«Наука и техника» 1928 год №32



Рис. 1. Модель ракеты „Н- I". Представлен момент отделения „головки", развертывающейся в парашют, к которому подвешен самопишущий инструмент.
ЗАВОЕВАНИЕ ВСЕЛЕННОЙ.

(РАКЕТЫ ХЕФТА).

Нашим читателям хорошо уже известна та роль, которую сыграл наш соотечественник Э. Циолковский в деле пропаганды междупланетных путешествий при помощи реактивных приборов (см. „Н. и Т.“, 1926 г. № 40, биография Циолковского „Н. и Т.“, 1928 г. № 16). Циолковский, в сущности, самоучка, первый выдвинул проект преодоления земного тяготения при помощи снаряда-ракеты и, по справедливости, может считаться изобретателем этого способа передвижения, единственно возможного в междупланетном пространстве. Общие задачи междупланетной ракеты были обрисованы Циолковским с достаточной полнотой еще в 1895 г. в книге „Грезы о земле и небе“, математическое же обоснование и техническую разработку этот проект получил в ряде статей, опубликованных тем же автором в „Вестнике Воздухоплавания“ в 1911 —1912 гг. Правда, нужно упомянуть, что идея аппарата, способного передвигаться вне атмосферы, впервые была высказана знаменитым русским революционером, одним из активных участников казни Александра II — Н. И. Кибальчичем. Заметки Кибальчича были опубликованы лишь в 1918 г.

В настоящее время идеи Циолковского практически разрабатываются за границей. Еще в 1909 г. француз Лорен взял патент на аппарат соответствующей конструкции. Вслед затем выступил американец Годдард, окруживший себя шумной рекламой. Гораздо более методичную работу, как и всегда, вели немцы. Особенную известность заслужили своими проектами Оберт и Вальир. В настоящее время венский конструктор Хефт ведет опытную работу с моделями реактивных летательных аппаратов, отвечающими самым разнообразным требованиям.

Хефтом создана целая серия проектов таких моделей, последовательно обозначенных „ракета Н“ и за номерами от I до VIII. Ракета „Н. I“ должна служить для подъема самозаписывающих аппаратов. При старте она весит 30 кг, в длину имеет 1,2 м и приводится в движение спиртом на жидком кислороде, которые основательно перемешиваются распылительным насосом, а затем прогоняются особой турбиной в камеру, где и воспламеняются при помощи раскаленной проволоки, после чего мощный поток газа бурно устремляется через выходные отверстия, создавая реактивную тягу. В качестве стабилизатора при полете служат жироскоп воздействующий на лопасти, которые прикреплены к задней части аппарата. За 72 секунды вся взрывчатая смесь расходуется, после чего приобретенная скорость постепенно поглощается сопротивлением воздуха и, когда на остроконечную головку ракеты уже не оказывается никакого наружного давления, она автоматически выталкивается действием пружины и при помощи автоматически развертывающегося парашюта без всяких повреждений опускается вместе с несомым ею метеорографом (самозаписывающим прибором) на землю. Во избежание сопротивления воздуха в плотных нижних слоях атмосферы ракета запускается лишь с высоты в 5—10 км, будучи поднята до нея вспомогательным воздушным шаром („баллоном—пилотом"). Воздушный шар является заменой практически невыполнимого предложения Оберта, применить для этой цели два Цеппелина. Ракета Хефта „Н. II“ движется вспышками пороха. Ракета „Н III“ преследует более серьезные задачи. Она имеет вес при старте в 3 тонны, поднимается также на 6 км воздушным шаром (или вспомогательной ракетой, падающей, по окончании своей работы, вниз) и приходит самостоятельно в движение лишь на этой высоте, получая для своего остаточного тела весом в 100 кг максимальную скорость в 9,2 км/сек, путем взрывов 2700 кг гремучего газа. По израсходовании всего этого количества гремучего газа, начинаются взрывы в самом остаточном теле ракеты, что приводит к увеличению ее скорости еще на 6,4 км, благодаря чему получается колоссальная скорость планетарного порядка — 15,6 км/сек., которой вполне достаточно для того, чтобы доставать на поверхность луны груз в 10 кг пороха, взрыв которого может наблюдаться земными обсерваториями как световой сигнал.

Ракета „Н. IV“ должна отличаться от „Н. III“ только тем, что вместо последней ракетной ступени у нее будет помещаться почтовый мешок или фотографический аппарат для съемки спектров. Эту ракету можно будет заставить обращаться вокруг земли за пределами атмосферы по Кепплеровским эллипсам.

Ракета „Н. V“, весящая 30 тонн при подъеме и 3 тонны при спуске, должна проделывать те же операции, но забирает с собой несколько пассажиров. Корпус ее так сконструирован, что одновременно она может быть и несущим крылом в воздухе и держаться на воде, совершая подъемы и спуски наподобие гидроплана, не нуждаясь ни в специальных дорожках для старта, ни в парашютах.

