5.06.1783 года. Эра воздухоплавания началась в 1783 году - это неприложный факт. Попытки летания, игрушечные аэростаты, неясные мифы, фурвин Крякутного - не в силах приуменьшить велукую славу братьев. Поразительно - тысячи, десятки, сотни тысяч лет человек едва ли не ежедневно видел, как тёплый воздух уносит дым и пепел высоко в небо и никак не мог увидеть за этим фактом дверей, открытых в небо. Всё время примеряли на себя птичьи крылья. С другой стороны - природа не создала ничего, похожего на аэростат. Поразительный факт, конечно. Вот на других планетах фантасты углядели множество таких зверюшек. Скажем, у К.Булычева в повести "Посёлок" (2 книга) некие кентавры производят прямо внутри себя водород и улетают. Но нет у нас похожего зверья и, возможно, это целая ступень цивилизации - придумать то, чего нет в природе. Хотя предтечи всё же были.
Крякутного, который якобы надул большой фурвин "вонючим дымом" я обсуждать не стану - это фальсификация. А вот сообщение, что "Французский миссионер Вассон нашел в китайском архиве в Пекине документ от 1624 года, из которого видно, что в 1306 году, во время празднования коронации короля Фо-Кин, поднялся воздушный шар" - в интернете полно копий этого сообщения я откомментирую. Нелепо думать, что китайцы, фанатично любящие разные летающие игрушки, ограничились бы одним запуском за много веков. Это был не шар - акробыты с бумажными зонтиками, держась за раму, прыгали с крыши дворца. Это был предок парашюта.
Были лишь три пути к аэростату и у каждого были свои отцы-основатели.
1. Альберт Саксонский в середине XIV века писал, что тёплый воздух поднимается вверх, потому что легче холодного. В XVI в. в Англии Скалигер и Лор предлагали построить лета­тельный аппарат, поднимающийся с помощью мешка, сшитого из тонких пленок и заполненного нагретым воздухом. В августе 1709 года бразилец по происхождению Бартоломеу де Гусман, живущий в Португалии продемонстрировал королю модель воздухоплавательного аппарата, очень похожую на китайский летающий фонарик. Якобы модель поднялась в воздух на 4 метра. Ну, метраж на совести автора, про интересного человека Гусмао как-нибудь в другом месте. Ничего, кроме модельки Гусмао не сделал, затерялся по тюрьмам и сгинул во цвете лет.

2. О возможности подъема сосудов, в которых содержится разре­женный воздух, писал в 1666 г. магдебургский бургомистр Отто Герике, демонстрировавший знаменитые "магдебургские полушария". Он считал, что этот принцип может быть положен в основу конструкции летательного аппа­рата. В 1670 г. итальянец Франческо де Лана Терци издал книгу, в которой также обосновывал возможность полета с помощью полых тел. Он был абсолютно прав. Однако решение у него было найдено чисто конструктивистское - 4 полых шара диаметром 7,3 м из жести толщиной 0,1 мм, из которых выкачен воздух, обязаны были поднять сами себя и 2-3 человек согласно непоколебимому закону Архимеда. Он вычислил вес воздуха - 1/640 веса воды (на самом деле 1/775) и математически проект был безупречен. Практически же изготовить их было невозможно - давление атмосферы смяло бы сферы не только из жести, но и из самого прочного на сегодняшний день материала. Надо было просто заполнить шары более лёгким газом при том же давлении. Но воздух ещё считался однородным, ни водород, ни гелий, ни аммиак известны е были. В 1766 г. англичанин Г. Кэвендишем открыл водород, или, как его называли в то время, «горящий воздух». Уже в 1768 г. английский химик Блэк после изучения свойств водорода пришел к выводу о возможности использования его подъемной силы для будущих летательных аппаратов. Но наиболее близко к созда­нию воздушного шара, наполненного водородом, подошел итальян­ский физик Тиберио Кавалло, который в 1781 г. провел в Лондоне серию опытов по наполнению водородом оболочек, изготовленных из бумаги, а также пузырей животных и рыб. Однако эти опыты оказа­лись неудачными вследствие большой газопроницаемости материа­лов оболочек. Хороши у него получались лишь мыльные пузыри, наполненные водородом.
Рисунок с описанием шара братьев Монгольфье 1783 года: «Вид и точные размеры Воздушного шара, который первый поднял людей в воздух». 1786 Есть разные версии, какбратья Монгольфье додумались до монгольфьера. Расскажу об одной, не упирая на её истинность. В ноябре 1782 из Анноне в Авиньон приехал владелец бумажной фабрики Жозеф-Мишель Монгольфье. Вечером он вышел на балкон и задумчиво начал рассматривать фабричную трубу, из которой валил густой дым. Но неэкологическое зрелище пробудило в нём Мысль. В номере гостиницы он изготовил из бумаги, шёлка и клея мешок, принёс мокрой соломы, ещё раз солому замочил, чтоб дым был погуще, разжёг и наполнил дымом мешок. Мешок взлетел!
