Г| ервым, кто открыл эру реактивных ? ? самолетов и межпланетных ракетных сообщений, был выдающийся русский ученый (Константин Эдуардович Циолковский. 17 сентября 1957 года исполнилось 100 лет со дня его рождения.
Эту знаменательную дату советская «общественность отмечала в дни, когда вся зарубежная печать была полна оживленных откликов на Сообщение ТАСС об успешных испытаниях в нашей стране сверхдальней, межконтиненталь-
встает перед н
Циолковского, '
вится мощь его
Большую час1
скому пришлое!
ских условиях
Великую Октяб!
революцию он в
ком - никем не
том-самоучкой».
ции была полш
В десятилетнем
ный оглох. Из-;
не мог учиться
мым упорством ;
нием, с малых л
к изобретательс1
Циолковского е<
ности, родители
надцатилетнем I
завершения са
Циолковский тщ;
чальной математ
высшую алгебр}
интегральное исч
геометрию. Жин
последние деньги
ки, реторты, рту!
различных опыто
ратов.
Через три года тился домой. ПерII.
Первым, кто открыл эру реактивных самолетов и межпланетных ракетных сообщений, был выдающийся русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. 17 сентября 1957 года испол-лилось 100 лет со дня его рождения.
Эту знаменательную дату советская общественность отмечала в дни, когда вся зарубежная печать была полна оживленных откликов на Сообщение ТАСС об успешных испытаниях в нашей стране сверхдальней, межконтинентальной, многоступенчатой баллистической ракеты, принципиальную идею которой еще в начале XX столетия выдвинул Циолковский.
«Надеюсь, - писал ученый в 1935 году, - что XX век... даст ракетопланы, залетающие за атмосферу и обещающие космические достижения». Он мечтал о том времени, когда люди проложат первые воздушные трассы - Земля-орбита Луны, Москва-Луна, Калуга-Марс, и всю свою необыкновенную жизнь посвятил научным трудам, которыми хотел хоть немного продвинуть человечество вперед.
Труженики Гражданского воздушного флота проникнуты к Константину Эдуардовичу Циолковскому чувством особого уважения и восхищения. Они гордятся тем, что им доверена доставка пассажиров на замечательных многоместных скоростных самолетах, в конструкции которых воплощены идеи знаменитого ученого, давшего миру теорию реактивного движения.
Оригинально и многообразно твбрче-ство Циолковского. Оно удивляет своим своеобразием, смелостью мысли, проникновением в явления природы, глубиной научного предвидения. Сам ученый считал, что тремя основными направлениями его научной деятельности являются труды по авиации, ракетопла-ванию и межпланетным сообщениям, хотя он и работал также в области геофизики и биологии. И чем больше проходит времени, тем величественнее 4
к изобретатель Циолковского ности, родител) надцатилетнем завершения < Циолковский Т1 чальной матем высшую алгеб интегральное и геометрию. Ж последние день ки, реторты, р1 различных опы ратов.
Через три гс тился домой. Г себе средства ; ками, а затем народного учил! учителем ариф ровского уезднс на этом попр] Циолковский и следования. В т но разработал > рии газов, за ' Петербургского общества. Всле научные работы ка животного «Свободное пр( дал свою пер! межпланетного
Непосредстве1 полета Циолкое мого воздухошп мался с 1885 гс труд «Теория Ученый разраба цельнометалличе менного объем дирижабля дикт сохранять на р< при разных тег стоянную подъел ли Циолковский стягивающую си металл для обол же предусмотрел тайных газов дв водорода, наполь жабля, что увел силу.
Несмотря на орВЕЛИНИЙ СОВЕТСКИЙ
УЧЕНЫЙ
К 100-летию со дня рождения К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
встает перед нами необычайный гений Циолковского, тем ощутительней становится мощь его научной мысли.
Большую часть своей жизни Циолковскому пришлось трудиться в деспотических условиях самодержавной России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он встретил 60-летним стари-•\ ком - никем не признанным «дилетантом-самоучкой». Жизнь его до революции была полна лишений и испытаний. В десятилетнем возрасте будущий уче-; ный оглох. Из-за глухоты Циолковский не мог учиться в школе и с непостижимым упорством занимался самообразова-| нием, с малых лет проявляя склонность % к изобретательству. Предполагая, что у Циолковского есть технические способности, родители отправили его в шестнадцатилетнем возрасте в Москву для завершения самообразования. Здесь |ивных Циолковский тщательно изучает курс на-;етных чальной математики и физики, а затем /сскчй высшую алгебру, дифференциальное м
новое решение это.й проблемы, 7-й воздухоплавательный отдел Русского технического общества отклонил проект Циолковского. Лишенный какой-либо поддержки и помощи со стороны правительственных организаций, ученый вынужден был на свои скудные средства в 1892 году издавать научный труд «Аэростат металлический управляемый». Явившись зачинателем цельнометаллических дирижаблей, Циолковский одновременно остроумно разрешил ряд отдельных технических и научных проблем. До сих пор во всем мире пользуются разработанным им методом гидростатических испытаний дирижаблей для определения прочности и устойчивости тонких оболочек. При помощи созданного Циолковским прибора можно графически определять форму сечения оболочки. Для управления полетом дирижабля Циолковский разработал схему специального автомата и первым указал на воз-
,со»РеМев пом
Р
й№ ее автома |са на принцип с метрическим и в действие | дашь и уст самолета, для ум противления зак предусматривает шета и посадки, ймм образом, крвого в мире с *» Циолковски ^ проект совер! >ческ
аэр(
маясьзавершспип------
Циолковский тщательно изучает курс начальной математики и физики, а затем высшую алгебру, дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическую геометрию. Живя впроголодь, он на последние деньги покупает книги, трубки, реторты, ртуть, серную кислоту для различных опытов и самодельных аппаратов.
Через три года Циолковский возвратился домой. Первое время он добывал себе средства для жизни частными уроками, а затем сдал экзамен на учителя народного училища. Так в 23 года он стал учителем арифметики и геометрии Боровского уездного училища и проработал на этом поприще 40 лет. В училище Циолковский и начал свои научные исследования. В то время он самостоятельно разработал основы кинетической теории газов, за что был избран членом Петербургского физико-математического общества. Вслед за этим появляются научные работы Циолковского «Механика животного организма», а затем и «Свободное пространство», где ученый дал свою первую схему реактивного межпланетного корабля.
