вернёмся в библиотеку?
«Комсомольская правда» 17.09.1947


МЫ — НАСЛЕДНИКИ ЦИОЛКОВСКОГО



МОЯ ГОРДОСТЬ


«Мы должны понимать наше будущее и будущее своих изобретений. Мы должны работать во имя нашей славной Родины. Вы, молодые друзья, должны гордиться Родиной, так же, как горжусь ею я, старик... Большую часть своих лет я работал при темном царизме, в тяжелых условиях.

Только наша советская власть отнеслась ко мне человечно. Новая и настоящая Родина создала мне условия для жизни и работы.

В 1932 году крупнейшее капиталистическое Общество металлических дирижаблей прислало мне письмо. Просили дать подробные сведения о моих металлических дирижаблях. Я не ответил на заданные вопросы. Я считаю свои знания достоянием СССР.

Я горжусь своей страной, да, горжусь! Комсомольцы и молодежь, учитесь еще больше. Делайте это с радостью, ни на один час не забывайте о будущем нашей великой Родины».

Из письма К. Э. Циолковского к советской молодежи, опубликованного в «Комсомольской правде» в 1934 г.

***

17 сентября исполняется 90 лет со дня рождения великого русского ученого Константина Эдуардовича Циолковского. Он положил начало новой области науки — теории реактивного движения, был первым изобретателем аэроплана и дирижабля.

Накануне юбилея комсомольцы Калуги — города, где работал Циолковский, собрались в доме-музее ученого. В собрании приняли участие приехавшие из Москвы по приглашению Калужского горкома комсомола профессор А. А. Кисмодемьянский, генерал-лейтенант артиллерии П. Н. Куляшов, летчик-испытатель реактивных самолетов майор А. Г. Терентьев, студент авиационного института Л. Баев.

Эта страница рассказывает о собрании комсомольцев-калужан.


***
НАШ ВЕЛИКИЙ ЗЕМЛЯК


Выступление секретаря Калужского горкома ВЛКСМ тов. ТВЕРКИНА

Дорогие товарищи! Если вы бывали здесь, в музее, до войны, то, наверное, помните старинную литографию. Она сожжена немцами вместе с библиотекой Константина Эдуардовича Циолковского. На ней был изображен момент, когда английская воздухоплавательная паровая машина, направлявшаяся из Бомбея в Лондон, пролетает над Калугой. Сонного, нечесаного крестьянина расталкивает испуганная жена: «Погляди, проснись, что за диковинная птица летит!..». Эту лубочную картинку распространяли иностранные приказчики в Москве и Петербурге. Каждый штрих выражал кичливое пренебрежение к русскому народу.

Иностранцы рисовали Калугу диким захолустьем, «медвежьим углом». Но именно в Калуге жил и творил один из выдающихся сынов нашего талантливого народа — русский ученый Циолковский, который раскрыл перед мировой наукой новые широкие горизонты, положил начало развитию воздухоплавания, дирижаблестроения, реактивных аппаратов.

Открывал ваше собрание, хочется напомнить слова Циолковского, сказанные им незадолго до смерти: «Сейчас стало легко жить... Возьмем ли крестьянина, юношу девушку... Они теперь недалеки от науки. Наша молодежь должна учиться еще больше, как можно больше приобретать знаний...»

На глазах Циолковского за советское время неузнаваемо изменялась старая Калуга, и он радовался, видя вокруг себя пытливую, любознательную, культурную молодежь — достойную наследницу великих трудов корифеев отечественной науки и техники.

Мы гордимся нашим великим земляком, его вкладом в мировую науку. Молодежь нашего города должна хорошо знать жизнь и деятельность Циолковского, быть знакомой с его научными открытиями. Долг комсомольской организации — помочь ей в этом.

Слово предоставляется профессору доктору физико-математических наук Аркадию Космодемьянскому.

