вернёмся в библиотеку?
Сканировал Иван Моисеев
Из истории авиации и космонавтики. Вып 70.


В.Н.Коровин

Генеральный конструктор ракетной техники Петр Дмитриевич Грушин

Петр Дмитриевич Грушин родился 15 января 1906 г. в г.Вольске в семье рабочего-плотника Дмитрия Карповича Грушина. В 1914 г. он начал учебу в церковно-приходской школе, по окончании которой поступил в Вольское городское училище.

В 1921 г. Грушин перешел в профтехшколу им.Ильича, где в совершенстве овладел слесарным делом, работой на станках, обучался вождению трактора, изучал устройство двигателя. По окончании профтехшколы в 1925 г. Грушин работал на заводе "Возрождение" в Марксштадте, на ремонтном и кожевенном заводах в г.Вольске.

Первое знакомство Грушина с авиацией произошло в середине 20-х годов, когда группа самолетов совершила посадку на окраине Вольска. С этого времени он буквально "заболел" авиацией, занялся авиамоделизмом. Тяга к авиации привела Грушина в 1928 г. в Ленинградский политехнический институт, где он стал студентом авиационной группы. С 1930 г. Грушин учился в МАИ.

Учился он только на "отлично", принимая участие во всех соревнованиях по учебе, которые тогда регулярно проводились в МАИ. Учебу Грушин сочетал с активной работой в научно-техническом обществе, с конструкторской и общественной работой.

В начале 1932 г. он и его друзья-студенты Дмитрий Бабад и Афанасий Мараказов в течение трех месяцев разработали проект легкомоторного самолета "Бригадный", который был премирован на конкурсе ЦС Осоавиахима.

В мае 1932 г. Грушин окончил МАИ по специальности инженер-механик по самолетостроению и был принят на работу в Бюро новых конструкций (БНК) Всесоюзного авиационного объединения. После ликвидации этой организации Грушин был переведен на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) завода № 39.

В сентябре 1933 г. Грушин возвращается в МАИ, где он работал заместителем главного конструктора, а затем главным конструктором КБ при институте. Одновременно с этим он занимался активной преподавательской деятельностью, закончил аэроклуб. За время работы Грушина главным конструктором КБ МАИ под его руководством проектируется, строится и испытывается ряд самолетов оригинальных конструкций [1]. Более подробно работы П.Д.Грушина по созданию авиационной техники освещены в статье В.И.Перова (см.наст.сборн., с.69-82).

В сентябре 1948 г. П.Д.Грушин вновь приходит в МАИ, где работает деканом самолетостроительного факультета, проректором по научной работе [2].

В пятидесятые годы создателю самолетов было поручено совершенно противоположное дело — создание зенитных управляемых ракет. Опыт второй мировой войны показал, насколько мощную боевую силу стала представлять собой авиация. Именно тогда борьба с самолетами потребовала применения качественно новых средств, особое место среди которых надлежало занять зенитным управляемым ракетам. Тогда же начались и работы по их созданию в Германии, США, СССР, ряде других стран. Первые, полученные в 40-е годы, результаты оказались весьма скромными, а потому Грушин оказался практически у истоков создания этого, одного из наиболее сложных видов ракетного оружия XX века.

В 1951 г. Грушин был назначен первым заместителем С.А.Лавочкина, в КБ которого были развернуты работы по созданию зенитных ракет, предназначавшихся для использования в составе первой отечественной зенитной ракетной системы С-25 ("Беркут").

В ноябре 1953 г. Грушин возглавил новое конструкторское бюро — ОКБ-2 (в настоящее время МКБ "Факел"), которое было специально создано для разработки новейших образцов ракетной техники и, прежде всего, зенитных управляемых ракет. Перед КБ была поставлена важная и сложная задача — в кратчайший срок создать зенитную ракету для одного из первых в мире передвижных зенитных ракетных комплексов (ЗРК) — С-75.

Основу ОКБ-2 составил один из отделов КБ-1. организации в которой с 1950 г.велась разработка основных средств системы С-25. С самого первого дня работы в новом коллективе Грушин начал кропотливо, не уходя от мелочей, вникать во все окружившие его проблемы. Он великолепно разбирался в тонкостях всевозможных математических расчетов, в конструкторских и производственных делах. Все, кому довелось работать рядом с ним в те годы, отмечали его целеустремленность, необыкновенную работоспособность, талант организатора, железную волю в достижении поставленной цели. Эти качества Грушина во многом предопределили и будущую результативность работы его конструкторского бюро.