Непосредственно исследование законов полета Циолковский начал с управляемого воздухоплавания, которым он занимался с 1885 года. Он создает большой труд «Теория и опыт аэростата». Ученый разрабатывает теорию и проект
ного автомата и первым указал на возможность снабжения летательного аппарата электроэнергией, вырабатываемой генератором с приводом от двигателя. Автоматический прибор Циолковского для контроля полета и восстановления заданного дирижаблю курса должен был приводиться в действие электрическим током от динамомашины. Таким образом еще в 1893 году русский ученый выдвинул идею автоматической стабилизации и управления полетом летательного аппарата, которая легла в основу устройства современных автопилотов.
В науку о полете Циолковский внес неоценимый вклад. Неутомимо исследуя законы движения тел в воздухе, ученый, наряду с управляемым воздухоплаванием, изучает проблемы полета с помощью крыльев. Его работа «К вопросу о летании посредством крыльев», впервые опубликованная в 1891 году в трудах Общества любителей естествознания, а ныне в первом томе собрания сочинений Циолковского, выпущенном Академией наук СССР, была одобрена основоположником аэродинамики профессором Н. Е. Жуковским. Это первое исследование Циолковского по азродина-мике, в котором он доказал, что давление даже нормального потока на продолговатые пластинки тем меньше (при одной площади), чем они продолгова-
илно разработал основы кинетической теории газов, за что был избран членом Петербургского физико-математического общества. Вслед за этим появляются научные работы Циолковского «Механика животного организма», а затем и «Свободное пространство», где ученый дал свою первую схему реактивного межпланетного корабля.
Непосредственно исследование законов полета Циолковский начал с управляемого воздухоплавания, которым он занимался с 1885 года. Он создает большой труд «Теория и опыт аэростата». Ученый разрабатывает теорию и проект цельнометаллического дирижабля переменного объема. Изменение объема дирижабля диктовалось необходимостью сохранять на разных высотах полета и при разных температурах воздуха постоянную подъемную силу. Для этой цели Циолковский применил специальную стягивающую систему и гофрированный металл для оболочки. Изобретатель также предусмотрел использование отработанных газов двигателей для подогрева водорода, наполняющего оболочку дирижабля, что увеличивало его подъемную силу.
Несмотря на оригинальное, совершенно
нием, изучает проблемы полета с помощью крыльев. Его работа «К вопросу о летании посредством крыльев», впервые опубликованная в 1891 году в трудах Общества любителей естествознания, а ныне в первом томе собрания сочинений Циолковского, выпущенном Академией наук СССР, была одобрена основоположником аэродинамики профессором Н. Е. Жуковским. Это первое исследование Циолковского по аэродинамике, в котором он доказал, что давление даже нормального потока на продолговатые пластинки тем меньше (при одной площади), чем они продолгова-тей. Ученый математически определил закономерность данного явления и выяснил также влияние на сопротивление длины поверхности и скорости потока. Этим законом Циолковский на многие годы предопределил дальнейшее развитие теории крыла.
Вскоре ученый задумывается над созданием цельнометаллического самолета. В 1894 году на страницах журнала «Наука и жизнь» появляется его новое научное исследование «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Здесь ученый дал подробное описание и проект самолета с обтекае-4ц
:вои
, „ цельнометал. '• Циолковский о»
0 разрешил ряд л. <их и научных про}.
1 всем мире пользу»? им методом гидроста-\ дирижаблей для № и и устойчивости тон-помощи создании
ора можно графиче-рму сечения обода» полетом ботал схему ервым указа* ??•
иводом от^Д восс
мым фюзеляжем и крылом, то есть с аэродинамическими формами, близкими к современным. Примечательно, что в то время и в помине не было самолетов со свободнонесущим крылом, без расчалок и подкосов, и это лишний раз подчеркивает исключительную гениальность Циолковского. В качестве источника тяги изобретатель избирает двигатель внутреннего сгорания. Он предлагает в хво*-стовой части «птицеподобной машины» установить рули управления, оборудовать ее автоматическим регулятором курса на принципе гироскопа, связанного с электрическим устройством, приводящим в действие рули. Ученый проверяет прочность и устойчивость конструкции самолета, для уменьшения величины сопротивления закругляет концы крыла, предусматривает колесное шасси для взлета и посадки.
Таким образом, вслед за изобретателем первого в мире самолета А. Ф. Можайским, Циолковский самостоятельно создал проект совершенного по своим аэродинамическим формам летательного аппарата.
Занимаясь аэродинамическими экспериментами, ученый строит оригинальную аэродинамическую трубу с применением вентилятора и спрямляющей решетки для выпрямления воздушного потока. Он проводит массу опытов для определения величины сопротивления шаровидных, плоских, цилиндрических и Других тел.
Но особая заслуга Циолковского перед человечеством состоит в разработке им новой отрасли науки - теории движения ракет, получившей название ракетодина-мики. Как уже отмечалось, мысль об использовании реактивных двигателей была высказана Циолковским еще в его рукописи «Свободное пространство». Но Для разработки стройной математической теории реактивного движения ученому потребовалось около двадцати лет.
Идея межпланетных сообщений занимала великого ученого всю его долгую ~ --- ~^..о..от,я можно летать
обосновал воз>ю> кеты для космиче основного закона крытого Циолко том, что скорост от скорости ист( двигателя и от горючего, то есть ва к весу пустой рии ракеты, - пи нять постоянну! рость частиц отб вел уравнение д* сейчас называет ского. Ученый дс массы ракеты и ракеты равно п| дуктов сгорания сгорания. Иным скорость истече: двигателя и отн
-----.л-ш-ип ЧЯСТЭ
полета
по.
1 крыльев»
18?1 году в тру. елей естествозна-томе собрания со-го, выпущенном Р, была одобрена [родинамики про-вским. Это первое :кого по аэродина-оказал, что давле-з потока на про-
тем меньше
они
аЛ
р паавание рОД
мики. Как уже отмечалось, мысль об использовании реактивных двигателей была высказана Циолковским еще в его рукописи «Свободное пространство». Но для разработки стройной математической теории реактивного движения ученому потребовалось около двадцати лет.
Идея межпланетных сообщений занимала великого ученого всю его долгую жизнь. Он писал: «Сначала можно летать на ракете вокруг земли, затем можно описать тот или иной путь относительно солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от солнца, упасть на него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей многие тысячи лет во мраке среди звезд, до приближения к одной из них, которая сделается для путешественников или их потомков новым солнцем. Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг солнца, использовав в качестве материала для них блуждающие в пространстве астероиды (маленькие планеты, которые в большом числе имеются в нашей солнечной системе). Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию, в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на земле».
Циолковский в качестве исследователя атмосферы первым в мире предложил реактивный прибор - «род ракеты, но ракеты грандиозной и особенным образом устроенной».
