«Наука и жизнь» 1987, №5, с. 74-84
![]() Фрагмент из летной книжки Юрия Алексеевича Гагарина. 22 марта 1968 года он совершил очередной контрольный полет с инструктором. 25 отличных и лишь одна хорошая оценка, полученные им как во время подготовки, так и во время выполнения полета, лишний раз подтверждают высокий летный профессионализм Гагарина. Как и всегда, накануне очередного полета Юрий Алексеевич анализировал результаты предыдущего. Его подпись на приводимом листе из летной книжки датирована 26 марта. Это один из последних автографов Гагарина. ![]() Окончив военные училища, почти одновременно пришли в одну эскадрилью штурмового полка В. Серегин, Г. Черкашин, Н. Прибылов. Публикуемый снимок сделан в апреле 1945 года. 29 июня того же года этим летчикам, отличившимся в боях, одним Указом было присвоено звание Героев Советского Союза. ![]() Гагарин моделирует посадку на стенде-тренажере. ![]() Учебно-тренировочный самолет УТИ МИГ-15. ![]() Перед началом тренировочного полета. В самолете УТИ МИГ-15 В. Серегин (справа) и В. Терешкова. ![]() Полет проходил между двумя слоями облаков. ![]() Полетное задание включало выполнение серии виражей. ![]() Наиболее вероятная траектория полета непосредственно перед катастрофой. ![]() Положение самолета перед ударом о землю. ![]() Так 28 марта выглядели березы, верхушки которых срезал самолет. Рисунки и фото — А. Леонова. ![]() С концов крыла самолета сбегают свободные вихри (вихревые жгуты) и образуют как бы смерч. Самолету, летящему вслед, с мощным воздействием закрученного потока воздуха справиться почти невозможно. ![]() Мемориал на месте гибели Ю. Гагарина и В. Серегина. |
Их гибель была полной неожиданностью. Казалось бы, все было предусмотрено: полет совершался на хорошо проверенном, весьма надежном учебно-тренировочном самолете-истребителе УТИ МИГ-15. Проверяющим был командир части — опытный, отлично подготовленный летчик-испытатель I класса Серегин, а сам Гагарин был готов к куда более сложным полетам, нежели тот, который они совершали. И все же произошла катастрофа...
10.08.00 | 625 | 625, борт 18, прошу запуск |
РП | 625, разрешаю запуск | |
10.15.10 | 625 | 625, прошу на полосу |
РП | запрещаю 625 | |
625 | понял | |
10.17.33 | РП | 625, на взлетную |
625 | понял, выполняю | |
10.18.42 | 625 | 625 к взлету готов |
10.18.45 | РП | взлет разрешаю 625 |
625 | выполняю | |
10.19.40 | 625 | выполняю первый |
РП | понял вас | |
10.20.45 | 625 | 625 со второго уход на рубеж |
РП | разрешаю | |
625 | вас понял | |
10.21.46 | 625 | 625 с рубежа с набором до 4200 |
РП | 625 разрешаю | |
625 | понял, выполняю | |
РП | переход на третий | |
10.21.50 | 625 | понял |
10.22.16 | 625 | 625, с рубежа в зону 20, с набором до 4200 |
РП | разрешаю двадцатую до четырех | |
625 | понял вас | |
10.23.56 | РП | 625, за облака выйдите, доложите |
10.24.00 | 625 | 625 между облаками |
РП | понял | |
10.25.50 | 625 | 625 зону 20 занял, высота 4200, прошу задание |
РП | понял вас, разрешаю | |
625 | понял вас, выполняю | |
10.30.10 | 625 | 625 задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение разворот на курс 320 |
РП | 625, разрешаю | |
625 | понял, выполняю |