НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ № 4 — 2003

АСТРОНОМИЯ
WMAP выясняет картину Вселенной И.Лисов. "Новости космонавтики"

11 февраля были опубликованы первые результаты, основанные на измерении температуры реликтового излучения с американского КА WMAP. Результаты эти следует признать фундаментальными: нечасто исследователям удается определить, причем с высокой достоверностью, параметры, отвечающие за историю и будущее Вселенной.

Напомним, что КА MAP (Microwave Anisotropy Probe – Зонд для исследования анизотропии микроволнового излучения) был запущен 30 июня и с 10 августа 2001 г. начал измерения на орбите вблизи точки либрации L2 системы Солнце–Земля. Его задачей было и остается составление детальных карт реликтового излучения, или микроволнового фона Вселенной (НК №8, 2001). 11 февраля 2002 г., непосредственно перед обнародованием первых результатов, аппарат MAP был назван в честь научного руководителя его основного прибора – физика и космолога, профессора Принстонского университета Дэвида Уилкинсона (David T. Wilkinson), который скончался в сентябре 2002 г. Теперь спутник известен под именем WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe).

Приведем сначала основные характеристики нашей Вселенной, полученные в результате обработки данных WMAP с привлечением данных других исследований, а затем попробуем разобраться в их значении.

① Данные WMAP подтверждают теоретическую модель Большого взрыва с последующей стадией инфляции и с доминированием скрытой энергии.

② Суммарная плотность энергии (и массы) во Вселенной, отнесенная к критической плотности, есть Ωtot = 1.02±0.02.

③ В состав материи Вселенной входят «обычное» барионное вещество, на долю которого приходится Ωb = 0.044±0.004 от общего количества, холодная скрытая масса – ее доля ΩCDM = 0.22±0.04, и скрытая энергия в количестве ΩΛ = 0.73±0.04. На долю легких нейтрино приходится не более 0.015 общей массы, а массы самих частиц не превосходят 0.23 эВ.

④ Постоянная Хаббла H0 = 71±43 км/с·Мпк, при условии, что космологический параметр Λ не зависит от красного смещения z.

⑤ Возраст Вселенной от момента Большого взрыва составляет 13.7±0.2 млрд лет.

⑥ Момент последнего рассеяния соответствует красному смещению z=1089±1 и возрасту 379±87 тыс лет.

⑦ Момент реионизации вещества соответствует z=20±109 и возрасту от 100 до 400 млн лет с наиболее вероятным значением 180 млн лет.

Следует сразу сказать, что эти данные WMAP не принесли больших неожиданностей и не изменили теоретической картины мира, сложившейся к первым годам XXI века. Этот космический эксперимент, однако, отличается высокой детальностью данных (по чувствительности он превосходит прибор DMR спутника COBE в 45 раз, а по угловому разрешению – в 33 раза) и очень низкой систематической (связанной со свойствами КА, его датчиков и методов обработки) погрешностью измерений. Поэтому результаты WMAP (которые, конечно, будут уточняться по результатам дальнейшей работы) сейчас представляют собой наиболее достоверные оценки параметров Вселенной.

Что это все означает
Модель рождения Вселенной в Большом взрыве с последующим ее расширением сейчас практически общепризнана. Сингулярное состояние Вселенной, разрушение которого и именуется Большим взрывом, пока не может быть описано даже теоретически. Классическое (неквантованное) пространство-время началось через 10-43 сек после Большого взрыва. Далее последовала стадия инфляции (10-42…10-36 сек), когда материя находилась в состоянии «фальшивого вакуума» с сильнейшим отрицательным давлением. Отрицательное давление, «масса» которого превышала по абсолютной величине обычную массу, вызвало экспоненциальное расширение Вселенной на много порядков. Квантовые флуктации первичного «вакуума» из-за инфляции растянулись до такой степени, что стали зародышами будущих галактик и их скоплений.

Стадия инфляции закончилась распадом состояния фальшивого вакуума с преобразованием его потенциальной энергии в массу элементарных частиц («кварковый суп») и их кинетическую энергию. Температура этого «супа» составляла примерно 1028…1029 К. Далее расширение Вселенной шло по инерции; в процессе расширения она остывала.