В замечательной работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованной в 1903 году в журнале «Научное обозрение», ученый вывел основной закон механики ракетного полета, дал его глубокий анализ икрылом, то есть с формами, близкими [ечательно, что в то не было самолетов крылом, без расча-го лишний раз под-пьную гениальность стве источника тяги ет двигатель внут-[ предлагает в хво-;подобной машины» равления, оборудо-еским регулятором роскопа, связанного гройством, приводя-[. Ученый проверяет ивость конструкции шения величины со-тяет концы крыла, лесное шасси для
[ед за изобретателем >лета А. Ф. Можай-самостоятельно соз-!ного по своим аэро-1мам летательного
(намическими экспе-
ггроит оригинальную
трубу с примене-
и спрямляющей ре-
ения воздушного по-
массу опытов для
ины сопротивления
[X, цилиндрических и
I Циолковского перед )ит в разработке им и - теории движения название ракетодина-
МЫСЛЬ Об
|
// / ,;
//* ~~
1" ???<
обосновал возможность применения ракеты для космических полетов. Сущность основного закона движения ракеты, открытого Циолковским, заключается в том, что скорость ее движения, зависит от скорости истечения газов из сопла двигателя и от относительного запаса горючего, то есть отношения веса топлива к весу пустой ракеты. «В основу теории ракеты, - писал ученый, - надо принять постоянную относительную скорость частиц отброса». При этом он вы-
Пройдет совсем немного времени и мы также будем очевидцами осуществления другой идеи знаменитого ученого - о внеземной станции, ракете - спутнике земли.
Трудно перечислить все то, что сделал Константин Эдуардович Циолковский за свои 78 лет жизни в области теории реактивного движения и ракетной техники. В последние годы жизни он много уделял внимания скоростной авиации. Он произвел расчет самолета с воздушно-реактив-п-впрм кпмппрггогжого типаОС
крыТУЮ1 дщшшиишш, том, что скорость ее движения, зависит от скорости истечения газов из сопла двигателя и от относительного запаса горючего, то есть отношения веса топлива к весу пустой ракеты. «В основу теории ракеты, - писал ученый, - надо принять постоянную относительную скорость частиц отброса». При этом он вывел уравнение движения ракеты, которое сейчас называется формулой Циолковского. Ученый доказал, что произведение массы ракеты на приращение скорости ракеты равно произведению массы продуктов сгорания на скорость продуктов сгорания. Иными словами, увеличивая скорость истечения газов из ракетного двигателя и относительный запас топлива, можно заставить ракету двигаться с любой скоростью. Этот вывод Циолковского открыл блестящие перспективы для развития ракетостроения, достижения высоких космических скоростей полета.
Следует отметить, в той же работе 1903 года «Исследование мировых пространств реактивными приборами» знаменитый ракетодинамик указал на ряд конструктивных особенностей ракеты. Им были предложены в качестве топлива жидкие углеводороды и кислород, насосная подача топлива, газовые рули для управления ракетой в безвоздушном пространстве, средства автоматизации направления ее движения.
Впоследствии Циолковский под тем же названием выпустил еще ряд работ, в которых не только развил дальше ранее высказанные мысли, но и сделал новые ч^ще более изумительные, выводы. В 1926 году он предложил применять составные ракеты, состоящие из нескольких ступеней. Двухступенчатые ракеты достигали 400-километровой высоты со скоростью примерно 2 километра в секунду. Ныне мы являемся свидетелями успешных испытаний многоступенчатой сверхдальней ракеты. Такие ракеты могут достигать тысячекилометровой высоты и скорости 20-25 тысяч километров в час.
ттг ищщия, ил»,те - спутнике земли.
Трудно перечислить все то, что сделал Константин Эдуардович Циолковский за свои 78 лет жизни в области теории реактивного движения и ракетной техники. В последние годы жизни он много уделял внимания скоростной авиации. Он произвел расчет самолета с воздушно-реактивным двигателем компрессорного типа («Реактивный аэроплан», «Ракетоплан», 1930 г.), дал схему и расчет самолета с двухконтурным воздушно-реактивным двигателем («Стратоплан полуреактивный», 1932 год). Циолковским была разработана схема турбовинтового двигателя с газовой турбиной, впервые в мире предложен реактивный двигатель на жидком топливе и изучены многие другие теоретические и конструктивные вопросы.
Все помыслы ученого, все его работы о ракетопланах, внеземных станциях, межпланетных полетах «в мире без тяжести» были направлены на благо человечества. Как все это не похоже на замыслы американских империалистов, которые пытаются использовать научную и техническую мысль для захвата мирового пространства, для осуществления своих человеконенавистнических замыслов и развязывания атомной войны.
Циолковский был страстным патриотом своей страны. Обращаясь к молодежи, он писал:
«Я горжусь своей страной, да, горжусь! Комсомольцы и молодежь, учитесь еще больше, делайте это с радостью, ни на один час не забывайте о будущем нашей великой Родины».
Эти замечательные слова должен помнить каждый авиаработник. Еще больше учиться, еще упорней овладевать новой реактивной техникой, созданию которой посвятил свою жизнь Константин Эдуардович Циолковский, - вот лучшее выражение нашей глубокой признательности великому ученому.
К. САМСОНОВ.
5новая эра в истории мировой науки
Советская л у и а
[^ канун Юн годовщины Велико!.. Октября советские ученые, ниже меры, техники м рабочие осущгстяи.ти под руководством Коммунистической партии дср1нонсн11\ К1 мечту человечества. 4 октябри \{.\~>7 года советские люди произвели запуск первого в мире искусственного спутника Земли, открыли новую эру в не горни мировой науки. положили начало космическим полетам.
Успешное решение этой гигантской научной проблемы оказалось но плечу только нашей социалистическом Родине Ни одна капиталистическая страна, лаже такай р.чтигая в техническом отношении, как (ЛИЛ, до сих пор не смогла запустить искусственный спутник Земли. Много шумихи и крикливой рекламы было по этому поводу в СШЛ. однако американская наука не выдержала мирного соревнования с советской наукой
Запуску спутника предшествовала значительная экспериментальная работа, связанная с решением ряда сложнейших и принципиально новых научно-технических проблем. Для вывода спутника на орбиту была построена совершенная ракета-носитель с мощными двигателями, работающими в трудных термических условиях. Разработала весьма точная система автоматического управления, обеспечивающая выведение спутника на орбиту в строгом соответ-ст с расчетами.
итник. Земли.
П.1
ленис),
садных маяков ского пеленгатора щ| связисты Ашхабаде порта.
ЗА ХОРОШУЮ р, личный безаварийны!
71Вух МИЛЛИОНОВ *
командир Киргиз^ пы И. Абдраимов ^ Почетной грамотоя * Совета
Н.Т./
*
^
п канун 40-й годовщины Великого Октября советские ученые, инженеры, техники и рабочие осуществили под (руководством Коммунистической партии дерзновенную мечту человечества. 4 октября 1957 года советские люди произвели запуск первого в мире искусственного спутника Земли, открыли «овую эру в истории мировой науки, положили начало космическим полетам.
