НОВОСТИ ИЗ НАСА


США. Назначен экипаж STS-74

2 сентября. НАСА. Назначен экипаж шаттла, который осуществит вторую стыковку с российской космической станцией “Мир” в октябре 1995 года.

Командиром будет полковник Корпуса морской пехоты США Кеннет Камерон. Пилотом назначен подполковник ВВС Джеймс Халселл. Полковник ВВС Джерри Росс, подполковник Армии США Уильям Мак-Артур и майор ВВС Канады Крис Хэдфилд получили назначения на должности специалистов полета.

В ходе шестидневного полета астронавты сначала установят при помощи дистанционного манипулятора шаттла российский постоянный стыковочный модуль на стыковочный узел “Атлантиса”, а затем подстыкуются с его помощью к станции “Мир”. Когда корабль уйдет от станции, стыковочный узел останется присоединенным к ней, и послужит местом последующих стыковок шаттлов. В течение всего полета будут выполняться различные эксперименты в области космической биологии и медицины.

Кеннет Камерон в течение нескольких последних месяцев являлся представителем НАСА в России. В апреле 1991 и апреле 1993 года он участвовал в двух полетах шаттлов (STS-37, STS-56). Джеймс Халселл только что вернулся из своего первого полета в качестве пилота “Колумбии” (STS-65). Для Джерри Росса STS-74 станет пятым космическим полетом. Он участвовал в полетах STS-61В, STS-27, STS-37 и STS-55, причем в двух из них выполнил четыре выхода в космос. Мак-Артур участвовал в полете STS-58.

Гражданин Канады, майор ВВС Крис Хэдфилд (Chris A. Hadfield) назначен в экипаж впервые. Он родился в Сарниа, провинция Онтарио, 29 августа 1959 года, но жил в Милтоне. В 1982 Хэдфилд окончил со степенью бакалавра по механике Королевский военный колледж в Кингстоне (Онтарио), а в 1992 получил степень магистра по авиационным системам в Университете Теннесси (США). В июне того же года он вошел в состав отряда астронавтов Канады (“НК”№15,1992) и с 3 августа начал подготовку в НАСА с набором 1992 года (“НК” №24, 1992). Хэдфилд — пятый иностранец, получивший назначение на должность специалиста полета.

США-Канада. Полетное задание Криса Хэдфилда

8 сентября. ИТАР-ТАСС. “Этот парень станет первым канадцем, который войдет в российскую орбитальную станцию “Мир”,” — такой подписью монреальская “Газетт” снабдила в четверг фото Криса Хэдфилда, включенного в состав экипажа американского космического корабля многоразового использования “Атлантис”.

Крис Хэдфилд станет первым канадским астронавтом, который совершит полет на шаттле в качестве специалиста полета. Он будет нести главную ответственность за использование дистанционного манипулятора шаттла при операциях по стыковке.

“Об этом я мечтал с тех пор, как начал дышать,” — так эмоционально ответил 35-летний астронавт на вопрос о том, какие он испытал чувства, узнав, что ему предстоит. Выступая на пресс-конференции на базе канадских ВВС в Сент-Хуберте (провинция Квебек), Крис поведал, что еще подростком на родной ферме в Онтарио любил повозиться с тракторами, пытался “состыковать их, чтобы побыстрее покончить с уборкой урожая”. “Думаю, этот опыт мне теперь пригодится,” — шутливо заметил он.

Сменив руль трактора на штурвал реактивного самолета, военный летчик, а затем и летчик-испытатель, Хэдфилд ни на один день не оставлял мечту стать астронавтом. Эта возможность представилась ему только в 1992 году, но зато теперь — почти сразу — Крис получил воистину царский подарок судьбы. “Некоторым астронавтам в США приходится ждать первого полета по 16-17 лет, а мне повезло уже через два года,” — сказал он, счастливо улыбаясь.

— Три первых канадских астронавта — Марк Гарно, Роберта Бондар и Стив Маклин — выполняли важные, но не самые главные функции — занимались научными экспериментами. Хэдфилду же поручена едва ли не самая ответственная миссия. “Меня постоянно тревожит мысль, что не смогу достаточно хорошо выполнить свою работу,” — признался он. Но тут же поделился сокровенной “максималистской” мечтой: “Хочу в будущем командовать шаттлом”. А пока он с нетерпением ждет старта и “космического свидания с русскими”. “Представляете, мы будем первыми гостями, которых они встретят за целых четыре месяца,” — сказал Крис.

США. Новый руководитель отрада астронавтов

6 сентября. И.Лисов по сообщению НАСА. Роберт Кабана, командир “Колумбии” в июльском полете (STS-65), назначен руководителем Отдела астронавтов Космического центра имени Джонсона НАСА с момента объявления. Он сменил другого Роберта — Роберта Гибсона по прозвищу Хут — назначенного недавно командиром STS-71, в ходе которого “Атлантис” осуществит стыковку с “Миром”.

Объявление об этом сделал руководитель Директората летных экипажей Дэвид Листма. “Я уверен, что Боб станет эффективным лидером, и его опыт и умение будут ценным капиталом, — подчеркнул он. — Это перемещение позволит Хуту [Гибсону] полностью посвятить свое внимание и время руководству важной миссией STS-71, назначенной на 1995 год.”

Старый и новый начальники обменялись церемониальными заявлениями. “Мне посчастливилось работать с талантливыми мужчинами и женщинами на посту руководителя, и я уверен, что Боб получит их полную поддержку, — сказал кэптен ВМС США Гибсон. — Я с нетерпением жду командования очень ответственной и волнующей миссией, которой мы начинаем наши совместные космические работы с Россией.” “Я очень благодарен за такую возможность, — отозвался о своем назначении полковник Корпуса морской пехоты Боб Кабана, участник трех космических полетов. — С нетерпением жду руководства целеустремленными людьми, из которых состоит корпус астронавтов.”

Отрядом астронавтов НАСА руководили “на постоянной основе” Алан Шепард (1963-1974), Джон Янг (1974-1987), Дэниэл Бранденстайн (1987-1992) и Роберт Гибсон (1992-1994). Кроме того, Томас Стаффорд замещал Шепарда в 1969-1971 гг, когда тот готовился к полету на Луну на “Аполлоне-14”; Алан Бин руководил” отрядом в период подготовки Янга к полету STS-1 (1978-1981) и в 1989-1990 обязанности Бранденстайна, командира STS-32, исполнял Майкл Коутс. Таким образом, Роберт Кабана стал фактически восьмым командиром отряда астронавтов НАСА. Неясно, вернется ли Роберт Гибсон на свой пост после STS-71.


АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ
США. Начаты испытания AMС Cassini

26 августа. По материалам журнала “Universe” Лаборатории реактивного движения. В июле текущего года начался 15-месячный этап испытаний и доработок КА Cassini, предназначенного для исследования системы Сатурна.

Испытуемый объект, длина которого превосходит 6 м, состоит из летной нижней части (адаптер для установки на РН, устройство линейного отделения, нижний отсек аппаратуры), макета средней части (двигательная установка и отделяемый зонд “Huygens”) и летной верхней части (верхний отсек аппаратуры с коническим корпусом и платформой на 12 мест). К нижнему отсеку аппаратуры крепятся макеты радиоизотопного генератора (РИГ) и гиродинов.

Первым выполнен тест акустических нагрузок, имитирующий условия при выведении КА на РН. Особое внимание при этом было уделено поведению РИГ и поиску средств смягчения их колебаний. Испытания с установленными демпферами колебаний прошли в начале августа и показали значительное улучшение характеристик. Однако небольшие демпферы потянули в сумме на 22 кг, и решение об их использовании еще предстоит принять.

Отделяемый зонд Huygens и головной обтекатель РН пройдут акустические испытания на предприятии “Martin Marietta” в Денвере в начале 1995 года.

США. Самая далекая ветряная мельница

7 сентября. Сообщение JPL. Космический аппарат Magellan, находящийся на орбите спутника Венеры, начал свой предпоследний эксперимент, известный как “Ветряная мельница” (Windmill). Его цель — изучить верхнюю атмосферу Венеры и поведение входящего в нее КА.

25 августа в результате коррекции орбиты высота полета “Magellan'a” была снижена с 197x541 до 172x390 км.

Сейчас панели солнечных батарей станции развернуты в противоположных направлениях, подобно крыльям ветряной мельницы. Давление молекул верхней атмосферы на панели должно привести к закручиванию станции. По моменту, который придется приложить, чтобы противостоять закручиванию, специалисты рассчитывают получить дополнительные данные по аэродинамике атмосферы Венеры и улучшить понимание высокоскоростного взаимодействия газа с поверхностью.

