АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СТАНЦИИ

Россия. Полетим ли мы на Марс?

9 апреля. К.Лантратов. НК. На этот год намечен запуск российской автоматической станции “Марс-94”. Главная ее цель — исследование Марса с орбиты искусственного спутника, на его поверхности и в верхних слоях фунта (подробно о проекте М-94 см. “НК” №3-5, 1993).

В настоящее время в головной фирме по разработке АМС — НПО имени Лавочкина — проходят испытания различных узлов М-94 и станции в целом. В первой половине апреля полным ходом шли динамические испытания АМС на действие нагрузок при транспортировке на полигон, вибрационные испытания, испытания малых автономных станций по раскрытию “лепестков” и горизонтирование после посадки на Марс. Начались электрические испытания технологических образцов орбитального блока и автономной двигательной установки станции совместно с аналогом четвертой ступени ракеты-носителя (блок ДМ). Всего же в НПО изготовлено для испытаний 5 полных аналогов станции и несколько десятков ее различных узлов.

На конец апреля — начало мая планируются испытания парашютной и амортизационной систем малых станций. К этому же времени должны начаться и электрические испытания полностью собранного технологического образца М-94. Полный комплекс испытаний должен завершиться к концу августа. В начале сентября станция будет отправлена на космодром Байконур для окончательных проверок и совместных испытаний с реальной четвертой ступенью РН “Протон”. Наконец, 21 октября должен состояться старт АМС “Марс-94”.

Но это пока только планы. И полной уверенности в том, что в назначенный срок станция отправиться к Красной планете, — нет. Хоть в НПО и делается все возможное, однако испытания АМС идут с опозданием. Подводят не только смежники, изготавливающие некоторые бортовые системы “Марса”. Подводят и разработчики научной аппаратуры. Большая ее часть создается за рубежом (в проекте участвуют, помимо России, еще 19 стран и Европейское космическое агентство). Несвоевременные поставки технологических макетов аппаратуры задерживают комплексные электрические испытания. Так, до сих пор не готовы к таким испытаниям пенетраторы и малые станции. Полноценные же испытания АМС крайне важны. Ведь на этот раз к Марсу отправится лишь одна станция, а призрак двойной неудачи с “Фобосами” и “Марс Обсервером” еще витает над нашей межпланетной космонавтикой.

В принципе, возможен, конечно, запуск станции и без части научной аппаратуры. Вместо отсутствующих блоков, чтобы не нарушить центровку станции, будут установлены просто габаритно-весовые макеты. Но научная ценность такого аппарата станет, естественно, меньше. Стоят ли запускать станцию без части научной “начинки”? Некоторые представители головного института по научной программе “Марс-94” — Института космических исследований РАН — уже высказываются за перенос запуска М-94 на следующее стартовое марсианское окно в 1996 году (см. “НК” №7 (1994), статья “Состоялись испытания российского марсохода”). Сдвинется тогда на 1998 год и проект “Марс-96”, предусматривающий доставку на Марс марсохода и аэростатного зонда.

Рис. АМС “Марс-94”

Ударила по проекту М-94 и неудача с американской АМС “Марс Обсервер”. Эта станция должна была ретранслировать на Землю данные от пенетраторов и малых станций в первые сутки их работы. На этот период должно поступить от них максимум информации. Орбитальный же аппарат станции первые несколько недель будет в основном маневрировать для перехода на оптимальную орбиту и не сможет обеспечить длительных сеансов связи с зондами на Марсе. В 1996 году к Марсу планируется запуск следующей американской станции, которая тоже может помочь для ретрансляции наших данных.

Ну и конечно, мешает работе над “ Марсом-94” наше тяжелое финансовое положение. По программе М-94 НПО имени Лавочкина деньги получило только за прошлый год, да и то лишь в марте. В этом году кроме обещаний ничего не было.

И все-таки в НПО надеются, что запуск в этом году состоится. В расчете именно на 21 октября ведутся сейчас все работы со станцией. Будем надеяться, что к этому времени станция будет полностью укомплектована научной аппаратурой, что АМС нормально доберется до Красной планеты в августе следующего года и полностью выполнит программу исследований.


ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
КНР. Запуск метеоспутника отложен

9 апреля. ИТАР-ТАСС. Китай отложил запуск своего метеорологического спутника “Фэнюнь-2” (Feng Yun) из-за “нанесенных ему случайных повреждений во время подготовки аппарата к полету”. Спутник предполагалось запустить в апреле текущего года с космодрома Сичан ракетой-носителем CZ-3.

НК И.Лисов. По имеющимся у нас сведениям, не подтвержденным официально, в испытательном корпусе на космодроме Сичан имел место пожар. Пострадал ли спутник в результате пожара, пока неизвестно.

США. Сбой Космического телескопа

11 апреля в 05:59 GMT Космический телескоп имени Хаббла прекратил нормальную работу и перешел в защитный режим. Причиной этого была значительная ошибка при выполнении маневра ориентации солнечных батарей, зафиксированная бортовым компьютером DF-224 (не менее 14°). Компьютер отключил блок электроники привода солнечных батарей SADE-1, переключился на SADE-2 и перевел телескоп в режим ориентации на Солнце.

Вывод Космического телескопа в нормальный режим затянулся на 4 суток. Научная программа возобновилась в полночь 15 апреля наблюдением радиогалактики 3С403.1. 19 апреля телескоп наблюдал сверхновую 19941.

Россия. Запущены спутники “Космос 2275-2277”

11 апреля. Пресс-центр ВКС. В 10:49:22:012 ДМВ (06:49:22 GMT) Военно-космическими силами России с 81-й площадки космодрома Байконур осуществлен одновременный запуск трех спутников “Космос-2275, —2276, —2277” глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Запуск произведен с помощью трехступенчатой ракеты-носителя “Протон-К” с разгонным блоком (РБ) “ДМ-2” в интересах МО РФ. Запуск прошел успешно.

Спутники выведены на орбиту с параметрами:

— начальный период обращения — 11 ч 14 мин 59.8 сек;

— перигей — 19140.1 км;

— апогей — 19108.3 км;

— наклонение орбиты — 64'49'01”.

Установленная на спутниках аппаратура функционирует нормально. Спутники разработаны в НПО прикладной механики (г. Красноярск-26) под руководством главного конструктора и генерального директора академика Михаила Решетнева. Изготовлены аппараты в аэрокосмическом объединении “Полет” (г.Омск).

Первые аналогичные спутники “Космос-1413, —1414, —1415” системы ГЛОНАСС были запущены 12 октября 1982 года. Затем с периодичностью 1 -2 запуска в год (по 3 космических аппарата одновременно) продолжалось наращивание сети этих навигационных спутников. В настоящее время в космосе работают 12 КА системы ГЛОНАСС, один находится в резерве. Нынешний запуск дополнит систему до 15 аппаратов, а планируемое количество навигационных спутников будет достигнуто в 1995 году.

Решениями Международных организаций гражданской (ИКАО) и морской (ИМО) авиации система ГЛОНАСС наряду с аналогичной американской системой НАВСТАР признана в качестве основной для навигационного обеспечения международных воздушных и морских перевозок. Система ГЛОНАСС принята на вооружение российской армией в 1993 году.

Этот запуск стал первым после подписания 28 марта 1994 года в Москве Президентами России и Казахстана Соглашения об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур. А всего с начала космической эры — 4 октября 1957 года — с Байконура запущено 1074 космических аппарата.

Рис. ИСЗ “Ураган”

Наш комментарий. М.Тарасенко. “Космоc-2275”, “Космос-2276” и “Космос-2277” представляют собой очередную группу навигационных спутников “Ураган”, для глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС), принадлежащей МО РФ.

Запуск 11 апреля 1994 года является 23-м с начала испытаний системы в октябре 1982 года и первым после того, как 24 сентября 1993 года она была принята на вооружение ВС РФ. (Предыдущий запуск состоялся 17 февраля 1993 года — см. “НК” N 4,1993, с.14-15)

Система ГЛОНАСС по существу аналогична американской системе GPS, и позволяет неограниченному количеству пользователей, оснащенных приемной аппаратурой, определять свои трехмерные координаты и компоненты вектора скорости, а также осуществлять привязку к высокоточной шкале единого времени.

Это достигается за счет одновременного измерения дальности до четырех космических аппаратов, одновременно находящихся в поле зрения. Все спутники системы оборудуются высокоточными атомными часами, шкалы которых синхронизированы. Определяя запаздывания сигналов от 4 спутников по отношению к своему эталону времени, пользователь может рассчитать свои координаты.

Головным разработчиком системы ГЛОНАСС является НПО Прикладной механики. Космические аппараты для системы, носящие название “Ураган”, разработаны КБ ПО “Полет” совместно с НПО Прикладной механики, и производятся объединением “Полет”.

Космические аппараты “Ураган” передают навигационные сигналы в диапазоне L, на частотах 1240-1260 (полоса L2) и 1597-1617 МГц (полоса L1). При этом одновременно передаются два различных кода, обеспечивающих различную точность навигационных измерений. Оба кода представляют собой псевдошумовой сигнал, на который накладывается навигационная информация. Широкополосный код, обеспечивающий высокую точность и защищенный от несанкционированного доступа, передается в диапазонах L1 и L2. Код пониженной точности передается только в диапазоне L1.