При снижении температуры до 1011К кварки объединились в протоны и нейтроны, а на 1010…109К образовались и самые легкие атомные ядра (гелий, литий). Эта эпоха нуклеосинтеза закончилась через 100–200 сек после Большого взрыва.

Итак, появилось привычное нам вещество, но существовало оно еще в виде плазмы. Лишь при снижении температуры до 3000 К произошла рекомбинация – протоны и электроны объединились в атомы водорода. Этот момент называют также эпохой последнего рассеяния, или просветления, или отделения излучения от вещества. Дело в том, что плазма рассеивает фотоны, а нейтральное вещество пропускает. И когда речь идет о реликтовом излучении, имеют в виду именно фотоны, испущенные на «поверхности последнего рассеяния» и «остывшие» к настоящему времени до 2.7 К. Количество их в настоящее время – примерно 410 в 1 см3.

Распределение температуры реликтового излучения по небу прямо соответствует температурам на поверхности последнего рассеяния, в эпоху рекомбинации водорода. Именно эту картину – мгновенный тепловой снимок Вселенной в возрасте 380 тысяч лет – мы и видим на рис.1.

Рис.1. Это карта анизотропии реликтового излучения, составленная по данным за первый год наблюдений WMAP. Красный и синий цвета соответствуют отклонению температуры излучения на ±200 мкК от среднего значения 2.725 К.
Вверху — аналогичная карта по измерениям с КА COBE (НК №8, 2001). Легко видеть их хорошее совпадение.

Судьба Вселенной зависит от того, насколько близка плотность массы и энергии к критической плотности, определяемой через фундаментальные константы. Данные WMAP в сочетании с другими измерениями постоянной Хаббла говорят о том, что отношение плотности к критической Ωtot = ρ /ρ crit если и отличается от 1, то на очень малую величину. Это означает, что геометрия Вселенной евклидова (пространство не имеет кривизны), Вселенная бесконечна, а наблюдаемое ее расширение никогда не сменится сжатием.

На обычное вещество из протонов, нейтронов и электронов приходится лишь 4.4% всей материи. Еще 22% представляют собой массивную материю неизвестной природы, которую мы пока не можем наблюдать непосредственно, но обнаруживаем по движению видимого вещества в галактиках. Наконец, около 73% материи – три четверти! – приходится на «скрытую энергию».

В отношении обычного барионного вещества полученное значение (4.4%) хорошо стыкуется с проведенными экспериментами по определению относительной концентрации первичного гелия. Очень важно, что эксперимент WMAP определяет долю обычного вещества на момент рекомбинации (z=1089), а данные по первичному гелию относятся к гораздо более ранней эпохе нуклеосинтеза (z=109) – и, тем не менее, их результаты совпадают.

Суммарная доля видимой и скрытой массы, определенная ранее как 27±6% по скорости вращения галактик, точно соответствует данным WMAP. Теоретически были известны два основных кандидата на «должность» скрытой массы – гипотетические элементарные частицы аксионы или нейтралино («холодная скрытая масса») и нейтрино со значительной массой покоя («горячая скрытая масса»). Но эпоха реионизации z=20, полученная командой WMAP, ставит крест на второй из этих гипотез. «Горячая скрытая масса» движется слишком быстро, и первые компактные объекты в этом случае не сформировались бы ранее z=8. Природу холодной скрытой массы, однако, еще предстоит выяснить.

Что же до скрытой энергии (которую пришлось ввести для объяснения обнаруженного в 1998 г. ускорения расширения Вселенной и которая, как это теперь ясно, является ее доминирующим компонентом), на ее место также имеется два кандидата. В одном случае речь идет о космологическом члене L из уравнений общей теории относительности, рассматриваемом как новая фундаментальная константа. В другом вместо космологического члена пытаются ввести т.н. «квинтэссенцию» – форму материи с отрицательным давлением, связанную с неким скалярным полем. Не то чтобы теоретики в деталях представляли физику той и другой теории, но уравнения состояния этих двух типов скрытой энергии различны. Так вот, один из результатов WMAP – это ограничение на уравнение состояния, которому квинтэссенция, по-видимому, не удовлетворяет.

