Журнал АО “ВИДЕОКОСМОС” |
12-25 марта 1994 | 6(69) |
ISBN | “Новости космонавтики” Адрес редакции: 127427, Россия, Москва, ул. Академика Королева, д. 12, строение 3, комн. 8 Телефон: 217-81-47 |
Россия. Запуск ТКГ “Прогресс М-22” вновь отложен
Россия. Запуск ТКГ “Прогресс М-22”
Россия. Завершен полет ТКГ “Прогресс М-21”
Россия. Стыковка “Прогресса М-22” с ОК “Мир”
Россия. Репортаж с орбиты
Продолжается полет экипажа 15-й основной экспедиции в составе командира Виктора Афанасьева, бортинженера Юрия Усачева и врача-космонавта Валерия Полякова на борту орбитального комплекса “Союз ТМ-18” — “Мир” — “Квант” — “Квант-2” — “Кристалл” — “Прогресс М-21” |
НК. В.Истомин. 12 марта. Несмотря на выходной, экипаж принял участие в тестировании выносной двигательной установки (ВДУ), которое проводилось по командам из ЦУПа. В этот раз проверялся контур системы управлением движением (СУД). Виктор Афанасьев и Юрий Усачев проложили кабели для теста и подключили их к разъемам.
В ходе теста для разгрузки гиродинов вместо двигателей ориентации станции впервые использовалась ВДУ. Первый тест завершился успешно. После этого космонавты отключили разъемы.
Наш комментарий: Разгрузка — это операция, регулярно проводящаяся на орбитальном комплексе. Дело в том, что гиродины обеспечивая заданную ориентацию станции, создают вращающие моменты, обеспечивая развороты “Мира”. Для этого рамки роторов гиродинов разворачиваются в противоположную требуемому направлению разворота сторону. Постепенно угол поворота рамки достигает значений, при которых гиродин уже не может обеспечивать управление орбитальным комплексом и рамки встают на ограничительные упоры. Как только это происходит, на орбитальном комплексе запускаются двигатели. Они создают вращательный момент и разворачивают “Мир” в обратную сторону. Рамки снимаются с упоров, переходят в рабочее положение и гиродины вновь могут обеспечивать ориентацию станции.
Для создания “разгружающего” гиродины момента до последнего времени использовались двигатели ориентации базового блока и модулей “Квант-2” и “Кристалл”. Использование выносной двигательной установки позволяет значительно сэкономить топливо, ведь ВДУ расположен на 14-метровой ферме “Софора”. Если к этому прибавить два метра от основания фермы до продольной оси модуля “Квант”, на котором закреплена “Софора” с ВДУ, то получается достаточно большое плечо. Поэтому для создания вращающего момента на таком плече требуется приложение меньшей силы, а следовательно и меньшего расхода топлива.
Пока это только пробные включения ВДУ. Они проводятся с целью подтверждения ее работоспособности (ВДУ смонтирована на “Софоре” еще в сентябре 1992 года) и эффективности применения. Определяются и реальные характеристики установки для построения точных математических моделей управления орбитальным комплексом. К тому же ВДУ не дозаправляема и управленцам из ЦУПа приходиться беречь запас ее топлива.
Использование выносной двигательной установки станет необходимой, когда к “Миру” подстыкуются модули “Спектр” (февраль-март 1995) и “Природа” (июль-август 1995). Тогда масса орбитального комплекса вырастет на 40 тонн, достигнет ~130 тонн. Такое сооружение значительно труднее будет разворачивать с помощью расположенных близко к центру масс двигателей. Тогда и пригодится ВДУ. Значительно обдегчит жизнь установка и во время стыковок с “Миром” американских шаттлов.
Во время работы ВДУ космонавты с помощью аппаратуры “Микроакселерометр” измеряли создаваемые ею на борту “Мира” микроускорения. Запись измерений производилась на магнитофон так “успешно”, что кассету не удалось вытащить. Как пошутил экипаж, она, видимо, “разбухла” от информации. Тест ВДУ доставил космонавтам и другую неприятность: ЦУП перенес тепловые процедуры в космической “сауне” на следующий день из-за недостаточной заряженности аккумуляторных батарей орбитального комплекса.
Кроме того, ЦУП провел тест гиродина СГ-3Э в “Кванте”, который прошел неудачно. В это время гиродин перешел на резерв магнитного подвеса (РМП). Судя по всему оказался неисправным блок электроники гиродина Г-16-5.
13 марта космонавты отдыхали. Валерий Поляков отчитался перед Землей о выполнении медицинских экспериментов. Врач-космонавт провел передачу в ЦУП информации, записанной на кардиокассету и данных по эксперименту “Ночь”.
Космонавтам наконец удалось понежиться в “сауне”. После “бани” они поговорили со своими семьями.
14 марта. НК. Из достоверных источников стало известно, что запуск ТКГ “Прогресс М-22” (заводской номер 11Ф615 А55 №222) вновь отложен.
В соответствии с первоначальным планом полета запуск очередного ТКГ планировался на 16 марта, но из-за сильных снежных заносов на Байконуре, граничащих со стихийным бедствием (на площадку стартовая команда доставлялась вертолетом), и малочисленностью обслуживающего персонала старт был перенесен на 19 марта.
Причины очередного переноса пока не известны. Старт намечается произвести 22 марта около 11 часов утра.
14 марта у “Дербентов” началась новая рабочая неделя. Космонавты выгружали грузы, поставленные “Прогрессом М-21”, а на их месте в грузовике размещали ненужное оборудование. “Дербенты” в предыдущие дни не спешили полностью разгружать ТКГ (транспортный корабль грузовой), чтобы использовать его объем в качестве дополнительною склада. И только незадолго до отделения ТКГ от “Мира” они вплотную занялись разгрузкой и укладкой отработанного оборудования. Такая схема работы с грузовиками практикуется уже давно и полностью оправдывает себя.
По командам из ЦУПа была произведена перекачка окислителя из баков “Прогресса” в баки “Мира”.
Во время одного из сеансов связи с “Дербентами” поговорил руководитель полета Владимир Соловьев. Он сообщил, что старт нового ТКГ сдвигается на 22 марта из-за больших снежных заносов на Байконуре. Соловьев попросил проложить воздуховод в спускаемый аппарат транспортного корабля (ТК) “Союз ТМ-18” и пустить по нему теплый воздух, так как в СА низкая температура. Передача в этот день телевизионной информации (космонавты хотели “досбросить” информацию по состоянию резиновых прокладок люков “Мира”) шла с борта с большими помехами и ее пришлось отменить.
15 марта. Утром космонавты произвели замеры массы тела и измерили объем голени. Медики по объему голени определяют эффективность тренировок космонавтов на борту и могут изменять их интенсивность, а вот регулировать аппетит космонавтов, от которого зависит их масса, — более сложная задача. (Видимо, эту проблему решили, сократив ассортимент и качество продуктов. Ред.)
