Система GPS для гражданских пользователей В.Агапов. НК. Вице-президент Альберт Гор объявил 30 марта, что теперь американская Глобальная навигационная система США будет обеспечивать второй гражданский сигнал. Этот новый гражданский сигнал означает значительное улучшение в определении местоположения и точного времени миллионам пользователей во всем мире — от туристов и рыбаков до фермеров, пилотов авиакомпаний и ученых, — сказал вице-президент. Добавление второго гражданского сигнала является твердым обещанием Соединенных Штатов гражданским пользователям системы GPS во всем мире и является главным шагом в развитии GPS как глобальной информационной сервисной системы. Подобно Интернету, GPS становится двигателем экономического роста и эффективности, по мере того как предприниматели и другие потребители продолжают разрабатывать новые приложения этой технологии. Предполагаемая модернизация позволит повысить эффективность системы примерно в 10 раз. Добавление второй частоты позволит значительно увеличить точность, надежность и устойчивость гражданских GPS приемников, позволяя проводить более эффективные коррекции искажений сигналов в атмосфере Земли. С этой целью для военных пользователей GPS всегда обеспечивал сигналы на двух частотах. Сегодняшнее заявление вице-президента отмечает новую эру, в которой гражданское население будет иметь точно такую же возможность. Очевидно, что такое усовершенствование системы, на создание которой Министерство обороны США затратило около 10 млрд долларов, сделает ее существенно более привлекательной с коммерческой точки зрения. Объявленное решение, по словам секретаря Министерства транспорта Родни Спэйтера, демонстрирует, что «мы [Правительство США] можем успешно соотносить потребности гражданских пользователей с требованиями национальной безопасности». Это заявление требует небольшого комментария. Дело в том, что после введения системы GPS в эксплуатацию Министерство обороны США, руководствуясь соображениями «обеспечения национальной безопасности», приняло решение о преднамеренном внесении небольших ошибок в навигационный сигнал, доступный гражданским пользователям (так называемый режим селективного доступа). Эти искажения, естественно, ухудшают точность определения местоположения. Тем не менее, пользователи системы GPS отчасти обошли эту уловку, разработав специальные методы навигации с использованием дифференциальных станций, осреднения, совместной обработки сигналов систем GPS и ГЛОНАСС и т.п. В новую систему будет заложен иной подход: передаваемые ею сигналы можно будет делать недоступными для определенных регионов планеты по мере необходимости, то есть в случае возникновения там напряженной ситуации или вооруженного конфликта. Следует отметить, что российская сторона занимает другую позицию, заявив, что никаких преднамеренных искажений в сигналы, передаваемые спутниками системы ГЛОНАСС, никогда не вносилось и не будет вноситься в дальнейшем. Вторая гражданская частота позволит определять искажения, вносимые ионосферой Земли при прохождении через нее навигационного сигнала со спутников, и вносить соответствующие поправки при решении навигационных задач. Более точное и быстрое вычисление местонахождения позволит пользователям, для которых это критично с точки зрения обеспечения безопасности и нуждающимся в подобной оперативности и надежности, иметь большую уверенность по отношению к сигналам GPS. Пользователям, требующим высокую точность определений (геологи-изыскатели, геодезисты, метеорологи и т.д.), это позволит определить их данные более быстрым и надежным способом. Кроме того, второй гражданский сигнал позволит пользователям иметь возможность резерва на случай неумышленного сбоя гражданского сигнала, используемого в настоящее время. В своем заявлении Гор подчеркнул, что гражданские сигналы системы GPS в настоящее время являются и впредь будут бесплатно доступны различным частным потребителям, предпринимателям и ученым во всем мире. Намеченные перемены не затронут функционирования лучших из коммерчески доступных принимающих устройств системы, стоимость которых достигает 30 и более тысяч долларов и способных, используя сигналы спутников, определять координаты и скорость пользователя с очень высокой точностью. Основными объектами модернизации станут наиболее дешевые, стоимостью в 100-200 долларов, портативные терминалы GPS, сообщает The New York Times. Точность определения ими координат составит примерно 10 метров или даже выше. Существующие же портативные терминалы гарантируют точность порядка 100 метров. Модернизация потребует разработки новых принимающих устройств — портативных терминалов. Однако это будет происходить естественным путем, поскольку образующие систему GPS 24 спутника в любом случае подлежат последовательной замене через 7.5 лет. Имеющиеся приемные устройства будут продолжать функционировать так же, как и функционировали. При определении координат они обрабатывают сигналы, поступающие от 3-8 спутников, но, по словам представителя Белого дома, их точность можно существенно повысить, если хотя бы один из этих сигналов будет поступать от модернизированного спутника. Добавление второго гражданского сигнала было рекомендовано неоднократными заседаниями экспертов, самым последним из которых было заседание Комиссии Белого дома по безопасности и защите авиационных полетов под председательством вице-президента А.Гора. Заявление Гора является фактическим выполнением обещания, сделанного в марте прошлого года министерствами обороны и транспорта о принятии решения по второй гражданской частоте в течение года. Для административного руководства системой GPS и усиления роли американского правительства при ее эксплуатации в 1996 году Президентом Клинтоном был создан Межведомственный Исполнительный Совет по GPS (Interagency GPS Executive Board (IGEB)), включающий представителей министерств обороны и транспорта. Для обеспечения новой возможности IGEB выбрал полосу 1227.6 МГц (в настоящее время известную как сигнал L2). После принятия решения по частоте в августе этого года будет добавлен третий гражданский сигнал. Окончательное решение относительно выбора одной из двух частот для обеспечения передачи нового сигнала (названного в релизе «обеспечивающим безопасность жизни», «safety-of-life service») будет также сделано в августе. Одним из ключевых факторов в решении, которая из частот будет утверждена как сигнал «safety-of-life», является обязательство всех членов IGEB обеспечить соответствующую базу для использования сигнала «safety-of-life» к 2005 г. ВВС США проводят тесную совместную работу с гражданскими агентствами по завершению анализа модернизации системы GPS. Эти усилия направлены, в первую очередь, на качественное улучшение услуг, предоставляемых системой GPS как для гражданских, так и для военных пользователей. Ряд важных деталей, касающихся нового сигнала, должен быть проработан в течение нескольких последующих месяцев. Это прежде всего касается структуры сигнала, вопросов защиты от интерференции с другими источниками, стоимости разработки и распределения этой стоимости между участниками и т.