Создатель самолета, дирижабля, реактивного двигателя

Из выступления профессора МГУ А. А. КОСМОДЕМЬЯНСКОГО

Мы встретились в этом небольшом доме в Калуге, чтобы почтить память русского ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского. Он открыл путь человечеству к освоению колоссальных скоростей, к победе над беспредельными пространствами и высотами. Здесь, за этим письменным столом, долгие годы трудился наш соотечественник, создавая основы современной ракетной техники, авиации и дирижаблестроения. Он первым дал полную теорию движения ракеты в земной атмосфере и в безвоздушном пространстве. Он определил основные черты устройства ракетного двигателя на жидком топливе. Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью и разработал методы определения сил, действующих на модель в воздушном потоке.

На восемь лет русский ученый опередил американцев братьев Райт в разработке динамики полета аэроплана. Значительно раньше иностранных ученых Циолковский дал метод гидростатических испытаний моделей дирижаблей и изложил оригинальную теорию расчета этих воздушных кораблей.

Но самая драгоценная идея Циолковского, конечно, — это создание теории реактивных летательных аппаратов. Его трудами начата разработка совершенно нового раздела механики — механики переменной массы. Благодаря этому стала подвластной человеческому разуму новая большая группа физических явлений.

Среди важнейших технических и научных достижений двадцатого века одно из первых мест, несомненно, принадлежит реактивным двигателям. Годы второй мировой войны привели к быстрому совершенствованию ракетных аппаратов. На полях сражений появились реактивные минометы, самолеты с реактивными двигателями, реактивные снаряды. Чтобы правильно оценить все величие и прогрессивность идей Циолковского в области реактивного движения, нужно прежде твоего уяснить, какие причины заставляют теперь инженеров отходить от привычных бензиновых двигателей с пропеллером к двигателям реактивным. Применяя винто-моторную группу, то-есть пропеллер и двигатель внутреннего сгорания, современное авиастроение оказалось перед чрезвычайно сложной задачей. Достичь больших скоростей возможно только с более мощным мотором, а чем значительнее возрастает мощность, тем больше делается вес двигателя. Это, казалось, неразрешимое противоречие как бы ограничило скорость современных машин. Выяснено, что при очень больших скоростях вес винтомоторной установки, необходимый для создания этих скоростей, становится больше веса всего проектируемого самолета.

Высота полета, «потолок», с каждым годом перемещается, достигая верхних слоев атмосферы, где воздух сильно разрежен. Поэтому полет с помощью обычного воздушного винта — пропеллера стал также затруднителен.

На помощь техникам пришел реактивный двигатель, легкий и компактный, позволяющий развивать небывалую скорость, достигающую 1-2 тысяч километров в час. Реактивный аппарат может перемещаться в верхних разреженных слоях атмосферы и даже в безвоздушном пространстве. Высота его полета неограниченна.

Циолковский разработал большое число оригинальных конструкций ракет. «Не помню, — писал он, — как мне пришло в голову сделать вычисления, относящиеся к ракете. Старый листок в моих рукописях с окончательными формулами, относящимися к реактивному прибору, помечен датой 25 августа 1898 года».

Первый тип ракеты на жидком горючем был детально разработан русским ученым в 1903 году. Ракета Циолковского представляет собой металлическую продолговатую камеру, очень похожую по форме на аэростаты заграждения. Камера снабжена светом, кислородом, поглотителем углекислоты. Она предназначена не только для хранения физических приборов, но и для управляющего камерой человека. Камера эта имеет большой запас веществ, которые при своем смешении образуют взрывчатую массу. Вещества, правильно и равномерно взрываясь в определенном месте, текут в виде горячих газов по расширяющимся трубам вроде рупоров. Весь запас взрывчатого вещества расходуется в течение двадцати минут. Чем больше выбрасывается из трубы газов, тем больше сила отдачи — реактивная сила, тем больше скорость.

В других конструкциях ракет Циолковского для сжигания горючего в камере двигателя приходится забирать воздух из атмосферы. Мы получаем так называемый воздушно-реактивный двигатель. Простейшая схема воздушно-реактивного двигателя — это обыкновенная трубка, открытая с обоих концов, внутри которой помещен вентилятор.