После завтрака экипаж в полном составе продолжил укладку в “Прогресс” удаляемого оборудования. По командам из ЦУПа прошла перекачка в баки станции горючего из грузовика. Все справились со своими задачами успешно. ЦУП успешно провел тест СГ-3Э с новым блоком электроники.
16 марта Виктор Афанасьев и Юрий Усачев продолжили укладку удаляемого оборудования в “Прогресс”, а Валерий Поляков готовил микроскоп для предстоящих гематологических исследований крови членов экипажа. Днем на связь с “Дербентами” выходили главный редактор “Новостей космонавтики” И.Маринин (см. “Репортаж с орбиты”) и специалист по определению уровня шума в станции. Запланированную сушку холодильника экипаж делать в этот день не стал, пообещав выполнить ее поближе к новой дате старта грузовика.
После обеда ЦУП предоставил экипажу возможность работать по собственной программе. Юрий Усачев выполнил калибровку многоканального спектрометра МКС-М2 по водной поверхности. Затем он развернул телеуправляемую платформу АСП-Г-М на модуле “Квант-2” (на которой установлен МКС М2) так, что удалось с помощью камеры на платформе увидеть выносную двигательную установку. Видимость была хорошей. В будущем таким образом можно будет “подглядывать” за работой ВДУ.
В течение дня на борту “Мира” четыре раза срабатывали два датчика дыма. Космонавты удалили с них пылесосом пыль и срабатывания прекратились.
17 марта перед завтраком Виктор Афанасьев ради науки “делился” своей кровью, а Валерий Поляков ему в этом помогал. После завтрака врач начал изучение командирской крови под микроскопом. Командир в это время помогал Юрию Усачеву проводить замеры уровня магнитного поля в станции. Кроме этого, на Землю была передана видеоинформация о работе АСП-Г-М 16 марта. Поляков выполнил исследование своей психической работоспособности. ЦУП в автоматическом режиме провел сеанс наблюдений при помощи анализатора рентгеновского излучения АРИЗ, установленного на платформе АСП-Г-М.
На НИП в Щелково наконец начались ремонтные работы привода слежения антенны, которая обеспечивает сеансы связи через спутник-ретранслятор “Альтаир”. Эти сеансы уже давно не проводились. По неофициальной информации причина этого не в неисправности привода антенны, а в задержке перечисления денег от владельца “Мира” НПО “Энергия” Военно-космическим силам за работу НИПа.
18 марта кровь “отдавал” Юрий Усачев. Ее исследования проводил опять Валерий Поляков. В это время Виктор Афанасьев и Юрий Поляков демонтировали клистрон из передатчика системы связи через спутник-ретранслятор “Антарес”.
Затем они собрали схему для блока откачки водяного концентрата (БОВ). Эта схема является резервной для системы регенерации воды из конденсата (СРВ-У), которая работает последнее время с перебоями. Заменили космонавты и три фильтра в пылесборниках датчиков дыма.
В этот день в Звездный городок приехала сестра Виктора Афанасьева Тамара Михайловна и ЦУП организовал командиру разговор с домом по телефону. Выходил на связь с космонавтами и Александр Полещук.
Вечером “Дербенты” завершили рабочую неделю принятием тепловых процедур в “сауне”.
19 марта космонавты должны были отдыхать, но Валерий Поляков занимался гематологическими исследованиями своей крови на установке “Микровзор”. Кроме этого он поговорил со своим начальником по институту — директором ИМБП А.И.Григорьевым.
ЦУП провел тест блока откачки водяного концентрата, который закончился неудачно: через три часа работы БОВ отключился из-за превышения давления.
20 марта Виктор Афанасьев и Юрий Усачев поговорили с семьями. Кроме этого ЦУП передал “Дербентам” радиопозывные Анатолия Березового, который находится сейчас во Франции и хотел связаться с экипажем. Остальное время космонавты работали по собственной программе, а ЦУП передавал экипажу новости по телефонному каналу.
ЦУП выполнил в автоматическом режиме сеанс наблюдений с помощью обсерватории “Рентген” источника GRS 1716-24, закончив серию его наблюдений, и источника IE 1740-29. С 13 марта всего было выполнено 8 сеансов наблюдений.
21 марта у космонавтов было много разнообразной работы. С утра они провели съемки района г.Оренбург и запустили в регенерацию поглотительный патрон очистки атмосферы от микропримесей.
Валерий Поляков выполнил медицинский эксперимент по исследованию реакции вестибулярного аппарата на различные раздражители. Виктор Афанасьев и Юрий Усачев занимались подготовкой ТКГ “Прогресс М-21” к расстыковке: выполнили его расконсервацию, сняли стяжки, устанавливаемые между стыковочными узлами корабля и станции, закрыли люки в грузовике и модуле “Квант” и приступили к контролю герметичности, но не смогли закрыть один из клапанов. ЦУП начал давать разные рекомендации, но проблему удалось решить привычным русским способом: космонавты взяли самый большой разводной ключ с длинной рукояткой и с большими усилиями клапан был закрыт.
После обеда “Дербенты” заменили блок колонок очистки системы регенерации воды из конденсата СРВ-К и провели инвентаризацию кабелей, проходящих через люк “Кристалла”. Дело в том, что при обнаружении разгерметизации требуется закрывать последовательно переходные люки каждого модуля и искать разгерметизированный модуль или объем. Так как каждый модуль разделен на несколько герметичных объемов, при нештатных ситуациях можно пожертвовать только частью станции. Но в реальности расстыковка кабелей, проходящих через люки, требует большого количества времени и космонавты сегодня занимались хронометражем этой расстыковки и сверкой кабелей по документации.
22 марта космонавты выполнили еще одну съемку района г.Оренбург, а затем начали готовиться к предстоявшему 23 марта эксперименту по наблюдению сгорания ТКГ “Прогресс М-21” в плотных слоях атмосферы. Затем они занимались инвентаризацией кабелей, проходящих через люк модуля “Квант-2”.
Экипажу сообщили что новый ТКГ “Прогресс М-22” стартовал успешно в 7:54 ДМВ (4:54 GMT) и через двое суток подойдет к станции.
22 марта. Пресс-центр ВКС. В 07:54 ДМВ (04:54 GMT) с площадки №1 космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя “Союз” произведен запуск ТКГ “Прогресс М-22” (11Ф615 А55 № 222 — Ред.).
Целью запуска корабля является доставка на борт пилотируемого комплекса “Мир” расходуемых материалов и различных грузов.
Корабль “Прогресс М-22” выведен на орбиту с параметрами:
— минимальное удаление от поверхности Земли — 193 км;
— максимальное удаление от поверхности Земли — 238 км;
— период обращения — 88.5 мин;
— наклонение — 51.6°.
По данным телеметрической информации, бортовые системы грузового корабля работают нормально.