Постоянная Хаббла описывает скорость расширения Вселенной и указывает на ее возраст. Значение 71 км/с·Мпк точно соответствует опубликованным в 2001 г. результатам группы Фридмана, работавшей на Космическом телескопе имени Хаббла (72 км/с·Мпк) по сверхновым типа Ia, по поверхностной яркости галактик методом Тулли-Фишера и другим индикаторам расстояний. Это совпадение тем более замечательно, что те и другие исследователи изучали совершенно разные объекты и пользовались различными моделями. Несколько меньшие значения, находящиеся, однако, в пределах погрешности, дают наблюдения гравитационного линзирования, эффекта Сюняева-Зельдовича и др.

Найденное значение возраста Вселенной неплохо согласуется с недавними результатами, полученными по теоретическим моделям нуклеосинтеза (15.6±4.6 млрд лет), по соотношениям радиоактивных изотопов (от 12.5 до 15.6 млрд лет), по возрасту звезд в шаровых скоплениях (от 11 до 16 млрд лет для различных скоплений) и температуре самых холодных белых карликов в этих скоплениях (12.7±0.7 млрд лет).

Процесс реионизации – повторного возникновения плазмы после рекомбинации и образования нейтрального водорода – теория связывает с возникновением первых звезд. По данным WMAP, реионизация относится к времени 180 млн лет после Большого взрыва. Это весьма неожиданный результат: ранее считалось, что первые звезды образовались намного позднее.

В данных WMAP за первый год обнаружены также 208 точечных источников микроволнового излучения, причем 203 из них (за исключением самых «ненадежных») отождествлены с известными объектами.

Как это получено
Целевая аппаратура КА WMAP состоит из 20 двухканальных радиометров, образующих 10 дифференцирующих сборок в частотных диапазонах K, Ka, Q, V и W (см. таблицу). Каждый радиометр определяет разность температур реликтового излучения между двумя направлениями на небе, разнесенными на 141°. Для наблюдения в этих направлениях используются два телескопа системы Грегори (A и B) с первичными рефлекторами размером 1.4x1.6 м и вторичными рефлекторами 0.8x0.8 м и фокусным расстоянием 90 см. Поступающее излучение фокусируется в каждой из двух фокальных плоскостей в 10 рупоров, которые «питают» микроволновые радиометры на HEMT-усилителях через преобразователи, выделяющие ортогональные линейно поляризационные сигналы и подающие их на пару радиометров из одной сборки. Радиометры пассивно охлаждаются до 90 К.

ДиапазонKKaQVW
93.5
3.2
0.21
16

Рабочий режим закрутки со скоростью вращения 0.464 об/мин и прецессии 1 об/час обеспечивает система ориентации с тремя маховиками. На аппарате нет механических устройств, работа которых нарушала бы режим закрутки, и WMAP выводится из него лишь четыре раза в год на один час для коррекции траектории. За час просматривается около 30% небесной сферы; за полгода, за которые КА в точке L2 делает половину оборота вокруг Солнца, многократно просматривается вся сфера.

Разработчики приняли специальные меры для обеспечения механической, тепловой и электрической стабильности КА, т.е. к минимизации возможных возмущений. Оценка систематических ошибок за первый год полета составляет 0.14 мкК – это в 50 раз лучше проектных требований. Количество сбойных данных в различных каналах – от 1.04 до 1.36%.

Принятые данные по разностям температур пересчитываются в абсолютные величины и наносятся на карту в галактических координатах. Для калибровки данных используется определенная COBE дипольная составляющая температуры реликтового излучения; абсолютная погрешность калибровки оценивается в 0.5%. Одному пикселу карты соответствует телесный угол 4·10-6 ср и пространственный угол 0.115°. Характеристика направленности приемных устройств определяется в попутных наблюдениях Юпитера.

Детали на картах WMAP соответствуют найденным в 1992 г. на картах COBE-DMR, но детальность изображения возросла многократно. Благодаря тому, что карты строятся в пяти разных частотных диапазонах, удается исключить помехи от галактического фона и составить «чистую» карту анизотропии реликтового излучения (рис.1).

КА WMAP и оптическая схема его двух телескопов

По данным WMAP несколько уточнена дипольная составляющая реликтового излучения, соответствующая собственному движению Галактики. Ее амплитуда 3.346±0.017 мК, а ось направлена в точку (l=263.85°, b=48.25°) в галактической системе координат. Квадрупольная составляющая очень слаба (8±2 мкК), как и в данных COBE. Анизотропия на больших угловых масштабах почти незаметна.

Эффект Сюняева-Зельдовича – рассеяние реликтового излучения на электронах в горячем газе скоплений галактик – в данных WMAP обнаружен, однако очень слаб: на уровне 0.24–0.34 мкК даже для обширного скопления в Волосах Вероники.

Анализ спектра анизотропии – распределения ее амплитуды по мультипольным гармоникам – проводился по данным радиометров диапазонов Q, V и W, поскольку остальные имели слишком широкую диаграмму направлености. Для статистически достоверного анализа пришлось исключить области вблизи галактической плоскости, а также приблизительно 700 известных точечных внегалактических источников.

Спектр мощности анизотропии был построен на основании расчетов кросс-корреляции между восьмью дифференцирующими сборками диапазонов Q, V и W и составлении взвешенной суммы 28 индивидуальных спектров. Первый акустический пик в спектре находится при l=220.1 (0.82°) и имеет амплитуду 74.7 мкК; второй приходится на l=546 (0.33°) с амплитудой 48.8 мкК. Был построен и поляризационный спектр (температура–поляризация), показавший пик при l=329 (0.55°) и антипик при l=137 (1.31°).

Далее была построена модель, описывающая «плоскую» Вселенную с евклидовой геометрией, заполненную излучением, барионами, холодной скрытой массой и скрытой энергией, и со степенным законом спектра адиабатических первичных флуктуаций. Модель зависела от шести параметров: постоянной Хаббла, барионной плотности и плотности всего вещества, оптической глубины до поверхности последнего рассеяния, скалярного спектрального индекса и параметра нормализации. Подбором параметров удалось достичь хорошего соответствия расчетных спектров измеренным.

Авторы эксперимента, однако, не ограничились построением модели на базе только лишь данных WMAP, а попытались также дополнить их измерениями анизотропии реликтового излучения на меньших углах (эксперименты CBI и ACBAR) и включить в анализ спектральные данные обзора красного смещения 140000 галактик в 2-градусном поле на Англо-австралийском телескопе (2dFGRS) и данные о линиях поглощения Лайман-альфа в спектрах 50 квазаров. Кроме того, был введен седьмой параметр – «бегущий» спектральный индекс. Это позволило получить несколько более достоверные значения параметров, которые и приведены в начале статьи.
Хроника полета MAP (2001–2002)
Дата и время, UTCСобытие
23.02.2002
08.05.2002, 16:03
30.07.2002, 16:39
Запуск
Первый опытный сеанс наблюдений (видна дипольная составляющая)
Маневр A1 в апогее (высота 299478 км, длительность 106 сек, приращение скорости 1.921 м/с) — подъем перигея
Маневр P1 в перигее (3098 км, 1274 сек, 20.194 м/с) — фазирование
Маневр A2 в апогее (347891 км, 41 сек, 0.254 м/с) — калибровка ЖРД
Маневр P2 в перигее (2955 км, 177 сек, 2.514 м/с) — фазирование
Маневр A3 в апогее (356012 км, 40 сек, 0.296 м/с) — калибровка ЖРД
Маневр P3 в перигее (4741 км, 546 сек, 7.410 м/с) — фазирование
Маневр P3c (158306 км, 24 сек, 0.308 м/с) — коррекция
Пролет Луны на высоте 5279 км. Выход на траекторию перелета к L2
Первая коррекция траектории перелета (755736 км, 18 сек, 0.103 м/с)
Переход на антенну MGA
Начало научной программы
Окончание фазы орбитальных испытаний
Вторая коррекция траектории перелета (1402107 км, 6.4 сек, 0.042 м/с)
Сильная солнечная протонная вспышка
Сильная солнечная вспышка. КА вышел в защитный режим в 02:58, но в тот же день в 19:43 был возвращен в работу
Сильная солнечная вспышка
Первая коррекция орбиты вблизи L2 (72 сек, 0.428 м/с)
Частичное закорачивание элемента аккумуляторной батареи
Вторая коррекция орбиты вблизи L2 (49 сек, 0.348 м/с)
Третья коррекция орбиты вблизи L2 (66 сек, 0.460 м/с)
Интересно, что текущее положение КА вблизи L2 определяется с точностью до 7 км по координатам и 1 см/с по скорости.