п. Будут проведены консультации и с международными организациями, в первую очередь с Международной Организацией Гражданской Авиации (ICAO), а также с Европейским Союзом, Японией, Россией и другими. Новые частоты будут добавлены на космических аппаратах GPS серии Block IIF, запуск которых предполагается начать с 2004 г. Сделанное А.Гором объявление было с энтузиазмом встречено Советом промышленности GPS США, в который входят производители космических аппаратов GPS, гражданских и военных приемников, члены ассоциации пользователей системы GPS, образовательные учреждения — ассоциированные члены правительственных агентств. Имеется также заинтересованность в использовании новых возможностей системы GPS совместно с японской программой MSAS и европейской EGNOS. При подготовке статьи использованы материалы Администрации Белого дома, Министерства обороны США, Министерства транспорта США и ИТАР-ТАСС. |
«Бриз-М» придет на смену ДМ В.Воронин специально для НК. Необходимость модернизации РН 8К82К «Протон-К» Генеральный директор ГКНПЦ им.Хруничева Анатолий Киселев обосновывает так: — Дело в том, что сейчас во всем мире тенденция изготовления спутников такова, что их масса достигает трех тонн и выше. Именно это обстоятельство подтолкнуло французов к созданию ракеты-носителя Ariane 5. Но есть еще и другое. Нас уже совершенно не устраивает создаваемый РКК «Энергия» разгонный блок, который выводит на геостационарную орбиту космические аппараты массой в 2.3 тонны. Нам необходимо иметь разгонный блок, выводящий на геостационарную орбиту аппараты массой не менее 3 тонн. Разгонный блок «Бриз-М» даст нам такую возможность при запусках ракет с космодрома Байконур. Но здесь есть и другая сторона вопроса. С РКК «Энергия» мы являемся конкурентами, хотя живем в одной стране. Дело в том, что они вместе с американской корпорацией Boeing занимаются подготовкой запусков с морской платформы. Им надо делать 8-10 запусков в год. Да и нам по коммерческим программам примерно столько же. Разгонные блоки, кроме того, нужны для осуществления федеральной программы России (2-3 штуки) и для Министерства обороны. Таким образом, общая потребность в новых разгонных блоках составит 26 штук в год. Никто не способен выполнить такую задачу. Мы специально пошли на то, чтобы поручить другим заводам изготовление двигателей, гироскопических систем, систем управления [нового разгонного блока] для того, чтобы развязать себе руки; хотя мы и понимаем, что в первую очередь они будут обеспечивать себя, а потом нас. Тут клубок переплетения и количества, и качества. Вот почему для нас разгонный блок «Бриз-М» сегодня является важнейшей задачей, тем более что мы должны подготовить его запуск уже в III квартале этого года. Создание «Бриза-М» — один из этапов модернизации ракеты-носителя «Протон-К». Эта модернизация уже включает в себя несколько этапов. Среди них — этап форсирования двигателей первой ступени, этап сокращения полей падения, этап повышения экологической чистоты отработавших ступеней, падающих на территорию Казахстана. Эти этапы уже выполнены. Теперь наступает время замены на старой РН разгонного блока (РБ). Первой полезной нагрузкой для РН «Протон-К» с РБ «Бриз-М» должен стать КА «Горизонт» №45. Это последний аппарат серии. Судя по всему, именно поэтому на него и пал выбор. В случае неудачи первого полета нового разгонного блока это будет сравнительно небольшая потеря. Принципиальной особенностью конструкции РБ «Бриз-М» является использование многих систем и агрегатов от РБ «Бриз-К», созданного для РН «Рокот». Для повышения грузоподъемности нового РБ на нем применены сбрасываемые тороидальные топливные баки помимо основных на центральной части блока. (Подробности конструкции и функционирования РБ «Бриз-М» мы планируем дать при первом запуске. — Ред.)
В 1998 году Центр Хруничева планирует изготовить два летных изделия РБ «Бриз-М», при этом особое внимание уделяя надежности и наземной отработке, в частности комплексной отработке системы управления со смежными системами разгонного блока; разработке и отладке алгоритмов системы управления; разработке полетного задания для первых летных изделий и тщательной проверки их на стендах. По планам ГКНПЦ в 1998 году должен состояться один пуск РН «Протон-К» с РБ «Бриз-М», в 1999 году — два, в 2000 году — шесть. Однако подготовка к первому старту «Бриза-М» идет не совсем гладко. По заявлению Анатолия Киселева, в настоящее время испытания стендовых изделий РБ задерживаются из-за отсутствия материальной части, поставляемой Ракетно-космическим заводом (РКЗ, филиал ГКНПЦ). По скорректированному графику, суммарное опоздание составляет уже около 10 месяцев. По изготовлению нового головного обтекателя увеличенной размерности опоздание составляет от 1,5 до 8 месяцев, по изготовлению первого штатного изделия — на 2 месяца. Тем самым КБ «Салют» поставлено в тяжелейшие условия именно по наземной отработке. Не все благополучно обстоит и с самим «Протоном-К». Вот мнение Анатолия Киселева: — В 1997 году на Ракетно-космическом заводе изготовлено всего пять ракет «Протон-К»! А ведь раньше мы изготавливали по 17, затем стабильно 14-12 штук в год. Сегодня нам нужно изготавливать 14 РН. В 1997 году же сделано только пять!.. Можно сказать, что 5 ракет завод сделал лишь потому, что [комплектов] двигателей было всего 5. Ну а «сухих» ракет-то плюс только две! Всего семь! Это просто недопустимо! Я требую от директора завода и всей службы производства немедленно наращивать объем производства, давать людям работу, набирать штат и выходить на уровень шестнадцати ракет в год.