В первые годы существования ОКБ-2 здесь велись работы не только над зенитными ракетами. Так, первыми поступившими на вооружение ракетами ОКБ-2 стали ракеты РС-1У и РС-2У (НАТОвское обозначение — АА-1 "Alkali") класса "воздух-воздух", которыми со второй половины 50-х годов оснащались советские истребители — перехватчики.

Первая зенитная управляемая ракета, созданная в ОКБ-2 под руководством Грушина имела обозначение 1Д (SA-2 "Guideline", рис.1). Она представляла собой двухступенчатую ракету средней дальности с твердотопливным ускорителем и маршевой ступенью с жидкостным ракетным двигателем. На вооружение войск противовоздушной обороны страны она была принята в ноябре 1957 г. в составе ЗРК С-75. Многочисленные модификации этой ракеты находились и до настоящего времени находятся на вооружении десятков стран мира. Одна из них находилась также на вооружении Военно-морского флота СССР.

Именно 1Д и ее модификации стали на многие десятилетия своего рода визитной карточкой КБ Грушина. В этих ракетах наиболее ярко проявились все основные черты нового коллектива — его стремление к максимально высокой эффективности создаваемых образцов ракетной техники при их минимальной стоимости и простоте в эксплуатации, к максимально возможному удовлетворению предъявляемых требований, разумному сочетанию оригинальных конструкторских и технологических решений с уже отработанными.

Рис. 1. Одна из.модификаций ракеты 1Д.

Одной из "изюминок" 1Д стал впервые примененный механизм изменения передаточного числа в рулевом тракте, который обеспечивал необходимую эффективность действия аэродинамических рулей ракеты в широком диапазоне высот и скоростей ее полета.

Этим ракетам довелось первыми в мире поразить реального воздушного противника. Впервые это произошло в октябре 1959 г. в небе Китая. Однако особую известность им принесло уничтожение 1 мая 1960 г. в районе города Свердловска американского самолета-разведчика Локхид У-2, пилотировавшегося Ф.Г.Пауэрсом [3]. Ярким этапом биографии этих ракет стало использование их во время войны во Вьетнаме. Здесь, начиная с 24 июля 1965 г. (когда одной такой ракетой было сбито сразу три американских самолета) ими было уничтожено более тысячи бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.

Ненамного уступает в известности 1Д, также разработанная в 50-е годы двухступенчатая твердотопливная ракета малой дальности 4К90 (5В24 и другие ее модификации — SA-3 "Goa", SA-N-1, рис.2), которая в начале 60-х годов поступила на вооружение боевых кораблей Военно-морского флота и войск ПВО страны.

В конструкции этой ракеты был также реализован ряд оригинальных конструкторских решений: например, раскрываемые после старта ракеты стабилизаторы, пружинные механизмы в рулевых устройствах ракеты, которые обеспечивали необходимую эффективность работы ее аэродинамических рулей в широком диапазоне высот и скоростей полета.

Ракеты этого типа с успехом применялись в боевых действиях во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, где они получили самую высокую оценку военных, технических специалистов и мирных жителей.

Наряду с этими широко известными ракетами в первые годы работы ОКБ-2 был разработан и ряд экспериментальных ракет, оставивших заметный след как в деятельности предприятия, так и в истории развития отечественной ракетной техники.

Рис. 2. Ракета 5В24 (4К90).

В этой связи следует особо выделить ракету В-1000, созданную для применения в составе экспериментального полигонного комплекса средств противоракетной обороны — системы "А". При ее создании специалисты и ОКБ-2 совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями страны был решен ряд уникальных по своей сложности задач. Уже осенью 1957 г. — всего через год после начала работ — начались ее летные испытания. А 4 марта 1961 г. В-1000 впервые в мире осуществила экспериментальный перехват и поражение осколочной боевой частью боеголовки баллистической ракеты большой дальности, двигавшейся со скоростью более 3 км/сек. Аналогичное — "безъядерное" — поражение головной части баллистической ракеты в США было повторено только в 1984 г.

Заметный след в работе КБ оставило и создание зенитных ракет с ракетно-прямоточными двигателями. ОКБ-2 стало пионером в области использования двигательных установок подобного типа для зенитных ракет.

23 января 1960 г. состоялось первое летное испытание двухступенчатой ракеты 17Д, в процессе которого был осуществлен запуск, разработанного специалистами ОКБ-2, твердотопливного ракетно-прямоточного двигателя. Дальнейшее продолжение работ в данном направлении привело к созданию ракет 18Д и 22Д. В двухступенчатой ракете 18Д был реализован ряд новаторских по тому времени компоновочных решений. В частности, ее несколько стартовых ускорителей, корпуса которых изготавливались из магниевого сплава, размещались внутри камеры ракетно-прямоточного двигателя и служили дополнительным горючим для него.