В работах Циолковского 1914, 1915 и 1926 годов даны более детальные описания жидкостных ракет, представляющих развитие основной схемы, выдвинутой ученым еще в 1898 году.

Впервые в истории науки Циолковский определил коэфициент полезного действия ракеты, указав на выгодность реактивных двигателей при больших скоростях движения. Он исследовал и получил расчетные формулы для полета ракеты. Им были подробно изучены условия взлета реактивных аппаратов, решена задача о необходимом запасе горючего. Он подробно изучал различные вещества для горючего в ракетных двигателях. Эти работы Циолковского стали сейчас классическими. Современная теория ракет и реактивных приборов в значительной степени опирается теперь на формулы и законы, данные Циолковским. На основе их созданы реактивные самолеты, снаряды и ракеты дальнего действия.

Характерно, что даже при детальном знакомстве со многими английскими, американскими и немецкими изданиями, которые посвящены реактивной технике, вы не прочтете ни строчки о Циолковском. Но подобные попытки замалчивания трудов нашего великого земляка тщетны. История развития современной мировой техники неопровержимо свидетельствует о приоритете нашей Родины в этой области.

В 1935 году Циолковский писал И. В. Сталину: «Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и Советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры».

Товарищ Сталин ответил: «Знаменитому деятелю науки тов. К. Э. Циолковскому.

Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и советской власти»...

В Советском Союзе созданы прекрасные, оснащенные по последнему слову техники экспериментальные лаборатории, научно-исследовательские институты, заводы, где по идеям нашего великого соотечественника создается реактивная техника.

Жизненный путь Циолковского был научным подвигом. Его идеям предстоит долгая жизнь во славу Родины, на благо нашего народа и всего человечества.

***

РЕАКТИВНОЕ ОРУЖИЕ В БОЮ

Выступление генерал-лейтенанта артиллерии П. Н. КУЛЕШОВА

Дело, которому посвятил всю свою жизнь Константин Эдуардович Циолковский, нашло широкое применение на фронтах Великой Отечественной войны. Советские ученые и инженеры-конструкторы практически претворили в жизнь теоретические выводы Константина Эдуардовича. Они создали новое грозное оружие — боевые установки со снарядами реактивного действия, наши знаменитые «катюши».

В июле 1941 года были сформированы и направлены на фронт первые батареи, вооруженные этой новой техникой, а в сентябре в боях участвовали уже дивизионы и полки реактивной артиллерии. «Катюши» громили врага на подступах к Москве, нанося ему огромные потери в живой силе и технике. Пленные, захваченные в районе Ярцева, показали, что немцы вначале приняли огонь одной батареи реактивной артиллерии как концентрацию огня большого количества орудий. Гитлеровцы были охвачены паникой. В бегство ударились даже те, кто находился за километр-полтора от зоны огня. Позже перепуганные немцы прозвали наши реактивные установки «пушками смерти». Интереснее вспомнить, что реактивные установки участвовали в освобождении родного города Циолковского. 11 октября 1941 года под Калугой залпом дивизиона «катюш» была уничтожена большая колонна противника.

Не раз мне приходилось читать письма немцев, испытавших на себе огонь гвардейских минометов. Вот одно из них: «Днем и ночью стоит адский грохот. У русских колоссальное количество боеприпасов, и вдобавок они пускают в ход свою «катюшу». Это их засекреченное оружие. Дело, повернулось иначе, чем мы думали».

Взаимодействуя с пехотой и другими родами войск, части реактивной артиллерии мощными залпами сдерживали врага на пути к Сталинграду. Напряженность боевой работы частей реактивной артиллерии под Сталинградом была велика: только за период оборонительных боев «катюши» произвели тысячи залпов. При прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника Погорелое-Городище сосредоточенный огонь реактивной артиллерии произвел ошеломляющее действие на противника. Передний край и глубина всей обороны были взломаны. Одним из ярких примеров боевой истории частей реактивной артиллерии было участие этих соединений в операциях на Орловско-Курском и Курско-Белгородском направлениях. После обстрела вражеских позиций над полем боя поднялась стена пыли, дыма и огня. Оборонительные укрепления врага были буквально сметены. Боевой путь «катюш» был со славой завершен в Берлине.

