вернёмся в библиотеку?

Время (Щелково), №71
26.6.2004

На тонких струнах небес.

Герой Социалистического труда Марина Лаврентьевна Попович — одна из самых обаятельных и женственных героинь, коих было немало в Стране Советов: это и трактористка Ангелина, и летчица Гризодубова, и космонавт Терешкова. Глядя на нее, в первую секунду трудно поверить, что эта женщина поставила сто один рекорд в авиации. Уже во вторую понятно, что сто один — это еще мало. Сейчас она по-прежнему живет в Звездном городке, в который попала не только как жена космонавта, но и как кандидат в отряд космонавтов.

Война все перепутала. Может быть, Марина стала бы музыкантом. Она очень хорошо запомнила первые снаряды, которые летели через их головы. От папиной скрипки остался только гриф со струнами, к которому он потом приделал новую деку и много лет играл на этой скрипке после войны... Война все перепутала. Может быть, Марина стала бы музыкантом. Она очень хорошо запомнила первые снаряды, которые летели через их головы. От папиной скрипки остался только гриф со струнами, к которому он потом приделал новую деку и много лет играл на этой скрипке после войны...

— Бомбили нас очень сильно. Мои цимбалы мы закопали и вот только недавно их откопали. Немецкие самолеты гонялись за всеми. Женщина несет воду с реки — пикирует рама, гоняется и расстреливает, пока она не падает. Наш самолет сбили, летчик прыгает, фашисты его расстреливают. Помню 41-й год, август, мы бежали от немцев, пыль страшенная, лежит корова, вымя оторвано, кровь хлещет. На всю жизнь запомнила войну кровавую!

— Вы помните свои первые полеты?

— Конечно, перед прыжком с парашютом с "ПО-2". Сидишь в открытой кабине в фуфайке и огромных валенках, в шлеме. Холод сумасшедший. Страшно, но надо себя преодолеть, чтобы прыгнуть с крыла. Все неважно: где приземлиться, нога подвернется, — это такая мелочь. Главное — подольше спускаться! Продлить это удовольствие полета! И как только приземлилась, сразу хочется подняться в небо и снова прыгать!

— Тогда же произошло ваше знакомство с Павлом Поповичем?

— Это было уже очень давно, году в 1954-м. Мы были курсантами, он уже заканчивал учебу. Как-то раз он пригласил меня на свидание. Я надела самое нарядное платье. Он тоже решил меня покорить своим внешним видом и для этого одолжил у друга новые красивые сапоги. Но они оказались на размер меньше. Потом много лет он мне припоминал эти сапоги, потому что мы находились, нагулялись за вечер так, что он до крови стер себе ноги.

Потом мы поженились, и началась жизнь летчиков, мотавшихся по гарнизонам. А в 1960 году Павла Романовича зачислили в состав первого отряда космонавтов гагаринского призыва. Первое время мы ничего не знали об их работе. Говорили просто: испытание новой техники.

Конечно, семейные старались использовать любую возможность, чтобы побыть с детьми. Мне почему-то больше всего запомнилось, как Юрий Гагарин, который часто гулял со своими дочерьми по Звездному городку, от души веселился с ними, катался на трехколесном детском велосипеде.

С Богом в душе

— Марина Лаврентьевна расскажите, а как складывалась ваша личная жизнь?

— 30 лет я была замужем за Павлом Поповичем, летчиком-космонавтом номер четыре, он был в космосе в 1962-м и 1974 годах. У нас родились две дочери. Но жизнь была непростой, мы часто разлучались, я работала в другом городе.

— Как случилось ваше расставание?

— У нас никогда не было все гладко. Муж очень ревнивый был. Но мы поклялись, что мешать друг другу летать не будем. И радовались, и страдали вместе. Никогда друг другу ни в чем препятствий не чинили. Он был очень известный человек. Когда перестал летать, а я еще работала, причем в другом городе, это для него было большое испытание. К тому же нашлось много "доброжелателей".

Павлу Романовичу со мной было непросто. Жену-командира выдержит не каждый. Он столько лет терпел... Но мы очень спокойно разошлись. Мне иногда говорят: вас бросил муж. Я отвечаю: нет, он меня потерял. Потерял на каком-то из поворотов. Не оценил. Но я на него зла не держу, дай бог ему счастья!

Дочери уже взрослые, одной — сорок два года, другой — тридцать два. У старшей, Наташи, уже у самой взрослая дочь Татьяна, второкурсница МГИМО. Внучка Анечка окончила школу без единой четверки. Мало того, что она получила золотую медаль и всякие похвальные грамоты, но еще и Лужков подарил ей и еще нескольким детям мобильные телефоны. Она очень гордилась этим мобильным телефоном.

