания и эксперименты приводили к желаемому успеху. Были огромные трудности, и далеко не каждое испытание созданной конструкции завершалось удачей. Но при всем этом следует прежде всего подчеркнуть, что советские ученые и конструкторы, создавая ракетные двигатели огромных мощностей шли своим оригинальным путем. Характеристики советских двигателей существенно выше, чем американских.

Советские ученые и конструкторы успешно решили трудную проблему прочности и жароустойчивости материалов для двигателей больших мощностей. В процессе конструирования были строго учтены требования к точности всех систем и качеству топлива. Капитальные исследования проводились по изучению высокофорсированных процессов горения, что в основном и определило успех всей работы.

Выполнить эту огромную работу было бы невозможно без четкого ритма и высокой организации труда всех специалистов, участвовавших в рождении ракетных двигателей. Они создавались многочисленными научно-исследовательскими институтами и заводами, которые работали как единый хорошо отлаженный часовой механизм. Высокий творческий порыв был свойственен советским ученым, конструкторам и всем техническим специалистам, занятым в этой области. Все это, вместе взятое, помогло преодолеть трудности и добиться успеха.

Победы наших космонавтов, золотыми буквами вписанные в историю, это не предел мечтаний и возможностей советского человека. Партия учит нас, что в движении и развитии нельзя останавливаться на достигнутом. Это относится к нам, ученым и конструкторам, так же как и ко всем советским людям.

12 апреля Юрий Гагарин, облетевший земной шар на корабле «Восток-1», открыл эру космических полетов. Во время другого полета второй советский космонавт Герман Титов совершил семнадцать витков вокруг Земли, пройдя расстояние, почти равное расстоянию от Земли до Луны и обратно.

А каким будет третий, четвертый, пятый... полет? Заглядывая не в далекие от нас века, а в ближайшие годы и десятилетия, мы смело можем сказать, что приблизилось то время, когда маршруты космических кораблей, снабженных еще более мощными и совершенными двигателями, достигнут ближайших планет, и мужественный советский человек, творец и созидатель, станет их первым исследователем.

Сбудутся вещие слова гениального русского ученого К. Э. Циолковского, сказавшего: «Теперь, товарищи, я точно уверен в том, что и моя другая мечта — межпланетные путешествия, — мною теоретически обоснованная, превратится в действительность».

Так будет. Порукой этому любовь к своей Родине, горячий патриотизм и творческая окрыленность советского человека.