В 1998 году перед коллективом предприятия Киселев поставил задачу провести подготовку ракет-носителей «Протон-К» с закупленными переходными системами к девяти коммерческим запускам, а всего осуществить 14 пусков по различным темам. В этих условиях крайне необходимы четкость и слаженность действий различных структур Центра Хруничева, своевременность и планомерность решения организационно-технических вопросов директорами программ и их командами. К сожалению, до начала марта не был полностью утвержден план пусков «Протона-К» на 1998 год. По нему было много вопросов. То, что Центр Хруничева наметил и хотел бы сделать для получения большей прибыли, к сожалению, не получается. Поэтому руководству ГКНПЦ приходится заниматься «урезанием» бюджета. Не хотелось бы этого делать, но нужно. Если учесть, что в 1997 году было выполнено 9 пусков «Протона-К», а изготовлено, как говорилось выше, лишь 5 ракет, то 14 запусков в этом году — исключительно тяжелая задача. Всего же до 2000 года в ГКНПЦ им. М.В.Хруничева запланировано провести 33 коммерческих запуска «Протона-К». Для ее решения Анатолий Киселев планирует увеличить производство РН: — В 1999 году мы должны сделать 12 ракет, в 2000 — 14, а 2001 — 16 ракет. Мы понимаем, что нашим смежникам да и Ракетно-космическому заводу такое количество не под силу. Поэтому основное внимание мы уделяем оснастке. ГКНПЦ им.М.В.Хруничева и совместное предприятие ILS достигли соглашения о взаимном инвестировании средств в расширение производства РН «Протон-К». В соответствии с этим соглашением, ILS предоставит 38 млн $, которые поступят уже в этом году. Со стороны ГКНПЦ им.Хруничева будет выделено 68 млн $. Почти 20 млн $ будут направлены смежникам (на изготовление двигателей, гироскопических систем, приборов и систем управления), а 18 млн $ будут использованы для реконструкции и обновления производственной базы РКЗ. Главное, чтобы те деньги, которые мы выделяем, пошли на приобретение оборудования, а не на зарплату. ГКНПЦ им. М.В.Хруничева также вплотную подошел к одному из самых главных этапов модернизации «Протона-К» — этапу создания новой системы управления РН. Создание и отработка этой системы — очень сложный и кропотливый процесс. От того, насколько правильно он будет организован, начиная с исходных данных и кончая наземной отработкой, в большей степени зависит успех работы. Однако и здесь, по словам А.Киселева, предприятие «уже два года топчется на одном месте». Это связано с проблемой финансирования работ. На 50% эти работы финансируются Российским космическим агентством, на 50% — Министерством обороны. К сожалению, денег на эту тему в 1997 году было выделено столько, что нельзя и говорить о шаге вперед по изготовлению модернизированной ракеты-носителя 8К82КМ «Протон-М». Смысл модернизации РН 8К82К «Протона-К» состоит в том, чтобы он летал с космодрома Байконур с новой системой управления и с новым разгонным блоком «Бриз-М». Ключевой проблемой создания модернизированной РН «Протон-М» является разработка и отработка системы управления на современных принципах и современной элементной базе, причем полностью отечественной сборки из российских комплектующих. Попытки решения этой проблемы с участием нескольких предприятий-соисполнителей в течение двух прошедших лет не привели к положительному результату, и сейчас Центр Хруничева вынужден вновь обратиться к НПО АП, которое взялось на базе имеющейся системы управления, разработанной для комплекса Sea Launch, создать систему управления для 8К82КМ «Протон-М». Основное внимание в решении этой проблемы обращается на создание герметичных приборов и на отработку программного обеспечения системы управления. Для выполнения всех этих работ необходимо финансирование в объемах, превышающих возможности Российского космического агентства и Министерства обороны, которые являются основными заказчиками «Протона-М». Необходимо также авансирование работ предприятий-изготовителей для приобретения ими комплектующих материалов.
В марте 1997 года на прошедшей в г. Сан-Диего (США) конференции пользователей «Протона» была достигнута договоренность, что начиная с 2000-го года можно будет ежегодно производить до шести коммерческих пусков ракеты-носителя РН 8К82К «Протон-К» с разгонным блоком «Бриз-М» по стандартной схеме выведения полезных нагрузок массой до 5.5 т. Совместным предприятием ILS в течение 1997 года были уже заключены контракты, которые предусматривают соответствующие услуги по запускам для заказчиков. Однако, по словам Анатолия Киселева, «только к январю 1998 года выяснилось, что указанные возможности могут быть в полной мере реализованы не ранее 2002-2003 годов. Невыполнение со стороны ILS и ГКНПЦ им. М.В.Хруничева взятых на себя обязательств по характеристикам «Протона-М», а также по срокам и количеству пусков может привести к снижению стоимости запусков или даже к их отмене заказчиками». — Такие вещи просто недопустимы, — заявил Генеральный директор Центра Хруничева во время выступления перед своими сотрудниками 2 марта этого года. — Мы работаем одним коллективом, и когда мы выходим во внешний мир, должны быть абсолютно уверены в цифрах, чтобы потом не отыгрывать назад. Это нам не к лицу. И потому я обращаюсь к КБ: что мы наметили, должно быть сделано!
Проблему энергетических характеристик «Протона-М», по мнению специалистов Центра Хруничева, можно решить с помощью использования кислородно-водородного разгонного блока (КВРБ). В этом случае грузоподъемность ракеты может быть повышена до 6.5-6.7 т при старте с космодрома Байконур. Однако создание и отработка криогенного разгонного блока требуют значительных капиталовложений и определенного времени. Работы по данной теме в КБ «Салют», входящем в ГКНПЦ, планируется форсировать, потому что эти блоки конкурентоспособны, они способны обеспечить будущее для «Протона» и его изготовителей. — Но здесь опять же КБ «Салют» сорвало сроки выпуска конструкторской документации, — заявил Киселев, — несмотря на мой приказ и неоднократные совещания. КВРБ мы делаем не на пустом месте, а на базе индийского блока (12КРБ — В.В.). Так почему же нам для себя не сделать такой блок, который был бы способен выводить с Байконура на нашем «Протоне» 4 т полезной нагрузки?! КБ надо все эти вопросы учесть и в 1998 году обратить на них самое серьезное внимание. Использованы газеты «Все для Родины», пресс-релизы ГКНПЦ, сообщения «Интерфакс» и ИТАР-ТАСС.
Визит российских экологов на базу Ванденберг И.Афанасьев. НК. Группа российских специалистов по экологии посетила военно-воздушную базу Ванденберг, шт.Калифорния. Встреча проводилась в рамках совместных консультаций по вопросам сотрудничества ВВС США с Министерством обороны России в оценке воздействия на окружающую среду космических запусков и процедур обращения с делящимися материалами. «Подобные встречи служат расширению усилий наших стран по сокращению стратегических вооружений, — считает майор Роб Уильямс (Rob Williams), инспектор по ремонту (maintenance supervisor) второй Космической эскадрильи и официальный представитель проекта. — В фокусе этого визита — обращение с гидразином и горючими [компонентами] на его основе». Гидразин входит в состав большей части горючих ЖРД практически всех ракет-носителей — он очень энергетически выгоден, весьма взрывоопасен и высоко токсичен: попадание даже очень малой его доли в организм человека может привести к летальному исходу. «Мы показали стартовый комплекс SLC-4, чтобы продемонстрировать гостям меры предосторожности, которые мы предпринимаем при работе с гидразином», — сообщил Уильямс. Были продемонстрированы перелив гидразина из автомобильного заправщика в емкости для хранения и его последующая перекачка в баки ракеты, а также меры предосторожности — специально выбранные для деталей стартового сооружения и баков материалы, с которыми горючее не взаимодействует при коррозии или утечках. Особая герметизирующая оболочка с избыточным давлением окутывает агрегаты, баки и механизмы, предотвращая испарения гидразина. Гости также интересовались оценкой техногенного воздействия на изменение структуры и толщины озонового слоя в глобальном масштабе. Им был показан пункт утилизации, где перед очисткой из загрязненных сточных вод извлекаются ядовитые вещества. «Наша общая философия — использовать вредные и опасные вещества только там, где без них не обойтись, и только в минимальных количествах, — заметил Уильямс. — В этом состоит наш вклад в решение одной из труднейших национальных проблем». «Такие визиты дают отличную возможность для хорошего обмена. Они [русские] восприимчивы к нашим программам, а мы учимся у них», — подчеркнул он.
