НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ №3 — 2004

«Фундаментальная цель новой политики США в исследовании космоса — это продвижение интересов США в области науки, безопасности и экономики посредством гибкой программы космических исследований».

Шон О'Киф, администратор NASA

«Или я чего-то не понимаю,
или на Марсе нашли нефть...»

Анекдот

Соединенные Штаты опять собираются на Луну

И.Лисов. «Новости космонавтики»

14 января 2004 г. президент США Джордж Буш-сын выступил в NASA с важной речью, в которой объявил о начале новой программы пилотируемых полетов на Луну и в дальний космос. По его словам, американские астронавты на новом, специально созданном для этого космическом корабле смогут вернуться на Луну в 2015 г. и затем перейдут к пилотируемому исследованию Марса, астероидов и спутников планет-гигантов.

Речь Буша не могла не вызвать яростных споров. Он стал третьим руководителем США, поставившим задачу такого масштаба. Но когда в 1961 г. это сделал Джон Кеннеди, задача была блестяще выполнена, а призыв Джорджа Буша-отца в 1989 г. к высадке на Марс до 2019 г. не встретил поддержки в обществе и был забыт уже через два-три года. Примет ли американское общество новую дорогостоящую программу пилотируемых полетов? Разделяет ли оно ее цели и готово ли штурмовать Луну с тем же энтузиазмом, что и в далекие уже 1960-е? Подкреплены ли заявленные амбиции необходимыми ресурсами? Сможет ли эта долгосрочная программа пережить смену президента и правящей партии, как пережила программа Apollo, или будет закрыта новыми обитателями Белого дома и Капитолия под аккомпанемент обвинений в бессмысленной трате народных средств? Присоединятся ли другие космические державы к инициативе Буша? Собирается ли в действительности Буш направить астронавтов на Луну, как он объявил, или новая лунная программа прикрывает собой совершенно другие, не называемые публично цели?
Хотя об идущем в администрации Буша анализе перспективных планов США в космосе было известно (НК №11, 2003, с.11), сама подготовка шла за закрытыми дверьми. Известно, что в «тайный совет», выработавший стратегию Буша, входили первый заместитель советника президента по национальной безопасности Стив Хэдли (председатель), советник президента по науке Джон Марбургер и Ричард Армитидж от Госдепартамента и, безусловно, администратор NASA Шон О'Киф.

Хотелось бы ошибиться, но данные, которые стали известны за три недели после речи Буша, заставляют ответить на большинство из поставленных вопросов отрицательно. Америка не видит смысла в пилотируемых полетах на Луну и в дальний космос. Предложенные уровни финансирования программы могут оказаться недостаточны. Поддержка инициативы Буша в Конгрессе сомнительна. Ни одна ведущая космическая держава не выразила намерения присоединиться к США.

Чтобы обосновать эти утверждения, нам придется вспомнить историю других долгосрочных космических программ США и проанализировать только что опубликованный проект бюджета NASA на 2005 финансовый год. Но сначала приведем основные моменты речи президента Буша, которую он произнес 14 января в главной аудитории имени Джеймса Вебба штаб-квартиры NASA в Вашингтоне.

Откуда взять деньги?
Речь Джорджа Буша, стенограмма которой была опубликована на официальном сайте NASA, и выпущенный одновременно пресс-релиз Белого дома содержали множество мелких неточностей и неясностей и, казалось, даже противоречили друг другу. В первые дни после выступления Буша комментаторы часто «фокусировались» именно на этих «нестыковках», делая неизбежные ошибки и оставляя в стороне принципиальные вопросы.

Ситуация стала яснее с опубликованием 3 февраля проекта бюджета NASA на 2005 финансовый год. Этот документ является законодательным выражением «инициативы Буша», а потому использование его параметров при анализе новой американской программы необходимо и оправданно. Попытаемся разобраться в теме по существу.

Сразу после 14 января наиболее жесткой критике подвергся финансовый раздел речи, прозвучавший совершенно неубедительно. В выступлении президента и пресс-релизе наблюдатели нашли признаки поспешного редактирования и «следы» трех (!) разных вариантов финансирования инициативы Буша.

Сличение проектов двух бюджетов -только что утвержденного на 2004 ф.г. («старый» бюджет) и предложенного на 2005 ф.г. («новый» бюджет) - показало следующее.*

* 2004 финансовый год начался 1 октября 2003 г., но бюджет был утвержден лишь 23 января 2004 г.

Когда Дж.Буш говорил о 86 миллиардах на 5 лет, он имел в виду приложенный к проекту старого бюджета прогноз финансирования NASA на 2005-2008 ф.г., продленный еще на год. (В первую строку таблицы 1 мы добавили оценку суммы на 2009 ф.г. в предположении, что прирост планировался таким же, как и в 2008 ф.г.)
«Новый дух открытий»

«...Вдохновленные тем, что было раньше, и имея четкие цели, сегодня мы прокладываем новый курс космической программы Америки. Мы дадим NASA новый фокус и мечту для будущих исследований. Мы построим новые корабли, которые понесут людей вперед во Вселенную, чтобы получить новый плацдарм на Луне и подготовиться к новым путешествиям в другие миры...

Мы предпринимали космические путешествия потому, что желание исследовать и понять — это часть нашего характера. И этот поиск принес осязаемые блага, которые улучшили нашу жизнь бесчисленными способами...

Несмотря на все эти успехи, нам еще много нужно исследовать и узнать.

