Огонек №16 1958 год
ОНА
ЛЕТАЛА
В КОСМОС

— Она первая побывала на высоте в 212 километров и возвратилась на Землю, — ука­зали мне на маленькую со­бачку черно-белой масти. В печати уже сообщалось о биологических исследованиях при полетах в верхние слои атмосферы и указывалось, что советские ученые прово­дили исследования, в кото­рых подопытные животные (собаки) совершали полеты на ракетах до высоты 100 — 210 километров. Перед вами одна из таких подопытных собак. Ее зовут Дамка, ве­сит она 7 килограммов.

Хорошо откормленная, с шелковистой шерстью, собачка весело прыгала вокруг экспериментатора, как здесь называют врача, проводящего опыты, вставала на задние лапки, выпрашивая сахар. Она вела себя так же, как и самая обычная собака, здоровая, сытая, довольная жизнью. Глядя на Дамку, просто не верилось, что она дважды побывала за пределами земной атмосферы. Я попросил рассказать о Дам­ке подробнее.

...Незавидная судьба ма­ленькой собачонки, потеряв­шей хозяина, ставшей бездомною, изменилась внезап­но. Как-то возле нее остано­вились два человека. Один из них, внимательно осмот­рев собаку, сказал: «Как раз то, что нам нужно: и разме­ры и масть подходящие».

В специальном виварии после медицинского осмотра она получила кличку Дамка и вместе с другими собака­ми стала проходить подготов­ку к путешествию в космос. Никогда еще за Дамкой так не ухаживали. Ее кормили по особому рациону, мыли, водили на прогулку. Когда собака привыкла к новой кличке и к своему хозяину-экспериментатору, начались занятия.

Дамке по индивидуальному заказу сшили «рубашку», к которой присоединялись приборы, фиксирующие движе­ния собаки. Когда Дамка на­училась «носить» эту одежду, ее привели в лабораторию, где на столе стоял контейнер, точно такой же, в ка­ком предстояло лететь в кос­мос.

— Дамка, работать! — ско­мандовал экспериментатор.

С этого дня началась дли­тельная тренировка. Дамку учили по нескольку часов спокойно лежать в контейне­ре. Она привыкла к «внеш­ним раздражителям», кото­рые будут действовать в по­лете, к треску киноаппарата, к шумам различных прибо­ров.

Затем обучение продолжа­лось на ракетодроме возле установок для запуска ракет.

Наконец наступил день пу­тешествия в космос. Для Дам­ки он казался самым обыч­ным днем. На ракетодроме собака заняла свое место в контейнере, который поме­стили в головной части раке­ты. Но вот ракету запустили, и она, оставляя за собой большой огненный хвост, умчалась в небо.

Киноаппарат автоматиче­ски заснял поведение собаки во время путешествия в космос. Сначала перегрузка, вы­званная ускорением ракеты, как бы во много раз увеличила вес собаки, прижала ее голову к полу. В глазах жи­вотного недоумение и трево­га. Но вот ракета покинула пределы земной атмосферы, и наступило состояние неве­сомости: Дамка быстро под­няла голову, навострила уши и с любопытством посмотре­ла в круглый иллюминатор.

Собака вела себя спокойно и при возвращении из кос­моса на родную планету. Она отлично перенесла спуск на парашюте. Когда открыли контейнер, четвероногая путешественница выскочила на землю с громким лаем.

— А как сейчас самочув­ствие Дамки?—поинтересо­вался я.

— После первого полета Дамка совершила еще одно путешествие в космос на та­кую же высоту. Состояние ее, так же как и других со­бак, неоднократно покидав­ших пределы земной атмо­сферы, вполне удовлетвори­тельное.

А. ГОЛИКОВ