Уже через день, добравшись домой, вместе с братом Жаном-Этьеном он склеил оболочку в 20 м3. Её тоже наполнили дымом вонючим, сжигая мокрую солому и шерсть. Шар вырвался из рук и улетел в небеса. Это хорошо, но почему такое странное топливо? Дело в том, что братья не знали того, что знал Альбер Саксонский 400 лет назад - они думали что чем гуще дым, тем сильнее он "наэлектролизован" и из-за этого дым поднимается.
25 апреля 1783 братья запустили шар диаметром 12 метров. Он поднялся на высоту 305 м и пролетел 915 м. Летом 1783 братья создали оболочку в 35 м в окружности (ок 10 м в диаметре). Подъём состоялся в Анноне 5 июня 1783 г. Изумлению народа не было предела. Эра воздухоплавания началась. Нет чёткого определения даты начала Эры Воздухоплавания. Поэтому я сам назначу критерий - это изумление народа, переворот в сознании. Человек был просто обречён после этого завоевать воздушную стихию. И это произошло очень скоро.
Король приказал разобраться. Парижская академия наук создала комиссию, к Монгольфье обратились с просьбой повторить опыт в Париже. Но, пока Монгольфье собирался, вирос аэронавтики уже поразил парижан. Профессор ботаники Фожа де Сен-Фон объявил сбор средств и мгновенно собрал 10 тыс франков В 1782 году Братья Жан-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, увлекавшиеся вопросами динамического воздухоплавания, а также пытавшиеся экспериментировать с оболочками, наполняемыми водородом, знакомые с этим открытием, пришли к выводу, что причиной подъема облаков является их электризация. С целью получения газа, обладающего электрическими свойствами, они начали сжигать мокрую солому и шерсть. Этот материал они использовали по аналогии с процессами, происходящими в электрографе, а воду добавляли для получения пара, схожего с составом облаков. Свои шары (вначале они были прямоугольных форм и только затем сферические) они называли аэростатическими машинами. Один из таких шаров, диаметром 3,5 метра, был показан родным и знакомым. Шар, поднявшись на высоту 300 метров, продержался в воздухе около 10 минут. После этого братья Монгольфье построили оболочку диаметром более 10 метров, она была сделана из холста, в верхней части изнутри оклеена специальной бумагой (которую специально для этой цели создал швейцарский химик Ами Аргант) и усилена веревочной лентой. Демонстрация этого шара состоялась на базарной площади в городе Анноне 5 июня 1783 года. Был составлен протокол, который отразил все подробности полёта. Шар поднялся на высоту до 500 метров и продержался в воздухе около 10 минут, пролетев при этом 2 километра. 19 сентября 1783 года в Версале (под Парижем) в присутствии короля Людовика XVI во дворе его замка в час дня воздушный шар взмыл в воздух, унося в своей корзине первых воздушных путешественников, которыми были овца, курица и утка. Шар пролетел 4 километра за 10 минут. Для его наполнения потребовалось 2 пуда (32 кг) соломы и 5 фунтов (2,3 кг) шерсти. 21 ноября 1783 года в Париже впервые в воздух на монгольфьере поднялись Пилатр-де-Розье и маркиз д’Арланд. Стартовав около 14:00 от замка ла Мюетт в Буллонском лесу (парк на западной окраине Парижа), воздушный шар поднялся на высоту около 3000 футов (1 км). Пролетев около пяти миль (9 км) за 25 минут, перелетев Сену, первые воздухоплаватели приземлились на холме Бют-о-Кай между ветряными мельницами невдалеке за городским валом. Народ их приветствовал как национальных героев. Братья Монгольфье и всё человечество праздновали победу. 24 сентября 1784 года в Лионе впервые в воздух на монгольфьере поднялась женщина. Госпожа Тибль в присутствии шведского короля Густава III поднялась на высоту 2700 метров и продержалась в воздухе 142 минуты. 15 июня 1785 года стал трагическим в истории воздухоплавания. В этот день погибли пилот, физик, изобретатель Жан Франсуа Пилатр-де-Розье и его друг — механик Ромен. Этот аэростат (розьер) представлял собой комбинацию монгольфьера и шарльера, что и привело к трагедии. В дальнейшем монгольфьеры уступили своё место аэростатам, наполняемым водородом, так называемым шарльерам. Это было вызвано присущими монгольфьерам недостатками: необходимость брать на борт большое количество топлива, опасность возникновения пожара в воздухе и т. д. Фиеста современных монгольфьеров Однако, во второй половине XX века монгольфьеры вновь стали популярны. К этому привело появление новых легких и огнестойких материалов и появление специальных газовых горелок, которые вместе с газовыми баллонами составили удобный и надежный комплекс управления тепловыми аэростатами. Кроме того, появился и такой вид монгольфьеров, как