В последние недели начали ухудшаться характеристики солнечных батарей станции, страдающих от перепадов температуры при переходе из тени на солнце и наоборот. После пяти лет в полете и нескольких недель на низкой орбите контакты элементов солнечных батарей начали отваливаться. “Это бег к финишу, — говорит менеджер проекта в штаб-квартире НАСА Бетси Бейер (Betsy Beyer). — При продолжении потери мощности из-за деградации солнечных элементов аппарат может отключиться даже раньше, чем планируется, до эксперимента по входу [в атмосферу]”.

Эксперимент закончится 14 сентября, а еще через две недели пройдут следующие маневры для снижения высоты полета станции. Прием данных гравитационной съемки будет продолжаться до 10 октября. В этот день будут выполнены три маневра, снижающие высоту на 8-10 км каждый. В результате их высота перицентра уменьшится до 154.5 км. 12 октября высоту перицентра планируется уменьшить до 137 км, и станция вновь будет переведена в режим “ветряной мельницы”. На последней орбите Magellan просуществует одни-двое суток, окончательно войдет в атмосферу Венеры и сгорит в ней. Связь будет потеряна либо в результате перегрева аппарата, либо тогда, когда система управления перестанет подавлять тенденцию к вращению “ветряной мельницы”.

США. Объявлена дата посадки на Марс

8 сентября. И.Лисов по материалам НАСА, сообщениям ИТАР-ТАСС и Франс Пресс. Спускаемый аппарат АМС “Mars Pathfinder” должен совершить посадку на Марс 4 июля 1997 года. Это произойдет в экваториальном районе, известном как Долина Арес, приблизительно в 850 км к юго-востоку от места посадки в 1976 году спускаемого аппарата АМС “Viking 1”.

Цель экспедиции “Mars Pathfinder” — продемонстрировать недорогой технический комплекс для перелета, входа в атмосферу, спуска и посадки на Марс. Масса посадочного блока составит всего около 12 кг, а стоимость экспедиции — 250 млн $. РН “Delta” выведет станцию на траекторию перелета к Марсу в декабре 1996 — январе 1997 года.

Спускаемый аппарат станции войдет атмосферу Марса непосредственно с подлетной траектории и использует для торможения лобовой экран и парашютную систему. Непосредственно перед посадкой будут надуты амортизирующие емкости, которые смягчат посадку.

После приземления “Пасфайндера” с него сойдет микроровер — миниатюрный марсоход с радиусом действия 30 метров, в задачу которого входит исследование образцов грунта и пород. И на ровере, и на посадочном блоке будут установлены камеры для стереоскопической съемки и научные инструменты. Посадочный блок проведет измерения параметров атмосферы во время спуска, и будет служить метеостанцией и ретранслятором данных с ровера. На ровере будет установлен альфа-протонный рентгеновский спектрометр, предназначенный для анализа химического состава пород. С помощью видеосистемы ровера будет исследоваться минералогия поверхностных материалов, а также геологические процессы и создание и изменение поверхности во взаимодействии с атмосферой. Инструменты дадут также возможность определить размер пылевых частиц и содержание водяного пара в атмосфере.

Выбор места посадки обусловлен как техническими соображениями, так и научными интересами, говорит менеджер проекта Энтони Спеар (Anthony Spear). Поскольку источником энергии СА являются солнечные батареи, необходимы наилучшие условия освещенности. А в июле 1997 года Солнце будете зените над 15° с.ш. Марса. Желательна также посадка в как можно более низком относительно среднего уровня поверхности месте, чтобы парашют СА успел раскрыться в затормозить его до заданной конечной скорости.

Ранее в этом году большая группа специалистов по Марсу (более 60 ученых из США и Европы) участвовала в выборе места посадки с точки зрения научной ценности района. Идея состояла в том, чтобы исследовать область отложения пород, перенесенных мощными водными потоками, существовавшими на Марсе в древние геологические эпохи. Потоки шли с гор, прорезая холмистые равнины и выходы твердых пород. Были рассмотрены несколько районов, в которых эти русла выходили на Равнину Хриса (на ней 20 июля 1976 совершил посадку “Viking 1”) — Долина Арес; Холмы Оксия, темный возвышенный район с корой и темными ветровыми отложениями; выносная дельта Долины Маджа, которой заканчивается старое русло; возвышенность Маджа, расположенная южнее одноименной долины. Все они были выбраны по данным съемки с орбитальных блоков “Викингов”.

Выбрана была Долина Арес, тянущаяся от 3° с.ш., 17° з.д. к 15° с.ш., 30° з.д. Ввиду погрешностей навигации и прохождения атмосферного участка эллипс рассеяния точки посадки будет иметь размеры 100x200 км. Предполагается, что посадочный блок “Следопыта” должен сесть в устье одного из выходных русел. (Название станции дословно переводится как '”Марсианский следопыт”, но ближе к сути его миссии было бы перевести “pathfinder” как “разведчик” или “первопроходец” — И.Л.).

Здесь, на небольшой площади, доступной микророверу, можно ожидать встречи с принесенными из множества мест разнообразными образцами грунта и пород, объясняет научный руководитель проекта д-р Мэттью Голомбек (Matthew Golombek) из Лаборатории реактивного движения. И хотя происхождение образцов останется неизвестным, их богатый выбор обещает открыть немало марсианских тайн.

Ввиду погрешностей навигации и прохождения атмосферного участка эллипс рассеяния точки посадка будет иметь размеры 100x200 км.

Дата же посадки подобрана специально и совпадает с национальным праздником США — Днем независимости. Следует отметить, что НАСА уже назначало однажды посадку на Марс на 4 июля (“Викинга-1” в 1976 году), но тогда ее отложили на две недели.

США. Камера АМС Mars Pathfinder

12 августа. По материалам журнала “Universe” (JPL). Лаборатория реактивного движения (JPL) НАСА получила от Университета Аризоны технический экземпляр системы построения изображения для АМС Mars Pathfinder. Система предназначена для фотографирования поверхности Марса с посадочного блока.

Группа специалистов Университета Аризоны под руководством Питера Смита (Peter Smith) получила заказ на разработку системы в результате быстро проведенного конкурса. Другими участниками работы стали фирма “Martin Marietta” (она изготовила камеру), Институт Макса Планка (ФРГ), поставивший для нее прибор с зарядовой связью (бесплатно с условием участия в обработке информации), и Институт Нильса Бора (Дания) с магнитными мишенями для изучения выдуваемой ветром марсианской пыли.

По условиям конкурса Университет Аризоны должен был предложить наибольший научный выход в рамках заданного потолка финансирования. Разработка и изготовление технического экземпляра заняли восемь месяцев: финансирование работы было начато в ноябре 1993. Разработчик представил в срок, систему, обладающую заявленными возможностями.

Система строит стереоскопическое изображение, необходимое для исследования форм рельефа и образцов и для управления микроровером. Наличие 24 цветных фильтров позволяет строить цветное изображение и получить важные данные по минералогии поверхности Марса с подробностями, недоступными для камер “Викингов”. Отказ от собственного компьютера камеры значительно упростил ее подключение и управление. Функция управления возложена на основной компьютер посадочного блока.

Лаборатории также переданы программы управления камерой, алгоритмы сжатия данных и аппаратура для автономных испытаний, имитирующая взаимодействие с посадочным блоком. В настоящее время ведутся испытания системы построения изображения; ввиду его отличного качества предполагается оставить технический экземпляр для возможного использования в качестве источника запасных частей.

Новости с межпланетных трасс

(И.Лисов по материалам JPL)

Galileo

В течение последней недели августа группа управления АМС Galileo завершала долго готовившуюся серию технических операций. Инженеры вели подготовку к передаче на борт программ, которые должны подготовить станцию к подлету к Юпитеру, сбросу атмосферного зонда и ретрансляции его сигналов, выведению на орбиту спутника планеты.

Передача следующей управляющей последовательности на Gaiileo запланирована на 9 сентября. Станция возобновит передачу записанных на борту данных, относящихся к падению на Юпитер обломков кометы SL9. В течение августа были опубликованы частичные фотометрические сканы события К и четыре последовательных снимка события W. Следующий этап передачи продлится, за исключением периода соединения с Солнцем, до января. Помимо данных по W и К, будут переданы результаты регистрации падения фрагмента G в ИК-, УФ- и видимом диапазонах, которые можно будет сравнить с данными наземных измерений.

По состоянию на 1 сентября Galileo находится в 708 млн км от Солнца, и это расстояние увеличивается более чем на 0.4 млн км в сутки. До Юпитера остается 222 млн км и 15 месяцев пути. Станция работает штатно, скорость вращения составляет около 3 об/мин, скорость передачи данных через широконаправленную антенну — 10 бит/с.

Ulysses

На 1 сентября 1994 года АМС Ulysses вышла в точку, расположенную над широтой 79.5° к югу от экватора Солнца. Гелиоцентрическая скорость станции достигла 21.9 км/с. Крайняя южная точка траектории с широтой 80.2° будет пройдена 13 сентября. В этот день ЕКА начинает трехдневную научную конференцию в Технологическом центре ESTEC, на которой будут представлены предварительные результаты уже выполненных исследований.

Системы и приборы станции работают штатно. С помощью станции слежения Сети дальней связи НАСА в Канберре и станции ЕКА в Куру ведется круглосуточное управление ориентацией станции и регулярный прием научных данных. При необходимости производится настройка аппаратуры. В той области пространства, где находится аппарат, осевая антенна станции освещена Солнцем. Несмотря на неравномерный ее нагрев, колебаний КА не зафиксировано.

Voyager 1 и 2

Станция Voyager 1 по состоянию на 1 сентября находится на расстоянии 8.5, а Voyager 2 — 6.5 млрд км от Земли. Оба аппарата работоспособны и продолжают исследования полей и частиц в удаленной части Солнечной системы.

Станции Сети дальней связи (DSN) НАСА проводят ежедневные радиоконтакты с “Вояджерами”. Связь с первым аппаратом осуществляется в течение 120 часов в неделю, со вторым — около 90 часов. Меньшее “внимание” ко второму аппарату объясняется тем, что станция DSN в Канберре занята как связью с Voyager 2, так и с Galileo.

В январе 1998 года Voyager 1 обгонит в своем удалении от Солнца АМС Pioneer 10 и станет наиболее далеким искусственным объектом с планеты Земля.

Группа управления “Вояджерами” полагает, что станции будут работать и передавать ценные данные по крайней мере до 2015 года. К этому времени упадет ниже приемлемого уровня мощность, вырабатываемая их радиоизотопными генераторами (РИГ). В момент запуска три РИГ каждой станции давали 475 Вт. Сейчас выход составляет 348 Вт на первом и 351 Вт на втором аппарате. На питание научных приборов нужно от 210 до 220 Вт.

Запасов бортового топлива (гидразин) для ориентации станций на Землю хватило бы на значительно больший срок. При запуске каждая из станций несла по 104 кг топлива. После 17 лет полета, после нескольких встреч с планетами и коррекций траектории, Voyager 1 все еще располагает 34.8 килограммами топлива, а Voyager 2 — 37.3 кг. Недельный расход горючего не превышает 6 граммов (!), и имеющихся запасов достаточно для 100 лет полета.


ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
Россия. Запущен ИСЗ “Космос-2290”

26 августа. Пресс-центр ВКС. В 15:00:00.115 ДМВ (12:00 GMT — Ред.) с 45-й площадки (левая стартовая позиция — Ред.) космодрома Байконур произведен запуск ракеты-носителя “Зенит-2” с искусственным спутником Земли “Космос-2290”.

Спутник запущен в интересах Министерства обороны Российской Федерации и выведен на орбиту с параметрами:

— наклонение орбиты 64.8°;

— минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) 220.1 км;

— максимальное удаление от поверхности Земли (в апогее) 315.3 км;

— начальный период обращения — 89.56 мин.

Бортовая аппаратура спутника функционирует нормально.

США. Запущен спутник USA-105

По сообщению ИТАР-ТАСС и данным Дж.Мак-Дауэлла (США). 27 августа в 08:58 GMT со стартового комплекса LC-41 Станции ВВС “Мыс Канаверал” произведен запуск тяжелой РН Titan-4 с разгонным блоком Centaur ТС-11 с секретным спутником.

Запуск “Титана” был произведен с задержкой на двое суток из-за неблагоприятной метеорологической обстановки. Кроме того, 27 августа он также был задержан на два часа из-за густой облачности.

Параметры орбиты спутника USA-105 неизвестны. По имеющимся предположениям, он выведен на стационарную орбиту. Представители ВВС отказались сообщать какие-либо сведения относительно спутника, выведенного “Титаном”. Он может быть первым аппаратом электронной разведки нового типа, следующего за запускаемыми с 1985 ИСЗ Magnum.

Япония. Спутник Kiku-6 остался на переходной орбите

28 августа. И.Лисов по сообщениям НАСДА, АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс, ЮПИ и данным Дж.Мак-Дауэлла. Второй испытательный запуск (TF-2) новой японской ракеты-носителя Н-2 был произведен в 16:50 по местному времени (07:50 GMT) со стартового комплекса Йошинобу Космического центра Танегасима. Н-2 успешно вывела на переходную орбиту экспериментальный спутник связи ETS-6.

Попытка запуска Н-2 18 августа была прервана из-за отказа микросхемы в программно-временном устройстве, следствием которого стала невыдача команды на запуск стартовых твердотопливных ускорителей. Через 4 секунды после расчетного момента старт был прекращен. Отказавшая микросхема входила в состав блока, изготовленного “Iwatsu Electric Co.”, подразделением “NTT Corp.”. Перенос запуска увеличил его стоимость с 30 до 35 млн $.

Вторая попытка была назначена на 28 августа. Ночью специалисты НАСДА провели предварительный наддув бортовой двигательной установки спутника ETS-6. При подготовке к началу отсчета утром 28 августа была обнаружена утечка на линии подачи гелия. Это вызвало отсрочку отвода башни обслуживания и примерно часовую задержку предстартовых операций, которую, однако, удалось ликвидировать.

Предстартовый отсчет был начат в 08:20 местного времени. Был выполнен окончательный наддув ДУ ETS-6. Около полудня зона старта была эвакуирована, и первая и вторая ступень носителя заправлены жидким кислородом и жидким водородом. В 16:30 состоялось окончательное решение о запуске, который и был выполнен в расчетное время.

28 августа после 6 секунд работы двигателя первой ступени ускорители включились, и 50-метровая оранжево-желто-белая ракета ушла со старта, направляясь на юго-восток над Тихим океаном и оставляя за собой серый дым. Четыре минуты спустя, над островами Огасавара, отделились стартовые ускорители и обтекатель. Еще через две минуты, на высоте 180 км над Кирибати, произошло разделение первой и второй ступени. Через 28 мин после старта спутник отделился от РН на высоте 250 км на переходной к стационарной орбите.

Второй запуск Н-2 успешно продемонстрировал возможность выведения спутников заявленной массы на переходную орбиту. ETS-6 — крупнейший спутник, запущенный японской ракетой, его масса при отделении от носителя составила примерно 3450 кг, а на стационарной орбите составит около 1800 кг.

После выхода на орбиту спутник получил, помимо технического обозначения ETS-6 (Engineering Test Satellite), собственное имя Kiku-6 (“Хризантема”, символ императорской фамилии).

ETS-6/Kiku-6 принадлежит НАСДА и предназначен для отработки технологии создания спутников связи с 3-осной стабилизацией массой около 2 тонн. Спутник оснащен никель-водородной батареей и малым ионным двигателем для коррекции наклонения орбиты. Аппарат имеет форму параллелепипеда размером 3.0x2.0x2.8 м с 30-метровыми панелями солнечных батарей и антеннами для фиксированной и мобильной связи диаметром 3.5 и 2.5 м. Кроме этого, спутник несет антенны диапазонов К и S для межспутниковой связи и оборудование для экспериментальной лазерной связи. Он должен стать прообразом глобальной системы телекоммуникаций, подавая сигналы на системы навигации автомобилей, пропуская через себя множество телефонных звонков, компьютерных сообщений.

Аппарат изготовлен фирмой “Toshiba Corp.”, которая выполняла функции системной интеграции. “NEC Corp.” отвечала за ретрансляторы спутника, телеметрию, слежение и управление, а “Mitsubishi Electric Corp.” изготовила солнечные батареи. Бортовая апогейная жидкостная ДУ LAPS (Liquid Apogee Propulsion Subsystem) разработана компанией “Ishikawajima-Harima Heavy Industries Ltd.”.

Kiku-6 рассчитан на 10-летний срок службы, в ходе которой планируется провести эксперименты по связи между спутниками и движущимися объектами, лазерной связи с наземными оптическими станциями. Экспериментальное оборудование изготовили “Nippon Telephone and Telegraph Corp.” и Центральная исследовательская лаборатория Министерства связи.

Первое включение бортовой ДУ Kiku-6 запланировано на втором витке (29 августа). Еще два импульса 1 и 2 сентября должны перевести его на околостационарную орбиту для дрейфа к западу. На ней 2 сентября должна быть отделена ДУ спутника. В конце сентября Kiku-6 должен быть “остановлен” в точке 153.8° в.д. (примерно над Папуа-Новой Гвинеей) .

29 августа. НАСДА отложило запланированное на сегодня первое включение бортовой ДУ ИСЗ Kiku-6. Краткое сообщение НАСДА указывает, что спутник имеет проблему с солнечными датчиками. Датчики, сигналы с которых идут в систему ориентации наряду с сигналами ИК-вертикали, испытывали ненормальные флуктуации. Ситуация изучается.

Данные трех станций слежения, поступившие в ночь на 29 августа, подтвердили выход спутника на запланированную орбиту. Наклонение орбиты составляет 28.5°, минимальная высота 250 км и максимальная — 36338 км. “Захват Солнца, частичное развертывание панелей [СБ] и первое включение Kiku-6 на орбите были выполнены штатно,” — говорится в сообщении.

На проведенной в Танегасиме пресс-конференции представители НАСДА указали, что разработанная “Toshiba Corp.” система ориентации Kiku-6 работает нештатно. “Солнечный датчик сам по себе работает отлично, — объяснил старший инженер НАСДА по системам спутника Макото Кадзии (Makoto Kajii). — Но выходные данные от датчика отличаются от того, что мы ожидали.” Кадзии сказал, что в день запуска проблем с выходом солнечного датчика не было, и они появились лишь в ходе последних подготовительных операций к первому маневру.

Первое включение ДУ Kiku-6 перенесено на четвертый виток (30 августа в 06:10 по токийскому времени, т.е. 29 августа в 21:10 GMT).

29 августа. Специалисты НАСДА пришли к выводу, что причиной нештатной работы системы ориентации Kiku-6 стала ошибка техника НАСДА при передаче на спутник одного из четырех знаков посылки для управления работой датчиков ориентации. Об этом сообщила представительница НАСДА Шошин Сонода. “Теперь мы исправили ее, и все будет в порядке,” — сказала она.

30 августа. Первое включение двигателя ИСЗ Kiku-6 прошло нештатно. Команда на включение двигателя была подана 29 августа в 21:13 GMT из центра управления в Цукубе (префектура Ибараки, севернее Токио). В ходе работы возникли проблемы, вынудившие в 21:21 выдать команду на остановку двигателя. Предварительное включение было нормальным. Причины неполадки изучаются. Новая попытка включение двигателя назначена на 05:40 GMT 31 августа.

30 августа. Представительница НАСДА сообщила, что причиной отключения бортового двигателя Kiku-6 стала его недостаточная тяга. Вероятно, при включении двигателя клапан подачи топлива открылся не полностью, и двигатель смог развить лишь 10% запланированной тяги. По мнению газеты “Майнити Симбун”, при помощи команд с Земли дефектный клапан не удастся правильно настроить. Таким образом, спутник, изготовление которого обошлось в 415 млн $, не удастся использовать по назначению. Специалисты НАСДА не уверены в успехе следующей попытки.

31 августа были сделаны три попытки запустить бортовую двигательную установку ИСЗ Kiku-6. При третьей попытке, предпринятой в 14:19 по токийскому времени (05:19 GMT), тяга апогейного двигателя по-прежнему была намного ниже номинальной, а злополучный клапан застрял в открытом положении. Восстановить исходное его состояние не удалось. Несколько часов спустя НАСДА приняло решение прекратить операции по переводу спутника на стационарную орбиту и принесло официальные извинения за неудачу.

1 сентября в 00:10 по токийскому времени (31 августа в 15:10 GMT) жидкостная апогейная двигательная установка LAPS (Liquid Apogee Propulsion Subsystem) была по команде с Земли отделена от Kiku-6. Состояние спутника после отделения LAPS нормальное. КА находится на орбите с параметрами: наклонение 13.1°, высота 7791x38715 км, период 846 мин.

На эллиптической орбите Kiku-6 большая часть запланированных экспериментов выполнена быть не может. Тем не менее должны быть произведены полное развертывание панелей СБ, развертывание антенны и стабилизация по трем осям. Несколько экспериментов, которые возможно осуществить на эллиптической орбите, будут выполнены, а причины неудачи расследованы. По сообщениям местной прессы, исследовательский спутник не был застрахован.

2 сентября. Причина отказа ДУ ИСЗ Kiku-6 пока неизвестна, и в качестве ее называются случайный отказ или дефект изготовления. Как стало известно, космическое агентство Японии подверглось резкой критике на заседании кабинета со стороны начальницы Научно-технического управления Макико Танака. По ее словам, НАСДА оставило практически без внимания ошибку при управлении спутником 29 августа и не сообщало о серьезности ситуации даже тогда, когда перевод спутника на заданную орбиту стал почти невозможным.

КНР-Австралия. Запуск ИСЗ Optus В3

28 августа. По сообщениям Рейтер, Франс Пресс и информации Дж.Мак-Дауэлла. Запуск австралийского спутника связи Optus В3 был произведен в 07.10 по местному времени (27 августа в 23:10 GMT) ракетой-носителем CZ-2E с космодрома Сичан в провинции Сычуань, КНР. CZ-2E обеспечила выведение спутника на орбиту с наклонением 27.8° и высотой 189x1084 км.

Запуск Optus В3 был показан в прямой телевизионной передаче. По сообщению агентства Синьхуа, это был 5-й запуск РН CZ-2E и 35-й запуск ракеты-носителя семейства CZ (Chang Zheng, “Большой поход”).

Позже включением перигейного двигателя Star 63F американской фирмы “Thiokol” КА Optus В3 был переведен на переходную орбиту с наклонением 24.1° и высотой 383x39123 км. Для выведения на стационарную орбиту будет использована собственная жидкостная ДУ спутника.

Optus В3 изготовлен американской компанией “Hughes Space and Communications International, Inc.” на основе платформы HS-601 и пока принадлежит ей. После прибытия в заданную точку стационарной орбиты (над Папуа-Новой Гвинеей) и испытаний он будет передан постоянному владельцу — австралийской фирме “Optus Communications Ltd.” Длительность испытаний перед вводом в эксплуатацию составит приблизительно один год. Согласно заявлению фирмы, по предварительным данным, запуск был полностью успешным, и космический аппарат “будет обслуживать потребности Австралии в связи и в будущем столетии”. Optus B3 предназначен для передачи данных, телефонной связи и использования в системе гражданской авиации.

Все три спутника серии Optus были запущены китайскими носителями. По заявлениям представителей австралийской фирмы, Optus В3, стоимость которого достигает 150 млн $, предназначен для замены аппарата Optus В2, потерянного по неизвестной причине при запуске 21 декабря 1992 года (вероятно, взрыв; “НК” №26,1992). “Optus Communications” не оплатила стоимость второго спутника, поскольку он не мог быть ей передан. Компания не предполагает необходимости в запуске следующего спутника в течение как минимум 10 лет.

Представитель Китайской аэрокосмической корпорации сообщил также, что запуск китайского национального спутника связи Dongfanghong 3 также будет произведен в текущем году. Ракетой-носителем будет CZ-3, несколько модифицированная после запуска Apstar-1 21 июля.

США. Запуск ИСЗ DMSP F-12

29 августа. По сообщениям АП, ИТАР-ТАСС и данным Дж.Мак-Дауэлла. В 10:38 PDT (17:38 GMT) на базе ВВС Ванденберг (Калифорния) осуществлен запуск РН Atlas E с метеорологическим спутником системы DMSP ВВС США. Как сообщил представитель ВВС майор Билли Бердвелл, запуск прошел успешно и спутник стоимостью 84 млн $ работает нормально.

12-й спутник серии Block 5D2, известный как DMSP F-12 и DMSP-23545, выведен на околополярную солнечно-синхронную орбиту высотой более 846 км. Спутник будет обеспечивать необходимой метеоинформацией военные операции США во всем мире. Он заменит аналогичный аппарат, который уже почти выработал свой расчетный 27-месячный ресурс. Аппараты DMSP выпускаются отделением “Astro Space” фирмы “Martin Marietta” и основаны на платформе Tiros N.

Для запуска была использована “конверсионная” МБР Atlas-20E, изготовленная в начале 1960-х годов. Начиная с 1980 г., приблизительно 20 РН Atlas E были использованы для выведения космических аппаратов США.

США. ИСЗ Telstar 402 неработоспособен

9 сентября. По сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс, ЮПИ. В 00:29 GMT (21:29 по местному времени 8 сентября) выполнен запуск РН Ariane 42L со стартового комплекса ELA-2 Гвианского космического центра в Куру. Через 20 мин после запуска (по плану — 19 мин 53 сек) на высоте 350 км ракета вывела на переходную высокоэллиптическую орбиту с наклонением 6.9° и высотой 224x35717 км спутник связи Telstar 402 американской компании “American Telephone and Telegraph”.

Включение бортовой ДУ спутника (два британских двухкомпонентных жидкостных двигателя Leros) для перевода на стационарную орбиту планировалось через 26 часов после старта. Расчетная точка стояния (89° з.д.) находится над Галапагосскими островами.

Telstar 402 изготовлен фирмой “Martin Marietta Astro Space” (Принстон, Нью-Джерси) на основе платформы GE-7000 и рассчитан на работу в течение 12 лет. Масса спутника составляет 3331 кг. По конструкции он аналогичен аппарату Telstar 401 (“НК” №26, 1993), но несет 24 ретранслятора диапазона С (6/4 ГГц) и 16 ретрансляторов диапазона Ku (12/11 ГГц). Спутник должен был обеспечивать передачу голосовой, видеоинформации и данных в регионе Северной Америки, Мексики и Карибского бассейна. Ведущие вещательные компании — “ABC”, “Fox Broadcasting Co.”, “HBO”, “Viacom” и другие — планировали использовать его для ретрансляции своих передач. Стоимость серии из трех “Телстаров” 4-го поколения, включая изготовление, запуск и страховку, составила более 600 млн $. Аппарат был застрахован практически на полную стоимость.

Но Telstar 402 не стал “одним из наиболее мощных и самых совершенных из существующих спутников”, как характеризовал его на предстартовой пресс-конференции вице-президент и генеральный менеджер “AT&T Skynet” Карл Саватьель (Karl Savatiel).

Вскоре после того, как Telstar 402 отделился от ракеты-носителя, наземные станции слежения потеряли контакт с ним. По информации представителя “AT&T”, это случилось через 10 мин после отделения от РН. Как сообщило Франс Пресс, со ссылкой на неназваных сотрудников представительства компании во Франции, последние полученные со спутника телеметрические данные свидетельствуют о падении давления гелия, возможно, из-за неисправности одного из клапанов. Позже, однако, “AT&T” воздерживалась от ссылок на конкретные сведения о возможном характере неполадки.

Представительница парижской штаб-квартиры консорциума “Arianespace” сообщила, что при тестировании спутника через 15 мин после отделения от носителя замечаний не было. Неисправность была обнаружена еще через несколько минут. Во время прохождения “Телстара” над о.Маврикий спутник, по-видимому, начал неконтролируемое вращение.

Наконец, по данным, приведенным Дж.Мак-Дауэллом (США), через несколько минут после отделения от 3-й ступени Н10+ ракеты-носителя с Земли была выдана команда на наддув баков КА. В этот момент, согласно данным телеметрии, произошел взрыв и вся связь со спутником была потеряна.

При любом из изложенных сценариев аварии спутник считается неработоспособным и не может быть использован по назначению. Обе стороны также согласны в том, что никаких претензий к ракете-носителю (во второй раз использовался вариант с 2 жидкостными ускорителями) нет. Хотя отсчет и был дважды остановлен, запуск и отделение прошли безупречно. “Arianespace” предоставит все данные о запуске комиссии “AT&T” с участием представителей “Martin Marietta”.

“AT&T” намерена временно обеспечить клиентов за счет использования других спутников и, после того как причины потери аппарата будут выяснены, запустить рассматривавшийся первоначально как резервный Telstar 403 под именем Telstar 402R. Для этого в соответствии с имеющимся контрактом будет использован носитель Atlas.

Следующий запуск РН Ariane намечен на 4 октября. На очереди — спутники Solidaridad-2 (Мексика) и Thaicom-2 (Таиланд).


РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
США. Национальная политика в отношении космических транспортных операций

7 сентября. Вашингтон. PRNewswire. Сегодня министр транспорта США Федерико Пена (Federico Pena) ознакомил лидеров американской ракетной промышленности с деталями новой Национальной политики в отношении космических транспортных операций, подписанной недавно Президентом Клинтоном. Он проинформировал собравшихся о новых обязанностях министерства по отношению к коммерческим космическим транспортным операциям и предложил выразить свои взгляды на то, как лучше осуществить новую политику. Цель ее состоит в обеспечении мощи и конкурентоспособности на мировом рынке американской космической транспортной индустрии.

Политика администрации устанавливает ясное направление национальной космической программы, обеспечивая последовательную стратегию поддержки и усиления возможностей США по запускам в космос для удовлетворения растущих потребностей гражданского, оборонного и коммерческого секторов.

Министерство обороны США будет ведущим агентством по модернизации и развитию существующих одноразовых ракет-носителей.

НАСА будет ведущим агентством по разработке и демонстрации следующего поколения многократно используемых систем запуска, таких как концепция одноступенчатого носителя SSTO (Single-stage-to-orbh).

Министерство транспорта и министерство торговли будут следить за тем, чтобы НАСА и Минобороны принимали во внимание при выполнении своих задач нужды коммерческого сектора космических запусков. В частности, министерства транспорта и торговли должны определять обещающие области сотрудничества правительства и частного сектора и обеспечивать учет этих возможностей при выполнении программы.

Во встрече принимали участие заместитель министра транспорта Мортимер Дауни (Mortimer L. Downey) и директор Отдела коммерческого космического транспорта Фрэнк Уивер (Frank С. Weaver). Ракетно-космический сектор представляли президент и главный администратор “American Rocket Co.” Брайан Хьюз (Brian Hughes), президент и главный администратор UEER Systems Corp.” Джей Гупта (Jai Gupta), президент и главный администратор “Lockheed Space and Missile Company” Джоя Мак-Махон (John N. McMahon), президент “Martin Marietta Space Group” Питер Титс (Peter В. Teets), исполнительный вице-президент “McDonnell Douglas” Кен Фрэнсис (Ken Francis), вице-президент “Orbital Sciences Corp.” Рон Грейби (Ron Grabe), a также представители многих производителен жидкостных н твердотопливных двигателей.


НАЗЕМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
США. Автоматическая станция слежения за ИСЗ

1 сентября. Сообщение JPL. В Лаборатории реактивного движения (JPL) разработана полностью автоматическая станция слежения (терминал), использование которой поможет значительно сократить затраты на слежение за спутниками НАСА на низких околоземных орбитах.

Терминал был создан на основе коммерческой станции слежения за метеоспутниками фирмы “SeaSpace Inc.” (Сан-Диего). Основой его является рабочая станция Sparc 10 с программным обеспечением, разработанным для метеоспутников, и специальным управляющим интерфейсом для подсистем терминала. Сигналы с борта КА принимаются с помощью 3-метровой сеточной алюминиевой антенны в фибергласовой оболочке, связанной с механизмом наведения. Возможный другие размеры приемной аппаратуры и повышенная скорость приема данных.

После первоначального конфигурирования терминал работает без вмешательства пользователя. Раз в сутки терминал автоматически забирает с электронной доски объявлений орбитальные элементы NORAD для “своего” спутника. На основе их рассчитываются время связи, координаты наведения антенны и частота приема. При работе с несколькими аппаратами может быть установлена система приоритетов. Терминал использует коммерческие линии связи, с помощью которых с ним могут связаться администратор терминала и постановщики экспериментов.

Во время демонстрации терминал смог самостоятельно принять и обработать телеметрическую информацию с борта ИСЗ SAMPEX.

Стоимость системы будет находиться в диапазоне 250-300 тыс $. Сюда не включены работы по подготовке места установки и стоимость программ для работы с конкретным аппаратом.

Работа финансировалась Директоратом телекоммуникаций и управления полетом Лаборатории. Группу разработчиков возглавляли д-р Уилльям Рафферти (William Rafferty) и д-р Нассер Голшан (Nasser Golshan).


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Россия-Израиль. Предстоит сотрудничество в космосе

1 сентября. ЮПИ. Российское и Израильское космические агентства подписали меморандум о взаимопонимании в отношении сотрудничества в космических исследованиях, сообщил сегодня представитель ISA.

Соглашение дает основу для сотрудничества в области гражданских космических программ по существующим и будущим исследовательским проектам, освоению космоса и по малым спутникам, сказал директор ISA Марсель Кляйн (Marcel Klajn). Соглашение оформляет официально контакты между двумя странами и является признаком улучшения отношений между Израилем и Россией.