Успешное решение этой гигантской научной проблемы оказалось по плечу только нашей социалистической Родине. Ни одна капиталистическая страна, даже такая развитая в техническом отношении, как США, до Сих пор не смогла запустить искусственный спутник Земли. Много шумихи и крикливой рекламы было по этому поводу в США, однако американская наука не выдержала мирного соревнования с советской наукой.
Запуску спутника предшествовала значительная экспериментальная работа, связанная с решением ряда сложнейших и принципиально новых научно-технических проблем. Для вывода спутника на орбиту |была построена совершенная 'ракета-носитель с мощными двигателями, работающими в трудных термических условиях. Разработана весьма точная система автоматического управления, 'Обеспечивающая выведение спутника «а орбиту в строгом соответствии с расчетами.
Спутник выполнен в форме шара. Диаметр его равен 58 см, вес - 83,6 кг. Герметический корпус спутника изготовлен из алюминиевых сплавов, отполирован до 'блеска и имеет серебристо-белый цвет.
В корпусе спутника размещена аппаратура с источниками энергопитания. Два радиопередатчика излучали непрерывные телеграфные сигналы с частотами 20,005 и 40,002 мегагерца (длина волн 15 и 7,5 м соответственно). Длительность сигналов и пауз между ними составляла около 0,3 сек. Посылка сиг-
ИН л«1дп»ч!1таи«ЛМ ПТНУИЗ-
шали нормальну! спутник оборудо создает циркуляи теплообмен меж^ турой (спутник : азотом).
На спутнике > тельные приборь ровать происход! При изменении тнсйшич и принципиально нопмх научно технических проблем. Для шлюпа сиут-ним «а орбиту была построена аин-р-шгяияя ракета-носитель г мощными двигателями, работающими и 1р\-пнм\ термических условиях. Рл флбот лн.ч весьма точная система автоматического управления, обеспечивающая ш.шедение. спутника на орбиту в строгом соответствии с расчетами.
Спутник выполнен и форме шара. Диаметр его равен 58 см, вес - 83,6 кг. Герметический корпус спутника изготовлен из алюминиевых сплавов, отполирован до блеска и имеет серебристо-белый цвет.
В корпусе спутника размещена аппаратура с источниками энергопитания. Два радиопередатчика излучали непрерывные телеграфные сигналы с частотами 20,005 и 40,002 мегагерца (длина волн 15 и 7,5 м соответственно). Длительность сигналов и пауз между ними составляла около 0,3 сек. Посылка сигналов одним радиопередатчиком производилась во время пауз другого.
Длина четырех стержневых антенн, расположенных на поверхности корпуса, от 2,4 до 2,9 м. При запуске спутника антенны были прижаты к корпусу ракеты-носителя. После отделения спутника они повернулись относительно своих шарниров и заняли положение, изображенное на фотографии.
Советская Луна - самостоятельное небесное тело, находящееся в лучистом теплообмене с окружающим пространством. Попадая в тень Земли, она охлаждается, а в сферу солнечных лучей - нагревается. Для того чтобы резкие колебания температуры не нару-
Сопетский искусственный спутник Земли.
(Спутник сфотографирован на подставке).
шали нормальную работу аппаратуры, спутник оборудован системой, которая создает циркуляцию азота и регулирует теплообмен между корпусом и аппаратурой (спутник заполнен газообразным азотом).
На спутнике смонтированы чувствительные приборы, способные регистрировать происходящие в нем процессы. При изменении температуры и давления внутри спутника эти элементы оказывали влияние на частоту телеграфных сигналов, соотношение между их длительностью и паузами.
Перед запуском спутник был помещен в передней части ракеты-носителя и закрыт защитным конусом. Ракета стартовала вертикально. Через некоторое время при помощи программного устройства ось ее начала постепенно отклоняться от вертикали. В конце участка выведения на орбиту ракета находилась на высоте в несколько сот километров и двигалась параллельно земной поверхности со скоростью около 8000 метров в секунду. После оконча-
ния работы двигателей ракеты защитный конус был сброшен, спутник отделился от ракеты и стал двигаться самостоятельно.
Сейчас впереди движется ракета-носитель, за ней - спутник. Ракета-носитель, масса которой больше массы спутника, имеет меньшую орбиту и большую угловую скорость.
Орбита спутника представляет собой в первом приближении эллипс, один из фокусов которого находится в центре Земли. Высота полета спутника над поверхностью Земли не остается постоянной. Она периодически изменяется, достигая наибольшего значения примерно 1000 километров. Перигей орбиты (ее наияизшая точка) находится в Северном полушарии Земли, а апогей (наивысшая точка орбиты) - в Южном.
Ориентация плоскости орбиты относительно неподвижных звезд остается почти постоянной. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то на каждом следующем витке спутник оказывается над другим районом, смещаясь за один
13Орбита спутника.
виток примерно иа 24 градуса по долготе. Плоскость орбиты спутника наклонена к плоскости земного экватора
спутник, плотность атмосферы р чайно мала, эволюция орбиты прои дит вначале весьма медленно. ВькОрбита спутника.
виток примерно иа 24 градуса по долготе. Плоскость орбиты спутника наклонена к плоскости земного экватора под углом 65 градусов. В связи с этим трасса спутника проходит над районами Земли, находящимися примерно между Северным; и Южным полярными кругами. Вследствие вращения Земли вокруг своей оси угол наклона трассы к экватору отличается от угла наклоне-ния плоскости орбиты. Переходя в Северное полушарие, трасса пересекает экватор под углом 71,5 градуса в направлении на северо-восток. Затем трасса постепенно заворачивает все больше на восток. На параллели, отвечающей 65 градусам северной широты, она отклоняется к югу и пересекает экватор в направлении на юго-восток под углом 59 градусов. В Южном полушарии трасса касается параллели, отвечающей 65 градусам южной широты, после чего отклоняется к северу и снова переходит в Северное полушарие.
С течением времени, вследствие торможения спутника в верхних слоях атмосферы, форма и размеры его орбиты будут постепенно изменяться. Так как на больших высотах, где движется
спутник, плотность атмосферы чрезвычайно мала, эволюция орбиты происходит вначале весьма медленно. Высота апогея убывает быстрее высоты перигея, и орбита все более приближается к круговой. При вхождении спутника в более плотные слои атмосферы торможение станет весьма сильным. Спутник раскалится и сгорит в атмосфере подобно метеорам, приходящим из межпланетного пространства.