Заявленная точность полностью развернутой системы “Глонасс” составляет 10 метров по каждой из координат и 0.05 м/с по каждой компоненте скорости. Это практически совпадает с точностью, обеспечиваемой в системе “Навстар GPS” при использовании защищенного кода. При использовании кода свободного доступа, которым могут пользоваться и гражданские потребители, обеспечивается погрешность определения координат не более 100 метров по широте и долготе, 150 метров по высоте и 0.15 м/с по компонентам скорости

Полная штатная конфигурация системы ГЛОНАСС предусматривает развертывание 24 аппаратов в трех орбитальных плоскостях, разнесенных на 120 градусов по долготе восходящего узла.

В отличие от американской системы GPS (которая тоже использует 24 КА, но в 6 плоскостях), развертывание системы ГЛОНАСС еще не закончено, и сейчас функционирует только система первого этапа с размещением аппаратов в двух из трех рабочих орбитальных плоскостей.

Система первого этапа была впервые развернута в 1991 году и 24 сентября 1993 года ее испытания завершились принятием на вооружение.

По сообщению Н.Джонсона, на 31 декабря 1993 года в системе ГЛОНАСС функционировало 13 аппаратов — 7 в плоскости 1 (Космос-2179, -2235, -2234, -2111, -2236, -2110 и -2178) и 6 в плоскости 3 (Космос-2079, -2080, -2206, -2205, -2140, -2204).

Данные по группировкам, приведенные в Бюллетене КНИЦ ВКС “ГЛОНАСС ИНФО” №1.94(1) вместо Космос-2110 указан Космос-2111, а вместо Космос-2140 — Космос -2139.

Подробности об ИСЗ “Гэлакси”

О запуске ИСЗ “Гэлакси” мы сообщали в “НК” №4 (стр.37). Приводим некоторые технические характеристики этого космического аппарата.
Масса КА при старте
Масса КА на орбите
Диаметр
Высота при старте
Высота в развернутом положении
Расчетный срок активного существования
Фирма изготовитель
Стоимость изготовления (в ценах 1985 года)
— 1218 кг.
— 650 кг.
— 2,16 м.
— 2,8 м.
— 6,7 м.
— 9 лет
— “Хьюз Эйркрафт”.
— 40млн $.

Рис. ИСЗ “Гэлакси”

Состав и характеристики специальной аппаратуры:

1. Ретрансляторы:

— количество — 24 (плюс 6 резервных)

— диапазон рабочих частот 4/6 ГГц

— выходная мощность ретранслятора 8,5 Вт

— эффективная излучаемая мощность 33 дВ Вт

— уровень сигнала приемника 3,4 дВ/ град К.

2. Антенна:

— тип — параболическая 1,83 м.

— диаметр 1,83 м.

3. Пропускная способность КА до 30 программ цветного телевидения.

Характеристики обеспечивающих систем:

1. Система ориентации и стабилизации — вращением.

2. Система энергопитания:

— мощность солнечных батарей в начале полета 1000 Вт

— мощность солнечных батарей после 9 лет работы 770 Вт.

США. Запуск ИСЗ GOES-I

13 апреля. И.Лисов по сообщениям НАСА, АП, ИТАР-ТАСС, Рейтер, ЮПИ. 13 апреля 1994 года в 02:04 EDT (06:04 GMT) со стартового комплекса 36В Станции ВВС США “Мыс Канаверал” произведен запуск РН “Атлас-1” с метеорологическим спутником GOES-I.

Стартовое окно в этот день было с 01:59 до 03:22 EDT. Ракета стартовала через пять минут после его открытия из-за незначительных проблем с оборудованием. Через полчаса космический аппарат был отделен от носителя на высокоэллиптической переходной орбите. Апогей ее находился значительно выше стационарной орбиты — на высоте 42600 км, и тем не менее, из-за недобора скорости ракетой был ниже запланированного. Последней крупной операцией в начале полета было частичное развертывание внешней солнечной батареи (03:50 EDT).

Вечером 14 апреля планируется выполнить первый маневр коррекции высоты апогея. Через две недели GOES-I должен занять временную позицию на стационарной орбите, в которой пройдет шестимесячный цикл испытаний. Но уже в июне Национальный центр по слежению за тайфунами планирует получить от спутника важную информацию. Затем он будет переведен в запланированную точку стояния, введен в эксплуатацию и получит рабочее обозначение GOES-8. Второй аппарат серии, GOES-J, должен быть запущен в апреле 1995.

GOES-I представляет собой первый спутник нового поколения. От своих одноименных предшественников (Geostationary Operational Environmental Satellite, Геостационарный оперативный спутник изучения природной среды) он отличается трехосной системой ориентации и стабилизации, более совершенными инструментами, сократившими размер наземной “точки” с 15 кв.км до пяти и продлением срока активного существования до 8.5 лет. В то время как существующие метеоспутники стабилизируются вращением и могут “видеть” поверхность Земли узкими полосками раз в полчаса, GOES-I способен наблюдать за определенным районом Земли или в течение 15 минут “осмотреть” всю видимую половину земного шара. Новый аппарат может вести одновременно съемку в видимом диапазоне и выполнять измерения температуры и влажности на нескольких высотах в атмосфере.

Разработкой и запуском спутника для Национального управления по океанам и атмосфере (НОАА) руководило НАСА. Аппарат изготовлен фирмой “Спейс Системз/Лорал” из Пало-Альто (Калифорния) известной ранее как “Форд Аэроспейс”. Устройство построения изображения и измеритель температуры и влажности изготовлены “Ай-Ти-Ти Дифенс энд Электроникс” (Форт-Уэйн, Индиана). Масса КА GOES-I составляет 2.5 тонны.

“Этот запуск жизненно необходим, — сказал менеджер проекта в НОАА Гэри Дэвис (Gary Davis), — потому что мы никогда еще не были в положении, когда можно остаться без спутников.”

Ввод в эксплуатацию метеоспутников типа GOES-I предполагался в 1989 году. В ожидании этого события американская служба погоды отказалась от заказа дополнительных экземпляров старых спутников. Как признал директор Национальной службы погоды США Элберт Фрайди (Elbert W. Friday; кроме шуток: его фамилия действительно Пятница!), это оказалось плохим решением. В начале программы (1983) подход к ней был чересчур оптимистичным, а стоимость оценивалась всего в 276 млн $. “Кончилось тем, что мы имели проблемы со всем — от основного производства до характеристик приборов... Вероятно, нам следовало быть скромнее” в разработке нового сложного аппарата.

Стоимость разработки и изготовления серии из пяти космических аппаратов, которые предполагается запустить до 2005 года, достигла 1.1 млрд $, вчетверо превысив первоначальную оценку. С учетом стоимости запуска программа “тянет” на 2 млрд $. Конгресс США рассматривал возможность закрытия проекта, но пришел к выводу, что продолжение работ обойдется дешевле.

В результате к моменту запуска GOES-I американская метеосистема эксплуатировала два аппарата. Это запущенный в 1987, давно выработавший ресурс и оставшийся без топлива GOES-7. Он висит над западной частью США. И второй — “Метеосат” был взят в аренду у “Евметсата” после “смерти” GOES-6 в рамках соглашения о взаимной поддержке, в случае отказов стационарных метеоспутников. Он тоже исчерпал свой ресурс три года назад и не полностью исправлен, но несмотря на это, следит за восточной частью США. Служба погоды была вынуждена даже разработать запасной вариант на случай отказов последних имеющихся спутников, которые могли произойти в любой момент. Одновременно с разработкой и изготовлением новых GOES'ов агентство предприняло обширную программу модернизации наземных систем, включая 100 новых радаров, 1000 метеостанций, усовершенствованные компьютеры и датчики. Только благодаря этим новшествам точность прогнозов во многих районах улучшилась вдвое. GOES-8 должен заменить восточный аппарат, a GOES-9 — западный.

Ракета-носитель “Атлас-Центавр” АС-73 со спутником GOES-1 была установлена на стартовом комплексе 36В 24-26 февраля. Запуск намечался на 02:00 EDT 12 апреля, но выполнен на сутки позже запланированного.

США. Назначен запуск MSTI-2

14 апреля. И.Лисов по материалам НАСА. НАСА назначило на 19 апреля запуск ИСЗ MSTI-2. Спутник, принадлежащий Организации по защите от баллистических ракет (BMDO) МО США, должен быть запущен со стартового комплекса №5 авиабазы Ванденберг в Калифорнии ракетой-носителем “Скаут” (НАСА). Стартовое окно 19 апреля продлится с 22:47 до 22:57 EDT (02:47-02:57 GMT 20 апреля).

Спутник MSTI-2 (Miniature Seeker Technology Integration, Интегрированная технология миниатюрных датчиков) должен быть выведен на орбиту с наклонением 97.13° и высотой 325x375 км. При помощи собственной двигательной установки аппарат перейдет на круговую орбиту высотой 425 км. По официальному сообщению НАСА, аппарат предназначен для атмосферных исследований в целях разработки средств противоракетной обороны театра военных действий. Масса MSTI-2 составляет 161 кг.

