«Наука и жизнь» 1981, №2, с. 31-32.
сканировал Игорь Степикин
Хроника космической эры
ПОЛЕТЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Не прошло и двух месяцев со дня возвращения на землю Л. Попова и В. Рюмина, и вот новый старт — 27 ноября на корабле «Союз Т-3» отправились в полет Л. Кизим (командир корабля, на снимке справа) О. Макаров (бортинженер; это его третий космический полет) и Г. Стрекалов (космонавт-исследователь; на снимке слева). Их задача — проведение некоторых ремонтно-профилактических работ на станции «Салют-6» и главное — дальнейшие испытания корабля серии «Союз Т», в частности, в полете с полным составом экипажа. Ранее испытания этого корабля как транспортного средства для совместной работы со станцией «Салют» проводились в автоматическом режиме и в пилотируемом полете с экипажем из двух человек (корабль «Союз Т-2», космонавты Ю. Малышев и В. Аксенов).
Корабли серии «Союз Т» внешне во многом похожи на своих предшественников, на корабли «Союз», которые около сорока раз стартовали в космос. Оба типа кораблей, в частности, имеют похожие формы, одинаковую основную компоновку и примерно равную массу — около семи тонн. Это сходство в значительной мере связано с тем, что «Союз» и «Союз Т» выводятся на орбиту одной и той же ракетой-носителем. В то же время уже некоторые заметные внешние отличия говорят о том, что новый корабль значительно совершеннее своего предшественника. Так, например, появившиеся на кораблях серии «Союз-Т» панели солнечных батарей напоминают, что его энергетические ресурсы не ограничены емкостью бортовых аккумуляторов и, таким образом, снято существовавшее для «Союзов» жесткое ограничение времени полета, связанное с потреблением энергии. Теперь это время определяется запасами пищи, воды, кислорода, который, кстати, в чистом виде подается в скафандры, надеваемые во время полета на транспортных кораблях на случай неожиданной их разгерметизации. Многие изменения в конструкции и внутренней компоновке связаны с тем, что экипаж корабля увеличен до трех человек, причем третий член экипажа практически не участвует в управлении кораблем и может быть, так сказать, пассажиром особого назначения — ученым той или иной узкой специальности, врачом, мастером по ремонту бортовой аппаратуры.
Огромная работа была проведена по совершенствованию важнейших систем пилотируемого транспортного корабля. Так, например, проведение многих операций управления, в частности, при сближении со станцией и посадке, может быть поручено бортовой ЭВМ; эта машина контролирует работу агрегатов, положение корабля и станции в пространстве, параметры их движения; с помощью дисплея машина сообщает космонавтам о необходимости тех или иных операций управления; перед сходом корабля с орбиты отбрасывается уже ненужный орбитальный отсек, и этим экономится импульс, необходимый для торможения, а следовательно, и топливо. В числе многочисленных новых возможностей резервирования аппаратуры в так называемых нештатных ситуациях — спуск с орбиты с использованием резервного контура управления при отказе основного, торможение с помощью малых двигателей причаливания при неисправностях маршевого двигателя, ручное управление спуском при отказе автоматики.
Полностью выполнив программу на борту станции «Салют-6» и на транспортном корабле «Союз Т-3», космонавты Л. Кизим, О. Макаров и Г. Стрекалов после тринадцатисуточного полета благополучно вернулись на Землю 10 декабря. Полет — этот еще раз подтвердил высокие качества новых транспортных кораблей серии «Союз Т», высокую надежность и широкий размах советской программы пилотируемых космических полетов.