23 марта экипаж встал в четыре утра, чтобы проконтролировать отход ТКГ “Прогресс М-21”. Отделение произошло в 4:18 ДМВ (1:18 GMT) в автоматическом режиме без замечаний. Затем космонавты легли спать и второй раз встали в семь утра, чтобы выполнить наблюдение и съемку сгорания ТКГ в плотных слоях атмосферы. Но это наблюдение провести не удалось, так как ЦУП в течение 3 витков закладывал установки для построения специальной ориентации для наблюдения ТКГ, но из-за помех в каналах сделать этого не удалось.
А тем временем ТКГ был сориентирован, включилась его двигательная установка на торможение. В 8:13 ДМВ (5:13 GMT) “Прогресс М-21” (11Ф615 А55 № 221) вошел в плотные слои атмосферы и прекратил существование над Тихим океаном в 7200 км восточнее г.Велингтона (Новая Зеландия).
23 марта было не самым удачным днем для ЦУП и экипажа. После включения БОВа конденсат с него не пошел, причина пока не выяснена. Затем экипаж искал оборудование для установки моделирования работы топливных баков “Волна-2”, но найти что-то, помимо уже найденного, не удалось. Эксперимент “Пилот” по определению навыков пилотирования корабля пришлось отменить из-за невозможности провести сеанс связи через спутник-ретранслятор. Антенна НИПа в Щелково так и не работает. Только в конце дня удачно прошел сеанс работы с телеуправляемой платформой АСП-Г-М, да порадовал своим бодрым настроением Александр Полещук, приходивший на связь.
24 марта космонавты встали в шесть утра и после завтрака начали готовиться к стыковке с ТКГ “Прогресс М-22”. Стыковка прошла штатно в автоматическом режиме. В 09:39:37 ДМВ (06:39:37 GMT) корабль причалил к стыковочному узду модуля “Квант”. После контроля герметичности был открыт люк, и космонавты сунули головы в грузовик.
Пыли и летающего мусора в корабле не оказалось и “Дербенты” сразу приступили к его разборке. Первыми были вытащены посылки от родных, затем пленки для фотокомплекса “Природа-5” и блок фильтров для газоанализатора углекислого газа. В этот же день блок фильтров был заменен.
Прибыл на орбитальный комплекс и очередной номер “Новостей космонавтики”. Однако теперь космонавтам для того, чтобы узнать последние космические новости, не приходиться ждать прихода очередного грузовика. Раз в две недели на сеанс связи приходят корреспонденты НК, а по пакетной компьютерной связи свежие номера “Новостей” поступают на “Мир” даже раньше, чем к нашим подписчикам — ведь не надо тратить время на печать журнала в типографии.
Была 24 марта на борту и небольшая неприятность: отключилась система обеспечения экипажа кислородом “Электрон”, а при повторном ее включении отказал насос, вероятно из-за наличия пузырей воздуха в гидроконтуре.
25 марта с утра космонавты выполняли проверку электрических цепей нагревателей привода антенны “Антарес”. После обеда они зарядили фотокомплекс “Природа-5” привезенной пленкой и выполнили тест шлюзовой камеры ультрафиолетового телескопа “Глазар-2”. При проведении теста обнаружена негерметичность в шлюзовой камере. Давление после ее наддува упало с 696 до 500 мм рт.ст. Затем падение давления прекратилось. Является ли причиной этого порыв герметизирующей резины, или это результат слабого поджатия космонавтами заслонки, должен показать следующий тест.
16 марта. НК. И.Маринин. В одном из сеансов связи с экипажем комплекса “Мир” корреспондент “Новостей космонавтики” попросил космонавтов рассказать о психологическом состоянии на борту и задал несколько вопросов, интересующих читателей “НК”.
ИМ: Валерий Владимирович, как Вы оцениваете психологическую обстановку в экипаже? Были ли у вас осложнения во взаимоотношениях?
Валерий Поляков: Ну свинцовые примочки под глаз никому не приходилось ставить! А так, вообще, у нас творческие дискуссии... не возбраняются. А во внерабочее время мы разговариваем задушевно и нам друг без друга будет трудно, когда пятнадцатая экспедиция закончится. Нормальная обстановка.
ИМ: Виктор Михайлович, как сложились отношения с ЦУПом у экипажа?
Виктор Афанасьев: Я думаю, нормально, на профессиональной основе. Все мы видим главное в выполнении программы полета. Психологически отношения строим под выполнение программы нашей экспедиции и выполнение полета Валерия Полякова в целом.
ВП добавил: Но ты обрати внимание, что мы не кричим “Наш ЦУП — самый гуманный ЦУП на свете!!!”, а то подумают, что это подхалимаж.
ИМ: Юрий, ты уже два месяца летаешь, и это твой первый полет. Скажи, вызывает ли у тебя что-нибудь чувство неудовлетворенности, раздражения, хочется, чтобы что-нибудь было лучше?
Юрий Усачев: Может ты конкретизируешь, что имеешь в виду? Технику или человека?
ИМ: И технику, и взаимоотношения, и организацию управления полетом, планирование. В общем любую сферу.
ЮУ: Раздражения не во всех отношениях. Два месяца полета — не такой уж большой срок, чтобы давать какие-то рекомендации. Свое мнение я могу сказать: за восемь лет эксплуатации станции накоплен уже большой опыт и выдавать какие-то радикальные рекомендации было бы не солидно. По мелочам, конечно, можно. Можно бесконечно говорить про организацию работы, организацию конкретного рабочего места. Все это как раз из той области, которой я занимался до полета — эргономика, человеко-машинные системы, взаимодействие автоматики и человека. В целом каждый день приносит какое-то удовлетворение. К сожалению, удалось не так много сделать. Программа у нас не очень загруженная, к сожалению. Но сами наблюдения, каждый день полета приносит хотя бы небольшую радость.
ИМ: Кстати, вы за Землей наблюдаете, а как вам виден пожар танкеров в Босфоре, который два дня уже полыхает?
ВА: В тот день, когда он начался — там было закрыто облачностью. А вчера мы проходили его... Вот сейчас его можно наблюдать... Мы уже на закате проходили на.... витке. Видели скопление большого количества судов перед входом (в Босфор) в Черном море, а самого пожара не видел, может быть, из-за захода.
Во время всего разговора чувствовалось приподнятое настроение экипажа. Не раз раздавался смех, и было ясно, что они не кривят душой, говоря, что отношения в экипаже “душевные”, что взаимоотношения с ЦУПом профессиональные, ничто “не вызывает раздражения” и работается на орбите с удовольствием.
То же подтвердили и управленцы на Земле. С этим экипажем работать легко, настроение у них хорошее, а это залог успешного выполнения программы полета.
После этого корреспондент рассказал экипажу о космических новостях, о новых российских государственных наградах и о многом другом. В заключение пожелал “Дербентам” успешного выполнения полета.