За последние 30 лет ни один человек не ступал на другую планету и даже не поднялся в космос выше, чем на 386 миль, это примерно расстояние между Вашингтоном и Бостоном. Почти за четверть века Америка не создала нового корабля, чтобы расширить исследования космоса человеком.

Америке пора предпринять следующие шаги.

Сегодня я объявляю новый план исследования космоса и расширения присутствия человека по нашей Солнечной системе. Мы начнем эти работы быстро, используя существующие программы и людей. Мы будем двигаться постепенно: каждый раз — одна задача, одно путешествие, одна посадка.

Наша первая цель — закончить Международную космическую станцию к 2010 г.*

* Так буквально и было сказано. В действительности имелось в виду — «закончить сборку».

Мы закончим то, что мы начали, и выполним наши обязательства перед 15 зарубежными партнерами в этом проекте. Мы сфокусируем наши будущие исследования на этой станции на воздействии длительного космического путешествия на биологию человека...

Исследования на борту станции и на Земле помогут нам лучше понять и преодолеть трудности, которые ограничивают исследования. Через эти работы мы создадим опыт и технику, необходимые для обеспечения будущих исследований космоса.

Чтобы добиться этой цели, мы, как можно скорее, возобновим полеты шаттлов, с соблюдением вопросов безопасности и в соответствии с рекомендациями Комиссии по расследованию катастрофы «Колумбии». Главным назначением шаттла в течение следующих нескольких лет будет завершение сборки МКС. В 2010 г., после почти 30 лет службы, космический челнок будет отставлен от эксплуатации.

Наша вторая цель — создать и испытать к 2008 г. новый космический корабль, «Корабль для пилотируемых исследований» (Crew Exploration Vehicle), и провести первый пилотируемый полет не позднее 2014 г.

Корабль CEV должен быть способен доставлять астронавтов и ученых на космическую станцию после того, как служба шаттлов закончится.

Но основной задачей этого корабля будет нести астронавтов за пределы нашей орбиты, к другим мирам. Это будет первый корабль такого рода после командного модуля Apollo.

Наша третья цель — вернуться к 2020 г. на Луну как на точку старта для полетов дальше. Не позднее 2008 г. мы начнем посылать серию автоматических аппаратов на лунную поверхность для изучения и подготовки к будущим пилотируемым исследованиям. Используя CEV, мы предпримем длительные пилотируемые полеты на Луну уже в 2015 г., с целью жить и работать там на все более длительные периоды времени...**

** В изложении Шона О'Кифа противоречия между этими датами нет: первая экспедиция на Луну может состояться «уже в 2015 г. и не позднее 2020 г.».

Возвращение на Луну — важный шаг в нашей космической программе. Установление длительного присутствия человека на Луне может очень сильно снизить стоимость дальнейших исследований космоса и сделает возможным даже более амбициозные миссии. Поднимать тяжелые корабли и топливо против гравитации Земли дорого. Корабли, собранные и оснащенные на Луне, смогут уходить от ее намного меньшей гравитации, используя меньше энергии и потому за намного меньшую цену. На Луне имеются обильные ресурсы. Ее грунт содержит сырье, которое может быть добыто и переработано в ракетное топливо и воздух для дыхания...

Луна — это логический шаг к будущему прогрессу и достижениям. С опытом и знаниями, полученными на Луне, мы будем тогда готовы предпринять следующие шаги в исследовании космоса — пилотируемые полеты на Марс и далее...

По мере увеличения нашего знания мы создадим новые [системы] генерации энергии, тяги, жизнеобеспечения и другие системы, которые смогут обеспечить более далекие путешествия.

Мы не знаем, где закончится этот путь. Но мы знаем: люди устремляются в космос...

Это будет великая и объединяющая цель для NASA. И мы знаем, что вы ее достигнете.

Я дал администратору О'Кифу распоряжение пересмотреть все существующие работы NASA в области космического полета и исследований, и направить их на те цели, которые я назвал...

Мы пригласим другие государства разделить с нами вызовы и возможности этой новой эры открытий. Цель, которую я сегодня поставил, — это Путь, а не Гонка. И я призываю другие страны присоединиться к нам на этом пути в духе сотрудничества и дружбы.

Достижение этих целей требует долгосрочных усилий. В настоящее время бюджет NASA на 5 лет составляет 86 млрд $. Большая часть финансирования, которая нам нужна для новых работ, будет получена путем перераспределения 11 млрд $ из этого бюджета. Однако нам нужны и дополнительные ресурсы. Я попрошу Конгресс увеличить бюджет NASA примерно на 1 млрд $ в течение 5 следующих лет. Этот прирост вместе с перенацеливанием нашего космического агентства будет прочным началом для достижения целей, которые мы ставим сегодня. И это только начало. Будущие решения о финансировании будут определяться прогрессом в достижении этих целей...

Человечество влечет к небу та же сила, которая влекла нас к неизвестным землям через открытое море. Мы решили исследовать космос потому, что это улучшит нашу жизнь и поднимет национальный дух.

Поэтому давайте продолжим наш путь, и да благословит нас Бог.

Когда Дж.Буш говорил о добавке в 1 млрд $ на эти 5 лет, он имел в виду прогноз финансирования NASA на 2005-2009 ф.г., приложенный к «новому» бюджету (вторая строка таблицы 1). Действительно, эта сумма составляет 87.096 млрд $ и на 1 млрд $ больше предыдущей. Иначе говоря — всего на 1.15%.