Парашют заменяют жароупорные и охлаждаемые сопла, которые при спуске обращаются вперед и, образуя максимальную поверхность, почти целиком принимают на себя сопротивление воздуха и образующееся от трения тепло. Когда на высоте 40—20 км аппарат начинает продвигаться со скоростью, меньшей скорости звука, дальше спускаются попросту планируя. В резерве держится еще возможность дать „контр-пар“ через обращенные в сторону земли сопла.

„Н. V“ может служить также верхней ступенью (остаточной ракетой) для ракетных снарядов „Н. VI“ и „H. VII“, весящих при подъеме 300 и, соответственно, 600 тонн. По конструкции эти аппараты ничем не отличаются от описанных выше, но должны давать скорость в 15,6 и 18,4 км/сек, так что годны для полетов на планеты. Если нужно достигнуть еще большей скорости, то нужно ввести еще третью ступень, как у „Н. VIII“, при подъеме весящей 12.000 т. Так может быть достигнута идеальная конечная скорость в 27,6 км/сек, т.-е. скорость теоретически достаточная для того, чтобы можно было покинуть солнечную систему. Но как ни велика эта скорость для практических целей, и она недостаточна, ибо полет до ближайшей солнечной системы, наверное, длился бы более 100.000 лет. Если заставить „Н. V“ двигаться по Кепплеровскому эллипсу на высоте 1.000 км над земной поверхностью, то получится искусственная луна, которая без всякого двигателя в 2 часа облетит вокруг земного шара.

Рис. 2. Подъем ракеты шаром-пилотом.

Такая выдвинутая в пустоту станция будет несравненно более удобна в качестве отправного пункта для полетов на планеты и звезды, так как корабль, продвигающийся вне атмосферы, может иметь любую форму, не считаясь с сопротивлением воздуха. Так как сила притяжения такой наружной станции бесконечно мала, то не требуется почти никакой силы для того, чтобы ее покинуть и на первый раз облететь вокруг земли, хотя бы по тому же эллипсу, по которому движется она сама. Но при малейшем ускорении этот эллипс начнет растягиваться, пока не станет параболой, а потом гиперболой (по отношению к земле), и тем самым будет в состоянии покинуть сферу притяжения земли. Но и по отношению к солнцу наш снаряд, несущийся в мировом пространстве, будет в том же положении, с самого начала передвигаясь по эллипсу, во всем подобному земной орбите. Совершенно очевидно, что так мы получим больший первоначальный разгон, нежели при подъеме непосредственно с земной поверхности, не говоря уже об огромной затрате энергии на преодоление сопротивления воздуха.

Рис. 3. Модель ракеты „H. III“.

Рис. 4. Схема ракеты „Н. V“. Длина 12 м. Ширина 8 м. Вышина 1,5 м. Вес при старте 30 тонн. Вес в конце полета 3 тонны. Скорость 9,2 км. Полетный груз — 2 до 4 пассажиров с необходимыми принадлежностями. Старт и спуск по принципу гидроплана.

Какие возражения выдвигаются против возможности междупланетных полетов? Прежде всего, возникает возможности междупланетных полетов? Прежде всего, возникает вопрос, в состоянии ли будут вынести пассажиры те грандиозные скорости, о которых нам здесь приходилось упоминать.

Пароходство требовало минимальной скорости в 4 м/сек2 чтобы практически противиться во всякое время ветру и непогоде, каковая скорость и сейчас еще является минимальной для грузовых пароходов, авиация нуждается уже в 16 м/сек для того, чтобы аппарат не отдавался целиком на волю встречных воздушных течений, а, наоборот, мог бы их практически использовать, что же касается передвижения в мировом пространстве, то для преодоления здесь силы протяжения земли нужна скорость в 11,2 км/сек, т.-е. — та скорость, с какой передвигалось бы тело, падающее из бесконечно удаленной точки на земную поверхность. Однако не следует смешивать скорость и ускорение или замедление, которое является лишь ускорением с отрицательным знаком. Первую мы вообще не чувствуем, как, напр., скорость вращения земли, ускорение же проявляется в виде возрастающего давления — утяжеления. Но возражающие обычно забывают, что давления, соответствующие ускорениям до 70 м/сек2, уже выдерживались летчиками (в мертвых петлях и „штопоре“), и что поэтому положенное в основу приведенных расчетов

Рис. 5. Модель ракеты „Н. V“.
максимальное ускорение 40 м/сек2 человеческий организм смело может вынести, тем более, что ни на одном из этапов отбрасывания последовательных ступеней ракет ускорение в 30 м/сек2 не должно длиться долее 5 минут, в продолжение которых газы будут производить работу.

Дольше всего — 15 минут — приходится выдерживать такое ускорение при трехступенном аппарате „Н. VIII“, но и то ничего опасного не произойдет и от того, что мы утеряем всякое чувство тяжести и давления, ибо до сих пор у людей не обнаружено никаких следов геотропизма. Хефт на опыте убедился, что 20 кг, положенные ему на грудь, не могли помешать дыханию, а положение вниз головой не лишило возможности принимать пищу. Кратковременность ускорения устраняет, по мнению Хефта, также все возражения, касающиеся механических и термических напряжений.


Рис. 6. Схема полета на ракете „Н. V“ антиподам.