«Наука и техника» 1925 год №32

АВИА-РАКЕТА.


Рис. 1. — Схематический разрез ракеты. 1. — Закрытый металлический цилиндр. 2. — Азбестовая оболочка. 3. — Камера, содержащая пороховой заряд. 4. — Фарфоровая оболочка. 5. — Втулка. 6. — Электрическое устройство взрыва пороха.

Более половины несчастных случаев в авиации обязаны своим возникновением явлению, известному под названием потери скорости. Всякий аэроплан расчитан на нормальный полет под определенным углом атаки. Угол этот обычно колеблется около 9 градусов. Предположим, что вследствие какого нибудь несчастного случая, этот угол увеличивается на несколько градусов: аэроплан в таком случае падает, как поскользнувшийся автомобиль. Если в этот момент авиатор находится на достаточной высоте, он всегда может выпрямить его. Но если потеря скорости — как это, к сожалению, почти всегда бывает, — происходит близ земли, за несколько минут

Рис. 2. Схема действия авио-ракеты при посадке. 1. — Ракета. 2. — Направление движения аэроплана. 3. — Направление толчка, даваемого взрывом. 4. — Равнодействующая импульсов, даваемых аэроплану. 5. — Препятствие, которое следует избежать.
до приземления, авиатор уже не может справиться; у него нет уже необходимого пространства в глубину, которое позволило бы ему вновь включить мотор, и он принужден спуститься на землю, каковы бы ни были условия почвы. Вот история смерти многих сотен летчиков.

Французский офицер, капитан Лепинт, изобрел крайне остроумный прием, позволяющий пилотам, в случае потери скорости, выпрямить свой аппарат, миновать препятствие, возобновить свой полет и, в случае свободного падения затормозить это падение. Капитан Лепинт использовал свойства ракеты для ускорения или замедления хода, смотря по тому, идет ли дело о том, чтобы затормозить скорость падения авиона, свободно падающего, или, наоборот, сообщить моментально потерявшему скорость аэроплану достаточный толчек, чтобы помочь ему выправиться.

Рис. 3. — Схема действия авио-ракеты в полете
С каждой стороны или на внутренней стороне фюзеляжа, прикрепляется две или несколько ракет, в местах, точно определенных посредством вычисления. Эти ракеты, в подходящей металлической оболочке, одетые двумя кожухами, одним азбестовым, другим из кремния или огнеупорного фарфора, наполненные веществом, способным развить при взрыве известное количество газа под крайне высоким давлением (порядка от 1000 до 2000 килограммов на квадратный сантиметр). Воспламенение этого взрывчатого вещества осуществляется электрическим путем, в тот момент, когда авиатор сочтет это необходимым. Образовавшийся таким образом газ вырывается сквозь краны в передней или задней части ракет, смотря по тому, требуется ли сообщить аэроплану ускорение или замедление.

На случай вертикального падения, капитан Лепинт предусматривает серию последовательных взрывов, которые тормозят это падение последовательными задерживающими толчками. А для того, чтобы уменьшить силу толчка, производимого взрывом, автор предлагает приспособить к ракетам особое устройство простой конструкции»