Таблица 1. Прогнозные оценки роста бюджета NASA, млн $

Источник2004200520062007200820092005-2009
Проект FY20041546916043166561729717806 (18330)(86032)
Проект FY20051537816244 1700217815180011803487096
Без инициативы Буша-150001500015000150001500075000
На инициативу Буша-1244200228153001303412096

Следует отметить, что Конгресс США утверждает бюджет только на один год. Все суммы будущих лет — «виртуальные», они являются лишь демонстрацией намерений американской администрации. От года к году эти намерения изменяются самым непредсказуемым образом. Тем не менее Буш говорил об этих «виртуальных» сценариях финансирования как о вполне реальных, которые имеет смысл сравнивать между собой.

Самое же интересное было обнаружено на странице 15 официальной презентации проекта бюджета 2005 ф.г., в документе, датированном 3 февраля. Там показан «вероятный вариант» бюджета NASA на 2005-2009 ф.г. в том случае, если бы нового плана Буша не было. Это ровно 15 млрд $ в год без какого-либо роста и даже без поправки на инфляцию (3-я строка таблицы); итого — 75 млрд $, или на 11 млрд меньше, чем планировалось год назад. И рядом, на странице 16 — «новый бюджет», дающий прибавку в 12.1 млрд $ по сравнению с этим «вероятным» вариантом.

Таблица 2. Прогнозы по под разделам проектов

Транспортные системы966.5688.812611624142318636860
Исследовательские
системы, всего
1645.81782.4257929412809331313424

Единственное непротиворечивое объяснение выглядит так. На начальном этапе подготовки проекта-2005 NASA было поставлено перед выбором: или ваш бюджет фиксируется на уровне 15 млрд в год на много лет вперед, или вы должны объяснить, какой видимый результат можно получить, если сохранить его ранее планировавшийся рост. Итогом поиска «видимых результатов» и стал новый план стоимостью в 12 миллиардов. А слова о добавлении одного и перераспределении еще 11 миллиардов появились в речи Буша просто для отвода глаз.

Сравнение двух последовательных проектов бюджета (табл.2) позволяет увидеть, какие именно подразделы бюджета предполагается «перераспределить» на новую пилотируемую программу.

Мы видим, что значительный рост планируемых ассигнований на пилотируемые направления обеспечивается за счет направлений «Космическая наука», «Науки о Земле» и «Биологические и физические исследования». Следует заметить, однако, что из «Космической науки» в «Исследовательские системы» перенесена наиболее интересная из перспективных беспилотных программ — проект Prometheus, предусматривающий создание бортовых ядерных источников питания дальних межпланетных КА. На него в 2004-2008 ф.г. было запланировано 2070 млн $. Если учесть эту передачу, заметного сокращения раздела «Космическая наука» не предполагается. Основной же удар приходится на исследования Земли из космоса и на научную программу МКС.

Сколько нужно на новый корабль?
Теперь рассмотрим более подробно новый подраздел бюджета («Исследовательские системы») и две новые темы («Пилотируемая и автоматическая техника» и «Транспортные системы»). Прогнозные суммы по ним до 2009 ф.г. приведены в табл. 3. Суммы за 2004 ф.г. даны условно — это расходы по ранее существовавшим программам, которые «поглощены» новой инициативой.
Вот такую концепцию корабля CEV поместила на своем сайте компания Lockheed Martin. Картинка показывает процесс взаимодействия CEV и Международной космической станции.
Судьба МКС
В 1984 г., когда Роналд Рейган выступил с проектом Космической станции, она рассматривалась как орбитальная база для сборки и испытаний кораблей для полетов на Луну и Марс. Сегодня таких планов нет, и США намерены прекратить эксплуатацию станции одновременно с началом новых лунных экспедиций. Трудно отделаться от мысли, что это концептуальная ошибка.

Согласно проекту бюджета NASA, эксплуатация МКС будет продолжаться по крайней мере до 2016 г. Новая научная программа, состоящая в исследовании медицины и психологии человека в длительных космических полетах и в нахождении средств борьбы с их негативными последствиями, будет в этот период продолжена и завершена.

После 2010 г., когда шаттлы летать перестанут, доставка экипажей на МКС возлагается на «Союзы», а грузов — на коммерческие или иностранные (Россия, ЕКА, Япония) корабли. Выступая 28 января перед комитетом по торговле, науке и транспорту Сената США, О'Киф заявил, что NASA будет закупать средства доставки экипажа для МКС в необходимых объемах, а средства доставки грузов — как только это станет возможно и приемлемо по ценам. Корабли CEV могут быть привлечены к полетам на МКС, но разрабатываться они будут в соответствии с требованиями для дальних исследовательских полетов.

Судьба «Хаббла»
Все же одну, и очень серьезную, жертву проект предусматривает. Под предлогом высокого риска 16 января руководитель NASA Шон О'Киф объявил об отмене двух полетов к Космическому телескопу имени Хаббла — последней экспедиции посещения SM-04, до последнего времени планировавшейся на март 2006 г., и полета для возвращения «Хаббла» на Землю в ноябре 2009 г.

В соответствии с рекомендациями комиссии Гемана, шаттлы должны быть оснащены средствами осмотра теплозащиты и ее ремонта. Для тех, которым запланированы полеты к МКС, станция обеспечивает возможность осмотра и, при необходимости, укрытие для экипажа аварийного корабля. При полетах к «Хабблу» таких возможностей нет. Разработка же автономных средств осмотра и ремонта слишком дорога, чтобы вести ее ради одного или двух полетов. Такова официальная позиция, заявленная О'Кифом в ответ на недоуменные вопросы журналистов.

