«Комсомольская правда» 18.01.1935


ЗЕМЛЯ — ЛУНА — ЗЕМЛЯ

РЕЙС АСТРОПЛАНА

С'ЕМКИ КОСМИЧЕСКОГО РЕЙСА" НА КИНОФАБРИКЕ МОСКОВСКОГО КОМБИНАТА

Мы в огромном павильоне Московского кинокомбината, где молодой режиссер Василий Журавлев снимает свой очередной об'ект для приключенческо-фантастической картины «Космический рейс».

Напомним вкратце его содержание *). Бывший боец буденновской Конармии, теперь, в 1940 году, крупнейший ученый с мировым именем, академик Седых конструирует и строит гигантский суперкосмический астроплан. Несмотря на различные препятствия и препоны своих теоретических противников. Седых все же совершает легендарный полет на луну. Вместе с ним летят аспирантка-комсомолка Марина и пробравшийся контрабандой в кабину астроплана пионер Андрюша. После ряда драматических приключений, во время полета и на луне, бесстрашные участники благополучно возвращаются на землю.

*) См. «Комс. правду» от 24 мая 1934 г.

Павильон, где происходят с'емки, настолько велик, что его пришлось радиофицировать. Обычный рупор, применяемый во время с'емок, здесь уже не помогает. Все распоряжения приходится отдавать через микрофон.

С'емка под'езда Института межпланетных сообщений — огромной по размерам декорации с площадью в 1000 кв. метров — происходит в «яркий, солнечный день». И действительно, море света — 11 тысяч ампер — к услугам режиссера В. Журавлева и его оператора А. Гальперина.

Старейший мастер света В. А. Кузнецов искусно управляет армией осветителей с небывалым для одной с'емки количеством аппаратуры. 14 прожекторов метрового диаметра с параболическими зеркалами, 105 различных осветительных приборов, не считая большого количества ламп верхнего света, создадут на пленке необходимую для постановщиков иллюзию.



Люди на луне видят землю (кадр из фильма).

Во время маленького перерыва В. Журавлев ведет нас в соседний павильон, где для него готовится новый об'ект. На фоне бархата, размером в 400 кв. метров, создается «космос». В бархате, натянутом на щиты, вырезаются дырочки, в которые вставляются лампы равного накала. Они будут изображать звезды и созвездия на пути летящего через космос астроплана. Работа над созданием «космоса» осуществляется под наблюдением директора московского планетария К. Шестаковского.

Сбоку строится кабина астроплана. Ее оборудование производится при помощи и участии краснознаменного ЦАГИ, под руководством проф. Александрова.

Ангар астроплана по своему реальному размеру раз в 40 превзошел бы величину Киевского вокзала в Москве. А для фильма оператор А. Гальперин снимал лишь макет ангара, получая на пленке полное впечатление грандиозного и легкого сооружения. Точно так же приходилось снимать и ряд сцен, происходящих по сценарию на фоне Дворца советов. Художники Ю. Швец, Тиунов и А. Уткин написали большое панно, изображающее Дворец советов. С боков к панно прикреплялись большие зеркала. В окна «дворца» вставлялись маленькие зеркала. Освещая это панно прожекторами, при с'емке достигался эффект об'емности огромного дворца.

Скоро заканчиваются все с'емки «на земле» и с'емочная группа начнет работать на «луне». Здесь и режиссеру, и оператору, при участии научных консультантов, предстоит проделать труднейшую работу. Они должны снять посадку астроплана на луну, лунные расщелины, сигнал на землю, показать обратный путь с луны.

Тесный контакт с крупнейшими советскими научными учреждениями и старейшим работником в области реактивного движения К. Э. Циолковским несомненно поможет молодому с'емочному коллективу сделать интереснейший и увлекательный фильм.

МИХ. ДОЛГОПОЛОВ.