Г| ервым, кто открыл эру реактивных ? ? самолетов и межпланетных ракетных сообщений, был выдающийся русский ученый (Константин Эдуардович Циол­ковский. 17 сентября 1957 года испол­нилось 100 лет со дня его рождения.

Эту знаменательную дату советская «общественность отмечала в дни, когда вся зарубежная печать была полна оживленных откликов на Сообщение ТАСС об успешных испытаниях в нашей стране сверхдальней, межконтиненталь-

встает перед н

Циолковского, '

вится мощь его

Большую час1

скому пришлое!

ских условиях

Великую Октяб!

революцию он в

ком - никем не

том-самоучкой».

ции была полш

В десятилетнем

ный оглох. Из-;

не мог учиться

мым упорством ;

нием, с малых л

к изобретательс1

Циолковского е<

ности, родители

надцатилетнем I

завершения са

Циолковский тщ;

чальной математ

высшую алгебр}

интегральное исч

геометрию. Жин

последние деньги

ки, реторты, рту!

различных опыто

ратов.

Через три года тился домой. ПерII.

Первым, кто открыл эру реактивных самолетов и межпланетных ракетных сообщений, был выдающийся русский ученый Константин Эдуардович Циол­ковский. 17 сентября 1957 года испол-лилось 100 лет со дня его рождения.

Эту знаменательную дату советская общественность отмечала в дни, когда вся зарубежная печать была полна оживленных откликов на Сообщение ТАСС об успешных испытаниях в нашей стране сверхдальней, межконтиненталь­ной, многоступенчатой баллистической ракеты, принципиальную идею которой еще в начале XX столетия выдвинул Циолковский.

«Надеюсь, - писал ученый в 1935 го­ду, - что XX век... даст ракетопланы, залетающие за атмосферу и обещающие космические достижения». Он мечтал о том времени, когда люди проложат пер­вые воздушные трассы - Земля-орбита Луны, Москва-Луна, Калуга-Марс, и всю свою необыкновенную жизнь посвя­тил научным трудам, которыми хотел хоть немного продвинуть человечество вперед.

Труженики Гражданского воздушного флота проникнуты к Константину Эдуар­довичу Циолковскому чувством особого уважения и восхищения. Они гордятся тем, что им доверена доставка пассажи­ров на замечательных многоместных ско­ростных самолетах, в конструкции кото­рых воплощены идеи знаменитого учено­го, давшего миру теорию реактивного движения.

Оригинально и многообразно твбрче-ство Циолковского. Оно удивляет своим своеобразием, смелостью мысли, прони­кновением в явления природы, глу­биной научного предвидения. Сам уче­ный считал, что тремя основными на­правлениями его научной деятельности являются труды по авиации, ракетопла-ванию и межпланетным сообщениям, хотя он и работал также в области гео­физики и биологии. И чем больше про­ходит времени, тем величественнее 4

к изобретатель Циолковского ности, родител) надцатилетнем завершения < Циолковский Т1 чальной матем высшую алгеб интегральное и геометрию. Ж последние день ки, реторты, р1 различных опы ратов.

Через три гс тился домой. Г себе средства ; ками, а затем народного учил! учителем ариф ровского уезднс на этом попр] Циолковский и следования. В т но разработал > рии газов, за ' Петербургского общества. Всле научные работы ка животного «Свободное пр( дал свою пер! межпланетного

Непосредстве1 полета Циолкое мого воздухошп мался с 1885 гс труд «Теория Ученый разраба цельнометалличе менного объем дирижабля дикт сохранять на р< при разных тег стоянную подъел ли Циолковский стягивающую си металл для обол же предусмотрел тайных газов дв водорода, наполь жабля, что увел силу.

Несмотря на орВЕЛИНИЙ СОВЕТСКИЙ

УЧЕНЫЙ

К 100-летию со дня рождения К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

встает перед нами необычайный гений Циолковского, тем ощутительней стано­вится мощь его научной мысли.

Большую часть своей жизни Циолков­скому пришлось трудиться в деспотиче­ских условиях самодержавной России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он встретил 60-летним стари-•\ ком - никем не признанным «дилетан­том-самоучкой». Жизнь его до револю­ции была полна лишений и испытаний. В десятилетнем возрасте будущий уче-; ный оглох. Из-за глухоты Циолковский не мог учиться в школе и с непостижи­мым упорством занимался самообразова-| нием, с малых лет проявляя склонность % к изобретательству. Предполагая, что у Циолковского есть технические способ­ности, родители отправили его в шест­надцатилетнем возрасте в Москву для завершения самообразования. Здесь |ивных Циолковский тщательно изучает курс на-;етных чальной математики и физики, а затем /сскчй высшую алгебру, дифференциальное м

новое решение это.й проблемы, 7-й воз­духоплавательный отдел Русского тех­нического общества отклонил проект Циолковского. Лишенный какой-либо поддержки и помощи со стороны правительственных организаций, ученый вынужден был на свои скудные средства в 1892 году издавать научный труд «Аэростат металлический управляемый». Явившись зачинателем цельнометалли­ческих дирижаблей, Циолковский одно­временно остроумно разрешил ряд от­дельных технических и научных проб­лем. До сих пор во всем мире пользуют­ся разработанным им методом гидроста­тических испытаний дирижаблей для оп­ределения прочности и устойчивости тон­ких оболочек. При помощи созданного Циолковским прибора можно графиче­ски определять форму сечения оболочки. Для управления полетом дирижабля Циолковский разработал схему специаль­ного автомата и первым указал на воз-

,со»РеМев пом

Р

й№ ее автома |са на принцип с метрическим и в действие | дашь и уст самолета, для ум противления зак предусматривает шета и посадки, ймм образом, крвого в мире с *» Циолковски ^ проект совер! >ческ

аэр(

маясьзавершспип------

Циолковский тщательно изучает курс на­чальной математики и физики, а затем высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическую геометрию. Живя впроголодь, он на последние деньги покупает книги, труб­ки, реторты, ртуть, серную кислоту для различных опытов и самодельных аппа­ратов.

Через три года Циолковский возвра­тился домой. Первое время он добывал себе средства для жизни частными уро­ками, а затем сдал экзамен на учителя народного училища. Так в 23 года он стал учителем арифметики и геометрии Бо­ровского уездного училища и проработал на этом поприще 40 лет. В училище Циолковский и начал свои научные ис­следования. В то время он самостоятель­но разработал основы кинетической тео­рии газов, за что был избран членом Петербургского физико-математического общества. Вслед за этим появляются научные работы Циолковского «Механи­ка животного организма», а затем и «Свободное пространство», где ученый дал свою первую схему реактивного межпланетного корабля.

Непосредственно исследование законов полета Циолковский начал с управляе­мого воздухоплавания, которым он зани­мался с 1885 года. Он создает большой труд «Теория и опыт аэростата». Ученый разрабатывает теорию и проект

ного автомата и первым указал на воз­можность снабжения летательного аппа­рата электроэнергией, вырабатываемой генератором с приводом от двигателя. Автоматический прибор Циолковского для контроля полета и восстановления заданного дирижаблю курса должен был приводиться в действие электриче­ским током от динамомашины. Таким образом еще в 1893 году русский ученый выдвинул идею автоматической стабили­зации и управления полетом летатель­ного аппарата, которая легла в основу устройства современных автопилотов.

