вернёмся в библиотеку?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

«Ломоносов» №3 — 2003 г


Расследованиегибель «Колумбии


ЭКИПАЖ
СГОРЕЛ



1 февраля 2003 года: пылающие обломки шаттла

Цепочку событий, которые вполне могли привести к страшной катастрофе, по «горячим следам» анализируют Джефар Хехт и Джастин Муллинс.





23 марта 2001 года: горит орбитальная станция «Мир»

Утром 1 февраля 2003 года люди ждали успешного приземления космического корабля «Колумбия». Однако вместо этого увидели телерепортаж о трагедии. И самый высокий в мире погребальный костер. Семь членов экипажа сгорели заживо.

К


орабль отправился в путь с мыса Канаверал утром 16 января, в четверг. Сам старт выглядел просто безупречным. Однако на следующий день эксперты, просматривая видеозапись, усмотрели неладное. Примерно на 80-й секунде полета фрагмент пеноизоляции размером с атташе-кейс и весом чуть больше килограмма отвалился от огромного топливного бака, ударил в левое крыло «Колумбии» и мгновенно испарился в виде белого облачка.

В НАСА срочно собрали группу инженеров, чтобы попробовать оценить последствия. Эксперты предположили, что отвалившийся кусок попал по нижней поверхности крыла, а значит, удар был скользящим. Но для начала они рассчитали энергию соударения для лобового столкновения.

Последний раз аналогичный случай произошел с «Колумбией» в 1992 году. Почти такой же обломок пробил тогда в теплоизоляционной плитке отверстие менее трех сантиметров в глубину и примерно 10 сантиметров в длину. Однако защитный слой остался цел. И «Колумбия» благополучно вернулась на Землю.

Эксперты решили, что нынешнее столкновение очень похоже и смоделировали степень повреждения применительно к касательным ударам под углами до 16 градусов. Расчеты показали, что ущерб должен быть минимальным. В итоге инцидент сочли «несущественным», рассказывает руководитель программы космических кораблей многоразового использования Рон Диттемор.

Теперь в НАСА сомневаются и не исключают, что кусок мог быть обледеневшим, то есть гораздо тяжелее и опаснее. Если окажется, что именно он и стал причиной катастрофы, значит, в США не извлекли уроки из трагедии космического челнока «Челленджер» в 1986 году. В ходе расследования той трагедии Ричард Фейнман, впоследствии нобелевский лауреат, указал на серьезные недостатки в методике, которую использовали американцы для оценки риска. Руководство НАСА знало, что во время взлета выхлопные газы могут разрушить резиновые кольцевые уплотнители в твердотопливных ракетных ускорителях. Но ничего не сделало для предотвращения аварии. Это было роковой ошибкой. Равно как и случай 1992 года.

Теплоизоляционные плитки не рассчитаны на удары такой силы. Но НАСА проигнорировало очередное предупреждение. Полет 1992 года был объявлен успешным. Значит, и следующему полету ничего не угрожало. А ведь повторные столкновения с обледеневшими кусками изоляции различной массы, ударяющими с разной скоростью и под разными углами, явно могли нанести непоправимый вред конструкции корабля. Когда корабль был уже на орбите, на высоте 200 км, Центр управления сообщил экипажу, что все в порядке. И полет продолжался без всяких приключений до самого возвращения в плотные слои атмосферы.

РОВНО В 7.52

В субботу 1 февраля в 7 часов 12 минут Центр управления полетами в Хьюстоне дает команду на приземление. В 7.27 командир корабля Рик Хасбэнд и пилот Уильям Маккул начинают подготовку к посадке. До приземления оставался примерно один час. Включены двигатели малой тяги, чтобы сбросить скорость. Корабль позиционирован так, чтобы его нос был чуть задран вверх. Все было готово для спуска на Землю в компьютерном режиме.

Первые признаки неисправности появились в 7.52 над Калифорнией. Когда «Колумбия» стремительно неслась по еще темному утреннему небу, Том Бизли, астроном из Калифорнийского технологического института, увидел, как от челнока отделяются небольшие яркие точки. А через несколько мгновений оторвался фрагмент поярче. В 20 километрах от института это также наблюдала астроном Кармен Санчес-Контрерас из Радиообсерватории Оуэнс-Вэлли (Owens Valley Radio Observatory). «Я увидела второе яркое пятно, которое было намного больше. Оно оторвалось совсем неожиданно. Как будто от корабля что-то отделилось», — рассказала она корреспондентам New Scientist.

В тот же момент Центр управления в Хьюстоне получил первый предупреждающий сигнал о нештатном повышении температуры в нише левого шасси. В 7.53 четыре температурных датчика на задней кромке левого крыла неожиданно полностью отказали.

В 7.54 датчики внутри фюзеляжа над левым крылом зафиксировали, что за 5 минут температура выросла на 30° С — в четыре раза выше нормы для этой зоны.

Еще через минуту температура существенно поднялась и в тормозной системе левого крыла. А в 7.57 отказали еще два датчика. Затем система управления полетом «Колумбии» обнаружила повышенное сопротивление по левому борту и начала компенсировать его при помощи элевонов — рулей управления полетом, расположенных в задней части треугольного крыла. Вслед за этим совершенно неожиданно включились два небольших двигателя малой тяги.

Однако сопротивление постоянно росло. Складывалось впечатление, что бортовой компьютер не справляется с управлением, рассказывает Диттемор. В 7.59 над западным Техасом корабль еще продолжал бороться за существование. А центр сообщил экипажу об отказе датчиков. Рик Хасбэнд начал отвечать, однако посреди фразы связь оборвалась. Больше их никто не слышал.

Корабль стремительно летел над восточным Техасом на высоте 63 км в 18 раз быстрее звука. А на земле люди с ужасом смотрели, как он разваливается на множество пылающих обломков.

Версии о причинах трагедии стали появляться уже через несколько минут после того, как стало ясно, что корабль погиб. Возможность террористического акта исключили почти полностью — высота и скорость делали челнок недосягаемым для атаки с земли. Диверсия до запуска тоже выглядела фантазией. Одни посчитали, что взорвался один из бортовых топливных баков, а другие — что челнок столкнулся с космическим мусором. Хотя вероятность этого чрезвычайно мала.

Расследование причин катастрофы сейчас идет по нескольким направлениям. Одно из них — бортовой компьютер, обеспечивающий оптимальный угол входа корабля в плотные слои атмосферы. Это нужно для того, чтобы теплоизоляция на нижней поверхности корпуса приняла на себя основную часть нагрузки от раскаленной плазмы, которая образуется при входе в атмосферу. Нештатный рост температуры внутри ниши левого шасси и вывел экспертов на теорию о том, что удар мог открыть створку шасси. А туда могла устремиться беспощадная плазма.


Видеокамера увидела отрыв пеноматериала от топливного бака. При ударе по левому крылу появляется белое облако.

Пока Диттемор не исключает ни единого варианта. Но при этом он подчеркивает, что повышение температуры было бы гораздо более заметным, попади 1000-градусная плазма в нишу шасси. Скорее всего повышенная температура в нише шасси и фюзеляже была вызвана теплотой, которую передала разогретая часть крыла. Но почему же она так нагрелась? Один из вариантов предполагает, что оторвавшийся кусок пеноматериала нанес гораздо больший урон, чем предполагали специалисты НАСА.