США. Полет “Колумбии” по программе STS-62 (окончание) |
И.Лисов по материалам НАСА и сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, Франс Пресс. Продолжается полет американского космического корабля “Колумбия”, выведенного на орбиту 4 марта. На борту шаттла работает экипаж в составе командира корабля Джона Каспера, пилота Эндрю Аллена, специалистов полета Пьера Тюо, Чарлза Гемара и Марши Айвинс.
Каспер и Аллен выполнили по 10 тренировочных посадок шаттла “в центре Кеннеди” на компьютерном тренажере PILOT. “Машина работает отлично,” — доложил Каспер после своей серии.
Айвинс “провела” установки для выращивания кристаллов протеина и биологические объекты на средней палубе. Гемар продолжил испытания модели несущей фермы для Космической станции.
Технологические установки в грузовом отсеке работали автономно. С помощью телекамер на манипуляторе астронавты пронаблюдали за работой ультрафиолетового детектора установки EISG. Специалисты Центра Годдарда подозревали, что путь света к детектору чем-то частично затеняется.
Пятый день астронавты продолжали наблюдение и фотографирование ураган “Литанна”, сформировавшегося к востоку от Африки в Индийском океане. Фотографии “Литанны” должны улучшить предсказательные способности метеорологов.
Астронавты провели видеосъемку своей деятельности в кабине шаттла и передали на Землю видеокадры, свидетельствующие о том, как тесно стало в ней после недели работы. “Это настоящая полоса препятствий, — сообщил Тюо. Он добавил, что удобство в таком долгом полете становится важным делом. “Это наша спальня, столовая, мастерская и лаборатория, — сказал командир “Колумбии” Каспер. — Когда все это установлено здесь, остается немного свободного места.” И все же, хотя в кабине было “некуда деть локти”, астронавты работали с хорошим настроением.
В первой половине дня весь экипаж отдыхал. Это был второй и последний полувыходной за две недели полета.
Астронавты провели с борта “Колумбии” пресс-конференцию, на которой отвечали на вопросы корреспондентов в Центре Кеннеди и в ЦУПе — от сокращения бюджета и его влияния на безопасность до проводимых экспериментов и жизни на будущей Космической станции.
“Экипаж в хорошем настроении, работает хорошо,” — сообщил Джон Каспер. Тем не менее астронавты, все как один, жаловались на тесноту. “За ладонями, руками и головой следить довольно легко, — говорил Эндрю Аллен, — но мы немного забываем о ногах.” Хотя шишек и фонарей под глазом видно не было, астронавты несколько раз признавались ЦУПу, что нечаянно задевали разные приборы. Пьер Тюо, руководитель научной программы на “Колумбии”, сказал, что пятеро астронавтов умудряются ладить друг с другом при таком скоплении людей и приборов в маленькой кабине. “Всем нам, когда мы наконец вернемся на Землю, потребуется горячий душ,” — сказал он корреспондентам.
Астронавты намекнули, что не станут возражать против продления полета для установления рекорда длительности полета шаттла. Джон Каспер даже изобразил готовность заплатить за это. “Мы приготовили крупный чек для руководителя полета, если он согласится,” — пошутил он.
Очередной восьмичасовой сон наступил на борту “Колумбии” незадолго до 15:00 EST. Подъем был назначен на 22:53 в ночь с воскресенья на понедельник. В течение вечера, как и всегда, ЦУП готовил для передачи экипажа информацию о всевозможных изменениях порядка работы на 11-й день, когда начнутся работы с конечным устройством манипулятора DEE и будет изменена орбита “Колумбии”. А пока шаттл продолжал полет по орбите высотой 294x304 км.
В назначенное время экипаж “Колумбии” был разбужен песней “Солдат звездного корабля” группы “Йес” (Starship Trooper, “Yes”).
Командир и пилот шаттла выполнили двухимпульсный маневр снижения орбиты “Колумбии”. В результате первого включения двигателей системы орбитального маневрирования (OMS-3, он был запланирован на 02:03 EST) скорость “Колумбии” уменьшилась на 11.6 м/с, и высота перигея снизилась до 259 км. После второго, выполненного вблизи перигея (план — 02:44, OMS-4, 9.8 м/с), корабль перешел на околокруговую орбиту высотой 257x259 км. Основной целью изменения орбиты было продолжение регистрации свечений орбитальной ступени в более плотной атмосфере, которое выполняют приборы комплекса OAST-2.
Вскоре после снижения орбиты из баллона под панелью образцов эксперимента EISG был выполнен трехминутный выброс азота, в ходе которого изучалось изменение свечения образцов. На панели образцов размером 1x1 кв.м были размещены перспективные покрытия, окрашенные в черный и белый цвет. Приборы комплекса EISG (спектрометр видимого диапазона, дальний ультрафиолетовый спектрометр, инфракрасные датчики) снимали панель образцов и другое объекты под управлением Пьера Тюо. Эксперимент принес один неожиданный, и потому очень интересный результат: переданные на Землю изображения показали, что во время сброса азота свечение вертикального стабилизатора шаттла не усилилось, а ослабло.
Позже “Колумбия”, ориентированная хвостом вниз, в течение 25 минут выполнила пять оборотов вокруг продольной оси. В это время измерение воздействия атомарного кислорода на материалы корпуса “Колумбии” проводил спектрометр SKIRT, находящийся в контейнере GAS в грузовом отсеке.
14 марта стало первым днем полномасштабных испытаний набора приспособлений для манипулятора шаттла, известных как “ловкое конечное исполнительное устройство” DEE. Работа с DEE была организована в виде выполняемых по очереди упражнений длительностью по 1 часу, всего 24 часа за три дня. Марша Айвинс развернула корабельный 15-метровый манипулятор и при помощи переходника МАТ присоединила к нему устройство DEE. Далее она и Сэм Гемар поочередно оценивали новую систему наведения манипулятора шаттла TRAC. С ее помощью астронавты, выполняя тонкие сборочные операции, может точно навести манипулятор. Айвинс и Гемар выполняли при помощи электромагнитного исполнительного устройства МЕЕ захват макета спутника в фиксирующем устройстве по правому борту грузового отсека. Позже каждый из пяти астронавтов “Колумбии” выполнил упражнение с системой TRAC.
Стандартная система наведения устройства захвата манипулятора включает телекамеру над устройством захвата и расположенную выше стыковочного штыря мишень на космическом аппарате. Совместить при помощи этих средств устройство захвата и стыковочный штырь бывает нелегко.
Система TRAC использует для точного выравнивания объектов видеосистему и отраженную цель. Зеркало расположено вблизи конца манипулятора. С точки зрения астронавта-оператора, он должен добиться того, чтобы осевая камера DEE увидела собственное отражение, а затем совместить прицел с мишенью. TRAC может использовать в каждый момент одну из трех камер — осевую камеру DEE, камеру, расположенную под углом 90° к оси, или стационарную камеру грузового отсека. Внутренняя камера DEE и монитор на средней палубе шаттла имеют метки, соответствующие перекрещиванию нитей на отраженной мишени. Когда совмещение достигнуто, астронавту остается двигать манипулятор вперед до захвата.
