вернёмся в начало ?

ТАК ОНО И БЫЛО

Наше давнее, теперь уже четвертьвековое доброе знакомство с автором этой книги началось в тот дождливый ноябрьский день 1960 года когда организатор и первый начальник Центра подготовки космонавтов Евгений Анатольевич Карпов привел нашу «авангардную шестерку» будущих космонавтов к первому тренажеру космического корабля «Восток» и представил человеку, назначенному нашим первым инструктором в занятиях на этом тренажере. Им и оказался заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, кандидат технических наук (докторскую он защитил позднее) Марк Лазаревич Галлай. До того мы знали его только понаслышке и то лишь как известного летчика-испытателя, но отнюдь не как литератора. Его книги об авиации и авиаторах — «Через невидимые барьеры», «Испытано в небе», «Первый бой мы выиграли» и другие — мы прочитали потом.

И вот перед нами его новая книга — о космонавтике, космических конструкторах и космонавтах. Она принадлежит к тому же художественно-документальному жанру, что другие книги этого автора, и написана в той же присущей ему свободной манере — с неожиданными аналогиями, экскурсами в историю, размышлениями и отступлениями, порой, говоря откровенно довольно далекими.

С понятным волнением читал я эту книгу. Заново переживал события тех далеких теперь, незабываемых дней, которые стали достоянием истории космонавтики, истории нашей Родины, да и всего человечества.

Пока я читал повесть «С человеком на борту», меня не оставляло ощущение полной подлинности написанного. И удивляться этому не приходится. Ведь автор писал не с чьих-то чужих слов и воспоминаний, а по собственным наблюдениям свидетеля, более того — непосредственного участника описываемых событий. Закончив занятия на тренажере с нашей «шестеркой», он был в течение нескольких лет консультантом С. П. Королева по вопросам, связанным с деятельностью человека как пилота космического корабля. Поэтому книга «С человеком на борту» написана с большим знанием дела.

Автор приводит факты, которые рисуют всю атмосферу начального этапа истории отечественной космонавтики — от первого «Востока» до первого «Восхода»,— и, не ограничиваясь фактами, старается раскрыть стоящие за ними проблемы: научные, технические, психологические. Особенно — психологические.

О том, что такие проблемы существуют, каждый космонавт знает по собственному опыту. Отражение первых шагов завоевания космоса в человеческой психологии, в душах людей интересовало автора в первую очередь. Это и делает его книгу привлекательной для широкого круга читателей.

Конечно, «С человеком на борту» — это лишь рассказ заинтересованного, наблюдательного участника событий, а отнюдь не энциклопедия космических знаний и не учебник космонавтики. Автор касается только того, в чем лично участвовал, что видел собственными глазами, в крайнем случае — слышал из «первых уст». Поэтому не следует искать в его книге того, чего в ней быть не может. Скажем, к примеру, рассказа о жизни и делах конструкторских коллективов и их лидеров — Главных космических конструкторов. Они, правда, тоже фигурируют в книге, но главным образом уже на космодроме, когда созданная ими техника готова, проходит экзамен в реальном деле. Сам же творческий процесс созидания этой техники еще ждет своего летописца.

Впрочем, и без того книга М. Л. Галлая густо населена. Особенно интересна и достоверна нарисованная автором галерея литературных портретов замечательных людей, деятелей нашей космонавтики: космических врачей В. В. Парина и Е. А. Карпова, конструкторов А. М. Исаева и С. А. Косберга, летчиков-космонавтов Ю. А. Гагарина, В. М. Комарова, К. П. Феоктистова, Г. Т. Берегового. И, конечно, прежде всего Главного конструктора Сергея Павловича Королева. Посвященная ему глава занимает в книге центральное место — так же, как занимал центральное место во всех космических свершениях тех лет он сам.

Сергей Павлович Королев был, как известно, личностью исключительной. Его неиссякаемая энергия, верность делу своей жизни, государственный масштаб мышления и, конечно, его характер запомнились всем, кто знал Главного конструктора или тем более работал с ним.

Королев, Гагарин, Исаев, Комаров и другие невыдуманные герои книги «С человеком на борту» показаны такими, какими они были в жизни. Именно поэтому они будут служить многим людям, прочитавшим книгу, прекрасным примером для подражания. Не будем забывать одного из важных уроков, который преподала нашим отцам и старшим братьям война: подвиги совершаются обыкновенными, нормальными людьми. Это позволяет и заставляет равняться на них.

Космическая техника за истекшие десятилетия ушла далеко вперед, расширился круг задач, решаемых с ее помощью. Да и сами полеты стали совсем другими. Продолжительность экспедиций на станциях типа «Салют» достигает 180—200 и более суток, а полет Гагарина продолжался 108 минут.

Однако без тех, первых полетов не было бы и нынешних. Так же, как без нынешних, которые двадцать лет спустя, наверно, тоже покажутся нам или нашим потомкам довольно элементарными, не осуществятся полеты будущие. Но человеческие эмоции, стимулы деятельности, устремления меняются гораздо медленнее, чем техника. И Галлай пишет именно об этом.

Поэтому его книга — многоадресная. Историк найдет в ней доброкачественный материал о делах, которые будут, без сомнения, изучаться в течение многих поколений. Юноша — живые примеры «делать жизнь с кого». А в очевидцах и участниках первых полетов человека в космос эта книга вновь пробуждает светлые воспоминания о той славной поре.

Свою книгу М. Л. Галлай заканчивает выражением гордости за весь путь нашей отечественной космонавтики, за ее свершения, за «превращения из мечты в реальность дела, по праву занявшего далеко не последнее место в перечне чудес нашего, вообще не бедного чудесами, века».

Думаю, что каждый читатель разделит с автором этой правдивой, содержательной и глубоко патриотической книги высказанные им чувства.

Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР,
генерал-лейтенант авиации
Г. ТИТОВ

13.05.84
вперёд
в начало
назад