Со второй дочерью Оксаной было так: я до восьми месяцев беременности летала, и никто не догадывался о моем положении, только замечали, что летная форма была надета не совсем по уставу. Теперь Оксана тоже стала мамой, сына она назвала Майклом. Они с мужем жили некоторое время в Англии, но супруг ее русский, теперь они уже в Москве. Внуку сейчас десять лет, он часто бывает у меня, любит мои блинчики.

Как-то приходит ко мне и докладывает: "Бабушка Маня, я прыгал". Я спрашиваю: "С крыши?" — "С вертолета!" Оказалось, что он прыгал с парашютом. Оксана, несмотря на то что летала вместе со мной еще до появления на свет, очень боялась летать. Но, наверно, сказались гены родителей: чтобы преодолеть этот страх стала прыгать с парашютом. Еще она любит нырять с аквалангом. Собирается в этом году учиться летать на самолете...

— Есть у вас фирменный секрет воспитания?

— Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик, а одна девочка, старшая, даже жила пять лет в интернате. Нельзя было объять необъятное. Я не успевала.

Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей. Просто выписала им десять заповедей, они еще со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего. Атеистов среди летчиков не было, нет и не будет. Я, по крайней мере, в жизни не встречала. Это люди с Богом в душе. Сейчас наши правители кинулись молиться, грехи замаливать. Пускай они крестятся хоть не левой рукой — и то ладно...

Дети неплохие выросли. Конечно, хотелось бы, чтобы послушание было. Но они самостоятельные выросли, ведут совершенно независимый образ жизни, консультируются, только если что-то происходит. Советуются, но не всегда. "Мама, ты ничего не понимаешь!" А мама прожила жизнь! И теперь значит, что в семейных отношениях я ничего не понимаю?!

Меня спрашивают: почему дети не пошли по вашим стопам. Дело в том, что мои полеты были как наказание для них. Вот сейчас я книгу писала. Я попросила, чтобы они высказались: как они нашу жизнь воспринимали. Дочка вспомнила: "Когда мама приходила с полетов, где у нее все получалось, у нас был великий праздник. Она нас угощала, все рассказывала, какие-то задавала нам загадки. Как только у нее что-то на полетах не получалось, мы все прятались". И муж тоже.

Сейчас родители воспитание сбросили на компьютер. Дети уже в пятом-шестом классе играют в компьютерные игры. Это непростое дело. С одной стороны, у них, может быть, даже развивается память, мобильность какая-то, навыки общения с машиной, а с другой стороны, это приводит к тому, что ухудшается здоровье: болит голова, портится зрение — это уже доказано.

— А как вы следите за собой, за своим здоровьем?

— Что касается моего здоровья, то оно у меня, видимо, наследственное. Мой дедушка был борцом, обладал недюжинной силой. Помню его коронный номер.

Он ложился на землю, на грудь ему клали ворота, и по ним проезжала машина.

Когда стала летчиком, много внимания уделяла спорту, физической закалке. Имела несколько спортивных разрядов, была кандидатом в мастера спорта по стрельбе. Представьте, как тяжело женщине управлять грузным "Антеем", когда при отказе критического двигателя по крену приходится применять усилие руками до 45 кг, а по педалям — до 100 кг. Сила и здоровье нам, безусловно, были нужны.

Надо укреплять сердце. Вот рецепт: по 300 граммов кураги, изюма, грецкого ореха и лимона, пропущенных через мясорубку (принимать каждый день, по месяцу, 2 раза в год).

Героя уволили

В 1964 году я стала летчиком-испытателем. Вначале я была летчиком транспортного звена, затем летала на истребителе. Мне очень помог Владимир Серегин, который потом с Юрием Гагариным погиб. Женщин в авиацию вообще не брали. Мне повезло: еще не хватало мужчин, многие погибли на войне, и министр обороны издал приказ: зачислять в армию женщин на должности радистов, поваров. И я под шумок попала в армию, хотя офицерское звание у меня уже было.

После "МИГ-15" меня послали в Липецк на сверхзвуковые "МИГ-21". Я первая из женщин в СССР преодолела скорость звука. Это была сенсация. Потом на чехословацком самолете слетала на рекорд. Участвовала 4 раза в воздушных парадах на аэродроме в Тушине... Летала на "Антее" — самом тяжелом в мире самолете.

— Испытательные полеты — большой риск, всегда может произойти что-либо непредвиденное... У летчиков вашего поколения не было таких высотных костюмов, защищающих от перегрузок, как сейчас, такой автоматики и электроники. В 60-70-е годы вся надежда была на мастерство. Как вы, женщина, справлялись с такими нагрузками, которые не всякому мужчине под силу?