Так идеи Циолковского были приняты на вооружение нашей непобедимой Советской Армии.


Летать выше всех, быстрее всех, дальше всех

Выступление студента МАИ Л. БАЕВА

Я — студент Московского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе. Студенчество живо интересуется проблемами современной авиации, создание которой немыслимо было бы без классических трудов наших соотечественников — Константина Эдуардовича Циолковского, Николая Егоровича Жуковского и Сергея Алексеевича Чаплыгина.

Труды К. Э. Циолковского, содержавшие все необходимое для аэродинамического расчета аэропланов и реактивных стратопланов, предвосхитили появление подобных работ за границей.

Приведу краткую фактическую справку. Первая работа Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» опубликована в 1903 году, а французский исследователь Эсно Пельтри пришел к тем же выводам лишь спустя десять лет — в 1913 году. Американец Годдард повторил идеи Циолковского в своей работе «Метод достижения крайних высот» лишь в 1919 году. Немецкий профессор Оберт дал полную разработку аналогичных вопросов в труде «Ракета — в межпланетное пространство» в 1923 году. Но ни Эсно Пельтри, ни Годдард, ни Оберт нигде даже не упоминают о работах Циолковского, сознательно замалчивая его приоритет.

Об этих фактах должны знать все студенты, вся наша молодежь. Изучая историю русской науки, мы с глубоким удовлетворением и гордостью узнаем, что наши ученые и изобретатели первыми указали человечеству путь развития многих областей науки, первыми проложили этот путь.

К сожалению, есть еще среди нас молодые люди, которые не знают этого. Некоторые, я бы сказал отсталые, студенты любят вставить к месту и не к месту иностранные имена, привести выдержку, сослаться на авторитет какого-нибудь захудалого, третьестепенного зарубежного автора, выдавая такие «познания» за глубокую эрудицию. В то же время такие студенты совсем незнакомы с действительно выдающимися трудами наших ученых.

Это задевает чувство нашего национального достоинства. Мы, советские студенты, наследники Циолковского, Жуковского, Павлова, Мечникова, по праву гордимся нашими славными соотечественниками.

Студенты вашего института, члены Авиационного научно-технического общества (АНТОС), с увлечением работают над вопросами аэро— и газодинамики, над проблемами, связанными со сверхскоростными и высотными полетами.

Конструкторская студенческая группа одной из секций общества сконструировала недавно оригинальное устройство, значительно повышающее безопасность летчика при больших скоростях полета. Некоторые из нас получили уже теперь авторские свидетельства на свои изобретения.

Всесторонней проверкой работы нашего научно-технического студенческого общества была теоретическая конференция студентов Москвы в апреле нынешнего года. Студенты МАИ сделали на этой конференции ряд интересных докладов. Сюда прежде всего следует отнести доклад студента Минаева «Палубные истребители». В сообщении этого студента был дан разбор развития за рубежом современных палубных корабельных истребителей, боевых самолетов, взлетающих прямо с палубы военного корабля.

В заключение мне хотелось сказать, что мы, студенты, будущие конструкторы скоростных самолетов, реактивных моторов, газотурбинных двигателей, не пожалеем своих сил, чтобы наши машины летали выше всех, быстрее всех и дальше всех, — так, как мечтал об этом наш великий соотечественник Циолковский.



Домик у Оки

В дореволюционной Калуге эта улица славилась оврагами. Вечерами по Коровинской ходили с опаской: как бы не оступиться. Отсюда с холма видна широкая спокойная Ока, а за нею — синие верхушки бора. Серые покосившиеся заборы, бревенчатые одноэтажные домики учителей, лекарей, обедневших мещан примостились на крутом склоне, почти у самой воды.