Трехступенчатая ракета 22Д (рис.3) была оснащена уже четырьмя ракетно-прямоточными двигателями, как твердотопливными (разработанными в ОКБ-2), так и жидкостными (разработанными в КБ М.М. Бондарюка). Летные испытания этих ракет продолжались до 1966 г.

Рис. 3. Ракета 22Д.

Опыт полученный в ОКБ-2 при создании первых ракет был положен в основу создания в 60-е годы целого семейства зенитных ракет, отличавшихся чрезвычайно широким спектром характеристик.

Одной из первых в этом ряду стоит ракета 4К60 (SA-N-3 "Goblet", рис.4), созданная специально для обороны боевых кораблей. Требования, которые к ней предъявлялись — по характеристикам, по массе и габаритам — были весьма жесткими. В числе основных было и требование использования в составе ракеты только одного твердотопливного двигателя, что было связано с условиями ее эксплуатации на кораблях. Успешное создание такого двигателя и явилось основой успеха создания всей ракеты, которая во второй половине 60-х годов была принята на вооружение кораблей ВМФ.

Уникальная по своим боевым возможностям ракета 5В21 (SA-5 "Gammon") для ЗРК большой дальности была также создана под руководством П.Д.Грушина в 60-е годы. И на этот раз для успешного решения столь масштабной задачи потребовалось использование новых принципов и новых подходов.

Так, для поражения целей на больших дальностях (более 150 км) впервые в нашей стране было применено самонаведение ракеты с помощью радиолокационной полуактивной головки. Нашли на 5В21 место и другие новшества. В их числе разрезные аэродинамические рули, эффективность которых автоматически меняется в соответствии с высотой и скоростью полета ракеты.

5В21 и ее модификации защищали и защищают небо нашей страны, ряда других государств. С этой ракетой связан один из эпизодов боевых действий на Ближнем Востоке в начале 80-х годов, когда ею на дальности 190 км был сбит израильский самолет-разведчик. Ни одна зенитная ракета в мире в боевых условиях такого результата не имеет.

И еще в одном качестве в последние годы проявила себя эта ракета. В октябре 1991 г. на ее борту был испытан первый в мире гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на жидком водороде, который был создан специалистами Центрального института авиационного моторостроения.

В 60-е годы в МКБ "Факел" была создана и ракета 9М33 (SA-8 "Gecko", SA-N-4) вошедшая в состав самоходного ЗРК сухопутных войск и корабельного комплекса малой дальности.

Среди особенностей этой ракеты — использование аэродинамической схемы "утка" со свободно вращающимся крыльевым блоком, что позволило заметно уменьшить массу системы управления ракеты при сохранении ее эффективности.

В настоящее время 9М33 находится на вооружении не только в нашей стране, но и в десятках стран Европы, Азии и Африки. Неоднократное использование этой ракеты в различных локальных войнах и конфликтах показало ее незаурядные боевые качества и характеристики, которые сравнимы, а во многом и превосходят, аналогичные характеристики зарубежных ракет того же класса.

На счету 9М33 уничтожение в реальных условиях боевой обстановки десятков самых современнных средств воздушного нападения, в том числе и крылатых ракет во время боевых действий в Персидском заливе зимой 1991 г.

70-е — 80-е годы стали временем подъема конструкторского бюро на качественно новую ступень. Именно в эти годы здесь были созданы зенитные ракеты 5В55 — SA-10 (SA-N-6, рис.5) и 9М330 — SA-15 (SA-N-9), которые стали наиболее яркими представителями нового поколения этого вида ракетной техники.

Рис. 4. Ракета 4К60.

При их создании на предприятии был глубоко проанализирован весь предыдущий опыт подобных разработок, учтены многие из имевшихся в то время тенденций развития ракетной техники. Учтено было и стремление разработчиков ЗРК к их максимальной скорострельности и высокой эксплуатационной надежности.

Результатом этих работ стало создание ракет, имеющих минимальное время реакции, повышенную боеготовность, минимальную ближнюю границу зоны поражения, простую систему перезарядки, обладающих высокой помехозащищенностью, способных выполнять свои функции в любых погодных и климатических условиях. Особо следует выделить и внедренный при их создании принцип обеспечения гарантированной надежности, что позволило обеспечить этим технически сложным видам оружия беспроверочную эксплуатацию в войсках в течение всего гарантийного срока, который был значительно увеличен по сравнению с ракетами предшествующих поколений.

