вернёмся в начало?

Вертикальное спальное место
1
Место для хранения сложенного спального мешка.
2 Каркас для крепления спального мешка.
3 Ящик для личных вещей.
4 Спальный мешок.
5 Перегородка спального помещения.
6 Ящик для обуви с треугольными выступами на подметках (чтобы фиксировать положение ног на решетчатом полу).
7 Отделение с контейнером мусора.
8 Отделение с мешками для отходов.
9 Отделение для хранения одежды.

Для астронавта, напряженно работающего в течение длительной космической экспедиции, необходим ежесуточный крепкий сон. Поскольку на борту орбитальной станции нет понятия «низ» или «верх», там можно спать и в вертикальном положении, не испытывая при этом дискомфорта. Каждый член экипажа располагал индивидуальным помещением, где можно было уединиться и изолироваться от света и шума. Там имелись спальный мешок, стойка с отделениями для хранения различных предметов и поворотный светильник под потолком. Спальный мешок сохранял тепло человеческого тела и позволял принимать любую удобную для сна позу. Каркас со спальным мешком для жесткости крепился к полу и под потолком помещения. Астронавт забирался в мешок через вырез в области горловины. В мешке имелись также прорези для рук. Через каждые 14 сут спальный мешок заменялся новым, однако отдельные спальные принадлежности, например подушку или одеяло, по усмотрению астронавтов можно было менять значительно чаще.

После этого короткого визита орбитальная научная станция «Салют-1» в течение полутора месяцев продолжала полет по околоземной орбите в автоматическом режиме под наблюдением советского Центра управления полетами. Затем 6 июня стартовал транспортный корабль «Союз-11» с новым экипажем на борту - командиром корабля подполковником Георгием Добровольским, бортинженером Владиславом Волковым и инженером-испытателем Виктором Пацаевым. После проведения в автоматическом режиме необходимых маневров по сближению корабля и станции на орбите экипаж с расстояния 100 м осуществил операции по сближению и причаливанию вручную. При стыковке были автоматически соединены электрические цепи и гидравлические коммуникации транспортного корабля «Союз-11» и станции. После выравнивания давления в корабле и станции космонавты открыли крышки герметичного люка и вошли в помещение станции. Очень важный элемент - стыковочный узел - имел практически новую конструкцию. Он обеспечивал не только более жесткое «стягивание» двух космических аппаратов после стыковки, но и более эффективную герметизацию. Станция состоит из трех основных отсеков - переходного, рабочего и агрегатного. Вдоль продольной оси станции в направлении от стыковочного узла расположены переходный отсек в виде конуса и короткого цилиндра диаметром 2 м, за ним следует рабочий отсек, состоящий из двух цилиндров диаметром 2,9 и 4,15 м, соединенных между собой, и наконец агрегатный отсек в виде цилиндра диаметром 2,2 м. В последнем отсеке расположен ракетный двигатель.

Д-р технических наук К. П. Феоктистов, конструктор космических кораблей и летчик-космонавт СССР, так описывает устройство орбитальной научной станции. Поднявшись на борт станции, космонавты попадают в переходный отсек, где установлена часть астрофизической аппаратуры и пульты управления. Переходный отсек связан герметически закрывающимся люком с рабочим отсеком станции. В передней части этого отсека имеется центральный пост с двумя рабочими креслами космонавтов, на которых они располагаются лицом к люку. Перед ними пульты управления и приборные доски, по обе стороны - приборы управления и командно-сигнальные устройства такого же типа, как и на борту пилотируемого транспортного корабля «Союз». В отсеке оборудованы пост для астрофизических исследований, пост по изучению окружающей космической среды, два рабочих места для проведения научных экспериментов. Слева и справа от рабочих мест космонавтов размещены бортовое оборудование, регенерационные установки, вентиляторы и поглотители углекислоты, за ними - аппаратура для проведения медико-биологических исследований и в конце отсека основное бортовое оборудование станции.

Полная длина орбитального комплекса «Салют-1 » - «Союз» 21,4 м; масса орбитального комплекса более 25 т.

Феоктистов, в частности, особо подчеркнул необходимость совершенствования аппаратуры для астрономических исследований и проведения работ в интересах народного хозяйства. Он отметил, что «Салют-1» - это большая орбитальная научная станция, оснащенная несколькими тоннами аппаратуры и приборов, включая телескопы, спектрометры, электрофотометры и телевизионные установки. За длительное время работы станции можно считать установленным, что человек должен отправляться в космос не столько для проведения большого числа экспериментов, сколько для выбора целесообразных методов проведения исследований на борту орбитальной научной станции. Космические орбитальные станции такого типа, как утверждает Феоктистов, будут приносить неоценимую помощь в решении многих земных проблем, включая предсказание урожая сельскохозяйственных культур и разведку полезных ископаемых. Уже сейчас можно провести ряд астрономических исследований, и эта часть научной программы будет в будущем расширяться за счет проведения измерений в различных областях спектра.
«Салют-1»
С целью выяснения возможности человека работать в космосе длительное время в Советском Союзе была разработана серия орбитальных научных станций «Салют». Конструктивно станция «Салют-1 » состояла из трех основных отсеков цилиндрической формы различного диаметра. На переднем торце станции размещались герметичный люк-лаз и переходный отсек, через который экипаж корабля «Союз» после стыковки попадал внутрь станции. После вывода «Салюта» на орбиту раскрывались в виде «крыльев» секции солнечных батарей в передней и хвостовой частях станции. Полная длина станции около 14,4 м, диаметры цилиндрических частей отсеков (от переднего среза) 2, 2,9, 4,15 и 2,2 м. В последнем отсеке станции был установлен корректирующий двигатель. На рисунке показана станция «Салют-1» с пристыкованным к ней кораблем «Союз-11». Большой телескоп с коническим кожухом в интерьере станции не показан.

Вверху. Космонавты Г. Добровольский, В. Пацаев и В. Волков во время тренировочных занятий перед полетом в 1971 г. на космическом корабле «Союз-1». После успешного выполнения сложной программы научных исследований и экспериментов на борту орбитальной научной станции «Салют-1» при возвращении на Землю космонавты погибли из-за разгерметизации в вакууме спускаемого аппарата.

На борту орбитальной научной станции «Салют-1» находилась система звездных телескопов «Орион» - сложная и высокоточная оптическая система с электронными преобразователями оптического изображения. Один телескоп и спектрограф были смонтированы снаружи герметичного рабочего отсека станции, другой телескоп находился внутри станции. Проводящий астрономические наблюдения космонавт наводил телескоп на выбранную для исследования звезду с помощью оптического визира. Во время фотографирования звезды положение телескопа фиксировалось. Спектрограммы яркой звезды Альфы Лиры были получены в двух различных участках ультрафиолетовой части спектра.

Вверху. П. Попович, командир транспортного корабля «Союз-14» (справа) и бортинженер Ю. Артюхин во время тренировочных занятий в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина перед их успешным полетом на станцию «Салют-3».

На станции проводились эксперименты по исследованию влияния невесомости на развитие растений, начатые на борту пилотируемых космических кораблей «Союз». Ученые-биологи хотели узнать, как будут приспосабливаться к длительному состоянию невесомости растения, которые могут быть использованы для снабжения будущих космических станций кислородом и пищей. С этой целью было отобрано несколько видов растений. Лук-крепис был подходящим объектом для наблюдения процесса деления клеток в условиях невесомости; прочность выращенных стеблей льна оказалась даже более высокой, чем можно было ожидать в условиях невесомости. Космонавты также изучали явление пропадания радиосигналов (из-за высокочастотного электронного резонанса в передающих антеннах), продолжали наблюдения земной поверхности и метеорологических явлений над ней.