Россия и США получат криогенные двигатели ю Воронежа 9 апреля. М.Тарасенко. НК. Российское космическое агентство и американская корпорация United Technologies объявили о планах расширения сотрудничества в области ракетных двигателей. На прошедших переговорах между Генеральным директором РКА Ю.Н.Коптевым и президентом United Technologies Corp. Джорджем Дэвидом (George David) была достигнута договоренность об организации в России производства кислородно-водородных ЖРД, создаваемых на основе двигателя RL-10 фирмы Pratt & Whitney. Предполагается, что, взяв за основу одну из последних модификаций двигателя RL-10, российское Конструкторское бюро химической автоматики (г.Воронеж) проведет его модернизацию с использованием своих технологий. Модернизация коснется, прежде всего, камеры сгорания и сопла. Производство двигателя предполагается организовать на Воронежском механическом заводе. Новый двигатель с тягой около 10 тс предлагается использовать для повышения грузоподъемности РН «Протон».
В настоящее время ГКНПЦ им.М.В.Хруничева разрабатывает для «Протона» кислородно-водородный разгонный блок — КВРБ, но на нем до сих пор предусматривалось установить вариант двигателя 11Д56М (КВД) разработки КБ химического машиностроения им. А.М.Исаева с тягой около 7.5 тс, который, впрочем, до сих пор был единственным отечественным криогенным двигателем соответствующей размерности. Однако планы КБХА не ограничиваются созданием «русифицированного» RL-10: в дальнейшем на его базе совместно с Pratt & Whitney предполагается создать более мощный двигатель тягой около 20 тс. Поясняя выбор RL-10 в качестве базовой модели, начальник и Генеральный конструктор КБХА В.С.Рачук сказал: «Двигатель RL-10 летает с 60-х годов, недавно прошел его 500-й пуск. У нас в стране и во всем мире нет другого криогенного двигателя с таким уровнем полетной отработки». Не менее важным представляется другое обстоятельство, отмеченное начальником управления РКА А.Н.Кузнецовым: RL-10 — стандартный ЖРД для разгонных блоков нынешних и перспективных одноразовых ракет-носителей США Titan IV, Atlas 2A и разрабатываемых ныне Atlas 3, Delta 3, Delta 4 и EELV. Как модернизированный RL-10, так и его форсированная версия могли бы найти применение на коммерческих вариантах этих ракет. (Отметим, что нынешняя компоновка РБ Centaur включает два ЖРД RL-10, так что удвоение тяги двигателя позволило бы либо упростить конструкцию блока, либо, при сохранении компоновки, увеличить его размерность и грузоподъемность.) Налаживая производство RL-10 в России, Pratt & Whitney получает возможность укрепить свои рыночные позиции, поскольку двигатели, сделанные в России, будут дешевле и лучше, а КБХА, ВМЗ и их субподрядчики получат столь необходимый дополнительный источник финансирования. Впрочем, соглашение не ограничивает сотрудничество криогенным двигателем. Предусматривается также возможность совместных работ по двигателям на углеводородном топливе и по гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателям (scramjets). Однако говорить об этом пока преждевременно, тем более что пока никаких официальных документов подписано не было.
К пуску РС-20... так «Сатана» мм «Днепр»? И.Черный. НК. 15 апреля в 13:50 ДМВ (по информации РВСН), 17:58 ДМВ (по информации украинского информационного агентства УНИАН) с космодрома Байконур был произведен успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) РС-20 (кодовое обозначение НАТО SS-18 Satan). Мировые СМИ распространили заявление о том, что кроме российских военных на запуске присутствовали представители иностранных компаний Lockheed Martin, LoraL Motorola, Thiokol и SSTL, а задачей пуска была «демонстрация возможности переоборудования МБР в коммерческую ракету-носитель, которую предполагается в будущем использовать для запуска спутников низкоорбитальной системы связи Teledesic». По сообщению информационного агентства УНИАН (Киев), Александр Белый, заместитель начальника департамента Национального космического агентства Украины (НКАУ), сообщил, что ракета SS-18 была соответствующим образом модифицирована в прототип космического носителя «Днiпро» («Днепр» или РС-20К). По его словам, модификация произведена силами СП «Космотрас» («Космические транспортные системы»), созданного в сентябре 1997 г. на основании «Меморандума о сотрудничестве России и Украины в использовании средств запуска КА», которое было подписано в ноябре 1996 г. руководителями космических агентств двух государств, а также на основании совместного заявления лидеров России и Украины, сделанного в мае 1997 г. В состав предприятия с украинской стороны входят КБ «Южное», Южный машиностроительный завод (Днепропетровск) и НПО «Хартрон» (Харьков). Совет директоров предприятия возглавляют Артур Усенков (президент АО «Рособщемаш», Россия) и Станислав Конюхов (Генеральный конструктор КБ «Южное», Украина). А.Белый отметил, что успешный запуск «Днiпро» послужит углублению российско-украинского сотрудничества в космосе. Хотя первая ракета была модифицирована год назад, работы в этом направлении начались гораздо раньше. Несмотря на стремление к развертыванию самостоятельной космической программы, Украина не отказывается от совместных работ — примерно 100 украинских предприятий вплотную завязаны на российских партнеров. Объем работ в области космоса, проведенных предприятиями Украины и их смежниками в 1997 г., составил более 140 млн $. Пресс-центр РВСН, в который корреспондент НК обратился за уточнениями по поводу события 15 апреля, сообщил, что этот пуск был плановым учебно-боевым и производился боевым расчетом испытательного управления РВСН с Пятого Государственного испытательного космодрома Байконур. Десять холостых боевых блоков поразили все учебные цели, расположенные на полигоне Кура на Камчатке. Главнокомандующий РВСН генерал-полковник Владимир Яковлев, находящийся с проверкой в Читинском ракетном объединении, отметил, что «пуск тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 проведен на высочайшем профессиональном уровне» и дал высокую оценку действиям всех стратегических ракетчиков и специалистов промышленности, участвовавших в подготовке и проведении пуска, особо отметив слаженную работу подчиненных полковника С.Смирнова и, в частности, боевой расчет пуска подполковника В.Пушистова. Генерал-полковник В.