"Авиация и космонавтика" 1962 №7, c.91-92
ЮГОСЛАВСКИЙ ПОЭТ О СОВЕТСКИХ КОСМОНАВТАХ
П

еред нами тоненькая голубая книжка стихов, изданная в Югославии. Ее автор Милорад П. Мандич — крестьянский поэт-самоучка. Он родился в Черногории в 1926 г., служил в армии, где научился грамоте, и затем, окончив курсы трактористов, работал в сельскохозяйственном кооперативе (задруге). Стихи писал по ночам, в свободное от работы время, и один из первых своих сборников (1960 г.) посвятил Красной Армии и Народно-освободительной армии Югославии. В 1961 г. он издал новую книжку стихов, целиком посвященную подвигу Юрия Гагарина, а через несколько месяцев выпустил следующий сборник в честь Германа Титова.

«Я без страха выразил свои чувства по отношению к успеху советской науки и нее славным космонавтам, которые высоко подняли авторитет всего социализма и особенно своей великой страны, первыми завоевав космические пространства...» (стр. 2). Так пишет Мандич в небольшом предисловии к своему сборнику.

В книжке помещено девять стихотворений: о Ю. Гагарине и Г. Титове, о Советах, о Циолковском. Подробно рассказывается о космическом корабле «Восток-2» и полете Г. Титова, встрече второго советского космонавта во Внукове и в Москве. Отдельная песня посвящена сравнению советских и американских космонавтов, причем, рассказывая о полете Шепарда, автор говорит: «Если уж ему давать оценку, он Гагарину еле до коленки». Заканчивается сборник стихотворным «Поздравлением советских ученых по случаю их величественного успеха».

Милорад П. Мандич. Стихи «Советские летчики-первые вестники космоса».

Стихотворения Милорада Мандича написаны в традиционной манере сербской эпической поэзии. Так складывали песни или, вернее, сказания народные певцы-гусляры.

Чувствуется, что поэта искренне волнуют успехи советской страны и он от всего сердца радуется им: «Песню писать буду, мою любовь в ней выражу». В полетах Гагарина и Титова он прежде всего видит успех и достижение социалистической системы: «Для Советов это теперь слава и для всего нашего социализма, потому что отстал теперь капитализм, как ружье от боевой Катюши».

На последней странице обложки экземпляра, присланного в Москву, М. Мандич написал письмо Н. С. Хрущеву.

«Прошу передать премьеру Хрущеву. Имею честь, дорогой премьер Хрущев, послать Вам в подарок эту брошюру стихов, в которой я воспел ваших героев космоса. Их успехи обрадовали каждого передового человека, потому что они достигнуты великой миролюбивой страной».

А. РОМАНЕНКО.




ПОЛЕТ КАРПЕНТЕРА

В США совершен еще один орбитальный космический полет. Этот полет не дал ничего нового по сравнению с полетом Гленна, протекал он не менее опасно и продемонстрировал мужество и находчивость космонавта, а не совершенство оборудования капсулы «Меркурий».

Для второго орбитального полета сначала был назначен майор ВВС Дональд Слейтон, но затем врачи обнаружили у него изменения сердечной деятельности и отстранили от полета.

Запуск на орбиту космического корабля «Аврора-7» с космонавтом Карпентером был намечен на 17 мая. Затем Карпентеру и его дублеру Уолтеру Ширра пришлось ждать до 19 мая. Отсрочка была вызвана неполадками в системе ориентации космического корабля. 19 мая полет не состоялся и был вновь отложен без указания причин. Правда, газета «Нью-Йорк пост» сообщила, что запуск отложен в связи с намечавшимися ядерными взрывами в верхних слоях атмосферы.

Многочисленные отсрочки космических запусков по выясненным и невыясненным причинам в США не новость, но на этот раз отсрочек было меньше, чем при подготовке полета Гленна. 24 мая в 7 часов 45 минут по местному времени космический корабль «Аврора-7» стартовал с мыса Канаверал и через пять минут вышел на орбиту, о чем сообщил сам Карпентер по радио.

Программа полета — три витка — была в основном повторением полета Гленна и отличалась только рядом опытов, которые должен был провести космонавт во время полета по орбите. В частности Карпентер более продолжительное время управлял капсулой вручную, для изучения восприятия человеком в космосе различных цветов выпустил на тросе длиной 30 м разноцветный шар. В капсуле находился контейнер с водой, окрашенной в зеленый цвет. Наблюдая за этим контейнером, космонавт должен был собрать данные о поведении жидкости в невесомости. В США много говорят о так называемом «эффекте Гленна» — светящихся точках вокруг космического корабля. Высказываются предположения, что это продукты разложения перекиси водорода, на которой работает система ориентации капсулы. Карпентер должен был выбросить конфетти из пластмассы, наблюдая за которым можно было получить объяснение этому эффекту.

Уже на втором витке были обнаружены неисправности в системе автоматического управления капсулой, и командный пункт на мысе Канаверал собирался прекратить полет после второго витка. Во время полета резко поднялась температура внутри капсулы и внутри скафандра — до 39 градусов по Цельсию. В ходе второго витка обнаружился большой расход горючего в системе управления положением капсулы в пространстве.

Самые большие неприятности ожидали космонавта при посадке капсулы. Около 70 самолетов и 20 кораблей в течение часа пытались найти капсулу в Атлантическом океане.

Угол вхождения в атмосферу отличался от заданного; и капсула опустилась на парашюте приблизительна в 360 километрах от района океана, где намечалась посадка.

Карпентер провел больше двух часов в море на надувном плоту, прежде чем его подобрал вертолет и доставил на борт военного корабля.

Кто же он, второй американец, совершивший полет вокруг Земли?

Летчик морской авиации Малькольм Скотт Карпентер родился в Боулдер, штат Колорадо, 1 мая 1925 года. Курс летной подготовки начал в последние месяцы второй мировой войны. В 1945 году, после окончания войны, Карпентер поступил в Колорадский университет, который закончил с дипломом авиационного инженера. В 1949 году поступил в авиацию ВМФ США, завершил курс летной подготовки и был направлен на Дальний Восток. Здесь он летал на противолодочном самолете в Желтом и Южно-Китайском морях, в Тайваньском проливе.

В 1954 году он начинает службу в школе летчиков-испытателей ВМФ США, где занимается испытанием электронного оборудования палубных штурмовиков А3D и истребителей F9F.

В 1958 году Карпентер был назначен на авианосец «Хорнет» офицером воздушной разведки.

Когда был объявлен набор космонавтов для проекта «Меркурий», Карпентер имел налет свыше 3000 часов.

Во время подготовки полета Гленна Карпентер был дублером.

Полет Карпентера показал, что для перехода к более длительным полетам американским ученым и инженерам придется проделать большую работу по увеличению надежности систем капсулы «Меркурий».

Выступая на открытии Итальянской промышленной выставки в Москве, Н. С. Хрущев заявил: «Я поздравляю американского космонавта Малькольма Скотта Карпентера особенно потому, что он действительно проявил большое мужество... И я радуюсь тому, что этот мужественный человек нашел выход из трудного положения и благополучно завершил свой полет».