Полностью завершив обширную программу научно-технических экспериментов, космонавты перешли в транспортный корабль «Союз-11» и расстыковались с орбитальной станцией «Салют-1» . Несчастье случилось после того, как сработали тормозные двигатели и корабль начал спуск. При отделении орбитального отсека корабля «Союз-11 » в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан для выравнивания давления (срабатывающий в штатном режиме на высоте 4 км) и весь воздух из спускаемого аппарата вытек в вакуум. Аппарат произвел нормальную посадку на раскрывшемся над ним парашюте, но когда к нему прибыли группы поиска и был открыт люк спускаемого аппарата, космонавты были мертвы. Этот трагический эпизод в истории советской программы освоения космоса показал, что все еще существует огромный риск при осуществлении космических полетов. Через 175 сут после запуска Центр управления полетами дал команду на срабатывание тормозных двигателей, станция «Салют-1» вошла в плотные слои атмосферы и, не причинив при посадке никаких неприятностей, упала в Тихий океан.
Первые представления о космических станциях
Удивительно, что многие из намеченных и выполненных в настоящее время предложений об освоении космического пространства зародились в умах пионеров космонавтики. Например, К. Э. Циолковский полагал, что создание космической станции должно предшествовать полетам людей на Луну. В России такие же соображения высказывали Ю. В. Кондратюк и Ф. А. Цандер, а в Европе - их современники Герман Оберт, Вальтер Гоман, Гвидо фон Пирке и Герман Ноордунг (Ноордунг - псевдоним австрийского капитана, дипломированного инженера Поточника). Об этом ученом имеется мало сведений, но его также следует отнести к числу пионеров астронавтики.

Идея создания космической станции возникла на основе расчетов, которые показали, что мощности ракет на химическом топливе недостаточно для полетов к Луне и планетам. Космическая станция рассматривалась как своего рода промежуточная заправочная база на околоземной орбите.

Циолковский развил идею дальше, предложив большие космические станции цилиндрической формы, вращающиеся вокруг продольной оси для создания за счет центробежных сил искусственной силы тяжести. Это позволило бы обитателям станции свободно ходить по внутренней поверхности станции.

Более того, согласно Циолковскому, они смогут гулять среди растений, растущих в своего рода «космической оранжерее», залитой светом и обеспечивающей станцию фруктами и кислородом. Эти идеи имеют нечто общее с огромными вращающимися космическими поселениями, рассматриваемыми в наши дни проф. О'Нейлом (ст. 19).

На рисунке художника показана космическая станция Ноордунга в виде тора. Предполагалось, что жилые помещения будут вращаться вокруг оси станции для создания искусственной силы тяжести. Такая конструкция космической станции, предложенная в 1928 г., стимулировала появление многих вариантов устройства больших космических станций.

На первом этапе развития космонавтики еще одним сторонником орбитальных полетов был д-р Вальтер Гоман, архитектор из города Эссена-на-Руре. В его книге «Достижимость небесных тел» рассматривались проблемы выбора оптимальных траекторий полетов к другим планетам с возвращением на Землю.

Гвидо фон Пирке не писал ставших классическими книг, подобно другим пионерам космонавтики, но он опубликовал много статей и очерков по различным вопросам космического полета. Возможно, его наибольшая заслуга состояла в том, что он особое внимание обратил на роль космической станции как трамплина для осуществления межпланетных перелетов. Он выдвинул идею заправки топливом ракет на космической станции, расположенной на постоянной околоземной орбите, перед дальнейшим полетом на Луну. Хотя и другие авторы рассматривали аналогичные схемы полета, фон Пирке разработал ее наиболее полно, показав, что при этом можно значительно уменьшить размеры ракеты и начальную тягу.

Этот австрийский пионер космонавтики также предлагал использовать «космические буксиры» для перевозок между орбитами. В одной из его схем описывается комплекс из нескольких космических станций, одна из которых, «внутренняя», имеет круговую

В предложенной в 1948 г. Смитом и Россом конструкции космической станции центральное место занимает зеркало-концентратор диаметром 61м , фокусирующее солнечное излучение для преобразования его в электроэнергию восемью электротурбогенераторами. Жилые и рабочие помещения, лаборатории, рассчитанные на состоящий из инженеров и ученых экипаж станции из 24 человек, находятся за этим зеркалом. На оси станции расположены большие астрономические телескопы для наблюдения звезд.
орбиту высотой 760 км, т.е. как раз над верхней границей атмосферы Земли, а другая, «внешняя»,- круговую орбиту высотой 5000 км. Затем он предложил использовать и третью станцию, названную им «транзитной» и предназначенную для перелетов между первыми двумя станциями. Предполагалось, что такие перелеты с людьми или грузами будут осуществляться по замкнутым траекториям.

Заслуга Ноордунга состоит в том, что он начал инженерные проработки конструкции космических станций. В 1928 г. он опубликовал книгу «Проблема путешествия в мировом пространстве», в которой предлагал тщательно проработанные устройства различных систем станции. Ноордунг представлял станцию состоящей из трех частей: конструкции в форме колеса, содержащей жилые помещения; энергоустановки параболической формы и обсерватории цилиндрической формы. Внешний диаметр «колеса» с жилыми помещениями 50 м, ширина жилой части конструкции 30 м. Вся конструкция вращается вокруг центральной оси симметрии, чтобы создать искусственную силу тяжести.

Конструкция солнечной энергоустановки содержит два больших вогнутых зеркала, одно параболическое, а другое в форме кругового жолоба. Эти зеркала должны были фокусировать солнечное излучение на систему труб, по которым течет азот, приводя во вращение турбины, связанные с генераторами постоянного тока, которые будут заряжать аккумуляторные батареи. Последние обеспечат станцию электроэнергией на теневых участках траектории.

Ноордунг предполагал, что обитатели космической станции будут находиться в обычной азотно-кислородной атмосфере с некоторым избытком кислорода, который будет доставляться с Земли. Торообразное жилое помещение предлагалось разделить на отдельные комнаты и разместить в них лаборатории, мастерские, спальню, кухню, ванную и прачечную. Герметичные перегородки, как предполагал автор, должны уменьшить вероятность выхода из строя всей станции, в случае если она получит серьезное повреждение.

Эти идеи стали известны Британскому межпланетному обществу лишь после второй мировой войны, и Г. Росс и Р. Смит приступили к изучению вопроса о возможности сборки крупногабаритных космических конструкций из заранее изготовленных блоков. Они рассмотрели вопрос о целесообразности использования крылатых грузовых ракет и детально проработали конструкцию космической станции с жилыми помещениями в форме колеса диаметром 30,5 м, которые поддерживают параболическое зеркало диаметром 61 м. Зеркало предназначено для фокусировки солнечного излучения, эквивалентного электрической мощности около 3900 кВт, из которых в турбогенераторах будет использовано не более 1000 кВт.


Слева. В. Климук и В. Севастьянов, экипаж транспортного корабля «Союз-18», заканчивают тренировочные занятия в макете орбитальной научной станции «Салют-4».