Специализированный сайт по исследованию космоса. Мониторинг хода расследования аварии «Колумбии»: http://www.space.com

Электронная газета по проблемам освоения космоса. Обновляется ежедневно. Возможность бесплатной подписки на информационный бюллетень: http://www.spacedaily.com

Ход расследования катастрофы челнока «Колумбия»: http://spaceflight.nasa.gov/shuttle

Данные о научных исследованиях, проводившихся на борту «Колумбии»: http://spaceresearch.nasa.gov/sts

Могло случиться и так, что обломок пробил теплоизоляцию, обнажив алюминиевый корпус. Теплоизоляция представляет собой плиточную матрицу из кварцевого стекла низкой плотности, которое выдерживает температуру до 1200°С. Плитки прочны, но одновременно отличаются хрупкостью. Не исключено, что они не готовы выдержать удар куска пеноматериала с удвоенной скоростью звука, особенно если он содержал лед. Вполне возможно, что удар был не скользящий, как предположили ученые, а лобовой, прямо в переднюю кромку. В этом случае количество переданной энергии было намного больше. А если было пробито армированное покрытие из углеродного композита под плиткой, плазма могла накалить металл, как паяльная лампа.

У алюминия низкая температура плавления — всего 660° С. Так что долго ему воздействие плазмы не выдержать. Поверхность левого крыла могла начать вспучиваться, а плитки — отваливаться. В этом случае становится понятным ускоренное повышение сопротивления по левому борту корабля. И почему он в итоге развалился на куски.

Пока рано утверждать, что теория об ударе пеноматериалом станет главной. Для выяснения причин эксперты используют все малейшие зацепки. Однако ясно одно: НАСА предстоит доказать, что оно умеет правильно оценивать степень угроз. NewScientist



К


ак сообщил на днях администратор НАСА Шон О'Кифи, радар военно-воздушной базы Эглин в штате Флорида зафиксировал аномальное явление, которое произошло на вторые сутки полета «Колумбии». От корабля отделился объект размером с большой апельсин. По словам Гарольда Гехмана, возглавившего расследование инцидента, его группа предполагает, что объект мог быть куском льда. И образовался он на конце трубы, через которую шаттл периодически стравливает мочу и водяной конденсат. Обычно влага попадает в космос в виде аэрозоля. Но однажды был случай, когда она смерзлась в ком размером с баскетбольный мяч. Астронавтам пришлось скалывать его роботизированной рукой-манипулятором, которым оснащен грузовой отсек корабля. Экипаж «Колумбии» не мог провести подобную операцию из-за того, что «руке» мешало пространство, отгороженное для размещения дополнительного научного оборудования. Хотя НАСА и опасалось, что ком смерзшейся мочи, если от него не избавиться еще на орбите, способен оторваться при посадке, когда включатся тормозные двигатели. И ударить как раз по левому крылу. А проблемы с ним, видимо, и привели к катастрофе.

НАСА, проявляющее сейчас удивительную открытость, распространило и фотографию, сделанную с помощью телескопа на военно-воздушной базе Киртлэнд в Нью-Мексико. На снимке виден силуэт шаттла, запечатленный примерно за две минуты до того, как с ним была потеряна радиосвязь. На левом крыле виден зигзагообразный всплеск. Его появление по времени совпадает с телеметрическими данными о неполадках.


СКОРЕЕ ВСЕГО

РЕБЯТА ПОГИБЛИ

МГНОВЕННО

Истинные причины гибели «Челленджера» стали известны лишь спустя много лет после его взрыва. Очевидно, что и расследование нынешней трагедии скоро не закончится. Версий много.
О наиболее вероятных из них рассказывают российские эксперты Алексей Ромашкин и Елена Пантюшина, сотрудники ЦНИИ машиностроения Росавиакосмоса.

У


вы, но шансов выжить в катастрофе у экипажа «Колумбии» не было: индивидуальные спасательные средства могли бы сработать только на более низкой высоте. Об этом сообщил российский космонавт Борис Моруков, имеющий опыт полетов на корабле «Атлантис» — «близнеце» погибшего шаттла «Колумбия».

Он опроверг сообщения ряда СМИ о том, что у астронавтов многоразовых кораблей якобы совсем уж нет индивидуальных средств спасения. «В кабине все сидят в специальных костюмах, обеспечивающих автономное существование».

Однако, по словам космонавта, эти костюмы могли бы спасти жизнь людям только на более низкой высоте. «Шаттл должен был находиться в атмосфере, чтобы экипаж мог осуществить аварийное покидание корабля и приземление на парашютах», — подчеркнул Моруков.

Так что известно на сегодняшний день? Вот факты.

Проблемы, указывающие на неполадки на борту, возникли за семь минут до аварии. Это сообщил руководитель программы космических полетов НАСА Милт Хефлин на пресс-конференции в Хьюстоне. Неожиданно перестали работать датчики температуры в левом крыле «Колумбии». Затем упало давление в левом шасси и стал перегреваться корпус.

На шаттлах нет такого прибора, как «черный ящик» в авиации, который фиксирует все переговоры на борту и данные приборов

За двадцать четыре минуты до планировавшейся посадки три датчика на шасси в отсеке внутри корабля зафиксировали неожиданный и резкий рост температуры. Это, как отметил представитель НАСА, было первое свидетельство возникших на борту челнока неполадок.

Когда шаттл летел над Калифорнией, 4-й датчик в левом шасси показал повышение температуры на 30-40 градусов по Фаренгейту.

Затем, уже над штатами Аризона и Нью-Мексико, вышли из строя температурные датчики верхнего и нижнего покрытий левого крыла.

Над востоком Техаса бортовой компьютер, реагируя на обозначившийся крен «Колумбии» на левую сторону, дал команду правому маневровому двигателю включиться на 1,2 секунды, чтобы выровнять корабль. Вскоре после этого связь с ним оборвалась.

До того, как прекратилась связь, стало очевидно, что происходит что-то неладное, и это насторожило командира корабля. Об этом свидетельствуют переговоры между ним и Центром управления полетами на космодроме на мысе Канаверал.

На шаттлах нет такого прибора, как «черный ящик» в авиации, который фиксирует все переговоры на борту и данные приборов. Фактически эту роль выполняет сам Центр управления полетами, который поддерживает с экипажем постоянную радиосвязь. Однако с ее прекращением центр теряет способность «вести» корабль. В момент потери связи высота была свыше 63 тыс. метров, а скорость превышала скорость звука в 18 раз.

Руководитель программы полетов кораблей многоразового использования Рон Диттмор подтвердил, что при взлете «Колумбии» 16 января с корпуса корабля отлетел кусок изоляционного материала, который, по всей видимости, ударил по левому крылу. Но заявил, что нет никаких свидетельств того, что именно это стало причиной катастрофы. А в прошлом плитки термической защиты тоже иногда слетали во время старта шаттлов.

Обломки космического корабля рассеяны на расстоянии более пятисот километров. В течение шести часов в воздушной зоне этого района были запрещены все полеты, поскольку «...в атмосфере повисло облако, содержащее металлическую пыль и осколки...». При этом НАСА предупредило всех, что категорически запрещено приближаться к этим обломкам, так как они высокотоксичны.

В связи с этим к расследованию обстоятельств гибели корабля подключено ФБР. 2 февраля — через сутки после катастрофы — президент США Джордж Буш объявил зонами бедствия штаты Техас и Луизиана, на территории которых упали обломки «Колумбии». В распространенном заявлении главы администрации сказано, что обстановка, сложившаяся в отдельных районах Техаса и Луизианы, дает все основания для того, чтобы объявить их зонами бедствия.

Решение президента автоматически означает, что из федерального бюджета будут выделены деньги для оказания помощи в ликвидации последствий катастрофы в указанных штатах.

Руководство ликвидацией последствий катастрофы космического корабля «Колумбия» поручено Федеральному агентству по чрезвычайным ситуациям США (ФЕМА). Такое решение было принято министром национальной безопасности США Томом Риджем, который будет координировать эти усилия. К работе также подключено Северное командование США.