В науку о полете Циолковский внес неоценимый вклад. Неутомимо исследуя законы движения тел в воздухе, ученый, наряду с управляемым воздухоплава­нием, изучает проблемы полета с по­мощью крыльев. Его работа «К вопросу о летании посредством крыльев», впер­вые опубликованная в 1891 году в тру­дах Общества любителей естествозна­ния, а ныне в первом томе собрания со­чинений Циолковского, выпущенном Академией наук СССР, была одобрена основоположником аэродинамики про­фессором Н. Е. Жуковским. Это первое исследование Циолковского по азродина-мике, в котором он доказал, что давле­ние даже нормального потока на про­долговатые пластинки тем меньше (при одной площади), чем они продолгова-

илно разработал основы кинетической тео­рии газов, за что был избран членом Петербургского физико-математического общества. Вслед за этим появляются научные работы Циолковского «Механи­ка животного организма», а затем и «Свободное пространство», где ученый дал свою первую схему реактивного межпланетного корабля.

Непосредственно исследование законов полета Циолковский начал с управляе­мого воздухоплавания, которым он зани­мался с 1885 года. Он создает большой труд «Теория и опыт аэростата». Ученый разрабатывает теорию и проект цельнометаллического дирижабля пере­менного объема. Изменение объема дирижабля диктовалось необходимостью сохранять на разных высотах полета и при разных температурах воздуха по­стоянную подъемную силу. Для этой це­ли Циолковский применил специальную стягивающую систему и гофрированный металл для оболочки. Изобретатель так­же предусмотрел использование отрабо­танных газов двигателей для подогрева водорода, наполняющего оболочку дири­жабля, что увеличивало его подъемную силу.

Несмотря на оригинальное, совершенно

нием, изучает проблемы полета с по­мощью крыльев. Его работа «К вопросу о летании посредством крыльев», впер­вые опубликованная в 1891 году в тру­дах Общества любителей естествозна­ния, а ныне в первом томе собрания со­чинений Циолковского, выпущенном Академией наук СССР, была одобрена основоположником аэродинамики про­фессором Н. Е. Жуковским. Это первое исследование Циолковского по аэродина­мике, в котором он доказал, что давле­ние даже нормального потока на про­долговатые пластинки тем меньше (при одной площади), чем они продолгова-тей. Ученый математически определил закономерность данного явления и выяс­нил также влияние на сопротивление длины поверхности и скорости потока. Этим законом Циолковский на многие годы предопределил дальнейшее разви­тие теории крыла.

Вскоре ученый задумывается над соз­данием цельнометаллического самолета. В 1894 году на страницах журнала «Нау­ка и жизнь» появляется его новое науч­ное исследование «Аэроплан или птице­подобная (авиационная) летательная машина». Здесь ученый дал подробное описание и проект самолета с обтекае-4ц

:вои

, „ цельнометал. '• Циолковский о»

0 разрешил ряд л. <их и научных про}.

1 всем мире пользу»? им методом гидроста-\ дирижаблей для № и и устойчивости тон-помощи создании

ора можно графиче-рму сечения обода» полетом ботал схему ервым указа* ??•

иводом от^Д восс

мым фюзеляжем и крылом, то есть с аэродинамическими формами, близкими к современным. Примечательно, что в то время и в помине не было самолетов со свободнонесущим крылом, без расча­лок и подкосов, и это лишний раз под­черкивает исключительную гениальность Циолковского. В качестве источника тяги изобретатель избирает двигатель внут­реннего сгорания. Он предлагает в хво*-стовой части «птицеподобной машины» установить рули управления, оборудо­вать ее автоматическим регулятором курса на принципе гироскопа, связанного с электрическим устройством, приводя­щим в действие рули. Ученый проверяет прочность и устойчивость конструкции самолета, для уменьшения величины со­противления закругляет концы крыла, предусматривает колесное шасси для взлета и посадки.

Таким образом, вслед за изобретателем первого в мире самолета А. Ф. Можай­ским, Циолковский самостоятельно соз­дал проект совершенного по своим аэро­динамическим формам летательного аппарата.

Занимаясь аэродинамическими экспе­риментами, ученый строит оригинальную аэродинамическую трубу с примене­нием вентилятора и спрямляющей ре­шетки для выпрямления воздушного по­тока. Он проводит массу опытов для определения величины сопротивления шаровидных, плоских, цилиндрических и Других тел.

Но особая заслуга Циолковского перед человечеством состоит в разработке им новой отрасли науки - теории движения ракет, получившей название ракетодина-мики. Как уже отмечалось, мысль об использовании реактивных двигателей была высказана Циолковским еще в его рукописи «Свободное пространство». Но Для разработки стройной математиче­ской теории реактивного движения уче­ному потребовалось около двадцати лет.

Идея межпланетных сообщений зани­мала великого ученого всю его долгую ~ --- ~^..о..от,я можно летать

обосновал воз>ю> кеты для космиче основного закона крытого Циолко том, что скорост от скорости ист( двигателя и от горючего, то есть ва к весу пустой рии ракеты, - пи нять постоянну! рость частиц отб вел уравнение д* сейчас называет ского. Ученый дс массы ракеты и ракеты равно п| дуктов сгорания сгорания. Иным скорость истече: двигателя и отн

-----.л-ш-ип ЧЯСТЭ

полета

по.

1 крыльев»

18?1 году в тру. елей естествозна-томе собрания со-го, выпущенном Р, была одобрена [родинамики про-вским. Это первое :кого по аэродина-оказал, что давле-з потока на про-

тем меньше

они

аЛ

р паавание рОД

мики. Как уже отмечалось, мысль об использовании реактивных двигателей была высказана Циолковским еще в его рукописи «Свободное пространство». Но для разработки стройной математиче­ской теории реактивного движения уче­ному потребовалось около двадцати лет.

Идея межпланетных сообщений зани­мала великого ученого всю его долгую жизнь. Он писал: «Сначала можно летать на ракете вокруг земли, затем можно описать тот или иной путь относительно солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от солнца, упасть на него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей мно­гие тысячи лет во мраке среди звезд, до приближения к одной из них, которая сделается для путешественников или их потомков новым солнцем. Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг солнца, использовав в качестве материа­ла для них блуждающие в пространстве астероиды (маленькие планеты, которые в большом числе имеются в нашей сол­нечной системе). Реактивные приборы завоюют людям беспредельные простран­ства и дадут солнечную энергию, в два миллиарда раз большую, чем та, кото­рую человечество имеет на земле».

Циолковский в качестве исследователя атмосферы первым в мире предложил реактивный прибор - «род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным обра­зом устроенной».

