«Наука и техника» 1930 г. №69

ВОЗМОЖНЫ ЛИ СЕЙЧАС МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СООБЩЕНИЯ?

В вопросе о межпланетном сообщении (звездоплавание) надо проводить отчетливую грань между стороной теоретической и технико-практической. Теоретически, с точки зрения современной науки, нет решительно никаких возражений против того, что человечество располагает сейчас полной возможностью соорудить аппарат (звездолет), способный подняться в пашей атмосфере, покинуть эту атмосферу и пуститься в желаемом направлении в межпланетном пространстве. Средством для этого должен служить, как известно, ракетный двигатель, обладающий способностью давать тягу и в безвоздушном пространстве; теоретически доказано также, что ракетный двигатель в состоянии развить ту скорость передвижения, которая нужна для преодоления тяготения земли и для отрыва от этой силы тяготения. Таким образом теоретически основной вопрос звездоплавания должен считаться разрешенным. Несколько иначе обстоит дело, — для настоящего момента, — при практическом подходе. Практическая авиация существует уже не менее 20 лет, и все же мы можем считать себя хозяевами лишь в самой нижней части атмосферы, на высоту лишь до 7 — 8 км. от земли (если не считать некоторых рекордов — до 12 км). А эта зона составляет лишь незначительную часть всей земной атмосферы, которая простирается до 200 км. и выше. За пределами 10—12 км. от земли современная аэрология выделяет область, именуемую стратосферой; в отличие от нижней зоны (тропосферы) стратосфера характеризуется более постоянной температурой (- 40 —50°), отсутствием облаков и наличием ветров постоянного направления. До совершения заатмосферных полетов конечно надо раньше овладеть стратосферой. Только добившись передвижения в воздухе в условиях, аналогичных подводному плаванию, т.е. в полной изолированности путешественников от наружной среды, только после этого можно будет делать следующий шаг — совершенно оставлять земную атмосферу, с освобождением и от силы тяготения земли. Сколько лет понадобится для такой работы, и не угадаешь; но до покорения стратосферы о практическом звездоплавании конечно не и может быть и речи. Параллельно должны развиваться те работы, которые уже ведутся и сейчас: лабораторные исследования ракетных двигателей — для достижения их экономичности и безопасности (в обоих отношениях жидкие заряды оказываются выгоднее пороховых) и практические запускания ракетных аппаратов без экипажа (т. е. без людей) в стратосферу, а затем и за пределы атмосферы, с тем, чтобы обеспечить их возвращение обратно. Вот практические и далеко нелегкие задачи настоящего времени,

Из изложенного выше нетрудно получить ответ и по вопросу о направлении учебы для плодотворной работы в области звездоплавания. Нужна общая физико-математическая подготовка, специальная подготовка в этой же области, а в технике — преимущественно механика; знание авиотехники конечно тоже очень желательно.