Стороны уже ведут совместные работы по ультрафиолетовому космическому телескопу Tauvex и запуску малого “университетского” израильского спутника Techsat. Израиль рассматривает возможность запуска своего спутника связи Amos 2 на российском носителе.

Россия. Председатель КНР Цзян Цзэминь посетил ЦУП

4 сентября. Москва. ИТАР-ТАСС. “Уважаемые космонавты, я очень рад возможности встретиться с вами”, — такими словами Председатель КНР Цзян Цзэминь приветствовал по космической связи космонавтов, находившихся на орбитальном комплексе “Мир”. Руководитель Китая посетил Центр управления полетами (ЦУП) в подмосковном городе Калининград. Лидер КНР выразил удовлетворение удачной стыковкой транспортно-грузового корабля “Прогресс М-24” с космической станцией “Мир”.

“Вы внесли большой вклад в освоение космического пространства”, — подчеркнул Цзян Цзэминь, поздравив космонавтов Юрия Маленченко, Талгата Мусабаева и Валерия Полякова с успешной работой на орбите.

В огромном зале ЦУП по приезде высоких китайских гостей зажглось огромное электронное табло с надписью: “Российский Центр управления полетами приветствует председателя КНР Цзян Цзэминя”. Руководители Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМаш», в который входит ЦУП, рассказали о работе Центра. Являясь крупной научно--исследовательской организацией, он осуществляет многочисленные функции: управляет полетами орбитальных комплексов, транспортных пилотируемых кораблей, научных модулей, межпланетных автоматических станций.

Председатель КНР с интересом осмотрел выставку достижений космических технологий России. В интервью российским журналистам он отметил, что в области космоса между двумя странами имеются широкие перспективы сотрудничества. “Я желаю России новых успехов в развитии космонавтики”, — подчеркнул Цзян Цзэминь.

В интервью ИТАР-ТАСС заместитель директора ЦНИИМаш член-корреспондент РАН Николай Анфимов заявил, что конкретного плана совместного полета российского и китайского космонавтов пока не существует. Разговоры об этом велись лишь на рабочем уровне в том плане, что “хорошо бы такой полет организовать”.

“Космонавтика России, — сказал он, — сейчас по другому подходит к пилотируемым полетам. Раньше эта область достаточно хорошо финансировалась из государственного бюджета, и существовала широкомасштабная программа совместных полетов с космонавтами из дружественных стран. Сегодня же все это в основном осуществляется на коммерческой основе.”

Вместе с тем Николай Анфимов отметил, что в настоящее время между Россией и Китаем уже существует довольно широкое сотрудничество в области создания ракетоносителей и космических аппаратов различного назначения, научного и хозяйственного использования космоса. Недавно, в частности, подписано соглашение между космическими агентствами России и Китая, что способствовало приданию целенаправленного характера совместным работам в области космонавтики. По его словам, появились также широкие перспективы сотрудничества в связи с принятой в КНР программой осуществления космического полета человека к 2000 году. Однако это требует выхода космической техники Китая на новый рубеж, подчеркнул российский ученый.

Украинско-китайские переговоры

8 сентября. Киев. ИТАР-ТАСС. В ходе визита на Украину Председателя КНР Цзян Цзэминя поднимались вопросы сотрудничества в области освоения космоса, а также военно-технической. Исполняющий обязанности министра иностранных дел Украины Геннадий Удовенко отметил: “Было бы удивительно, если бы эти вопросы не обсуждались. Ведь наш президент долгое время руководил крупнейшим предприятием, связанным с военно-промышленным комплексом, освоением космоса”.

Как стало известно из компетентных источников, не обошли эти вопросы члены украинской и китайской делегаций и во время посещения Института электросварки имени Евгения Патона, знаменитого, кроме всего прочего, еще и своими уникальными технологиями сварки в открытом космосе.


БИЗНЕС
США. Объединяются “Martin Marietta” и “Lockheed”

30 августа. Франс Пресс. Две крупнейшие аэрокосмические компании США — “Lockheed” и “Martin Marietta” — объявили сегодня о своем предстоящем объединении, одобренном советами директоров обеих фирм. В результате слияния будет создана компания “Lockheed Martin” с годовым объемом продаж около 23 млрд $ и 170-тысячным персоналом. По неофициальным данным, переговоры об объединении начались около пяти месяцев назад, а на совещаниях советов директоров в последние дни были согласованы условия сделки.

В соответствии с достигнутым соглашением, акционеры “Martin” получат за одну свою акцию одну акцию новой компании. Акционеры “Lockheed” получат 1.63 акции за одну. Председатель совета директоров и главный администратор “Lockheed” Дэниэл Теллеп (Daniel Tellep) сохранит эти посты в объединенной фирме, а председатель совета директоров “Martin Marietta” Норман Огастин (Norman Augustine) займет пост президента и унаследует должностные обязанности Теллепа после его отставки.

“Lockheed” базируется в г.Калабасас в Калифорнии. Объем продаж в 1993 составил 13.07 млрд $, доход — 422 млн $. Активы фирмы составляют 8.96 млрд $, долгосрочная задолженность — 2.55 млрд $. Численность персонала — 83500. Основные программы — транспортные самолеты С-5, С-130 и С-141, “невидимые” истребитель F-22 и бомбардировщик F-117А, истребитель F-16, система запуска МБР Trident, ИСЗ военной связи Milstar.

“Martin Marietta” (правление компании находится в Бетесде, штат Мэрилэнд): объем продаж в 1993 составил 9.44 млрд $, доход — 429 млн $. Активы — 7.75 млрд $, долговременная задолженность — 1.48 млрд $. Численность персонала — около 91100. Продукция — РН Titan 4 и Atlas-Centaur, внешние баки ТКС Space Shuttle, спутники связи и другие космические системы, ракета Hellfire для запуска с вертолетов, средства управления полетом и радарное оборудование.

Правление “Martin Lockheed” будет размещено в Бетесде. Объединенная фирма будет заниматься четырьмя основными секторами бизнеса: космос и ракеты, авиация, электроника, информационные и технологические услуги.

Начиная с 1990 года прошла целая серия реорганизаций среди оборонных подрядчиков США, направленная на выживание в условиях резкого сокращения оборонных заказов.

В октябре 1990 “Loral Corp.” за 715 млн $ приобрела аэрокосмическое отделение “Ford Motor Co.”. В августе 1992 “Loral”, “Carlyle Group” и “Northrop” купили за 476 млн $ авиационный и ракетный сектор “LTV Corp.”. В марте 1993 “Lockheed Corp.” приобрела у “General Dynamics” производство истребителей F-16 (1.52 млрд $). Месяц спустя “Martin Marietta” за 3.05 млрд $ приобрела аэрокосмическое отделение “General Electric”. В декабре она всего за 208.5 млн $ купила отделение космических систем “General Dynamics”. В марте 1994 “Loral” приобрела подразделение IBM по информационному обслуживанию федерального правительства “Federal Systems Co.” (1.57 млрд $). В апреле “Northrop” вырвал из рук “Martin Marietta” фирму “Grumman”, заплатив свыше 2 млрд $. После этого “Martin” приступил к переговорам о слиянии с “Lockheed”.

Тонга. В космосе с бедными не церемонятся

4 сентября. Франс Пресс. Королевство Тонга, одно из беднейших государств мира, ведет борьбу за беспрепятственное использование отведенных ему точек стационарной орбиты. Крон-принц Тупоуто'а выражает желание своей страны стать второй в мире нацией по масштабу эксплуатируемой коммерческой спутниковой системы связи.

Королевство Тонга оказалось в бизнесе космической связи чисто случайно. Матс Нилсон (Mats Nilson), высокопоставленное должностное лицо консорциума “Intelsat”, приехал на острова на отдых после смерти жены. Здесь и пришла к нему идея, как обойти джентльменское соглашение государств-членов “Intelsat'a” использовать только необходимые им точки стационарной орбиты. Тонга, все потребности которого удовлетворяются кабельными линиями и радиосвязью, приняло предложение Нилсона и в 1988 подало заявку на 16 точек, которые будет эксплуатировать Компания спутниковой связи островов Товарищества (“Tongasat”). После переговоров королевство получило семь точек, расположенных над Индонезией.

Велел за этим Тонга выдало лицензии американским компаниям “Rimsat” и “Unicom” на эксплуатацию этих точек. В 1993 году в две из них были переведены сданные в аренду российские ИСЗ “Горизонт”. В 1994 году к ним присоединился специально запущенный “Горизонт”.

