"Авиация и космонавтика" 1962 №1, c.11-13
ГОВОРИТ ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ

Когда верстался этот номер журнала, наш корреспондент обратился к Главному Конструктору космических кораблей с просьбой поделиться своими мыслями с читателями.

Вот что рассказал Главный Конструктор.

Л

уна. Марс. Венера... Созвездия близких и дальних Галактик. Мы говорим ныне о полетах в глубины Вселенной не на языке мечтателя-фантаста, а как о вполне реальной, доступной человечеству задаче, как о перспективе развития советской науки и техники, базирующейся на преимуществах социалистического строя.

В числе важных проблем, поставленных XXII съездом КПСС перед наукой, есть и задача овладения космическим пространством. От первых полетов человека в космос необходимо перейти к покорению космического пространства и овладению им. Успешные полеты космических кораблей «Восток-1» и «Восток-2» убедительно говорят о том, что эти задачи могут быть успешно решены.

С чего началось это большое и сложное дело? Некоторые, отвечая на этот вопрос, вспоминают о вековой мечте человека взлететь над землей, покорить воздушный океан, разгадать тайны далеких звезд. Другие связывают эти мечты с изумительными по своей гениальности работами К. Э. Циолковского, в которых фантастика сочеталась с научными обоснованиями. Третьи исходят из практических работ наших ученых и техников, создавших первые летательные аппараты, первые ракетные двигатели и т. д. Не будем спорить, кто из них стоит ближе к истине. На наш взгляд, все это — звенья единой цепи, единого замысла о покорении космоса, воплощенного в жизнь всем советским народом.

Замечательной вехой на этом пути был вошедший в историю день 4 октября 1957 года, когда в Советском Союзе запустили первый в мире искусственный спутник Земли. Можно утверждать, что это событие является открытием эры космических полетов.

Стремителен прогресс советских космических летательных аппаратов. Последующие полтора года после запуска первого искусственного спутника Земли были ознаменованы выводом на орбиты второго и третьего спутников, которые значительно превосходили первый как по весу, так и по оснащению техническими и научными средствами. Это были в полном смысле слова летающие лаборатории с весьма разнообразной автоматической аппаратурой, сообщавшей на Землю ценнейшие сведения из космоса.

Затем крупнейшим событием явился запуск трех советских космических ракет. Была достигнута и несколько превышена вторая космическая скорость, что несомненно означало новую ступень в продвижении советской науки.

Наш советский летательный аппарат стал первым искусственным спутником Солнца. Радиосигналы межпланетных станций впервые принимались на Земле.

Советская ракета доставила вымпел на Луну. Была сфотографирована обратная сторона Луны. Межконтинентальные баллистические ракеты, запущенные в заданный район Тихого океана, совершили полет с исключительной точностью.

В космосе появились тяжелые корабли с живыми существами.

Космическое пространство и условия полета в нем изучались последовательно, методически. Изучение шло вместе с успешным развитием и непрерывным совершенствованием советской ракетной техники. К этим работам был привлечен широкий круг советских ученых, конструкторов, испытателей и высококвалифицированных специалистов различных профессии. Надо сказать, что эти коллективы справились со своими задачами.

Шаг за шагом советские ученые, инженеры и рабочие добились новых успехов в создании все более мощных ракет и космических кораблей.

Весной 1960 года весь мир узнал о появлении в космических далях советского корабля-спутника. Решались труднейшие задачи управляемого космического полета и возвращения кораблей на Землю.

19 августа 1960 года, совершив полет вокруг Земли с первой космической скоростью, советский корабль благополучно возвратился в заданный район на территории СССР. Затем последовала целая серия подобных полетов.

Это позволило накопить достаточный опыт для первого в истории полета летчика-космонавта Ю. А. Гагарина на корабле «Восток-1». Весь мир, все человечество запомнило этот день — 12 апреля 1961 года.

Была полная уверенность в успехе первого рейса человека в космос. Все было проверено, учтено. И все же какое необычайное волнение охватило всех участников подготовки этого полета!

Мощная ракета унесла космонавта ввысь. Все жадно ловили каждое сообщение из космоса, пристально вглядывались в изображение космонавта на экранах телевизоров. Все шло нормально.

И вот полет окончился. Юрий Гагарин благополучно вернулся из космоса на родную землю. Советский корабль отвечал всем требованиям первого космического рейса, он оказался надежным и удобным летательным аппаратом. Это признали все: и сам космонавт, и те, кто разрабатывал ему задание на полет, и те, кто готовил корабль к рейсу, и те, кто занимался обобщением опыта этого полета.

Полет Германа Титова на корабле «Восток-2», преодолевшем расстояние, равное расстоянию до Луны и обратно, еще раз и весьма основательно подтвердил эти выводы. Теперь можно твердо заявить, что у нас есть надежные ракетоносители и космические корабли.

Такова наша действительность. Ну, а будущее?

Дальнейшее освоение космоса позволяет, например, создать системы спутников с суточным обращением вокруг нашей планеты на высотах порядка 40 000 км и обеспечить всеобщую связь и ретрансляцию радио— и телевизионных передач. Такое решение может оказаться экономически значительно выгоднее, чем сооружение радиорелейных линий по всей поверхности Земли.

Высокая точность движения таких спутников послужит надежной основой при решении навигационных задач для океанских судов и самолетов.

Следующая проблема — спутники службы погоды. В дальнейшем, очевидно, будут разработаны специальные методы активного воздействия на климатические условия, система прогнозирования погоды и т. д.

Для решения тех или иных задач, связанных с покорением космоса, было бы невыгодно во всех случаях выводить на орбиту каждый раз свой спутник. Видимо, необходима хорошо продуманная система космических орбитальных сооружений в виде спутников, станций, других аппаратов, вечно (либо весьма длительно) существующих на своих орбитах около Земли и выполняющих заданные им функции надежно и точно по программе.

Очевидно, конструкторам и инженерам, создателям кораблей-спутников, в этой области предстоит еще многое сделать. Учитывая условия невесомости, сборка таких конструкций в космосе будет сопряжена с рядом особенностей. Открываются огромные возможности в области конструирования, использования новых материалов, энергии Солнца, создания сначала частичного, а затем и более полного биологического круговорота веществ для длительного обеспечения жизни на космическом корабле.

Беспредельны космические дали, но освоение прилегающих к Земле пространств космоса — проблема не так уж далекого будущего. Вероятно, сначала автоматические станции полетят к Луне и спустятся на ее поверхность. Потом с визитом на Луну явится человек. Организация на Луне постоянной научной станции, а впоследствии и промышленного объекта позволит использовать не известные еще нам ресурсы этого вечного спутника Земли. Затем — рейсы к ближним планетам солнечной системы — Марсу и Венере. Это, пожалуй, вполне реально для ближайших лет.

Создание огромных, весом в десятки тонн, межпланетных кораблей с экипажем, состоящим из нескольких человек, позволит осуществить длительные (около двух — трех лет) космические полеты. А далее... Впрочем, сейчас трудно предаваться мечтам, ибо в наше замечательное советское время бывает и так, что жизнь опережает мечту. Ясно лишь одно: космонавтика имеет безграничное будущее и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная.