вернёмся в список?

Желательно смотреть с разрешением 1024 Х 768

НОВОСТИ
КОСМОНАВТИКИ



Бюллетень АО “ВИДЕОКОСМОС”



9-22 октября
1993
21(58)

Бюллетень “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”
Учредитель и издатель: Акционерное общество
“ВИДЕОКОСМОС”
Издательство: Гильдия Мастеров “РУСЬ”
Формат: 60x90 1/16, объем: 2,5 п.л.
Заказ № 782
Адрес типографии:
129164, г.Москва, Малая Московская ул. 8/12
НПТК “Логос”
Бюллетень зарегистрирован
в Министерстве печати и информации РФ.
Регистрационный номер 0110293.

ISBN 5-851-82-023-3.“Новости космонавтики”
Адрес редакции: 127427, Россия,
Москва, ул. Академика Королева,
д. 12, строение 3, комната 8
Телефон: 217-81-47
Факс: (095)-217-81-45

№ 21

9-22 октября 1993

НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ



Выпуск подготовили:
Главный редактор: И.А.Маринин
Ответственный выпуска: К.А.Лантратов
Литературный редактор: В.В.Давыдова
Редакторы по информации:
В.М.Агапов, М.В.Тарасенко,
С.Х.Шамсутдинов
Редактор зарубежной информации:
И.А.Лисов
Компьютерная верстка: А.А.Ренин
Рассылка Е.Е.Шамсутдинова
телефон редакции 217-81-47
© “НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ”.
Перепечатка материалов только с разрешения редакции. Ссылка на “НК” при перепечатке или использовании материалов собственных корреспондентов обязательна. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Ответственность за достоверность опубликованных сведений несут авторы материалов. Точка зрения редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
При оформлении номера были использованы рисунки из РКТ.

В НОМЕРЕ:

Пилотируемые полеты

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”

Запуск ТКГ “Прогресс М-20”

Отстыковка ТКГ “Прогресс М-19”

Стыковка с комплексом “Мир” “Прогресса М-20”

Четвертый выход в открытый космос экипажа
США. Полет КК “Колумбии” по программе STS-58

Научные эксперименты

Подготовка к старту

Первая попытка старта

Вторая попытка старта

Старт “Колумбии”

Хроника полета
Новости из ВКС

Совещание руководителей ВКС
Новости из ИМБП
Главная медицинская комиссия
Новости из НПО “Энергия”
Виктор Черномырдин посетил НПО “Энергия”
Новости из НАСА
Экстренного запуска к Марсу не будет
Автоматические межпланетные станции
Россия-США. Планируются запуски совместных лунных станций
Искусственные спутники Земли
КНР. Программа полета спутника “Цзян Бинь” (FSW-1) не выполнена
США. Landsat-6 признан погибшим
США. Коррекция орбиты гамма-обсерватории “GRO”
Франция. Запуск ИСЗ Intelsat-7
Ракеты-носители
Россия. Причины аварии РН “Протон” 27 мая
Об аварии индийской РН PSLV
Космодромы
Россия. Проблемы космодромов Байконур и Плесецк
США. Директор НАСА о космодроме Байконур

Комментарий НК
Австралия. Об использовании полигона Вумера
Наземное оборудование
КНР. Запрет на использование аппаратуры спутникового телевидения
Международное сотрудничество
Россия. “Протон” выходит на мировой рынок
Россия-Япония. Вопросы двустороннего сотрудничества
Россия. В.Алавердов о сотрудничестве с Японией
Франция. Россия будет включена в программу создания международной космической станции
США. Пентагон финансирует американо-российский проект
Космическая биология и медицина
Китай. Семена, побывавшие в космосе, дали богатый урожай
США. Можно ли научиться выращивать кости?
Новости астрономии
США. Прекращено финансирование программы поиска внеземного разума
Швеция. Нобелевская премия за астрономическое открытие
Предприятия. Учреждения. Организации
США. “Спэйсхэб” не имеет заказчиков
Россия. Сокращение штатов в НПО “Энергия”
Украина. Создание космических центров
Совещания. Конференции. Выставки
Австрия. Конгресс ассоциации участников космических полетов
Австрия. Конгресс Международной астронавтической федерации
Люди и судьбы
Космонавты покидают отряд
Израиль. Умер астрофизик Дрор Садех
Юбилеи
К 90-летию со дня рождения С.А.Косберга
70 лет академику В.Ф. Уткину
Планы. Проекты
Первый туристический космический полет “Бурана” состоится 12 апреля 1994 года.
Россия-США. В космос вместе

Программа “Мир-Шаттл”

ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

Россия. Полет орбитального комплекса “Мир”
(по сообщению наших корреспондентов из ЦУПа)
Продолжается полет экипажа 14-й основной экспедиции в составе командира Василия Циблиева и бортинженера Александра

Сереброва на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-17” — “Кристалл” — “Мир” — “Квант-2” — “Квант” — “Прогресс М-19”


9 октября. День отдыха. Утром экипаж попытался запустить технологический эксперимент на установке “Кристаллизатор”. Но аппаратура не вышла на расчетный режим работы. Было непонятно — отказала ли аппаратура или это дефект программной дискеты. В этом экипажу еще предстоит разобраться.

Состоялась встреча “Сириусов” с семьями. Во второй половине дня космонавты с помощью спектрометра “Скиф” провели аттестацию улътрафиолетого иллюминатора базового блока.

10 октября. В воскресенье экипаж работал полный рабочий день. С утра космонавты установили на стыковочный узел ТКГ “Прогресс М-19” механизм выброса капсулы, а затем собрали схему для электрических проверок возвращаемой баллистической капсулы (ВБК) и провели эти проверки. Замечаний по их результатам не было. Тем самым работы с капсулой были завершены.

ЦУП при помощи обсерватории “Рентген” провел 2 сеанса наблюдений рентгеновского источника Cir X-1.

Не прошел сеанс связи через спутник-ретранслятор (СР) “Альтаир”. Это произошло из-за того, что оказалась “замаскирована” (отключена) команда подготовки передатчика “Антарес” на “Мире”. “Маскирование” команды было введено 9 октября, а затем его забыли снять.

11 октября. Космонавты провели измерение массы тела и объема голени, затем собрали схему и проверили телеоператорный режим управление стыковкой ТКГ (ТОРУ). Этот режим подготавливается к каждой стыковке в качестве резервного, чтобы его применить, в случае отказа системы стыковки на “Прогрессе”. В телевизионном сеансе была показана установка ВБК в ТКГ.

ЦУП при помощи обсерватории “Рентген” провел 2 сеанса наблюдений рентгеновского источника Cir X-1.

Запуск ТКГ “Прогресс М-20”

12 октября в 00:33:19 ДМВ (03:33:19 GMT) с площадки №2 космодрома Байконур произведен запуск автоматического грузового корабля “Прогресс М-20” (заводской номер 11Ф615 А55 №220).

Корабль “Прогресс М-20” выведен на орбиту с параметрами:

— максимальное удаление от поверхности Земли — 242 км;

— минимальное удаление от поверхности земли — 191км;

— период обращения — 88,5 мин;

— наклонение — 51,67 град.

По данным телеметрической информации, бортовые системы автоматического грузового корабля “Прогресс М-20” работают нормально.

Выведенный сегодня на орбиту автоматический грузовой корабль “Прогресс М-20” будет состыкован с комплексом “Мир” 14 октября. Этим запуском завершается годовая программа полетов к комплексу “Мир”. Напомним, что в 1993 году осуществлено два запуска пилотируемых кораблей “Союз-ТМ” и пять запусков грузовых кораблей “Прогресс-М”.

При запуске “Прогресса М-20” на космодроме Байконур присутствовал командующий Военно-космическими силами России генерал-полковник Владимир Иванов.

12 октября. В день старта ТКГ “Прогресс М-20” “Сириусы” встали как обычно. В утреннем сеансе космонавтам сообщили с Земли, что полет ТКГ проходит нормально. Экипаж провел сушку бортового холодильника, замер сопротивления изоляции жидкостного блока установки “Электрон”, предназначенный для получения кислорода из воды, в целевом модуле Э (ЦМ-Э, “Квант”). Пока “Электрон” не исправен, работает только аналогичная установка в ЦМ-Д (модуль “Квант-2”). Были проведены исследования мочи. Состоялись переговоры “Сириусов” со специалистами в области баллистики об условиях наблюдения отходящего ТКГ “Прогресс М-19”, входа его в плотные слои атмосферы и сгорания. Космонавты установили на аппаратуру “Фиалка” видеокамеру вместо фотоаппарата для получения непрерывного изображения.

В 18:00 состоялся тест радиопеленгатора остронаправленной антенны (ОНА). Тест прошел нормально.

Отстыковка ТКГ “Прогресс М-19”

12 октября в 20:59:08 ДМВ (23:59:08 GMT)? произошло отделение автоматического транспортного грузового корабля “Прогресс М-19” (заводской номер 11Ф615 А55 №219) от ЦМ-Э орбитального комплекса “Мир”. Экипаж наблюдал за ним при помощи аппаратуры “Фиалка”. Затем экипаж немного отдохнул, а в 2 часа ночи встал, чтобы наблюдать отделение капсулы от ТКГ и сгорание корабля.

Тем временем ТКГ был переведен на траекторию спуска, от него отделилась ВБК. Капсула осуществила баллистический спуск в плотных слоях атмосферы. В 3:22 ДМВ 13 октября с помощью парашютной системы ВБК совершила посадку в заданном районе. На Землю был доставлен контейнер с материалами геофизических исследований, выполненных космонавтами на борту комплекса “Мир”.

Сам космический грузовик вошел в плотные слои атмосферы и прекратил существование. Экипаж вел наблюдения отделения ВБК и сгорания ТКГ при помощи видеокамеры и аппаратуры “Фиалка”, а ЦУП кроме этого наводил на “Прогресс” телеуправляемую платформу. Видимость была хорошей. Поздравив с успешным проведением эксперимента, ЦУП пожелал космонавтам спокойной ночи.

13 октября. Во второй раз космонавты встали в 12 часов. В телевизионном сеансе они передали информацию по наблюдению горения ТКГ и отделения капсулы. Была также передана видеоинформация по наблюдению ТКГ в ультрафиолетовом диапазоне длин волн аппаратурой “Фиалка”. В остальное время экипаж отдыхал и готовился к ночному “приему” нового ТКГ.

Стыковка с комплексом “Мир” ТКГ “Прогpecc-20”

14 октября. Космонавты встали в 00:35. После штатной операции расконсервации ТК “СоюзТМ-17”, “Сириусы” осуществляли контроль хода причаливания и стыковки. В 1:30 Земля выяснила, что не включилась автоматически система сближения и стыковки “Курс” на орбитальном комплексе. Это произошло в виду ошибки, в заложенной накануне программы. По командам с Земли экипаж включил “Курс” вручную. Затем “Сириусы” находились в готовности и при необходимости могли стыковать ТКГ “Прогресс М-20” с помощью режима ТОРУ. Но все прошло штатно.

Мехзахват состоялся в 02:24:48 (05:24:48 GMT), сразу после выхода из тени. Корабль “Прогресс М-20” пристыкован к станции со стороны ЦМ-Э. На “Мир” доставлены топливо для объединенной двигательной установки, возвращаемая баллистическая капсула, оборудование, научная аппаратура, продукты, вода. Выполнив контроль герметичности, “Сириусы” в 4:35 открыли люк в “Прогресс” и получили возможность добраться до посылок и писем, среди которых свежие номера “Новостей космонавтики”.

14 октября. После стыковки космонавты пошли отдыхать и вышли на связь только в 15 часов. Сразу же после приема пищи экипаж приступил к переносу из ТКГ биотехнологических коммерческих грузов. Это четыре биореактора для выращивания особо чистых белков в условиях микрогравитации. Три биореактора принадлежат американской фирме “Пейлоуд”, а четвертый — фирме “Боинг”. Последний вернется на Землю в ВБК 21 ноября, а другие — вместе с экипажем 12 января. Космонавты перенесли биореакторы из “Прогресса”, установили их недалеко от центра масс станции “Мир” и запустили.

15 октября. За неделю до намеченного на 22 октября выхода в открытый космос, “Сириусы” начали подготовку к нему. Экипаж изучая бортовую документацию, подготовил фотоаппаратуру. Кроме этого экипаж при помощи телеуправляемой платформы проводил съемки территории Южной Америки (Эквадор).

По рекомендации специалистов ГОГУ в 18:08 “Сириусы” выдали команду на торможение геродина номер 3 в ЦМ-Э (СГ-3Э).

Он теперь будет находиться в “холодном” (отключенном) резерве для сохранения ресурса, так как для ориентации орбитального комплекса вполне хватает и девяти работающих гиродинов. К 20:13 СГ-3Э был окончательно заторможен.

Во время сеанса связи руководитель полета Владимир Соловьев сообщил космонавтам, что старт следующей экспедиции на “Мир” перенесен с 4 на 6 января следующего года. Однако дата посадки Василия Циблиева и Александра Сереброва осталась без изменений — 12 января. Сократилось с шести до четырех суток время пересменки между ЭО-14 и ЭО-15. Экипаж удивился такому “ускоренному” варианту передачи работ.

Практически каждый из прошедших дней работала аппаратура “Мария”, одной из задач которой является прогнозирование землетрясений. На вопрос ЦУПа, какие листы атласов Северного и Южного полушария надо заменить (о чем космонавты просили раньше), “Сириусы” ответили — все.

16 октября. В субботу космонавтам было не до отдыха. Они готовили ЦМ-Д к выходу в открытый космос. Экипаж выносил блоки, которые им мешают при шлюзовании, расконсервировал скафандры “Орлан ДМА”, блоки поддержки выхода. “Сириусы” провели тренировку для определения силы рук.

Космонавты сообщили, что кассета с композиционными материалами (СКК), установленная во время последнего выхода, попадает в поле зрения иллюминатора, и попросили включить в циклограмму работ за бортом станции 22 октября изменение места крепления кассеты.