Сейчас Тонга пытается вынудить не признанный им Китай (фактический хозяин гонконгской фирмы-владельца спутника) отказаться от эксплуатации ИСЗ Apstar-I в точке 131 в.д. Его полномасштабная эксплуатация создаст серьезные помехи работе через первый “Горизонт” “Rimsat'a”, расположенный нал 130°, а также японскому Sakura 3А в точке 132°. Год назад Тонга конфликтовало на той же почве с Индонезией.

Представители “Tongasat'a” провели одну встречу с китайским руководством и представителями “Apstar'a”, но не пришли к согласию. Королевство намерено использовать все возможные дипломатические, судебные и коммерческие средства для прекращения его незаконной эксплуатации.

Россия-Германия. О коммерческом использовании РН “Рокот”

7 сентября. Москва. Рейтер. Российский космический центр имени М.В.Хруничева и германская “Deutsche Aerospace AG” намерены создать совместное предприятие для осуществления коммерческих запусков ИСЗ при помощи конверсионных РН “Рокот”, заявил представитель Центра Хруничева Сергей Жильцов.

Завод имени Хруничева (ЗиХ) производил 120-тонные МБР PC-18 (SS-19) “Рокот” с 1973 года для Ракетных войск стратегического назначения СССР. Будучи переоборудованной под носитель, ракета “Рокот” способна вывести на орбиту спутник массой до 2 т, или два спутника одновременно. Для этого необходимо разработать новую головную часть. Ожидается, что “Рокоты” будут запускать с Плесецка, причем с наземных стартов, а не из шахт.

Представители сторон встретились на прошлой неделе в Бремене (ФРГ), сообщил Жильцов, и “обсудили финансовую сторону проекта”. Дать подробности он отказался. Принципиальная договоренность о создании СП была достигнута в мае, когда Президент Ельцин посетил с визитом Бонн. Обе компании изучают потенциальные рынки для РН “Рокот”, а на ЗиХ уже начата техническая адаптация системы.

ГКНПЦ имени М.В.Хруничева имеет также соглашения с “Lockheed Corp.” (США) о коммерческих запусках ИСЗ на РН “Протон” и с австралийской “Space Transportation Systems” (на 900 млн $) о строительстве космодрома в Южно-тихоокеанском регионе.


МЕЖДУНАРОДНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

НАСА и “Boeing” достигли соглашения

1 сентября. НАСА. Национальное управление по аэронавтике и космосу и “Boeing Company” объявили о достижении соглашения об основных положениях головного контракта по Международной космической станции. В настоящее время фирма работает на основании временного контракта, подписанного в феврале.

Соглашение впервые устанавливает общую позицию НАСА и головного подрядчика по объему и графику работ, потолку стоимости и организации выплат по финансовым годам и по окончании работ, фиксирует условия контракта и тем самым открывает путь к подписанию его до конца 1994 года. Как заявил директор программы Космической станции НАСА Уилбур Трафтон, соглашение подкрепляет уверенность НАСА в том, что станция будет построена по графику и в пределах бюджета, установленного Президентом и утвержденного недавно обеими палатами Конгресса. Соглашение является третьим из наиболее важных событий этого года после системного обзора проекта в марте и подписания контракта с РКА в июне. Следующим таким событием будет промежуточный обзор проекта в марте 1995 года. Запуск ФГБ — первого элемента станции — остается запланированным на ноябрь 1997 года.

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

Россия. В ИМБП начался эксперимент HUBES

1 сентября. Москва. ИТАР-ТАСС. В Институте медико-биологических проблем (ИМБП) начался эксперимент по длительному пребыванию человека в космосе. Трое российских специалистов войдут сегодня в экспериментальный комплекс — макет станции “Мир”, чтобы провести там в полной изоляции 135 суток. (Об участниках этого эксперимента и его задачах мы подробно писали в “НК” №17, 1994 — Ред.)

Данные, полученные в ходе эксперимента, понадобятся для 135-суточного полета астронавта ЕКА на “Мире”, который планируется на 1995 год.

Но не скажутся ли нынешние неудачи со стыковкой грузового корабля “Прогресс” на планах ЕКА? Отвечая на этот вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС, представитель ЕКА Клаус Дамиан выразил “полную уверенность в том, что российские специалисты обладают достаточной квалификацией и опытом, чтобы успешно провести стыковку”. Поэтому, сказал он, в Европейском космическом агентстве не задумываются о запасных вариантах и корректировке планов полетов на “Мире”.


ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ
Польско-украинский спутник связи

6 сентября. Варшава. ЮПИ. Польша и Украина обсудили сегодня проект запуска в 1997 году спутника связи, который станет частью европейской спутниковой системы Eutelsat. Аппарат, который будет работать на Европу и Ближний Восток, должен улучшить системы связи Украины, Польши и соседних стран.

“Украина обладает развитой аэрокосмической промышленностью и большим опытом в конструировании спутников, — заявил представитель Национального космического агентства Украины Олег Уруский польскому агентству РАР. Польша будет участвовать в создании спутника в части технологии и в финансировании работ.

КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• Экспериментальная ракета DC-X находится на предприятии “McDonnell Douglas” в Хантингтон-Бич, Калифорния, после аварийного запуска 27 июня для ремонта и тщательного исследования конструкции. Планируется заменить около половины средней части корпуса. Двухдюймовую трещину в бакс жидкого водорода удастся, по-видимому, заделать снаружи, что облегчит ремонт. При наличии финансирования возобновление летных испытаний осенью остается возможным.

Украинский космодром в Австралии

6 сентября. Киев. АП. Украинские официальные лица обнародовали план строительства космодрома в Австралии. Как сообщил заместитель министра иностранных дел Олександр Макаренко, он получил свидетельства серьезного интереса австралийского правительства к этому начинанию во время своего визита в августе.

Макаренко оценил стоимость проекта в несколько миллиардов долларов. Космодром, сказал он, будет открыт для сторон, заинтересованных в коммерческом использовании спутников, которые будут запускаться при помощи изготовленных исключительно на Украине ракетных двигателей.

Президент Украины Леонид Кучма, в прошлом руководитель крупнейшего в мире ракетного предприятия в Днепропетровске, намерен посетить Австралию позже в этом году или в начале 1995. Президент выражал необходимость восстановить нарушенную распадом СССР космическую программу Украины.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА

1961
(Продолжение. Начало в №№6-11, 14-17, 1994)

1.11.61. Вчера 31.10 закончил работу 22-ой съезд партии. Вершинин избран членом ЦК, кандидатами в ЦК избраны Руденко и Судец, Красовский и Скрипко — члены ревизионной комиссии ЦК. Итого пять маршалов авиации вошли в состав руководящих органов ЦК.

В прошлом в лучшем случае одного Главкома избирали кандидатом в члены ЦК. Главком сказал, что это для него было совершенно неожиданно и с ним по кандидатурам никто предварительно не советовался. Роль авиации в системе вооруженных сил резко упала, а ее представительство в ЦК партии резко (как ни один другой вид вооруженных сил) поднято. Я склонен думать, что это случайное явление, прихоть хозяина, хотя Вершинин связывает это с нашими успехами в космосе. Если последнее правильно, то как искаженно оно проводится в жизнь. Руденко, Судец, Красовский и Скрипко никакого отношения к космосу не имеют. Список членов ЦК и Президиума еще не опубликован, но уже известно, что в Президиум не вошли Фурцева, Мухитдинов, Игнатов... Остались в составе президиума Микоян, Косыгин, Суслов, Хрущев — это люди, на которых падает зловещая тень Сталина, и если уж тормошить старые дела, то и им за многое нужно было бы отвечать перед народом. Я десятки раз наблюдал, как они набивали себе мозоли, аплодируя каждому “историческому” слову Сталина и будущим членам ЦК (должно быть: будучи членами ЦК — Ред.), а некоторые и членами политбюро, не проявили ни малейшей попытки воспротивиться злоупотреблениям и беззаконию.

3.11.61. После 18-го съезда (1939 г.) в состав политбюро вошли: Сталин, Молотов, Калинин, Жданов, Канович, Берия и... Ворошилов, Микоян, Шверник, Хрущев, Андреев.

После бурных событий 1937-39 года в состав политбюро вошли самые надежные помощники Сталина (они не только не протестовали против злоупотреблений Сталина, а помогали ему и прикрывали эти злоупотребления).