«Салют -2»

3 апреля 1973 г. на околоземную орбиту была выведена научная станция «Салют-2», которая функционировала в непилотируемом режиме до 25 апреля 1973 г. Советские конструкторы работали над устранением недостатков, которые были обнаружены при полете пилотируемого транспортного корабля «Союз-11» . 27 сентября 1973 г. на орбиту был выведен космический корабль «Союз-12» с космонавтами - командиром корабля подполковником Василием Лазаревым и бортинженером Олегом Макаровым на борту. Полет был завершен 29 сентября 1973 г. С целью повышения безопасности полета конструкция корабля «Союз» была значительно изменена. Вместо третьего кресла космонавта было размещено дополнительное оборудование системы жизнеобеспечения. Члены экипажа при выведении корабля на орбиту, при стыковках и спуске стали надевать скафандры, снимая их в процессе орбитального полета. Другое важное изменение в конструкции корабля «Союз» - отказ от панелей собственных солнечных батарей. С этого времени пилотируемые транспортные корабли «Союз» снабжаются электроэнергией от химических аккумуляторных батарей, что ограничивает время автономного полета корабля двумя с половиной сутками. После стыковки корабля «Союз» с орбитальной станцией его аккумуляторные батареи могут подзаряжаться от солнечных батарей станции.

С 18 по 26 декабря 1973 г. был осуществлен независимый полет космического корабля «Союз-13», пилотируемого экипажем в составе командира корабля Петра Климука и бортинженера Валентина Лебедева. Корабль был укомплектован приборами, предназначенными для дальнейшего использования на борту космических станций типа «Салют». Была испытана уникальная система телескопов «Орион-2» , позволяющая производить спектрографирование звезд до 9,5 - 10-й величины в ультрафиолетовом диапазоне спектра на площади 20 квадратных градусов.

«Салют -3»

Спустя полгода 26 июня 1974 г. был произведен запуск орбитальной научной станции «Салют-3» с целью продолжения медико-биологических исследований, получения данных для решения народнохозяйственных задач и проверки работоспособности новых элементов конструкции и оборудования на борту станции.

Вслед за станцией «Салют-3» 3 июля стартовал пилотируемый транспортный корабль «Союз-14» с космонавтами - командиром корабля полковником Павлом Поповичем и бортинженером подполковником Юрием Артюхиным. Они успешно провели стыковку и перешли на борт станции. Стало очевидным, что теперь Советский Союз имеет орбитальную космическую станцию более совершенной конструкции. В ней более рационально были использованы внутренние помещения, усовершенствованы ряд систем и аппаратура для выполнения запланированных научно-технических исследований и экспериментов.

Характерными особенностями данной станции являлись более точная система ориентации и использование солнечных батарей, панели которых, поворачиваясь относительно ее корпуса, могли устанавливаться под оптимальным углом к Солнцу. Благодаря этому обеспечивалось получение максимальной электроэнергии без нарушения заданной ориентации станции в пространстве.

Отмечалось также усовершенствование порядка проведения космонавтами физических упражнений. Часть бытового помещения занимал комплексный тренажер, состоявший из бегущей дорожки типа движущейся ленты транспортера и специальных нагрузочных костюмов с вшитыми в них эластичными резиновыми шнурами, создававшими во время бега нагрузку на все тело и на отдельные группы мышц. В жилых помещениях станции имелся богатый выбор питательной пищи и напитков, которые можно было подогревать на электрической плите. Здесь также находились радиоаппаратура, печатающий на ленту телеграфный аппарат и небольшая библиотека. Для изучения распределения аэрозольных частиц в земной атмосфере использовался спектрограф; продолжались эксперименты по выращиванию культур бактерий и опробование установки для регенерации воды из атмосферы станции. Космонавты провели также тщательную отработку всех новых технических систем, которые найдут применение на будущих орбитальных станциях и космических кораблях.

Выключив ряд бортовых систем и оставив станцию для продолжения полета в автоматическом режиме, 19 июля после завершения программы полета экипаж вернулся на Землю.

Основная программа работ на борту орбитальной научной станции «Салют-3» была завершена 26 сентября. Тремя днями раньше от станции был отделен возвращаемый аппарат с материалом исследований и экспериментов. Аппарат приземлился в заданном районе территории Советского Союза. Полет станции в автоматическом режиме с выполнением дополнительной программы исследований в интересах народного хозяйства продолжался до 25 января 1975 г. После подачи команды на включение тормозных двигателей станция вошла в атмосферу и затонула в Тихом океане.

«Салют-4»

26 декабря 1974 г. в Советском Союзе была запущена еще одна орбитальная научная станция - «Салют-4». А 11 января 1975 г. вслед за станцией с целью стыковки с ней на транспортном корабле «Союз-17» стартовали космонавты - командир корабля подполковник Алексей Губарев и бортинженер Георгий Гречко. Станция «Салют-4» была создана на базе предшествующих станций этого класса как многоцелевая космическая лаборатория с широким кругом задач. Заметное отличие станции «Салют-4» от первой станции этой серии состояло в том, что вместо размещенных спереди и сзади двух пар солнечных батарей, раскрывавшихся подобно «крыльям», на корпусе ее центрального блока были смонтированы три панели солнечных батарей по «самолетной» схеме. Для разгрузки космонавтов от утомительной и кропотливой работы по ориентации станции, которая необходима практически при проведении всех экспериментов, применена оригинальная автономная система навигации «Дельта». В число запланированных экспериментов входила работа с аппаратурой для конденсации воды из атмосферы станции, которую можно использовать для приготовления пищи, питья и личной гигиены. Экипажем была проведена уникальная технологическая операция в космосе - напыление нового отражающего слоя на оба зеркала солнечного телескопа. Космонавты вернулись на Землю 9 февраля 1975 г., станция продолжала работать в автоматическом режиме.
«Салют-4»
Орбитальная научная станция «Салют-4» в отличие от станции «Салют-1» имеет три большие поворотные панели солнечных батарей, расположенные под углом 90° относительно друг друга на корпусе рабочего отсека станции диаметром 2,9 м. Панели поворачиваются, отслеживая движение Солнца. Это увеличило вырабатываемую солнечными батареями электрическую мощность и позволило производить подзарядку химических аккумуляторных батарей пристыкованных к станции транспортных кораблей «Союз». Появилась возможность отказаться от панелей солнечных батарей корабля «Союз», хотя в случае неудачной стыковки со станцией необходимо было быстро возвращаться на Землю.

Во всех случаях пристыкованный корабль «Союз» (на рисунке показан корабль «Союз-17») следует рассматривать как составную часть орбитального научного комплекса.


Вверху. Командир космического корабля «Союз-22» В. Быковский и бортинженер В. Аксенов в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина. Основная задача их экспедиции - фотографирование территории Советского Союза и ГДР.

24 мая 1975 г. был произведен запуск корабля «Союз-18», который доставил на орбитальную научную станцию «Салют-4» космонавтов - командира корабля подполковника Петра Климука и бортинженера Виталия Севастьянова. Научная программа этой экспедиции в значительной мере продолжала программу предыдущего экипажа. Космонавты с помощью рентгеновского телескопа измерили характеристики источников рентгеновского излучения в созвездиях Скорпиона, Девы, Лебедя и др., горячего ядра планетарной туманности в созвездии Лиры и источника пульсирующего рентгеновского излучения в созвездии Геркулеса. Были проведены биологические эксперименты на микроорганизмах, низших и высших растениях, насекомых и икре лягушек. Осуществлялись регулярные наблюдения за сельскохозяйственными угодьями и лесами.

При фотографировании поверхности Земли с целью обнаружения запасов полезных ископаемых использовалась аппаратура, позволяющая получать изображения исследуемых геологических образований в различных диапазонах спектра электромагнитного излучения. Эта исключительно успешная космическая экспедиция продолжалась 63 сут. Экипаж вернулся на Землю 26 июля 1975 г.