С момента запуска период обращения спутника вокруг Земли постепенно убывает. Вначале он был равен 96 минутам, а затем стал сокращаться примерно на 3 секунды в сутки. Медленное уменьшение периода означает, что спутник будет двигаться вокруг Земли достаточно долго.
Исследования, которые проводятся при помощи спутника, будут иметь огромное научное значение. Ведется непрерывное (наблюдение за движением спутника и обработка при помощи электронных счетных машин полученных данных. Они позволят изучить ультрафиолетовый и рентгеновский участки спектра солнца и выявить вариации интенсивности излучения. По совре-медным представлениям, коротковолновые излучения солнца вызывают ионизацию верхних слоев атмосферы. Следовательно, эти результаты прольют новый свет на структуру солнечной короны и на процессы образования ионосферы. Представляет значительный интерес изучение «а больших высотах электростатических полей и вопроса, является ли Земля вместе со своей атмосферой заряженной или нейтральной системой.
Для авиации запуск искусственного спутника Земли имеет особое значение. Нет сомнения в том, что исследования, проводимые при помощи спут-.ника, приведут в дальнейшем к еще более бурному развитию авиационной техники. Со временем будут созданы такие летательные аппараты, которые смогут в несколько минут преодолевать тысячекилометровые расстояния и доставлять с континента на континент пассажиров, почту, грузы. Даже о полете на Луну мы можем говорить сегодня, как о событии недалекого будущего.
В самом деле, ракета-носитель сообщила первому в мире искусственному спутнику Земли орбитальную скорость около 8 километров в секунду. Для того чтобы отправить космический корабль на Луну, ему нужна скорость свыше 11 километров в секунду, то есть только на 3 километра больше. В этом случае космический корабль будет двигаться по вытянутой орбите, которая приведет его в сферу притяжения Луны. По одному из проектов все путешествие «а Луну займет ие более 5 суток. Рассчитан маршрут и с более коротким сроком полета. При полете по прямой оо скоростью более 11 км/сек космический корабль может долететь до Луны за одни сутки.'?^Ш
атмосферы чрезвы-1я орбиты происхо-медленно . Высота ^ее высоты перигея, приближается к |1ении спутника в Цатмосферы тормозе ильным. Спутник в атмосфере по-1>дящим из меж-
обращения >степенно убы-1вен 96 мину-..'^щаться при-1 .тки. Медлен-?I означает, что ' вокруг Земли
^ проводится
будут иметь
яе. Ведется не-
'•*а движением
смогут в несилливаи шищ! преодолевать тысячекилометровые расстояния и доставлять с континента на континент пассажиров, почту, грузы. Даже о полете на Луну мы можем говорить сегодня, как о событии недалекого будущего.
В самом деле, ракета-носитель сообщила первому в мире искусственному спутнику Земли орбитальную скорость около 8 километров в секунду. Для того чтобы отправить космический корабль на Луну, ему нужна скорость свыше 11 километров в секунду, то есть только на 3 километра больше. В этом случае космический корабль будет двигаться по вытянутой орбите, которая приведет его в сферу притяжения Луны. По одному из проектов все путешествие на Луну займет не более 5 суток. Рассчитан маршрут и с более коротким сроком полета. При полете по прямой со скоростью более 11 км/сек космический корабль может долететь до Луны за одни сутки.
Советские и зарубежные ученые составляют также проекты -полетов на Марс. Для этого предполагается собрать на летающих станциях 10 межпланетных кораблей по 1700 тонн каждый. С круговой орбиты вокруг Земли они выйдут на заданную орбиту и будут двигаться к Марсу, используя притяжение Солнца, то есть без расхода топлива. Путешествие до Марса займет 256 дней. Для возвращения на Землю путешественникам придется переждать на Марсе или его искусственном спутнике до тех пор, пока не восстановится удобное для отлета взаимное положение Марса и Земли. Срок ожидания составит 440 земных дней. Таким образом, все путешествие займет 952 дня, то есть почти 3 года. Ученые предполагают, что такие полеты станут возможными уже « конце XX столетия.
Сбываются вещие слова великого советского ученого К. Э. Циолковского,
КОТОРЫЙ.мосферы чрезвы-
орбиты происхо-
,1едленно . Высота
е высоты перигея,
приближается к
ении спутника в
1тмосферы тормо-
сильным. Спутник
в атмосфере по-
одящим из меж-
ва.
1ериод обращения I постепенно убы-I равен 96 мину-окращаться при-в сутки. Медлен-ода означает, что >ся вокруг Земли
орые проводятся
[ка, будут иметь
чение. Ведется не-
<е за движением
к а при помощи
машин получен-
позволят изучить
эенггеновский уча-
и выявить вариа-
1учения. По совре-
космическии
Луны за одни сутки.
Советские и зарубежные ученые составляют также проекты полетов на Марс. Для этого предполагается собрать на летающих станциях 10 межпланетных кораблей по 1700 тонн каждый. С круговой орбиты вокруг Земли они выйдут ма заданную орбиту и будут двигаться к Марсу, используя притяжение Солнца, то есть без расхода топлива. Путешествие до Марса займет 256 дней. Для возвращения на Землю путешественникам придется переждать на Марсе или его искусственном спутнике до тех пор, пока! не восстановится удобное для отлета взаимное положение Марса и Земли. Срок ожидания составит 440 земных дней. Таким образом, «се путешествие займет 952 дня, то есть почти 3 года. Ученые предполагают, что такие полеты станут возможными уже )В конце XX столетия.
Сбываются вещие слова великого советского ученого К. Э. Циолковского, который, раскрывая в одной из своих последних статей будущее авиационной и ракетной техники, писал: «В одном я твердо уверен - первенство будет принадлежать Советскому Союзу». Искусственные спутники Земли проложат дорогу в межпланетное пространство.На пути освоения межпланетного пространства
3 ппкиря 1'|."|7 |1!.[.|. через 28 дней
после запуска парного искусственного с и \ 1 никл Земли, весь мир стал свидетелем нового кы К'.юшегося успеха нашей социалистической Родины. Над Землей взвилась вторая совеи-кан луна - мошпая автоматическая на\чнаи лаборатория Для изхчення доселе недоступ-1'ЫХ высоких слое» атмосферы.
Запуск искусе! ценных ему I пиков Земли является прямым следе 1 ннем создания и успепнкч'о испьпання « ('(XI1 межконтинентальных баллист ичеемтх ракет.
«Тот факт, - заявил Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев в беседе с главой газетно-издательского треста американцем В. Херстом, что Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, а через месяц запустил и второй, говорит о многом. Если будет нужно, мы сможем завтра запустить десяток, два десятка спутников. Для этого надо в межконтинентальных баллистических ракетах переменить только головку, вместо водородного ядра снаряда поставить соответствую-
в ,и ч.|'<>||1' \иов,
профессор ДОК Юр
фн ж к о-мл и-матических наук
щую аппаратуру и пустить такое сооружение С *юй л ми.) р:< I урон. Вот вам и спутник».