Создание ракет, обладающих именно такими свойствами потребовало коренного пересмотра уже сложившихся подходов к проектированию зенитных ракет, проведения всестороннего критического анализа этих подходов, использования целого ряда принципиально новых технических решений. И эта задача была успешно решена в конструкторском бюро под руководством П.Д.Грушина.

Одно из центральных мест среди новых технических решений заняло использование для ракет транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), в которых проходит весь цикл их существования — от сборки на заводе до пуска. Выделяются новые ракеты и своим вертикальным стартом из контейнера с помощью катапультирующего устройства — именно так стартуют 5В55, 9М330 и их корабельные модификации. Маршевый двигатель при этом запускается на высоте порядка 20 м. Кроме этого, к особенностям 9М330 следует отнести и систему газодинамического склонения, которая впервые в мире была предложена специалистами предприятия. Ее использование позволило изящно решить наиболее сложные проблемы для вертикально стартующих ракет — быстрый вывод на траекторию полета к цели и достижение минимальной ближней границы зоны поражения.

Рис. 5. Ракета 5В55.

В начале 90-х годов в войсках ПВО и на кораблях ВМФ появилась зенитная управляемая ракета 48Н6Е — последняя ракета работы по созданию которой возглавлял Грушин. Аналогичная по конструкции с 5В55, она имеет практически равные с ней габариты и массу. Достаточно сказать, что для ее эксплуатации используется цилиндрический ТПК тех же размеров. Однако характеристики 48Н6Е значительно выше, чем у ее предшественницы — почти вдвое возросла дальность полета, выросла эффективность поражения самых разнообразных целей, в том числе тактических и оперативно-тактических баллистических ракет.

За более чем 40 лет работы П.Д.Грушина по созданию образцов ракетной техники под его руководством было разработано и сдано на вооружение 14 типов зенитных управляемых ракет, которые прошли более 30 модернизаций. Более чем в 50 странах мира эти ракеты составляли и составляют основу противовоздушной обороны [4-10].

За эти годы Грушиным была проделана огромная работа по созданию и повышению эффективности работы возглавляемого им конструкторского бюро. Работая сам, Грушин был лидером своего коллектива, в котором он пользовался непререкаемым авторитетом. Здесь под его руководством были внедрены передовые научно-технические методы проектирования ракет, базирующиеся нашироком использовании электронных вычислительных машин, создана испытательная база, оснащенная уникальным оборудованием.

В практику работы его конструкторского бюро вошла первая в отрасли автоматизированная система управления производством и автоматизированная система проведения и обработки результатов натурных и стендовых экспериментов, позволившая в несколько раз сократить затраты на обработку и сроки испытаний.

Родиной был по достоинству оценен его огромный вклад в развитие авиационной и ракетной техники. Петр Дмитриевич был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда (1958, 1981), стал лауреатом Ленинской премии (1963) и премии Академии наук СССР им. А.К.Туполева, был награжден семью орденами Ленина (1943, 1945, 1953, 1958, 1966, 1981, 1986), орденом Октябрьской революции (1971). В 1966 г. как крупнейший конструктор и ученый в области ракетной техники он был избран действительным членом Академии Наук СССР.

Петр Дмитриевич был не только выдающимся ученым, конструктором и организатором, но и также видным государственным деятелем. С 1966 по 1986 годы он был членом ЦК КПСС, с 1966 г. избирался делегатом партийных съездов, был депутатом Верховного Совета РСФСР.

Скончался Петр Дмитриевич 29 ноября 1993 года, похоронен в г.Москве на Новодевичьем кладбище.

Литература.

1. Ребров М. Генеральный конструктор // Красная звезда, 28 января 1981 г.

2. Ребров М. Остаюсь верен мечте // Красная звезда, 20 января 1986 г.

3. Легасов Г. Не наследственной элитой // Вестник противовоздушной обороны. 1993. N3.

4. Валентинов В. Нет системе равных // Вестник противовоздушной обороны. 1993. №12

5. Петр Дмитриевич Грушин (некролог) // Красная звезда, 3 декабря 1993 г.

6. Светлов В., Коровин В. "Факел" и его ракеты // Военнный парад. 1994. № 5.

7. Светлов В., Коровин В. Ракеты "Факела" для корабельных ЗРК // Военный парад. 1995. № 3.

8. Коровин В. 17Д — боевая лаборатория // Крылья Родины. 1994. №1.

9. Коровин В. Шагнувшая к гиперзвуку // Крылья Родины. 1994. №6.

10. Svetlov V., L'Ebrellec P. Bureau de constructions mecaniques Fakel // Enjeux Atlantiques. Fevrier 1996.