Все знают, как велико значение спорта для здоровья человека, какое благотворное влияние оказывают занятия физкультурой на нервную систему, сердце, мышцы и т.д.
Специальные физические упражнения, применяемые лечебной физкультурой, помогают бороться со многими, даже весьма серьезными, заболеваниями, последствиями ожогов, ранений, травм. Производственная гимнастика помогает лучшему выполнению плана и т.д. Слово «спортсмен» вызывает у нас обычно представление о крепком, веселом, уверенном в своих силах человеке.
Но кроме общего оздоровительного значения, кроме помощи в быту и жизни, физические упражнения могут сыграть важную роль и при выполнении чисто профессиональной деятельности. Моряки должны быть хорошими пловцами, пехотинцы — стрелками и т.д.
Профессия космонавта — как раз такая, в которой занятия спортом обязательны и не только с общеоздоровительной точки зрения, но и как средство для приобретения и совершенствования необходимых профессиональных качеств. Космонавту необходима самая разносторонняя физическая подготовка.
Космонавт в полете встречается с действием перегрузок, а методами физкультуры можно повысить переносимость этого фактора. Космонавт должен обладать высокими волевыми качествами, а их также можно воспитывать средствами спорта. Космонавт должен уметь в совершенстве владеть своим телом в пространстве, хорошо координировать свои движения. Где еще, как не в спорте, можно воспитать такие качества?
Человек, не занимающийся спортом, вряд ли может быть пилотом космического корабля. При подготовке космонавтов забывать об этом нельзя.
Поэтому сейчас представим себе будущих путешественников космоса в большом светлом парке среди молодой зелени. Семь часов утра. Бодрящая свежесть. На специальной площадке люди в спортивных костюмах. Это — будущие космонавты, они занимаются утренней зарядкой. Проходит 20, 30, 40 минут, одно упражнение сменяет другое. И все знают, что это — не просто разминка перед предстоящим трудовым днем, а специально разработанный комплекс упражнений, рассчитанный на повышение общей физической подготовленности.
В ежедневные утренние физические упражнения и на последующих занятиях вводятся новые элементы. Вся система перестраивается. Вот одному из летчиков — быстрому энергичному человеку, большому любителю баскетбола, этой чрезвычайно подвижной эмоционально насыщенной игры, — вначале не удаются упражнения, требующие силы, и тогда для этого человека разрабатывается особая программа. Теперь он во время утренних физических упражнений с завидной настойчивостью занимается воспитанием недостающих ему качеств: выполняет упражнения с резиновыми лентами — специально для него подобран комплекс гимнастических упражнений.
Так начинается в специальном учреждении трудовой день каждого космонавта. После зарядки и завтрака — специальные тренировки, освоение необходимых вопросов теории, участие в опытах. Два-три раза в неделю проводятся занятия физкультурой на стадионе, в спортивном зале, плавательном бассейне и т.д.
Но вот определенный уровень физической подготовки достигнут. Теперь для каждого космонавта составлен индивидуальный комплекс упражнений, способствующий выработке тех физических качеств, которые необходимы в предстоящем полете. Этот комплекс строится с учетом особенностей физического развития космонавтов.
Например, для того чтобы лучше противостоять действию перегрузок, возникающих при взлете космического корабля и при его возвращении на Землю, нужны крепкие мышцы брюшного пресса, грудной клетки. Это поможет сделать выдох, в то время когда на грудь будет давить тяжесть, в 6—8 раз превышающая вес тела. Для развития такой мускулатуры подобраны соответствующие упражнения.
В полете придется выполнять ряд сложных координированных движений в условиях невесомости. Следовательно, при подготовке к полету надо формировать у космонавтов навыки владения своим телом в пространстве, координацию движений. И здесь на помощь приходит физкультура: плаванье, прыжки в воду, гимнастика.
Вот почему специальная физическая подготовка является профессионально необходимой для космонавта.
Во время занятий спортом нагрузка на организм будущих космонавтов велика. Если не следить за дозировкой, не регламентировать такие занятия, могут наступить явления перетренировки или утомления. Человек начнет терять в весе, пропадает желание заниматься, появится вялость, апатия; вместо пользы занятия принесут вред.
Чтобы этого не произошло, необходимо внимательное, квалифицированное наблюдение врача. По тому, как изменяется частота пульса и дыхания после выполнения специальных функциональных проб с дозированной физической нагрузкой, каково кровяное давление, электрокардиограмма, как меняются все эти показатели после выполнения физических упражнений, врач безошибочно определяет соответствие выполняемой физической работы возможностями данного человека.