Яковлев отметил, что «задачей пуска было подтверждение сохранности тактико-технических характеристик МБР данного типа в целях возможности продления сроков эксплуатации ракет. Эта задача выполнена стратегическими ракетчиками полностью». Несмотря на то, что ракета, использованная при пуске, около 20 лет находилась на боевом дежурстве, ее тактико-технические характеристики (как, к слову, и других МБР, запускавшихся с целью проверки боеготовности при продлении сроков эксплуатации), сохранились на должном уровне. Представители РВСН отмечают, что все пуски (как этот, так и проведенные в 1997 г.) прошли успешно, еще раз подтвердив надежность стратегического ракетного вооружения и ядерного щита страны в целом... Наша справка РС-20 (SS-18) — самая тяжелая и мощная МБР в стране (и, вероятно, в мире), разработана в 1973 г. в КБ «Южное» (г.Днепропетровск, Украина) под руководством Главного конструктора В.Уткина, принята на вооружение в декабре 1975 г. и производилась серийно на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске. По мнению зарубежных наблюдателей, на вооружении состояло несколько вариантов SS-18, в том числе с моноблочной боевой частью и с разделяющимися частями индивидуального наведения, к которой относилась запущенная ракета. По договору СНВ-2, все РС-20 подлежат снятию с вооружения до конца 2003 г. и утилизации до конца 2007 г. На сегодняшний день из 308 первоначально развернутых ракет на вооружении осталось 168. Все 104 ракеты, размещенные в Казахстане, после распада СССР вывезены на территорию России и уже частично «утилизированы». Договор СНВ-2 предусматривал возможность переоборудования МБР в космические ракеты-носители. Организацией, отвечающей за «конверсию» боевых ракет, назначена Ассоциация содействия конверсионной деятельности (АО АСКOНД). Однако представители КБ «Южное» еще в 1992 г., т.е. до опубликования текста договора по СНВ-2, предлагали «лобовой» вариант конверсии — установить спутник вместо боевой части, перепрограммировать систему управления и назвать МБР ракетой-носителем SS-18K.
Как видно из таблицы, по своим характеристикам и при несколько меньших габаритах конверсионная SS-18 превосходит «Циклон-3». Это и понятно — относясь к МБР следующего поколения, РС-20 имеет значительно модернизированную «интегральную» конструкцию (практически полностью отсутствуют межбаковые отсеки), высокоэкономичные двигатели, построенные по замкнутой схеме с высоким давлением в камерах сгорания (на первой ступени — четырехкамерный двигатель разработки НПО «Энергомаш» (Химки), на второй — маршевый однокамерный***) и рулевой четырехкамерный разработки Воронежского КБ химавтоматики), совершенную высокоточную систему управления и «минометный» старт: ракета выбрасывается из пускового контейнера, установленного в шахте, под давлением газов, вырабатываемых специальным газогенератором, после чего запускается двигатель первой ступени. С точки зрения носителя, РС-20 предоставляет заказчику лучшие условия запуска спутника: меньшие перегрузки и большую точность выведения на орбиту. Из отрицательных качеств на сегодня можно назвать малый объем предлагаемого головного обтекателя. Процедура использования или «конвертации» РС-20 может выглядеть следующим образом. Сначала ракета, снимаемая с дежурства, освобождается от боевой части и компонентов топлива, затем вместе с пусковым контейнером извлекается из шахты и перевозится на завод-изготовитель, где ее окончательно «сушат» и перепрограммируют. Затем ракету перевозят в Байконур и опускают в шахту. После этого устанавливается космическая головная часть — верхняя ступень+спутник под обтекателем и производится запуск. «Стрелять» космическими носителями из штатных шахт РС-20 запрещает тот же ОСВ-2. В качестве третьей ступени первоначально предполагалось использовать штатный автономный блок разведения (АБР) боевых частей (его характеристики указаны в табл.) Однако для увеличения грузоподъемности и расширения сферы применения (в частности, для запуска спутников на средневысотные, солнечно-синхронные, а в будущем, возможно, и на геостационарную орбиту) вместо АБР рассматриваются различные верхние ступени, в частности, третья ступень РН «Циклон-3» или разгонный блок ЛиФт разработки НПО им.С.А.Лавочкина. Таким образом, если все проблемы по переделке МБР будут решены, и рынок востребует все конверсируемые РС-20, до того, как по договору надлежит уничтожить последнюю ракету, можно будет выполнить свыше 150 запусков. Если начать пускать носители уже в 1999 г., темп должен составлять не менее 19 ежегодно. По утверждению специалистов «Космотрас», максимальное число может составить 36 пусков в год. И в первую, и во вторую величину трудно поверить, если вспомнить, что в 1997 г. состоялось всего 28 пусков отечественных РН. А ведь «Днтпро» — не единственный конверсионный носитель. Есть еще ракеты «Рокот», «Стрела», а также целое семейство изделий разработки КБ им.Макеева. Сможет ли он выдержать конкуренцию с машинами, многие из которых совершат первые коммерческие полеты уже в самое ближайшее время? По материалам пресс-центра РВСН, УНИАН, КБ «Южное» и «Коммерсант — Daily» *) По данным РВСН — 211.1т **) По официальным данным. По нашим расчетам, значительно больше — порядка 5.8-6.1т. — НК. ***) О работах по модификации этого ЖРД см. НК №7, стр.28 Программа беспилотного многоразового носителя корпорации Kistler Aerospace И.Афанасьев, НК Сфера деятельности корпорации Kistler Aerospace включает создание ракет многократного использования, обещающих резко снизить стоимость доставки грузов в космос. В этом направлении Kistler работает параллельно с такими промышленными гигантами, как Lockheed Martin и Boeing, но без технологической или финансовой помощи со стороны государства. Если усилия компании увенчаются успехом, будет доказано, что несубсидируемые предприниматели от космонавтики могут конкурировать на любом уровне. Осенью 1993 г. богатый бизнесмен Уолтер Кистлер (Walter Kistler) учредил корпорацию Kistler Aerospace, задачей которой была разработка и эксплуатация флота многоразовых ракет-носителей нового поколения. К моменту основания корпорации уже были видны перспективы спутниковых коммерческих низкоорбитальных систем связи. Коммуникационные технологии сделали резкий скачок вперед. Становилось возможным создание систем глобальной телефонной или видеосвязи и передачи данных, включающих десятки или, в ряде случаев, даже сотни небольших сравнительно легких (массой порядка 900 кг) спутников на околоземных орбитах малой и средней (до 800 км) высоты. Разрабатываемые корпорацией носители могли использоваться для запуска спутников таких систем.