Члены экипажа «Колумбии»

На борту МТКК «Колумбия» находились семь астронавтов — столько же, сколько на шаттле «Челленджер», который взорвался сразу после старта 28 января 1986 года.

Командир корабля полковник ВВС Рик Хазбэнд из города Амарильо, штат Техас. Он был летчиком-испытателем перед зачислением в отряд астронавтов в 1994 году. Это был его четвертый полет на шаттле. Ему было 45 лет.

Пилот корабля коммандер ВМС США (капитан первого ранга) Уильям Маккул из города Лаббок, штат Техас. Астронавтом стал в 1996 году. Отец троих детей. Это был его первый полет в космос. Ему был 41 год.

Специалист по операциям с полезной нагрузкой коммандер Майкл Андерсон из города Спокане, штат Вашингтон. Попал в отряд астронавтов в 1994 году. Он стал одним из немногих негров в составе отряда. В 1998 году совершил полет на орбитальную космическую станцию «Мир». На шаттле он отвечал за научные эксперименты. Ему было 43 года.

Пилот и врач Дэвид Браун. Он стал астронавтом в 1996 году, до этого пилотировал боевые самолеты «А-6Е» «Интрудер» и «F-18». Это был его первый космический полет. Ему было 46 лет.

Член экипажа Илан Рамон стал первым гражданином Израиля, совершившим полет в космос. До этого он был пилотом самолетов «F-16» и «F-4». Полковник израильских ВВС Илан Рамон был выбран первым израильским астронавтом в 1997 году и начал подготовку в Хьюстоне на следующий год.

Его мать и бабушка пережили ужасы заточения в Освенциме. Он отец четверых детей. Ему было 48 лет.

Среди членов экипажа «Колумбии» были также две женщины. Это Калпана Чавла и Лорел Кларк.

Чавла эмигрировала в США из Индии в 1980 году. В отряд астронавтов была принята в 1998 году. Это был ее второй полет на шаттле. Ей был 41 год.

Лорел Кларк до поступления в отряд астронавтов в 1996 году была врачом на подводных лодках, а также на самолетах. На борту «Колумбии» она помогала с осуществлением научных экспериментов. В городе Расин, штат Висконсин, у нее остался восьмилетний сын. Ей был 41 год.


Кроме того, 2 февраля США обратились к мексиканским властям с просьбой о содействии в случае обнаружения на территории Мексики обломков космического корабля «Колумбия». «Правительство Соединенных Штатов просило сделать все возможное, чтобы сохранить остатки челнока, если они попали на территорию Мексики или в ее территориальные воды», — передало мексиканское информационное агентство «Нотимекс» со ссылкой на источник в Белом доме, просивший не называть его имени. По данным агентства, министр национальной безопасности США Том Ридж связался с министром внутренних дел Мексики Сантьяго Крилем и попросил содействия латиноамериканской страны. Учитывая значительный радиус разброса обломков, не исключается падение их на территорию северных штатов Мексики, в ее территориальные воды или в Мексиканский залив.

Представитель НАСА Рон Диттмор заявил, что к настоящему моменту не найдено каких-либо деталей, которые могли бы указать на причину катастрофы. Вот, собственно, и все, чем располагают специалисты, выдвигающие свои гипотезы.

ЭТО ЧТО-ТО ДРУГОЕ

Первая версия о гибели «Колумбии» исходит от самого Рона Диттмора. На пресс-конференции в ЦУПе НАСА в Хьюстоне он заявил, что зафиксированное повышение температуры в нише шасси и левом крыле «челнока» перед катастрофой составило 30-40 градусов по Фаренгейту. Резкий рост температуры на шаттле «Колумбия» перед его катастрофой не был вызван возможной потерей теплозащитной плитки. Диттмор указал, что если бы корпус прогорел, то температура была бы значительно выше. И подчеркнул, что при снижении, когда шаттл окутан плазмой, температура за бортом достигает 2000 градусов по Фаренгейту.

Как указал представитель НАСА, рост температуры внутри корабля свидетельствует лишь о какой-то проблеме, возникшей на борту. Он отметил, что эксперты пока гадают об истинных причинах этого факта. По мнению Диттмора, причины катастрофы, вероятно, в другом. «Это что-то другое», — сказал он, указав, что, возможно, специалисты так никогда и не узнают, что же случилось на самом деле. Тем не менее в НАСА имеет место версия, которая основана на том, что в связи с выходом из строя бортового компьютера шаттл не смог войти под нужным углом в плотные слои атмосферы и как бы «упал на брюхо». Вслед за этим мог последовать тепловой удар.

ВЗРЫВА НЕ БЫЛО

Вторую версию выдвинули европейские специалисты. По их мнению, причиной катастрофы стало нарушение в структуре теплозащитного покрытия шаттла, которое обеспечивает стабильность работы корабля во время его входа на огромной скорости в верхние слои земной атмосферы.
Разрушение корабля началось именно в тот момент, когда с ним отсутствовала связь

Анализ видеозаписи показывает, по мнению ряда европейских экспертов, что шаттл развалился во время вхождения в атмосферу. «Взрыва не было, произошел распад корабля», — считают они.

Тем не менее сейчас европейские специалисты сходятся во мнении, что именно нарушения в термической обшивке корабля привели к аварии. Они не исключают, что отлетевшая керамическая плитка термической защиты вызвала «эффект домино» — когда начали отваливаться и другие плитки оголив корпус корабля.

«Алюминиевая структура «Колумбии» просто не выдержала предельных температур и начала разваливаться», — заявил в прямом телеэфире один из ведущих европейских космических специалистов. «Ясно, что причину всего необходимо искать в обшивке шаттла», — заключил он.

Такую точку зрения высказал в интервью германскому телевидению эксперт в области космонавтики профессор Хайнц-Хермань Коелле. Катастрофа, считает он, произошла примерно за двадцать минут до посадки «Колумбии», в момент торможения. Это самая опасная фаза приземления.

Аналогичного мнения придерживается германский астронавт Эрнст Мессершмид. Он также не исключает варианта «потери управления». Возможно, говорит Мессершмид, что «экипаж заметил какие-то неполадки и попытался вручную исправить положение». Его коллега Ульрих Вальтер полагает, что причины катастрофы «Колумбии» надо «искать еще на старте». Тогда, заметил он, «могла быть разрушена часть изоляции внешнего топливного бака». И, вероятно, при вхождении в атмосферу поврежденная часть крыла не выдержала высоких температур.


Осколки «Колумбии» рассыпаны по территории нескольких штатов.

ПРОЖИГАНИЕ КОРПУСА ТЕПЛОВЫМ ПОТОКОМ

Третью версию выдвигает российский эксперт — представитель Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), участвовавший в разработках аналогичной российской системы многоразового использования «Энергия-Буран». По его словам, на всех многоразовых американских кораблях установлено теплозащитное покрытие четырех типов. На носках крыла и фюзеляжа это армированный волокном углерод. Он — самый прочный, монолитный компонент теплозащиты, максимальная рабочая температура которого составляет 1650°С. И не мог разрушиться.

В подфюзеляжной части «Колумбии» расположено высокотемпературное теплозащитное покрытие в виде плиток черного цвета, выдерживающих 1260°С. Они обращены к топливному баку. И срыв его фрагмента мог вызвать их повреждение, считает специалист. При этом потеря нескольких черных плиток является критичной для безопасности корабля, так как скоростной напор при входе в атмосферу мог вызвать отрыв новых плиток.

По мнению эксперта, «это могло привести к прожиганию корпуса тепловым потоком и разрушению конструкции корабля». Как отметил специалист, именно тепловая защита является одной из основных проблем безопасности американских «челноков».

