Прислал Любомир ИВАНОВ

«Красная звезда» 17.10.2010


http://www.redstar.ru/2010/11/17_11/6_03.html

17 ноября — особый день в истории космонавтики. 40 лет назад — в 1970 году — космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну первый в мире автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Он проработал до 4 октября 1971 года, прошел по лунному грунту 10,54 км с передачей телевизионного изображения на Землю.

Курс — Луна

Беседовала Анна ПОТЕХИНА. Фото предоставлено пресс-службой НПО имени С.А. Лавочкина.

Вообще же лунная программа в СССР началась в конце 1950-х годов. 2 января 1959 года была запущена первая космическая станция «Луна-1» с красивым названием «Мечта». В сентябре того же года «Луна-2», совершив первую жесткую посадку, доставила на Луну вымпел с гербом СССР. «Луна-3» в октябре 1959 года вышла на орбиту вокруг Луны и сфотографировала ее. Так земляне впервые увидели обратную сторону естественного спутника своей планеты. В 1966 году автоматическая лунная станция «Луна-9» совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, передав на Землю панорамы лунного ландшафта. В том же году «Луна-10», с борта которой транслировалась мелодия «Интернационала», стала первым в мире искусственным спутником Луны. В 1976 году автоматическая лунная станция «Луна-24», возвращаемый аппарат которой доставил на Землю 170 граммов лунного грунта, стала последней в истории покорения Луны. Пока...

О том, какие сегодня существуют проекты исследования Луны и дальних планет, «Красная звезда» попросила рассказать директора Центра планетных исследований НПО имени С.А. Лавочкина Александра Владимировича ЛУКЬЯНЧИКОВА.

— Почему же лунная программа в 1976 году завершилась?

— На то время программа беспилотных аппаратов, которые исследовали Луну, была фактически исчерпана: основные ее цели были на тот период достигнуты.

— А как же неосуществленные советские пилотируемые программы полетов на Луну?

— Я думаю, что это произошло в основном из-за проблем, связанных с разработкой ракеты Н-1, предназначенной для полетов человека на Луну. Может быть, мы к этой программе еще вернемся.

— Какие проекты освоения Луны существуют сегодня?

— НПО имени С.А. Лавочкина, занимаясь беспилотными средствами, разрабатывает новые лунные проекты. В настоящее время в Федеральной космической программе два проекта: «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс». Оба предполагаются к запуску в 2013 году. Следует отметить, что проект «Луна-Ресурс» планируется осуществить в координации с индийским проектом «Чандраян-2».

«Луна-Глоб» — это орбитальный и посадочный аппараты. Запускаются они с помощью ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат». Орбитальный и посадочный аппараты разделяются после выхода на траекторию перелета к Луне и дальше работают автономно. Орбитальный КА исследует Луну с орбиты: дистанционное зондирование поверхности, исследование окололунного пространства... А посадочный модуль совершает посадку, причем использует методологию и принципы посадки, которые успешно зарекомендовали себя еще в 70-х годах прошлого века. При этом будет максимально учитываться опыт тех лет как положительный, так и отрицательный. (Известно, что несколько станций при посадке на Луну разбились. — А.П.)

— Неужели массово-энергетических характеристик разгонного блока «Фрегат», разработанного в НПО имени С.А. Лавочкина, хватит для доставки посадочного аппарата на Луну?

— Более того, его возможностей хватит, чтобы доставить КА и к Марсу. Все зависит от их массы. Кроме того, есть «Фрегат», который работает с «Союзом», а есть — с увеличенным запасом топлива — «Фрегат-СБ», который способен вывести большую массу в составе ракеты «Зенит». И такие проекты есть.

— В чем же принципиальная новизна программы «Луна-Глоб»?

— Конечно, технические средства, аппаратурные решения, которые мы используем сейчас при создании нового поколения посадочных аппаратов, современные, но во многом также используется опыт реализации прошлых миссий. Сегодняшние лунные КА будут иметь значительно меньшую массу, приблизительно 1-3 тонны в отличие от пятитонных машин в 1970-е годы.

