«Наука и техника» 1932 год №29/30

ПИОНЕР КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

18 сентября 1932 г. исполнилось 75 лет со дня рождения одного из крупнейших наших изобретателей, всемирно известного ученого Константина Эдуардовича Циолковского.

День его 75-летия советские, общественные и научные круги в разных городах СССР отметили лекциями и докла­дами, посвященными его жизни и деятельности. В Калугу, где он живет уже много лет и где неустанно продолжает свои работы, со всех концов нашей страны и из-за границы пришла масса приветствий. Заслуги К. Э. отмечены особым постановлением правительства.

К. Э. ЦИОЛКОВСКИЙ

Циолковский первым в 1890 г. предложил проект цельно­металлического дирижабля, первым в 1895 г. разработал основы полета аэроплана и наконец первым в 1896 г. выдви­нул идею реактивного летательного прибора (ракеты) и смело заявил о возможности меж­планетных сообщений, свободных полетов с Земли на Луну, Марс, Венеру и беспрепят­ственного возвращения обратно на Землю.

Своими идеями он опередил успех первого полета на аэроплане бр. Райт и опыты ракет­ного летания профессора Годдарда и Оберта и дал значительно лучший проект дирижабля, чем Цеппелин.

К. Э. Циолковский родился 5 сентября (ст. стиля) 1857 г. На десятом году от скар­латины он сильно оглох, начав нормально развиваться только с 14 лет. Будучи семнад­цатилетним юношей, по книгам самостоятельно прошел курс дифференциального и интегрального исчисления, правильно решал задачи по аналитической механике, не имея о ней никакого понятия.

Продолжая самообразование, Циолков­ский в 1879 г. экстерном приобрел звание учителя и проработал в этой области 40 лет, преподавая главным образом математику и физику, а иногда космографию и химию.

Только при советской власти ему была назначена пер­сональная пенсия и начали выдаваться единовременные субсидии (главным образом от Дирижаблестроя“ и „Осоавиахима“) на научные работы.

Беспрерывную неустанную изобретательскую работу Циолковский начал в 14 лет. Он строит токарные станки, металлические и даже деревянные паровые турбины и. т. п.

В 16 лет он уже теоретически представляет себе, каких размеров должен быть воздушный шар, чтобы подниматься на воздух с людьми, будучи сделан из металлической оболочки определенной толщины.

Ни на минуту не оставляла Циолковского (по его соб­ственному признанию) мысль о сообщении с мировым про­странством. В 1895 г. он осторожно высказывает свои со­ображения по этому поводу в сочинении „Грезы о земле и небе“, а в 1898 году пишет труд „Исследование мировых пространств реактивными приборами“.

В 1895 году, задолго до робких попыток Лонглея, Адера, Сантос-Дюмона и успеха Райтов, К. Э. не только математи­чески разработал теорию аэроплана, но и дал тип его, к которому очень медленно приближаются лишь теперь. Были даны чертежи и расчеты, впоследствии вполне оправдавшиеся.

Начиная с 1892 по 1931 г. Циолковский написал 25 научных работ, в которых доказывал возможность осуществления постройки цельнометаллического дирижабля. Наиболее ценные преимущества этого дирижабля по сравнению с существующими это: 1) несгораемость, а отсюда и безопасность в смысле воздушных катастроф; 2) газонепроницаемость оболочки и отсутствие потерь подъемной силы; 3) исключительная долговечность оболочки; 4) исклю­чительная дешевизна в постройке и эксплоатации, возможность осуществления дешевого массового транспорта; 5) проч­ность конструкции, допускающая сооружение дирижаблей сверхогромных размеров и весьма высокой подъемной силы; 6) меньшая подверженность нагреву от солнца и охлаждений от лучеиспускания ночью; 7) регулирование подъемной силы без помощи балласта и выпуска подъемного газа исключительно путем искусственного изменения температуры газа в оболочке и др.

Но наиболее велики заслуга Циолковского в разработке идеи межпланетных сообщений Это самое смелое создание его творческого ума. Он впервые подошел к этой проблеме, научно проанализировав условия работы и полета ракеты, составил основное уравнение ее движения, решил его и вывел ряд заключений о наивыгоднейшем ее устройстве и полете.

Империалисты уже и из этого научного достижения пытаются сделать новое орудие с истребления человечества, выдвигая план создания „ракетной артиллерии“.

Циолковский в своих работах по ракетам имел в виду исключительно применение их на пользу трудящемуся человечеству.

После 1903 года свою идею о межпланетных сообщениях Циолковский подтвердил многочисленными расчетами.

Циолковский высчитал точную зависимость между количеством потребляемого горючего, скоростью вытекания газов и скоростью движения самой ракеты. Он указал, что в качестве горючего в ракете должен быть применен такой состав, который развивает возможно больше энергии - не динамит, не порох, а сжиженный водород или какой-нибудь жидкий углеводород, смешанный в камере сгорания с сжиженным же кислородом. Первую детальную схему корабля Циолковский дал в 1913 г. Проф. Годдард выпустил свою книгу по этому вопросу в 1919 г., а Оберт в 1923 г.

Циолковский работал также и над проблемой стратосферного полета аэроплана и в этой области высказал немало оригинальных мыслей и ценных расчетов. Почти полвека научной деятельности этого самоучки-ученого не пропали даром. Сейчас в Москве в „Дирижаблестрое“ по проекту Циолковского конструируется первый опытный цельнометаллический дирижабль.