В автоматическом режиме работы используется третья камера, набор вспыхивающих светодиодов и специально оснащенный компьютер поддержки работ с полезной нагрузкой. Компьютер обрабатывает телевизионное изображение и выдает в цифровом виде данные об ошибке наведения манипулятора.
Новая электромагнитная система захвата МЕЕ в будущем может заменить используемую механическую. Сила притяжения двух U-образных электромагнитов МЕЕ составляет 1450 кг. Механическое устройство может отказать, остаться сцепленным с полезной нагрузкой и поставить под угрозу закрытие створок грузового отсека и возвращение на Землю. Манипулятор с электромагнитной системой принципиально не в состоянии “намертво” сцепиться с грузом: достаточно выключить ток, и груз освободится. Кроме того, МЕЕ меньше размером и имеет меньшее количество движущихся частей, а металлическая площадка для захвата на спутнике может быть легче и проще, чем используемый сейчас 25-сантиметровый штырь.
Работа с устройством наведения TRAC заняла оставшуюся часть рабочего дня, который закончился в 14:53 EST. Кроме этого, в течение дня продолжались технологические эксперименты на средней палубе, опыты с выращиванием кристаллов протеина, медико-биологические эксперименты. Никаких замечаний к системам шаттла не было.
15 марта астронавты продолжили испытания системы DEE. Пьер Тюо, Марша Айвинс и Чарлз Гемар поочередно проверяли “ловкость” системы DEE. Для этого они пытались вставить захваченные манипулятором 25-сантиметровые металлические стержни в отверстия в контейнере на боковой стенке грузового отсека — сначала в достаточно большие, а потом в меньшие, вплоть до отверстий с зазором в три тысячных дюйма (0.076 мм). Наибольшую ловкость, разумеется, проявила женщина.
Экипаж продолжал медицинские эксперименты, включая тренировки в вакуумных костюмах LBNP, а ученые с Земли — научную программу. Дважды был выполнен сброс азота, в ходе которого специалисты наблюдая за тем, как газ гасит свечение корабля.
Во вторник в Центре Джонсона директор полетных операций Ли Бриско подтвердил, что прогноз погоды на день посадки остается отличным. Роб Навиас, представитель НАСА, сообщил, что эксперименты с выращиванием кристаллов проходили в первые дни полета настолько успешно, что их результаты будут готовы для представления в научные журналы едва ли не раньше, чем “Колумбия” сядет во Флориде.
Астронавты “Колумбии” пошли еще дальше в выражении намерения продлить полет. Вперемешку с потрясающими цветными снимками хвоста шаттла на фоне голубой Земли и закрученными облачными структурами, снятыми с минимальной высоты, они сбросили изображение чека на миллион долларов на имя ведущего руководителя полета Уэйна Хэйла (Wayne Hale) с получением в “Первом межгалактическом банке”. “Руководитель полета получает какие-то послания на подсознательном уровне,” — отметил в разговоре с “Колумбией” Грегори Харбо. “Нам ничего об этом неизвестно,” — невозмутимо отвечал Каспер. А Пьер Тюо прибег к другой хитрости: он заявил, что его беспокоит желтоватый оттенок, который якобы приобрели изоляционные материалы в грузовом отсеке. Хьюстон в тон ему ответил, что раз материалы начали менять цвет, дальнейшее пребывание в космосе кораблю противопоказано.
В результате маневра OMS-5 (он должен был состояться после 03:00) скорость шаттла была уменьшена на 18 м/с, а высота перигея уменьшилась до 195 км. Это на 6 км ниже ранее достигнутой минимальной высоты орбитального полета шаттла. “Кажется, мы лишь чуть выше вершин облаков,” — передал Каспер. Апогей остался на высоте 257 км.
На теневых участках новой орбиты корабль окружал заметный оранжевый “нимб”, но очередной сброс азота успешно “загасил” и это сильное свечение. Этот же азотный след предполагалось наблюдать и с Земли.
В этот же день экипаж выполнял заключительные испытания электромагнитной системы фиксации полезных нагрузок, включая электромагнитное исполняющее устройство, систему наведения и датчик приложенной силы и момента, помогающий оператору системы оценить свои действия.
В конце дня астронавты передали на Землю кадры, показывающие, как чувствовался в кабине последний маневр, и результаты видеосъемки поверхности с высоты 195 км.
ЦУП поднял экипаж песней “Жизнь в раю” (Living in Paradise, “Brothers Cazimero”).
Утром 14-го дня полета Джон Каспер и Эндрю Аллен выполнили пробные включения 38 двигателей ориентации шаттла. Все они оказались в нормальном состоянии. Пилоты проверили работу систем управления кораблем и движение аэродинамических поверхностей, используемых при входе в атмосферу и при посадке. Аэродинамические поверхности “Колумбии” работали штатно. Третья вспомогательная силовая установка APU, вызывавшая опасения в начале полета, работала без замечаний. Позже в течение дня Каспер и Аллен отрабатывали посадку на тренажере PILOT.
С учетом перехода “Колумбии” на низкую орбиту было уточнено время посадки. Маневр схода с орбиты намечено выполнить 18 марта в 07:18. Посадка на флоридской полосе должна быть выполнена 50 минут спустя, в 08:09 EST. Вторая посадочная возможность в Центре Кеннеди имеется в 09:42, но ей может помешать усиление ветра. (“Первый выстрел — лучший выстрел,” — прокомментировал ситуацию Уэйн Хэйл, проигнорировавший предложенную в шутку миллионную взятку.) На субботу зарезервированы посадочные возможности в 07:50 и 09:23 EST.
Без особой охоты экипаж “Колумбии” согласился на посадку. “Наш командир только что обнаружил, что у нас кончились тортильи, гак что пора возвращаться домой,” — пошутил Пьер Тюо. (Тортилья — мексиканская маисовая лепешка.)
17 марта были выполнены несколько последних циклов наблюдений эффекта свечения шаттла. Для этого “Колумбия” выполнила еще одну серию вращений, а из контейнера в грузовом отсеке были выполнены сбросы азота. Как и ранее, наблюдения проводил Тюо.
Члены экипажа “Колумбии” выполняли заключительные проверки систем корабля и во второй половине дня начали упаковку экспериментального оборудования. За время полета на франко-американской аппаратуре MEPHISTO был выращен почти метр металлического сплава, а в эксперименте IDGE — 60 кристаллов-дендритов.
Марша Айвинс уложила на свое место в грузовом отсеке манипулятор и сняла с него питание. Пьер Тюо завершил два эксперимента по выращиванию кристаллов протеина и законсервировал установки. А Сэм Гемар в течение четырех часов сидел в “вакуумных штанах” LBNP.