В ходе дня силовой гиродин под номером 4 в ЦМ-Э (СГ-4Э) перешел на резерв магнитного подвеса (РМП), но затем по указанию ЦУП был вновь переведен в основное положение.

17 октября. День отдыха. “Сириусы” поговорили с семьями. Командир экипажа провел тренировку по определению работы сердца при дозированной физической нагрузке.

С 15 по 17 октября ежедневно ЦУП при помощи обсерватории “Рентген” проводил по одному сеансу наблюдений рентгеновского источника Cir X-1.

18 октября. Космонавты продолжили подготовку к выходу в открытый космос. Космонавты осмотрели все имеющиеся на борту скафандры “Орлан ДМА” и блоки системы стыковки скафандров с бортом (БСС). К скафандрам была подключена система сбора телеметрии. Экипаж готовил к работам за бортом станции скафандры “Орлан ДМА” №14 и №25, провели профилактические работы с “Орланом ДМА” №18, проверяли работы его систем. Со скафандра №15 были сняты вентиляторы. Резервный вентилятор этого скафандра во время предыдущих проверок не включался. Но ресурс “Орлана ДМА” №15 позволял работать в нем еще три выхода. Поэтому, решено вентиляторы на нем заменить. Ресурс “Орлана ДМА” определен в 10 выходов, хотя были случаи, когда в одном и том же скафандре совершалось 14 выходов.

В настоящее время, как сообщил нашему корреспонденту представитель НПО “Звезда” Михаил Балашов, на борту орбитального комплекса находятся четыре скафандра “Орлан ДМА”: №14, №15, №18 и №25. Первые два из них появились на “Мире” в середине 1991 года, третий — в конце 1992, а №25 — в марте этого года. Последний скафандр несколько модифицирован по сравнению с тремя первыми. В частности, питание светильников на его шлеме производиться не от отдельных аккумуляторных батарей, а от единых, питающих все системы скафандра. Сами же светильники для работы на теневой стороне орбиты имеют большую яркость (Василий Циблиев, работавший в этом “Орлане”, прозвал их “жигулевскими фарами”). Планируется, что летом следующего года на “Мир” будет доставлен еще один скафандр.

Александр Серебров провел тренировку по определению работы сердца при дозированной физической нагрузке. В ходе дня не состоялся один сеанс связи с Землей, экипаж не слышал ЦУП. Причины выясняются.

19 октября. Космонавты продолжили подготовку к выходу. Экипаж очистил газовую смесь скафандров и БСС, работал со сменными агрегатами скафандров. Затем космонавты перекачали из ТКГ” Прогресс М-20” 100 л воды в баки ЦМ-Т (модуль “Кристалл”) и остальные 55 л в баки ЦМ-Д.

В ходе сеансов связи “Сириусы” передали поздравление участникам Циолковских чтений, популярной передаче “Лотто-миллион” и НИИ тепловых процессов.

20 октября. Продолжалась подготовка к внекарабельным работам. Экипаж провел тест телекамеры, которая будет выноситься во время выхода на внешнюю поверхность, проверили работу клапанов трех скафандров (№14, №18 и №25), герметичность резервной гермооболочки скафандров. По данным телеметрической информации была проверена работа датчиков БСС и средств связи. “Орлан ДМА” №18 был уложен на хранение. Затем космонавты произвели окончательный осмотр “Орланов” №14 и №25, проверили пульт обеспечения выхода.

Медики дали добро на проведение выхода. При проверке системы “Сигнал” на борту орбитального комплекса экипаж выявил неправильное срабатывание 4,5 и 6 датчиков “наличие дыма”. Во время переговоров с Землей “Сириусы” пожаловались, что им в “Прогрессе” не прислали “скотч” и проволоку о которых они просили. Космонавты предложили специалистам поработать над конструкцией ламп в шлюзовом специальном отеке (ШСО) ЦМ-Д, которые освещают отсек в вакууме во время выхода. Расположение светильников в ШСО, по мнению экипажа неудачное.

21 октября. В последний день перед выходом экипаж консультировался со специалистами по внекорабельной деятельности, беседовал с радиокомментатором радиопрограммы “Маяк” Владимиром Безяевым, поговорил с космонавтом Анатолием Арце-барским. “Сириусы” заменили разделитель в системе регенерации воды из конденсата (СРВ-К). Во время одного из сеансов связи они попросили специалистов предусмотреть при расчете веса ВБК “Прогресса М-20” сверхплановые 100 г для возвращения на Землю дополнительной пленки.

18, 19 и 21 октября ЦУП при помощи обсерватории “Рентген” провел по одному сеансу наблюдений рентгеновского источника 1Е1740-2942.

Четвертый выход в открытый космос экипажа

22 октября. НК К.Лантратов. Космонавты встали в 11 часов. После приема пищи, проверки работы систем и скафандров, одевания снаряжения, космонавты вошли в скафандры (Василий Циблиев в 16:30 в “Орлан ДМА” №25, Александр Серебров в 16:33 в №14). В 16:51 космонавты начали проводить шлюзование.

Однако, при переходе на автономное питание Земля зафиксировала отсутствие подачи кислорода из основного баллона в скафандре бортинженера. За минуту до расчетного времени открытия выходного люка (18:14) “Мир” вышел из зоны радиовидимости. По первоначальным планам к началу следующего сеанса связи через спутник-ретранслятор (СР) “Альтаир” космонавты должны были уже выйти из ШСО, установить телекамеру, вынести наружу необходимые инструменты и блоки. А в 19 часов на связь с работающим в открытом космосе экипажем должен был выйти премьер-министр России Виктор Черномырдин. Он в этот день посещал НПО “Энергия” и ЦУП (об этом см. статью “Виктор Черномырдин посетил НПО “Энергия”).

Но когда связь с орбитальным комплексом восстановилась (18:40) оказалось, что экипаж все еще находится в ШСО, так как поступление кислорода из основного баллона в скафандре Александра Серебрена так и не восстановилось. В принципе, в “Орлане” был и резервный баллон, который мог позволить бортинженеру на автономном питании нормально работать в открытом космосе. Но по существующим инструкциям выход за борт станции только с одним подающим кислород баллоном запрещен. Поэтому люк и остался закрыт, а космонавты не переходили на автономное питание скафандров.

После анализа сложившейся ситуации Земля посоветовала космонавтам поменяться местами и открыть люк Василию Циблиеву. “Да я его и сам открою, оставаясь на колодке,” — успокоил бортинженер ЦУП. (“Колодка” — разъем, соединяющий скафандр с БСС.) “Хорошо, — согласился с “Сириусом-2” руководитель полета Владимир Соловьев. — Тогда открываешь люк, тоже отстыковываешь колодку и вместе с Васей запускаешь сублиматор.”

Экипаж приступил к заключительным операциям перед выходом. “Давление начало падать,” — в 18:46 сообщил Василий Циблиев.

Наконец в 18:47:28 (21:47:28 GMT) выходной люк ШСО был открыт.