Позиция эта крайне сомнительная. Если говорить о требованиях безопасности, то шаттл, направляющийся к МКС, может оказаться не в состоянии достичь ее и также окажется в беспомощном положении. Если говорить о цене вопроса, то к миссии SM-04 разработаны и изготавливаются два новых инструмента для «Хаббла» — широкоугольная камера WFC-3 с каналом близкого ИК-диапазона и спектрограф космических источников COS для наблюдений в ультрафиолете. Стоят они 200 миллионов, и эти деньги окажутся потрачены впустую, если отказаться от установки новой аппаратуры на космический телескоп. Возможности «Хаббла» без нее будут скромнее, а без запланированного техобслуживания и ремонта он выйдет из строя довольно скоро — по имеющимся оценкам, примерно в 2007 г.

Очень похоже, что главная причина отказа от ремонта и дооснащения «Хаббла» — финансовая. Лишний полет шаттла, а тем более два, стоят дорого, и убедить администрацию Буша в оправданности затрат на них не удалось.

Что самое возмутительное — об уникальных наблюдениях далеких галактик и квазаров, планет и астероидов пресс-служба NASA трубила все 13 лет полета «Хаббла». Когда же был в одночасье решен вопрос о досрочном прекращении его работы, об этом даже не было выпущено официального сообщения. Информация со ссылкой на внутренние документы NASA появилась сначала на частном сайте...

Впрочем, 29 января сенатор Барбара Микулски сообщила, что по ее настоянию О'Киф согласился вернуться к вопросу о «Хаббле» и попросил председателя комиссии по расследованию катастрофы «Колумбии» адмирала Гемана дать рекомендации по этому поводу.

Интересная концепция лунного и марсианского комплекса без использования сверхтяжелой РН появилась на сайте компании The Boeing Co. Этот вариант корабля CEV очень похож на Apollo и тоже состоит из командного модуля ССМ (Crew Control Module) характерной конической формы и «ресурсного» модуля RM (Resource Module). На околоземную орбиту этот «новый Apollo» должен запускаться ракетой Delta 4 Heavy. Вместо пилотируемого может быть поставлен возвращаемый грузовой модуль. Вариантом этого грузового модуля является надувной жилой модуль, который в сочетании с посадочной ступенью используется и на Луне. Разгонный блок для перехода на траекторию полета к Луне образуют две ступени РН Delta 4, соединенные на низкой орбите. Из грузовых модулей разного типа на окололунной орбите создается сборочная база для посадочных аппаратов, космических телескопов и межпланетных транспортных кораблей. Марсианский корабль, в частности, собирается на окололунной орбите из блоков такой же размерности.

Показательно также, что на закрытом заседании «тайного совета» 18 декабря представители Boeing и Lockheed Martin выступили с настолько похожими концепциями будущей космической программы, что могли бы иллюстрировать свои доклады слайдами «противной» стороны, и никто не заметил бы замены.

Сборочная база на окололунной орбите
Лунный корабль с разгонный блоком

Марсианский корабль
Капсула ССМ

Тема «Транспортные системы» здесь главная и имеет своей задачей создание и демонстрацию (т.е. летные испытания) пилотируемого корабля CEV в рамках проекта Constellation («Созвездие»). На это в 2005-2009 ф.г. планируется выделить 6.6 млрд $. Одновременно закрываются работы по проекту орбитального космоплана Orbital Space Plane, на которые намечалось 6 млрд $.

Начиная с 2005 ф.г. NASA открывает новую тему «Исследования Луны» в направлении «Космическая наука». На первый год работ выделяется 70 млн $. Программа предусматривает запуск научного спутника Луны не позднее 2008 г. и посадочной станции не позднее 2009 г. Их задачи будут состоять в отработке систем и получении данных для последующих разработок, обнаружении местных ресурсов, описании условий работы на поверхности Луны и выполнении приоритетных научных исследований - таких, как нахождение геологических свидетельств о ранних эпохах развития Солнечной системы.

Для аппаратов, направляемых к другим небесным телам, помимо обычных направлений исследований (понимание истории Солнечной системы и поиск жизни), добавляется теперь разведка местных ресурсов.

На 2005 ф.г. по проекту Constellation запрашивается 428.0 млн $. Остальные средства 2005 ф.г. (260.7 млн $) предназначены на завершение работ, выполняемых в настоящее время по программе «Инициатива по космическим запускам» SLL

В рамках этой же темы «Транспортные системы» будут выделяться средства на планирование потенциальных будущих тяжелых средств выведения, которые отсутствуют у коммерческих провайдеров и иностранных партнеров. Следует подчеркнуть, что ни в речи Буша, ни в проекте бюджета не расшифровано, носителями какой размерности предполагается запускать корабль CEV и другие объекты лунного экспедиционного комплекса и в какие сроки они должны быть созданы. Даже само решение об этом отложено до 2008 г.!

Тема «Пилотируемая и автоматическая техника» является вспомогательной и отвечает за создание новых технологий, которые «обеспечивают непрерывное исследование Солнечной системы».