ИТОГИ ПОЛЕТА Космическим корабль: “Колумбия” (Columbia OV-103, внешний бак ЕТ-62, твердотопливные ускорители RSRM-36) — 16-й полет Старт: 4 марта 1994, 13:53 GMT (08:53 EST, 16:53 ДМВ) Место запуска: США, Флорида, Космический центр имени Дж.Ф.Кеннеди, стартовый комплекс 39В Посадка: 18 марта 1994, 13:09:41 GMT (08:10 EST, 16:10 ДМВ) Место посадки: Посадочный комплекс шаттлов в Космическом центре имени Кеннеди, полоса №33 Длительность полета: 13 сут 23 час 17 мин, 234 витка Орбита: i — 39.0° Нр — 296 км. На — 302 км, Р — 90.67 мин Задание: комплекты экспериментальной аппаратуры USMP-2 и OAST-2 Экипаж Командир: полковник ВВС США Джон Ховард Каспер (John Howard Casper) 3-й полет, 227-й астронавт мира, 137-й астронавт США Пилот: подполковник Морской пехоты США Эндрю Майкл Аллен (Andrew Michael Allen) 2-й полет, 276-й астронавт мира, 173-й астронавт США Специалист полета-1: коммандер (капитан 2 ранга) ВМС США Пьер Жозеф Тюо (Pierre Joseph Thuot) 3-й полет, 228-й астронавт мира, 138-й астронавт США Бортинженер и Специалист полета-2: подполковник Армии США Чарлз Доналд 'Сэм' Гемар (Charles Donald 'Sam' Gemar) 3-й полет, 234-й астронавт мира, 144-й астронавт США Специалист полета-3: Марша Сью Айвинс (Marsha Sue Ivins) 3-й полет, 224-й астронавт мира, 135-й астронавт США |
Во второй половине астронавтам пришлось выполнить небольшой ремонт, направленный на восстановление двусторонней компьютерной связи через адаптер КСА связи диапазона Ku. Система передачи компьютерных файлов, впервые испытанная в начале полета, была восстановлена, и астронавты сбросили на Землю 283 файла — документы, графики, оцифрованные фотографии, видеоизображения. Всего в течение полета разработанная в Центре Джонсона система связи через КСА работала в течение 86 минут, причем передача того же объема данных через стандартный модем шаттла со скоростью обмена 2400 бод заняла бы 94 часа.
Последняя орбитальная ночь наступила в 14:53 EST. “Колумбия” продолжала полет на орбите высотой 193x257 км.
Последний подъем на борту “Колумбии” состоялся поздно вечером в четверг — около 22:53 EST. Была закончена консервация экспериментального оборудования на платформах USMP-2 и OAST-2, и астронавты подготовились к сходу с орбиты.
На 223-м витке в запланированное время Каспер и Аллен выполнили торможение. Скорость шаттла была уменьшена на 64 м/с, и “Колумбия” начала спускаться к границе атмосферы.
Посадка на флоридском посадочном комплексе происходила рано утром при ярко-голубом небе. “Колумбия” пересекла алабамо-флоридскую границу севернее Пенсаколы, прошла за 9 минут до посадки со скоростью М=5 на высоте 35 км над Гейнсвиллом, две минуты спустя на высоте 26.5 км над заповедником Окала, выполнила разворот и коснулась полосы 33 на острове Мерритт в 1070 метрах от ее начала приблизительно в 08:09:41 EST (13:09:41 GMT). Носовое колесо опустилось в 08:10:00, а в 08:10:35 “Колумбия” остановилась. Рекорд не удался: длительность полета STS-62 составила 14 суток без 43 минут — на 55 минут меньше, чем у той же “Колумбии” в ее предыдущем полете.
Это была двадцатая посадка шаттла в Центре Кеннеди, но всего третья для “Колумбии”. Из 61 полета челнок 39 раз возвращался на авиабазу Эдвардс, один — на полигон Уайт-Сэндз, двадцать раз во Флориду. Один раз “Челленджер” не вернулся совсем.
После посадки астронавтам предстоит пройти серию медицинских исследований, связанных с воздействием условий полета на физиологию человека и с реадаптацией к условиям тяжести. До возвращения в Хьюстон астронавтам достанется душ, обед и встреча с семьями.
Экипаж должен отбыть с мыса Канаверал двумя группами — в 14:30 и 15:45 EST. Возвращение Каспера, Аллена, Гемара, Тюо и Айвинс на базу Эллингтон под Хьюстоном ожидается в 18:30 EST.
“Колумбия” вскоре после полудня должна быть помещена во второй отсек корпуса обслуживания орбитальных ступеней для подготовки к своему следующему полету — STS-65 в июле текущего года.
На 31 марта назначена послеполетная пресс-конференция экипажа “Колумбии”.
15 марта. И.Лисов по сообщениям АП. Национальное управление по аэронавтике и космосу США обнародовало план оснастить второй шаттл — “Дискавери” — оборудованием для стыковки со станцией “Мир”. Об этом сообщил директор программы многоразовых космических кораблей в отделе пилотируемых космических полетов НАСА Том Утсман.
Орбитальная ступень “Атлантис”, проходящая с лета 1992 года модификацию на предприятии “Рокуэлл Интернэшнл” в Палмдэйле, Калифорния, уже оснащается стыковочным узлом для “Мира”. “Атлантис” должен вернуться в Космический центр имени Кеннеди в июне 1994 года, и в мае-июне 1995 года выполнить первую стыковку с “Миром”. В 1995 году установка стыковочного оборудования будет выполнена на “Дискавери”. “Атлантис” и “Дискавери” будут совершать полеты к “Миру” поочередно.
И.Лисов по материалам НАСА и сообщениям ИТАР-ТАСС, Рейтер. 24 марта была официально объявлена дата старта космического корабля “Индевор” по программе STS-59. 62-й полет по программе “Спейс шаттл” должен начаться 7 апреля в 12:07 GMT. На борту шаттла будет находиться Космическая радарная лаборатория SRL-1. Шесть астронавтов “Индевора” в течение полета длительностью 9-10 дней будут выполнять эксперименты в рамках программы НАСА “Миссия к планете Земля”, разработанные международной группой исследователей в составе 52 специалистов из 13 стран. Кроме SRL-1, “Индевор” будет нести в грузовом отсеке прибор MAPS, предназначенный для определения степени и зон распространения окиси углерода.
В понедельник 14 марта “Индевор” был переведен из первого отсека корпуса подготовки орбитальных ступеней (OPF) в здание вертикальной сборки (VAB). Вечером того же дня был выполнен подъем орбитальной ступени в вертикальное положение и “мягкая” стыковка ее со стоящими на подвижном стартовом столе MLP-2 внешним баком ЕТ-63 и твердотопливными ускорителями. Далее последовали “жесткая” стыковка “Индевора” с баком и выполнение электрических соединений. До 18 марта продолжались интерфейсные испытания космической транспортной системы.