Разработка новых методов управления космическими аппаратами сделала возможным пополнение запасов на орбитальных научных станциях с помощью космических кораблей-автоматов. Беспилотный транспортный корабль «Союз-20», запущенный 17 ноября 1975 г., состыковался с орбитальной научной станцией «Салют-4» с целью дальнейшей отработки и испытания систем стыковки корабля и станции, конструкции и бортовых систем обоих космических аппаратов.

В состав полезного груза транспортного корабля «Союз-20» был включен ряд биологических объектов - высших растений и живых организмов, с которыми в течение 3 мес проводились комплексные биологические эксперименты. Корабль вернулся на Землю 16 февраля 1976 г. Всего станция «Салют-4» работала на космической орбите более двух лет.

«Салют-5»

После запуска 22 июня 1976 г. орбитальной станции «Салют-5» с целью стыковки с ней 6 июля 1976 г. стартовал транспортный корабль «Союз-21» с экипажем в составе командира корабля полковника Бориса Волынова и бортинженера подполковника-инженера Виталия Жолобова. Эта экспедиция должна была решать задачи прикладного характера, включающие проведение комплекса технологических экспериментов по изучению затвердевания в условиях невесомости эвтектического сплава висмута, свинца, олова, кадмия («Сфера»), по выращиванию кристаллов алюмокалиевых квасцов из пересыщенного раствора («Кристалл»), по исследованию процессов пайки («Реакция»), по изучению процессов массопереноса в невесомости («Диффузия», «Поток») и др.

С помощью ручного инфракрасного спектрометра космонавты изучали загрязнение земной атмосферы частицами, выбрасываемыми промышленными предприятиями. Одним из наиболее заслуживающих внимания экспериментов являлось исследование возможности перекачки топлива в космосе без использования насосов (эксперимент «Поток»). Было показано, что под действием силы поверхностного натяжения жидкость, содержащаяся в сфере, могла быть перекачана в другую емкость.

Экипаж проводил наблюдения солнечной короны и выполнял фотографирование поверхности Земли с целью поиска минеральных ресурсов, оценки селевой опасности в горах, исследования районов проектирования гидротехнических сооружений, а также решения других важных народнохозяйственных задач. С помощью спектрометров проведены исследования ультрафиолетового излучения Солнца, а также получены данные о содержании в атмосфере отдельных компонентов - озона, водяного пара и др. на различной высоте в верхней атмосфере Земли.

Экипаж проводил испытания установленной на станции экспериментальной электромеханической системы стабилизации. В отличие от системы стабилизации с использованием реактивных двигателей электромеханическая система не нуждается в запасе рабочего тела, а потому является более экономичной. Испытания прошли успешно.

Большое внимание было уделено выращиванию низших и высших растений в «космическом саду». Среди биологических объектов на борту станции были различные культуры бактерий, дрозофилы и др. Проводились наблюдения за аквариумной рыбкой гуппи и ее икрой. 24 августа в 21 ч 33 мин по московскому времени космонавты приземлились в 200 км юго-западнее г. Кокчетава.

Во время полета орбитальной научной станции «Салют-5» был запущен транспортный корабль «Союз-22» с космонавтами - командиром корабля полковником Валерием Быковским и бортинженером Владимиром Аксеновым на борту. В задачу этого полета не входила стыковка корабля с орбитальной станцией, хотя проведенные на его борту эксперименты имели отношение к работе орбитальных научных станций. На «Союзе-22» была установлена многозональная спектральная фотоаппаратура высокого разрешения МКФ-6, изготовленная известным оптическим предприятием «Карл Цейс Йена» в Германской Демократической Республике, с помощью которой в течение восьми дней в интересах народного хозяйства проводилось фотографирование территорий ГДР и Советского Союза.

Маневры при стыковке
1
Корабль «Союз» и станция «Салют-6» в начале процесса стыковки. На корабле «Союз» используется радиосистема «Игла» для определения параметров относительного движения корабля и станции.
2 Станция ориентируется в пространстве таким образом, чтобы обе антенны системы «Игла» находились на одной линии. На «Союзе» включается маршевый двигатель, чтобы изменить орбиту корабля и приблизить его к станции.
3 «Союз» разворачивается в пространстве на 180° по отношению к вектору скорости полета, включается маршевый двигатель для уменьшения скорости.
4 «Союз» завершает разворот и с помощью двигателей малой тяги медленно приближается к «Салюту»; окончательная стыковка проводится по радиокомандам.

Использование бортового вычислительного комплекса в новом трехместном корабле «СоюзТ» - новый шаг на пути автоматизации процессов управления полетами космических аппаратов, которая может быть использована при создании крупногабаритных конструкций на околоземных орбитах.

Внизу. Автоматический грузовой корабль «Прогресс» приближается к орбитальной научной станции «Салют-6» для стыковки с ней. Впервые будет проведена заправка топливом баков космической станции, будут также пополнены запасы воздуха, воды и продуктов питания.

Вверху. Экипаж космического корабля «Союз-28» - командир корабля А. Губарев и космонавт-исследователь ЧССР В. Ремек. Ремек был первым среди космонавтов социалистических стран, побывавших на борту орбитальной научной станции «Салют-6».

Следующая экспедиция на орбитальную научную станцию «Салют- 5» состоялась 14 октября 1976 г. на транспортном корабле «Союз-23», пилотируемом экипажем в составе командира корабля подполковника Вячеслава Зудова и бортинженера подполковника-инженера Валерия Рождественского. Из-за нерасчетного режима работы системы управления сближением корабля стыковка со станцией была отменена. 16 октября в 21 ч 58 мин космонавты вернулись на Землю. Спускаемый аппарат совершил посадку в плотном тумане на озеро Тенгиз, расположенное в 195 км юго-западнее г. Целинограда. Экипажу помогли выбраться спасатели, спустившиеся с подлетевшего вертолета. Хотя космонавты обычно приземляются на сушу, в программе подготовки предусмотрено проведение тренировок по посадке на воду на тот непредвиденный случай, когда спускаемый аппарат попадет в океан или, как произошло на этот раз, в озеро на территории Советского Союза.

Новый экипаж в составе командира корабля подполковника Виктора Горбатко и бортинженера подполковника-инженера Юрия Глазкова стартовал на транспортном корабле «Союз-24» 7 февраля 1977 г. После успешной стыковки с орбитальной научной станцией «Салют» они работали на ее борту в течение 16 сут, продолжив исследования своих предшественников по наблюдению Земли и изучению атмосферы. Космонавты провели технологические эксперименты, включая изучение роста кристаллов, и биологические опыты с семенами, проростками семян, икрой рыб. Прежде чем покинуть станцию, экипаж произвел частичную замену атмосферы в ней с помощью специальной многофункциональной комбинированной системы, впервые примененной в практике пилотируемых полетов.

«Салют- 6»1

1 Об орбитальных станциях «Салют» второго поколения см. приложение, с. 285.- Прим. ред.

Запуск орбитальной научной станции «Салют-6» 29 сентября 1977 г. положил начало самой впечатляющей серии экспедиций на орбитальную станцию. Космический корабль «Союз-25» с экипажем в составе командира корабля подполковника Владимира Коваленка и бортинженера Валерия Рюмина стартовал с Байконура 9 октября того же года, однако, когда корабль в режиме автоматической стыковки приблизился к станции на расстояние порядка 120 м, из-за нерасчетного режима причаливания стыковка была отменена. 11 октября экипаж совершил посадку в 185 км северо-западнее г. Целинограда.