Опубликованы основные даты графика создания корабля CEV:

2005 — защита системных требований;

2006 — предварительная защита проекта, решение о реализации;

2008 — первый испытательный полет прототипа корабля;

2010 — начало сложных испытательных полетов;

2011 — первый беспилотный полет корабля 1-го этапа (Block I);

2013 — первый беспилотный полет корабля 2-го этапа (Block II);

2014 — эксплуатационная готовность корабля Block II к пилотируемым полетам;

2014 — пилотируемый полет за пределы низкой околоземной орбиты;

2015 — первая лунная экспедиция. Исходя из опыта программы Apollo, график этот представляется неоправданно растянутым. В самом деле, от решения об экспедиции на Луну в мае 1961 г. до запуска первого летного корабля в феврале 1966 г. прошло менее 5 лет, и с этого момента до высадки на Луну — еще 3 года с небольшим. Сегодня же на первый этап отводится 9 лет и еще 4 — на второй. Известно, что растягивание графика ведет к росту суммарных расходов — зарплату-то надо платить постоянно...

Достаточно ли для создания нового лунного корабля тех средств, которые на это намечены?
Созданный в Центре Джонсона по следам инициативы Буша-отца Отдел лунных и марсианских исследований рассмотрел в 1989-1990 гг. концепции возможных экспедиций на Луну и Марс. Финансирования лунной программы 1989 г. добиться не удалось, а «картинки» остались. Здесь на фоне реального лунного пейзажа художник NASA изобразил «базовый» вариант лунохода для пилотируемой экспедиции.

Известно, что программа Apollo обошлась в 24 млрд тогдашних долларов, и для пересчета в современные деньги эту сумму нужно умножить как минимум на 5. Конечно, тогда параллельно создавались корабль, носители семейства Saturn и наземная инфраструктура. Но даже если сегодня не делать сверхтяжелый носитель, трудно представить себе организацию длительных экспедиций на Луну стоимостью менее 40-50 млрд $. Нет никаких оснований полагать, что составляющие современной лунной программы могут быть намного дешевле, чем в первой. Если, скажем, современная бортовая электроника на порядки мощнее и во много раз компактнее и дешевле той, что была доступна к середине 1960-х, то это вполне компенсируется огромными расходами на создание для нее надежного ПО.

Продолжим аналогию. Джон Кеннеди, провозгласив национальной задачей США высадку на Луне до конца 1960-х годов, одновременно запросил у Конгресса дополнительно 531 млн $ на ближайший год и заявил, что потребуется 7-9 млрд $ дополнительно за 5 лет. В пересчете на современные деньги это по меньшей мере 2.7 и 35-45 млрд $ соответственно! Джордж Буш запрашивает у Конгресса втрое или даже вчетверо меньше, что не может не настораживать.

Корабль CEV, запускаемый на околоземную орбиту, естественно сопоставить по функциям и затратам с командным и служебным модулями Apollo. Только на эти два модуля и только на НИОКР в течение 5 лет (1962-1966), до первого испытательного полета корабля Apollo Block I, ушло 2243 млн $, то есть не менее 11 млрд $ нынешних. Но это без учета навигационных систем и прочей «начинки», без интеграции и обеспечения, а с учетом этих расходов сумму придется удвоить.

Нынешняя программа Буша рассчитана до конца его второго президентского срока (если, конечно, он будет переизбран в ноябре 2004 г.). За 4 года (2005-2008 ф.г.) до полета первого прототипа планируется израсходовать всего 4.7 млрд $. Не мало ли?

До первого полета корабля этапа Block I на программу уйдет еще 1.9 млрд $ в 2009 ф.г. и, допустим, по 3 млрд в 2010 и 2011 ф.г. Получается 12.6 млрд $ — сумма, которой может и не хватить... И, безусловно, решения о финансировании в 2010 и 2011 ф.г. будет принимать уже следующая администрация.

NASA не называет возможной стоимости инициативы Буша, но диапазон оценок, оглашенных 28 января сенатором МакКейном на слушаниях в комитете Сената по торговле, науке и транспорту, — от 170 до 600 млрд $.

Нет сомнений в том, что программа пилотируемых полетов, ограниченная лишь исследованиями на околоземных станциях, не имеет долгосрочной перспективы. Но если браться за организацию полета на Марс, нужно браться за это всерьез. Инициатива Буша — по крайней мере пока — не выглядит серьезной заявкой на организацию межпланетных полетов человека.

А нужны ли Америке Луна и Марс?
Почему 20 июля 1969 г. Армстронг и Олдрин ступили на поверхность Луны? В конечном итоге потому, что американцы в подавляющем большинстве — от инженера в Хьюстоне до домохозяйки в Бостоне — верили в необходимость опередить Советский Союз в лунной гонке и восстановить пошатнувшийся престиж США. Да, были несогласные, была оппозиция в Конгрессе, но ни война во Вьетнаме, ни убийство Кеннеди, ни переход власти от демократов к республиканцам в январе 1969-го не могли остановить набранный темп.

Сегодня никакой гонки, никакой конкуренции нет. Говорят про Китай, но эти разговоры не выдерживают никакой критики. Да, эта страна осознает себя как будущего соперника США в планетарном масштабе. Да, КНР успешно осуществила первый пилотируемый полет. Но, вопреки сообщениям СМИ, Китай не объявлял о намерении организовать пилотируемую экспедицию ни на Луну, ни на Марс. (Этот вопрос был специально задан представителю китайского МИД 15 января, и ответ был однозначным — Китай не заявлял о планах пилотируемой экспедиции на Луну.) Существующая трехэтапная лунная программа КНР имеет задачей доставку к 2020 г. с Луны автоматическим аппаратом образцов грунта.