Другим аспектом, отличающим сегодняшние проекты от программы 1960-1970-х годов, является выбор района исследования. Особенно пристальный интерес сейчас проявляется к приполярным областям. До сих пор эти районы мало изучены. Именно там предположительно находится водяной лед, который можно в перспективе использовать для пилотируемой базы на Луне. Кроме того, там есть как области вечнозатененные, так и зоны, где солнечный свет есть всегда (на них возможно использовать на борту солнечную энергию).

На новом посадочном аппарате по программе «Луна-Глоб» будет установлена научная аппаратура весом всего 34 — 35 кг, которая будет осуществлять широкий спектр научных исследований на поверхности Луны, в том числе проводить на месте анализ образцов лунного грунта.

— Интересно...

— Действительно, это принципиально новый и в какой-то мере экономичный подход к научной задаче. Ведь чтобы осуществлять доставку грунта на землю, миссия должна быть гораздо сложнее, а значит, и дороже, так как для этого нужно было бы задействовать еще одну ракету, а также посадочный модуль с возвращаемым аппаратом.

— Значит, этим посадочным аппаратом так же, как и в 70-м году прошлого века, будет управлять экипаж на Земле?

— Экипажа в прежнем виде, когда луноходом управляли на Земле водитель, штурман, командир, не будет. Будет, конечно, научная группа управления, Центр управления полетом, где специалисты будут принимать решения о направлении исследований в интерактивном режиме.

— Расскажите подробнее о международной миссии «Луна-Ресурс».

— Речь идет о двух модулях: российском и индийском. Этот проект несколько похож на «Луна-Глоб». В нем тоже есть орбитальный и посадочный аппараты. За разработку орбитального модуля («Чандраян-2») отвечает индийская сторона. За создание посадочного аппарата отвечает Россия. Кроме того, есть маленький индийский луноход, который доставляется на Луну с помощью российского модуля. Запуск обоих модулей осуществляется индийской ракетой с их космодрома. Российская часть проекта получила название «Луна-Ресурс-1». Орбитальный аппарат работает на орбите, посадочный и луноход — в приполярной области Луны. В отличие от миссии «Луна-Глоб», где предполагаются исследования в районе Северного полюса, посадочный модуль «Луна-Ресурс-1» выполнит посадку на Южном полюсе. Принимая во внимание, что обе экспедиции — и «Луна-Ресурс-1», и «Луна-Глоб» — будут работать практически в одно время — в 2013 году, может сложиться ситуация, когда на поверхности Луны и окололунном пространстве будут находиться сразу три российских космических аппарата: два посадочных, разнесенных на разные полюса, и один орбитальный. Так что в 2013 году может быть создана своего рода «Лунная база».

— А все эти аппараты будут каким-то образом друг с другом взаимодействовать?

— Друг с другом — нет. Координация их функционирования будет осуществляться с Земли.

— А что дальше?

— Дальше миссия «Луна-Ресурс-2». Цель этой миссии — доставка лунного грунта.

— Снова как в 1970-е годы на «Луне-16», когда грунт забирали из Моря Дождей?

— Тогда, в 1970 году, доставка грунта была достижением определенного приоритета в так называемой «лунной гонке». Тогда брали любой грунт, не представляя, будет ли он интересен для науки или нет. Выбор места забора грунта определялся фактором гарантированной и безопасной посадки. Тогда важно было доставить на Землю грунт первыми. Это была, скорее, политико-технологическая задача. Сейчас стоит несколько другая цель: нам необходимо изучить грунт в приполярной области Луны. Достаточно интересен также с этой точки зрения бассейн Эйткина. Есть научные гипотезы о том, что этот кратер образовался за счет столкновения с крупным астероидом, который буквально стесал часть грунта, из-за чего образовалась достаточно глубокая впадина. Поэтому, получив грунт из этого места, мы сможем сделать выводы о том, что же находится у Луны не на поверхности, а внутри. И для этого необязательно делать глубокие раскопки. Но сложность заключается в том, что этот кратер находится на обратной стороне Луны, поэтому его исследование — достаточно сложная технологическая задача. Вообще говоря, в настоящее время место посадки будет определяться в основном научной целесообразностью, ценностью получаемой информации. Хотя задачу безопасной посадки с нас никто не снимал.