Вывоз космической транспортной системы на стартовый комплекс 39А состоялся. Помимо обычных работ, уже на старте была закончена установка управляющих клапанов на магистрали жидкого водорода. Чтобы сократить время подготовки на старте, частотные испытания системы управления были начаты еще в OPF.
22 марта в Космическом центре имени Кеннеди был выполнен смотр стартовой готовности STS-59. Были выполнены проверка готовности к полету основных двигателей, испытания блоков электроники твердотопливных ускорителей, подача питания на Космическую радарную лабораторию.
23 марта в 08:30 EST начался пробный предстартовый отсчет. Для участия в нем на космодром прибыл экипаж “Индевора” — командир Сидни Гутьеррес, пилот Кевин Чилтон, специалисты полета Линда Гудвин, Джером Эпт, Майкл Клиффорд и Томас Джоунз. Пробный отсчет с имитацией старта 24 марта в 11:00 EST прошел успешно. В этот же день был проведен смотр летной готовности, в результате которого старт “Индевора” был официально назначен на 7 апреля в 08:07 восточного летнего времени (EDT), или 12:07 GMT, как и планировалось предварительно. (США переходят на летнее время в первое воскресенье апреля.) Окончательное решение о времени запуска ожидается 6 апреля, поскольку погода в день старта может оказаться неблагоприятной.
24 марта выполнялись гелиевый тест на отсутствие утечек в двигательной установке корабля, проверка управляющих клапанов на магистрали жидкого водорода, очистка двигателей орбитального маневрирования и ориентации, подготовка к заправке двигательной установки высококипящими компонентами топлива.
“Индевор” должен быть выведен на низкую орбиту высотой всего 222 км и наклонением 57°. Если полет продлится до 10 суток, как запланировано, шаттл приземлится в Космическом центре имени Кеннеди 17 апреля в 13:24 EDT, или 17:24 GMT.
При помощи приборов SRL исследователи предполагают отделить изменения в окружающей среде, вызванные деятельностью человека, от естественных изменений. Инструменты Космической радарной лаборатории могут работать в любое время, независимо от условий освещенности и наличия облачности. В ходе первого из двух запланированных на этот год полетов астронавты должны убедиться в том, что приборы SRL-1 работают так, как запланировано.
В ходе полета STS-59 впервые будут выполнены совместные эксперименты НАСА с Национальным институтом здравоохранения США, направленные на изучение влияния микрогравитации на мышцы и кровяные клетки.
“Колумбия”, приземлившаяся в Космическом центре имени Кеннеди 18 марта, в тот же день была перевезена во второй отсек корпуса подготовки орбитальных ступеней для послеполетного обслуживания и для подготовки к назначенному на начало июля полету с Международной микрогравитационной лабораторией IML-2. Выгрузка полезных нагрузок USMP-2 и OAST-2 из грузового отсека “Колумбии” была назначена на 25 марта.
14 марта начались и к 17 марта были завершены операции по снятию трех основных двигателей с “Дискавери”, проходящего в третьем отсеке OPF подготовку к сентябрьскому полету STS-64.
И.Лисов по материалам НАСА и сообщениям АП. 23 марта в Хьюстоне началось двухдневное “системное обсуждение проекта” Международной космической станции, участниками которого стали руководители работ в странах и организациях-участницах проекта, а также представители подрядчика. По словам менеджера программы Космической станции в Центре Джонсона Рэнди Бринкли, обсуждение является наиболее важным этапом программы после выполненного в прошлом году пересмотра проекта ОКС. Предыдущее совещание в рамках системного обсуждения проекта проходило в декабре 1993 года.
В работе участвовали представители НАСА, Европейского космического агентства, космических агентств Италии, Канады, России и Японии, головного подрядчика “Боинг” и субподрядчиков верхнего уровня “Рокитдайн” и “Мак-Доннелл Дуглас”. Представители сторон принимали также участие в подготовке документации к рассмотрению.
В ходе обсуждения руководители программы должны были подтвердить общие технические требования к Космической станции и в предварительном порядке рассмотреть способы их осуществления. Общие цели совещания состояли в том, чтобы согласовать позиции руководителей программы по технической обоснованности, проектам и полноте технических заданий по системам станции, концепции эксплуатации, требованиям по совместимости с американским шаттлом и российскими ракетами-носителями, уточнить графики работ и их стоимость. Анализировались осуществимость требований и устанавливались физический и функциональный интерфейсы между элементами систем, включая аппаратуру и программное обеспечение. Рассматривались технические характеристики американских орбитальных и наземных компонентов, европейского лабораторного модуля “Колумбус”, японского экспериментального модуля.
Были обсуждены концепция управления и эксплуатации станции, базовый график сборки и сборочные операции. Рассмотрены проекты основных систем станции: электропитание, терморегулирование, жизнеобеспечение, навигация и управление, двигательная установка, обработка команд и данных, системы связи и слежения, внекорабельная деятельность.
В течение ближайшего года продолжится уточнение проекта до более детального уровня, и в апреле 1995 года должно состояться “критическое обсуждение проекта” (CDR).
24 марта по окончании совещания состоялась пресс-конференция руководителей работ по проекту Космической станции, на которой были представлены подробности ее седьмого пересмотренного проекта.
“Мы имеем выполнимую программу, — заявил на пресс-конференции (директор по космической станции) Уилбур Трафтон. — Мы ожидаем проблем, но у нас есть команда, которая может решить эти проблемы.” Дэниэл Там, менеджер по вопросам бизнеса, выразил уверенность в том, что Конгресс “купит” программу, поскольку, в отличие от предшествовавших вариантов, НАСА и его партнеры имеют ясную программу, установленные цели и твердый проект. Расходы американской стороны не превысят утвержденных Конгрессом 2.1 млрд$ в год. Последняя имеющаяся оценка расходов до приема станции в эксплуатацию — 17.4 млрд $, причем в это число не входит стоимость запусков шаттлов и средства, которые вложат иностранные партнеры — ЕКА (3 млрд $), Италия (0.4 млрд $), Канада (1 млрд $), Япония (3 млрд $) и Россия, размер вклада которой неизвестен. До настоящего времени разработка семи проектов орбитальной станции обошлась в 11.2 млрд $.
Если Конгресс выделит НАСА средства на проект, то — после десяти стыковок с “Миром” — в декабре 1997 года начнется сборка Космической станции. В течение пяти лет для сборки МКС потребуется 16 полетов шаттлов и 13 запусков российских носителей. До пяти полетов в год потребуется для доставки топлива и подъема орбиты станции. Итого — 54 запуска до 2002 года, когда станция будет принята в эксплуатацию и будет иметь экипаж в шесть человек.
Трафтон заявил, что НАСА будет в состоянии выполнить программу самостоятельно в том случае, если Россия или какой-либо другой участник выйдут из проекта. По словам Трафтона, в новый проект вошли 75% документации и “железа”, разработанных для космической станции “Фридом”. Аналогично, в случае аварии шаттла и приостановки их полетов США смогут запустить свои модули на российских ракетах, сообщил другой заместитель Бринкли, Уильям Шеперд.
