"Огонёк" 1959 год №52
СПОТЫКАЯСЬ В КОСМОСЕ
Александр СЕРБИН

О запуске этого спутника американская печать говорила уже давно. В сентябре журнал «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт» многозначительно сообщал: «Сегодня Соединенные Штаты обладают возможностью попасть в Луну так же, как это сделала Советская Россия». Журнал «Ньюс-уик» предсказывал, что США запустят ракету «Атлас-Эйбл» уже в октябре и что у Соединенных Штатов «будет шанс занять место в космосе». Накануне запуска американские планы стали еще более ясными. Агентство Ассошиэйтед пресс оповестило, что американские ученые с помощью ракеты «Атлас-Эйбл» рассчитывают «превзойти все, что было сделано русскими». На орбиту вокруг Луны предполагалось вывести спутник весом в 375 фунтов, изготовленный в форме шара из металла и пластмассы. Спутник должен был сделать фотографии Луны, включая фотографии ее невидимой стороны, и произвести ряд других исследований, данные о которых должны были быть переданы на Землю по радио. Дата запуска была выбрана с учетом предстоявшей поездки американского президента по зарубежным странам.

...Когда в ночь с 25 на 26 ноября 1959 года стрелки на часах американской ракетной базы на мысе Канаверал показали 2 часа 26 минут (в Москве в это время было 10 часов 26 минут утра), четырехступенчатый «Атлас-Эйбл» взял старт. Через три минуты в темном, безоблачном небе было видно только неясное пятно. Это действовала еще первая ступень ракеты — «Атлас». Вторая ступень, «Эйбл», «исключительно надежная», как охарактеризовало ее агентство Юнайтед пресс интернейшнл в первом сообщении с мыса Канаверал, должна была включиться через четыре с половиной минуты после старта. Корреспонденты, присутствовавшие при запуске, ждали новостей о дальнейшем движении ракеты. Но сообщать им пришлось слова представителя Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, который сказал, что с верхними ступенями ракеты что-то случилось. Позже агентство Ассошиэйтед пресс передало заявление Управления: «Следует предположить, что вторая ступень не воспламенилась».

За последние пятнадцать месяцев это была шестая неудачная попытка Соединенных Штатов запустить ракету в направлении Луны. «Угнетающая неудача», «Тяжелый провал» — комментировали газеты США происшедшее на мысе Канаверал. «Луну мы знаем все еще из вторых рук» — озаглавила статью, посвященную этому событию, «Нью-Йорк геральд трибюн». В статье говорилось: «Остается в силе тот факт, что то, что Советскому Союзу удалось осуществить с великолепной точностью свыше двух месяцев назад, нам все еще недоступно». В таком же уныло-раздраженном тоне писала о ракете «Атлас-Эйбл» и «Нью-Йорк таймс»: «Те, кто хотел успокоить наше общественное мнение после советских успехов в сентябре и в начале октября этого года, ссылаясь на надежды, которые возлагались на запуск ракеты «Атлас-Эйбл», теперь увидели, что эти надежды оказались развеянными немногим более чем через минуту после того, как гигантские ракеты взмыли в небо на мысе Канаверал».

* * *

В 1950 году некий официальный представитель, имя которого не сообщалось, заявлял: «Мы в любое время могли бы запустить ракету на Луну, если бы к этому были хоть какие-нибудь основания». А в феврале 1957 года генерал-майор Бернард Шривер, отвечавший за программу создания баллистических ракет дальнего действия, утверждал, что мощность «Атласа» годится, чтобы вывести за пределы земного притяжения груз в несколько тысяч фунтов. Система управления ракет, по его словам, была «достаточно точна для попадания в цель, гораздо меньшую, чем Луна».

Но эру покорения космоса открыл 4 октября 1957 года не американский, а советский спутник. В эту эру Соединенные Штаты вынуждены были войти под лозунгом «Догнать СССР!». Американские официальные лица очень неохотно признали свое отставание и всячески пытались преуменьшить значение советского научного подвига. Именно тогда из уст одного высокопоставленного политического деятеля США раздалось утверждение, что американский спутник «будет лучше с научной точки зрения», чем советский. Это утверждение до недавних пор продолжало оставаться в арсенале американской пропаганды, которая продолжала повторять, что оборудование американских спутников превосходит оборудование советских.