Еще при первом старте «Колумбии» 12 апреля 1981 года, когда корабль вышел на орбиту, телекамеры зафиксировали потерю нескольких плиток низкотемпературного покрытия на верхней части фюзеляжа.

После каждого полета на «Колумбии» приходилось менять в среднем более трехсот плиток низкотемпературного покрытия. Они — белого цвета, выдерживают температуру 650° и покрывают шаттлы с боков и сверху. На поверхностях различных сочленений имеется гибкое покрытие, рассчитанное на 400°. В целом теплозащитное покрытие «Колумбии» состоит из 31 тыс. плиток. Его стоимость достигает 315 млн долларов.

Таким образом, мнение российского эксперта сводится к тому, что катастрофа «Колумбии» произошла на среднем участке траектории спуска в атмосфере, когда на корабль воздействовал максимальный тепловой поток, вызвавший отрыв теплозащиты и прогар корпуса. Разрушение корабля началось именно в тот момент, когда с ним отсутствовала связь. А на видеосъемке зафиксированы уже последствия этих катастрофических разрушений, которые можно было наблюдать на высоте около двадцати километров в виде горящих в плотных слоях атмосферы обломков.

ТОЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Четвертая версия — это поражение «Колумбии» ракетой типа «земля-воздух». Однако она сразу отпала, поскольку космический корабль «Колумбия» был вне досягаемости ракет класса «земля-воздух» в момент потери связи с Центром управления полетами. Это дает основания считать, что катастрофа шаттла не явилась результатом террористической акции. Что подтвердил журналистам неназванный представитель администрации США. В Росавиакосмосе разделяют точку зрения НАСА, что причиной аварии шаттла «Колумбия» не мог быть теракт.

ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗРУШЕНИЕ

Пятая версия была выдвинута в Росавиакосмосе. Причины катастрофы американского космического корабля «Колумбия» усматривают в нарушении аэродинамических характеристик при вхождении в плотные слои атмосферы. Такую точку зрения в интервью ИТАР-ТАСС высказал пресс-секретарь главы Росавиакосмоса Сергей Горбунов. «На мониторе было видно, как от корабля отвалилась какая-то деталь, а любая мелочь в таких условиях может сыграть трагическую роль», — сказал он.

«Судя по траектории полета обломков — в одну сторону, это естественное разрушение конструкции», — заявил официальный представитель Росавиакосмоса Вячеслав Михайличенко. Эксперт полагает, что в данном случае произошло «нечто», связанное с естественным старением шаттла, которому около двадцати лет.

ОЧЕВИДНО, БЫЛ ВЗРЫВ

Шестую версию выдвинул известный российский ученый академик Роальд Сагдеев. Она основана на том, что изношенность механизмов космического корабля «Колумбия» вполне могла стать одним из факторов, приведших к его катастрофе. «Комментаторы, предлагающие версии аварии «Колумбии», почему-то забывают о том, что каждый день происходят катастрофы на автомобильном, воздушном, железнодорожном транспорте, и ничего сверхъестественного в этом нет, — сказал ученый. — Космос же гораздо менее изученная сфера и потому гораздо более рискованная».

По словам ученого, «все полеты в космос сопряжены с определенным риском», а «идеальных по своей надежности космических средств пока нет».

Российский космонавт Борис Моруков, имеющий опыт полетов на корабле «Атлантис», выдвигает свою (седьмую) версию гибели корабля и экипажа. По его мнению, катастрофа произошла во время входа корабля в плотные слои атмосферы. «Очевидно, был взрыв, который расколол корабль на несколько частей, поэтому, скорее всего, ребята погибли мгновенно», — с горечью отметил российский космонавт.

Моруков полагает, что к трагедии могла привести как внешняя, так и внутренняя техническая проблема. Он не исключил, что «было какое-то внутреннее механическое воздействие, которое могло привести к разрушению корпуса корабля».

ПЕРЕГРЕВ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРЕНИЯ

Восьмую версию выдвинул первый японский астронавт Мамору Мори, побывавший в космосе в 1992 году на борту американского корабля «Индевор». По его мнению, катастрофа американского корабля «Колумбия» могла произойти из-за чрезмерных механических нагрузок на корпус и перегрева в результате трения при вхождении в плотные слои атмосферы. «Мне кажется, что это наиболее вероятная причина гибели корабля», — заявил он на пресс-конференции в Национальном управлении по исследованию космического пространства (НАСА), подчеркнув, что впервые запущенный на орбиту в 1981 году космический челнок был очень старым. Японский астронавт отметил, что неполадки при вхождении космического корабля многоразового использования в атмосферу ожидаются меньше всего, поскольку совершено уже более ста успешных посадок шаттлов на Землю с помощью компьютерного управления.

НЕПРАВИЛЬНЫЙ УГОЛ

Девятую версию выдвинул видный британский ученый, профессор Имперского колледжа в Лондоне Андрэ Бало. Он предположил, что возможной причиной трагедии явилась ошибка электронной аппаратуры, которая привела к тому, что «Колумбия» вошла в земную атмосферу под «неправильным» углом. Если случилось именно это, то термозащита могла и не справиться с огромной температурой, заявил Бало.

Во время снижения и захода на посадку любое нарушение целостности пластин, которые защищают шаттл от перегрева, однозначно привело бы к взрыву корабля и гибели его экипажа, уверен профессор. «Как только в «броне» образуется прореха, челнок начинает распадаться на части. Остановить это уже ничем нельзя», — указал эксперт. По его мнению, ошибка экипажа не могла стать причиной катастрофы космического корабля «Колумбия». «На шаттлах ошибки человека быть не может», — заявил Бало.

ШАТТЛ ПЕРЕВЕРНУЛСЯ

Десятая версия принадлежит известному польскому эксперту в области пилотируемых космических полетов, сотруднику Центра космических исследований Польской академии наук, профессору Янушу Желиньскому. Согласно его мнению причиной катастрофы космического корабля «Колумбия» мог стать отказ его важных систем, в частности, системы торможения. Возможно, вышел из строя какой-либо из двигателей, к примеру, отвечающий за торможение, и это могло привести к взрыву и разрушению всего космического корабля, полагает эксперт.

Однако, уверен профессор Желиньский, пока еще рано говорить о том, что произошло. «Могло случиться и так, что при вхождении в атмосферу шаттл перевернулся и пошел к Земле днищем вверх», — предположил он. Космический корабль был старым и имел свой ресурс, который мог быть попросту исчерпан. Ведь с момента начала строительства «Колумбии» прошло тридцать лет. Неоднократно ставился вопрос о строительстве вместо «Колумбии» нового челнока, но этот проект откладывали как «легкомысленный». Теперь оказалось, что такой подход был ошибочным, сообщил профессор Януш Желиньский.

Он напомнил, что в прошлом году «Колумбия» прошла технический осмотр и ремонт, однако в случае с таким старым кораблем многие проблемы просто невозможно обнаружить. По мнению профессора, среди упавших на землю обломков шаттла не может быть ничего токсичного, если только на его борту не находились какие-либо радиоактивные или биологические материалы, использовавшиеся при экспериментах.

НАДЕЖДА НА СВИДЕТЕЛЕЙ

Итак, существуют десять версий. Если отбросить возможность осуществления террористического акта, то все версии причин гибели «Колумбии» с семью членами экипажа на борту сводятся к следующим:
Среди упавших на землю обломков шаттла не может быть ничего токсичного

1. Разрушение теплозащитного покрытия корпуса корабля.

2. Ошибка электронной аппаратуры привела к превышению расчетных нагрузок.

3. Изношенность механизмов.