Запланированный старт является 118-м и последним для четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя “Скаут” (Scout), первый запуск которой был осуществлен 1 июля 1960 года. Ракета изготовлена компанией “Лорал Во Системз” (Loral Vought Systems) в Далласе, Техас.

18 апреля. НАСА отложило запуск РН “Скаут” с КА MSTI-2. Отсрочку вызвало обнаруженное 15 апреля загрязнение электрореле на следующем КА серии — MSTI-3. Поскольку такие же реле установлены на MSTI-2, было решено отсрочить запуск и заменить их. Новой датой пуска объявлено 16 мая.

США. Отложен запуск военного спутника

21 апреля. И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС, Франс Пресс. ВВС США отложили сегодня рано утром запуск со Станции ВВС “Мыс Канаверал” ракеты-носителя “Титан-4” со спутником военного назначения на борту из-за выявившихся непосредственно перед стартом неполадок с наземным оборудованием. Как сообщила представитель ВВС Терри Брэйчер, в ходе подготовки к запуску частично отключился кабель питания, в результате чего нарушилось питание компьютера навигационной системы ракеты. Новая дата старта пока не назначена, но запуск может быть выполнен в течение 2-3 ближайших дней.

Представители ВВС отказались дать какую-либо конкретную информацию о полезном грузе “Титана”. Некоторые военные аналитики считают, что этот спутник предназначен для сбора развединформации путем перехвата радио— и телефонных переговоров.

Канадское правительство было заранее предупреждено о возможности падения несгоревших обломков второй ступени РН к востоку от побережья провинций Новая Шотландия и Ньюфаундленд между 16:00 и 19:00 GMT 20 апреля и привело в действие соответствующий аварийный план.

Ракета-носитель “Титан-4”, производимая корпорацией “Мартин Мариетта”, является самым мощным беспилотным носителем США. Она была специально разработана для вывода в космос тяжелых военных и разведывательных грузов. “Титан-4” способен доставить на геостационарную орбиту полезную нагрузку в 4.5 тонны. Ранее сообщалось, что Пентагон намерен заказать к 2000 году не менее 100 таких ракет. Первый запуск “Титана-4” был произведен в июне 1989 года. В ходе последнего, восьмого, “Титан” вывел на орбиту новый спутник связи министерства обороны “Милстар”.


РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
Назначен очередной пуск “Ариан”

13 апреля. И.Лисов по сообщениям АП. Эксплуатацию европейского носителя “Ариан-4” предполагается возобновить в мае текущего года. “Арианспейс”, организация, эксплуатирующая “Ариан”, не назвала точной даты 64-го запуска, но, по словам представителей Космического центра Куру во Французской Гвиане, они готовятся выполнить пуск 27 или 31 мая.

После аварии третьей ступени в 63-м пуске “Ариан” 24 января двигатель ступени прошел проверки и модификации. До аварии 64-ю РН “Ариан” предполагалось использовать для запуска ИСЗ связи Intelsat 6 F2. Если запуски возобновятся в мае, “Арианспейс” будет отставать от своего графика (“НК” №22, 1993) на три пуска.

Франция. Авария при испытании двигателя “Вулкан”

13 апреля. И.Лисов по материалам ЕКА. 180-е огневое испытание по программе разработки двигателя “Вулкан” для РН “Ариан-5” закончилось пожаром двигателя. После 15 секунд работы двигателя-прототипа M6-R1 на стенде PF50 “Сосьете Эропеен де Пропульсьон” в Верноне появился огонь в месте расположения турбонасоса жидкого кислорода. Двигатель был успешно остановлен и потушен. Первоначальное обследование показало, что существенно поврежден турбонасос окислителя, системы двигателя и стенда, кабели.

Начат анализ записей и исследование материальной части для нахождения причины аварии. О последствиях ее для разработки двигателя можно будет судить приблизительно через две недели.

За 180 огневых испытаний по программе разработки двигателя “Вулкан” (Vulcain) на 13 экземплярах двигателей получено суммарное время работы 44730 секунд. Из них двигатель М8, соответствующий летному образцу, набрал 10000 секунд работы, что в 15 раз превышает плановую длительность работы двигателя в полете.

Программа разработки РН “Ариан-5” ведется Национальным центром космических исследований (CNES) Франции в качестве основного подрядчика по заданию ЕКА. Двигатель “Вулкан” разрабатывает “Сосьете Эропеен де Пропульсьон” (SEP) вместе с рядом других европейских фирм.


МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Визит военной делегации России в США

11 апреля. Москва. ИТАР-ТАСС. Из Москвы в США отбыла делегация Военно-космических сил (ВКС) России во главе с командующим генерал-полковником Владимиром Ивановым.

Визит осуществляется по приглашению командующего Объединенным космическим командованием (ОКК) Вооруженных Сил (ВС) США генерала Чарльза Хорнера. В составе российской делегации — представители космодромов Плесецк и Байконур, Главного центра испытаний и управления космическими аппаратами (город Голицыно-2), Военной инженерно-космической академии (Санкт-Петербург) .

В ходе поездки делегация ВКС России запланировано посещение космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида), космического центра НАСА (город Хьюстон, штат Техас), академии Военно-воздушных сил, а также ряда авиабаз ОКК ВС США.

Предусмотрено также посещение Белого Дома, Пентагона и НАСА, где пройдут встречи с представителями аппарата вице-президента США, председателем Комитета начальников штабов Джоном Шаликашвили, заместителем министра обороны США Эшем Картером и директором НАСА Дэниелом Голдином.

В ходе переговоров с Чарльзом Хорнером будут обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества между ВКС России и ОКК ВС США. Среди обсуждаемых проблем — более эффективное использование навигационных космических систем НАВСТАР (США) и ГЛОНАСС (Россия), три очередных спутника которых были запущены сегодня ракетой-носителем “Протон-К” с космодрома Байконур.

13 апреля. Делегация ВКС была принята в Пентагоне в Объединенном космическом командовании Вооруженных сил США. В ходе переговоров обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес, и перспективы возможного сотрудничества между двумя странами. Генерал Иванов был ознакомлен главным образом с военно-космическими операциями США.

Российская делегация встретилась с директором НАСА Дэниелом Голдиным. Встреча носила частный характер и проходила за закрытыми дверями.

“Эта встреча состоялась в рамках проводимой НАСА политики поддержания контактов с российскими официальными лицами по вопросам, связанным с космическими исследованиями”, — отметил заместитель директора НАСА по международным вопросам и политике Роберт Кларк. По его словам, в ходе встречи “обсуждались проблемы, представляющие взаимный интерес”. В частности, “в общем плане” обсуждался вопрос о “состоянии и развитии космодрома Байконур”. “Наш интерес к этой проблеме связан с тем, что американская аппаратура уже устанавливалась ранее на космических аппаратах, которые выводились на орбиту с космодромов в Байконуре и Плесецке, “отметил Р.Кларк. “Кроме того, — продолжал он, — интерес к этому связан с тем, что Россия является участницей программы создания международной орбитальной станции”. По словам заместителя директора НАСА, состоялось “очень полезное обсуждение вопроса о перспективных разработках космических ракет-носителей, в частности — трехтопливных”. “Это была общая дискуссия, затрагивающая исключительно вопросы двусторонних отношений, — отметил высокопоставленный представитель НАСА. — Какие-либо конкретные вопросы американо-российского сотрудничества в космосе не затрагивались”.

Израильско-французское соглашение

11 апреля. И.Лисов по сообщениям Франс Пресс. Израильское космическое агентство и Национальный центр космических исследований Франции подписали в Тель-Авиве соглашение о сотрудничестве, сообщил посол Франции в Израиле Пьер Брошан. Решение о подписании соглашения, охватывающего разработку спутников и наблюдения планет, было принято в ходе визита в Израиль министра иностранных дел Франции в феврале сего года.

Россия-Франция. Перспективы развития сотрудничества

18 апреля. Париж. ИТАР-ТАСС. Дальнейшая реализация программ совместных полетов российских и французских космонавтов на орбитальную станцию “Мир”, исследований Марса, работ по астрофизике, другие перспективные направления российско-французского сотрудничества в области изучения и освоения космического пространства обсуждались на открывшейся в Тулузе очередной встрече российских и французских специалистов.

Это уже 30-я подобная встреча, которые организуются поочередно в России и Франции в соответствии с двусторонним соглашением, подписанном в 1966 году. Российскую делегацию на встрече возглавляет генеральный директор Российского космического агентства (РКА) Юрий Коптев, французскую — президент Национального центра космических исследований (КНБС) Рене Пела и генеральный директор этой организации Жан Даниэль Леви.

По мнению французских специалистов, РКА является одним из наиболее авторитетных научных (очевидно, космических — Ред.) центров в мире, и во Франции его считают “надежным партнером”. Официальный представитель КНЕС Даниель Мецле, комментируя эту встречу отметил, что несмотря на серьезные изменения, происшедшие в 90-е годы с Советским Союзом и Россией, ни один из проектов франко-российского сотрудничества в области изучения и освоения космоса не был “заморожен” или отменен. Российское космическое агентство взяло на себя все соответствующие обязательства бывшего Советского правительства и добросовестно их выполняет.

