вернёмся в список?

Желательно смотреть с разрешением 1280 Х 800





1960 год. Вернер фон Браун в своем кабинете. Слева модели ракеты «Юпитер» и 1-й ст. «Сатурна», за спиной картина с лунным посадочным модулем из проекта «Горизонт»

Пропавшее звено


К 40-летию 1-го пуска РН Saturn I


А.Марков специально
для «Новостей космонавтики»


27 октября 1961 г. за океаном произошло замечательное событие, которое советская пресса «предпочла» не заметить, - первый баллистический запуск РН Saturn I. Ракета ушла со стартового стола красиво, мощно, выполнив все задания испытательного по­лета длительностью 483 сек. Первая сту­пень подняла на 154 км макеты второй и третьей ступеней, развив рекордную тягу 687 тс в вакууме.

Пуск подтвердил правильные техничес­кие решения группы Вернера фон Брауна по созданию мощной РН для освоения Лу­ны. Во многом благодаря этому пуску фон Браун получил государственный заказ на разработку супер-ракеты Saturn V.

О sancta simplicitas*
Проект Saturn, планирующий создание РН, выводящих на орбиту Земли 10 и более тонн, родился от безденежья ракетной от­расти США и голого энтузиазма отчаявших­ся дождаться государственной поддержки армейских ракетчиков.

Еще в 1958-м группа конструкторов Уп­равления баллистических снарядов Армии США, в исторической литературе чаще упо­минаемая как «команда фон Брауна», за­вершив работы по ракетам средней дально­сти Redstone (надежность 95%) и Jupiter (надежность 100%), выступила с инициати­вой: на базе этих испытанных изделий создать новую РН, увязав в пакет первой сту­пени восемь «тощих» баков от «Редстоуна» вокруг одного «толстого» от «Юпитера», с опорой на хвостовой отсек с восемью ЖРД Н-1 (модифицированный вариант двигате­лей БРСД «Тор» и «Юпитер»). Полноразмер­ную модель новой ракеты собрали к 1960-му году буквально «на коленке», назвали «проект Saturn», так как именно эта плане­та следует за Юпитером. Внешне первая ступень выглядела просто и логически «завершенно».

Project HORIZON
Еще в апреле 1959 г. команда фон Брауна выступила с предложением нарастить эту первую ступень еще двумя - ступенью МБР Titan и ракетой Centaur. Носитель назвали Saturn I.

Затем началась разработка более мощ­ной модификации РН: проект предусматривал создание новой кислородно-водород­ной второй ступени (S-II) как вставки меж­ду S-I и «Титан-Центавром». Эта модифика­ция (полезная нагрузка - 20 т) стала извест­на как Saturn II. Задачи для этой РН были сформулированы в предложенном фон Брауном Project Horizon («Горизонт»):

• околоземная орбитальная станция;

• пилотируемый облет Луны;

• лунная орбитальная станция;

• пилотируемая экспедиция на поверх­ность Луны;

• лунная научная база.

Проект «Горизонт» был очень сложным для того времени. Пилотируемую лунную экспедицию предполагалось осуществить шестью (!) последовательными пусками РН Saturn II: пять ракет - танкеры с топливом для заправки и сборки (забортной брига­дой астронавтов) на орбите Земли лунного комплекса. Лунный корабль должен был выводиться шестым пуском. Схема перелета и посадки на Луну - прямая, осуществление первого прилунения намечалось на 1967 г.

Весь 1959-й фон Браун рекламировал «Горизонт», опубликовав в ряде журналов главную идею проекта: «Нет необходимос­ти ожидать разработки гигантской ракеты - послать человека на Луну можно с помо­щью Saturn II». Он предлагал все новые и новые комбинации «Сатурна II». В резуль­тате Horizon растворился в бесчисленных конструкторских вариантах. Первородный «бустер» S-I какое-то время еще борется, рождая «мутантов», удваивая себя в высоту то своим двойником, то пакетами «Юпите­ров» и «Титанов», но его роль уже сыграна. Saturn II, а вместе с ним и программа Horizon поддержки не получили.

В январе 1960-го в NASA появилось имя последующей программы - ничего не гово­рящее слово Apollo. А с октября в официаль­ных документах оно почти всегда фигуриру­ет в связке - Apollo-Saturn. Проект преду­сматривал создание супермощной РН (вари­ант Saturn V), позволяющей доставить экспе­дицию на Луну одним пуском. Последова­тельно появлялись варианты Saturn С-1, С-2, С-3 и т.д. В наиболее «полном» варианте должно было быть аж пять ступеней: S-I, S-II, S-III, S-IV, S-V. И проектировать такую супер­ракету было поручено Центру фон Брауна.

«Куда ушли слоны?..»
Сравнивая Saturn I и Saturn V, трудно уви­деть в них общее. Кажется, ракеты спроек­тированы разными людьми. Введенные в 1962-63 в программу Saturn-Apollo мощ­ные ЖРД позволили сформировать взамен первой ступени S-I новую могучую сту­пень S-IC (5 ЖРД F-1, каждый из которых по тяге равнялся восьми Н-1). Увеличен­ная вторая ступень S-II получила 5 кисло­родно-водородных ЖРД J-2. И третья (S-IVB) - один такой двигатель.

Бесчисленные варианты (С-3В, -4В... -5N) не прижились; ракета, наращивая мус­кулы набором двигателей, росла по уже за­ложенной в ней генетике.

«Нам не дано предугадать...»
Успешный (!) первый пуск Saturn I (27.10.1961) был для Брауна крупной стра­тегической удачей, так как способствовал утверждению президентом Дж.Кеннеди (в январе 1962) финансирования программы Saturn-Apollo. Это решение превращало Центр Брауна в одно из крупнейших науч­но-производственных предприятий США, выполняющее главный государственный заказ (создание лунной РН), а заодно и личную цель всей жизни ракетчика - осу­ществление пилотируемых межпланетных путешествий человечества.

A Saturn II, став «позвоночником» Saturn V, забыт как самостоятельный лун­ный проект - «Король умер, да здравствует король!». Но интерес к «Горизонту» ждет своего ренессанса - как прообраз будущих космических экспедиций. При нынешнем опыте работы астронавтов в открытом кос­мосе сборка комплексов межпланетных ко­раблей на орбите Земли уже ближе к реаль­ности, чем в конце далеких пятидесятых.