В замечательной работе «Исследова­ние мировых пространств реактивными приборами», опубликованной в 1903 году в журнале «Научное обозрение», ученый вывел основной закон механики ракет­ного полета, дал его глубокий анализ икрылом, то есть с формами, близкими [ечательно, что в то не было самолетов крылом, без расча-го лишний раз под-пьную гениальность стве источника тяги ет двигатель внут-[ предлагает в хво-;подобной машины» равления, оборудо-еским регулятором роскопа, связанного гройством, приводя-[. Ученый проверяет ивость конструкции шения величины со-тяет концы крыла, лесное шасси для

[ед за изобретателем >лета А. Ф. Можай-самостоятельно соз-!ного по своим аэро-1мам летательного

(намическими экспе-

ггроит оригинальную

трубу с примене-

и спрямляющей ре-

ения воздушного по-

массу опытов для

ины сопротивления

[X, цилиндрических и

I Циолковского перед )ит в разработке им и - теории движения название ракетодина-

МЫСЛЬ Об

|

// / ,;

//* ~~

1" ???<

обосновал возможность применения ра­кеты для космических полетов. Сущность основного закона движения ракеты, от­крытого Циолковским, заключается в том, что скорость ее движения, зависит от скорости истечения газов из сопла двигателя и от относительного запаса горючего, то есть отношения веса топли­ва к весу пустой ракеты. «В основу тео­рии ракеты, - писал ученый, - надо при­нять постоянную относительную ско­рость частиц отброса». При этом он вы-

Пройдет совсем немного времени и мы также будем очевидцами осуществления другой идеи знаменитого ученого - о внеземной станции, ракете - спутнике земли.

Трудно перечислить все то, что сделал Константин Эдуардович Циолковский за свои 78 лет жизни в области теории реак­тивного движения и ракетной техники. В последние годы жизни он много уделял внимания скоростной авиации. Он произ­вел расчет самолета с воздушно-реактив-п-впрм кпмппрггогжого типаОС

крыТУЮ1 дщшшиишш, том, что скорость ее движения, зависит от скорости истечения газов из сопла двигателя и от относительного запаса горючего, то есть отношения веса топли­ва к весу пустой ракеты. «В основу тео­рии ракеты, - писал ученый, - надо при­нять постоянную относительную ско­рость частиц отброса». При этом он вы­вел уравнение движения ракеты, которое сейчас называется формулой Циолков­ского. Ученый доказал, что произведение массы ракеты на приращение скорости ракеты равно произведению массы про­дуктов сгорания на скорость продуктов сгорания. Иными словами, увеличивая скорость истечения газов из ракетного двигателя и относительный запас топли­ва, можно заставить ракету двигаться с любой скоростью. Этот вывод Циолков­ского открыл блестящие перспективы для развития ракетостроения, достижения высоких космических скоростей полета.

Следует отметить, в той же работе 1903 года «Исследование мировых про­странств реактивными приборами» зна­менитый ракетодинамик указал на ряд конструктивных особенностей ракеты. Им были предложены в качестве топли­ва жидкие углеводороды и кислород, на­сосная подача топлива, газовые рули для управления ракетой в безвоздушном про­странстве, средства автоматизации на­правления ее движения.

Впоследствии Циолковский под тем же названием выпустил еще ряд работ, в которых не только развил дальше ранее высказанные мысли, но и сделал новые ч^ще более изумительные, выводы. В 1926 году он предложил применять со­ставные ракеты, состоящие из нескольких ступеней. Двухступенчатые ракеты до­стигали 400-километровой высоты со ско­ростью примерно 2 километра в секунду. Ныне мы являемся свидетелями успеш­ных испытаний многоступенчатой сверх­дальней ракеты. Такие ракеты могут до­стигать тысячекилометровой высоты и скорости 20-25 тысяч километров в час.

ттг ищщия, ил»,те - спутнике земли.

Трудно перечислить все то, что сделал Константин Эдуардович Циолковский за свои 78 лет жизни в области теории реак­тивного движения и ракетной техники. В последние годы жизни он много уделял внимания скоростной авиации. Он произ­вел расчет самолета с воздушно-реактив­ным двигателем компрессорного типа («Реактивный аэроплан», «Ракетоплан», 1930 г.), дал схему и расчет самолета с двухконтурным воздушно-реактивным двигателем («Стратоплан полуреактив­ный», 1932 год). Циолковским была раз­работана схема турбовинтового двигате­ля с газовой турбиной, впервые в мире предложен реактивный двигатель на жидком топливе и изучены многие дру­гие теоретические и конструктивные воп­росы.

Все помыслы ученого, все его работы о ракетопланах, внеземных станциях, межпланетных полетах «в мире без тя­жести» были направлены на благо чело­вечества. Как все это не похоже на за­мыслы американских империалистов, ко­торые пытаются использовать научную и техническую мысль для захвата миро­вого пространства, для осуществления своих человеконенавистнических замыс­лов и развязывания атомной войны.

Циолковский был страстным патриотом своей страны. Обращаясь к молодежи, он писал:

«Я горжусь своей страной, да, гор­жусь! Комсомольцы и молодежь, учитесь еще больше, делайте это с радостью, ни на один час не забывайте о будущем нашей великой Родины».

Эти замечательные слова должен пом­нить каждый авиаработник. Еще боль­ше учиться, еще упорней овладевать но­вой реактивной техникой, созданию ко­торой посвятил свою жизнь Константин Эдуардович Циолковский, - вот лучшее выражение нашей глубокой признатель­ности великому ученому.

К. САМСОНОВ.

5новая эра в истории мировой науки

Советская л у и а

[^ канун Юн годовщины Велико!.. Октября советские ученые, ниже меры, техники м рабочие осущгстяи.ти под руководством Коммунистической партии дср1нонсн11\ К1 мечту человече­ства. 4 октябри \{.\~>7 года советские люди произвели запуск первого в мире искусственного спутника Земли, откры­ли новую эру в не горни мировой науки. положили начало космическим полетам.

Успешное решение этой гигантской научной проблемы оказалось но плечу только нашей социалистическом Родине Ни одна капиталистическая страна, лаже такай р.чтигая в техническом отношении, как (ЛИЛ, до сих пор не смогла запустить искусственный спут­ник Земли. Много шумихи и крикливой рекламы было по этому поводу в СШЛ. однако американская наука не выдер­жала мирного соревнования с совет­ской наукой

Запуску спутника предшествовала значительная экспериментальная рабо­та, связанная с решением ряда слож­нейших и принципиально новых научно-технических проблем. Для вывода спут­ника на орбиту была построена совер­шенная ракета-носитель с мощными двигателями, работающими в трудных термических условиях. Разработала весьма точная система автоматического управления, обеспечивающая выведение спутника на орбиту в строгом соответ-ст с расчетами.

итник. Земли.

П.1

ленис),

садных маяков ского пеленгатора щ| связисты Ашхабаде порта.

ЗА ХОРОШУЮ р, личный безаварийны!

71Вух МИЛЛИОНОВ *

командир Киргиз^ пы И. Абдраимов ^ Почетной грамотоя * Совета

Н.Т./

*

^

п канун 40-й годовщины Великого Октября советские ученые, инже­неры, техники и рабочие осуществили под (руководством Коммунистической партии дерзновенную мечту человече­ства. 4 октября 1957 года советские люди произвели запуск первого в мире искусственного спутника Земли, откры­ли «овую эру в истории мировой науки, положили начало космическим полетам.