Командир выбрался из отсека наружу. Бортинженер тем временем включил подачу кислорода из резервного баллона, тоже отстыковался от БСС, подключил телекамеру и, высунувшись из ШСО, навел ее на “Сириуса-1”. В 19:00 на балконе главного зала управления (ГЗУ) ЦУПа появился Виктор Черномырдин в окружении командующего ВКС Владимира Иванова, генерального директора РКА Юрия Коптева и генерального директора НПО “Энергия” Юрия Семенова. “Ребята, тут пришел Виктор Степанович. Можно говорить,” — передал экипажу Владимир Соловьев.

После взаимных приветствий премьер-министр России рассказал космонавтам о прошедшем в этот день заседании с руководителями космической промышленности о положении дел в российской космонавтике. Премьер-министр подбодрил космонавтов в свете продления их полета еще на два месяца, пожелал им хорошего полета и благополучного возвращения на Землю. В ответ космонавты поблагодарили Виктора Черномырдина за теплые слова и в свою очередь пожелали ему “космического” здоровья.

После завершения разговора на связь с “Сириусами” опять вышел Владимир Соловьев: “Так, ребята, этот эксперимент у нас прошел. Вась, ты там можешь СММК установить?” (СММК — система микрометеоритного контроля.) Командир ответил положительно. Он установил на внешней поверхности ШСО датчик микрометеоритного контроля, который Александр Серебров не смог установить во время выхода 28 сентября, и отодвинул, как и планировалось, кассету СКК.

“Так, Вась, закругляйся. Давай назад,” — передал на орбиту руководитель полета. В 19:15 Василий Циблиев передал Александру Сереброву телекамеру и сам вернулся в ШСО.

Люк космонавты закрыли в 19:25. Выход длился 38 минут (расчетное время работ в открытом космосе — 5 часов 4 минуты).

Как выяснилось, после снятия космонавтами скафандров, кислород из основного баллона в “Орлане ДМА” №14 не подавался из-за замерзания клапана колодки в кислородной магистрали, в которую из-за негерметичности прокладки попала вода. После выхода начались обычные операции: снятие и сушка одежды и снаряжения.

В этот раз, хотя программа работ за бортом оказалась не выполненной, бортинженером станции Александром Серебровым был установлен своеобразный рекорд. Выход 22 октября стал для него девятым. Пять раз он работал за бортом станции во время предыдущего полета в 1989-90 годах и четыре раза в этой экспедиции. Тем самым “Сириус-2” стал мировым рекордсменом по количеству выходов в открытый космос. Прежний рекорд принадлежал Леониду Кизиму и Владимиру Соловьеву (по восемь выходов).

А тем временем премьер-министр России Виктор Черномырдин ответил на балконе ГЗУ ЦУПа на вопросы журналистов.


. Полет КК “Колумбии” по программе STS-58
(И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс, ЮПИ и материалам НАСА)

Научные эксперименты

Как мы уже сообщали, на утро 14 октября назначен старт космического корабля “Колумбия” для полета по программе STS-58. Это второй полет шаттла, основной задачей которого является выполнение биологических исследований в лаборатории “Спэйслэб” на его борту.

В условиях космического полета в теле человека происходят значительные изменения. Становятся хрупче кости и уменьшаются в объеме мускулы, становятся меньше клетки крови, ослабевает иммунная система. Две трети астронавтов страдают от космической болезни движения. После возвращения на Землю некоторые из них ощущают головокружение, замедляются рефлексы. Механизмы адаптации и реадаптации до сих пор во многом остаются тайной. В течение многих лет российские и американские ученые ведут исследования влияния условий космического полета на человека и различные биологические объекты. Основной целью американских исследований является подготовка к эксплуатации орбитальной космической станции и к возможным пилотируемым полетам к Марсу. “Существенно ли это для нашей работы, и опасно ли это для нашего здоровья, еще предстоит определить. Мы полагаем, что нет,” — говорит астронавт-врач Рей Седдон, которая выполняет функции руководителя исследовательской программы в полете.

НАСА намерено поделиться результатами экспериментов с исследователями, занимающимися проблемами лечения анемии, мышечной дистрофии и остеопороза (пористости костей), который наблюдается у миллионов женщин. “Многие изменения, которые мы наблюдаем у астронавтов, — говорит руководитель программы научных экспериментов STS-58 от НАСА Фрэнк Сулзман (Frank Sulzraan), — сходны с теми, которые происходят при обычном процессе старения.”

Разумеется, в ходе относительно коротких полетов шаттлов невозможно проводить исследования длительного влияния факторов полета, подобные выполненным на станциях “Салют”, “Скайлэб” и “Мир”. Тем не менее, эксперименты по программе STS-58 существенно дополнят сведения, полученные на российской станции “Мир”. Па словам Сулзмана, “эксперименты, которые мы намерены выполнить в этом полете, русские не имели возможности провести “из-за различий в организации полетов. К примеру, российским космонавтам намного сложнее вести сбор медицинской информации в самые первые дни полета, когда организм приспосабливается к невесомости, а также отправить на Землю взятые пробы и биологические объекты.

Первый полет шаттла по медико-биологической программе продолжительностью 9 суток (STS-40/SLS-1) был выполнен в июне 1991 года (в нем также участвовала Рей Седдон). Полет STS-58/SLS-2 рассчитан на 14 суток и должен стать рекордным по длительности полетом шаттла. “Эксперименты, которые будут выполнены над экипажем “Колумбии”, обеспечат наиболее детальные и взаимосвязанные физиологические данные... со времен программы “Скайлэб” в 1973 и 1974,” — говорится в сообщении НАСА. В феврале 1996 и июле 1997 года НАСА планирует выполнить еще более длительные полеты SLS-3 и SLS-4.

Расходы НАСА на предстоящий полет оцениваются в 175 млн $ (204,8 млрд руб). В экипаже корабля, сформированном с учетом научной программы, четверо из семи астронавтов имеют докторские степени в различных областях биохимии, биологии и медицины. В программу включены 14 экспериментов, часть из которых повторяет проведенные в полете SLS-1. В восьми из них объектами исследований будут люди. Им предстоит вращаться в креслах, выполнять прыжки на резинке, наблюдать за вращающимися предметами, брать образцы крови, слюны и урины. Будут выполняться наблюдения за изменениями в деятельности сердца и легких, поведением нервной системы и метаболическими функциями, измеряться давление и объем крови, изучаться потеря костной и мышечной массы. Несколько экспериментов посвящены изучению изменений зрения, чувства равновесия, восприятия. Шесть экспериментов проводятся над белыми лабораторными крысами. Число крыс значительно увеличено по сравнению с первым полетом: с 29 до 48. У них будут брать кровь из вен и вводить в них через катетеры гормоны, регулирующие производство эритроцитов, и радиоактивные изотопы. Четверо занятых в этих экспериментах астронавтов обеспечат сбор экскрементов подопытных животных для того, чтобы измерить содержание в них кальция.