Когда же наконец несколько американских спутников вышло на орбиту вокруг Земли, печать США поспешила оповестить мир, что Соединенные Штаты выигрывают «космическую гонку». «В космосе ведут Соединенные Штаты: следующая цель — Луна»,- гласил, например, заголовок в апрельском номере журнала «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт» за 1958 год. Номером раньше этот же журнал, ссылаясь на официальные источники, опубликовал «Расписание попадания в Луну». «Расписание» выглядело так:

«В течение нескольких месяцев ракета, изготовленная на базе существующих ракетных установок, сможет попасть в Луну.

В течение года космический корабль сможет обогнуть Луну по орбите и послать на Землю сообщения о научных исследованиях невидимой стороны Луны.

В течение трех лет спутник с человеком сможет выйти на орбиту вокруг Земли...

В течение 10-12 лет американец может быть высажен на Луне и потом возвращен обратно на Землю».

Сейчас, почти через два года, расписание это выглядит довольно занимательно. Особенно если иметь в виду то, что, как сообщал тогда же журнал, «Пентагон хотел бы предотвратить, если это возможно», чтобы советские ракеты попали на Луну первыми.

А недавно американцы прочитали в журнале «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт» следующее: «Возможно, что Советская Россия сохранит пока ведущую роль в эффектных действиях в космосе, так как Соединенные Штаты должны сконцентрировать свои усилия на ракетах, предназначенных для военных целей.

Жалуясь, что США вынуждены довольствоваться «вторым местом», американская печать много писала о спорах и соперничестве между различными видами вооруженных сил, занимающихся ракетами. В последнее время с обвинениями и контробвинениями друг против друга выступили демократы и республиканцы. Сенатор-демократ Ричард Рассел возложил главную ответственность за отставание США на президента Эйзенхауэра. Журнал «Тайм», в свою очередь, объявил, что корни этой отсталости надо искать в «неспособности научных советников Гарри Трумэна еще в середине сороковых годов предвидеть будущее управляемых снарядов».

Это объяснение стало особенно модным. Американские газеты и журналы за последнее время вовсю старались убедить читателей, что «русские начали раньше» и лишь выигрыш во времени позволил им уйти вперед. Насколько это далеко от истины, говорит тот факт, что в США уже с 1945 года работало более сотни вывезенных из Германии специалистов по ракетостроению, а их первый спутник был запущен с помощью ракеты, созданной под руководством небезызвестного Вернера фон Брауна.

В поисках причин отставания США от нашей страны американские газеты и журналы боятся заглядывать глубже. «Почему Соединенные Штаты Америки, богатству и развитию науки и техники которых все удивлялись, почему же эта страна сейчас пытается несколько раз запустить ракету к Луне, но она не идет к цели, а падает на дно морское! — говорил Н. С. Хрущев. — Ведь дело не в том, что у них не хватает долларов. У них долларов много, они богаче. Дело не в том, что у них нет материалов. Материалы есть. Дело не в том, что у них нет ученых. Ученые тоже есть. Чего же у них нет? У них нет такого строя, какой существует у нас».