— Далеко не все испытательные полеты экстремальные. Скажем, полеты на дальность или на время довольно спокойные. А вот "штопор" или прерывание полета опасны. Но опасности подстерегают и там, где совсем не ждешь. Не зря великий конструктор Антонов говорил, что испытательный полет дает ответ на 900 вопросов из тысячи, а на остальные сто отвечают следующие десять лет.

Однажды на взлете у меня отказал форсаж двигателя "МИГ-21". У этого самолета маленькое крыло, тяга уменьшилась, а створки сопла остались открытыми и... самолет упал на взлете, заклинило фонарь. Спасло чудо: фонарь удалось разбить, меня вытащили из горящего самолета, только пропахала носом. Все думали, что мы погибли. Я сначала не испугалась совершенно. Но вот ночью, снова переживая этот полет во сне, я закричала. Утром обратилась в санчасть, а через три дня "оклемалась" и снова приступила к испытательным полетам. Этот самолет теперь стоит на постаменте в поселке Чкаловском, его слегка отремонтировали и превратили в памятник.

После такого падения обычно отстраняют от полетов вообще, а мне сказали: принимай сама решение — летать или нет. Мне дали новый самолет "ЯК-25-РВ" (сделанный по подобию самолета "У-2", на котором летал Пауэрс, сбитый в начале 60-х под Свердловском). Там два двигателя таких же, как на том злополучном "МИГ-21". Командиры следили за мной: смогу ли я преодолеть этот рубеж, если да, то буду летать дальше, потому что пережить такое — это серьезно.

— Летчик высокого класса, вы, тем не менее, не попали в космос?

— Нас тогда всех забраковали. Официально же мне сказали: у вас маленькая дочь, поэтому не будем рисковать, берем только незамужних женщин. А зачем, спрашивается, два месяца проводили испытания, меня мучили?! Попович шутил по этому поводу: "Нельзя ей в космос! Она быстро и много говорит даже во время еды. Откроет в невесомости рот, еда улетит, она с голоду помрет!"

— И с мечтой о космосе пришлось распрощаться?

— А потом еще и с самолетами. Когда меня снимали с полетов, доктор сказал: "Я Сашу Федотова пропустил, и он погиб. Чтобы я вас допустил — никогда! Возвращайтесь к детям и воспитывайте их, вы достаточно налетали".

— А что послужило причиной, почему вас не допустили к полетам?

— Незначительное снижение так называемого "зубца Эстебера" на кардиограмме, то есть небольшое уменьшение снабжения миокарда кровью, что может сказаться во время длительных полетов. От сильного утомления человек может умереть. Бывали такие случаи: возвращается летчик из полета, садится возле колеса и умирает.

В поисках неведомого

— Знаю, что вы увлечены загадочными явлениями, НЛО. С чего это началось?

— Вы знаете, я ведь умею разгадывать сны, многое предчувствую, в критические моменты нахожу неординарные решения. Это все не просто так. У меня была бабушка, как говорится, "ведающая". Она, например, когда я родилась, написала записочку: "Имя девочки будет на звезде". Так оно и случилось, моим именем назвали звезду. Папе сказала, что он в войну не погибнет, что у него будет второй брак. Она каждому поведала о его будущем. Меня она учила разгадывать сны.

Однажды, много лет назад, я случайно попала на лекцию по аномальным явлениям, и меня все эти "зеленые человечки" заинтересовали. Я по натуре человек авантюрного склада, не люблю просто отдыхать, загорать. Несколько раз участвовала в экспедициях по поиску "снежного человека" — в двух экспедициях на Памире и в одной — на Кольском полуострове.

Много случаев мне рассказывали и летчики, и моряки, и даже начальник КГБ — я об этом написала книгу. Теперь собралось так много фотографий и фактов, связанных с НЛО, что мы уже сделали выставку на ВВЦ. Хотим сделать постоянную выставку, где видные ученые будут читать лекции по математике, физике, аэродинамике.

— Ваши близкие разделяют ваше увлечение непознанными явлениями?

— Если по телевизору идет передача об НЛО, дочь кричит: "Мама, иди — твои там!" А я не обижаюсь.

Я не ученый, а только член научного общества, занимающегося подобными проблемами. Но убеждена, что мы не одиноки в Галактике и древние не зря обожествляли небо.

Уверена, что после изучения феномена НЛО пойдут новые разработки. Появятся новые технологии. Но в разных странах существует еще много секретов, которые от общественности скрывают. Но то, что мы уже знаем, принесет немало открытий. Все это плохо вписывается в нашу прагматичную жизнь. Но ведь когда-то полеты в космос казались фантастикой.

Юрий ЕНЦОВ