Партнерские связи между Парижем и Москвой в сфере космических исследований насчитывают не один десяток лет — первое соответствующее межправительственное соглашение было подписано в 1966 году. С тех пор поочередно в России и Франции регулярно проходят встречи специалистов.

По мнению КНЕС, к несомненным успехам двустороннего сотрудничества можно отнести осуществление нескольких совместных пилотируемых космических полетов и подготовку новых в период до 1996 года, астрономические и астрофизические исследования. В последнее время к этому списку добавились такие новые темы, как космическая медицина, изучение радиационного облучения Земли, а также наблюдение за атмосферными процессами с использованием Российских метеорологических спутников.

Кроме того, французская сторона проявляет большой интерес к российским программам исследований Марса, которые являются одним из приоритетных направлений в деятельности РКА и в перспективе должны стать частью международной программы, в рамках которой будут готовиться пилотируемые полеты к “Красной планете” в будущем веке.

Среди других направлений сотрудничества, которые также обсуждались на встрече — изучение возможностей совместных исследований Солнца, радиационного облучения, которому подвергается Земля, и облаков с использованием российских метеорологических спутников. Продолжится также рассмотрение перспектив сотрудничества в области разработки и строительства пилотируемых космических аппаратов и модулей для международных орбитальных станций.

По итогам обсуждения был подписан протокол о сотрудничестве между РКА и КНЕС.


БИЗНЕС
КНР. Реклама на ракете-носителе

9 апреля. И.Лисов по сообщениям АП. Ракета-носитель CZ-2, которая в последней декаде августа должна вывести на орбиту австралийский спутник связи Optus B3, впервые в истории китайской космической программы будет украшена рекламой. Транснациональная корпорация “Енхуи груп”, зарегистрированная в провинции Сычуань (международная торговля, недвижимость и исследования в области высоких технологий), заключила соглашение о размещении на внешней поверхности ракеты своего фирменного знака и названия на китайском и английском языках.

В соответствии с условиями соглашения, запуск спутника будет показан в прямом эфире по национальному телевидению, причем в течение 7 секунд при подъеме ракеты камера будет направлена на рекламу. За это фирма выплатит 1.5 млн юаней (173 тыс $). Идея размещения рекламы была предложена Китайским технологическим исследовательским институтом космических носителей. Таким путем предполагается заработать больше средств для космодрома Сичан, где, по сообщениям, ученые и технический персонал работают за низкую оплату.

Россия. Готовится запуск ИСЗ “Инмарсат”

17 апреля. И.Лисов по сообщениям АП, Рейтер. Европейский банк реконструкции и развития выделил резервный кредит на сумму в 10.3 млн $, обеспечивающий запуск ИСЗ “Инмарсат-3” на российской РН “Протон”.

Этот кредит является своего рода гарантией и может быть использован только в случае несостоятельности Центра имени Хруничева. производителя РН “Протон”. Ранее “Инмарсат” безуспешно пытался получить гарантии части риска от коммерческих банков. Запуск предполагается произвести в 1995 или 1996 году. Как сообщил “Рейтер” финансовый директор “Инмарсат” Рамин Хадем, стоимость контракта на запуск “Инмарсат-3” ракетой “Протон” составляет 36 млн $, причем дооборудование носителя оплачивается отдельно.

Хадем сообщил, что “Протон” выбран для запуска пяти спутников глобальной мобильной связи стоимостью по 80 млн $ каждый. Центр Хруничева приглашен участвовать в тендере по запуску второго ИСЗ “Инмарсат-3”.

Соглашение о выделении страхового фонда было подписано в Санкт-Петербурге Премьер-министром России В.С.Черномырдиным и президентом ЕБРР Жаком де Ларозьером.

Европа. “Евтелсат” будет запущен “Атласом”

19 апреля. И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС. Европейская организация космической связи “Евтелсат” объявила о решении запустить один из спутников Eutelsat 2 американским носителем “Атлас”. Переговоры с фирмой “Дженерал Дайнэмикс”, эксплуатирующей носители “Атлас”, уже ведутся.

Пятый спутник второго поколения “Евтелсат” был потерян в результате аварийного пуска РН “Ариан” в январе текущего года, и поэтому компания считает необходимым срочный запуск резервного аппарата. Компания не имела намерения отказываться от запуска на РН “Ариан”, но “Арианспейс”, имеющая 37 заказов и заполненный график пусков на три года вперед, не смогла предоставить “ Евтелсату “ возможность запуска в августе 1996 года. В декабре 1991 года европейская компания уже запустила один спутник РН “Атлас-2”.

Руководство “Евтелсат” приняло решение продолжить переговоры с Российским государственным ракетно-космическим центром имени М.В.Хруничева о запуске в будущем одного из ее спутников ракетой “Протон”.

В настоящее время членами “Евтелсат” являются государственные и частные компании 39 стран. Организация эксплуатирует трансъевропейскую сеть телекоммуникаций. За 1993 год общий оборот достиг 244 млн экю, а чистая прибыль составила 33.6 млн экю (в 1992 — 232 и 30.4 соответственно). Россия участвует в ряде программ “Евтелсат”, но в организацию не входит.

Тайвань. Контракт на изготовление первого спутника

19 апреля. И.Лисов по сообщениям Рейтер. Национальный научный совет Тайваня заключил контракт с американской фирмой “ТРВ, Инк.” на разработку и изготовление первого тайваньского спутника ROCSat-1. Стоимость контракта составляет 61 млн $. Запуск спутника предполагается осуществить в конце 1998 года.


ПРОЕКТЫ. ПЛАНЫ
Россия. ПВО станут базой воздушно-космической обороны

9 апреля. Москва. ИТАР-ТАСС. Указом Президента РФ и соответствующим приказом Министра обороны Войскам ПВО практически придан новый облик — в перспективе они станут базой для создания воздушно-космической обороны России.

Такое будущее закономерно, потому что воздушная и космическая сферы настолько взаимосвязаны, что их давно уже рассматривают как неделимое целое. Будет изменен и принцип построения системы ПВО. Он приобретет совершенно иное содержание и станет территориальным. В намеченные Министром обороны сроки создаются зоны и районы противовоздушной обороны. Осталось их только узаконить соответствующими документами. Хотя, как полагает генерал, это потребует проведения специальных исследовательских учений.

Три года назад, во времена существования СССР, экс-президент Горбачев своим указом определил создание Стратегических сил сдерживания, в которые из Войск ПВО вычленялись войска ракетно-космической обороны. Ныне также говорят о вариантах передачи РКО другому виду Вооруженных Сил. Говоря о том, как и почему РКО была включена в систему ПВО, главнокомандующий этого рода войск России В.Прудников отметил: “Исходили прежде всего из того, что для надежности безопасного прикрытия государства с воздуха и из космоса нужна мощная система управления. Если же рассматривать конкретные результаты боевой готовности и жизнедеятельности войск, то необходимо подчеркнуть — мы сумели, сокращаясь количественно, сохранить качество и надежность ПВО”.

Россия-США. Программа “Лед и пламя”

10 апреля. Москва. ИТАР-ТАСС. Новым этапом российско-американского сотрудничества в космосе призвана стать программа “Лед и пламя”. В результате ее реализации межпланетные станции должны достичь Солнца и самой далекой планеты нашей системы Плутона. Обсуждению этой смелой идеи, а также ряда других проектов двустороннего сотрудничества в исследованиях Вселенной была посвящена встреча научных делегаций по космическим исследованиям США и России.

Согласно программе “Лед и пламя”, впервые американский зонд должен доставить к Солнцу российский оптический модуль. Причем предусматривается весьма сложная схема перелета. Первоначально с помощью высоконадежного российского носителя “Протон” зонд выводится на трассу полета к Юпитеру, около которого гравитационное поле планеты-гиганта разворачивает его, и он направляется непосредственно к Солнцу. На сравнительно небольшом расстоянии от звезды происходит отделение российского модуля, который обеспечит сбор данных о ее атмосфере и поверхности. Цель проекта, получившего название “Солнечный зонд”, — непосредственно исследовать жизнь внешней солнечной атмосферы, “дотянуться” до тех окрестностей ближайшей к нам звезды, которые до сих пор не были изучены.

Другим проектом программы “Лед и пламя” станет совместный полет в начале следующего столетия к Плутону и его спутнику Харону. Американские и советские межпланетные станции уже изучили главные планеты Солнечной системы, за исключением Плутона и Харона. Именно поэтому пролет около этой системы, где российский зонд отделится от аппарата и достигнет либо Плутона, либо его спутника, представляет огромный научный интерес. По мнению специалистов, идея использования американского миниатюрного аппарата с новой приборной технологией и мощной российской ракеты-носителя, а также созданного Россией сбрасываемого зонда, предназначенного для прямых измерений в атмосфере и съемок поверхности, исключительно перспективна. Помимо прочих преимуществ, такая кооперация позволит достичь самой далекой планеты Солнечной системы в разумно допустимые сроки — менее чем за 10 лет.

Не был забыт и Марс. С точки зрения экспертов, космические программы обеих стран только выиграют, если сотрудничество в марсианских исследованиях поднимется на новый уровень. Предполагается, что в 1998 и 2001 годах к Марсу смогут отправиться два аппарата, несущих российское и американское научное оборудование.

