вернёмся в начало?

прислал Ю.Дружинин
"Крылья Родины", 2005, №8, с. 17.

МАИ - 75 лет


Ф.А. Цандер в МАИ 1930 - 1932 гг.

Важный этап творческой биографии Ф.А. Цандера связан с его работой в Высшем аэромеханическом училище (ВАМУ), вскоре переименованного в Московский Авиационный Институт (МАИ).

Ф.А.Цандер начал преподавательскую деятельность фактически с первых дней создания ВАМУ. Приказом по ВАМУ № 16-от 19 апреля 1930 г. «... инженер Цандер Фридрих Артурович зачислен с 16 апреля 1930 г. преподавателем по механике».

В 1931 г. на самолетостроительном факультете МАИ создали кафедру «Теоретическая аэродинамика и гидравлика», заведующим ее стал Б.М. Земский. Есть все основания считать, что Ф.А. Цандера пригласили в МАИ благодаря Б.М.Земскому, который знал Ф.А.Цандера по Академии Воздушного Флота и Осоавиахиму.

С первых дней создания ВАМУ, а затем МАИ Ф.А.Цандер активно включился в учебный процесс. Он не мог не увлечь студенческую молодежь МАИ захватывающими идеями ракетной техники и межпланетных полетов. Действительно, уже осенью 1930 г. он стал инициатором создания ракетной секции в АКНЕЖе (Аэродинамический кружок им. Н.Е. Жуковского). 19 сентября 1930 г. Ф.А.Цандер составил программу работ секции «ракетчиков» МЖ: на период с 20 сентября по 20 декабря 1930 г.

В программе Ф.А.Цандер наметил следующие два основных направления работы секции. Первое: I) доклады по ракетам с ЖРД и РДТТ, а также по ВРД; 2) обсуждение работ деятелей ракетостроения; 3) обсуждение предлагаемых проектов ракет; 4) выполнение расчетов и чертежей; 5) изготовление и проведение испытаний опытных ракет.

Второе: I) изучение теории движения ракет; 2) проблема полета на другие планеты; 3) рассмотрение различных методов передвижения в космическом пространстве.

Кружковцы хотели на базе планера типа «Парасоль» создать реактивный планер. Первоначально хотели установить ракетный двигатель твердого топлива, но затем решили использовать жидкостный ракетный двигатель. О своей работе члены кружка написали в Калугу К.Э. Циолковскому, и получили от него советы и рекомендации.

Ф.А. Цандер составил конспект лекций для студентов МАИ по реактивным двигателям, который датирован 8 октября 1930 г. - 8 апреля 1932 г. Этот конспект представляет собой блокнот карманного формата, записи в основном застенографированы. В лекциях Ф.А. Цандер рассмотрел широкий круг научно-технических вопросов, относящихся к термодинамике, газовой динамике, термохимии, теплопередаче, коэффициентам полезного действия, тепловому расчету камеры ракетного двигателя, химической термодинамике, охлаждению ракетного двигателя и т.д. Для закрепления лекционного материала он предложил студентам задачи для самостоятельного решения. За период с 26 октября 1930 г., когда состоялось первое занятие, по апрель 1932 г. Ф.А. Цандер провел более 40 занятий секции «ракетчиков» МАИ.

В мае-июне 1931г. Ф.А.Цандер для студентов - членов секции реактивных двигателей АНТО МАИ разработал задание «Реактивный двигатель для самолета».

В декабре 1930 г. Ф.А. Цандер перешел на работу в Центральный Институт Авиационного Моторостроения, где начал испытания своего первого ракетного двигателя ОР-1 (опытный ракетный первый).