В России имеются «инициативные» проекты марсианской экспедиции РКК «Энергия» и Центра Келдыша, но, поскольку государство пока не может себе позволить такие программы и открыто о том заявляет, вопрос о конкуренции с нами не стоит на повестке дня.

С кем в действительности, возможно, намерен конкурировать Буш — так это с объединенной Европой. Еще два года назад ЕКА объявило программу Aurora, целью которой является создание технологий для будущих экспедиций на Марс (НК №12, 2002). В ее рамках утверждены к реализации проекты подвижной лаборатории (марсохода) и экспериментальных аппаратов для демонстрации техники аэрозахвата на орбиту спутника Марса и герметичной защищенной капсулы для доставки потенциально опасных образцов грунта. Исследования в области планетологии, экзобиологии, длительных пилотируемых полетов, замкнутых СЖО создадут базу для принятия решения об экспедиции на Марс. Европа согласна осуществить ее в кооперации с другими странами или самостоятельно, и в случае, если вся подготовительная работа пройдет успешно, это может произойти примерно в 2033 г. (Создание же базы на Луне разработчики программы считают бессмысленным промежуточным этапом, который зачем-то включил в свой план Буш.)

Судя по опросам общественного мнения в США, в целом число противников инициативы Буша больше, чем сторонников. Так, 14-15 января в опросе Time и CNN против плана Буша высказался 61%, а через несколько дней в опросе Washington Post и ABC News — 62% опрошенных.

Правда, когда службой Washington Profile был поставлен вопрос: кого следует посылать в космос — автоматы или людей, голоса разделились как 57% против 38%. Более того, на стандартный «провокационный» вопрос социологической компании Ipsos-Reid: «На что бы вы порекомендовали направить деньги — на исследования космоса или финансирование местных программ, таких как здравоохранение или образование?» — большинство в 55% отдало предпочтение насущным проблемам, но целых 42% высказались за космос. В опросе этой же компании число противников и сторонников инициативы Буша оказалось равным — по 48%.

Организации энтузиастов космонавтики в США, в частности Космический фонд, Планетарное общество и Марсианское общество, поддержали инициативу Буша, осознавая, безусловно, ее слабость. По-видимому, такие люди,
Концепция лунной базы, какой она представлялась Отделению пилотируемых систем Космического центра имени Джонсона и разработчикам из компании Johnson Engineering в июле 1989 г. Основой базы является 16-метровый надувной отсек, обеспечивающий жизнь и работу 12 астронавтов. Здесь мы также видим командный пост, малую «чистую комнату», научную лабораторию, гидропонную оранжерею, жилые и бытовые помещения. Шлюз с пылеудалителями соединяет помещение базы с поверхностью Луны. На поверхности — лунный модуль, герметичный луноход и астронавты за работой.
как Эллиот Пулхэм, Луис Фридман или Роберт Зубрин, исходят из логики Наполеона Бонапарта: «надо ввязаться в бой, а там видно будет».

Независимые эксперты в подавляющем большинстве оценили инициативу Буша как плохо продуманную и не имеющую шансов на успех.

Непонятно даже, насколько сам Буш поддерживает собственную лунную программу. Выступая в Конгрессе 20 января с ежегодным посланием «О положении Союза», Буш в течение 55-минутной речи вообще не упомянул о ней. Наблюдатели считают, что оппозиция среди законодателей будет сильна. Демократы в год выборов будут напоминать про бюджетный дефицит в 477 миллиардов, на фоне которого начинать лунную программу «просто безответственно», и консервативная часть республиканцев присоединится к ним.

Среди сторонников плана Буша — лидер республиканского большинства в Палате представителей Том ДиЛей и председатель комитета по науке Шервуд Боулерт, хотя последний и делает оговорку: «Я горячо поддерживаю пилотируемые космические полеты, но не любой ценой... Я бы не стал «класть все яйца в одну корзину» за счет отказа в ресурсах космической науке и наукам о Земле». Аплодирует инициативе президента республиканец Том Финн, в округ которого входит Космический центр имени Кеннеди. «А я думаю, что и в стране, и в Конгрессе будут вопросы: зачем тратить лишний миллиард? — говорит член комитета по науке от демократов Барт Гордон. — Президенту будет нужно очень ясно объяснить, что он хочет сделать, почему мы хотим это сделать и какие блага мы с этого получим».

В Сенате отношение к программе Буша более настороженное. «У нас будет проблема: где деньги?» — говорит республиканец Джон МакКейн и предупреждает, что программа должна быть реализуемой: «Страна не заинтересована в новой космической иллюзии и не может себе ее позволить». Билл Нелсон, сенатор от Флориды и участник полета на шаттле в январе 1986 г., обеспокоен потенциальной зависимостью от России: «Если в пилотируемых полетах будет перерыв, это будет ошибкой. Они будут зависеть от российских ракет... Необходимо использовать шаттл, пока разрабатываются новые аппараты; если они не перекрываются во времени и получится перерыв на 6-8 лет, у Центра Кеннеди будут большие проблемы».