Целесообразность двух стыковочных узлов у орбитальной научной станции «Салют-6» была продемонстрирована 11 декабря 1977 г. во время стыковки с транспортным кораблем «Союз-26». На этот раз экипаж - командир корабля подполковник Юрий Романенко и бортинженер Георгий Гречко - не стали пристыковываться к первому стыковочному узлу со стороны переходного отсека, состояние которого, по-видимому, вызывало беспокойство у членов предыдущей космической экспедиции, а пристыковались ко второму стыковочному узлу со стороны агрегатного отсека. После выравнивания давлений и открытия герметичного люка космонавты перешли в помещение станции. Одной из первых задач экипажа было проверить и исследовать состояние первого стыковочного узла.
Внизу. Космонавты космического корабля «Союз-29» , командир корабля В. Коваленок и бортинженер А. Иванченков, за работой на борту научной станции «Салют-6» . В 1978 г. выполнили 140-суточный полет.

Вверху. Командир корабля В. Быковский, переставляющий кассеты аппаратуры МКФ-6 для многозональной съемки. Вместе с представителем ГДР космонавтом-исследователем 3. Йеном был доставлен на борт станции «Салют-6» транспортным кораблем «Союз-31». Это был третий международный экипаж посещения станции.

20 декабря космонавт Гречко совершил выход в открытый космос для выяснения, нет ли наружных повреждений у этого стыковочного узла, но не обнаружил на нем «даже царапины». Программа работ экипажа включала исследование физических процессов и явлений в космическом пространстве, земной поверхности и ее атмосферы с целью получения данных в интересах народного хозяйства, медико-биологические исследования, проведение технологических экспериментов, технические эксперименты и испытания бортовых систем и аппаратуры станции.

Второй стыковочный узел, использованный впервые для стыковки транспортного корабля «Союз-26» , разрешает задачу пристыковки к станции одновременно двух кораблей, что важно для осуществления смены экипажей, выполнения работ по спасению космонавтов и доставке пищевых продуктов и оборудования. Другое конструктивное изменение состояло в использовании системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги в составе штатных, постоянно действующих систем жизнеобеспечения станции; на орбитальной научной станции «Салют-4» эта система была чисто экспериментальной. Ее основное назначение - обеспечивать космонавтов питьевой водой. На станции появилась также складывающаяся кабина из полиэтилена, в которой космонавты могли принимать душ, не опасаясь, что вода попадет в жилые помещения.

Вверху. 11 октября 1980 г. космонавты - командир корабля Л. Попов и бортинженер В. Рюмин - завершили полет на борту орбитальной научной станции «Салют-6», установив новый рекорд продолжительности пилотируемых полетов - 184 сут 20 ч 12 мин. Космонавты сфотографированы на Земле у макета станции «Салют-6».

Когда 11 января 1978 г. подполковник Владимир Джанибеков и бортинженер Олег Макаров пристыковали свой «Союз-27» к орбитальному научному комплексу «Салют-6» - «Союз-26», впервые в мире начал действовать пилотируемый комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух космических кораблей. Экипаж посещения пробыл на станции пять суток и, не столкнувшись практически ни с какими трудностями, после проведения ряда экспериментов на борту станции вернулся на Землю в космическом корабле «Союз-26».

Автоматический грузовой транспортный корабль «Прогресс»

20 января 1978 г. с космодрома Байконур был выведен в космос первый из новой серии космических автоматических грузовых кораблей - корабль «Прогресс-1». Космические корабли этой серии предназначены для автоматической стыковки с орбитальными научными станциями «Салют» с целью пополнения запасов продовольствия, топлива и оборудования. При проведении совместных маневров грузового корабля и станции, к которой он должен пристыковаться, управление движением корабля осуществляется по радио. Данные о работе бортовых систем корабля, переданные на Землю, обрабатываются и на борт посылаются радиокоманды для выполнения требуемых маневров. При необходимости экипаж, находящийся на борту орбитальной станции, может принять участие в процессе стыковки. 22 января 1978 г. была осуществлена стыковка грузового транспортного корабля «Прогресс-1» с пилотируемым комплексом «Салют-6» - «Союз-27».

Автоматический грузовой корабль «Прогресс-1», созданный на базе пилотируемого космического корабля «Союз», имел полную длину 7,9 м и диаметр грузового отсека 2,2 м. Полная масса корабля 7020 кг, масса доставляемого груза 2300 кг, из которых 1000 кг - масса топлива. Поскольку возвращение этого транспортного корабля на Землю не было предусмотрено, отпала необходимость в спускаемом аппарате, имеющем тяжелое теплозащитное покрытие. Бытовой отсек был заменен силовым разборным каркасом для контейнеров, которые закреплялись с помощью быстрооткрывающихся фиксаторов. Грузовой отсек герметизирован, что позволяло космонавтам работать внутри него без скафандров и переносить грузы на борт орбитальной научной станции.
Заправка космической станции топливом
Орбитальная научная станция «Салют-6» существенно отличалась от всех предшествующих станций - ее маршевые двигатели отнесены от продольной оси станции на большее расстояние, чтобы разместить на агрегатном отсеке второй стыковочный узел. Двигательная установка станции была сконструирована с учетом возможности заправки ее топливом в космосе.

Если предыдущие станции серии «Салют» имели маршевые двигатели, работавшие на азотной кислоте и керосине, а в двигателях системы ориентации использовались продукты разложения перекиси водорода, то применение в новой двигательной установке четырехокиси азота и несимметричного диметилгидразина позволило не только улучшить двигательные характеристики, но и значительно упростить проведение операций по заправке топливом в полете.

На борту станции «Салют-6» были размещены три бака с горючим и три бака с окислителем. Внутри каждого бака имелись эластичные разделительные мембраны. Сжатый азот из шаров-баллонов высокого давления (около 200 атм) через понижающий давление редуктор подавался в пространство между внутренней стенкой топливного бака и эластичной мембраной. Жидкость из баков выдавливалась и поступала в двигатели под давлением 20 атм. Автоматический грузовой корабль «Прогресс» доставлял два бака с горючим и два бака с окислителем, вмещавшие до 1000 кг топлива, которое можно было перекачать в баки станции. Таким образом, заполнялись четыре из шести имеющихся на борту станции баков и еще два бака оставались в резерве.

Поскольку основные топливные баки станции к моменту заправки были практически пусты, на эластичные мембраны действовало давление 20 атм, которое необходимо было сбросить, чтобы заполнить баки станции топливом из баков грузового корабля. Для этого использовался размещенный на станции компрессор с мощностью электродвигателя 1 кВт. Азот из топливных баков «Салюта» откачивался этим компрессором и возвращался обратно в шары-баллоны. Питание электродвигателя осуществлялось от буферной батареи, требующей периодической подзарядки от солнечных батарей станции.


Во втором отсеке были размещены четыре бака с топливом и несколько баков с сжатым воздухом и азотом для системы подачи топлива из баков. Среди других предметов, перенесенных на борт станции, были фильтры для очистки воздуха, патроны с поглотителями углекислого газа и вентиляторы, питьевая вода и фруктовые соки, фото- и кинопленки, научная аппаратура. Здесь были также новые нагрузочные костюмы и костюмы для занятий физкультурой, аппаратура для проведения технологических экспериментов, ремни безопасности для кресел и улучшенная система жизнеобеспечения, новая аппаратура для обмена телевизионными репортажами с Землей и аккумуляторные батареи.