Соединенные Штаты Америки, наиболее рашщлм н примышленном отношении капиталистическая страна, серьезно икчади от СССР в области конструирования и производства ракетной техники и, следовательно, запуска искусственных спутников Земли. Работы в этом направлении, которые ведутся в США, до сих пор заканчиваются весьма неудачно и не даю г каких-либо практических ре-1\льтатов.
Межконтинен тальная баллистическая ракета представляет собой последнюю ступень многоступенчатого летательного аппарата. В известной точке, которая находится на расстоянии нескольких сот километров от Земли, двигатели его последней ступени прекращают работу, и он получает определенные, заранее рассчитанные скорость и направление
Движения (и,, о I ношению к Земле). Скорость должна быть достаточной для того, чтобы дальнейший полет происходил баллистически, ю есть под дей-1ТНИ1-М |ч|1,ко силы намного нритяже-1 ''!•-!. |'ак(ча .тени по эллипсу больших размеров, н одном из фокусов которого находи гея центр земного шара. Эллипс н е р е с е к а е т Землю. Точка его пересечения с Землей расположена от старта на расстоянии N-12 тыс. км (в зависимости О1 скорое:и п начале баллисти-
ЧССКО! О Д1П1ЖСПИЯ ).
В основном баллистическая ракета движется в ьерлних, крайне разреженных слоях атмосферы. Поэтому она испытывает очень малое сопротивление среды, сохраняя в среднем скорость, которая была получена в начале баллистического движения. Эта скорость, то есть скорость, приобретаемая последней ее ступенью при окончании работы всех двигателей, равна 6-7 км/сек, или примерно 20000 км/час. Весь эллипс над Землей ракета может пройти приблизительно за 30 минут. За это время она перелетит из одной точки Земли в другую, находящуюся возможно на другом кон-ТИНС III Г («ИСК».1.1 II НЛШ.ППИ' --М«'/ККО11 I II-
нентальнаи р.1 ко г л ). Ошстм. мю самолету, лпя1псм\ 1-() скоршчыо 1000 км/час вдоль самом .к'лкш на имени1 1-> I ыс. м,
ДЛЯ ПОКрМ I МЯ ЮГО Же ра(.Ч" ЮЯНИЧ ПО1р1'-
бустся '-- Ю часоп - и двадцать ра.$ больше.
Искусственные спутники Земли запускаются гак же, как и баллистические ракеты, но юлько, если можно так выразиться, в «усиленном виде». Спутникам при запуске сообщается большая скорость, примерно 8 км/сек, вследствие чего они движутся баллистически по эллипсам огромных размеров, не пересекающим Землю. В этом основное отличие спутников от межконтинентальных баллистических ракет.
Первый советский искусственный спутник Земли, представляющий собой самостоятельное небесное тело - шар, имеет в диаметре 58 см, но значительный для своего объема вес - 83,6 кг. Его ракета-носитель при запуске также получила космическую скорость и превратилась в спутник. До своего разрушения и падения на Землю, о чем недавно сообщалось в печати, ракета ппо-
рои передавались по радио на Землю. Общий вес одной только аппаратуры нгорого спутника составляет 508,3 кг.
Необходимо сказать, что вес первого советского спутника поразил ученых зарубежных стран, в том числе США и Англии. Известно, что в Америке предполагают запустить первый искусственный спутник весом всего лишь в 12- 15 кг. Что же касается второго советского спутника, то его вес буквально ошеломил весь мир. Даже президент США Эйзенхауэр вынужден был признать достижения Советского Союза и согласиться с тем, что он имеет значительно более мощные реактивные двигатели, нежели Америка.
Орбита второго спутника - больших размеров, чем первого. Апогей эллипса отстоит от Земли на 1700 км. Время его оборота вокруг нашей планеты - 103,7 минуты.
Наиболее интересной особенностью второго спутника является то, что он нес на себе первого живого посетителя Космоса-подопытную -собаку Лайку. В особом герметическом контейнере, гдеосновное отличие спутников от межконтинентальных баллистических ракет.
Первый советский искусственный спутник Земли, представляющий собой самостоятельное небесное тело - шар, имеет в диаметре 58 см, но значительный для своего объема вес - 83,6 кг. Его ракета-носитель при запуске также получила космическую скорость и превратилась в спутник. До своего разрушения и падения на Землю, о чем недавно сообщалось в печати, ракета проделала вокруг нашей планеты многие сотни оборотов.
Второй советский искусственный спутник Земли, запущенный 3 ноября, является по сути дела последней ступенью составной ракеты. В отсеках спутника установлено более мощное оборудование для замера различных физических параметров: излучения Солнца в коротковолновой, ультрафиолетовой и рентгеновской областях спектра, направления и энергии космических лучей, температуры и давления в окружающем пространстве и т. д. Показания прибо-
гатели, нежели Америка.
Орбита второго спутника - больших размеров, чем первого. Апогей эллипса отстоит от Земли на 1700 км. Время его оборота вокруг нашей планеты - 103,7 минуты.
Наиболее интересной особенностью второго спутника является то, что он нес на себе первого живого посетителя Космоса-подопытную собаку Лайку. В особом герметическом контейнере, где ее поместили, были созданы все условия для нормальной жизнедеятельности з течение семи дней. К телу собаки присоединили приборы, которые регистрировали функции организма на переходной траектории, когда ракета двигалась с большим ускорением и собака испытывала серьезные инерционные перегрузки. Во время движения на стационарной орбите собака находилась в состоянии невесомости. Приборы передавали сведения о работе всех ее органов в этом состоянии.