Впрочем, возраст Вселенной (13.7 млрд лет) определяется, причем с погрешностью всего 1%, в предположении о плоской геометрии Вселенной по первому акустическому пику в спектре. Аналогичным образом находится и доля барионного вещества в массе всей материи (4.4%). Преобладание скрытой массы вытекает из данных WMAP уже при очень слабых ограничениях на величину постоянной Хаббла. Положения пиков в спектрах температуры и поляризации указывают на адиабатический характер первичных флуктуаций, как и требует теория. Антикорреляция поляризационного спектра вблизи l=50…150 должна возникать как следствие инфляционной стадии в развитии Вселенной. Наконец, из поляризационных данных считается с некоторыми допущениями относительно формы спектра время реионизации газа (180 млн лет от Большого взрыва).

В настоящее время работа WMAP в окрестностях точки L2 рассчитана на 4 года, то есть на восемь полных циклов наблюдения неба. Третий цикл наблюдений закончится в апреле 2003 г.

Следует отметить, что выпущенный 11 февраля пресс-релиз NASA по результатам WMAP оказался совершенно недостаточен для их понимания. Конечно, научный руководитель проекта д-р Чарлз Беннетт из Центра Годдарда имел полное основание сказать: «Мы поймали молодую Вселенную в фокус, и по этому портрету теперь можем описать ее с беспрецедентной точностью». Однако представить результаты читателям НК было бы невозможно без серии научных статей, подготовленных для Astrophysical Journal и одновременно опубликованных на сайте http://lambda.gsfc.nasa.gov/outreach/newest_papers.html. Понять же эти данные было бы очень трудно без книги М.В.Сажина «Современная космология в популярном изложении».

Chandra и FUSE дополняют данные WMAP
Оставим в стороне скрытую энергию, природа которой пока совсем не ясна, и посмотрим на те 22% материи, которые спрятаны в скрытой массе, и на 4.4% обычного вещества. Подтверждаются ли данные WMAP другими экспериментами? Да, подтверждаются.

Спиральная галактика NGC 3079 в Большой Медведице. Комбинированное изображение: синий цвет - Chandra, рентгеновский диапазон; красный цвет - HST, видимый диапазон. «Нити» состоят из теплого (104 К) и горячего (107 К) газа. Газ исходит из центральных областей галактики, формируя полость в холодном газе галактического диска

В НК №10, 2002 мы уже сообщали об обнаружении «рек» горячего межгалактического газа на американской рентгеновской обсерватории Chandra (AXAF-I). Сходные наблюдения более близких объектов провела на ультрафиолетовой обсерватории FUSE (НК №8, 1999) американо-итальянская научная команда, которую возглавляют Фабрицио Никастро из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (HSCA) и Смита Мазер из Университета штата Огайо (OSU). Их результаты опубликованы 12 февраля 2003 г. в журнале Nature.

Напомним, что речь идет об облаках межгалактического газа, разогретого до 105...107 К, но недостаточно плотного для того, чтобы его можно было наблюдать в видимом диапазоне. В рентгене он слабо светится, одновременно поглощая определенные линии из спектра далеких квазаров и активных галактических ядер. В ультрафиолете также удается наблюдать изменения в спектре таких источников, вызванные поглощением в горячем газе.

В наблюдениях на КА FUSE группа Никастро не только обнаружила поглощение, но и измерила по допплеровскому смещению линий лучевые скорости примерно 50 газовых облаков, видимых от нас в различных направлениях. Оказалось, все они относятся к Местной группе галактик (куда входят Млечный путь, Туманность Андромеды и примерно 30 более мелких), обволакивая ее подобно горячему туману.