В НАСА опасались многочисленных протестов против эксперимента с умерщвлением и препарированием нескольких крыс, который должен быть выполнен на 13-й день полета. Однако общества защиты животных уделили планам агентства мало внимания. “Как ветеринар, я чувствую свою обязанность проследить за тем, чтобы все, что мы делаем с этими грызунами, было сделано настолько гуманно, насколько это возможно. — говорит специалист по полезной нагрузке Мартин Феттман. — Процедура выполняется в течение секунды, если не меньше.”

Помогать в сборе и обработке информации на борту возможно поможет новая система “Научный консультант астронавта” (Astronaut Science Advisor, ASA), разработанная Исследовательским центром имени Эймса НАСА и Массачусетским технологическим институтом для. В некоторой степени она должна заменить оставшегося на Земле руководителя эксперимента.

Система основана на персональном компьютере Macintosh PowerBook, в который заложены подробное описание эксперимента и используемого в нем оборудования. Система способна осуществить диагностику оборудования для экспериментов, управление экспериментами и осуществлять контроль времени, проводить сбор данных и отбор наиболее интересных результатов. Последняя функция выполняется путем сравнения результатов с заложенными руководителем эксперимента на Земле правилами.

При наличии такой системы, предполагают ее разработчики, выполняющие эксперимент астронавты смогут получить необходимую помощь быстро, вне зависимости от наличия связи с Землей и с авторами эксперимента.

Идея системы принадлежит д-ру Лэрри Янгу (Larry Young), дублеру Мартина Феттмана и главному специалисту по эксперименту с вращающейся полусферой (Rotating Dome Experiment) в полете STS-58. Она прошла наземные испытания во время первого полета по медицинской программе SLS-1 в июне 1991 года. Если у астронавтов останется время, они смогут самостоятельно выяснить, получены ли в ходе эксперимента неожиданные для автора данные, а также отметить непредвиденные обстоятельства, которые могли бы исказить полученные данные.

Система контролирует затраты времени на эксперимент, и способна подсказать наилучший способ получения максимального результата за отведенное время с учетом уже полученных интересных результатов.

Разработчики надеются, что им удастся создать систему общего назначения для выполнения любых научных исследований в космическом полете.

Подготовка к старту

В полночь с 10 на 11 октября (04:00 GMT) в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде был начат предстартовый отсчет времени запуска КК “Колумбия”, запланированного на 10:53 по восточному летнему времени (EDT) 14 октября.

Предстартовый отсчет должен пройти в соответствии с графиком:
Октябрь 1100:00Т-43чНачало отсчета
Октябрь 1116:00Т-27чВстроенная задержка на 8ч
Октябрь 1200:00Т-27чПродолжение отсчета
Октябрь 1208:00Т-19чВстроенная задержка на 8ч
Октябрь 1216:00Т-19чПродолжение отсчета
Октябрь 1300:00Т-11чВстроенная задержка на 20ч 33м
Октябрь 1320:33Т-11чПродолжение отсчета
Октябрь 1401:33Т-6чВстроенная задержка на 1ч
Октябрь 1402:33Т-6чПродолжение отсчета
Октябрь 1405:33Т-3чВстроенная задержка на 2ч
Октябрь 1407:33Т-3чПродолжение отсчета
Октябрь 1410:13Т-20мВстроенная задержка на 10м
Октябрь 1410:23Т-20мПродолжение отсчета
Октябрь 1410:34Т-9мВстроенная задержка на 10м
Октябрь 1410:44Т-9мПродолжение отсчета и старт в 10:53

11 октября в 13:30 в Космический центр имени Кеннеди из Хьюстона прибыли семеро астронавтов “Колумбии”. “Мы действительно счастливы и горды быть здесь,” — сказал командир экипажа Джон Блэйха. До старта астронавтам предстояло участвовать в предполетных медицинских исследований (наземная часть медико-биологической программы STS-58 началась за несколько месяцев до старта) и восстановить навыки аварийного покидания корабля на старте.

12 октября отсчет продолжался без каких-либо замечаний. Специалисты космодрома закончили заправку кислородом и водородом основных и дополнительных (с учетом большой длительности полета) баков для питания электрохимических генераторов тока. Последовали подача питания на бортовые системы корабля, проверка и включение трех холодильников для хранения биологических образцов. Затем начались проверка системы жизнеобеспечения подопытных животных и подготовка к загрузке их в корабль. Отметим, что в группу подготовки орбитальной ступени входят 75 человек — представители Центра Кеннеди, Центра Эймса и фирмы “Мак-Доннелл Дуглас”.

Метеослужба ВВС обещала благоприятную для старта погоду с вероятностью 90%: температура 26 град.С, восточный ветер 5-7 м/с, видимость 11 км, облачность на высотах 900, 2400 и 7500 метров. Имелась незначительная вероятность дождя в районе старта.

В ночь на 13 октября подвешенные на тросах техники загрузили в холодильники модуля “Спэйслэб” необходимые в полете препараты и аккуратно закрепили в стойках лаборатории 24 контейнера с крысами — самцами в возрасте от 2 до 3 месяцев. После этого лабораторный модуль был герметизирован, и около 11:00 отведена вращающаяся башня обслуживания.

Утром Блэйха, Сиэрфосс и Мак-Артур выполнили полеты на самолете-аналоге шаттла. Затем экипаж был ознакомлен с прогнозом погоды и занимался подготовкой по стартовым операциям и программе полета. Около 21:30 астронавты легли спать.

Первая попытка старта

В 02:33 в ночь на 14 октября была начата заправка топливного бака космической транспортной системы 2 миллионами литров жидкого кислорода и жидкого водорода. Метеорологи по-прежнему обещали благоприятную погоду во Флориде, но с тревогой следили за облачностью над аварийными посадочными полосами Бен-Герир в Марокко и Морон в Испании.

Группа протеста от обществ защиты животных в количестве 10 человек разместилась за главным въездом в космический центр. Демонстранты подняли плакаты со словами “У крыс есть права” и “Никаких животных в космосе”.

Позавтракав около 06:30 EDT, семеро астронавтов прибыли на стартовый комплекс 39В и выполнили посадку в корабль примерно за три часа до назначенного времени старта. К этому времени идеальная утренняя погода стала портиться. Вокруг стартового комплекса собирались грозовые облака, и прогноз дал уже всего лишь 20-процентную вероятность пуска. На аварийных посадочных площадках в Гамбии, Марокко и Испании тем временем периодически шел дождь, внося в ситуацию дополнительную неопределенность. Кроме всего этого, на станции слежения на Бермудских островах произошел отказ компьютера, но специалисты НАСА в течение недолгого остававшегося времени его ликвидировали.

На отметке Т-9 минут отсчет был задержан до улучшения погоды. Старт был возможен в течение 2.5 часов — до 13:23 EDT.

Спустя два часа погода улучшилась, и отсчет был возобновлен. Однако за две минуты до старта был обнаружен отказ одной из двух ЭВМ на обслуживающей Космический центр имени Кеннеди наземной станции ВВС. В результате отсчет вновь был остановлен за 31 секунду до старта, и вскоре было объявлено об окончательной его отсрочке.