Спутник, по-видимому, не встретил крупных метеоров. Все приборы и радиопередатчики в полете действовали СОИСККИЙ НПЛО'ЮгМНЫМ 11М1 ннч Земли, злпушгнмым .'< ноябри, им лопся по сути дгла последней ступгмы.1 составной ракеты. В отггкл\ сп\>ннк.1
УСТЧ11КММСН0 бо.ЧГГ Мишине ппор\ 1Щ1.1-
нис ДЛЯ чамера рачлнчни\ фншческнч параметров: получения (долина и кчрем-*>волновой. ультрафнолс кжон и ргш-
1СНОВСКОМ ОблаСТЯУ СИСК1р.1. Н.'ШраНЛС-ННЯ И ЭИерГИИ Космических л V ? I (-11. 1ем-
перагуры и давления в окружающем пространстве и т. д. Показания прнби-
1.1Н НмрМа.11.|И)И /Р\ И 1Р(е |е И ! СЛ Р.Н"1 III Ч М!(
имение ггмн ими К |ел\ с.....ркн при- ргчанагмм.м по ра.шо, буду| иклкУч'Я ' ?•••
I ие.'нши.'ш нрничры. кп|пр|.ц- рпнсррр' и гмк.пи'ы 11,1 ;| лип а ими, огуПН'Г и; ;
рпН.1.111 фчНКИПП ор|.|НП1М.| 11.1 Нгре\п! 'I МереММ р,||е||,| I ч.ИРОН "рО||П.| 11-1
||Ч|'| 1 рлеК 1прПП. ки| .1.1 раКО.Р |НИ1.|.1,Ц'. |р\|\Ю, |прмП/|.г||||е при НХОДе В ПЛОТ-
I бч.'п.шнм \(Кпрсинем и сп11.1ь.1 не мы- т.н слои а1Мосфер|.|, планирование И
п.ша.ча серы тыс инерционные пере- |ц.с,1.| ка.
|р\|ки. Но время ДВИЖенНЯ ИЗ СТаино- Нлкппеп, па \ пранл 1К'.\|ЫХ и ЛО)Вра-
нарнчп нрбте юблка находилась и со- ш.ммыч |)аке|а\ и пишиках появятся
(1ПЯИ1Ш пемсспч.кп!. Прпипры переда- .ппщ. По ппе.м.нари [ел 1.по необходимо
кали сие 1СИМЛ п расти- нсс\ ее п|)1ан()Н рсшщь серы1 пп.1е проблемы, связанные
и ним СПС1ПЯППП. о биологией человека в космическом
(парник. 11о-|1и.м1.мом\. не нсчрешл прсч'трапстве. К таким проблемам отно-
кр\пны\ меи'орои. Мее приборы и ра- сятся: приспособление организма челове-
1иопереда1чп.чи и к;: к инерционным перегрузкам, которые
полете действовали он может испытать вследствие больших
На снимках: слева - схема размещения аппаратуры второго^ искусственного спутника Земли. 1-защитный конус; 2-прибор для исследования ультрафиолетового и рентгеновского излучений Солнци; 3-сферический контейнер с аппаратурой и радиопередатчиками; 4-силовая рама для крепления аппаратуры; 5~герметическая кабина с подопытным животным. Справа - контейнер с научней аппаратурой ни этой спутнике.сдавались по радио на Землю.
вес одной только аппаратуры
спутника составляет 508,3 кг. оаимо сказать, что вое первого «, спутника поразил ученых за-1Х стран, в том числе США и
Известно, что в Америке пред-г запустить первый искусствен-тник весом всего лишь в 12- |то же касается второго совет-гугнмка. то его вес буквально л весь мир. Даже президент йзенхауэр вынужден был приз-гтижения Советского Союза и ься с тем. чю он имеет значп-кмее мощные реактивные дви-•ежелн Америки. а второго сп\1ника - больших I. чем первого. Апогей эллипса от Земли на 1700 км. Время его вокрчг нашей планеты - нуты.
*ее интересной особенностью стптннкл нвляек'я ю, чю он нес первого айвою носе! и км я Кос-юдо)1Ы1Н\к1 собаку Лайк\. В герметическом контейнере, где тили, били со цаны все \ слонин )мальнон жи )недея ге.н.ност и и семи дней. К |ел\ собаки нрл-ш приборы, которые регистри-))>нкиин организма на иереход-'кторин. когда ракета .шигалас;. им ускорением и собака испы-серьезные инерционные пере-Во время движения на стацио-ьрби1е собака находилась в со-неьесомости. Приборы переда-деиия о рабон- всех ,ч органов
" "ЯНИИ.
по-видимому, |ц встретил в. Все приборы и радиопередатчики в ^-- полете действовали
нормально в течение всего запланированного по программе срока.
Полученные в процессе наблюдения за искусственными спутниками Земли данные весьма важны для организации межпланетных полетов людей. Как же будет происходить в дальнейшем продвижение человека в Космос? В течение даже текущего Международного геофизического года могут быть запущены спутники больших размеров и веса, с более мощной аппаратурой, с подопытными животными. Этим спутникам будут заданы различные орбиты. Несомненно, усилится исследовательская работа и по созданию так называемых возвращаемых на Землю искусственных спутников. Научное их значение весьма велико, так как представится возможность еще шире проводить экспериментальную работу с подопытными живыми существами.
Возвращаемый спутник явится своего рода управляемой ракетой с двигателями, запасами топлива и устройствами, позволяющими менять направление ее движения (например, с помощью подвесных двигателей с тремя степенями свободы). С земли по командам, передаваемым по радио, будут включаться и выключаться двигатели, осуществляться переход ракеты с одной орбиты на другую, торможение при входе в плотные слои атмосферы, планирование и посадка.
Наконец, на управляемых и возвращаемых ракетах и спутниках появятся люди. Но предварительно необходим») решить серьезные проблемы, связанные с биологией человека в космическом пространстве. К таким проблемам относятся: приспособление организма человека к инерционным перегрузкам, которые он может испытать вследствие больших? ?? ?? ??•'•• ?'??? /'((/со в герметической
киймн': спршш ? - усипшг.лспчия ни птором искусственном спутнике Земли иппаратцри для изучения космических лучей.
ускорении раке ни на переходной траектории и при различных скоростных и навигационных маневрах; приспособление человека к состоянию невесомости при орбитальном движении ракеты вокруг Земли, а также вдали от притягивающих центров; обеспечение существования человека в обстановке космического пространства.
Когда ракета перемещается с некоторым ускорением, на все предметы внутри нее действуют переносные силы инерции. Они направлены против ускорения и прижимают предметы к внутреннем поверхности ракеты. Эти силы пропорциональны ускорению ракеты и массе предметов. При больших ускорениях силы инерции могут быть гибельными для организма. Все летчики прекрасно знакомы с перегрузками на взлете или ви-
'• а----, „„„„„ ппчклРНИРМ
Угловая скорость искусственного спутника в 16 ра> больше чглонон скорое! и Земли, а его удаленное п. от ее пешра - больше земного радиуса. Центробежная сила, воздействующая на предметы внутри спутника, почти в 300 раз превышает центробежную силу, возникающую при вращении Земли. Все предметы на спутнике находятся в состоянии полной невесомости. Если там окажется человек, то он, очевидно, потеряет представление о верхе и низе. Вода перестанет течь непрерывной струей, а начнет расползаться в виде бесформенных частей. Неизвестно, как будут происходить кровообращение и работа сердца при «невесомой» крови, как будет работать вестибулярный аппарат мозга, управляющий равновесием тела и его ориентацией.