Также были рассмотрены проекты сотрудничества в области астрономии и астрофизики. По мнению ученых, проект “Спектр-Рентген-Гамма” позволит создать орбитальную обсерваторию мирового класса для изучения наиболее интригующих космических загадок сегодняшнего дня: черных дыр, нейтронных звезд, пульсаров, новых и сверхновых звезд и Вселенной в целом. Не менее важным представляется и проект орбитальной радиообсерватории “Радиоастрон”.

Итоговый документ встречи научных делегаций подписали один из руководителей НАСА Уэсли Хантресс и заместитель генерального директора Российского космического агентства Юрий Милов.

Россия. Байкал станет центром международного конгресса космонавтов

11 апреля. Иркутск. ИТАР-ТАСС. Международный конгресс, посвященный теме “Космос и экология” откроется 10 августа в Иркутске. В нем примут участие космонавты из 27 стран, которые посетят Байкал, проведут семинары и встречи с населением Иркутска. “Проблематика конгресса не случайна, так же как не случайно место его проведения, — сказал на встрече с журналистами Алексей Леонов. — Состояние, судьба уникального водоема по-прежнему беспокоят мировую общественность и не в последнюю очередь нас, видевших и изучавших планету из космоса”.

В преддверии конгресса на июль намечена экологическая экспедиция космонавтов, которая может стать значительным событием года. Экспедиция пройдет в июле по глубинным уголкам тайги Красноярского края. В ней примут участие 5 космонавтов — Геннадий Манаков (Россия), Зигмунд Йен (Германия), Александр Александров (Болгария), Мирослав Гермашевский (Польша), Берталан Фаркаш (Венгрия). Экспедиция пройдет под эгидой газеты “Труд”, а ее организатором и руководителем выступил известный итальянский путешественник-исследователь и журналист Яцек Палкевич.

В течение двух недель космонавты пройдут несколько сот километров по практически не тронутой цивилизацией сибирской тайге. Часть пути будет преодолена на плотах по сибирским рекам, участники экспедиции посетят поселение староверов, сумевших сохранить естественно-гармоничные отношения с природой.

Как отметил почетный председатель оргкомитета экспедиции космонавт Владимир Джанибеков, для людей, профессионально непосредственно знакомых с масштабом глобальных проблем Земли, мировоззренческая эволюция от технократизма к отстаиванию “вечных” экологических ценностей естественна и закономерна. “Мы хотим, чтобы земная экспедиция космонавтов сделала более слышным сигнал тревоги в связи с катастрофически нарастающим разрушением параметров экологического равновесия планеты”, — сказал он.


КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА

США. Ход эксперимента “Биосфера-2”

12 апреля. И.Лисов по сообщениям АП. Шестеро членов второго экипажа экспериментального комплекса “Биосфера-2” продолжают работу в лаборатории. Норберто Алварес-Ромо, который должен был работать в “Биосфере” в течение 4 месяцев, 8 апреля прекратил эксперимент и вернулся к исполнению своих обязанностей вице-президента “Спейс байосфиэз венчез” по управлению объектом. Его решение было вызвано отстранением от должности по суду президента компании Маргрет Огастин, жены Алвареса-Ромо (“НК” №7, 1994).

Тем временем режим изоляции бионавтов после вскрытия установки 4 апреля не восстановлен. Так, на территории комплекса в течение трех часов находились 14 лиц, не входящих в состав экипажа — медики и персонал службы безопасности. По заявлению представителя фирмы, дыхание находившихся в комплексе посторонних будет иметь малое влияние на изолированную атмосферу установки.

США. Сначала под землю — потом в космос

14 апреля. И.Лисов по сообщениям АП, ИТАР-ТАСС. В надежде узнать, может ли быть жизнь на Марсе, космическое ведомство США — НАСА — организовало экспедицию вглубь Земли. Пять исследователей начали 12 апреля спуск в наиболее глубокую в стране (486 метров) карстовую пещеру Лечугилья, входящую в систему Карлсбадских пещер в горах Гуадалупе (штат Нью-Мексико). Их сопровождают опытные проводники-спелеологи. “Мы спускаемся под землю, чтобы облегчить выход в космос,” — заявил журналистам в Карлсбаде член экспедиции, инженер НАСА Лэрри Лемке.

Исследователи считают, что насыщенная серой среда пещер может соответствовать той, которая существует на Марсе. Обитающие в пещерах бактерии живут за счет серы и железа, а именно эти химические компоненты, по мнению ученых, являются основными в марсианском грунте.

Перед членами экспедиции поставлена еще одна важная задача. Как рассказал руководитель группы, биохимик из Массачусетского университета Лэрри Мэллори (Larry Malory), в ходе изучения других древних пещер ученые обнаруживали выработанное микробами химическое в вещество, которое, кажется, может стать довольно эффективным средством в противостоянии опухолевым заболеваниям кроветворной ткани — лейкемии. Хотя, признался Мэллори, опыты с этим веществом еще не проводились ни на людях, ни на животных.

“Это направление необходимо разрабатывать, — высказал он убеждение. — Полученные нами первичные результаты — довольно многообещающие”.

Карлсбадские пещеры полностью изолированы. Поскольку ни животные, ни подземные воды туда не попадают, нет там и органических веществ — обычных источников энергии для живых организмов.

Во время предыдущих спусков спелеологи обнаруживали в них различные бактерии и грибки. Были найдены также кости гигантского ленивца, обитавшего 25 тысяч лет назад, и еще более древнего кольцехвостого кота — 45 тысяч лет назад. Еще в 1930 году район Карлсбадских пещер был объявлен национальным парком, а спуск в пещеры ограничен ввиду повышенной опасности и научной ценности.

20 апреля. ИТАР-ТАСС. Экспедиция НАСА в Карлсбадские пещеры, длившаяся почти неделю, завершена. “Впервые мы могли наблюдать бактерии в таких глубоких подземных условиях, — отметил член экспедиции, исследователь из НАСА Крис Мак-Кэй. — На Марсе, если там и есть живые организмы, то они обитают также глубоко под поверхностью”.

Бактерии, поднятые на поверхность, будут исследованы в лабораториях НАСА в Боулдере (штат Колорадо) и Федерального геологического управления в Денвере, а также в Массачусеттском университете. Ожидается, что на это уйдет примерно месяц, после чего планируется очередное путешествие в Карлсбадские пещеры.


СОВЕЩАНИЯ. КОНФЕРЕНЦИИ, ВЫСТАВКИ
Россия. Детский аэрокосмический фестиваль

12 апреля. Ульяновск. Сообщение по материалам газеты “Губернские ведомости”. В Историко-культурном центре имени В.И.Ленина прошел второй областной детско-юношеский аэрокосмический фестиваль, посвященный Дню космонавтики.

Ульяновское отделение Всероссийского аэрокосмического объединения “Союз” и областной комитет по делам молодежи подготовили насыщенную программу. Работали секции аэрокосмического моделирования, компьютерных игр, выставка технического творчества. Ребята посетили АО “Авиастар” и авиакомпанию “Волга-Днепр”, провели игру “Звездный час”. В небо взлетели ракеты, сделанные руками мальчишек из подросткового клуба “Буран”.

Гвоздем программы стал радиомост с экипажем орбитальной станции “Мир”. Школьники могли пообщаться с космонавтами 15-й основной экспедиции, которые рассказали им о своих буднях на орбитальной станции.

Россия. Конкурс “Космос-94” в Мирном

17 апреля. Мирный. Е.Колтовой. На космодроме Плесецк с 14 по 16 апреля произошли события, которые навсегда могут войти в историю российского космопорта. Здесь в эти дни прошли соревнования по ракетно-космическому моделированию “Космос-94”.

Инициаторами и организаторами их проведения стали Главный центр испытания и применения космических средств (генерал-майор Овчинников А.Ф.), администрация города Мирного (Ситников С.Г.) и областная станция юных техников (Веретильная Г.В.).

Пять городов Архангельской области — Архангельск, Северодвинск, Котлас, Мирный и Няндома направили на конкурс “Космос-94” семь команд общей численностью 39 человек. Самой многочисленной и представительной была делегация из областного центра. Самому младшему участнику Валерию Осадчему из Архангельска исполнилось всего 11 лет. Тем не менее это не помешало ему занять одно из призовых мест в личном первенстве. На конкурс в восьми его секциях были представлены более 40 работ (ракеты-носители, космические аппараты, планетоходы, учебные и наглядные пособия по космической тематике).

Практически все, что происходило в рамках “Космоса-94” было впервые. Впервые за более чем 30-летнюю историю местного ракетомоделизма местом проведения соревнования был избран космодром Плесецк.

Впервые перед столь большой группой школьников Архангельской области широко раскрылись двери Главного центра испытания и применения космических средств (ГЦИПКС) — его музея и монтажно-испытательных корпусов.

Впервые в судейской коллегии конкурса были представлены высококвалифицированные специалисты Большой космонавтики — офицеры испытательных управлений ГЦИПКС (12 человек).

Впервые в истории космодрома Плесецк был осуществлен практически единовременный (в течение часа) пуск более 30 ракет разных типов и конструкций. Так участники конкурса наглядно продемонстрировали возможности Малой космонавтики и свое умение.