Хотя при стыковке грузового корабля «Прогресс» с орбитальной станцией одновременно были соединены основные топливные магистрали, процедура перекачки топлива на борт станции была довольно сложной. Перед началом перекачки горючего экипажу необходимо было освободить баки горючего от сжатого азота и проверить герметичность заправочных магистралей. На вторые сутки подготовительные работы были закончены, а в течение третьих и четвертых суток была проведена перекачка горючего. Затем после проверки герметичности баков окислителя и соответствующих магистралей была проведена перекачка окислителя. В конце операции космонавты должны были продуть все топливные магистрали, чтобы после расстыковки грузового корабля со станцией она не оказалась бы загрязненной ни горючим, ни окислителем.
Справа. Экипаж пилотируемого транспортного корабля «Союз-33» , советский космонавт Н. Рукавишников и болгарский космонавт Г. Иванов, изучают процесс стыковки транспортного корабля и орбитальной станции «Салют-6» в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина.

Прежде чем «Прогресс-1» окончательно прекратил свое существование, была продемонстрирована еще одна важная его функция. Он был использован в качестве космического буксира для перевода орбитальной станции на более высокую орбиту. Для этого по команде с Земли были включены двигатели «Прогресса» на заранее рассчитанное время срабатывания. Как заявил один специалист по баллистике, такой способ дает большие возможности производить буксировку космических кораблей для сборки более крупных орбитальных комплексов, чем существующая связка «Салют» - «Союз». Грузовые корабли могут быть использованы для перемещения отдельных блоков при сборке орбитальных комплексов или для доставки космического корабля на созданные в космосе орбитальные мастерские. «Прогресс-1» с размещенным в нем использованным оборудованием и различными отходами с орбитальной станции был отстыкован от станции «Салют-6» и переведен в режим автономного полета. 8 февраля он вошел в плотные слои атмосферы над заданным районом Тихого океана и сгорел.

Затем настало время первого из серии полетов международных экипажей на борт орбитальной научной станции «Салют-6», проводившихся по программе «Интеркосмос». Командиром экипажа был советский космонавт, космонавтом-исследователем - его иностранный коллега. Длительность таких космических экспедиций составляла семь-восемь суток. Большинство выполнявшихся международными экипажами экспериментов было связано с производством материалов в условиях невесомости на электронагревательных печах «Сплав» и «Кристалл», наблюдением Земли и проведением медико-биологических исследований. Транспортный корабль «Союз-28» доставил на борт орбитальной научной станции «Салют-6» советского космонавта полковника Алексея Губарева и гражданина Чехословацкой Социалистической Республики капитана Владимира Ремека.

Космонавты Романенко и Гречко вернулись на Землю 16 марта 1978 г. после длительного полета, продолжавшегося 96 сут. Дозаправка топливом орбитальной станции с помощью грузового транспортного корабля позволила им побить рекорд длительности пребывания в космосе, установленный третьим экипажем американской орбитальной станции «Скайлэб» и составлявший 84 сут.

2 ноября 1978 г. на корабле «Союз-31» на Землю возвратились летчики-космонавты полковник Владимир Коваленок и бортинженер Александр Иванченков после выполнения 140-суточного полета на борту орбитальной станции «Салют-6». Не было обнаружено никаких нарушений здоровья космонавтов. Хотя у них несколько уменьшилась масса мускулов, но затем она быстро восстановилась.

Полковник Петр Климук и гражданин Польской Народной Республики майор Мирослав Гермашевский пристыковали свой транспортный корабль «Союз-30» к орбитальному научному комплексу «Салют-6» - «Союз-29» в июне 1978 г. Между 7 июля и 4 августа этого же года был осуществлен полет второго грузового корабля «Прогресс» к орбитальной станции «Салют-6» с целью пополнения ее запасов.

27 августа 1978 г. первый гражданин Германской Демократической Республики - подполковник Зигмунд Йен - поднялся на борт орбитальной станции вместе с советским космонавтом полковником Валерием Быковским. На станцию их доставил транспортный корабль «Союз-31».

По мере возрастания продолжительности полетов космонавты убеждались, что благодаря специальным мерам, включающим занятия физкультурой на велоэргометре и бегущей дорожке, а также тренировкам с применением пневмовакуумных костюмов «Чибис», пребывание в космосе и послеполетная реадаптация к условиям земного тяготения проходят все легче.

При проведении занятий физкультурой на тренажере с бегущей дорожкой необходимо было надевать специальный тренировочный костюм, который, притягивая космонавта к полотну дорожки, создавал нагрузку на продольной оси тела около 50 кг. Использовались также пневмовакуумные костюмы «Чибис», создававшие отрицательное давление на нижнюю часть тела, которое препятствовало притоку крови к верхней части тела и голове и увеличивало нагрузку на сердечно-сосудистую систему космонавта.

Советские официальные представители отмечали, что проводимые в космосе исследования носят характер постоянной, строго регламентированной работы, включающей в качестве основных операций проверки новых систем на борту орбитальной станции, медико-биологические исследования и получение информации в интересах народного хозяйства. Много внимания уделялось медицинскому контролю состояния здоровья космонавтов. Через одинаковые интервалы времени у них брали пробы крови для последующего анализа на Земле. Программа научных исследований включала также работу с 25-сантиметровым солнечным телескопом и двумя телескопами «Филин», предназначенными для астрономических наблюдений в рентгеновской области спектра, которые использовались для наблюдения за крабовидной туманностью в созвездии Тельца и другими объектами.

Вверху. Первый представитель Кубы космонавт-исследователь А. Тамайо Мендес с советским космонавтом Ю. Романенко, командиром пилотируемого транспортного корабля «Союз-38».

Космическая экспедиция в составе командира корабля подполковника Владимира Ляхова и бортинженера Валерия Рюмина, которые прибыли на орбитальную научную станцию «Салют-6» на космическом корабле «Союз-32» 26 февраля 1979 г., продолжалась 175 сут и 36 мин, более чем вдвое превысив продолжительность самого длительного космического полета американских астронавтов. Ляхов и Рюмин вернулись на Землю в транспортном корабле «Союз-34», который был запущен для стыковки с орбитальной станцией в автоматическом режиме.

На борту станции космонавты выполняли ряд профилактических и ремонтно-восстановительных работ, в том числе ремонт топливной системы объединенной двигательной установки, замену в ряде систем станции и оборудовании устаревших, отработавших свой ресурс блоков на новые, доставленные грузовыми кораблями «Прогресс». Проведено несколько операций по заправке орбитальной станции топливом. В течение длительного периода пребывания в космосе Ляхов и Рюмин проводили наблюдение и фотографирование земной поверхности и выполнили более 50 экспериментов по получению в условиях невесомости монокристаллов полупроводниковых материалов, металлических сплавов и соединений. В условиях космического вакуума и невесомости были проведены эксперименты по нанесению металлических покрытий методом испарения с последующей конденсацией.

Впервые на орбите экипажем был смонтирован в помещении станции радиотелескоп КРТ-10 , выдвинуты в открытый космос элементы его конструкции и раскрыта его десятиметровая параболическая антенна. Радиотелескоп был доставлен на станцию «Салют-6» в собранном виде грузовым кораблем «Прогресс-7». Несмотря на этот дополнительный груз, автоматический грузовой корабль произвел заправку орбитальной станции топливом и пополнил запасы воздуха. Двигательная установка «Прогресса-7» была также использована для перевода орбитального космического комплекса «Салют-6» - «Союз-32» - «Прогресс-7» на более высокую орбиту с апогеем 411 км и перигеем 339 км.

Грузовой транспортный корабль был отстыкован после сборки радиотелескопа КРТ-10 и проверки его внутри станции. Это позволило советским специалистам в Центре управления полетом наблюдать и контролировать процессы выдвижения и раскрытия антенны радиотелескопа с помощью наружной телевизионной камеры, установленной на грузовом корабле «Прогресс-7». По окончании работ экипаж демонтировал установку, а зонтообразную антенну отстрелил. Но она зацепилась за один из наружных элементов станции и космонавтам пришлось выйти в открытый космос, чтобы сбросить ее вручную.