Успешное решение этой гигантской научной проблемы оказалось по плечу только нашей социалистической Родине. Ни одна капиталистическая страна, даже такая развитая в техническом отношении, как США, до Сих пор не смогла запустить искусственный спут­ник Земли. Много шумихи и крикливой рекламы было по этому поводу в США, однако американская наука не выдер­жала мирного соревнования с совет­ской наукой.

Запуску спутника предшествовала значительная экспериментальная рабо­та, связанная с решением ряда слож­нейших и принципиально новых научно-технических проблем. Для вывода спут­ника на орбиту |была построена совер­шенная 'ракета-носитель с мощными двигателями, работающими в трудных термических условиях. Разработана весьма точная система автоматического управления, 'Обеспечивающая выведение спутника «а орбиту в строгом соответ­ствии с расчетами.

Спутник выполнен в форме шара. Диаметр его равен 58 см, вес - 83,6 кг. Герметический корпус спутника изго­товлен из алюминиевых сплавов, отпо­лирован до 'блеска и имеет серебристо-белый цвет.

В корпусе спутника размещена аппа­ратура с источниками энергопитания. Два радиопередатчика излучали непре­рывные телеграфные сигналы с часто­тами 20,005 и 40,002 мегагерца (длина волн 15 и 7,5 м соответственно). Дли­тельность сигналов и пауз между ними составляла около 0,3 сек. Посылка сиг-

ИН л«1дп»ч!1таи«ЛМ ПТНУИЗ-

шали нормальну! спутник оборудо создает циркуляи теплообмен меж^ турой (спутник : азотом).

На спутнике > тельные приборь ровать происход! При изменении тнсйшич и принципиально нопмх научно технических проблем. Для шлюпа сиут-ним «а орбиту была построена аин-р-шгяияя ракета-носитель г мощными двигателями, работающими и 1р\-пнм\ термических условиях. Рл флбот лн.ч весьма точная система автоматического управления, обеспечивающая ш.шедение. спутника на орбиту в строгом соответ­ствии с расчетами.

Спутник выполнен и форме шара. Диаметр его равен 58 см, вес - 83,6 кг. Герметический корпус спутника изго­товлен из алюминиевых сплавов, отпо­лирован до блеска и имеет серебристо-белый цвет.

В корпусе спутника размещена аппа­ратура с источниками энергопитания. Два радиопередатчика излучали непре­рывные телеграфные сигналы с часто­тами 20,005 и 40,002 мегагерца (длина волн 15 и 7,5 м соответственно). Дли­тельность сигналов и пауз между ними составляла около 0,3 сек. Посылка сиг­налов одним радиопередатчиком произ­водилась во время пауз другого.

Длина четырех стержневых антенн, расположенных на поверхности корпуса, от 2,4 до 2,9 м. При запуске спутника антенны были прижаты к корпусу ра­кеты-носителя. После отделения спут­ника они повернулись относительно своих шарниров и заняли положение, изображенное на фотографии.

Советская Луна - самостоятельное небесное тело, находящееся в лучистом теплообмене с окружающим простран­ством. Попадая в тень Земли, она охлаждается, а в сферу солнечных лу­чей - нагревается. Для того чтобы резкие колебания температуры не нару-

Сопетский искусственный спутник Земли.

(Спутник сфотографирован на подставке).

шали нормальную работу аппаратуры, спутник оборудован системой, которая создает циркуляцию азота и регулирует теплообмен между корпусом и аппара­турой (спутник заполнен газообразным азотом).

На спутнике смонтированы чувстви­тельные приборы, способные регистри­ровать происходящие в нем процессы. При изменении температуры и давления внутри спутника эти элементы оказы­вали влияние на частоту телеграфных сигналов, соотношение между их дли­тельностью и паузами.

Перед запуском спутник был поме­щен в передней части ракеты-носителя и закрыт защитным конусом. Ракета стартовала вертикально. Через некоторое время при помощи программного устройства ось ее начала постепенно отклоняться от вертикали. В конце участка выведения на орбиту ракета находилась на высоте в несколько сот километров и двигалась параллельно земной поверхности со скоростью около 8000 метров в секунду. После оконча-

ния работы двигателей ракеты защит­ный конус был сброшен, спутник отде­лился от ракеты и стал двигаться са­мостоятельно.

Сейчас впереди движется ракета-но­ситель, за ней - спутник. Ракета-носи­тель, масса которой больше массы спутника, имеет меньшую орбиту и большую угловую скорость.

Орбита спутника представляет собой в первом приближении эллипс, один из фокусов которого находится в цен­тре Земли. Высота полета спутника над поверхностью Земли не остается по­стоянной. Она периодически изменяется, достигая наибольшего значения при­мерно 1000 километров. Перигей орби­ты (ее наияизшая точка) находится в Северном полушарии Земли, а апогей (наивысшая точка орбиты) - в Южном.

Ориентация плоскости орбиты относи­тельно неподвижных звезд остается почти постоянной. Так как Земля вра­щается вокруг своей оси, то на каждом следующем витке спутник оказывается над другим районом, смещаясь за один

13Орбита спутника.

виток примерно иа 24 градуса по дол­готе. Плоскость орбиты спутника на­клонена к плоскости земного экватора

спутник, плотность атмосферы р чайно мала, эволюция орбиты прои дит вначале весьма медленно. ВькОрбита спутника.

виток примерно иа 24 градуса по дол­готе. Плоскость орбиты спутника на­клонена к плоскости земного экватора под углом 65 градусов. В связи с этим трасса спутника проходит над района­ми Земли, находящимися примерно между Северным; и Южным полярными кругами. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси угол наклона трассы к экватору отличается от угла наклоне-ния плоскости орбиты. Переходя в Се­верное полушарие, трасса пересекает экватор под углом 71,5 градуса в на­правлении на северо-восток. Затем трасса постепенно заворачивает все больше на восток. На параллели, отве­чающей 65 градусам северной широты, она отклоняется к югу и пересекает экватор в направлении на юго-восток под углом 59 градусов. В Южном полу­шарии трасса касается параллели, отвечающей 65 градусам южной широ­ты, после чего отклоняется к северу и снова переходит в Северное полушарие.

С течением времени, вследствие тор­можения спутника в верхних слоях атмосферы, форма и размеры его орби­ты будут постепенно изменяться. Так как на больших высотах, где движется

спутник, плотность атмосферы чрезвы­чайно мала, эволюция орбиты происхо­дит вначале весьма медленно. Высота апогея убывает быстрее высоты перигея, и орбита все более приближается к круговой. При вхождении спутника в более плотные слои атмосферы тормо­жение станет весьма сильным. Спутник раскалится и сгорит в атмосфере по­добно метеорам, приходящим из меж­планетного пространства.