И все же самым главным событием “Космоса-94” и для гостеприимных хозяев, и для его участников стал сам конкурс. В течение двух дней судьи и конкурсанты с завидной и обоюдной увлеченностью обсуждали достоинства и преимущества всех представленных работ.

В командном первенстве победителями стали команды областной станции юных техников и областного центра внешкольного воспитания. География победителей в личном первенстве более разнообразна. Ими стали школьники из Архангельска, Северодвинска, Котласа, Мирного. Все они были отмечены разнообразными призами, учрежденными ГЦИПКС, ОСЮТ, ВАКО “Союз” и молодежным аэрокосмическим объединением “Астра” из Няндомы.

Но самым убедительным итогом конкурса “Космос-94” стало единодушное мнение и взрослых, и детей о целесообразности и реальности превращения космодрома Плесецк в региональный центр научно-технического творчества детей и школьников космической направленности.

ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Скончался Ричард Никсон

И.Лисов. НК. 22 апреля умер 37-й Президент Соединенных Штатов Ричард Милхаус Никсон, оставивший немалый след в истории американской космонавтики.

Как вице-президент при Дуайте Эйзенхауэре, Никсон возглавлял созданный одновременно с НАСА Национальный аэрокосмический совет США — высшую правительственную организацию, формировавшую направление развития космической программы для президента страны. Совет оказал значительное влияние на разработку первого орбитального космического корабля США “Меркурий”, и в то же время тормозил разработку программы трехместного “Аполлона” для полетов по околоземной и окололунной орбите.

Никсон проиграл Джону Кеннеди президентские выборы 1960 года, и историческое решение о высадке человека на Луну было принято его соперником. Президенты Кеннеди и Джонсон обеспечили правительственную поддержку проекту “Аполлон”, и к концу 1968 года к лунной экспедиции практически все было готово. Под занавес президентства Джонсона — между ноябрьскими выборами 1968 года и вступлением в должность нового президента — был осуществлен первый полет к Луне. Но — ирония судьбы — пожинать плоды усилий своих предшественников довелось Ричарду Никсону, Президенту США с 20 января 1969 года. На памятной табличке на посадочной ступени лунного модуля “Орел” космического корабля “Аполлон-11” (“Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от имени всего человечества”) стояли четыре подписи: Нейла Армстронга, Майкла Коллинза, Эдвина Олдрина и... Ричарда Никсона. 5 января 1972 года Ричард Никсон подписал директиву о разработке космической транспортной системы многоразового использования, ставшей известной под названием “Спейс шаттл”. Новая система, говорилось в заявлении президента, поможет “превратить космическую границу 1970-х в знакомую территорию, легко доступную для человеческих начинаний 1980-х и 1990-х годов”. Как мы знаем, первый челнок стартовал 12 апреля 1981 года, эксплуатация системы ведется по сей день и будет продолжаться еще не менее 10 лет, хотя провозглашенный в начале программы принцип экономической эффективности системы оказался недостижимой мечтой.

24 мая 1972 года Ричард Никсон и Алексей Косыгин подписали советско-американское соглашение о космическом сотрудничестве. Но рукопожатие на орбите Томаса Стаффорда и Алексея Леонова Никсон наблюдал уже в качестве частного лица: в августе 1974 года он покинул пост президента под угрозой отстранения по суду. Никсон прожил 81 год, сумел восстановить свою, казалось бы, безнадежно испорченную репутацию, и к его слову прислушивались следующие хозяева Белого Дома.

ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ

Продолжают всплывать неизвестные прежде факты

12 апреля. Чебоксары. ИТАР-ТАСС. За семью печатями хранились прежде документы, связанные с трудными дорогами космоса. И в День космонавтики настоящим откровением для читателей газеты “Советская Чувашия” стали заметки земляка-ученого Александра Максимова “Космонавты седеют рано”. А начинает автор многолетнюю летопись всевозможных, подчас трагических “ЧП” во время полетов первопроходцев звездных миров с рассказа о возвращении Гагарина, когда “не произошло отделения приборного отсека от кабины, и стяжная лента продолжала удерживать спускаемый аппарат вместе с отработавшим свое приборно-агрегатным отсеком”. И первому в мире космонавту пришлось пережить несколько тревожных минут, связанных с незапланированным вращением и колебаниями корабля, пока злополучная лента не перегорела при спуске.

Очередная неприятность поджидала Юрия Гагарина уже “после катапультирования на высоте семи километров: вслед за основным парашютом раскрылся и ранец запасного, а, кроме того, оторвался и упал вниз контейнер с надувной лодкой и аварийным запасом пищи и инструментов”. Но, констатирует автор публикации, это стало известно лишь через десятилетия после исторического полета Гагарина.


КОСМИЧЕСКАЯ ФИЛАТЕЛИЯ
Новые марки России

12 апреля. Информация издательского центра “Марка”. Выпущена серия из трех марок “Космические исследования”, посвященная Центру подготовки космонавтов имени Ю.Гагарина. На марке номиналом 100 рублей — центрифуга “ЦФ-18”, на втором плане — спускаемый аппарат корабля “Союз” в плотных слоях атмосферы. На марке номиналом 250 рублей — тренировка на макете орбитального комплекса “Мир”, на втором плане — станция с пристыкованными кораблями “Союз” и модулями, с раскрытыми солнечными батареями. На марке номиналом 500 рублей — тренировка в гидролаборатории, на втором плане космонавт в момент выхода в открытый космос на “летающем кресле”.

Художник Рим Стрельников. Печать офсет. Перфорация гребенчатая 12. Формат по перфорации 39,6 на 31,1 мм. Тираж по 1,5 млн экземпляров каждой марки. В листе 36 марок.

К серии выпущен конверт первого дня. Гашение специальным штемпелем первого дня прошло на почтамте Москвы.

Федеральное управление почтовой связи России выпустило маркированный конверт с А-маркой, рисунком Земли, космических аппаратов и текстом “Всемирный день авиации и космонавтики”. 12 апреля гашение специальным штемпелем, на котором портрет Гагарина в гермошлеме, даты “1934-1968”, лавровая ветвь, проводилось на почтамте Москвы, а также в Гагарине, Калуге, Звездном городке. Штемпель с переводной датой применялся в Мирном Архангельской области.

КОСМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ ГЕНЕРАЛА
Н.П.КАМАНИНА

1961
(Продолжение. Начало в №№6.7.1994)


20.02.61r. Сегодня Вершинин, Пономарев, Волынкин, Яздовский, Холодков и я с 10.00 до 13.00 были на заводе у С.П.Королева, СП рассказывал о своих планах строительства космических кораблей на ближайшие 2-3 года, показал в цеху сборку носителей, корабли “Восток-1, “Восток-3А” и межпланетные автоматические станции. Королев сформировал цель сегодняшней встречи коротко и ясно: “Я изложил вам наши перспективы и возможности, как видите, они не малые, мы можем многое сделать по освоению космоса, но от ВВС, от Вас тов. маршал и Ваших ближайших помощников зависит поддержать нас в этих начинаниях и подвести под них стратегию и тактику”.

Вершинин сказал, что он в принципе поддерживает планы, над которыми работает ОКБ-1, и согласен всячески поддержать начинания С.П.Королева. Договорились, что конкретные вопросы взаимодействия ВВС и ОКБ-1 будут решать Королев и Каманин, а в ближайшие дни поручить группе лиц (от ВВС и ОКБ) рассмотреть все вопросы взаимодействия и подготовить конкретные предложения.

Королев изложил пожелание оформить все эти разговоры заказом ВВС на 10-15 кораблей типа “ Восток-1”, “Восток-3А” или любого типа корабля, управляемого спутника военного назначения весом от 5 до 70 тонн. С.П. сообщил, что очередной пуск “Востока” с манекеном переносится на 27-28.2. В связи с переносом даты пуска, я свой вылет в Тюра-Там перенес на 23.2.

В одном из цехов С.П. показал нам вторые экземпляры автоматических космических станций, одна из которых сфотографировала Луну, а вторая сейчас летит к планете Венера. Там же находятся и два корабля “ Восток-1”; на одном из них “Стрелка” и “Белка” сутки летали в космосе и благополучно возвратились на Землю (в последнем номере “Огонька” есть снимки собак с потомством, прошло полгода после полета, собаки и их дети чувствуют себя прекрасно), второй корабль набрал 214 км, пролетел 3.500 км и, из-за ненормальной работы двигателя третьей ступени, не вышел на орбиту, а упал в Якутии в районе Тура (собаки, мыши и морские свинки перенесли аварию хорошо — перегрузки до 20).

Оба корабля сильно закопчены, верхний слой фольги обгорел, но глубина порчи покрытия не больше 4-5 мм и то в нижней части шара (лобовая часть при пуске).

22.02.61 Сегодня у Устинова обсуждали готовность “Востока-2” и “Востока-4”. Присутствовало около 30 человек. (Москаленко, Вершинин, Королев, Келдыш, Руднев, Калмыков, Дементьев, генерал-лейтенант Соколов и др.). Доклад сделал Королев. Смысл доклада: “Мы опаздываем на 2-3 месяца с пуском “Востока-2”, но пуски “Восток-1” и “Восток-3” и их результаты дают уверенность, что мы на правильном пути, главные задержки в отработке фото, теле, радиоразведывательной аппаратуры. “Восток-2” будет готов в июне-июле с.г.”