В крайнем доме, куда весной во время половодья нередко подступала река, жил скромный преподаватель калужского епархиального училища Константин Эдуардович Циолковский.

В течение полувека видели калужане учителя: летом — на велосипеде, зимой — на коньках на льду замерзшей Оки.

Знали, что Циолковский изобретает что-то по воздухоплаванию.

— Как это так, — рассуждали сослуживцы, — он утверждает: человек обязательно полетит на аппарате тяжелее воздуха... Нет, батенька, каждому свое дано... Человек — не птица...

Но так говорили не все. Были у Циолковского и друзья, хорошо понимавшие, что тому, над чем неустанно трудился учитель, принадлежит великое будущее. Это были сверстники его старшего сына Игнатия, студенты.

Идея полета на аппаратах тяжелее воздуха зародилась у Константина Эдуардовича еще в юности. Занимаясь самообразованием в Москве, семнадцатилетний юноша мечтал о тех днях, когда можно будет устремиться на летательном аппарате в глубины мировых пространств. Звездное небо казалось ему тогда светящейся картой, где планеты солнечной системы — лишь малые полустанки во время движения космических поездов. Но суровая жизнь, голод и лишения возвращали юношу на землю. Он сдал экстерном экзамены и после этого направился учительствовать в Боровск, а затем переехал в Калугу. Здесь он трудился над осуществлением своих дерзких юношеских замыслов.

О возможности полета на управляемом аппарате-аэроплане учитель написал большую научную работу. Она настолько была убедительна и точна по своим расчетам веса аэроплана, мощности мотора, конструкции пропеллера, что ее опубликовали в Москве. Это произошло за восемь лет до создания первого в мире аэроплана братьев Райт. На восемь лет Циолковский опередил американцев. В домике Циолковского и сейчас хранится модель первого в мире аэроплана Циолковского. Правильные обтекаемые формы, совсем по-современному посажены шасси. А тут же рядом снимок с аэроплана братьев Райт. Он напоминает скорее большую клетку из проволоки и дерева. Как птица на жердочке, примостился на этом аппарате пилот.

Публикация трудов об аэроплане — это не первое признание работ К. Э. Циолковского. Еще раньше изобретатель построил модель воздуходувки — аэродинамической трубы. До поздней ночи из квартиры учителя слышались непрерывные звонки этой машины. Циолковский испытывал самые разнообразные фигуры на сопротивление воздуха. Труба была велика, изобретателю пришлось потесниться, вынести из комнаты кровать. Неутомимый исследователь спал на своем рабочем верстаке.

Аэродинамическая труба, как теперь знает всякий, — необходимый прибор для испытаний современных самолетов. Конструкция Циолковского превосходила по своим качествам системы иностранных воздуходувок, в частности англичанина Максима.

Академия наук, где верховодили великие князья, прислала «милостивое» уведомление: расчеты и конструкция воздуходувки правильные... Но высылайте все черновики, планы. Одним словом, весь «сырой» материал. Только в этом случае будем публиковать.

Изобретатель оказался в затруднительном положении. В тесноте трудно было сохранить ворох бумаг с черновыми вычислениями. Невозможно было собрать по крупицам черновые наброски. Но ученые чиновники остались в своем требовании неумолимы. Рукопись Циолковского затерялась в архивах.

Спустя много лет Циолковский рассказывал об этом кошмаре прошлого в своей лаконичной, полной глубокой иронии к прошлому, биографии:

«Сочувствие прессы к моим трудам сопровождалось пожертвованием от разных лиц на дело воздухоплавания. Всего получено мною 55 рублей, которые я употребил на производство новых опытов.

Принимал эти деньги со скрежетом зубов и с затаенной душевной болью, так как некоторые, не поняв статьи Голубицкого, помещенной о моих работах в «Калужском вестнике», прямо жертвовали на бедность.

...Я даже заболел, но все-таки терпел. Но, увы, несмотря на порядочный шум газет, сумма оказалась черезчур незначительной. Питер выслал 4 рубля»...