4. Усталостное разрушение несущей конструкции.

5. Взрыв на борту.

В принципе, ни одну из перечисленных причин исключить нельзя, поскольку каждая из них способна вызвать все остальные.

Совершенно секретная версия

Сильное подозрение, особенно у российских специалистов, вызывают обстоятельства полета «Колумбии», его автономные задачи, даже не предполагавшие стыковки с МКС, а главное — настоятельные призывы НАСА ни в коем случае не прикасаться к найденным обломкам корабля. Мол, они ядовиты. Возможно, что пугали специально, чтобы несознательные граждане США не растащили ценные свидетельства на сувениры. А такие желающие быстро нашлись. Были даже те, кто собирался продать найденные обломки.

Но вот 12 февраля CNN распространило информацию о том, что у трех коров и двух оленей в штате Техас распухли языки и облезла шерсть якобы после контакта с упавшими на землю деталями «Колумбии». По словам Клары Эверетт, представителя техасской ветеринарной комиссии, две коровы уже умерли, а олени пока живы.

Вопрос: что такое опасное было на борту «Колумбии»? Топливо, как намекают в НАСА? Вряд ли. Самыми токсичными компонентами из известных на борту были монометилгидрозин (ММГ) и четырехокись азота (AT). Их используют, соответственно, в качестве горючего и окислителя в системах орбитального маневрирования и реактивной ориентации. Общая масса этого топлива (без дополнительных баков) не превышает трех тонн. Но оно расходовалось в полете, а кроме того, попав в атмосферу на высоте более 60 км, не могло составить опасных концентраций на земле и, тем более, «заразить» обломки корабля.

Так, российские специалисты считают, что даже запуски ракет-носителей (РН) «Протон» с космодрома Байконур не оказывают вредного воздействия на экологию и состояние здоровья местных жителей. Об этом 6 февраля 2003 года заявил журналистам в Алма-Ате начальник отдела экологии Росавиакосмоса Виталий Самброс. По его словам, такое мнение основано на «изучении свыше 140 тысяч гектаров земли и медицинского обследования более 100 тысяч жителей». А в районах падения частей РН «Протон» содержание вредных компонентов ракетного топлива не превышает предельно допустимых норм.

Хотя в отделяемых ступенях, падающих на землю, значительно больше и гептила (идентичный монометилгидрозину компонент), и окислителя.

Другое дело, если на борту «Колумбии» находились какие-либо радиоактивные или биологические материалы. Последние вряд ли могут представлять опасность после воздействия температуры свыше 1500°С. А радиацию жаром не уничтожить.

Некоторые российские эксперты осторожно полагают, что катастрофу шаттла могли спровоцировать какие-то секретные эксперименты на борту и то загадочное, но весьма массивное оборудование, которое потребовало дополнительного места в грузовом отсеке.

Почти все астронавты-мужчины, участвовавшие в экспедиции, были летчиками-истребителями и в свое время работали по программе противоракетной обороны или «звездных войн». В ее рамках американские специалисты испытывают боевые лазеры космического базирования, для которых нужен мощный источник энергии. Например, ядерный реактор. Он-то и мог находиться на борту, мог и выйти из строя. Да и странная лиловая вспышка — то ли молния, то ли сполох призрачного атмосферного электричества, — по крайней мере, по цвету очень похожа на лазерный импульс.



Американский ЦУП: потеряв радиосвязь с шаттлом, директор полета Лерой Кейн подал команду: «Заприте двери». С этого момента никто не мог покинуть ЦУП.

Так, во время старта «Колумбии» оторвалась одна из плиток теплозащиты и ударила по топливному баку. Ряд авторитетных специалистов из стран Европы и России полагает, что именно это привело к возникновению проблем, ставших причиной аварии. Но, по словам Редди, через двенадцать дней после старта шаттла инженеры НАСА представили отчет о происшедшем при запуске нарушении термозащиты корабля. По мнению экспертов, даже если целостность «панциря» была нарушена, это не могло бы стать причиной «прожога» корпуса при вхождении в плотные слои атмосферы и никак не отразилось бы на безопасности корабля. Редди подчеркнул, что ознакомился с этим документом и согласился с представленными в нем выводами.

Правительственную комиссию, которая занимается расследованием обстоятельств гибели «Колумбии», возглавляет адмирал ВМС США в отставке Гарольд Геман. В свое время он руководил инициированным Пентагоном расследованием теракта против американского эсминца «Коул» в 2000 году.

В правительственную комиссию вошли представители ВВС и ВМС США, а также гражданские специалисты из министерства транспорта и других федеральных ведомств. Кроме того НАСА и министерство транспорта США параллельно проведут собственные расследования причин гибели «Колумбии». Отдельное расследование намерен провести и комитет палаты представителей конгресса США по науке.

НАСА создало специальный командный пост на базе ВВС США в Барксдейле (штат Луизиана), который будет выполнять функции оперативного штаба. В этот штаб будут свозить для анализа обломки «Колумбии».

В настоящее время главная версия в расследовании происшедшей катастрофы — неполадки в системе термозащиты космического корабля, возникшие при старте. Тем не менее другие версии пока также рано сбрасывать со счетов.

Главная версия обоснована тем, что правительственной комиссии удалось установить: в последние пять минут перед катастрофой «Колумбии» температура корпуса шаттла в районе ниши левого колеса шасси росла значительно быстрее, чем на правой части корабля. Анализ записанной компьютерами информации показал, что в районе этой ниши температура поднялась на 60 градусов, тогда как на правой стороне шаттла рост, как и положено, составил 15 градусов

Вскоре после возникновения температурного перепада бортовая автоматическая система управления полетом «Колумбии» зафиксировала значительное нарастание сопротивления воздушному потоку со стороны левого крыла корабля. Нарастание было столь сильным, что системе пришлось начать активно манипулировать элевонами шаттла, чтобы компенсировать его отклонение от расчетного курса в левую сторону. Причем элевоны были выведены на большие углы атаки, что нехарактерно для этого участка снижения шаттлов при приземлении.

Вместе с тем рассматриваются и другие варианты. В частности, эксперты анализируют конструкцию корабля и систему управления полетом. Специалисты НАСА рассчитывают получить важную дополнительную информацию о еще тридцати двух секундах полета «Колумбии» после того, как связь была потеряна. Эти данные содержатся в контролировавших полет шаттла компьютерных системах на Земле. Но их пока еще не анализировали. Вероятно, эти сведения помогут понять, что происходило в те секунды в воздухе. Кроме того, ведущие расследование эксперты связались с жителем Калифорнии, который видел, как от пролетавшей над этим штатом «Колумбии» начали отделяться какие-то фрагменты.

По оценке специалистов НАСА, эти сведения представляют большую ценность, и сейчас они стараются совместить переданную наблюдателем информацию с графиком полета шаттла и другими данными. Собранная из разных источников информация должна помочь составить полную картину и выявить причину случившейся катастрофы.


М


ногоразовая транспортная космическая система «Спейс Шаттл» состоит из орбитального корабля (ОК) с маршевым двигателем, центрального топливного бака и двух твердотопливных ускорителей.

Общая стартовая масса МТКС, т

Диаметр внешнего топливного бака (ВТБ) центрального блока, м

Диаметр корпуса стартовых ускорителей, м

Длина ВТБ центрального блока, м

Длина стартовых ускорителей, м

Общая стартовая масса ОК, т

Максимальная ПН на низкой околоземной орбите, т

ПН при возвращении на Землю, т

Габариты грузового отсека (длина/диаметр), м

Длина ОК, м

Максимальный поперечный размер (размах крыла) ОК, м

Максимальная заправка ОК топливом, кг

Диапазон высот рабочих орбит ОК, км

2020

8,9

3,7

47

45,5

114

25

14,5

18,3/4,6

37,25

23,8

14100

185-1100

ОК МТКС может выполнять операции на орбитах высотой от 185 до 1100 км, осуществлять маневры с помощью специальной системы орбитального маневрирования (СОМ), в которую входят два жидкостных ракетных двигателя тягой по 2,7 т, и реактивной системы управления (РСУ).