С момента запуска период обращения спутника вокруг Земли постепенно убы­вает. Вначале он был равен 96 мину­там, а затем стал сокращаться при­мерно на 3 секунды в сутки. Медлен­ное уменьшение периода означает, что спутник будет двигаться вокруг Земли достаточно долго.

Исследования, которые проводятся при помощи спутника, будут иметь огромное научное значение. Ведется не­прерывное (наблюдение за движением спутника и обработка при помощи электронных счетных машин получен­ных данных. Они позволят изучить ультрафиолетовый и рентгеновский уча­стки спектра солнца и выявить вариа­ции интенсивности излучения. По совре-медным представлениям, коротковолно­вые излучения солнца вызывают иони­зацию верхних слоев атмосферы. Сле­довательно, эти результаты прольют но­вый свет на структуру солнечной ко­роны и на процессы образования ионо­сферы. Представляет значительный интерес изучение «а больших высотах электростатических полей и вопроса, является ли Земля вместе со своей атмосферой заряженной или нейтраль­ной системой.

Для авиации запуск искусственного спутника Земли имеет особое значе­ние. Нет сомнения в том, что исследо­вания, проводимые при помощи спут-.ника, приведут в дальнейшем к еще более бурному развитию авиационной техники. Со временем будут созданы такие летательные аппараты, которые смогут в несколько минут преодолевать тысячекилометровые расстояния и до­ставлять с континента на континент пассажиров, почту, грузы. Даже о по­лете на Луну мы можем говорить се­годня, как о событии недалекого буду­щего.

В самом деле, ракета-носитель сооб­щила первому в мире искусственному спутнику Земли орбитальную скорость около 8 километров в секунду. Для того чтобы отправить космический ко­рабль на Луну, ему нужна скорость свыше 11 километров в секунду, то есть только на 3 километра больше. В этом случае космический корабль будет двигаться по вытянутой орбите, кото­рая приведет его в сферу притяжения Луны. По одному из проектов все путе­шествие «а Луну займет ие более 5 су­ток. Рассчитан маршрут и с более ко­ротким сроком полета. При полете по прямой оо скоростью более 11 км/сек космический корабль может долететь до Луны за одни сутки.'?^Ш

атмосферы чрезвы-1я орбиты происхо-медленно . Высота ^ее высоты перигея, приближается к |1ении спутника в Цатмосферы тормо­зе ильным. Спутник в атмосфере по-1>дящим из меж-

обращения >степенно убы-1вен 96 мину-..'^щаться при-1 .тки. Медлен-?I означает, что ' вокруг Земли

^ проводится

будут иметь

яе. Ведется не-

'•*а движением

смогут в несилливаи шищ! преодолевать тысячекилометровые расстояния и до­ставлять с континента на континент пассажиров, почту, грузы. Даже о по­лете на Луну мы можем говорить се­годня, как о событии недалекого буду­щего.

В самом деле, ракета-носитель сооб­щила первому в мире искусственному спутнику Земли орбитальную скорость около 8 километров в секунду. Для того чтобы отправить космический ко­рабль на Луну, ему нужна скорость свыше 11 километров в секунду, то есть только на 3 километра больше. В этом случае космический корабль будет двигаться по вытянутой орбите, кото­рая приведет его в сферу притяжения Луны. По одному из проектов все путе­шествие на Луну займет не более 5 су­ток. Рассчитан маршрут и с более ко­ротким сроком полета. При полете по прямой со скоростью более 11 км/сек космический корабль может долететь до Луны за одни сутки.

Советские и зарубежные ученые со­ставляют также проекты -полетов на Марс. Для этого предполагается со­брать на летающих станциях 10 меж­планетных кораблей по 1700 тонн каж­дый. С круговой орбиты вокруг Земли они выйдут на заданную орбиту и бу­дут двигаться к Марсу, используя притяжение Солнца, то есть без расхо­да топлива. Путешествие до Марса займет 256 дней. Для возвращения на Землю путешественникам придется пе­реждать на Марсе или его искусствен­ном спутнике до тех пор, пока не вос­становится удобное для отлета взаим­ное положение Марса и Земли. Срок ожидания составит 440 земных дней. Таким образом, все путешествие займет 952 дня, то есть почти 3 года. Ученые предполагают, что такие полеты станут возможными уже « конце XX столетия.

Сбываются вещие слова великого со­ветского ученого К. Э. Циолковского,

КОТОРЫЙ.мосферы чрезвы-

орбиты происхо-

,1едленно . Высота

е высоты перигея,

приближается к

ении спутника в

1тмосферы тормо-

сильным. Спутник

в атмосфере по-

одящим из меж-

ва.

1ериод обращения I постепенно убы-I равен 96 мину-окращаться при-в сутки. Медлен-ода означает, что >ся вокруг Земли

орые проводятся

[ка, будут иметь

чение. Ведется не-

<е за движением

к а при помощи

машин получен-

позволят изучить

эенггеновский уча-

и выявить вариа-

1учения. По совре-

космическии

Луны за одни сутки.

Советские и зарубежные ученые со­ставляют также проекты полетов на Марс. Для этого предполагается со­брать на летающих станциях 10 меж­планетных кораблей по 1700 тонн каж­дый. С круговой орбиты вокруг Земли они выйдут ма заданную орбиту и бу­дут двигаться к Марсу, используя притяжение Солнца, то есть без расхо­да топлива. Путешествие до Марса займет 256 дней. Для возвращения на Землю путешественникам придется пе­реждать на Марсе или его искусствен­ном спутнике до тех пор, пока! не вос­становится удобное для отлета взаим­ное положение Марса и Земли. Срок ожидания составит 440 земных дней. Таким образом, «се путешествие займет 952 дня, то есть почти 3 года. Ученые предполагают, что такие полеты станут возможными уже )В конце XX столетия.

Сбываются вещие слова великого со­ветского ученого К. Э. Циолковского, который, раскрывая в одной из своих последних статей будущее авиационной и ракетной техники, писал: «В одном я твердо уверен - первенство будет при­надлежать Советскому Союзу». Искус­ственные спутники Земли проложат дорогу в межпланетное пространство.На пути освоения межпланетного пространства

3 ппкиря 1'|."|7 |1!.[.|. через 28 дней

после запуска парного искусственно­го с и \ 1 никл Земли, весь мир стал свиде­телем нового кы К'.юшегося успеха на­шей социалистической Родины. Над Зем­лей взвилась вторая совеи-кан луна - мошпая автоматическая на\чнаи лабо­ратория Для изхчення доселе недоступ-1'ЫХ высоких слое» атмосферы.

Запуск искусе! ценных ему I пиков Зем­ли является прямым следе 1 ннем созда­ния и успепнкч'о испьпання « ('(XI1 межконтинентальных баллист ичеемтх ра­кет.

«Тот факт, - заявил Первый секре­тарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев в беседе с главой газетно-издательского треста американцем В. Херстом, что Совет­ский Союз первым запустил искусствен­ный спутник Земли, а через месяц запу­стил и второй, говорит о многом. Если будет нужно, мы сможем завтра запу­стить десяток, два десятка спутников. Для этого надо в межконтинентальных баллистических ракетах переменить только головку, вместо водородного ядра снаряда поставить соответствую-

в ,и ч.|'<>||1' \иов,

профессор ДОК Юр

фн ж к о-мл и-матических наук

щую аппаратуру и пустить такое соору­жение С *юй л ми.) р:< I урон. Вот вам и спутник».