После более чем пятичасового ожидания на борту “Колумбии” некоторые из астронавтов выглядели усталыми. “Спасибо команде за большую работу в попытке запустить нас сегодня, — сказал Джон Блэйха. — Мы встретимся с вами завтра утром.”

Два компьютера ВВС принадлежат службе безопасности полигона. Они управляют оборудованием для слежения за полетом шаттла в целях обеспечения безопасности района. В случае ухода космической транспортной системы с заданной траектории, угрожающего населению прилегающих районов, служба безопасности обязана выдать команду на подрыв. Компьютеры работают уже в течение 13 лет.

Как сообщил позже представитель ВВС США полковник Билл Сэмпл, один из компьютеров зафиксировал отказ на радиолинии, по которой должна в случае необходимости передаваться команда на подрыв шаттла. И хотя инженеры ВВС смогли быстро определить, что неисправность в действительности отсутствует, возобновить отсчет было уже поздно. В течение дня 14 октября специалисты ВВС подтвердили готовность станции обслуживать запуск 15 октября.

Вторая попытка старта

Несмотря на то, что прогноз погоды давал не более 30 процентов вероятности благоприятной погоды, в ночь на 15 октября на стартовом комплексе 39В была во второй раз выполнена заправка топливного бака шаттла. Старт был вновь назначен на 10:53 EDT, стартовое окно продолжалось до 13:21.

Утром над космодромом висели тяжелые облака и шел дождь. Семеро астронавтов в оранжевых скафандрах по лужам подходили к микроавтобусу, который отвез их на старт. Экипаж “Колумбии” был там незадолго до восьми утра. Атакуемые многочисленными москитами, астронавты были вынуждены закрыть свои лица противомоскитными сетками. В последний раз осмотрев и поправив обмундирование членов экипажа, стартовая команда разрешила им посадку.

Единственной технической проблемой являлась возникшая примерно за 2.5 часа до момента старта неполадка одного из двух приемников на борту корабля. Два блока приема и передачи обеспечивают связь между экипажем и руководителями запуска и передачу компьютерных данных в течение первых 5 минут выведения корабля на орбиту. Правила НАСА требуют работы обоих блоков, но приемная часть одного из них не работала. На его замену было бы необходимо 6 часов, которыми стартовый расчет не располагал.

Специалисты испробовали различные способы привести аппаратуру в исправное состояние, но они не были удачны. Примерно за час до запланированного старта они рассмотрели возможность передачи на борт запасного блока для последующей замены в полете и пуска с одним работающим блоком. Однако руководители полета решили, что такая операция была бы чересчур рискованной и отняла бы слишком много времени. Возможный отказ единственного блока оставил бы экипажу только не особо надежную УКВ-связь, и в случае аварии на этапе выведения экипаж мог оказаться вообще без связи с Землей. В результате в 11:08 EDT было принято решение о второй отсрочке запуска.

“Хорошая попытка. Надеемся на ваше терпение. Джон, мы намерены запустить вас в один из этих дней,” — передал на борт руководитель старта Роберт Сик.

Отказавший блок стоял на борту “Колумбии” с 1978 года, ремонтировался лишь однажды и давно исчерпал свой штатный ресурс. Однако, объяснил Роберт Сик, НАСА довольно часто оставляет оборудование работать и после окончания ресурса, если оно остается исправным. “Не сломалось — не ремонтируй, вот принцип, который мы используем,” — сказал он.

На этот раз старт пришлось отложить до понедельника 18 октября. Причина состояла в том, что пребывание крыс на борту в течение более чем двух суток до запуска нарушало планы предстоящих биологических экспериментов. А на открытие грузового отсека, выгрузку грызунов и других биологических объектов из “Спэйслэба”, загрузку новой партии из числа примерно 1000 крыс, имеющихся на космодроме, и повторную подготовку корабля к старту требовалось как минимум трое суток. Ставших ненужными крыс НАСА передает для подкармливания хищных птиц.

Старт вновь был назначен на 10:53 EDT с возможностью осуществить запуск до 13:17 включительно. Астронавты должны были остаться на космодроме до понедельника, хотя обычно в случае длительной отсрочки они улетают в Хьюстон.

16 октября специалисты НАСА заменили на средней палубе шаттла отказавший блок связи. В этот же день грызуны, половине из которых перед полетом были введены в кровь радиоактивные изотопы, были извлечены из “Спэйслэба”. Их ждала обычная судьба лабораторной крысы: смерть от руки исследователя. 17 октября на борт “Колумбии” были загружены 48 новых крыс.

Метеослужба ВВС прогнозировала на понедельник 80-процентную вероятность благоприятной для запуска погоды.

За выходные семеро членов экипажа “Колумбии” смогли немного отдохнуть и вновь просмотреть полетную документацию.

Старт “Колумбии”

18 октября топливный бак космической транспортной системы был заправлен вновь. Метеорологи оценивали вероятность отмены старта по погоде не более чем в 10%.

Демонстранты, протестовавшие против эксперимента с крысами, не дождались третьей попытки запуска.

Семеро членов экипажа шаттла заняли свои места в корабле около 08:00 EDT, спустя час после восхода солнца. Им вновь пришлось перед посадкой в корабль носить противомоскитные сетки. Шэннон Лусид и Мартин Феттман взошли на борт “Колумбии” с катетерами, которые были введены им в вены рук и проведены в сердце, чтобы зафиксировать венозное давление и оценить изменения в структуре и функциях сердца при старте корабля и в начале полета, и белыми заспинными ранцами с измерительной аппаратурой. Двое астронавтов не только несли в себе эти датчики при двух первых попытках запуска, но и не стали извлекать их после второй отсрочки в пятницу. Командир Джон Блэйха и пилот Ричард Сиэрфосс, а также бортинженер Уильям Мак-Артур и руководитель работ с полезной нагрузкой Рей Седдон разместились на верхней, пилотской, палубе. Специалисты полета Дэвид Вулф и Шэннон Лусид и специалист по полезной нагрузке Мартин Феттман заняли места на средней палубе.

Подготовку к старту омрачила неисправность в оборудовании одного из трех блоков навигационной системы шаттла. Поскольку для полета необходима работоспособность хота бы двух блоков, эта неисправность не могла вызвать нового переноса старта.

Третья попытка запустить корабль оказалась удачной, лишний раз подтвердив русскую поговорку “Бог троицу любит” и ее американский аналог “Third time is a charm”. Старт был задержан примерно на 10 секунд из-за кратковременного вхождения самолета ВМС США в запретную область в районе мыса Канаверал. В 10:53 EDT (14:53 GMT) “Колумбия” ушла со старта в покрытое тремя слоями облачности небо над стартовым комплексом во Флориде.

Через две минуты прекратили свою работу и отделились два твердотопливных стартовых ускорителя. В 11:02 отключились три основных двигателя корабля. “Как вы легко можете представить, здесь, наверху, — семь очень счастливых людей,” — передал Джон Блэйха. Полчаса спустя, в 11:35, Джон Блэйха и Ричард Сиэрфосс выполнили при помощи двигателей орбитального маневрирования маневр OMS-2, переведший шаттл с промежуточной эллиптической орбиты на круговую с высотой 287 км и периодом обращения 90 минут.