Наблюдения над Лайкой, находившей-
воздуха, кондиционировании его, поддержании допустимых температуры и давления. Придется также подумать и об особых костюмах, в которых возможно существование в безвоздушном пространстве. Такие костюмы понадобятся пилотам и механикам тогда, когда потребуется выйти на поверхность летательного аппарата для выполнения различных операций (например, на спутнике, пилотируемом человеком, или на летающих вокруг Земли станциях, о которых говорил К. Э. Циолковский и которые, конечно, в дальнейшем будут сооружаться). Внутри костюма должна быть искусственная атмосфера с давлением не менее 0,5 кг на кв. см. и баллоны с кислородом.
Наиболее вероятно, что первые полеты к планетам будут осуществлены тоже баллистически, по инерции, с выключенными двигателями, под действием .....1пч»ии1 какой-либояапигационных маневрах; приспособление человека к состоянию невесомости при орбитальном движении ракеты вокруг Земли, а также вдали от притягивающих центров; обеспечение существования человека в обстановке космического пространства.
Когда ракета перемещается с некоторым ускорением, на все предметы внутри нее действуют переносные силы инерции. Они направлены против ускорения и прижимают предметы к внутренней поверхности ракеты. Эти силы пропорциональны ускорению ракеты и массе предметов. При больших ускорениях силы инерции могут быть гибельными для организма. Все летчики прекрасно знакомы с перегрузками на взлете или виражах. Стало быть, перед появлением людей на космической ракете, необходимо сконструировать хорошо регулируемые двигатели, способные создавать ускорения, не превышающие физиологической нормы человека. Если же больших ускорений нельзя будет избежать, то потребуется либо предварительная тренировка астронавтов, либо оборудование ракеты устройствами с амортизирующими приспособлениями (пружинными или гидравлическими подушками).
На баллистическом участке траектории ракеты наблюдается противоположное явление - значительное уменьшение весомости. Такое состояние является опять-таки следствием действия переносных (центробежных) сил инерции. Предметы на поверхности Земли тоже испытывают подобную отбрасывающую центробежную силу. Она связана с вращением Земли и направлена от ее оси. Наибольшую величину эта сила имеет на экваторе, уменьшая земное притяжение и, следовательно, вес тел.
Земли, а его ценность от ее центра -больше земного радиуса. Центробежная сила, воздействующая на предметы внутри спутника, почти в 300 раз превышает центробежную силу, возникающую при вращении Земли. Все предметы на спутнике находятся в состоянии полной невесомости. Если там окажется человек, то он, очевидно, потеряет представление о верхе и низе. Вода перестанет течь непрерывной струей, а начнет расползаться в виде бесформенных частей. Неизвестно, как будут происходить кровообращение и работа сердца при «невесомой» крови, как будет работать вестибулярный аппарат мозга, управляющий равновесием тела и его ориентацией.
Наблюдения над Лайкой, находившейся на втором спутнике, дали обнадеживающие результаты. Приборы показали, что она благополучно перенесла инерционные перегрузки на переходной траектории и организм ее нормально функционировал в состоянии невесомости длительное время. Таким образом, вполне реальна подготовка человека к поло-ту в Космос. Можно с уверенностью утверждать, что будущее принадлежит ракетной технике. Полагают, что пассажирский самолет 1975 года будет во многом напоминать баллистическую, вероятно, даже одноступенчатую ракету. Старт подобного самолета будет происходить вертикально; посадка - тоже вертикально, кормой, при заторможенном движении через плотные слои атмосферы.
При создании пилотируемых спутников Земли и баллистической авиации необходимо позаботиться о нормальных условиях для жизнедеятельности организма в их помещениях: регенерацииУгловая скорость искусственного спутника в 16 раз больше угловой скорости Земли, а его удаленность от ее центра- больше земного радиуса. Центробежная сила, воздействующая на предметы внутри спутника, почти в 300 раз превышает центробежную силу, возникающую при вращении Земли. Все предметы на спутнике находятся в состоянии полной невесомости. Если там окажется человек, то он, очевидно, потеряет представление о верхе и низе. Вода перестанет течь непрерывной струей, а начнет расползаться в виде бесформенных частей. Неизвестно, как будут происходить кровообращение и работа сердца при «невесомой» крови, как будет работать вестибулярный аппарат мозга, управляющий равновесием тела и его ориентацией.
Наблюдения над Лайкой, находившейся на втором спутнике, дали обнадеживающие результаты. Приборы показали, что она благополучно перенесла инерционные перегрузки на переходной траектории и организм ее нормально функционировал в состоянии невесомости длительное время. Таким образом, вполне реальна подготовка человека к полету в Космос. Можно с уверенностью утверждать, что будущее принадлежит ракетной технике. Полагают, что пассажирский самолет 1975 года будет во многом напоминать баллистическую, вероятно, даже одноступенчатую ракету. Старт подобного самолета будет происходить вертикально; посадка - тоже вертикально, кормой, при заторможенном движении через плотные слои атмосферы.
При создании пилотируемых спутников Земли и баллистической авиации необходимо позаботиться о нормальных условиях для жизнедеятельности организма в их помещениях: регенерации
воздуха, кондиционировании его, поддержании допустимых температуры и давления. Придется также подумать и об особых костюмах, в которых возможно существование в безвоздушном пространстве. Такие костюмы понадобятся пилотам и механикам тогда, когда потребуется выйти на поверхность летательного аппарата для выполнения различных операций (например, на спутнике, пилотируемом человекам, или на летающих вокруг Земли станциях, о которых говорил К. Э. Циолковский и которые, конечно, в дальнейшем будут сооружаться). Внутри костюма должна быть искусственная атмосфера с давлением не менее 0,5 кг на кв. см. и баллоны с кислородом.
Наиболее вероятно, что первые полеты к планетам будут осуществлены тоже баллистически, по инерции, с выключенными двигателями, под действием только силы притяжения какой-либо планеты или Солнца. По инерции произойдет и полет на Луну. Для этого нужно увеличить начальную скорость современного искусственного спутника менее чем на 3 км/сек. Время полета может быть разное: от одних до пяти суток в один конец. Для отлета с Луны ракете следует сообщить скорость уже не 11 км/сек, а всего лишь 2,4 км/сек.
Вполне возможно, что сначала будет отправлена на Луну управляемая по радио ракета. Она облетит Луну, заснимет автоматически всю ее поверхность и вернется на Землю. Можно также предполагать, что ракета совершит посадку на Луну. Здесь можно высадить автоматически управляемую танкетку, с ее помощью произвести съемки поверхности и по телевидению передать полученные сведения на Землю.
Впрочем, как будет происходить на деле дальнейшее завоевание Космоса, покажет недалекое будущее,
5