Экипаж ОК состоит из четырех человек, но может быть увеличен до семи человек (включая научный и технический персонал). Максимальная продолжительность полета ОК — тридцать суток. Выполняя стандартный полет, ОК может пробыть на орбите в течение семи суток, вернуться на Землю и быть подготовленным к новому полету через четырнадцать суток. Находясь на стартовом комплексе, МТКС может быть приведен в готовность к запуску для проведения спасательной операции за 24 часа. При проведении аварийных спасательных работ кабина ОК МТКС может вместить десять человек.

Члены экипажа и пассажиры занимают кабину, расположенную в носовой части ОК. Места для пассажиров и жилая зона размещаются на нижней палубе кабины. В космическом полете могут принять участие не только космонавты, но также опытные ученые и технические специалисты, не прошедшие специальной подготовки.

Продолжительность полета ОК в атмосфере при сходе с орбиты составляет около 30 минут. Обычно корабль входит в атмосферу на высоте 120 км. Через 4 минуты после этого на высоте 80-90 км наступает период радиомолчания, когда экипаж и Центр управления полетами не могут вести радиообмен из-за образования вокруг корабля облака нагретой высокотемпературной плазмы. В этот период времени на корабль в зоне носовой части и нижней поверхности фюзеляжа воздействует максимальная температура около 1600° по Цельсию. Связь с кораблем обычно восстанавливается на высоте 55 км.

Взрыв баллона

В последнюю декаду февраля неожиданное развитие получила версия, связанная с возможным повреждением шаттла куском топливного бака, отскочившего во время старта. Как выяснили журналисты, за два дня до предполагаемой посадки «Колумбии» инженер исследовательского центра НАСА в Лэнгли Роберт Догерти письменно предупредил коллег в Хьюстоне о тех катастрофических последствиях, которые в принципе способно повлечь повреждение, если оно затронуло теплоизоляционные плитки в районе шасси. Высокотемпературная плазма, проникнув в нишу, подчеркивал инженер, может перегреть колеса. И они лопнут, выбив створки шасси и другие элементы корпуса, что грозит его полным разрушением.

Эксперты из комиссии НАСА по расследованию катастрофы, не отрицают, что плазма и в самом деле могла проникнуть в нишу шасси во время посадки. И даже приоткрыть створку. Иначе, мол, и не объяснить аномальное повышение температуры в этом районе. Но на вероятность взрыва одного или нескольких колесных баллонов внимания, видимо, никто не обратил. Зато Роберт Догерти призывал в своем послании пристально следить за температурными датчиками в нише под крылом, опасаясь повреждения колес. И предлагал подготовиться к посадке шаттла «на брюхо». Или вообще не садиться, а покинуть корабль на парашютах. Кстати, среди осколков «Колумбии» удалось отыскать створку шасси — как раз ту, которая находилась под левым крылом. Не исключено, что ее выбило взрывом. И не исключено, что взрывом баллона. В то же время в НАСА утверждают, что гипотеза Догерти не добавляет ничего нового в ход расследования и не проясняет первопричину катастрофы. А лишь дает одну из версий ее развития.


1 февраля 2003 года вышел в свет очередной номер журнала New Scientist с рассказом о том, какие эксперименты проводил экипаж корабля. Наши коллеги назвали его «Миссия невыполнима». Естественно, подготавливая материал, журналисты еще не знали о трагедии. И имели в виду совсем другое: сомнение по поводу обещаний НАСА окупить полеты в космос результатами научных исследований. А вышло-то куда мрачнее и мистически.


П


олет по программе STS-107 — первый за последние три года, который был полностью посвящен научным исследованиям. Семеро астронавтов, включая первого израильтянина, провели более чем 80 экспериментов. И ни у кого нет сомнений, что получены конкретные результаты. Вот только стоят ли они затраченных 500 миллионов долларов?

Одно из самых интригующих достижений — уникальная коллекция необычных электрических явлений, порождаемых грозовыми тучами, так называемых «спрайтов» и «эльфов». Спрайты (от английского sprite — «фея») представляют собой вспышки в верхних слоях атмосферы продолжительностью всего несколько миллисекунд. Они сопровождаются распылением светящихся частиц ионизированного газа красного цвета на высоте от 20 до 100 километров над Землей. Впервые это явление было отмечено в 1989 году. И почти сразу же его существование подтвердили наблюдения с борта шаттла. Эльфы, или elves, — не вполне очевидная аббревиатура от Emissions of Light and Very low frequency perturbations from



Electromagnetic pulse Sources, что можно перевести как «световое излучение и низкочастотные возмущения, вызываемые источниками электромагнитных импульсов». Это явление было открыто во время полета шаттла в 1995 году. И, несмотря на то, что эльфы слабее спрайтов и еще более кратковременны, экипаж «Колумбии» был первым, кому удалось заснять их специальной камерой.

Израильский физик Яв Яир, который руководил наблюдениями из центра управления в Хьюстоне, говорит, что столь детальные снимки — это удача, о которой можно было только мечтать. Они помогут ученым понять природу свечения. Ученые считают, что эльфы, спрайты и другие подобные явления как раз и есть недостающее звено в опутавших атмосферу электрических цепях. К тому же они влияют на химические процессы в озоновом слое. «Это один из конкретных примеров того, как полет челнока открывает перед наукой новые горизонты», — добавляет Мэтт Хивенер из Лос-Аламосской национальной лаборатории, штат Нью-Мексико, который занимается изучением эльфов и спрайтов.

Как и следовало ожидать, располагая подобными результатами, американское космическое ведомство, которое в последнее время все чаще попадает под огонь критики, делает все возможное, чтобы превознести научную выгоду полета шаттла. Ведь с самого начала было объявлено, что научные эксперименты станут главной целью участия НАСА в проекте Международной космической станции — самом крупном со времен миссии «Аполло». Но все вышло по-другому. И даже некоторые из самых рьяных сторонников НАСА высказывают опасения, что МКС, стоимость которой зашкаливает за 15 миллиардов долларов, так никогда и не выполнит своей миссии.

В адрес НАСА все настойчивее звучат требования продемонстрировать всему миру, что в космосе можно проводить важные и полезные научные эксперименты. Только так это ведомство сможет оправдать будущее своей программы пилотируемых космических полетов. Но даже если в проект МКС и будут внесены необходимые изменения, которые позволят проводить на станции серьезные научные исследования, пройдет не один год, прежде чем они будут воплощены в жизнь. Пока же НАСА может рассчитывать только на шаттлы да на собственный исследовательский модуль Spacehab.

ИДЕАЛЬНОЕ ПЛАМЯ

Итак, все взоры обращены на полет STS-107. Интерес публики возбудил один из проектов, над которыми работают астронавты. Его цель — изучить огонь. На Земле свойства пламени зависят от гравитации. Нагретые газы, устремляясь вверх, придают пламени турбулентную форму. В невесомости оно образует сверхъестественные, абсолютно симметричные сферы. Сам процесс протекает очень медленно, поскольку без поднимающихся газов нет притока свежего воздуха, который питает огонь.

Медленное и равномерное горение позволяет сделать пламя очень слабым. В лаборатории на борту шаттла каждый огненный шар производит в 50 раз меньше энергии, чем обычная свеча для торта, что идеально подходит для изучения фундаментальных механизмов теплопередачи в процессе горения.