Соединенные Штаты Америки, наибо­лее рашщлм н примышленном отноше­нии капиталистическая страна, серьезно икчади от СССР в области конструиро­вания и производства ракетной техники и, следовательно, запуска искусственных спутников Земли. Работы в этом на­правлении, которые ведутся в США, до сих пор заканчиваются весьма неудачно и не даю г каких-либо практических ре-1\льтатов.

Межконтинен тальная баллистическая ракета представляет собой последнюю ступень многоступенчатого летательного аппарата. В известной точке, которая находится на расстоянии нескольких сот километров от Земли, двигатели его последней ступени прекращают работу, и он получает определенные, заранее рассчитанные скорость и направление

Движения (и,, о I ношению к Земле). Скорость должна быть достаточной для того, чтобы дальнейший полет происхо­дил баллистически, ю есть под дей-1ТНИ1-М |ч|1,ко силы намного нритяже-1 ''!•-!. |'ак(ча .тени по эллипсу больших размеров, н одном из фокусов которого находи гея центр земного шара. Эллипс н е р е с е к а е т Землю. Точка его пере­сечения с Землей расположена от стар­та на расстоянии N-12 тыс. км (в зави­симости О1 скорое:и п начале баллисти-

ЧССКО! О Д1П1ЖСПИЯ ).

В основном баллистическая ракета движется в ьерлних, крайне разрежен­ных слоях атмосферы. Поэтому она ис­пытывает очень малое сопротивление среды, сохраняя в среднем скорость, ко­торая была получена в начале баллисти­ческого движения. Эта скорость, то есть скорость, приобретаемая последней ее ступенью при окончании работы всех двигателей, равна 6-7 км/сек, или при­мерно 20000 км/час. Весь эллипс над Землей ракета может пройти приблизи­тельно за 30 минут. За это время она пе­релетит из одной точки Земли в другую, находящуюся возможно на другом кон-ТИНС III Г («ИСК».1.1 II НЛШ.ППИ' --М«'/ККО11 I II-

нентальнаи р.1 ко г л ). Ошстм. мю само­лету, лпя1псм\ 1-() скоршчыо 1000 км/час вдоль самом .к'лкш на имени1 1-> I ыс. м,

ДЛЯ ПОКрМ I МЯ ЮГО Же ра(.Ч" ЮЯНИЧ ПО1р1'-

бустся '-- Ю часоп - и двадцать ра.$ больше.

Искусственные спутники Земли за­пускаются гак же, как и баллистические ракеты, но юлько, если можно так вы­разиться, в «усиленном виде». Спутни­кам при запуске сообщается большая скорость, примерно 8 км/сек, вследствие чего они движутся баллистически по эллипсам огромных размеров, не пе­ресекающим Землю. В этом основное отличие спутников от межкон­тинентальных баллистических ракет.

Первый советский искусственный спутник Земли, представляющий собой самостоятельное небесное тело - шар, имеет в диаметре 58 см, но значитель­ный для своего объема вес - 83,6 кг. Его ракета-носитель при запуске также получила космическую скорость и пре­вратилась в спутник. До своего разру­шения и падения на Землю, о чем не­давно сообщалось в печати, ракета ппо-

рои передавались по радио на Землю. Общий вес одной только аппаратуры нгорого спутника составляет 508,3 кг.

Необходимо сказать, что вес первого советского спутника поразил ученых за­рубежных стран, в том числе США и Англии. Известно, что в Америке пред­полагают запустить первый искусствен­ный спутник весом всего лишь в 12- 15 кг. Что же касается второго совет­ского спутника, то его вес буквально ошеломил весь мир. Даже президент США Эйзенхауэр вынужден был приз­нать достижения Советского Союза и согласиться с тем, что он имеет значи­тельно более мощные реактивные дви­гатели, нежели Америка.

Орбита второго спутника - больших размеров, чем первого. Апогей эллипса отстоит от Земли на 1700 км. Время его оборота вокруг нашей планеты - 103,7 минуты.

Наиболее интересной особенностью второго спутника является то, что он нес на себе первого живого посетителя Кос­моса-подопытную -собаку Лайку. В особом герметическом контейнере, гдеосновное отличие спутников от межкон­тинентальных баллистических ракет.

Первый советский искусственный спутник Земли, представляющий собой самостоятельное небесное тело - шар, имеет в диаметре 58 см, но значитель­ный для своего объема вес - 83,6 кг. Его ракета-носитель при запуске также получила космическую скорость и пре­вратилась в спутник. До своего разру­шения и падения на Землю, о чем не­давно сообщалось в печати, ракета про­делала вокруг нашей планеты многие сотни оборотов.

Второй советский искусственный спут­ник Земли, запущенный 3 ноября, яв­ляется по сути дела последней ступенью составной ракеты. В отсеках спутника установлено более мощное оборудова­ние для замера различных физических параметров: излучения Солнца в корот­коволновой, ультрафиолетовой и рент­геновской областях спектра, направле­ния и энергии космических лучей, тем­пературы и давления в окружающем пространстве и т. д. Показания прибо-

гатели, нежели Америка.

Орбита второго спутника - больших размеров, чем первого. Апогей эллипса отстоит от Земли на 1700 км. Время его оборота вокруг нашей планеты - 103,7 минуты.

Наиболее интересной особенностью второго спутника является то, что он нес на себе первого живого посетителя Кос­моса-подопытную собаку Лайку. В особом герметическом контейнере, где ее поместили, были созданы все условия для нормальной жизнедеятельности з течение семи дней. К телу собаки при­соединили приборы, которые регистри­ровали функции организма на переход­ной траектории, когда ракета двигалась с большим ускорением и собака испы­тывала серьезные инерционные пере­грузки. Во время движения на стацио­нарной орбите собака находилась в со­стоянии невесомости. Приборы переда­вали сведения о работе всех ее органов в этом состоянии.