Так жил и работал в старой, дореволюционной России скромный учитель из Калуги, величайший ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Но пришло новое, счастливое время. Советское правительство признало труды Циолковского важнейшим вкладом в отечественную и мировую науку. Его избирают в действительные члены Коммунистический академии. Предоставлены средства для постройки моделей цельнометаллических дирижаблей. Началась всесторонняя разработка реактивных двигателей, двигателей будущего.

Циолковский обретает мировую известность. Широкое опубликование его работ вызвало сенсацию. Еще бы! Русский ученый не только создал первый в мире проект самолета, но на десятки лет раньше американцев, англичан, французов, немцев дал полную разработку реактивного прибора.

Вот он, исторический домик! Мы поднимаемся по крутой шаткой лестнице в мезонин, или, как любил называть эту комнату Циолковский, светелку. Здесь кабинет ученого. Справа — полка для книг, собственноручно сделанная изобретателем. Широкий стол, на котором установлены физические приборы. На этом столе Циолковский в последние годы своей жизни показывал внукам и детворе опыты по электричеству. Старый письменный стол. На нем глубокие рубцы, как незалеченные раны. Это — след, оставленный немцами. В кабинете ученого они устроили курятник, рубили головы курам, резали мясо...

Рядом со «светелкой» расположена веранда — мастерская Циолковского. Ученый строил все сам.

...От стенда к стенду проходит посетитель по этому небольшому музею. Каждая вещь, инструмент, записная книжка — живое свидетельство титанической работы великого человека.

...В этот сентябрьский день в доме-музее К. Э. Циолковского собрались комсомольцы-калужане. Самая большая комната дома с трудом вмещает всех. Люди стоят у входа. Сюда пришли агитаторы, лекторы, секретари комсомольских организаций. Гости из Москвы рассказывают о великом калужанине. В этой встрече не было ничего официального. Профессор, генерал, летчик, студент повествуют о замечательной жизни ученого, его идеях, о том, как Константин Эдуардович Циолковский живет в наших делах.

В. КОТЛОВ.

Калуга.

СО СКОРОСТЬЮ ЗВУКА

Выступление летчика-испытателя инженер-майора А. Г. ТЕРЕНТЬЕВА

Товарищи! В своей книге «Вне Земли», изданной в Калуге в 1920 голу, Константин Эдуардович Циолковский мысленно переносит читателя лет на сто вперед и описывает постройку и полеты реактивных кораблей.

В то время летательный аппарат датировался изобретателем 2017 годом. За эрой аэропланов винтовых, говорил он, должна следовать эра аэропланов реактивных.

В наше время творческая мысль советских конструкторов опережает самые смелые предсказания. Прошло не сто, а всего двадцать семь лет, и сотни советских реактивных самолетов уже бороздят небо нашей Родины.

Мне, как летчику-испытателю, часто приходится выполнять полеты на реактивных машинах. Скорость этих самолетов велика. Она приближается к скорости звука.

Во время воздушного парада нынешнего года мы летали на реактивных самолетах сомкнутым строем. Не успеваешь по карте вести детальную ориентировку в полете. Вот промелькнуло водохранилище, Истра, Тушинский аэродром. Не, преувеличивая, скажу: все это произошло в минуту,

Как-то шли мы в строю на винтовых самолетах с реактивными ускорителями. У одного из моих товарищей на время выключился ускоритель. Машина, шла только с помощью обыкновенного авиационного мотора, а через несколько секунд наш товарищ остался далеко позади. И как он «ни выжимал» скорость, нас ему догнать не удалось.

Случалась мне вести тренировочный воздушный «бой» на винтовом самолете с реактивным самолетом. В этой «бою» сказались все преимущества реактивной машины. Летчик-испытатель тов. Манучаров, который вел реактивный самолет, быстро победил меня... Я не успел сделать ни одного попадания фото-кинопулеметом, — настолько велики преимущества скорости новой машины.

Высокого класса вождения реактивных самолетов добились наши летчики. Нет такой фигуры высшего пилотажа, которой не делали бы советские пилоты на современных реактивных машинах.