Экипаж шаттла использует пять различных газовых смесей. Результаты этих экспериментов могут быть использованы для того, чтобы сделать процесс горения более эффективным. А это позволит создавать высокоэффективные экологически чистые двигатели.

Экипаж шаттла изучает и способы тушения огня. В невесомости эта задача может оказаться не такой простой. И далеко не праздной. Достаточно услышать мнение космонавтов, которым довелось пережить несколько страшных пожаров на борту орбитальной станции «Мир». В процессе экспериментов экипажу предстоит определить, какое минимальное количество воды необходимо, чтобы затушить огонь, не повредив при этом бортовое оборудование. Какова польза от этих исследований на Земле, пока неясно. Однако очевидно, что их результаты можно будет использовать при тушении пожаров в помещениях, напичканных электроникой.

Экипаж шаттла изучал способы тушения огня в невесомости» определяя необходимое для этого количество воды
И ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПОЛЕЗНО

Представители НАСА не перестают нас убеждать, что именно биомедицинские эксперименты на борту челнока сулят жителям Земли наибольшую выгоду. И действительно, некоторые из них могут быть весьма полезны. Например, исследования процессов развития раковых клеток или потери костной и мышечной массы в космосе. Экипаж также изучает головокружение и способы поддержания равновесия. Первоначальная цель — помочь астронавтам быстрее адаптироваться к невесомости и отсутствию сенсорных сигналов, необходимых для ориентации. Но они также позволяют лучше узнать, как работает нейровестибулярная система, а в перспективе и помочь людям, которые испытывают трудности с равновесием.

И все же, какими бы интересными и полезными ни были эксперименты на борту космического челнока, окупают ли они затраты?

У Ларри Янга, бывшего директора Национального исследовательского института космической биомедицины (National Space Biomedical Research Institute) в Хьюстоне, а ныне профессора астронавтики Массачусетского технологического института, на этот счет нет никаких сомнений. В ходе других экспериментов астронавты исследуют, каким образом различные организмы функционируют в условиях малой гравитации либо при полном ее отсутствии. Все живое, что есть на Земле, выросло и развивалось под действием силы земного притяжения. «Единственный способ узнать о ее влиянии на живые организмы — подвергнуть их исследованию в условиях невесомости. То есть в космосе, — объясняет Янг. — В противном случае попытки понять влияние гравитации будут напоминать процесс изучения зрения в условиях, когда мы лишены возможности выключить свет».

По его мнению, для понимания базовых биологических процессов нулевая гравитация «чрезвычайно важна, интересна и стоит того, чтобы потратить на нее часть нашего национального достояния».

А вот Луис Фридман, исполнительный директор Планетарного общества (Planetary Society), Пасадена, штат Калифорния, не думает, что полеты шаттлов стоят затраченных денег. Хотя и допускает, что «многие из научных экспериментов наверняка полезны». «Дешевле и быстрее будет проводить их на непилотируемых космических кораблях», — говорит Фридман.

В течение последних тридцати лет целая армия беспилотных аппаратов помогает человечеству разгадывать тайны Солнечной системы. И есть немало ученых, которые считают, что программа пилотируемых полетов не дает такого научного эффекта, хотя и потребляет при этом львиную долю бюджета НАСА. С чисто научной точки зрения эти деньги лучше было бы потратить на беспилотные проекты.

Но какими бы ни были прежние решения НАСА, МКС и многоразовые корабли — это реальность. Поэтому многие исследователи придерживаются прагматических взглядов: нам необходимо использовать их так, чтобы получать максимальную научную выгоду. «Шаттл — это стратегическая ошибка Соединенных Штатов. Нам не следовало делать челноки единственным средством доставки людей и грузов в космос, — говорит Фридман в интервью журналу New Scientist. — Но поскольку они существуют, ценность научных исследований, стоимость которых постоянно растет, довольно высока. Меня впечатляет, как много сравнительно недорогих экспериментов можно проводить на борту и какими широкими возможностями мы располагаем».

И даже Брюс Мюррей, астрофизик из Калифорнийского технологического университета и в прошлом непримиримый критик дорогостоящих пилотируемых полетов в космос, призывает извлечь из ситуации максимальную выгоду. «Вместо того чтобы обсуждать экономическую эффективность таких исследований, нам следует обратить внимание на все их преимущества», — говорит он.


При посадке «Колумбии» сгорели две женщины — исследовательницы Лорел Кларк (вверху) и Калпана Чавла.

Есть еще и менее осязаемые результаты. Фридман обращает внимание на символическое значение одного из экспериментов, который проводила на борту шаттла группа палестинских и израильских студентов.

«Символизм не так уж плох — он побуждает и воодушевляет, — говорит ученый. — Пилотируемая программа и полеты шаттлов привлекают общественное внимание и вдохновляют людей. Дэвид Чандлер. NewSctentist


Проблемы с безопасностью с самого начала преследуют американскую челночную программу, считает Дэвид Л. Чандлер — журналист, который освещал десятки полетов кораблей многоразового использования.

ВЕЗЕНИЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ

В


о время запуска «Колумбии» со стартовой площадки Космического центра Кеннеди было видно, как от ее гигантского топливного бака отвалился кусок обшивки и нанес удар по хрупким теплоизоляционным плиткам на нижней поверхности корпуса корабля. Когда космический челнок был уже на орбите, сотни инженеров пристально изучали видеозапись и наводили телекамеры военных спутников на поврежденный участок, чтобы оценить ущерб. Другие эксперты были заняты анализом потенциальных последствий. Но сделать однозначного вывода никто не мог.

Знакомая история? Однако произошла она почти 22 года назад. Через двое суток после старта, а именно 14 апреля 1981 года «Колумбия» приземлилась. Это был первый полет космического челнока, который вернулся в целости и сохранности. Когда корабль стремительно пронзал плотные слои атмосферы, наблюдатели и экипаж молили Бога, чтобы все закончилось благополучно. Они надеялись на лучшее, но были готовы к худшему. А командир корабля Джон Янг был на тот день самым опытным и именитым астронавтом. Он даже успел походить по Луне. Соотечественники видели в нем бесстрашного и скупого на слова американского парня. Янг выбрался из «Колумбии» с радостной улыбкой на лице. Быстро сбежал вниз по ступенькам и, едва обменявшись приветствиями, отправился под днище корабля. Там он долго смотрел на блестящую, выложенную плитками поверхность и качал головой. Со стороны казалось, что Янг до сих пор не верит, что остался жив.




На 2 февраля 2003 года был намечен праздник по поводу успешного завершения экспедиции STS-107, гостям загодя разослали приглашения. А закончилось все траурными венками.







Все причастные к полету знали, что ощущает астронавт. За эти двое суток они тоже натерпелись. Теплоизоляционные плитки — наиболее уязвимые места корабля. Это компонент, отказ которого способен привести к катастрофе. Он защищает не только алюминиевый корпус, но и экипаж. Тогда вообще никто не мог наверняка сказать, вернется ли челнок на Землю, если плиточное покрытие получит хотя бы незначительное повреждение. Разрушение всего нескольких плиток вполне могло привести к итогу, который НАСА получило 1 февраля 2003 года. «Плохой день», как застенчиво называют его в этом ведомстве. Во время первого полета «Колумбии» у всех на уме были те же мысли, что и в день страшной катастрофы 22 года спустя. За это время было совершено 112 полетов. И множество раз теплозащитные плитки повреждались льдом или обломками, отрывавшимися от топливного бака. Если хрупкость этой защиты уже давно не вызывает сомнений, то почему же никто не подумал, как ее оптимизировать? В своем уничтожающем заключительном отчете о расследовании гибели челнока «Челленджер» в 1986 году покойный физик и нобелевский лауреат Ричард Фейнман указал на главную причину того ужасного случая, который оставался непревзойденным по масштабам до катастрофы 1 февраля 2003 года. И причина эта гораздо глубже, чем дефектные уплотнительные кольца, непосредственные виновники гибели корабля. Все дело в технической и организационной культуре НАСА.