По оценкам американских ученых, сообщенным газетой «Уолл-стрит джорнэл», Соединенные Штаты в космосе отстали от Советского Союза на пять лет. Американские специалисты считают, что советские космические ракеты обладают вдвое большей мощностью по сравнению с американскими ракетами. Доктор Герберт Йорк, директор отдела оборонных исследований и техники в Пентагоне, признал, что в течение нескольких лет «русские будут всегда иметь возможность запустить в космос нечто большее», чем США. Все это наводит американскую печать на довольно грустные размышления. Журнал «Ньюс-уик» недавно напечатал статью, озаглавленную «Как проиграть космическую гонку». В ней говорилось: «В течение двух лет всегда находился какой-нибудь способ, чтобы объяснить советский триумф в космосе. Когда спутники взмыли ввысь, нашлись официальные лица, которые легко сбросили их со счетов как «куски железа» в сравнении с нашими элегантно оборудованными «Авангардами»... В январе этого года, когда Россия сообщила, что она послала ракету в сторону Луны с выходом на орбиту вокруг Солнца, этот подвиг был сначала поставлен под сомнение, а потом низведен до минимума, как слишком простой в сравнении с прямым попаданием в Луну. Русские попали в Луну лунником № 2. Последовало быстрое объяснение, что попадание в Луну ничто в сравнении с выводом спутника на сложную лунную орбиту, что планируют Соединенные Штаты. Затем последовал взрыв американской ракеты во время наземных испытаний, и как раз около того времени, когда эта ракета должна была взлететь, лунник № 3 был запущен на орбиту вокруг Луны и Земли.

Времени — и космического пространства — остается все меньше. Спросите ведущих американских ракетостроителей и американцев, занятых проблемами космических исследований, какая страна первой поразит следующие большие космические цели. Их ответы будут отрезвляющими. Первый человек в космосе? Наиболее вероятно — русский. Миссия на Марс? Русские не упустят в следующем году этого шанса. Первый человек на Луне? Он повезет с собой серп и молот».


4 апреля 1958 года журнал «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт» напечатал статью, которая называлась «В космосе ведут США: следующая цель — Луна»...


...А заголовок статьи в номере этого же журнала от 19 октября 1959 года гласил: «Космическая гонка: как США сделались «номером вторым».

Американский обозреватель Эрнест Линдли, характеризуя отношение официальных представителей США к советским достижениям в космосе, писал: «...Тенденция преуменьшать советские успехи принадлежит главным образом, но не целиком, прошлому». И действительно, еще совсем недавно уходящий в отставку руководитель управления новейших исследовательских работ министерства обороны США Рой Джонсон, по язвительному замечанию журнала «Тайм», не мог предложить ничего лучшего, кроме создания «департамента психологической войны», чтобы «ответить» на «советские победы в космосе». Еще недавно американский вице-адмирал Риковер противопоставлял советским успехам то, что США... обладают «единственной беременной космической обезьяной». (Обезьянка Бейкер была поднята в космос в носовом отсеке одной из американских ракет.) Правда, позже выяснилось, что США не обладают этим «чудом»: сообщения о том, что Бейкер ждет потомства, были опровергнуты.

Последний неудачный запуск ракеты «Атлас-Эйбл» на мысе Канаверал сделал оценки собственных достижений США более осторожными, а успехов Советского Союза — более объективными. Газета «Нью-Йорк уорлд телеграм энд сан» отмечает: «Наше начинание было фактически обречено на провал, и неблагоприятные шансы дальнейших аналогичных попыток в ближайшем будущем остаются колоссально большими. Дело в том, что мы не имеем мощных ракет для запуска спутников, которыми обладает Советский Союз, и мы, вероятно, не будем их иметь в течение ближайших трех лет или около того».

Надеждой США становится сейчас так называемый проект «Сатурн». О нем больше всего пишет американская печать. Этот проект предусматривает соединение восьми ракет типа «Юпитер» в одну мощную ракету. Над «Сатурном» работает все тот же Вернер фон Браун. Как заявил Рой Джонсон, эта ракета выведет на орбиту вокруг земли спутник с человеком. Она будет готова не раньше конца 1963 года. По словам Эрнста Штулингера, одного из коллег фон Брауна, «Сатурн» будет лучше, «чем все, что сделали пока русские». Однако он добавил: «Но мы должны, конечно, признать, что русские не стоят на месте. К тому времени, когда у нас будет «Сатурн», они будут далеко впереди того, где они сейчас».

Штулингеру нельзя отказать в трезвом взгляде на вещи.

Среди американских специалистов по ракетам:
...Если сравнить наши успехи с советскими, то наши — это
просто капля в море.

Карикатура из английской газеты «Дейли уоркер».