В резолюции Марсианского общества от 24 января перечислены следующие полезные моменты инициативы Буша:

• Создание нового направления в структуре бюджета NASA позволяет возобновить разработку техники пилотируемых полетов на Луну и Марс, которая в последние два-три года была просто запрещена;

• Облегчается организация и финансирование экспериментов в интересах пилотируемой программы на борту АМС;

• Инициатива Буша фиксирует отказ от безуспешных попыток создания новой многоразовой космической системы взамен шаттла;

• После 2010 г. в бюджете NASA высвобождается порядка 5-6 млрд $ в год, которые можно направить на организацию межпланетных полетов;

• Новая администрация, которая придет к власти в 2009 г., будет иметь солидную базу для принятия решений о полетах на Луну и Марс.

Ханс Марк, который руководил разработкой плана Космической станции как первый заместитель администратора NASA в 1984 г., убежден, что Буш поставил слишком отдаленную во времени цель и она не сможет увлечь людей, то есть сделал ту же ошибку, что и его отец.

Действительно, очень трудно себе представить длительную (а программа Буша имеет смысл только в том случае, если она выполняется в полном объеме в течение нескольких десятилетий) поддержку этой инициативы от населения США и со стороны законодателей.

Не исключено, что Конгресс все же утвердит бюджет NASA на 2005 ф.г. в предложенном виде — уже просто потому, что рост расходов по сравнению с предыдущими оценками очень невелик.

Однако уже сейчас большой разрыв между последним полетом шаттла в 2010 г. и первым полетом CEV в 2014 г. наводит наблюдателей на мысль: а не направлена ли в действительности инициатива Буша на то, чтобы явочным порядком прекратить в 2010 г. национальную пилотируемую космическую программу вообще?

Международная реакция на инициативу Буша

Хотя Джордж Буш и пригласил другие космические державы присоединиться к инициативе США, было ясно, что им предложен статус младших партнеров, работающих в интересах Америки. Представители России, ЕКА, Канады, Китая, Индии не привлекались к подготовке «инициативы Буша». Лишь после выступления президента Шон О'Киф оповестил партнеров по МКС о новых американских планах, а предложения об участии в программе были направлены России и другим странам по дипломатическим каналам. И хотя руководитель NASA и говорил о «весьма высокой» степени энтузиазма и интереса партнеров, в реальности они не спешат идти следом за Штатами.

Российская Федерация объявила, что не готова участвовать в новой лунной программе США. Дважды, 17 и 21 января, об этом говорил вице-премьер Правительства РФ Б.С.Алешин. В частности, он сказал: «Мы располагаем соответствующими технологиями, возможностями и научными наработками, но с точки зрения рационального подхода эта программа не вполне целесообразна... Большие амбиции у нас тоже есть, но подобных конкретных мер освоения Марса в настоящее время не предусматривается». Что же касается положений речи Дж.Буша, то «они не отличаются особой оригинальностью и носят преимущественно предвыборный характер».

Безусловно, мир интересовала реакция не вице-премьера, а руководителя страны. Президент Путин на встрече с госсекретарем США Колином Пауэллом 26 января заявил, что с интересом ознакомился с амбициозными планами президента Буша по освоению Луны и Марса. «Думаю, в этом направлении у нас есть чем позаниматься вместе», — сказал В.В.Путин. Вряд ли в этих словах можно увидеть действительное намерение участвовать в программе, а не простой дипломатический реверанс.

29 января руководитель Росавиакосмоса Ю.Н.Коптев заявил журналистам, что американский план полета на Луну нереалистичен и является предвыборным трюком, а идея создания универсального корабля для полетов вокруг Земли, на Луну и на Марс ошибочна. «Не думаю, что мы будем работать вместе над этим проектом», — сказал Ю.Н.Коптев и напомнил, что приоритетом российской стороны является достройка МКС до проектной конфигурации с экипажем из шести человек.
Большие космические инициативы США
25 мая 1961 г. Джон Кеннеди объявил программу высадки на Луну до конца 1960-х годов. На программу было израсходовано 24 млрд $. Задача была перевыполнена: вместо одной экспедиции состоялось шесть.

5 января 1972 г. Ричард Никсон объявил программу создания системы Space Shuttle. На НИОКР по программе было израсходовано 6.7 млрд $, на серийный выпуск кораблей еще 4.4 млрд, расходы на эксплуатацию составляют около 3.5 млрд $ в год. Проектный облик системы подвергся удешевлению и ухудшению. Первоначально поставленная задача — снизить расходы на доставку 1 кг груза в космос на порядок -выполнена не была. Наоборот, доставка шаттлом оказалась дороже, чем одноразовыми носителями.

28 января 1984 г. Роналд Рейган объявил программу создания в течение 10 лет Космической станции Freedom. В течение следующих 9 лет на программу было израсходовано 8 млрд $, однако ни один модуль станции не был сделан.

20 июля 1989 г. Джордж Буш-отец объявил целями США завершение Космической станции Freedom, установление постоянного присутствия человека на Луне и посылку пилотируемой экспедиции на Марс до 2019 г. Программа, стоимость которой оценивалась в 396 млрд $, не была реализована, так как Конгресс отказался дать средства даже на самые первые шаги.

17 июня 1993 г. Уилльям Клинтон объявил пересмотренную программу создания Космической станции. Всего на ее создание к настоящему времени израсходовано не менее 21 млрд $. Станция работает в неполной конфигурации и перспектива достройки ее до проектного облика не ясна.

14 января 2004 г. Джордж Буш-сын объявил целями США завершение Международной космической станции, создание лунной базы и дальнейшие пилотируемые полеты на Марс и далее.