К середине 1990-х годов на разных стадиях разработки находилось более десятка низкоорбитальных систем связи, большинство из которых могли быть развернуты в период с 1999 по 2005 годы. В последующие пять-десять лет при создании таких систем десятки миллиардов долларов могли быть инвестированы в наземную и космическую инфраструктуру. В таблице приведены наиболее характерные системы. Предполагалось, что возникнут еще два крупных сектора рынка запусков, на которые мог рассчитывать Kistler: это замена вышедших из строя спутников и развертывание аппаратов «второй волны». Последнее означает то, что связные ИСЗ, планируемые к запуску в ближайшие десять лет, имели относительно малый срок службы (порядка пяти лет). Образованные ими системы («созвездия») необходимо было заменять каждые пять-семь лет. Основной целью корпорации стала разработка оригинального «ракетного корабля», состоящего из «летающего стартового сооружения» (launch assist platform) (первая ступень) и орбитального аппарата (вторая ступень). У.Кистлер постоянно подчеркивал, что компания будет пользоваться исключительно неправительственными источниками финансирования. Бюджет корпорации составят частные капиталовложения, а также поступления от промышленных инвесторов, подрядчиков, стратегических партнеров, заказчиков и доходы от продажи акций. Надо немного рассказать о самом Уолтере Кистлере. Еще в 1957 г. он организовал компанию Kistler Instruments Corporation, которая стала мировым лидером в производстве кварцевых датчиков. Он имеет более пяти патентов на изобретения. В 1970 г. Кистлер основал корпорацию по производству научных приборов и инструментов Kistler—Morse в Сиэттле, шт.Вашингтон. Через 15 лет он стал главным вкладчиком и, в конечном счете, директором компании Spacehab, которая с тех пор разработала и использует в коммерческих целях одноименный обитаемый блок, выводимый в космос в грузовом отсеке корабля Space Shuttle. Вторым «отцом-основателем» и президентом корпорации с 1993 по 1996 гг. был Боб Цитрон (Bob Citron). После 20-летней работы в Астрофизической обсерватории Смитсонианского института, где он руководил серией научно-исследовательских космических проектов, проводимых по контрактам NASA, Цитрон основал несколько успешных компаний в области глобальных телекоммуникаций, научных исследований, издательства и коммерческих космических разработок. Именно он учредил компанию Spacehab в 1983 г. План работ корпорации Kistler включал три фазы, сроки выполнения которых зависели от поставленных целей и объемов привлеченного финансирования. I фаза: Аван-проект носителя и наземных сооружений 1994-1995 гг. II фаза: Эскизный проект и испытания носителя и наземных сооружений 1996-1998 гг. III фаза: Эксплуатация флота носителей после 1999 г. До 1995 г. работа корпорации Kistler Aerospace не имела существенного успеха. Предложенная концепция аппарата оказалась не слишком удачной, и инвесторы не спешили вкладывать деньги в рискованное предприятие, полагаясь, возможно, на проверенные корпорации-гиганты типа Boeing или Locheed Martin с их ракетами Atlas, Delta и Titan. Корпорация рванулась вперед когда во время «вербовки» совета директоров «отцы-основатели» посетили 76-летнего Джорджа Мюллера (George Mueller) в его доме в Санта Барбаре. Мюллер, пожалуй, один из самых известных людей в истории космонавтики США. Его можно было бы назвать «американским Королевым» (если этот пост останется вакантным после Вернера фон Брауна). Дж.Мюллер руководил программой Apollo, не говоря уже об участии в проектах Gemini, Saturn и Skylab. Он также в значительной степени отвечал за разработку концепции системы Space Shuttle. Именно он привел Америку к победе в «лунной гонке», буквально «закопав» значительную часть из 24 млрд $, отпущенных на программу Apollo, в землю — он заставил построить огромные стенды, на которых испытывались полностью укомплектованные ступени гигантского Saturn 5. Когда Кистлер и Цитрон повстречались с ним, Мюллер управлял... фермой площадью в 900 акров по выращиванию кактуса жожоба (jojoba), сок которого известен нам по рекламному ролику знаменитого шампуня. С удивлением они выслушали, что отставник хотел бы возглавить новую компанию. Он сообщил, что сможет руководить работой над новым аппаратом так долго, насколько два предпринимателя могли гарантировать финансирование. Цитрон посмотрел на Кистлера и сказал: «Если Джордж хочет стать главным, мы получим то, что надо». С этого момента дела у них пошли в гору. К концу 1995 г. была завершена первая фаза плана. В частности, были проведены назначения на ключевые посты технические разработчиков проекта К-1; назначен совет директоров и руководство компании Kistler; в сентябре 1995 г. был подписан базовый аванпроект; активно велся поиск дополнительного финансирования из негосударственных источников; были проведены переговоры с потенциальными участниками проекта, включая стратегических партнеров и подрядчиков; завершена оценка глобального рынка запусков и был составлен стратегический план выхода с носителем К-1 на этот рынок; был проведен ряд презентаций проекта К-1 для заказчиков в США, Европе и Азии. Для того чтобы компания начала приносить прибыль, необходимо было построить и начать эксплуатировать два аппарата, на что требовалось 500 млн $. Получение таких денег казалось долгим делом. Однако Цитрон был прав: посадив Мюллера в кресло исполнительного директора, они смогли убедить финансиста с международным именем Роберта Уонга (Robert Wang) присоединиться к компании в качестве председателя совета директоров. Вскоре Уонг достал необходимые деньги. Мюллер и Уонг помогли привлечь в члены правления Джона МакКоу [John McCaw] (брата Крэйга МакКоу), Т.А.Уилсона (T.A.Wilson), главного исполнительного менеджера компании Boeing с 1969 по 1986 гг. и Тони Колхоу (Топу Coelho), ранее возглавлявшего демократическое большинство в Конгрессе.