Миссия «Луна-Ресурс-2» будет осуществляться в два этапа: сначала посадка лунохода с достаточно большим радиусом действия, потом выдвижение лунохода в район забора грунта. При этом будут выполняться научные исследования по маршруту движения. В ходе забора грунта будет проводиться экспресс-анализ с целью отбора образцов, представляющих интерес для детального исследования в земных лабораториях. Когда образцы будут отобраны, на Луну отправится следующая экспедиция для доставки грунта на Землю. Посадка этого аппарата будет осуществляться по сигналам радиомаяка, установленного на луноходе.

— Когда планируется миссия «Луна-Ресурс-2»?

— Приблизительно 2018 год.

— Что вы можете сказать по поводу финансирования этих экспедиций?

— Они прописаны в Федеральной космической программе. Финансирование осуществляется стабильно. В настоящее время НПО имени С.А. Лавочкина практически уже приступило к изготовлению экспериментальных образцов для отработки ключевых технологий проектов. То есть работы идут достаточно интенсивно.

— Разница с технологиями 1970-х годов очевидна. А что у вас есть передовое по сравнению с современными американскими технологиями?

— Конечно, у американских коллег была очень интересная пилотируемая программа. Но если брать автоматические станции, которыми они исследовали Луну, то последняя посадочная экспедиция у них тоже была достаточно давно. Сегодня у них также есть интересные проекты по доставке на поверхность Луны исследовательских станций, которые они собираются реализовать к 2014-2015 годам. Но я считаю, что в плане автоматических посадочных аппаратов у нас больший опыт и есть определенные ноу-хау.

— А по сравнению с современными японскими, индийскими, китайскими лунными программами как мы выглядим?

— Все этапы исследования Луны (орбитальные полеты, отработка посадки на Луну, доставка на ее поверхность исследовательских аппаратов...), которые они проходят сейчас, нами были пройдены еще в 1960-1970-е годы. Они действительно достаточно успешно прошли первую фазу — исследований Луны с орбиты искусственного спутника. Большинство из названных вами стран в 2013 году приступают к непосредственному исследованию лунной поверхности.

— Мы не отстаем от этих стран технологически, финансово, интеллектуально?

— Если брать США, то будет лукавством, если я скажу, что мы идем на одном уровне с ними. Но если берем азиатские страны, которые очень активно приступили к новой «лунной гонке», то мы им практически не уступаем. Есть отдельные приборы, технологии, оптические средства, по которым они серьезно вырвались вперед. Особенно японцы. Но интеллектуально мы идем наравне со странами «лунного клуба».

— Поговорим о проектах по дальнему космосу.

— Сейчас на выходе экспедиция «Фобос-Грунт», которая была отложена в 2009 году. Дело в том, что при всестороннем анализе готовности космического аппарата к пуску было принято решение о проведении дополнительных работ по повышению его надежности. Кроме того, никто не знает, что представляет собой грунт спутника Марса Фобоса. Поэтому решили оснастить посадочный аппарат дополнительным устройством, обеспечивающим гарантированный забор как рыхлого, так и твердого грунта. В настоящее время запуск космического аппарата «Фобос-Грунт» запланирован на 2011 год. Это связано с тем, что к Марсу можно пускать аппараты только в определенные «окна» — раз в два астрономических года. Сейчас для нас это задача номер один. Далее у нас идут две «Луны», потом — ближе к 2020-м годам — мы снова возвращаемся к Марсу — я имею в виду программу «Марс-Нэт». Мы планируем доставить в различные районы на поверхности Марса несколько небольших посадочных модулей, образовав тем самым глобальную исследовательскую сеть. Информация с посадочных аппаратов будет передаваться на орбитальный аппарат и далее на Землю. Дальше мы предполагаем приступить к разработке миссии по доставке грунта с Марса. Но это еще более дальняя перспектива. Есть у нас также проект по изучению Венеры, логично продолжающий программу исследований этой планеты, которая была успешно выполнена в 70-80-е годы прошлого века. Сильно впечатляющих планов по Венере у нас сейчас нет, тем не менее задача разработки посадочной станции с увеличенным сроком активного существования, которую мы предполагаем решить в рамках этого проекта, безусловно, представляет научный и технологический интерес. Это проект «Венера-Д». Есть у нас в планах достаточно амбициозный проект «Меркурий-П», предусматривающий доставку на Меркурий посадочного аппарата. Кроме того, в этом году мы приступили к разработке нового аппарата «Интер-Гелио Зонд». Его задача — осуществить исследования Солнца с близкого расстояния.