Ворошилов и Андреев, хотя и отодвинуты от руководства партией и страной, занимают еще видное положение, а Микоян, Хрущев и Шверник, как “истинные ленинцы” — вошли в состав президиума ЦК после 22-го съезда и через восемь лет после смерти Сталина, опомнившись от страха перед ним, выбрасывают Сталина из Мавзолея и приписывают ему все плохие дела, в которых частично замараны и их руки. Было бы только логично и честно признать, что Хрущев, Микоян и Шверник несут ответственность за “грехи Сталина” и сделать из этого единственно правильный вывод — уйти из руководства, но эти прожженные политиканы цепляются за власть покрепче любого монарха и готовы на любую подлость ради своих целей.

5.11.61. Вчера вечером заходили Лида и Полина (сестры), рассказали о реакции народа на решения съезда по Сталину. Основная масса народа не одобряет решения, много открытых заявлений в этом духе в метро, трамваях, автобусах и прямо на улице. Кроме переноса тела из Мавзолея, втихую проводятся и другие мероприятия против памяти Сталина. Сталинский район Москвы стал Первомайским, а Сталинская станция метро — Семеновской и т.д. Недальновидная и даже глупая политика. Не говоря уже о том, что это систематическое попрание авторитетов Сталина и др. приносило и приносит много неприятностей за рубежом, нельзя не видеть громадного вреда воспитанию молодежи, который наносится этой политикой. Молодежь теряет веру, она не видит авторитетов, на которые нужно равняться. Все попытки создавать новые авторитеты, и в частности авторитет Хрущева, терпят крах. Сталина легко и свободно называли Великим, с именем Сталина тысячи людей шли на верную смерть. Сталин управлял страной 30 лет, и при нем наша Родина завоевала себе современное положение и авторитет. Имя Сталина не затемнят жалкие потуги пигмеев, оно по праву вновь засверкает в веках и будет всегда рядом с Лениным. А что можно сказать о Хрущеве?

Мелкий, завистливый политикан, трусливый подхалим, себялюбец, мнящий себя великим поборником мира. А народ его называет кукурузником, хрущобой и главным очковтирателем по мясу и молоку. Хрущева народ не любит, все знают о сплошных провалах его дипломатических миссий (Китай, Югославия, Албания, Венгрия, Америка, Франция, Англия и др.).

А чего стоил народу его кавалерийский наскок на целину, его неудержимое стремление внедрить кукурузу в северные районы. Народ ропщет против всех его “исторических” успехов, а он своей рукой награждает себя звездами Героя (Трижды Герой Социалистического труда и лауреат Ленинской премии мира).

9.11.61. Три дня празднования Октября (6, 7 и 8.11) провел на даче, погода была хоть и не солнечная, но сухая и приятная. Много гулял с Олей, по 8-10 часов был на воздухе. На даче я чувствую себя гораздо лучше, отвлекаешься от “мировых” и космических проблем и не замечаешь, как за разными пустяковыми, но приятными дачными делами, проходит время. Законсервировал “Волгу”, установил второй электрический фонарь на углу дома, отеплил двери и подвал, починил двери гаража, пилил дрова и сотни более мелких дел при подготовке к зиме были доведены до нормы.

14.11.61. Сегодня более 4-х часов занимался с группой космонавтов. Присутствовали все (и Титов, и Гагарин), кроме Быковского и Беляева. Первые два часа в партийном порядке разбирали “персональные дела” Гагарина и Титова. У Командования ВВС не было намерений заниматься дополнительно разбором ошибок в поведении Гагарина и Титова на курорте в Крыму, а последнего и в Москве, и в Румынии.

Поводом обсуждения явилось заявление Гагарина в партийную организацию Центра с просьбой рассмотреть его поведение на курорте и принять соответствующие решения.

Закрытое заседание партийного бюро отряда (Попович) с участием всех космонавтов решило рассмотреть поведение и Гагарина, и Титова.

Выступили Гагарин и Титов и в основном правильно изложили свое поведение на курорте — признали случаи излишнего употребления спиртного, легкое отношение к женщинам и др. Юра правильно изложил обстоятельства своего ранения, но, по-видимому, заботясь о спокойствии Вали, утверждал, что заходя в комнату (из которой выпрыгнул), он не знал, что там Аня, а только хотел подшутить над женой, спрятавшись от нее. Хотя я и убежден, что мотив посещения комнаты был другой, я не стал настаивать на своей версии. Версию Гагарина нельзя считать невероятной, а она в какой-то мере смягчает само происшествие и не будет камнем разбора в семье.

Все выступившие заявили: “Гагарин и Титов вели себя легкомысленно, они забыли, кем они сейчас стали, они не имеют права делать подобных глупостей.” Особенно досталось Титову. Говорили, что он зазнается, отрывается от коллектива (не доложил о поездках за границу, о работе 22-го съезда, уехал в другой дом и т.д.).

Гагарин и Титов (последний меньше) поняли критику товарищей и обещали не допускать подобных ошибок и глупостей в своем поведении. Сегодня в 18.00 Гагарин выступал в МГУ (5000 чел.). В.Коккинаки вручил ему медаль ФАИ.

15.11.61. “Правда”, “Красная звезда”, “Труд” и другие газеты дали краткие сообщения и снимки о вручении медали. А “Труд” поместил заметку Барашева с ответом Гагарина на вопрос: “Почему шрам на лице?”. “На курорте в Крыму забавлялся с Галкой (дочь 7 месяцев) и споткнулся, спасая дочь я высоко поднял ее, а сам ударился лицом о камень. До Галкиной свадьбы заживет, заживет и раньше до очередного космического полета.”
КОРОТКИЕ НОВОСТИ

• Elisalal. телекоммуникационная компания Объединенных Арабских Эмиратов, объявила 1 сентября о начале первой фазы работы по созданию глобальной мобильной телефонной системы, И.о. гендиректора компании Мохаммед Хассан Омран сообщил, что система GSM в первой фазе будет обслуживать Эмираты, а позднее ее действие распространится на другие страны.

• Медицинская база данных, разработанная первоначально в Университете Флориды в Гейнсвилле для автономной диагностики состояния здоровья персонала космических станций, поможет работе врачей на Земле. Микрокомпьютер хранит свежую информацию из справочников и более 1000 периодических издании с доступом по ключевым словам, а также историю болезни пациента, данные обследований, назначения.

• Британская телестанция “Sky Satellite Network” планирует вывести в 1995 году на низкую орбиту (200-300 км) спутник, который развернет в космосе рекламу фирмы. В течение 5 суток рекламное изображение величиной с полную Луну будет направлено на Британию и может быть видимо из других районов Европы как ночью, так и днем. Проект стоимостью 18,6 млн.$ может быть запрещен британским правительством.

20.11.61. Вчера на даче первый раз в этом году прошелся на лыжах. Снега еще маловато, но там, где травяной покров, ходить можно вполне прилично. Учил Олю ходить на лыжах, катал ее на санках. Муся последнее время жалуется на сильные боли в области сердца, у нее учащаются угнетенные и раздражительные настроения. Ее настроения передаются ребенку, Оля также очень раздражительна и капризна, ей было бы очень полезно зимой пожить на даче.

В субботу уже четвертый раз докладывал всю документацию по второму набору космонавтов (доклад Малиновскому и проект его приказа) Вершинину. Прошло уже полтора месяца, как отработаны эти документы, а Главком по непонятным причинам все откладывает их подпись. Затяжка с набором, особенно женщин, может нам серьезно повредить.

Главком ни разу прямо мне не сказал, что генерал-лейтенанта Клокова (сын Клокова — зять Вершинина) нужно устроить заместителем начальника института авиационной и космической медицины. (До октября сего года он работал там замполитом, но должность замполита упразднена). Но на эту тему он говорил с Агальцовым и Бабийчуком. Я и начальник института против оставления Клокова в институте. Главком очень хорошо знает, что я против Клокова. В связи с затяжкой оформления набора у меня появилось подозрение: не намеренно ли маршал тянет всю эту канитель, чтобы заставить меня уступить в вопросе о назначении Клокова. Может быть я ошибаюсь, но другого объяснения этой волоките я не нахожу. Особенно нужно торопиться с набором женщин, чтобы в 1962 году женщины побывали в космосе, чтобы наши советские женщины были в космосе раньше американских.

23.11.61. Сегодня день рождения Родиона Яковлевича Малиновского (63 года). Был у него на обеде, кроме Раисы Яковлевны и Наташи, был Гагарин, полковник Мишин (самый старый по стажу адъютант) и один гражданский (бывший военный и сослуживец Р.Я.). За обедом сидели ровно два часа, было довольно тягуче и длинно. Гагарин преподнес Малиновскому книгу “Утро космической эры”. Малиновский сказал, что скоро будем набирать новых космонавтов, в том числе и женщин. По-видимому, он уже прочитал наши представления о наборе и согласен с ними.

(продолжение в следующем номере)

к началу