В проектную бригаду Мюллера вошли бывшие главные инженеры проектов космического корабля Apollo, бомбардировщика В-2, системы Space Shuttle и космической станции. Их план состоял в том, чтобы разработать двухступенчатую ракету многократного использования, в которой по-новому могли быть преломлены существующие технологии. Замысел Мюллера был великолепен: победив Советы в «лунной гонке» и усвоив уроки последней, предоставить бывшим соперникам право самого тесного сотрудничества в новом, уже не политическом, а чисто коммерческом проекте. Прежде всего, используя в двигательных установках (ДУ) обеих ступеней хорошо отработанные российские ЖРД, их аппарат, имеющий название К-1, мог нести на низкую околоземную орбиту полезный груз массой 4 540 кг при затратах в два раза меньше, чем существующие одноразовые ракеты. Это уже была классическая ракета, несущая на себе печать достаточно «рыхлой» компоновки первой ступени американского Saturn 5 или, если угодно, и советского Н-1. Как и С.П.Королев, Дж.Мюллер сознательно не стремился к искусственному увеличению плотности компоновки, исходя прежде всего из соображений технологичности конструкции, а также удобства наземного обслуживания аппарата с хорошим доступом ко всем внутренним подсистемам. Двухступенчатая РН «термосообразной» формы должна была стартовать вертикально. Обе ступени могли возвратиться и совершить мягкую посадку на сушу. Деятельность корпорации Kistler породила интерес к проектам многоразовых носителей, которые разрабатывались небольшими неправительственными организациями. Продолжая руководить проектом Spacehab, Кистлер и Цитрон рисковали собственными капиталами, предлагая заказчикам доступ в космос за еще меньшие средства, чем могли позволить себе другие участники «новой космической гонки». По этому случаю можно вспомнить встречу со служащими фирмы Rockwell, которая была устроена для оценки затрат, предложенных на программу К-1. После вдумчивого ознакомления с проектом, человек из Rockwell сообщил Цитрону, что подобный носитель нельзя построить дешевле чем за два млрд $. «Наточите Ваш карандаш, — сказал Цитрон. — Разделите это число на четыре...» В 1996-1997 гг. была проведена II фаза плана корпорации Kistler. За это время был пересмотрен проект К-1 варианта 1995 г., рассмотрен окончательный вариант проекта в штаб-квартире корпорации (г.Кирклэнд, шт.Вашингтон) в присутствии подрядчиков; осенью 1997 г. окончательно утвержден новый проект носителя и наземного оборудования и подписан пакет предварительных документов с подрядчиками основных систем и подсистем; в конце 1997 г. прошли переговоры с основными подрядчиками в обеспечение технической поддержки программы К-1. С властями штата Невада был подписан Меморандум о взаимопонимании об открытии в штате полигона для старта носителя. Министерство энергетики США и руководство ядерного полигона Невада подтвердили, что корпорация Kistler может обратиться в Федеральную авиационную администрацию (FAA) за получением лицензии на использование невадского полигона в качестве космодрома. Компания начала процесс получения лицензий от правительства США на проведение испытаний К-1 и управление (владение) аппаратом в 1998 г. После обсуждения ряда альтернативных вариантов было решено остановиться на использовании полигона Вумера на юге Австралии в качестве офф-шорной зоны для испытаний и доводки носителя К-1, а также для размещения посадочных площадок. В Вашингтоне найдены крупные источники дополнительного неправительственного финансирования; начаты переговоры с крупными финансовыми кругами. Были заключены контракты на поставку российских ЖРД НК-33 и НК-43 и получение права на использование большинства имеющихся двигателей на носителе К-1; заключены первые контракты с подрядчиками на изготовление элементов носителя. Но самое главное, был получен первый контракт от Space Systems/ Loral. 28 января 1997 г. Р.Уонг, председатель совета директоров, сообщил, что отделение космических систем фирмы Loral подписало контракт на 10 запусков с помощью многоразового носителя К-1 (конец 1999 — начало 2002 гг.) Сумма контракта оценивается в 100 млн $. Уонг подчеркнул, что подписание первого контракта на запуск с помощью ракеты К-1 является «важной вехой на пути к разработке и эксплуатации первого в мире флота полностью многоразовых ракет-носителей». Space Systems/Loral — один из крупнейших в мире производителей спутников; вместе с фирмой Qualcomm участвует в создании системы связи Globalstar, включающей 56 КА, а также планирует изготавливать для других заказчиков спутники, которые могут быть запущены с помощью ракеты К-1 в период с 1999 по 2002 гг. Так как Kistler Aerospace собиралась не только строить многоразовые носители, но и эксплуатировать их, необходимо было получить соответствующее разрешение FAA на взлет и посадку подобных аппаратов на территории США. И если со взлетом затруднений нет — пожалуйста, взлетайте, — то с посадкой все гораздо сложнее. Корпорация должна была гарантировать не только безопасное приземление элементов носителя, но и минимальное воздействие при этом на окружающую среду, наземную инфраструктуру и т.п., т.е. необходимо получить полный сертификат вроде того, что выдается на самолеты и вертолеты. Но подобного сертификата на многоразовые корабли еще нет на свете (Space Shuttle является исключением — эта программа имеет правительственную поддержку). Однако в качестве временного выхода правительство штата Невада решило предоставить ныне пустующую территорию невадского ядерного полигона в качестве взлетно-посадочной площадки при испытаниях (а возможно, и для коммерческой эксплуатации) К-1. 4 июня 1997 г. законодательный орган штата Невада поддержал ходатайство в Департамент Энергетики США о создании космопорта Невада, а 13 августа министр энергетики Федерико Пенья подписал разрешение на использование полигона для испытаний К-1. 10 июня 1997 г. за особые заслуги перед американской космонавтикой главный исполнительный директор корпорации Kistler Aerospace Дж.Мюллер получил мемориальную награду Национального космического общества — медаль имени Вернера фон Брауна. В ответной речи он упомянул и о своей нынешней работе, сказав, что «Kistler Aerospace стремится создать первый в мире полностью многоразовый носитель. Планы компании включают проведение шести летных испытаний К-1, начиная со второй половины 1998 г., с тем чтобы приступить к орбитальным операциям в 1999 г. Нашей целью является предоставление сервиса (по запуску) на низкие околоземные орбиты с радикальной экономией средств. Мы планируем построить «легкий (космический) грузовик», а спутники станут нашими «посылками». Наши носители будут использоваться повторно с эффективностью транспортных самолетов». Если запуск ракеты Delta II стоит порядка 50 млн $, на доставку фактически аналогичного груза с помощью К-1 заказчик потратит 17 млн $. К этому времени Kistler Aerospace заканчивал переговоры по поводу подписания контрактов на создание ДУ, электросистем, конструкции, а также систем запуска и приземления К-1. Более 12 аэрокосмических фирм участвовали в работах по проекту К-1 в ранге основных подрядчиков. Среди них Boeing North American (Rockwell Aerospace), Northrop Grumman, Gen.Corp.Aerojet, Drapper Labs (MIT), Allied Signal, Alenia Spazio (Италия), Scaled Composites, Irvin Aerospace, и Structural Dynamics Research Corporation (SDRC).