Предложения:

1. Отрабатывать развед.аппаратуру автоматическую (для использования на спутниках без человека) и использования человеком (сомнения в “полезности” человека в космосе, у кого они есть, нужно отбросить).

2. Необходимо заказать штук шесть “Восток-3” и штуки 4 “Восток-2” на 1961г.

3. Есть возможность запустить спутник весом 7-8 тонн, можно с экипажем 2-3 человека.

Выступали: Богомолов, Келдыш, Мозжорин, Руднев, Москаленко и Устинов. С основными пожеланиями все согласились. Устинов нажимал на то, чтобы Министерство обороны определилось как заказчик космической техники и точнее формулировало свои требования к ней.

Пока вся космическая аппаратура делается по отдельным решениям правительства и делается в очень малых количествах, что не дает возможности вести более широкие опыты.

Сегодня же в 16.00 состоялось заседание Комиссии по пуску “Восток-3” у Руднева. Договорились, что первый пуск с манекеном будем проводить с некоторыми недоделками в первых числах марта, второй пуск производить только после полного испытания всей аппаратуры и в той же укомплектованности, которая будет при полете человека. В связи с выявившимися недоделками аппаратуры жизнеобеспечения (Воронин) и аппаратуры катапультирования и спуска (Алексеев) решили на очередном заседании (27.02) заслушать Алексеева и Воронина. На этом же заседании будут слушать доклад генерал-лейтенанта Кутасина и моряков по организации поиска шара и космонавта. Келдыш просил выделить от ВВС докладчика об итогах подготовки космонавтов (доклад после очередного пуска).

Мне, Строеву, Королеву и Алексееву поручили на полигоне отработать и доложить план подготовки космонавта к полету (имеется ввиду день полета, время одевания скафандра, посадка в корабль, сроки готовности, связь, порядок работы космонавта перед стартом и во время полета).

24.02.61г. Строев, Алексеев, Воронин и другие от авиапромышленности, представители от Королева, представители ВВС (я, Яздовский, Холодков и др.) обсуждали у Кобзарева А.А. степень готовности аппаратуры обеспечения жизнедеятельности космонавта (Воронин) и системы приземления (Алексеев). Н.С.Строев сделал общий доклад и в основном правильно обрисовал положение, Алексеев и Воронин, как всегда, защищали “свои позиции” и яростно отбивались от наседавших военных. В результате обсуждений пришли к общему заключению: очередной пуск нужно производить не дожидаясь окончания всех испытаний и устранения мелких не принципиальных (газоанализатор, антенно-фидерное устройство, НАЗ) неполадок. Второй пуск с манекеном производить только после окончания всех испытаний и с тем оборудованием, с которым полетит человек. Необходимо будет произвести несколько катапультирований кресла с вышки, одно катапультирование кресла с манекеном из шара, проверить систему аварийного катапультирования на старте, закончить морские испытания скафандра и НАЗ'а. Провести 13-дневные испытания новых осушителей Воронина, которые должны поддерживать влажность в корабле не более 60%. Предыдущая его система не выдержала испытаний, на девятый день влажность в шаре повысилась до 80 %, а при повышении внутренней температуры до 35°, температура испытателя поднялась до 39° и испытание пришлось прервать. Таким образом, минимальный разрыв между первым пуском (2-3 марта) и вторым будет 2-3 недели (20-25 марта). Пуск человека вполне возможен в конце марта или первой половине апреля. На всех заседаниях и совещаниях по вопросам подготовки полета человека в космос чувствуется излишняя перестраховка лиц, которые ничего практически не делают по обеспечению полета и только мешают тем, кто этот полет готовит и несет ответственность за его последствия.

Мое личное мнение таково: Без жертв космос не освоишь, бояться риска и жертв значит тормозить освоение полетов человека в космос. Степень готовности всех средств космического полета человека сейчас такова, что можно и нужно идти на некоторый риск осуществления полета.

27.2.61 г. Сегодня в ОКБ Алексеева провели большое совещание (Кобзарев, Строев, Алексеев, Яздовский, Холодков, Рязанов и др.) по всем предстоящим испытаниям и по срокам устранения уже выявленных недостатков. Решили все испытания закончить к 20.3. Провести с 10 по 20.3. морские испытания (ВВС) НАЗ'а (Алексеев к 10.3. устранит недоделки и подготовит все к отправке в Крым). Кобзарев высказался за то, чтобы второй комплект “Восток-3” отправлять только по окончании всех испытаний (21-25.3.). Алексеев, Строев и я высказались за более ранние строки 1-5.3., мы предложили устанавливать аппаратуру и параллельно проводить испытание, а окончательное заключение о ее годности дать после первого пуска и окончания испытаний. Как всегда, и на этом испытании всплыли новые вопросы:

1. Плохая лодка в НАЗ'е (она в НАЗ'е истребителей и на вооружении ВВС).

2. Нет автомата включения Р-12 (Пеленгатор KB на космонавте и для его переговоров).

3. Создание имитатора человека для проверки системы газо и терморегулирования.

Все эти вопросы имеет смысл поднимать и решать для последующих пусков. Задерживать сроки полета из-за них сейчас просто неразумно.

Вечером было заседание Комиссии по пуску “Восток-3” (Руднев, Келдыш, Королев и др.). Доклады сделали Козлов (ГКАТ), Строев и Алексеев. Несмотря на полную согласованность всех доработок и сроков их исполнения (совещания у Кобзарева), докладчики, и особенно Алексеев, забыли все свои обещания и в меру сил под различными предлогами пытались доказать, что все готово, вполне кондиционно и можно сократить испытания до минимума. Алексеев безбожно врал и неоднократно отказывался от своих слов. Комиссия решила: Все доработки закончить к 10.3.61 г., а испытания к 15.3.61 г.

После продолжительных прений, остались Королев, Келдыш, Алексеев, Строев, Воронин и др. и договорились:

1. Отстрел манекена из шара производит Алексеев до 10.3.

2. Катапультирование с самолета Ил-28 производит ЛИИ. Катапультируются испытатели, два катапультирования спиной к потоку (штатный случай) и два — лицом к потоку (аварийный случай).

3. С 10 до 20.3 провести морские испытания НАЗ'а.

4. Провести еще 2-3 отстрела манекена (условия старта). Алексеев до 10.3.

5. В НИИ АКМ с 2.3. по 12.3. провести испытания аппаратуры Воронина (регенерация воздуха и осушители).

6. До 3.3. в ОКБ-1 рассмотреть и решить, как быть с автоматическим редукционным клапаном корабля.

7. До 10.3. изготовить переключатель работы радио (передача, прием), установив его рядом с руками космонавта в положении для катапультирования.

2.3.61 г. Тюра-Там. Я, Королев, Яздовский, Галлай, Алексеев и др. более 3-х часов редактировали “Инструкцию космонавту”. Инструкцию написала шестерка космонавтов совместно с представителями ОКБ-1 (Феоктистов К.П., Макаров). Это первая в мире инструкция, конечно, далека от совершенства, но она дает космонавту основные рекомендации по его действиям при подготовке к старту, в момент старта, на активном участке, на орбите, при спуске и в различных особых условиях полета (полет на сутки, ручной спуск и др.). Королев, Келдыш, Бушуев, Вознесенский настаивали на резком сокращении инструкции, они считали, что после проверки всего оборудования корабля инженером, космонавт после посадки в кабину корабля должен проверить только скафандр и связь и не проверять, а «только осмотреть остальное оборудование корабля. По существу эти предложения резко ограничивали “работу” космонавта при подготовке к старту и в полете. Королев мотивировал свои предложения тем, что полет одновитковый (1 час 30 мин.), вся аппаратура сработает автоматически без вмешательства пилота.

Мы (я, Яздовский, Галлай, Смирнов) были категорически против ограничения пилота. Наши мотивы: космонавты очень хорошо знают оборудование корабля и свои возможности управления (связь с Землей и ручной спуск после включения логического замка), они будут чувствовать себя увереннее, если лично убедятся в исправности аппаратуры; кроме того, производя полную проверку оборудования перед стартом, наблюдая различные явления в полете, докладывая о них по радио, записывая в бортжурнал и проверяя возможность различных действий (писать, переключать и проверять аппаратуру, пить, есть), космонавт будет все время занят (не будет времени на переживания), и мы сможем получить много ценных данных для использования в последующих полетах. После довольно продолжительных дебатов Королев и Келдыш согласились с нашей точкой зрения. Инструкцию утвердили я и С.П.Королев. Пуск корабля перенесли на 9.3.61 г. на 9 час. 29 мин. московского времени.

4.3.61 г. Тюра-Там. Я, Королев, Алексеев, Яздовский и др. разработали график подготовки космонавта к полету. Он выглядит примерно так:

Подъем 7.00.

Туалет 7.00 -7.15.

Завтрак 7.15-7.45.

Переезд в МИК — 7.45 — 7.55.

Медицинское обследование 7.55 — 8.25.

Одевание и проверка скафандра 8.25 — 9.55.