Спутник, по-видимому, не встретил крупных метеоров. Все приборы и ра­диопередатчики в полете действовали СОИСККИЙ НПЛО'ЮгМНЫМ 11М1 ннч Земли, злпушгнмым .'< ноябри, им лопся по сути дгла последней ступгмы.1 составной ракеты. В отггкл\ сп\>ннк.1

УСТЧ11КММСН0 бо.ЧГГ Мишине ппор\ 1Щ1.1-

нис ДЛЯ чамера рачлнчни\ фншческнч параметров: получения (долина и кчрем-*>волновой. ультрафнолс кжон и ргш-

1СНОВСКОМ ОблаСТЯУ СИСК1р.1. Н.'ШраНЛС-ННЯ И ЭИерГИИ Космических л V ? I (-11. 1ем-

перагуры и давления в окружающем пространстве и т. д. Показания прнби-

1.1Н НмрМа.11.|И)И /Р\ И 1Р(е |е И ! СЛ Р.Н"1 III Ч М!(

имение ггмн ими К |ел\ с.....ркн при- ргчанагмм.м по ра.шо, буду| иклкУч'Я ' ?•••

I ие.'нши.'ш нрничры. кп|пр|.ц- рпнсррр' и гмк.пи'ы 11,1 ;| лип а ими, огуПН'Г и; ;

рпН.1.111 фчНКИПП ор|.|НП1М.| 11.1 Нгре\п! 'I МереММ р,||е||,| I ч.ИРОН "рО||П.| 11-1

||Ч|'| 1 рлеК 1прПП. ки| .1.1 раКО.Р |НИ1.|.1,Ц'. |р\|\Ю, |прмП/|.г||||е при НХОДе В ПЛОТ-

I бч.'п.шнм \(Кпрсинем и сп11.1ь.1 не мы- т.н слои а1Мосфер|.|, планирование И

п.ша.ча серы тыс инерционные пере- |ц.с,1.| ка.

|р\|ки. Но время ДВИЖенНЯ ИЗ СТаино- Нлкппеп, па \ пранл 1К'.\|ЫХ и ЛО)Вра-

нарнчп нрбте юблка находилась и со- ш.ммыч |)аке|а\ и пишиках появятся

(1ПЯИ1Ш пемсспч.кп!. Прпипры переда- .ппщ. По ппе.м.нари [ел 1.по необходимо

кали сие 1СИМЛ п расти- нсс\ ее п|)1ан()Н рсшщь серы1 пп.1е проблемы, связанные

и ним СПС1ПЯППП. о биологией человека в космическом

(парник. 11о-|1и.м1.мом\. не нсчрешл прсч'трапстве. К таким проблемам отно-

кр\пны\ меи'орои. Мее приборы и ра- сятся: приспособление организма челове-

1иопереда1чп.чи и к;: к инерционным перегрузкам, которые

полете действовали он может испытать вследствие больших

На снимках: слева - схема размещения аппаратуры второго^ искусственного спутника Земли. 1-защитный конус; 2-прибор для исследования ультрафиолетового и рентгенов­ского излучений Солнци; 3-сферический контейнер с аппара­турой и радиопередатчиками; 4-силовая рама для крепления аппаратуры; 5~герметическая кабина с подопытным живот­ным. Справа - контейнер с научней аппаратурой ни этой спутнике.сдавались по радио на Землю.

вес одной только аппаратуры

спутника составляет 508,3 кг. оаимо сказать, что вое первого «, спутника поразил ученых за-1Х стран, в том числе США и

Известно, что в Америке пред-г запустить первый искусствен-тник весом всего лишь в 12- |то же касается второго совет-гугнмка. то его вес буквально л весь мир. Даже президент йзенхауэр вынужден был приз-гтижения Советского Союза и ься с тем. чю он имеет значп-кмее мощные реактивные дви-•ежелн Америки. а второго сп\1ника - больших I. чем первого. Апогей эллипса от Земли на 1700 км. Время его вокрчг нашей планеты - нуты.

*ее интересной особенностью стптннкл нвляек'я ю, чю он нес первого айвою носе! и км я Кос-юдо)1Ы1Н\к1 собаку Лайк\. В герметическом контейнере, где тили, били со цаны все \ слонин )мальнон жи )недея ге.н.ност и и семи дней. К |ел\ собаки нрл-ш приборы, которые регистри-))>нкиин организма на иереход-'кторин. когда ракета .шигалас;. им ускорением и собака испы-серьезные инерционные пере-Во время движения на стацио-ьрби1е собака находилась в со-неьесомости. Приборы переда-деиия о рабон- всех ,ч органов

" "ЯНИИ.

по-видимому, |ц встретил в. Все приборы и ра­диопередатчики в ^-- полете действовали

нормально в течение всего запланиро­ванного по программе срока.

Полученные в процессе наблюдения за искусственными спутниками Земли дан­ные весьма важны для организации межпланетных полетов людей. Как же будет происходить в дальнейшем про­движение человека в Космос? В течение даже текущего Международного геофи­зического года могут быть запущены спутники больших размеров и веса, с бо­лее мощной аппаратурой, с подопытными животными. Этим спутникам будут за­даны различные орбиты. Несомненно, усилится исследовательская работа и по созданию так называемых возвра­щаемых на Землю искусственных спут­ников. Научное их значение весьма ве­лико, так как представится возможность еще шире проводить экспериментальную работу с подопытными живыми суще­ствами.

Возвращаемый спутник явится своего рода управляемой ракетой с двигате­лями, запасами топлива и устройствами, позволяющими менять направление ее движения (например, с помощью подвесных двигателей с тремя степеня­ми свободы). С земли по командам, пе­редаваемым по радио, будут включаться и выключаться двигатели, осуществлять­ся переход ракеты с одной орбиты на другую, торможение при входе в плот­ные слои атмосферы, планирование и посадка.

Наконец, на управляемых и возвра­щаемых ракетах и спутниках появятся люди. Но предварительно необходим») решить серьезные проблемы, связанные с биологией человека в космическом пространстве. К таким проблемам отно­сятся: приспособление организма челове­ка к инерционным перегрузкам, которые он может испытать вследствие больших? ?? ?? ??•'•• ?'??? /'((/со в герметической

киймн': спршш ? - усипшг.лспчия ни птором искусственном спутнике Земли иппаратцри для изучения космических лучей.

ускорении раке ни на переходной траек­тории и при различных скоростных и навигационных маневрах; приспособле­ние человека к состоянию невесомости при орбитальном движении ракеты во­круг Земли, а также вдали от притяги­вающих центров; обеспечение существо­вания человека в обстановке космиче­ского пространства.

Когда ракета перемещается с некото­рым ускорением, на все предметы внут­ри нее действуют переносные силы инер­ции. Они направлены против ускорения и прижимают предметы к внутреннем поверхности ракеты. Эти силы пропор­циональны ускорению ракеты и массе предметов. При больших ускорениях си­лы инерции могут быть гибельными для организма. Все летчики прекрасно зна­комы с перегрузками на взлете или ви-

'• а----, „„„„„ ппчклРНИРМ

Угловая скорость искусственного спут­ника в 16 ра> больше чглонон скорое! и Земли, а его удаленное п. от ее пешра - больше земного радиуса. Центробежная сила, воздействующая на предметы внутри спутника, почти в 300 раз превы­шает центробежную силу, возникающую при вращении Земли. Все предметы на спутнике находятся в состоянии полной невесомости. Если там окажется чело­век, то он, очевидно, потеряет представ­ление о верхе и низе. Вода перестанет течь непрерывной струей, а начнет рас­ползаться в виде бесформенных частей. Неизвестно, как будут происходить кро­вообращение и работа сердца при «не­весомой» крови, как будет работать ве­стибулярный аппарат мозга, управляю­щий равновесием тела и его ориентаци­ей.

