вернёмся в библиотеку?

Журнал «Япония сегодня» 1996 г. №9


РЫВОК В КОСМОС,
но... мелкими шажками


Кому-то может показаться, что космическая программа Японии долгое время топчется на месте, не принося сколько-нибудь ощутимых результатов. Более того, запущенный в феврале нынешнего года космический аппарат «HYFLEX» при возвращении на Землю был безвозвратно утерян, вызвав поток справедливой, а местами и несправедливой критики в адрес национального космического центра. Удастся ли Национальному агентству по освоению космического пространства (NASDA) выполнить свое обещание и вывести на орбиту автоматически управляемый челнок «НОРЕ», прообразом которого стал советский «Буран»?

Выбирая модель для возвращаемого на Землю космического корабля многократного использования, специалисты NASDA поставили перед собой задачи куда более сложные, чем это в свое время сделали создатели американского «Шаттла». Ключевым в японской разработке стало многократно повторенное слово «безопасность». Японцы решили обкатать каждую деталь, каждый винтик будущего космического корабля, чтобы исключить возможность даже малейших неполадок и срывов. Но испытания было решено проводить не комплексно, на уже собранной модели прототипа корабля, а для каждой системы отдельно. Отдельно — для двигателей, отдельно — для корпуса, отдельно — для жароупорного покрытия, отдельно — для автоматики пилотирования.

Первый эксперимент был проведен в 1994 году. Тогда новый национальный ракетоноситель Н-2 вывел в космос объект, получивший название «OREX». Это был конус — носовая часть конструируемого челнока. После отделения от ракетоносителя «OREX» устремился вниз и на скорости, в пять раз превышающей скорость звука, пронизал атмосферу, доставив испытателям необходимые данные о температуре и давлении, испытываемых кораблем при возвращении на землю.

Вторая стадия испытаний была связана с проектом «HYFLEX». 12 февраля с.г. ракета на твердом топливе J-1, стартовав с космодрома на острове Танэгасима, подняла на высоту 110 километров цилиндрический модуль, набитый всевозможными приборами. Он был покрыт слоем специальных жароупорных пластин. Соответственно была поставлена и задача: выяснить, выдержит ли эта защита температуру в 1700 градусов по Цельсию, до которой разогревается поверхность объекта, приближающегося к земле на скорости в 14 Мах.

«Прожигая» на обратном пути атмосферу, «HYFLEX» исправно передавал в космоцентр Танэгасимы по радио научные данные со своих приборов. По плану он должен был приводниться в Тихом океане, где сработала бы система надувных подушек (типа тех, что ныне устанавливают в автомобилях для безопасности пассажиров). Они действительно сработали, но не выдержал нейлоновый шнур, которым «HYFLEX» крепился к поплавкам, и драгоценный космический аппарат канул в пучину. Трудно описать огорчение сотрудников NASDA, казалось бы предусмотревших все возможное и невозможное, но проглядевших недостаточную крепость банального веревочного узла. Впрочем, неудача была в значительной степени формальной. Ведь данные 12 из 14 запланированных экспериментов, переданные по радио, уже хранились в компьютерах Танэгасимы. Так что для себя японские инженеры посчитали прошедший эксперимент вполне удачным.

Прежде чем приступить к строительству прототипа «НОРЕ», получившего рабочее название «НОРЕ-X», было решено организовать еще один эксперимент. На этот раз была поставлена задача опробовать автоматику, обеспечивающую посадку беспилотного корабля. Естественно, корпус испытуемой модели при этом должен был быть не просто чем-то бесформенным, конусом или «сигарой», а максимально напоминать обводы планируемого челнока. «ALFLEX» — так был назван новый испытательный аппарат. Он не был снабжен собственными двигателями, но в остальном, как две капли воды, напоминал пока еще живущий исключительно в чертежах «НОРЕ», хотя и в уменьшенном масштабе — один к трем.

5 июля с.г. мощный вертолет поднял «ALFLEX» на высоту в полтора километра. Оттуда аппарат за 50 секунд спланировал к аэродрому и точно приземлился в автоматическом режиме, подтвердив правильность расчетов и надежность системы управления. Испытания были проведены в Австралии, где гораздо больше места, чем в перенаселенной Японии, и где опасность человеческих жертв при неудаче эксперимента напрочь исключена.

Прошедший испытания в Австралии экспериментальный макет ALFLEX

Итак, подготовительная часть проекта «НОРЕ» благополучно близится к завершению. Постройка прототипа челнока («НОРЕ-Х») обойдется примерно в 150 миллиардов иен (1,4 миллиарда долларов). А после этого потребуется еще 500 миллиардов иен, чтобы воплотить в металле и керамике сам космический беспилотный корабль-челнок «НОРЕ». Министерство финансов, долгое время тянувшее с ассигнованиями на исследовательские работы, теперь раскошелилось и уже в рамках нынешнего года перечислило создателям космолета 8,5 миллиарда иен.

Япония на три десятилетия отстает от пионеров космоса — России и США — в строительстве космических кораблей. Стоит ли играть в догонялки? Не проще ли купить у более опытных конкурентов уже готовую технологию, как это неоднократно и с успехом делали японцы в других отраслях науки и техники?

NASDA решительно настаивает на собственном пути к звездам. Японцы уже в ближайшие годы готовы встать вровень с лидерами, начав эксплуатацию беспилотного челнока «НОРЕ», забрасываемого в космос, как у американцев, с помощью стартующего вертикально мощного ракетоносителя. А еще через два-три десятилетия на Танэгасиме появятся космические корабли нового поколения, способные, как самолеты, взлетать с земли на собственной тяге из горизонтального положения. Эксперименты в рамках программы «НОРЕ» позволяют отрабатывать основные технологии для этой техники будущего.

Ал. МИХАЙЛОВ