Сканировал Игорь Степикин
"Крылья Родины", 1992, №8, 2 с. обл, 1 с.(без конца)
Петер БУТОВСКИ, Дмитрий ГРИНЮК
ПОЙТИ В "БУРЛАКИ"
В ПРОДОЛЖЕНИЕ разговора о судьбах дальней авиации ("Что ждет тебя, дальняя?" — "КР" 5, 6-92) особо выделим ТУ-160. Начнем с такого любопытного факта.
19 декабря 1981 года сотрудники ОКБ имени А. Н. Туполева могли доложить: "Успели!" В честь 75-летия генерального секретаря ЦК КПСС впервые взлетел самый мощный в мире бомбардировщик, "самолет 70". Было чему радоваться. Ведь в течение нескольких десятилетий не строились в СССР стратегические машины.
На некоторых причинах этого автор статьи "Что ждет тебя, дальняя?" остановился. Но надо обязательно уточнить: в конце 50-х годов не только в Советском Союзе, но и во всем мире распространилось мнение о конце эры авиации и полном переходе армии на ракетную технику. В СССР, конечно, сказалось личное увлечение ракетами Н. С. Хрущева, он ускорил прекращение работ над многими типами самолетов, в том числе и стратегическим бомбардировщиком М-50 конструкции В. М. Мясищева. Но были и более важные, объективные причины: развитие противовоздушной обороны, применение управляемых зенитных ракет. Ведь классический тяжелый бомбардировщик превратился в беззащитную мишень!
Правда, в Советском Союзе была разработана серия тяжелых самолетов-снарядов дальностью в несколько сот километров. Некоторые из них приняли на вооружение, например, снаряды К-10 и Х-20 конструкции М. Гуревича. Они подвешивались под самолеты Ту-16 и Ту-95. Однако эти снаряды оказались тяжелыми (самолет поднимал один-два) и неточными, главной задачей для них являлась стрельба по целям, контрастно выделяющимся из фона: большим военным кораблям, работающим РЛС и тому подобным.
До начала 80-х годов ни в США, ни в СССР не приняли на вооружение ни один новый тяжелый бомбардировщик. Американский В-1 и советский Ту-160 (так назвали "70" после запуска в серию) могли быть созданы лишь после разработки для них принципиально нового оружия: легких высокоточных крылатых ракет дальностью до 3000 км. Именно они потребовали новых носителей большой дальности. В США "сработали" быстрее, так как существовал "замороженный" стратегический бомбардировщик Б-1А. Надо было только, как говорят, снять пыль с документации, модифицировать машину. Одновременно новое оружие поставили на старые бомбардировщики В-52.
В СССР тяжелые самолеты Ту-95 и ЗМ были уже сильно изношены. Понадобились новые. Сначала родилась идея продолжить серию бомбардировщиков Ту-95, выпускаемых заводом в Самаре (Куйбышеве). Такая модификация Ту-95МС поступила на вооружение в 1984 г. Продолжились и другие работы.
25 ноября 1981 г. американский разведывательный спутник передал на Землю фотографию ЛИИ в городе Жуковском: рядом с двумя пассажирскими Ту-144, будто специально, чтобы подчеркнуть свои размеры, стоял подготавливаемый к первому полету прототип "70". На Западе ему тогда дали условное название Ра — Р. Потом — "Блэкджек". Авиационная печать опубликовала его первые, как потом оказалось, довольно точные рисунки. (Главный конструктор Ту-160 — Валентин Иванович Близнюк. Летчик-испытатель, первый поднявший "семидесятку", — Борис Иванович Веремей.) Серийное производство Ту-160 наладили на заводе имени С. П. Горбунова в Казани. Там раньше производились Tу-22 и Ту-22М.
...В ДЕСЯТУЮ годовщину первого полета Ту-160 мы приехали в небольшой украинский город. Это известное место службы тяжелого бомбардировочного авиаполка, который недавно отметил свое 50-летие. Первый боевой вылет он совершил в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Воевал на Ил-4 и Ер-2. Его летчики первыми бомбили Берлин в августе 1941-го.
После войны некоторое время на вооружении полка состояли "ленд-лизовские" бомбардировщики В-25. Затем — поршневые тяжелые Ту-4. С 50-х годов по 80-е — несколько модификаций среднего бомбардировщика Ту-16. На короткое время, в 1964-м, в полк поступили Ту-22МЗ. В мае 1987-го — Ту-160. Имеются также Ту-134УБЛ, предназначенные для тренировки экипажей Ту-160. Да, пассажирский Ту-134 очень похож на бомбардировщик по тяговооруженности и характеристикам взлета и посадки. Полеты же на нем, естественно, намного дешевле.
Большой заботой командира полка, 37-летнего Валерия Ивановича Горголя являются социальные проблемы. Самая главная из них — 249 семей без жилья. В магазине отсутствует молоко, нет мест в детском саду. Есть проблемы, связанные с эксплуатацией военной техники. Масло ИП-50, основное для Ту-160, производилось единственным заводом, который из-за нерентабельности закрыли...
Каков, по мнению командира полка, Ту-160 в сравнении с американским В-1В?
— По летным данным лучше Ту-160, — говорит Горголь. — И по дальности, и продолжительности полета, и по скорости. Управлять им легко. Это один из немногих самолетов, которые не требуют длительного переучивания при переходе с других типов. Нет потому проблем с укомплектованием экипажей. Раньше, на Ту-22МЗ, подготовка летчика была довольно сложной и продолжительной.
Ту-160 и В-1В близки по уровню технологии. Проблемы у них схожи. Например, количество отказов примерно равно. Во время подготовки к полету требуются многие наземные средства на машинах.
Уровень шума многократно превышает нормы. В части не хватает наушников, противовибрационных ремней и спецобуви. Зато Ту-160 был первым самолетом, при работе над которым ВВС удивительно твердо отстаивали свои позиции. Курьезом звучит история, как в течение 4 месяцев заказчик не принимал машину из-за несовершенства конструкции... бортового туалета.
Основным вооружением Ту-160 являются крылатые ракеты Х-55, подвешиваемые на двух барабанах во внутрифюзеляжном бомболюке. На каждом находится 6. Длина Х-55 — 8,09 м, вес — 1700 кг, дальность — 3000 км.
Другой вариант вооружения предназначен для подавления системы ПВО противника в полете на малой высоте с помощью ракет малой дальности. На каждый барабан их можно подвесить по 12.
Ту-160 может преодолевать систему ПВО двумя способами: либо в полете со скоростью М = 1,9 на большой высоте, либо с высокой дозвуковой — у земли. Система управления даст возможность выполнять полет с автоматическим огибанием рельефа местности.
К учебной стрельбе крылатыми ракетами Х-55 полк приступил летом 1987 г., раньше чем американцы на В-1В. Типичные маршруты учебных полетов Ту-160 проходят либо над своей территорией до Байкала и обратно, либо через Северный полюс. Такой стала трасса самого длительного полета, выполненного гвардии полковником Горголем. За 12 часов и 50 минут его Ту-160, пролетев над Северным полюсом, приблизился на расстояние 450 км к побережью Каналы и вернулся обратно в город.
В мае 1991-го над Баренцевым морем два Ту-160 сошли со своею обычного маршрута и, направляясь на запад, встретились с норвежскими истребителями F-16A. Разошлись по-доброму.
Ниже летных данных и боевых возможностей летчики оценивают удобство своей