Особое значение в подготовке космонавтов к полетам имеют прыжки с парашютом.
Перед нами расстилается степь. На переднем плане видны три небольшие вышки. Одна из них совсем невысокая, около нее толпится группа людей в спортивных костюмах.
Г.С.Титов на лопинге в спортивном городке
Плотный небольшого роста человек прыгает с вышки. Вот он коснулся земли чуть согнутыми в коленях ногами и тут же, неожиданно обмякнув, валится на бок. Все смотрят на него. А он встает и говорит: «Главное — не сопротивляться, дать телу завалиться на левый или правый бок».
Один за другим люди в спортивных костюмах совершают такие прыжки. Инструктор внимательно следит за ними, тут же анализирует каждый прыжок, отдельные его элементы, целые комплексы различных движений.
Следующий раз можно наблюдать, как люди в синих костюмах прыгают с другой, более высокой вышки. Здесь уже комплекс движений сложнее, и это понятно: человек дольше находится в воздухе. Инструктор требует, чтобы все действия не были скованными, чтобы напряжение мышц чередовалось с их расслаблением, чтобы правильным было дыхание и т.д.
Умение человека перемещаться по земле, владеть всеми своими движениями предопределено тысячелетним развитием человечества. Учить этому не надо, это дается с рождения и воспитано первыми шагами младенца. Другое дело — перемещение в воздухе. Для того чтобы правильно спрыгнуть на землю с относительно высокой вышки, надо долго и упорно тренироваться. Только во время тренировок, когда одни двигательные элементы согласуются с другими, лишние реакции тормозятся и могут возникнуть нужные движения. Со временем прыжок становится хорошо согласованным двигательным актом. По мере того как это происходит, усвоенные и вначале требующие много внимания отдельные движения теперь совершаются сами собою: человек уже не думает, что и как ему нужно делать, но делает все правильно, как бы автоматически. Таких прочно закрепленных навыков и добивается инструктор от своих учеников. Присматриваясь к этим ученикам, мы сразу же замечаем среди них невысокого, хорошо сложенного человека со спокойно улыбающимся лицом. Он весело шутит, и мы сразу узнаем в нем Юрия Гагарина. Тут же — Герман Титов. Да, это — космонавты. Здесь они оказались для того, чтобы хорошо освоить парашютные прыжки.
Обучение парашютизму входит в программу подготовки космонавтов к полетам. Космонавтам нужно иметь навыки, которые помогут им научиться владеть своим телом в пространстве. Ведь в будущем, особенно при длительных полетах, люди встанут перед необходимостью перемещаться в невесомости. А где, как не во время парашютных прыжков, человек учится в условиях отсутствия опоры двигаться в вертикальном направлении, менять характер движений, прекращать непроизвольно возникшее вращение.
Парашютные прыжки тренируют также волю людей, их смелость, а это очень важно для дела подготовки будущих космонавтов.
Наконец, умение совершить такой прыжок должно быть выработано еще и потому, что спуск с парашютом — один из вариантов приземления человека при возвращении из космоса.
Прыжки с тренировочных вышек — тумб — первый этап такого обучения. Как же дальше идет эта подготовка?
Мы застаем наших космонавтов на занятиях по усвоению так называемой подвесной системы парашюта. Они опоясаны специальными ремнями и лямками парашюта.
Внимательно слушают космонавты инструктора. Все хорошо. Теперь люди получают возможность в безопасных условиях проверить усвоенные ими правила парашютных прыжков. Это уже новый этап — прыжки с парашютом, прикрепленным к тросу, расположенному между двумя вышками. Здесь космонавты учатся правильному приземлению. Шатер над головой парашютиста послушен ему. Стоит потянуть за определенную лямку, и ветер, наполняя купол или скользя по его поверхности, помогает человеку направить, замедлить или убыстрить спуск парашюта. Можно также научиться повертываться в лямках парашюта, принимать нужное положение.
Каждый шаг такой учебы это не только работа ума, но и работа рук, всех мускулов тела.
И вот наступает время, когда начинаются первые прыжки с парашютом из самолета. Первые парашютные прыжки могут быть разрешены только при слабом ветре (потом по мере освоения навыков парашютирования требования к погоде будут снижаться).