11 июня 1997 г. отделение пилотируемых космических систем компании Lockheed Martin получило контракт на сумму 50 млн $ от Kistler Aerospace на разработку и изготовление пяти алюминиевых транспортабельных блоков-баков для жидкого кислорода носителя К-1 с поставкой в марте 1998 г. Каждый блок включает основной бак диаметром 6.71 м и бак перелива диаметром 2.14 м для использования на первой ступени, а также бак диаметром 4.27 м для использования на второй ступени. Производство будет вестись на сборочном предприятии NASA Michoud в г.Нью-Орлеан, шт.Луизиана, где создавались сварные и композиционные герметичные емкости для применения в авиационно-космической сфере, включая внешний топливный бак системы Space Shuttle и бак перспективного технологического демонстратора Х-33. 14 июня 1997 г. стало известно о том, что отделение электронных систем компании AlliedSignal (г. Тереборо, шт. Нью-Джерси) — мировой лидер в области создания интегрированных электронных систем и технологий для аэрокосмической, автомобильной и химической промышленности — поставит для К-1 систему управления (СУ), включая аппаратные средства и программное обеспечение и предоставит техническую поддержку при эксплуатации пяти запланированных носителей. Условия контракта не разглашались. AlliedSystem поставит единую интегрированную электронную линию взаимозаменяемых СУ для носителей К-1, аппаратные средства которых будут включать центральный бортовой компьютер, блок управления силовых систем, транспондер и антенну системы идентификации «свой-чужой», а также интегральную платформу. Из других компонентов можно назвать звездный датчик, приемо-передающие устройства с антенной, работающие через спутник системы TORS и интегрированную навигационную систему GPS, а также другое оборудование. По-видимому, как знак особого дружеского расположения компаний, 1 августа 1997 г. Дж.Мюллер получил гуманитарную премию AlliedSignal за 1997 г.
25 августа 1997 г. на борту самолета Ан-124 в Америку прибыли 34 российские ЖРД. «Эти двигатели — сердце программы К-1, — сказал Р.Уонг. — Ими будут оснащаться наши аппараты, которые смогут доставить в космос спутники за половину нынешней цены, давая новые возможности для коммерциализации космоса в ближайшие несколько лет». По контракту, полученному от Kistler Aerospace, фирма GenCorp Aerojet начала модернизацию 58 НК-33 и 18 НК-43, созданных на НТК «Двигатели НК» в Самаре. Двигатели изготовлены в начале 1970-х годов в рамках программы «лунного» носителя Н-1, которая была прекращена в 1974 г. По этому же контракту в Мазер Филд (Mather Field) вблизи Сакраменто будет организован центр, включающий три здания общей площадью около 14 тысяч м2, по изготовлению, сборке и обслуживанию флота носителей К-1. 5 января 1998 г. корпорация Northrop Grumman распространила заявление о том, что получила контракт стоимостью 145 млн$ от корпорации Kistler Aerospace на продолжение разработки и изготовления конструкции многоразовой ракеты К-1. Ранее Northrop Grumman уже разрабатывала компоненты для «летающего стартового сооружения» и орбитального аппарата К-1 концепции 1995 г. Нынешний контракт включает оплату работ, выполненных по предыдущему контракту, подписанному в январе 1997 г. В этот момент на программу К-1 работало около 400 сотрудников предприятия Northrop Grumman в Эль-Сегундо, шт.Калифорния. 7 января 1998 г. в Kistler Aerospace было объявлено о назначении Уолтера (Чака) Макбрайда (Walter (Chuck) McBride) на пост главного финансового директора, который в паре с Робертом Уонгом будет продолжать привлекать капитал в проекты корпорации. До назначения Макбрайд, имеющий обширный опыт работы с технологическими компаниями, служил главой финансового управления связной фирмы Unplugged Communications с капиталом 120 млн $. Перед этим он был старшим вице-президентом и главным финансовым представителем Emulex Corporation — лидера на рынке высокоскоростных компьютерных сетевых продуктов. Макбрайд имеет степень бакалавра в области финансов, полученную в университете шт.Огайо, и магистра в области компьютерного управления, полученную в технологическом институте Рочестера. Через два дня стало ясно, что Макбрайд назначен на пост финансового директора неспроста: 9 января совет директоров корпорации распространил заявление о том, что 79-летний Уолтер Кистлер и 65-летний Боб Цитрон, два пионера коммерциализации космоса, которые основали компанию, покидают свои посты, освобождая место новым членам правления, которые приглашены войти в состав совета директоров Kistler Aerospace. Оба продолжают работать в корпорации в качестве советников с широкими полномочиями. В настоящее время, после того как 12 марта на стенде GenCorp Aerojet был испытан первый модернизированный двигатель AJ26-HK-33A, работы корпорации идут в ускоренном темпе: заканчиваются изготовление, сборка, интеграция и наземные испытания элементов носителя К-1. Летные испытания планируется провести в конце 1998 г., продемонстрировав работоспособность аппарата, его системы управления, двигательных установок, теплозащитной системы, парашютов и системы посадки с воздушными мешками, а также эффективность наземной и летной инфраструктуры по операциям в воздухе и на земле. III фаза проекта — коммерческая (рутинная) эксплуатация флота К-1 с выведением грузов заказчика на низкую околоземную орбиту — начнется в начале 1999 г.
Корпорация Kistler Aerospace являет собой образец нового подхода к работе в ракетно-космической сфере: «Никакой политики, никакой идеологии — только техника и деньги». С одной стороны, управление полностью «развязано» по каналам — проектанты разрабатывают ракету, не особенно задумываясь над ее стоимостью («динозавр» американской космонавтики Джордж Мюллер, «съевший собаку» на подобных масштабных проектах, следит за аппетитами разработчиков), а финансисты («великий комбинатор» Роберт Уонг вместе с «финансовым гением» Чаком Макбрайдом) изыскивают необходимые средства, не ломая голову над тактико-техническими данными изделия. И, как ни странно, лидирующее положение в этом альянсе занимают именно финансисты. Начав реальную работу в 1995 г., имея мизерный (с «космической» точки зрения) капитал в 10 млн $, корпорация Kistler Aerospace, в постоянном штате которой состоят порядка 30 человек, стала «распорядителем работ» по одному из самых интересных проектов последнего времени. Уже 17 марта 1998 г. Дж.Мюллер признал, что стоимость программы превысила смету на 250 млн $, достигнув 750 млн $, но он уверен, тем не менее, что все вопросы относительно финансирования проекта будут окончательно закрыты в течение нескольких ближайших недель. «Мы тратим по миллиону в день, — говорил он в одном из своих интервью, — привлекая интеллектуальные и технические силы сильнейших промышленных корпораций страны. Мы полны надежды на успех». По материалам Kistler Aerospace, Fortune, NASA, GenCorpAerojet, InfoMOST; иллюстрации Kistler Aerospace |