солнечные. Перепад температур между воздухом в оболочке и окружающей средой может составлять около 30 °C. Разумеется, такие аэростаты могут летать только в солнечную погоду, да и объём оболочки в 2,5—3 раза больше, чем у обыкновенных. Появление новых типов монгольфьеров привело и к появлению новых видов соревнований и воздушных праздников — фиест. В соревнованиях необходимо как можно точнее привести аэростат в заданную точку или оптимизировать временной или дистанционный интервал полета. Фиесты же представляют собой более фееричное зрелище: одновременный старт десятков, сотен, а на особо крупных фиестах и тысяч монгольфьеров различных форм и цветов производят на зрителей неизгладимое впечатление. Аэростаты тепловые радиоуправляемые (моделизм) Аэростаты тепловые радиоуправляемые — это радиоуправляемые авиамодели тепловых аэростатов объёмом до 200 м^(3). Соревнования подобных аэростатов регулируются правилами, установленными Спортивным кодексом FAI: Секция 4 — Авиамоделирование. Том 7. Воздухоплавательные модели. В России 30.01.2007 г. состоялась первая фиеста тепловых радиоуправляемых аэростатов «Рождественская аэромодельная фиеста 2007» на Кубок московской школы-интерната для одарённых детей «Интеллектуал» (№ 1128). Подъёмная сила монгольфьера Плотность воздуха может быть выражена формулой: \rho = \frac {29} {22,4}\cdot \frac {P} {760}\cdot \frac {273} {T}, где \rho — плотность воздуха в кг/м^(3); P — атмосферное давление в мм рт. ст.; T — абсолютная температура воздуха в K. Подъёмная сила монгольфьера в килограммах на 1 м^(3) объёма оболочки равна разности плотности воздуха в атмосфере и средней плотности воздуха в оболочке и может быть выражена формулой: F= 0,465 \cdot P \cdot \bigg (\frac {1} {T_A} - \frac {1} {T_O}\bigg), где T_A и T_O — абсолютная температура забортного воздуха и средняя абсолютная температура воздуха внутри оболочки, соответственно. Например, при атмосферном давлении 760 мм рт. ст., температуре атмосферного воздуха 0 °С и средней температуре воздуха в оболочке 50 °С подъёмная сила монгольфьера составит 0,2 кг на 1 м^(3) объёма оболочки, что в несколько раз меньше подъёмной силы шарльеров, наполненных водородом, гелием, метаном или аммиаком. При подъёме монгольфьера изменения давления и температуры атмосферного воздуха действуют разнонаправленно: уменьшение давления ведёт к уменьшению подъёмной силы, а снижение температуры способствует её увеличению, но влияние давления преобладает, поэтому подъёмная сила монгольфьеров с увеличением высоты убывает. С увеличением температуры воздуха внутри оболочки подъёмная сила возрастает, но эта температура весьма ограничена жаростойкостью оболочки. По этим причинам монгольфьеры, как правило, поднимаются на высоту не более нескольких сотен метров. Примечания Литература Таланов А. В. Всё о воздушных шарах. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. (эксплуатация современных монгольфьеров) См. также Крупнейшие катастрофы монгольфьеров Шарльер Wiki letter w.svg Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. commons: Монгольфьер на Викискладе? [скрыть] Просмотр этого шаблона Летательные аппараты Планирующие Планёр (мотопланер) • Дельтаплан (дельталёт) • Параплан (паралёт · мотопараплан) Винтокрылые Автожир • Вертолёт • Винтокрыл • Конвертоплан Аэростатические Аэростат (шарльер · монгольфьер · розьер · стратостат) • Дирижабль Ракетодинамические Ракетоплан • Крылатая ракета Другие Самолёт • Орнитоптер • Мускулолёт • Экраноплан (экранолёт) • Летающая подводная лодка • Циклокоптер Категории: Транспортные средства Аэростаты История XVIII века 1709 год в науке 1783 год в науке Навигация Создать учётную запись Представиться системе Статья Обсуждение Читать Править Текущая версия Править исходный текст История Заглавная страница Рубрикация Указатель А — Я Избранные статьи Случайная статья Текущие события Участие Сообщить об ошибке Портал сообщества Форум Свежие правки Новые страницы Справка Пожертвования Печать/экспорт Инструменты На других языках Afrikaans ?nglisc Bosanski Catala` C(esky Cymraeg Deutsch English Esperanto Eesti Suomi Franc,ais Frysk Hrvatski Magyar Bahasa Indonesia Italiano ??? ??????? ??? Latina Lietuviu; Bahasa Melayu Norsk nynorsk Norsk bokma*l Polski Roma^na( Simple English Svenska ??? Українська Winaray ?? Править ссылки Последнее изменение этой страницы: 00:59, 25 мая 2013. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc. Свяжитесь с нами Политика конфиденциальности Описание Википедии Отказ от ответственности Разработчики Мобильная версия Wikimedia Foundation Powered by MediaWiki