По интенсивности поглощения в УФ-диапазоне (данные FUSE) и в рентгене (данные Chandra) исследователи оценили суммарную массу газа в 1012 солнечных масс, и эта оценка очень хорошо ложится в теоретическую картину. Учет массы звезд и «темных» молекулярных облаков показывает, что из упомянутых выше 4.4% нормального барионного вещества лишь пятая часть входит в их состав, а 80% не обнаруживается. А по оценке Никастро и его соавторов, на «горячий туман» приходится до 2/3 суммарной массы вещества Местной группы – почти столько, сколько надо.

Ученые высказали предположение, что горячие облака – это реликт эпохи формирования галактик: примерно третья часть вещества сконденсировалась и образовала звездные «острова» и «архипелаги», а две трети сохранились в виде «тумана» более низкой концентрации.

Исследователи также считают, что облака горячего газа, окружающие Местную группу галактик, являются лишь небольшой частью системы «рек гравитации», соединяющих между собой галактики видимой Вселенной. Что же касается скрытой массы, то есть основания считать, что эти межгалактические «нити» могут связывать между собой области концентрации скрытой массы.

FUSE – аппарат, рожденный заново

Американо-канадо-французская УФ-обсерватория FUSE была запущена 24 июня 1999 г. для поиска водорода и дейтерия во Вселенной, проверки теории рождения Вселенной и выяснения механизма синтеза химических элементов. По проекту она была рассчитана на 3 года работы, но на рубеже 2001–2002 гг. вышла из строя. Если бы не изобретательность разработчиков и операторов КА, описанных исследований не было бы.

25 ноября 2001 г. остановился один из четырех маховиков – исполнительных органов подсистемы ориентации спутника, а именно, маховик, отвечающий за развороты КА относительно оси X. Запустить его вновь не удалось, и аппарат продолжил работу на двух рабочих и одном резервном маховиках. 10 декабря то же самое произошло с маховиком Y, и нацеливание КА на изучаемые объекты стало невозможным. Аппарат был переведен в защитный режим с закруткой на Солнце.

Эти два маховика барахлили и раньше, показывая повышенное трение, и несколько раз из-за них на короткое время (менее суток) прерывалась работа по научной программе. До ноября-декабря 2001 г. специалистам компании Orbital Sciences, построившей аппарат, удавалось вновь ввести их в строй. Теперь – не удалось.

Облако водорода N66 в Малом Магеллановом облаке. Газ светится под действием излучения горячих звезд, которые в нем сформировались. Синей линией ограничена область рентгеновского излучения (Chandra), зелеными метками показаны звезды и объекты, которые наблюдал FUSE

Руководители проекта не сдались и разработали методику построения и поддержания ориентации на двух маховиках. Идея состояла в том, чтобы использовать магнитные органы ориентации не только для сброса накопленного маховиками момента, но и для программных разворотов аппарата и наведения на цель: электрический ток, проходя через обмотку электромагнита в нужном направлении, создает магнитное поле и в силу взаимодействия его с магнитным полем Земли аппарат разворачивается.

Необходимое ПО было разработано и в начале марта 2002 г. запущено в работу. И спутник стал слушаться – причем стабилизация достигалась через несколько секунд после начала процесса, а точность поддержания заданной ориентации оказалась лучше одной угловой секунды! Вскоре работу аппарата удалось возобновить в полном объеме.

На счету FUSE уже немало уникальных исследований. Так, еще в августе–октябре 2000 г. параллельно с «Хабблом» и наземным телескопом Кека спутник провел длительные наблюдения квазара HE2347-4342, что позволило определить различные эпохи ионизации межгалактического гелия. Выяснилось, что за ионизацию отвечали не только квазары с их мощным излучением, но и вспышки звездообразования в «обычных» галактиках. Тогда же стало ясно, что существуют обширные облака нейтрального водорода, в которых сосредоточены огромные массы вещества.

А совсем недавно, 6 января, появилось сообщение об исследовании с помощью FUSE двойной системы сигма Геркулеса. Судя по ультрафиолетовому спектру, в этой молодой звездной системе имеется большое количество атомарного газа в форме диска, который уносится звездным ветром. Так как пылевой диск в этой системе тоже есть, исследователи полагают, что источником газа являются столкновения объектов протопланетного облака; иначе говоря, в этой системе идет формирование планет.