Во время радиоастрономических исследований КРТ-10 использовался совместно с новым наземным 70-метровым радиотелескопом Центра дальней космической связи в Крыму. Первые эксперименты включали картографирование источников радиоизлучения Млечного Пути. Изучалось также радиоизлучение Солнца, проведен ряд работ, связанных с земной поверхностью и акваторией Мирового океана.

Для астрономов наибольший интерес представляла возможность совместного использования наземного и космического телескопов в качестве интерферометра. Расстояние между двумя телескопами во время проведения синхронных экспериментов могло изменяться от 400 до 10 000 км, образуя радиоинтерферометр. Разрешающая способность такого устройства эквивалентна разрешающей способности отдельного радиотелескопа, диаметр антенны которого равен диаметру земного шара.

Дополнительные телевизионные камеры - две черно-белые и одна цветная, установленные внутри и снаружи орбитальной станции,- позволяли получить полное представление о различных аспектах исследовательской деятельности космонавтов. Телевизионные камеры были аналогичны тем, которые были установлены на борту космического корабля «Союз-19» во время проведения совместного полета кораблей «Союз» и «Аполлон» по программе ЭПАС. С целью дальнейшего улучшения телевизионной связи грузовой транспортный корабль «Прогресс-7» доставил на борт станции новое оборудование, позволяющее осуществлять двустороннюю телевизионную связь. Появилась возможность передавать космическому экипажу изображение рабочих инструкций и другой информации в режиме видеотелетайпа, а космонавты могли в свободное время смотреть развлекательные передачи из Москвы, а также получать удовольствие от встреч «лицом к лицу» со своими семьями.

Для разрешения проблем, связанных с воздействием невесомости на организм человека в течение столь длительного полета, грузовым транспортным кораблем «Прогресс-7» на борт станции были доставлены нагрузочные костюмы для космонавтов типа «Пингвин», которые давали нагрузку на мышцы космонавтов не только во время активного движения по станции, но и во время пребывания космонавтов в состоянии покоя.

Следующий международный экипаж в составе командира корабля Николая Рукавишникова и космонавта-исследователя гражданина Народной Республики Болгарии майора военно-воздушных сил Георгия Иванова стартовал 10 апреля на транспортном корабле «Союз-33». Программа полета предусматривала стыковку «Союза-33» с комплексом «Салют-6» - «Союз-32» и проведение совместных работ с космонавтами Ляховым и Рюминым. Но когда транспортный корабль приблизился к орбитальному комплексу, возникли отклонения от штатного режима в работе двигательной установки корабля «Союз-33» и стыковка была отменена. Космонавты вернулись на Землю. Они приземлились 12 апреля в 19ч 35 мин, продолжительность их полета составила 1 сут 23 ч. Из-за этой неудачи не состоялась обычная замена транспортных кораблей, пристыкованных к станции, и, поскольку у транспортного корабля «Союз-32» закончился срок пребывания на орбите, 6 июня 1979 г. для стыковки со станцией «Салют-6» в автоматическом режиме был запущен другой транспортный корабль - «Союз-34». Этот корабль затем был использован для возвращения на Землю после длительной космической экспедиции космонавтов Ляхова и Рюмина.

Побивший все предыдущие рекорды продолжительности пребывания в космосе полет Ляхова и Рюмина закончился 19 августа 1979 г., когда спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34» совершил мягкую посадку в 170 км юго-восточнее г. Джезказгана.

После нескольких дней реадаптации к обычным условиям земного тяготения стало ясно, что длительный космический полет не повлиял на здоровье и самочувствие космонавтов. В течение следующих четырех месяцев орбитальная научная станция «Салют-6» продолжала полет в автоматическом режиме, пока Центр управления полетом готовился к новому важному эксперименту.

Усовершенствованный транспортный корабль «Союз Т»

16 декабря 1979 г. в Советском Союзе был запущен усовершенствованный космический корабль «Союз Т», который через трое суток после запуска в автоматическом режиме был пристыкован к орбитальной научной станции «Салют-6». Этот космический корабль, проверенный на функционирование в полете без космонавтов, своими внешними очертаниями повторяет корабли серии «Союз», но в его внутреннее устройство внесено много изменений. В первую очередь изменения коснулись систем жизнеобеспечения, управления полетом и посадки. Конструктор космических кораблей д-р технических наук К. Феоктистов охарактеризовал новый транспортный корабль как устройство с интеллектом робота. Бортовой вычислительный комплекс, который осуществляет управление системами космического аппарата и маневрированием на орбите, передает на Землю контролируемые параметры систем в процессе их работы. Например, при подготовке к стыковке бортовой вычислительный комплекс сообщает на экран дисплея в Центре управления полетом информацию о работе всех основных систем. Эти же данные выводятся и на экран дисплея на борту станции. Экипаж может постоянно контролировать, а при необходимости воздействовать на процесс управления движением корабля.

На «Союзе Т» также осуществлена проверка работоспособности новой двигательной установки. Если раньше у кораблей серии «Союз» для корректировки, причаливания и ориентации в пространстве использовались различные двигатели с различными видами топлива и соответственно с раздельными топливными баками, то теперь у корабля «Союз Т» имеется одна объединенная двигательная установка, аналогичная той, которая используется на борту орбитальной научной станции «Салют-6».

И наконец, использование микроэлектроники позволило снизить вес систем жизнеобеспечения, терморегулирования и радиосвязи. Все это позволило вернуться к полетам на борту корабля «Союз» трех космонавтов.

Высокое искусство советских космонавтов и возросшая надежность космической техники вновь были продемонстрированы 10 апреля 1980 г., когда транспортный корабль «Союз-35» с экипажем в составе командира корабля подполковника Леонида Попова и бортинженера Валерия Рюмина состыковался с орбитальной научной станцией «Салют-6». Валерий Рюмин, который только в августе прошлого года вернулся из 175-суточной космической экспедиции, вновь изъявил желание продолжить работу на орбитальной станции вместо Валентина Лебедева, который во время предполетной подготовки получил травму колена. Такой выдающийся поступок космонавта, не прошедшего полного процесса реадаптации к земным условиям после предыдущего полета, дал возможность врачам продолжить интенсивные медицинские обследования человека, участвовавшего в трех космических экспедициях с общим временем пребывания в условиях космического полета, превышающим 361 сут. Важнейшими в списке проведенных экипажем экспериментов были технологические эксперименты на установках «Сплав», «Кристалл» и «Испаритель», а также эксперименты по исследованию природных ресурсов Земли.

В соответствии с программой «Интеркосмос» 27 мая 1980 г. к космическому комплексу «Салют-6» - «Союз-35» был пристыкован пилотируемый транспортный корабль «Союз-36» с международным экипажем в составе летчика-космонавта СССР Валерия Кубасова и первого космонавта Венгерской Народной Республики капитана Берталана Фаркаша. За неделю совместной работы на борту комплекса была выполнена большая научная программа, подготовленная советскими и венгерскими специалистами. Экипаж посещения вернулся на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-35».