Партнеры США и России с некоторой осторожностью подтвердили свою верность проекту. “Мы хотим, чтобы эта программа имела успех,” — сказал руководитель работ по МКС в ЕКА Дерек Дейл (Derek Deil).
Многие вопросы остаются пока нерешенными. Так, НАСА ищет пути сокращения объема внекорабельной деятельности с более 400 часов до 365, предусматривавшихся проектом “Фридом”. Предстоит разработать общий для США и России скафандр, хотя, по словам Шеперда, это не обязательно делать немедленно. На следующей неделе последний вариант проекта будет представлен на рассмотрение в Конгресс США.
НК. К.Лантратов. С самого начала работ над проектом Международной космической станции (МКС) Россия решила не полагаться полностью на американский шаттл. Поэтому для доставки на станцию экипажей и грузов головное предприятие по российскому сегменту станции — НПО “Энергия” — предложило использовать четыре транспортных корабля, причем не только уже эксплуатируемые, но и пока только разрабатываемые. Доставка российских космонавтов на МКС должна проводиться модифицированными кораблями “Союз ТМ”. Для обеспечения безопасности нероссийских членов экипажа будут использоваться корабли ACRV на базе опять же “Союза”. Грузы на станцию первое время будут доставляться модифицированным “Прогрессом М”, а затем новым вариантом корабля “Прогресс”, выводимым на орбиту ракетой-носителем “Зенит”.
Прежде чем рассказать о самих кораблях, мне хотелось бы остановиться на российском и американском подходах к решению задачи доставки космонавтов на борт станции и их возвращения.
Есть два варианта проведения транспортных операций на орбитальной станции. Первый из них вот уже более 20 лет реализуется на наших орбитальных станциях. Транспортные пилотируемые корабли, на которых космонавты прибывают на орбиту, остаются в течении всего полета пристыкованными к станции. На них же экипаж возвращается на Землю. Эти корабли выполняют функции и кораблей-спасателей в случае нештатной ситуации.
Такой вариант требует четкого соблюдения графика запуска транспортных кораблей. На случай неудачного выведения или стыковки основного корабля на космодроме всегда должен быть резервный аппарат. Необходимость выдерживания графика пусков диктуется и ресурсом корабля, то есть тем гарантированным временем, в течение которого корабль может находиться пристыкованным к орбитальной станции, сохраняя работоспособное состояние.
Второй вариант проведения транспортных операций был разработан для американской станции “Фридом”. Он предусматривал доставку на борт экипажей и их возвращение на Землю с помощью шаттлов. Во время работы астронавтов на “Фридом” многоразовый корабль не должен был постоянно быть пристыкован к его причалам. На случай же непредвиденных обстоятельств на станции планировалось иметь аппарат обеспечения экстренного возвращения экипажа ACRV (Assured Crew Return Vehicle). Среди различных вариантов этого корабля рассматривался и российский “Союз ТМ”. На нем американцы и остановили в конце концов выбор.
Этот вариант позволяет более гибко планировать программы работ на станции в части длительности каждого полета. Не сильно будут сказываться в этом случае задержки при подготовке и выполнении запусков кораблей. Число участников экспедиции определяется количеством мест в кораблях-спасателях. Недостатком такой схемы проведения смены экипажей на станции является потребность в дополнительных стыковочных узлах для ACRV и ограничение ресурса систем кораблей.
Вполне понятно, что российские и американские специалисты предлагали для международной станции именно свои варианты проведения транспортных операций. Ведь в случае принятия схемы другой стороны пришлось бы отказаться от собственных пилотируемых средств доставки экипажей. Потому было решено на международной станции применять оба варианта, используя как российские, так и американские корабли.
Предполагается, что российские члены экипажа станции будут прилетать на нее и возвращаться на Землю в штатных или в аварийных ситуациях на кораблях типа “Союз ТМ”. Американские астронавты в штатном варианте будут использовать шаттлы, а в аварийном — корабли ACRV, созданные в России на базе “Союза”. Для доставки грузов на МКС будут применяться как российские “Прогрессы” и корабли, создаваемые на базе “Прогресса” под РН “Зенит”, так и американские многоразовые корабли. Какими кораблями будут пользоваться европейские, японские и канадские члены экипажа международной станции, пока неизвестно. Но исходя из того, что ЕКА, Япония и Канада работали первоначально в кооперации с американцами, скорее всего это будут шаттлы.
Рис. 1. Транспортный корабль “Союз ТМ” 100-й серии: 1 — приборно-агрегатный отсек; 2 — спускаемый аппарат: 3 — бытовой отсек; 4 — андрогинно-периферийный стыковочный узел |
Корабли “Союз ТМ” (заводское обозначение 11Ф732) с 1986 года обеспечивают выполнение советских и российских космических программ, доставку и возвращение экипажей космической станции. Для их выведения на орбиту используется одноразовая ракета-носитель “Союз”. Численность экипажа корабля составляет 1-3 человека. Корабль “Союз ТМ” состоит из приборно-агрегатного отсека и двух обитаемых отсеков: спускаемого аппарата и бытового отсека. Для размещения грузов в спускаемом аппарате используется контейнер под центральным креслом, а в случае экипажа из 2 человек — дополнительный контейнер вместо правого кресла. Часть доставляемых на орбиту грузов можно разместить в бытовом отсеке. Корабль может быть использован для доставки и возвращения грузов в беспилотном варианте.
Табл. 1. Основные характеристики транспортного корабля “Союз ТМ”
|
Для международной космической станции планируется использовать корабли “Союз ТМ” так называемой 100-й серии (рис. 1, основные характеристики приведены в табл. 1), оснащенные андрогинно-периферийным стыковочным узлом типа АПАС-89. Первый такой корабль (11Ф732 №101) совершил полет в 1993 году. Единственной проблемой использования корабля 100-й серии является его больший вес по сравнению с “Союзом ТМ” со стыковочным узлом типа “штырь”. Пока такой корабль может быть запущен с помощью РН “Союз” только в двухместном варианте. К моменту начала сборки станции планируется или снизить массу трехместного “Союза” на 60-80 кг. или запустить его с помощью более мощной ракеты-носителя “Русь”.
Применение корабля “Союз ТМ” для международной станции позволит значительно снизить стоимость проведения транспортных операций за счет использования существующего и надежного корабля. “Союз ТМ” сможет без доработки причаливать к стыковочным узлам на служебном и универсальном стыковочном модулях. Если на корабле будут проведены работы по обеспечению совместимости с американскими стыковочными системами (механической, электрической, информационной), то возможна стыковка “Союза ТМ” и с узловыми модулями Node 1 и 2. Реализуемость таких доработок была доказана во время исследования возможности использования “Союза ТМ” в качестве корабля-спасателя по программе “Фридом”.