Наблюдения над Лайкой, находившей-

воздуха, кондиционировании его, поддер­жании допустимых температуры и дав­ления. Придется также подумать и об особых костюмах, в которых возможно существование в безвоздушном простран­стве. Такие костюмы понадобятся пило­там и механикам тогда, когда потребует­ся выйти на поверхность летательного аппарата для выполнения различных опе­раций (например, на спутнике, пилоти­руемом человеком, или на летающих во­круг Земли станциях, о которых говорил К. Э. Циолковский и которые, конечно, в дальнейшем будут сооружаться). Вну­три костюма должна быть искусственная атмосфера с давлением не менее 0,5 кг на кв. см. и баллоны с кислородом.

Наиболее вероятно, что первые поле­ты к планетам будут осуществлены то­же баллистически, по инерции, с выклю­ченными двигателями, под действием .....1пч»ии1 какой-либояапигационных маневрах; приспособле­ние человека к состоянию невесомости при орбитальном движении ракеты во­круг Земли, а также вдали от притяги­вающих центров; обеспечение существо­вания человека в обстановке космиче­ского пространства.

Когда ракета перемещается с некото­рым ускорением, на все предметы внут­ри нее действуют переносные силы инер­ции. Они направлены против ускорения и прижимают предметы к внутренней поверхности ракеты. Эти силы пропор­циональны ускорению ракеты и массе предметов. При больших ускорениях си­лы инерции могут быть гибельными для организма. Все летчики прекрасно зна­комы с перегрузками на взлете или ви­ражах. Стало быть, перед появлением людей на космической ракете, необходи­мо сконструировать хорошо регулируе­мые двигатели, способные создавать ускорения, не превышающие физиологи­ческой нормы человека. Если же боль­ших ускорений нельзя будет избежать, то потребуется либо предварительная тренировка астронавтов, либо оборудо­вание ракеты устройствами с амортизи­рующими приспособлениями (пружинны­ми или гидравлическими подушками).

На баллистическом участке траекто­рии ракеты наблюдается противополож­ное явление - значительное уменьшение весомости. Такое состояние является опять-таки следствием действия пере­носных (центробежных) сил инерции. Предметы на поверхности Земли тоже испытывают подобную отбрасывающую центробежную силу. Она связана с вра­щением Земли и направлена от ее оси. Наибольшую величину эта сила имеет на экваторе, уменьшая земное притяже­ние и, следовательно, вес тел.

Земли, а его ценность от ее центра -больше земного радиуса. Центробежная сила, воздействующая на предметы внутри спутника, почти в 300 раз превы­шает центробежную силу, возникающую при вращении Земли. Все предметы на спутнике находятся в состоянии полной невесомости. Если там окажется чело­век, то он, очевидно, потеряет представ­ление о верхе и низе. Вода перестанет течь непрерывной струей, а начнет рас­ползаться в виде бесформенных частей. Неизвестно, как будут происходить кро­вообращение и работа сердца при «не­весомой» крови, как будет работать ве­стибулярный аппарат мозга, управляю­щий равновесием тела и его ориентаци­ей.

Наблюдения над Лайкой, находившей­ся на втором спутнике, дали обнадежи­вающие результаты. Приборы показали, что она благополучно перенесла инер­ционные перегрузки на переходной тра­ектории и организм ее нормально функ­ционировал в состоянии невесомости длительное время. Таким образом, впол­не реальна подготовка человека к поло-ту в Космос. Можно с уверенностью утверждать, что будущее принадлежит ракетной технике. Полагают, что пас­сажирский самолет 1975 года будет во многом напоминать баллистическую, ве­роятно, даже одноступенчатую ракету. Старт подобного самолета будет проис­ходить вертикально; посадка - тоже вертикально, кормой, при заторможен­ном движении через плотные слои ат­мосферы.

При создании пилотируемых спутни­ков Земли и баллистической авиации необходимо позаботиться о нормальных условиях для жизнедеятельности орга­низма в их помещениях: регенерацииУгловая скорость искусственного спут­ника в 16 раз больше угловой скорости Земли, а его удаленность от ее центра- больше земного радиуса. Центробежная сила, воздействующая на предметы внутри спутника, почти в 300 раз превы­шает центробежную силу, возникающую при вращении Земли. Все предметы на спутнике находятся в состоянии полной невесомости. Если там окажется чело­век, то он, очевидно, потеряет представ­ление о верхе и низе. Вода перестанет течь непрерывной струей, а начнет рас­ползаться в виде бесформенных частей. Неизвестно, как будут происходить кро­вообращение и работа сердца при «не­весомой» крови, как будет работать ве­стибулярный аппарат мозга, управляю­щий равновесием тела и его ориентаци­ей.

Наблюдения над Лайкой, находившей­ся на втором спутнике, дали обнадежи­вающие результаты. Приборы показали, что она благополучно перенесла инер­ционные перегрузки на переходной тра­ектории и организм ее нормально функ­ционировал в состоянии невесомости длительное время. Таким образом, впол­не реальна подготовка человека к поле­ту в Космос. Можно с уверенностью утверждать, что будущее принадлежит ракетной технике. Полагают, что пас­сажирский самолет 1975 года будет во многом напоминать баллистическую, ве­роятно, даже одноступенчатую ракету. Старт подобного самолета будет проис­ходить вертикально; посадка - тоже вертикально, кормой, при заторможен­ном движении через плотные слои ат­мосферы.

При создании пилотируемых спутни­ков Земли и баллистической авиации необходимо позаботиться о нормальных условиях для жизнедеятельности орга­низма в их помещениях: регенерации

воздуха, кондиционировании его, поддер­жании допустимых температуры и дав­ления. Придется также подумать и об особых костюмах, в которых возможно существование в безвоздушном простран­стве. Такие костюмы понадобятся пило­там и механикам тогда, когда потребует­ся выйти на поверхность летательного аппарата для выполнения различных опе­раций (например, на спутнике, пилоти­руемом человекам, или на летающих во­круг Земли станциях, о которых говорил К. Э. Циолковский и которые, конечно, в дальнейшем будут сооружаться). Вну­три костюма должна быть искусственная атмосфера с давлением не менее 0,5 кг на кв. см. и баллоны с кислородом.

Наиболее вероятно, что первые поле­ты к планетам будут осуществлены то­же баллистически, по инерции, с выклю­ченными двигателями, под действием только силы притяжения какой-либо планеты или Солнца. По инерции про­изойдет и полет на Луну. Для этого нужно увеличить начальную скорость современного искусственного спутника менее чем на 3 км/сек. Время полета может быть разное: от одних до пяти суток в один конец. Для отлета с Луны ракете следует сообщить скорость уже не 11 км/сек, а всего лишь 2,4 км/сек.

Вполне возможно, что сначала будет отправлена на Луну управляемая по ра­дио ракета. Она облетит Луну, заснимет автоматически всю ее поверхность и вернется на Землю. Можно также пред­полагать, что ракета совершит посадку на Луну. Здесь можно высадить авто­матически управляемую танкетку, с ее помощью произвести съемки поверхно­сти и по телевидению передать полу­ченные сведения на Землю.

Впрочем, как будет происходить на деле дальнейшее завоевание Космоса, покажет недалекое будущее,

5