Подготовка корабля «Спейс Шаттл» начинается в здании вертикальной сборки (А) со сборки твердотопливных ускорителей на подвижной пусковой платформе. К ним крепится внешний бак (В), к которому пристыковывается «Орбитер» (С). Собранный корабль доставляется на стартовую позицию гигантским гусеничным транспортером (D). После окончательной проверки и заправки «Шаттл» готов к полету. Е - старт. Работают три основных двигателя «Орбитера» и два твердотопливных ускорителя. F - твердотопливные ускорители отделяются спустя 2 мин после старта на высоте около 45 км и расстоянии 41 км от стартовой позиции. G - основные двигатели выключаются, внешний бак отделяется незадолго до выхода на промежуточную орбиту на высоте 109 км спустя приблизительно 8 мин после старта. Н - «Орбитер» выходит на орбиту с помощью двигателей маневрирования; конечная высота зависит от выполняемой задачи. Орбитальные операции (I) могут выполняться в течение 7- 30 сут на высотах 185- 1110 км. J - «Орбитер» ориентируется хвостом вперед. К - двигатели орбитального маневрирования сообщают ему тормозной импульс. L - «Орбитер» меняет ориентацию для противостояния аэродинамическому нагреву (передние кромки крыла и носок фюзеляжа нагреваются до температуры 1430°С). М - заключительный этап входа в атмосферу. N - планирование, заход на посадку и посадка на аэродромную полосу со скоростью 340- 360 км/ч. О - принимаются меры по обеспечению безопасности систем перед транспортировкой (Р) в здание обслуживания и проверки. Твердотопливные ускорители совершили парашютный спуск в океан (Q), возвращены (R) и будут восстанавливаться (S). Повторно снаряженные твердым топливом они будут собраны на подвижной платформе для следующего полета. На базе ВВС Ванденберг (шт. Калифорния) сооружается специальный комплекс для корабля «Спейс Шаттл». Оба комплекса (на мысе Канаверал и на базе Ванденберг) оборудованы летными полосами для возвращения «Шаттла». В ряде других пунктов имеются полосы для аварийной посадки. Они могут быть использованы в критических ситуациях экстренного покидания орбиты. Объявлено о возможности увеличения грузоподъемности «Шаттла» при пусках с базы ВВС Ванденберг путем использования дополнительного блока-ускорителя, который будет создавать тягу 236 000 кгс в течение 205 с. Блок будет установлен под внешним баком и сбрасываться после прекращения работы. Применение жидкостного блока-ускорителя позволит увеличить грузоподъемность «Шаттла» при пусках на приполярные орбиты в полтора раза (с 11 000 до 16 300 кг).
![]() Твердотопливный ускоритель 1 Тормозной парашют. 2 Четыре двигателя разделения с тягой по 9830 кгс каждый. 3 Комплект основного парашюта. 4 Силовой узел крепления внешнего бака. 5 Секционный двигатель; в составе топлива - порошок перхлората алюминия (окислитель), алюминиевый порошок (горючее), окись железа (катализатор) и полимерное связующее, выполняющее также роль горючего. Каждый топливный заряд спрофилирован таким образом, чтобы уменьшить тягу ускорителя приблизительно на 33% в те 55 с после старта для снижения нагрузок на аппарат во время воздействия максимального скоростного напора. 6 Четыре двигателя разделения с тягой по 10 000 кгс каждый. 7 Сопло и система управления вектором тяги. 8 Задняя юбка и стартовые опоры. 9 Шпангоут крепления внешнего бака, хвостовой отсек электронного оборудования, силовой узел крепления бака и поперечные элементы жесткости. 10 Система управления разделением, навигационные приборы, системы управления возвратом и обеспечения безопасности. 11 Передняя юбка. 12 Носовой обтекатель. | ![]() | ![]() Внешний бак 1 Дренажный клапан бака жидкого кислорода и обтекатель. 2 Бак жидкого кислорода. 3 Демпфирующие перегородки в баке кислорода. 4 Межбаковый отсек. 5 Передний узел крепления «Орбитера». 6 Бак жидкого водорода. 7 Топливные магистрали, линии наддува и кабельная сеть. 8 Внутренние стрингеры. 9 Электроплата на межбаковом отсеке. 10 Передний узел крепления к твердотопливному ускорителю. Во внешнем баке содержится топливо для основных двигателей «Шаттла». Передняя часть бака кислорода, межбаковый отсек и боковая поверхность водородного бака покрыты изоляцией из пеноматериала методом напыления для уменьшения образования льда и инея на баке во время старта и проникания тепла в бак, вызывающего кипение жидких компонентов топлива. На выпуклые и выступающие части бака нанесено абляционное покрытие для защиты от аэродинамического нагрева при полете в атмосфере. Датчики уровней контролируют количество топлива и выдают сигналы на выключение основных двигателей при низких уровнях топлива. | |
| Технические характеристики
Длина 45,5 м. Диаметр 3,7 м. Тяга на уровне моря 1 202 000 кгс. Приблизительная стартовая масса 586 500 кг. Два этих двигателя, оснащенные парашютной системой возвращения, запускаются одновременно с основными двигателями «Орбитера». | Технические характеристики Длина 47 м. Диаметр 8,38 м. Полная стартовая масса 743 250 кг. Пассивная масса 33 500 кг. Номинальная масса жидкого кислорода 604 000 кг. Расход жидкого кислорода 528 500 л. Номинальная масса жидкого водорода 101 600 кг. Расход жидкого водорода 1 432 100 л (все массы приблизительны). | ||
Системы орбитального маневрирования «ОМС» и ориентации «РКС»