«Московский Комсомолец» 17.02.1995

ПЯТЬ ВОПРОСОВ
ПОЛОВИНЕ

Мы давно не запоминаем имена космонавтов, полеты в космос стали делом привычным, будничным. Хотя от этого не перестали отказывать двигатели, и по-прежнему друзья с тревогой смотрят в небо, а жены тихо плачут ночами и ждут.

Семья Викторенко 30 января отметила свою серебряную свадьбу. Александр Степанович — на борту орбитальной станции "Мир", Раиса Ивановна — в Звездном, где она работает инженером.

— Каким было ваше первое впечатление от будущего мужа?

— Мы пришли в первый класс, и нас посадили за одну парту. Так мы все 10 лет вместе и просидели. В младших классах я училась получше, а потом Саша меня обогнал. И у нас уже существовало разделение. Я у него списывала математику, а он у меня — русский язык. Наши родители тоже знали друг друга. Его отец и моя мама работали в одном магазине. Да в селе все знают друг друга. После окончания школы я уехала в Петропавловск (Казахский) учиться в педагогический институт, а Саша поехал в Оренбург, в Высшее военное авиационное училище летчиков. И когда он через 4 года вернулся в наше село Ольгинку, я там уже в школе работала. Увидела Сашу в военной форме летчика морской авиации, такого красивого. В общем, мы поженились. И его отправили служить в Калининград.

— Часто ли вам приходится расставаться?

— Очень часто. Как только приехали в Калининград, он сразу же на 3 месяца улетел в командировку, и я одна привыкала к гарнизонной жизни... И потом его все время посылали в командировки, особенно весной и осенью. А в 87-м году он полетел впервые в космос. На 8 дней. Это был совместный советско-сирийский полет.

Я всю неделю не спала, все выходила на балкон и смотрела на звезды. Думала, как там можно существовать. Потом, когда он полетит на полгода второй раз, я уже буду спокойней. Нельзя же так долго не спать. В тот полет, правда, пришлось поволноваться. Саша 4 раза выходил в открытый космос. Мне из центра управления полета каждый вечер звонили, спрашивали новости, чтобы передать на станцию. Мы, конечно, только хорошее говорили. Теперь так часто не звонят. Мы обязательно по телефону с ним говорим раз в неделю. И если он соскучится, можно попросить поговорить и среди недели, мы прямо по домашнему телефону звоним.

Третий раз он летал в 92-м году. Опять на полгода, с Александром Калери. Сейчас уже в космосе четвертый раз, 4 октября 94-го года они полетели на станцию "Мир" — Саша, командир экипажа и Елена Кондакова, бортинженер. А на станции уже больше года находится Валерий Поляков, врач. Они вернутся уже скоро — 22 марта, все вместе.

— Как вы отдыхаете?

— Когда были живы наши родители, мы обязательно каждый год ездили в наше село Ольгинка. А вот уже два года, как у нас там никого не осталось. И мы ездим на дачу, во Владимирскую область. У нас 8 соток. Саша очень землю любит. Мы там помидорчики, огурчики выращиваем — в общем, всю зиму свое едим.

Дети, правда, не очень охотно на дачу ездят. Хотя дочка Оксана в прошлом году окончила Тимирязевскую академию, а сын Алеша — школьник, восьмиклассник.

Обычно после полета космонавты месяц находятся под наблюдением врачей. Они ведь привыкают жить на земле, с земным притяжением, с земной пищей. Буквально учатся ходить, как дети. Саша вернувшись очень любит картошечку поесть и борщ. Мы стараемся его оберегать. Это ж такая нагрузка в замкнутом пространстве полгода просидеть. Хотя они туда рвутся — для них станция, как дом родной. Дети все это понимают. Может быть, поэтому его слово для них — закон. Он никогда не кричит, но если уж сказал... Он у нас глава семьи. Хотя со стороны почему-то кажется, что я.

Конечно, нас после его совместных полетов и в Сирию, и во Францию, и в Германию приглашали. Ездили мы в Японию, и на Кубу два раза отдыхать, а еще — в Кисловодск.

— Какие черты хотели бы изменить, исправить в характере мужа?

— Ой, да ничего не хочу менять. Мы ведь с детства так привыкли, притерлись друг к другу. Росли под влиянием друг друга. Да и все равно ничего не изменить, бессмысленно это.

— Какого вопроса вы никогда не задавали мужу?

— Да, наверное, такого, на который не хотела бы получить неприятный ответ. Что-нибудь типа: "Где ты был?" или "Какая у тебя зарплата?"

Разговаривала Милана БОГДАНОВА.