Шэннон Лусид стала первой женщиной, выполняющей четвертый космический полет.

Интересно отметить, что начавшийся полет STS-58 действительно является 58-м полетом по программе “Спэйс шаттл”. После того, как 26-й полет, первый после катастрофы “Челленджера”, был выполнен под обозначением STS-26, порядковый номер совпал с обозначением только в трех полетах: 27, 44 и 55.

В отличие от большинства полетов “Спэйслэба”, в полете STS-58 не предусмотрено разделение экипажа на смены. Все семеро астронавтов будут спать одновременно. Функционально экипаж делится на лабораторную группу (четверо исследователей, которые будут вести основные научные исследования) и корабельную команду, в которую входят двое пилотов и бортинженер.

Хроника полета “Колумбии”

18 октября. После выведения астронавты выполнили проверки бортовых систем и через 1.5 часа после старта открыли створки грузового отсека. Летная и средняя палубы были приведены в полетное состояние.

Вскоре после выхода на орбиту астронавты приступили к медицинским исследованиям. Они измерили кровяное давление, взяли друг у друга образцы крови и наблюдали за симптомами космической болезни движения.

Дэвид Вулф, и за ним Рей Седдон, первыми вошли в лабораторию “Спэйслэб” в грузовом отсеке шаттла и приступили к включению и проверкам экспериментального оборудования. Обнаружилось, что половина клеток с крысами перегревается. Астронавты были вынуждены выключить термостат в попытке охладить установку.

Феттман и Блэйха были подвергнуты эксперименту с имитацией падения. Для этого им пришлось “падать” на пол с высоты 1 фут под действием натянутой резины. Прикрепленная к голове “шапочка” фиксировала ее движения, а укрепленные на ногах датчики измеряли реакцию мускулов. Как утверждает агентство АП, астронавты в ходе этого эксперимента выглядели довольно глупо.

Вечером катетер, находившийся в течение четырех дней вблизи сердца Шэннон Лусид, был извлечен из вены астронавтки. Зонд в вене Феттмана в соответствии с программой был оставлен еще на сутки.

Около 22:00 EDT астронавты “Колумбии” отошли ко сну.

19 октября. После подъема, состоявшегося незадолго до 06:00, астронавты провели рутинные операции по отбору проб. Рей Седдон, Дэвид Вулф, Шэннон Лусид и Мартин Феттман возобновили эксперимент по метаболизму протеинов, который они будут продолжать в течение всего полета. Целью исследования является поиск причины потери протеинов в условиях невесомости. Этот процесс приводит к уменьшению объема мышц. В полете SLS-1 было выяснено, что производство протеинов в теле остается достаточным, но они быстрее исчезают.

Астронавты занимались также точным измерением массы тела и фиксировали все случаи приема воды и пищи (дополнительное задание DSO-612). Благодаря таким измерениям специалисты смогут оценить изменения в функциях почек и потоках жидких сред в организме. Чтобы оценить скорость потери жидкости организмом, в выпиваемую воду добавлялись радиоактивные изотопы кислорода, а также азот и кальций. Химические индикаторы вводились также путем инъекций.

К утру клетки с крысами охладились до приемлемой температуры. Накануне вечером Феттман заметил, что одна из крыс спряталась в угол клетки и ничего не пила. Специалисты на Земле, приглядывавшие за животными, пока экипаж спал, сообщили, что “ночью” она ожила и проявила явную жажду. Позже членам экипажа “Колумбии” пришлось открыть дверь одной стойки с крысами и применить вентилятор для их охлаждения: температура в клетках была на несколько градусов выше оптимальной. “Все крысы выглядят здоровыми и счастливыми,” — сообщил Мартин Феттман. Он добавил, что опасается понижения температуры в клетке №2, мимо которой проходит струя вентилятора.

В то время как “остепененные” астронавты выполняли эксперименты на борту “Спэйслэба”, Блэйха, Сиэрфосс и Мак-Артур контролировали системы корабля, фотографировали Землю и упражнялись на вело-эргометре.

В эксперименте “Вращающаяся полусфера” астронавты Блэйха, Вулф и Феттман отвечали движениями джойстика на воспринимаемыми ими направление и скорость вращения составленных из цветных точек изображений внутри вращающейся полусферы. Эксперимент проводился для изучения противоречия между зрительной “картинкой” и сигналами органа равновесия, который считается важной причиной космической болезни движения. Каждый раз один из астронавтов выступал в качестве испытуемого, а второй — оператора. Астронавты отметили, что иногда испытывали иллюзию собственного движения, хотя были зафиксированы в кресле. “Я совершенно поражен,” — признался Джон Блэйха.

Вулф и Феттман специально для этого эксперимента вставили в глаза контактные линзы. Видеоизображения глаз астронавтов с отражающимися в зрачках точками были переданы на Землю.

Астронавты продолжали серию экспериментов, связанных с сердечно-сосудистой системой. Во второй половине дня катетер был извлечен из тела Феттмана.

Дэвид Вулф проводил исследование собственного сердца при помощи ультразвукового электрокардиографа, который он разработал для применения в полете. В полете SLS-1 было установлено, что в условиях невесомости у астронавтов происходит увеличение размеров сердца и соответственно ускоряется кровообращение. Теоретически это должно было бы приводить к повышению венозного кровяного давления, однако давление почему-то падает, и наблюдения Вулфа еще раз подтвердили это. “Это означает, что механические характеристики грудной клетки в невесомости изменяются,” — прокомментировал ход эксперимента физиолог д-р Гуннар Бломквист (Gunnar Blomqvist).

Единственной технической неполадкой на борту было ложное срабатывание прерывателя сети в цепи электропитания одной из клеток с крысами. Она была легко устранена.

Астронавты сумели выполнить даже больший объем экспериментов, чем было запланировано. НАСА проявляет особое внимание именно к острому периоду адаптации. “Мы будем счастливы, если сможем сохранить этот темп, — прокомментировал ход полета Сулзман. Но от экипажа шаттла не будут требовать безостановочной работы в течение всех 14 дней. Каждый из астронавтов будет иметь два выходных длительностью по половине дня.

Вечером весь экипаж “Колумбии” поздравил с днем рождения дочь Сиэрфосса Элизабет. Ей исполнилось 8 лет.

20 октября. Рабочий день на борту “Колумбии” начался в 05:53 EDT с музыкальной темы Рихарда Штрауса “Так говорит Заратустра” из фильма “2001: Космическая одиссея”.

Четверо исследователей проводили в среду перед завтраком эксперимент по определению поглощения кальция в невесомости. Целью его было попытаться выяснить причины потери кальция, испытываемой в космическом полете. Астронавты приняли таблетки с кальцием и час спустя взяли друг у друга образцы крови. Затем они вводили друг другу кальций подкожно, после чего брали образцы крови и урины.