Что интересно: три инициативы были выдвинуты летом первого года президентского срока (1961, 1989 и 1993) и три в январе года перевыборов (1972, 1984 и 2004). Иначе говоря, Кеннеди, Буш-отец и Клинтон пытались сформировать новую космическую политику с приходом к власти, что подразумевает намерение добиваться ее исполнения в течение всего президентского срока. А вот для Никсона, Рейгана и Буша-сына более вероятно предполагать более узкую задачу: выиграть выборы и избраться на второй срок за счет голосов избирателей, связанных с аэрокосмической отраслью.

Впрочем, результаты определялись не моментом выдвижения инициатив, а в конечном итоге отношением к ним Конгресса и избирателей.

Участник будущей марсианской экспедиции осматривает марсоход Sojourner, успешно работавший на поверхности Марса в 1997 г. «Картинку» выполнил Пэт Роулингс из компании SAIC по заказу Отдела исследований Центра Джонсона (1999).

Генеральный директор ЕКА Жан-Жак Дордэн назвал 15 января выступление американского президента «свидетельством роста интереса во всем мире к освоению космоса». Одновременно Дордэн подчеркнул, что продолжение исследований на МКС является приоритетом ЕКА, но брать на себя ту долю обеспечения станции, которая закреплена за США, Европа не готова.

Посол Израиля в США Даниэль Аялон заявил 27 января, что его страна не только предложит США отправить в космос второго израильтянина (первый астронавт Израиля План Рамон погиб на «Колумбии»), но и не исключает возможности полета на Луну совместно с американцами. Кажется, пока Израиль остается единственной космической державой, заявившей о намерении участвовать в программе Буша.

Нужна ли база на Луне для полетов на Марс?
База на Луне для организации полетов на Марс, астероиды и к другим далеким объектам не нужна. Если сравнить по энергетическим затратам два варианта полета к Марсу — прямо с Земли или с промежуточной посадкой на Луну, то окажется, что во втором случае масса отправляемого от Земли космического комплекса должна быть больше почти на порядок.

Конечно, если создать в искусственных выработках под поверхностью Луны заводы по производству ракетно-космической техники и компонентов ракетного топлива из местных ресурсов, без доставки компонентов с Земли, то старт марсианской экспедиции с Луны будет значительно легче, чем с Земли, и масса, а соответственно и стоимость экспедиционного комплекса, уменьшится раза в три. Однако подготовительные работы потребуют значительно больших средств, чем будет сэкономлено на марсианской экспедиции. Ведь на Луне придется добывать и обрабатывать металлы, делать электронику... то есть создавать с нуля и в крайне неблагоприятных условиях новую промышленную цивилизацию. Нет никаких свидетельств тому, что США готовы приступить к космической деятельности такого объема.

Говорят, что Луна может использоваться как полигон для отработки техники для исследования Марса и тренировки астронавтов. В принципе может, хотя и значительно отличается от Марса силой тяжести и отсутствием атмосферы. Есть ли смысл вкладывать огромные средства всего лишь в «полигон»? Останутся ли после этого желание и силы на дальнейшие экспедиции по Солнечной системе?
Организационное обеспечение инициативы Буша
15 января первый заместитель администратора NASA Фредерик Грегори объявил об изменении структуры агентства для организации исполнения инициативы Дж.Буша.

В составе NASA создается новое Управление исследовательских систем (Office of Exploration Systems), во главу которого поставлен контр-адмирал ВМС США в отставке Крейг Стейдле (Craig E. Steidle). Последняя его должность во флоте — заместитель начальника Командования авиационных систем ВМС и главный инженер по аэрокосмическим системам. Управление исследовательских систем, которому присвоен буквенный код Т, будет устанавливать приоритеты и руководить поиском, созданием и отработкой исследовательских систем и соответствующих технологий.

Управление аэрокосмической техники, из ведения которого изъяты перспективные программы средств выведения и корабля OSP, преобразовано в Управление аэронавтики и будет заниматься исключительно исследованиями в области авиационных технологий. Руководителем этого Управления назначен д-р Виктор Лебак (J. Victor Lebacqz).

30 января Джордж Буш образовал Президентскую комиссию по исполнению стратегии США в области исследования космоса — консультативный орган, который должен готовить для президента рекомендации по следующим вопросам:

● Программа научных исследований на Луне и других объектах и необходимые подготовительные пилотируемые и беспилотные работы;

● Изучение технологий и стратегий для пилотируемых и беспилотных исследований, включая использование местных ресурсов;

● Критерии для выбора будущих направлений исследования человеком;

● Долгосрочные организационные решения;

● Распределение работ с участием частного сектора и иностранных партнеров;

● Привлечение интереса школьников к изучению и выбору карьеры в области математики, естественных наук и техники;

● Управление исполнением политики Буша в пределах имеющихся ресурсов.

Комиссию возглавил Эдвард Олдридж-мл. (Edward С. Aldridge, Jr.), бывший заместитель министра и министр ВВС США и руководитель Национального разведывательного управления (1981-1988), он же — самоназначенный член экипажа «Дискавери» в так и не состоявшемся первом полете шаттла с авиабазы Ванденберг, а позднее (2001-2003) — заместитель министра обороны по закупкам вооружений.

Многие считают Олдриджа плохим выбором, потому что, будучи членом совета директоров Lockheed Martin Corp., он оказывается в ситуации конфликта интересов. Сенатор Джон МакКейн заявил 29 января, что направит Бушу письмо с предложением заменить председателя комиссии.