Фейнман указал на смертельно опасную самоуспокоенность, царящую в НАСА, — регулярно повторяющиеся проблемы никто толком не осмысливает, со временем к ним все привыкают и принимают как должное. «Если неполадка не привела к катастрофе, все равно необходимо докопаться до самой сути. В противном случае нельзя гарантировать, что авария не произойдет во время следующего полета, — писал ученый. — Когда играешь в «русскую рулетку» и при спуске курка не гремит выстрел, охватывает радость. Но когда жмешь курок во второй раз, от этого не легче».

Не в этой ли самой культуре кроются причины гибели «Колумбии»? Схема событий до боли знакома. Буквально в каждом полете теплозащитные плитки получали повреждения разной степени. И каждый раз специалисты проводили оценку дефектов и высчитывали потенциальные последствия. И каждый раз челноки возвращались домой. Потом плитки заменяли для следующего запуска, а дефект сам по себе казался все менее страшным.

Отремонтировать плиточное покрытие на орбите невозможно. Случись подобное повреждение в прошлом, челнок можно было бы пристыковать к Международной космической станции. Экипаж мог бы задержаться там на несколько недель или


Ключевые события в истории кораблей многоразового использования

Январь 1972 года. Президент Никсон объявляет о начале работ по созданию космических челноков.

12 апреля 1972 года. (14.04.1981!) Первый корабль STS-1 благополучно приземляется, несмотря на опасения по поводу повреждения теплозащитных плиток.

28 января 1986 года. Гибель корабля «Челленджер». Экипаж в составе семи человек погиб.

Июнь 1986 года. Опубликован отчет о расследовании аварии «Челленджера». Ричард Фейнман предупреждает, что нынешние подходы НАСА чреваты дальнейшими катастрофами.

29 сентября 1988 года. Первый полет космического челнока после гибели «Челленджера».

Сентябрь 1998 года. В разгар строительства Международной космической станции Консультативный совет НАСА предупреждает о высокой вероятности аварий на кораблях многоразового использования.

20 ноября 1998 года. Начинается сборка Международной космической станции.

Апрель 2002 года. Ричард Блумберг, бывший председатель Консультативного совета по безопасности полетов, указывает на существование серьезных проблем в области безопасности использования космических челноков.

Июль 2002 года. В топливопроводах обнаружены трещины. Полеты заморожены на три месяца.

1 февраля 2003 года. «Колумбия» разваливается при входе в плотные слои атмосферы. Экипаж в составе семи человек погиб.

даже месяцев, спокойно подождать, когда ему на выручку прилетит другой челнок. Однако последний полет был первым за три года, когда стыковка с МКС была исключена. «Колумбия» находилась не на той орбите и не на той высоте. Так что шансов совсем не было.

А что же американцы никак не придумают способ, как отремонтировать плитки на орбите? Директор управления полетами НАСА Милт Хефлин говорит, что в последний раз этот вариант всерьез рассматривали в конце 1970-х. Тогда астронавтов хотели снабдить ремонтным комплектом. Но предложение сочли неразумным и похоронили.

Но это было давно. Даг Перович, руководитель отделения материаловедения и машиностроения Университета Торонто, рассказал нашему журналу, что с тех пор высокотемпературная керамика ушла далеко вперед и что сделать ремонтный комплект вполне реально.

«Не вижу для этого никаких препятствий», — говорит ученый, имея в виду, что для латания выемок или пустот, оставшихся от отлетевших плиток, можно придумать портативное устройство для термического или плазменного напыления. И вложить его в руки астронавта, который будет работать в открытом космосе.

Однако Джеффри Хоффман, бывший астронавт-челночник, который сейчас преподает в Массачусетсом технологическом институте, утверждает, что признаков самоуспокоенности по поводу термоизоляционных плиток он никогда не замечал. С его точки зрения, ремонтный комплект может внушить ложное ощущение безопасности. «Совершенно правильно было решено, что лететь в космос нужно с абсолютной верой в надежность плиток, то есть что чинить их не придется». Правда, он соглашается, что, возможно, пришло время вернуться к этому вопросу.

Последний полет был первым за три года, когда стыковка с МКС была исключена. «Колумбия» находилась не на той орбите и не на той высоте

Ему возражают, что НАСА давно могло бы этим заняться. Но ведь последние десять лет ему постоянно сокращали бюджет. Агентство изматывают сокращения штатов и перерасход средств по программе МКС, которая не дает развивать корабли многоразового использования. Дошло до того, что об опасностях современных тенденций в весьма резкой форме предупреждал человек, который в течение 15 лет возглавлял Консультативный совет НАСА по вопросам аэрокосмической безопасности. Весной прошлого года, после вынужденной отставки, в своем письме Ричард Блумберг писал: «Безопасность космических челноков никогда не тревожила меня так, как сейчас. Не могу избавиться от чувства, что существующий подход к решению вопросов закладывает мину замедленного действия».

Больше всего Блумберг был недоволен тем, что повышением уровня безопасности челноков никто не хотел заниматься в расчете на перспективы машины следующего поколения. А до старта нового корабля многоразового использования еще ждать лет двадцать.

Хоффман не советует сваливать гибель «Колумбии» на нехватку средств или другие внешние причины. «Мы незнаем причин аварии. Как же можно искать виноватых? В этом нет смысла, пока не установлены причины».

При этом многие настаивают, что после гибели «Челленджера» уровень культуры НАСА значительно вырос. В отличие от прежних попыток отгородиться от общественности каменной стеной секретности и скрыть все, что только возможно, сейчас агентство делится имеющейся у него информацией. «Мне кажется, что подходы НАСА полностью изменились, — говорит Дональд Кутина, отставной генерал ВВС США, входивший в состав комиссии по расследованию гибели «Челленджера». — Уверен, что они сделали правильные выводы».

Страница НАСА, посвященная гибели «Колумбии». Описание катастрофы, отчеты, новостная лента: http://www.nasa.gov/columbia

Независимый сайт, отслеживающий деятельность НАСА: http://www. nasawatch. com

Но такую уверенность испытывают далеко не все. Ветеран программы «Аполло» Базз Олдрин говорит, что «в последние лет десять недостаточное финансирование стало самым обычным делом». В настоящее время разрабатывают всего один аппарат — «орбитальный космический самолет», способный стать альтернативой для доставки астронавтов на космическую станцию. Его надо будет устанавливать на одну из ракет одноразового использования — «Дельту-4» или «Атлас-5». При этом Олдрин считает, что использовать ракеты для полетов человека в космос рискованно: «Тревожат меня новые одноразовые средства. И проблем много, и дорого».

Кейт Коуинг, бывший специалист НАСА по интеграции полезной нагрузки, который сейчас ведет Интернет-сайт NASA Watch, согласен, что агентство истощено постоянным сокращением его бюджета. «НАСА стоит на самом краю. Вот-вот в сфере безопасности полетов появится огромная брешь, — говорит он. — Люди работают в постоянном состоянии стресса». Сыграло ли это свою роль в последней катастрофе? «Этого я сказать не могу», — подчеркивает он. Однако проблемы с плитками не решены. Очень похоже, что люди сжились с опасностью, о чем и предупреждал Фейнман. NewScientist