5 июня 1980 г. был осуществлен запуск в пилотируемом варианте первого из серии новых транспортных кораблей «Союз Т-2». На его борту находились космонавты - командир корабля подполковник Юрий Малышев и бортинженер Владимир Аксенов. На следующий день экипаж посещения присоединился к старожилам космического комплекса «Салют-6» - «Союз-36». После того, как с помощью автоматической системы стыковки корабль «Союз Т-2» приблизился к станции на расстояние около 180 м (предварительно транспортный корабль «Союз-36» был перестыкован к стыковочному узлу со стороны переходного отсека станции), дальнейшие операции по стыковке были проведены вручную. «Союз Т-2» был пристыкован к стыковочному узлу со стороны агрегатного отсека. Главной задачей экипажа «Союза Т-2» были испытания корабля в различных режимах. Сообщалось, что были проверены различное оборудование и новые бортовые системы. До начала любого маневра бортовой электронный вычислительный комплекс запрашивает у экипажа разрешение на проведение этого маневра и только затем его осуществляет. Электронные приборы могут изменять орбиту, быстро и с минимальными затратами топлива проводить ориентацию корабля на любую заданную звезду.

9 июня 1980 г. Малышев и Аксенов в корабле «Союз Т-2» вернулись на Землю. Затем 23 июля на корабле «Союз-37» стартовал в космос очередной международный экипаж в составе полковника Виктора Горбатко и первого космонавта Социалистической Республики Вьетнам военного летчика подполковника Фам Туана. Они пробыли на борту орбитальной научной станции неделю, которая была насыщена различными экспериментами в интересах науки и народного хозяйства обеих стран. Космонавты вернулись на Землю в спускаемом аппарате корабля «Союз-36», оставив свой корабль «Союз-37» для возвращения с орбиты космонавтам Рюмину и Попову.

Следующим иностранным космонавтом стал кубинец Арнальдо Тамайо Мендес - первый представитель Латинской Америки в космосе, который вместе с советским космонавтом Юрием Романенко отправился в космос на корабле «Союз-38». Этот седьмой международный экипаж работал на борту орбитального комплекса «Салют-6» - «Союз-37» - «Союз-38» вместе с космонавтами Поповым и Рюминым также около недели. За это время члены экипажа провели 15 экспериментов, подготовленных совместно советскими и кубинскими специалистами, а также закончили некоторые исследования, начатые предыдущими космонавтами. Исследования включали изучение особенностей кристаллизации сахарозы в невесомости, внутриклеточных процессов в быстрорастущих дрожжах и медико-биологические исследования функций человеческого мозга, циркуляции крови, остроты зрения космонавтов и ряда других процессов, связанных с физическим состоянием человека во время космического полета. Романенко и Мендес по завершении экспедиции возвратились на Землю в корабле «Союз-38».

30 сентября была успешно проведена стыковка грузового корабля «Прогресс-11» со станцией. Разгрузив его, долгожители космической станции начали подготовку к возвращению на Землю на борту корабля «Союз-37». Станция «Салют-6» должна была продолжить полет в автономном автоматическом режиме. 11 октября 1980 г. под восторженные приветствия членов группы поиска и всех встречавших космонавты приземлились в 180 км от г. Джезказгана. Попов и Рюмин успешно завершили самую длительную космическую экспедицию, продолжавшуюся 184 сут 20 ч 12 мин, а закончивший свой третий полет Рюмин установил феноменальный рекорд - суммарное время его пребывания в космосе составило около года.

18 ноября 1980 г. была проведена дозаправка двигательной установки орбитальной станции «Салют-6» топливом, доставленным грузовым транспортным кораблем «Прогресс-11». С помощью двигательной установки грузового корабля станция была переведена на более высокую орбиту.

Вверху. Электронагревательная печь «Кристалл», которая использовалась на борту орбитальной научной станции «Салют-6» для получения кристаллов полупроводниковых материалов. На другой электронагревательной печи «Сплав» проводились эксперименты с расплавами металлов.

Эксперименты по космическому производству

В числе наиболее перспективных из проведенных на борту станции «Салют-6» экспериментов были направленные на создание будущих космических заводов эксперименты по космическому производству, при котором используются уникальные условия - невесомость и космический вакуум. Такие условия являются идеальными для производства высококачественных материалов и кристаллов, необходимых для изготовления микросхем в электронной промышленности, а также для проведения экспериментов по получению сплавов из металлов с различным удельным весом. При проведении этих работ использовались электронагревательные печи двух типов «Сплав» и «Кристалл».

На борту станции «Салют-6» были получены кристаллы из таких материалов, как арсенид галлия и антимонид индия, которые могут быть использованы в широком классе приборов. Проводились эксперименты по выращиванию кристаллов кадмия и кадмий-ртуть-теллура. По сообщению ТАСС, выращиваемые на Земле образцы этих материалов используются в медицинском приборе «Тепловизор», с помощью которого определяется температура кожного покрова человека.

Советские ученые также удовлетворены результатом эксперимента по плавке стекла в невесомости. Эта работа может представлять значительную ценность для оптической связи (т. е. волоконной оптики). Световод диаметром 1мкм и длиной 1 км имеет массу всего 2г и тем не менее может передать в тысячу раз больше информации, чем обычный телефонный провод. По словам члена-корреспондента АН СССР Г. Петровского, который участвовал в разработке этого эксперимента, для реализации таких возможностей волоконной оптики требуется стекло, количество примесей в котором не превышает 1 г на 10 т стекла. Стекло подобной чистоты можно получить только в космосе, где его расплав не соприкасается со стенками тигля.
ОСНОВНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ПО АСТРОНОМИИ НА СТАНЦИИ «САЛЮТ»
ПРИБОРЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА
«Анна-3»
БСТ-1М
ФЭК-7
«Филин-2»

ИТС-К
КДС-3
КРТ-10
«Орион-1»
ОСТ-1
РТ-4

«СИЛЯ-4»
«Елена»

Исследования гамма-лучей с энергией 100 МэВ с помощью гамма-телескопа
Исследования центра Галактики и межзвездных облаков с помощью инфракрасного телескопа
Обнаружение монополей Дирака, ядер античастиц и трансурановых ядер в космических лучах
Изучение спектра новых и уже обнаруженных источников рентгеновских лучей, определение фонового излучения Земли в диапазоне 1-60 Ằ с помощью рентгеновского телескопа
Исследования инфракрасного излучения планет и галактик с помощью инфракрасного телескопа-спектрометра Изучение солнечного излучения в диапазоне 760 - 1060 Ằ с помощью дифракционного спектрометра
Исследования источников радиоизлучения во Вселенной с помощью радиотелескопа с диаметром зеркала 10 м
Получение спектров излучения звезд в диапазоне 2000 - 3000 Ằ
Исследования излучения Солнца в диапазоне 800-1 300 Ằ с помощью солнечного телескопа
Исследования источников пульсирующего рентгеновского излучения в диапазоне 44-60 Ằ с помощью рентгеновского телескопа
Определение массы, заряда и энергии межпланетных частиц
Определение интенсивности и направления потока гамма-излучения в окрестности станции «Салют» для использования при разработке будущих больших собираемых в космосе гамма-телескопов

Полет орбитальной научной станции «Салют-6» имел выдающееся значение еще и потому, что в рамках программы «Интеркосмос» представитель каждой из стран социалистического содружества вместе с советским космонавтом принял участие в пилотируемых космических полетах. Таким образом, ЧССР, ПНР, ГДР, ВНР, СРВ и Куба получили возможность вывести на орбиту своего космонавта, который прошел подготовку в СССР, принял участие в проведении основной программы пилотируемых полетов и выполнил исследования в различных областях знаний от фотографирования Земли с целью исследования ее ресурсов до осуществления процессов производства материалов в невесомости.

Автоматика работала верно. Ошибка экипажа. - Хл.
вперёд
в начало
назад