Джон Блэйха в ходе эксперимента по исследованию ускорений на орбите привел корабль во вращение “через голову”. Целью эксперимента было измерение торможения орбитальной ступени в верхних слоях атмосферы при различной ее ориентации. Астронавты засняли виды Земли, которая с их точки зрения медленно вращалась вокруг “Колумбии”. “Это почти невероятное зрелище,” — признался Ричард Сиэрфосс.

Мак-Артур и Блэйха последовательно просидели по часу в вакуумном костюме LBNP, создающем низкое давление на нижнюю часть тела. Эта технология, многократно проверенная российскими космонавтами, вызывает приток крови к ногам, как это и должно быть на Земле. Кроме того, двое пилотов и бортинженер фиксировали потребляемую пищу и жидкости и собирали анализы слюны и урины для определения потребностей астронавтов в питании и энергии в длительном полете.

Ричард Сиэрфосс связался по радио с юными радиолюбителями из Расселвиллской средней школы в штате Арканзас.

В конце рабочего дня экипаж сообщил в Хьюстон, что в бортовом туалете наблюдается течь. “В настоящее время это не доставляет нам никаких проблем,” — успокоил Блэйха руководителей полета. Течь шла из-под уплотнения фильтра, предназначенного для удержания запаха и бактерий, и вытекавшую жидкость приходилось вытирать тканью. Устройство осталось работоспособно, но на ночь вокруг фильтра пришлось обернуть полотенце.

21 октября. Подъем экипажа был вновь выполнен в 05:53 EDT.

Седдон, Лусид, Вулф и Феттман продолжили медицинские исследования. Они вводили друг другу раствор с изотопами кальция, железа и йода, и через некоторое время брали кровь для анализа. Наблюдение за распространением по телу введенного железа может помочь понять механизм замедления производства эритроцитов в условиях полета.

Лусид и Волф с манжетами для измерения давления на левом бедре и датчиками на левой голени выполняли упражнение по вращению в объеме лаборатории “Спэйслэб”. Целью было нахождение зависимости между изменением венозного давления и объемом крови.

Бортинженер Мак-Aртуp взял на себя функции слесаря-сантехника и предпринял попытку отремонтировать туалет. Для обнаружения причины течи ему пришлось снять фильтр. Затем он при помощи командира корабля вытер жидкость, вновь установил фильтр и включил запасную систему вентиляции и сепарации. (Как разъяснили представители НАСА, на “Колумбии” находится старый вариант ассенизационного устройства, а не испытанная впервые в январе этого года новая версия стоимостью 23 млн $.)

Сразу после выполнения ремонтных работ Мак-Артур принял участие в радиопрограмме, в ходе которой в прямом эфире ответил на семь телефонных звонков. Патрик из Филадельфии спросил о духовных последствиях космического полета: считает ли астронавт, что полет будет иметь влияние в течение всей его жизни. Астронавт ответил, что уже полученное впечатление чрезвычайно глубоко, и “я думаю, что так оно и останется на всю жизнь”. Слушатель выразил свое потрясение от разговора с астронавтом и горячо благодарил его. Дэвид из Сиэтла предложил установить на шаттл отражатель и передавать азбукой Морзе послания для школьников всей Земли. Мак-Артур сообщил, что весь шаттл в определенные моменты работает как отражатель, но для передачи таким способом сигналов потребовалось бы слишком много топлива. Калифорнийка Нэнси от имени своего шестилетнего сына спросила, смешно ли быть невесомым. “Передайте ему, что это самая смешная вещь, какую я когда-либо делал,” — отозвался астронавт.

Астронавты провели несколько сеансов любительской радиосвязи.

Четверо астронавтов участвовали в очередном эксперименте по исследованию космической болезни движения. Один за другим они надевали специальные очки и шапочки, которые могли фиксировать движения головы и глаз, и начинали вращаться в кресле. Затем кресло внезапно останавливалось, и испытуемые должны были продиктовать свои ощущения на магнитофон.

Ричард Сиэрфосс занимался замерами уровня шума в кабине шаттла и в лаборатории “Спэйслэб” в рамках дополнительного задания DTO-663.

Дважды в течение дня экипаж “Колумбии” мог наблюдать станцию “Мир”. В первый раз “Мир” прошел в 120 км от шаттла, во второй — в 355 километрах.

Вечером экипаж позволил себе сделать маленькое представление. Рей Седдон и Мартин Феттман надули черный тыквообразный шар, приклеили к нему рот, нос и глаза, обернули монитор голубой летной курткой, прилепили снизу штаны, надели на голову чучела наушники и — в разгар работы по проверке медицинского оборудования — напугали сидевшую на связи в Хьюстоне Сьюзен Хелмс дружным возгласом “Happy Halloween!”. (Halloween — канун Дня Всех Святых — отмечается 31 октября.) “Это дол-л-л-лгий полет, Сьюзен,” — объяснила свою шутку Седдон.

22 октября. Первая половина дня на борту “Колумбии” была посвящена отдыху. Второй полувыходной назначен на 28 октября. Считается, что такая организация работы в двухнедельном полете позволит восстановить силы астронавтов и не нанесет ущерба медицинским исследованиям. Четверо исследователей, проведших почти без перерыва четыре дня в замкнутом объеме “Спэйслэба”, в котором нет даже окон, провели большую часть времени у иллюминаторов, наблюдая Землю с высоты 286 километров.

Рей Седдон назвала это время “фотографическим сумасшествием”.

Джон Блэйха охарактеризовал ход полета как очень успешный. “Мы выполнили все наши задания и даже некоторые дополнительные эксперименты... Хорошо, что у нас полдня свободны, но никто особенно и не устал”. Командир пожаловался, что отремонтированный им и Мак-Артуром накануне туалет продолжает беспокоить экипаж запахом, исходящим от вентилятора.

После отведенных часов отдыха пилот Сиэрфосс и бортинженер Мак-Артур приступили к отработке посадки шаттла при помощи впервые используемого в полете тренажера PILOT. Командир Блэйха тренировался после них. В качестве средства имитации полета они использовали персональный компьютер в портативном исполнении (лэптоп) с хорошей графикой и подключенной к нему ручкой управления, похожей на реальный штурвал шаттла. В длительных полетах навыки управления притупляются, и наличие бортового тренажера должно помочь пилотам оставаться в должной форме до посадки. А после посадки три бывших летчика-испытателя, участники эксперимента, должны оценить степень его полезности. Тренажер PILOT (Portable In-flight Landing Operations Trainer) разработан специалистами Космического центра имени Джонсона в Хьюстоне менее чем за год. Разработка обошлась в 500 тыс. $.

Сиэрфосс проверил также новую стойку для экспериментального оборудования в кабине экипажа. В это время Феттман проходил проверку рефлексов при имитации падения.

Четверо исследователей вернулись к экспериментам в лаборатории “Спэйслэб”.

В течение дня Сиэрфосс и Мак-Артур провели несколько сеансов связи с радиолюбителями в американских школах.

Полет “Колумбии” должен продлиться до 1 ноября. Если все пойдет по графику, шаттл приземлится на авиабазе Эдвардс в калифорнийской пустыне Мохаве в 15:16 GMT.

(Окончание в следующем номере)


далее