Самолет с парашютистами поднимается в воздух.
К отверстию люка подходит один из космонавтов. Он принимает нужную позу. Напряжение. Толчок ногами, и вот уже по команде, без промедления человек оторвался от опоры и ринулся в воздушную бездну, подавив в себе подспудный страх. Очутившись в воздухе, парашютист должен выполнять строго определенные движения телом, руками и одновременно вести отсчет времени, чтобы вовремя открыть парашют. Свистит ветер, нарастает скорость, быстро приближается земля, перед глазами мелькает то небо, то вертящаяся далекая земля. Напряжение всех физических и моральных сил — вот, что обеспечивает успешное приземление.
Будущие космонавты прыгали, постепенно увеличивая время свободного падения до раскрытия парашюта от 5 до 50 секунд. Промежуток около минуты кажется небольшим, но сколько непредвиденного может случиться с человеком, который со все увеличивающейся скоростью падает на землю. Вот почему было так важно научиться хорошо владеть своим телом при свободном падении. Сейчас, в напряженные, компактные секунды падения, эти навыки совершенно необходимы, они должны совершаться почти как инстинктивные движения.
Летящий в воздухе человек выполняет все нужные движения. Инструктор смотрит на него и про себя радостно отмечает: «Хорошо, хорошо!»
Вот тело космонавта начинает беспорядочно вращаться (входит «в штопор»). Это очень ответственный момент. Сейчас надо произвести ряд специальных движений, сжаться в клубок, затем особым образом раскинуть руки и ноги. Если этого не сделать, то воздух закрутит тело и будет крутить его до самой земли. Но парашютист быстро и ловко устраняет такую возможность, и инструктор опять радуется за него: учеба дает свои плодотворные результаты. Штопор опасен тем, что во время такого падения может не открыться купол парашюта.
Одновременно парашютист должен, не смотря ни на что, вести в воздухе отсчет времени. Наконец наступает та секунда, когда надо открывать парашют. Раскрытие купола связано с большим резким торможением, а, следовательно, с возникновением больших перегрузок. Космонавт ощущает его как динамический удар большой силы. Если недостаточно тщательно закрепить снаряжение, могут слететь унты, шлем, очки.
Нот вот уже и это позади. Над головой парашютиста теперь — большой шатер, движение тела вниз сразу стало медленнее. Но и тут нельзя предаваться праздным размышлениям, а сразу — действовать. Летчик быстро осматривает купол парашюта, разбирает его лямки, тут же определяет направление ветра. Приходится немедленно брать на себя управление куполом парашюта, а это, помимо всего прочего, и физическая работа руками: подтягиваются лямки парашюта, увеличивающие или снижающие снос по ветру. Быстро человек приближается к земле. Сейчас важно повернуть свое тело в лямках парашюта так, чтобы ветер дул в спину, а земля прямо убегала из-под ног — опять работа руками и одновременно большое напряжение. Теперь на помощь нужно призвать все навыки, приобретенные в условиях приземления во время учебы. Сильный толчок смягчается при правильном приземлении. Еще секунды, и парашютист на земле. Он встает на ноги.
Ю.А.Гагарин в самолете перед парашютным прыжком
Сейчас начнется обследование: измеряется пульс, кровяное давление. При помощи динамометра определяется сила рук. Оказывается, они значительно ослабли от той большой физической работы, которая только что была проделана. Как это ни странно, на 250—300 г понизился и вес парашютиста, у некоторых наблюдается бледность кожных покровов, учащение пульса (90—96 ударов в минуту), у других же лицо сильно покраснело, и появилась чрезмерная потливость ладоней.
Парашютисты обследуются всесторонне, особенно тщательно наблюдаются их психические реакции. У одних сразу после полета регистрируется обилие выразительных движений, у других — молчаливость, скованность. Ровное настроение сменяется возбуждением, разговорчивостью и даже повышенно радостным состоянием. Все эти данные играют большую роль при выявлении особенностей реакций будущих космонавтов, в определении их физической и психической устойчивости. Это важно для отбора, а также для воспитания нужных качеств. Прыжки с парашютом повторялись много раз и в различных вариантах. Отрабатывались отдельные их детали. Будущие космонавты научились выбирать место приземления, спускаться на воду. Они умеют теперь в любых сложных условиях совершать парашютные прыжки. И все это, наряду с другими разносторонними спортивными умениями, — багаж знаний, необходимых для их профессии.