Переезд из МИК'а на старт 9.55 — 10.10.

Посадка в корабль,

проверка скафандра и связи 10.10 — 11.00.

Закрытие и проверка

герметичности люка № 1 11.00 — 11.25.

Отвод установщиков 11.25 — 12.00.

Старт 12.00

В целях сокращения времени между подъемом космонавта и стартом корабля пришлось согласиться на наклейку датчиков физиологического контроля на космонавтов за день до старта и на размещение космонавтов в ночь перед стартом на площадке № 2 (домик маршала Неделина).

Королев и Келдыш настаивают, чтобы при двух последующих стартах я был вместе с Королевым в бункере. Это совпадает с моим желанием, но после определения района посадки корабля, я буду немедленно вылетать на место приземления.

6.3.61 г. Тюра-Там. Заседала Комиссия (Келдыш, Королев, Соколов, Глушко, Косберг, Богомолов и др.). Косберг доложил материалы Комиссии по расследованию отказа РО-7 (отказ третьей ступени и вынужденный спуск в районе Тура). Точные причины отказа не установлены, предполагается засорение топливных магистралей при заправке. Бушуев доложил о расчетных данных по траектории, времени пуска и районе приземления (Сталинград, Куйбышев, Свердловск), подполковник Яковлев доложил о готовности ИП'ов и всех средств связи.

Подполковник Кириллов доложил о результатах полного комплекса (удовл.) и о готовности вывозки ракеты на старт.

Комиссия приняла мое предложение об организации пунктов управления полетом в Москве (ЦПУП), Тюра-Таме, Новосибирске, Колпашеве, Хабаровске и Елизово (Камчатка). Москва будет иметь KB и УКВ связь со спутником (если спутник будет делать больше одного оборота), Тюра-Там, Колпашево и Елизово будут иметь только УКВ связь, а Новосибирск и Хабаровск только КВ. Радиус KB — 5000 км, радиус УКВ — 1500 км. Эти радиусы пока практически не проверены и нет большой уверенности в надежности связи, особенно на участке выведения. На каждом КП будет: Начальник КП, офицер связи, космонавт, врач и представитель Министерства связи.

9.3.61 г. В два часа московского времени вылетел из Тюра-Там в Куйбышев (со мной Смирнов, Яздовский, Алексеев, академик В.В.Парин). Посадку произвели на аэродроме Кряж. На аэродроме собрал поисковые экипажи Ил-14, Ми-4, Ан-2 проверил их подготовку и готовность к поиску. Вместе с командующим ВВС ПриВО генерал-майором Цедрик К.Т. позавтракали в столовой штаба округа и в 8.30 московского времени были на КП ВВС округа.

Москва и Тюра-Там подтвердили — подготовка к пуску идет нормально.

Через 15 минут после пуска получили подтверждение, что пуск состоялся в 9 час. 29 мин. московского времени. Через 50 мин. после пуска получили подтверждение о выходе спутника на орбиту. В период времени между 11 час. 05 мин. до 12.00 Москвы получили несколько сигналов о начале спуска корабля. На четвертом этаже здания КП установили приемники для приема всех передач со спутника. Два офицера и два солдата доложили, что в 11.06 — 11.10 московского времени они слышали на 10.003 мгц сигнал (пол секунды сигнал и полторы секунды интервал) П-37. Антенна П-37 разворачивается только после раскрытия парашюта шара. По одной-двум засечкам получили КВ-пеленгаторы Вольска-Энгельса. Сигналов П-57 и сигналов УКВ никто не слышал. Никаких других данных о корабле и манекене до 11.40 московского не поступало. На основании полученных сигналов от П-37 можно было уверенно сказать, что шар уже снизился на высоту 4000 метров, парашют раскрылся и антенна в стренге парашюта работает. Ясно было, что шар где-то в районе Куйбышева приземлился, но где и как приземлился, мы не знали. В 11.40 московского времени из Москвы позвонил инженер-полковник Мозжорин (НИИ-4) и сообщил координаты шара по засечкам “Кругов” (мощные наземные КВ-пеленгаторы).

Широта 55° 17', долгота 52°13', от г. Чистополя на восток 150 км и от г. Куйбышева на Северо-Восток 260 км. По этим данным я решил на самолете Ли-2 вылететь в г. Заинск (в 15-20 км от точки приземления). Пока мы ехали на аэродром Кряж, к генералу Цедрик позвонил начальник милиции г. Заинск и сообщил: “Два парашюта с контейнерами приземлились в 15 км Северо-западнее г. Заинск. На аэродроме ГВФ Заинска генерала Каманина ждут машина и люди, знающие как проехать к месту приземления парашютов”.

Получив это подтверждение, я немедленно на Ли-2 вылетел в Заинск. Две трети пути погода была отличной, но за 70-80 км до Заинска погода резко ухудшилась. Сильный, сплошной снегопад и поземка с видимостью менее километра несколько затруднили посадку, но командир корабля отлично приземлил самолет. Нас встретил начальник аэропорта, председатель райисполкома Зарипов Харис Зарипович с тремя машинами. Со мной прилетели: Яздовский, В.В.Парин, С.М.Алексеев, полковник Смирнов, полковник Сибиряков и старший техник-лейтенант Калмыков.

Разместившись на трех мащинах, мы направились к населенному пункту Нов, Токмак в 12 км на север от Заинска. Истинные координаты приземления корабля оказались: широта 55°22', долгота 51°57'. Разница между истинными координатами и точкой, определенной с помощью наземных пеленгаторов составляла 20 км. по прямой. Дороги в районе Заинска для автомашин труднопроходимы. Накануне выпал большой снег (60-70 сантиметров), некоторые участки дороги, особенно в городе, совершенно не проезжи. За городом дорога неожиданно улучшилась. Оказывается рядом с Заинском строится мощная тепловая электростанция (равная по мощности Куйбышевской ГЭС), работы идут полным ходом и зимой, самосвалы, тракторы, бульдозеры, краны и др. машины, как кроты, прорывают себе траншеи в глубоком снегу.

В деревне Нов. Токмак нас ждали лошади. Дальше ехать на автомашинах нельзя, по глубокому снегу даже лошади идут с трудом, часто останавливаются. До деревни Ст.Токмак доехали на лошадях, а дальше полтора — два километра добирались пешком.

Корабль и манекен “выбрали” отличный район приземления. На большом открытом поле между деревнями Ст. Токмак и д. Аксарино не было ни одного дерева, ни одного столба, только несколько стогов сена выделялись на недалеком заснеженном горизонте. Снегопад продолжался, видимость была плохой, было ясно, что вертолеты сегодня не смогут пробиться к нам. К манекену мы добрались часов в 16 московского времени, за 45-50 мин. до нас с самолета Ил-14 были сброшены четыре парашютиста из поисковой группы. Парашютисты взяли под охрану район приземления, но охрану несли вяловато; рядом с манекеном и шаром было много колхозников.

Манекен лежал на спинке катапультируемого кресла и “смотрел” в небо. Красный цвет внешней оболочки скафандра и черные башмаки хорошо выделялись на белом фоне снега. Рядом с манекеном лежал красный парашют, красная резиновая надувная лодка и НАЗ (носимый аварийный запас). Антенна НАЗ'а была в вертикальном положении и по-видимому нормально работала. У нас к этому времени еще не было данных о работе УКВ передатчиков корабля и манекена. Т. Смирнов и Алексеев придирчиво осмотрели все снаряжение манекена я остались довольны, по внешнему осмотру вся автоматика кресла, парашюта, НАЗ'а и скафандра работала хорошо. Дав команду грузить манекен и парашюты на сани, я, Яздовский и ст.техник-лейтенант Калмыков и т.Зарипов на 2-х легких санках поехали к шару, (За время осмотра манекена наши лошадки порожняком добрались до нас). Около шара в пяти метрах стоял парашютист, а рядом с ним 10-12 молодых парней. Первое, что пришлось сделать, это удалить всех от шара на 80-100 м. Возможность взрыва шара не исключалась, до разъединения системы подрыва шара подход к нему категорически запрещался. Разъединять систему подрыва мог только представитель ОКБ-1, а он на вертолете по команде генерал-лейтенанта Кутасина был отправлен из Куйбышева в Сызрань, затем возвращен в Куйбышев, вертолет в Куйбышеве дозарядился, но из-за плохой погоды не мог вылететь к нам. До наступления темноты оставалось около часа, было ясно, что если действовать по инструкции и не подходить к шару до появления представителя ОКБ-1, то мы рискуем заморозить животных в шаре и не сумеем сообщить в Москву о состоянии животных. Я знал, с каким нетерпением ждет Комиссия и Москва наших сообщений. Решил вдвоем с Калмыковым осмотреть шар. Внешнее покрытие шара полностью обгорело, нижняя часть корабля при приземлении разрушилась (отделилось восемь колец). Оба люка корабля были открыты, парашют лежал на снегу на запад от шара, надувной резиновый шар с П-37 стоял в 2-х метрах севернее шара, антенна передатчика, по-видимому, была в рабочем состоянии. Внутри все оборудование корабля выглядело нормально, и никаких повреждений мы не заметили. Тумблер в системе подрыва стоял на положении “Отбой”.

(продолжение в следующем номере)

к началу