«Огонек» 1964 г. №44, обл 2, с.1-5



ТРИ БОГАТЫРЯ:

— ЗДРАВСТВУЙ, РОДИНА, ЗДРАВСТВУЙТЕ, МОСКВИЧИ!



Москва. 19 октября 1964 года. Внуковский аэродром. Встреча советских космонавтов В.М.Комарова, К.П.Феоктистова, Б.Б.Егорова

Фото А.Гостева и М.Савина








Фото А. Бочинина.



Дорога на космодром начинается на Красной площади. Здесь, перед Мавзолеем Ильича, звездный экипаж поклялся выполнить задание Родины...Слушай, Земля! Они снова на Красной площади, они рапортуют Советской Родине: клятву сдержали, полет космического корабля успешно завершен!



Ленинский проспект — звездная трасса...

Фото А. Ляпина.

ПЕРЕД ДАЛЬНИМИ КОСМИЧЕСКИМИ ПОЛЕТАМИ



— Почему экипаж космического корабля состоял именно из трех человек? — спрашиваем мы у врача, сотрудника научного учреждения, где космонавтов готовили к полету.

— Орбитальные полеты вокруг нашей планеты выполняют в одиночку, — отвечает он. — Ведь в случае болезни, например, или технических неполадок космонавт в любое время может прервать полет и возвратиться на Землю. А в дальнем космическом рейсе такая возможность исключается. Притом уже настало время, когда надо производить обширные исследования в космическом пространстве, выполнить их человеку одной специальности не под силу. Кроме того, обширная программа научных исследований уже не может быть обеспечена информацией, передаваемой по телеметрическим каналам. Так перед наукой встала проблема: комплектование экипажа космического корабля.

Сначала предстояло решить, какие именно специалисты необходимы в дальнем полете к другим планетам. Прежде всего летчик-космонавт, потом — инженер-ученый и врач.

Такое объединение специальностей в какой-то мере традиционно: комплектование исследовательских бригад из летчиков, инженеров и врачей позволяет продуктивно решать самые сложные вопросы. Такая тройка практически сумеет преодолеть все трудности дальнего космического рейса, провести исследования по заданной программе. При этом космонавты должны быть так подготовлены, чтобы в определенных пределах заменять друг друга.

— А как тренировали экипаж к полету?

— Тренировка Комарова, Феоктистова, Егорова имела свои особенности. Были значительно расширены психологические исследования. С помощью таблиц мы проверяли у космонавтов скорость ответных реакций, брали пробы на время (отсчет в уме заданного отрезка времени, скажем, двадцати секунд) и тому подобное. Эти исследования проводились также и в состоянии кратковременной невесомости при полетах на самолете.

Вся жизнь космонавтов в полете будет проходить в небольшом замкнутом помещении звездолета. А полет может длиться месяцы, даже годы. В таких условиях дружба, взаимное уважение, слаженность в работе имеют первостепенное значение.

Предварительное изучение характеров людей, их симпатий и антипатий оказывается недостаточным. При длительном совместном пребывании в экспериментальной камере индивидуальные особенности порой проявлялись совсем не так, как заранее предполагалось. Кроме того, каждый член экипажа может быть отличным специалистом а своей области. Однако трудно сказать, как будет работать экипаж в целом. Изучение всех этих вопросов относится к групповой психологии.

Комаров, Феоктистов и Егоров участвовали и в тех тренировках, которые ранее выполняли их предшественники. Только на этот раз тренировки были более действенны, поскольку они строились с учетом опыта уже совершенных космических полетов. Так, например, физическая подготовка. Тут разработана стройная система, вполне оправдавшая себя. Разбита эта система на два этапа. Первый — общегигиенический. В него входят упражнения на растяжение мышц, тренировка вестибулярного аппарата в сочетании с развитием навыков равновесия, ходьба, небольшие пробежки в медленном темпе. Затем в занятия включаются различные спортивные игры, бег на дальние дистанции. На втором этапе космонавты самостоятельно выполняют индивидуальные упражнения: совершают заплывы в бассейне, прыгают с вышки в воду, занимаются подводным плаванием.

Большое внимание , уделялось парашютной подготовке экипажа, и тут, как, впрочем, и в других специальных тренировках, ученому и врачу не делалось особых скидок. Летчик-космонавт Комаров совершил 77 прыжков, стал инструктором парашютной службы.

Комаров, Феоктистов и Егоров прошли цикл исследований в термокамере. При этом космонавты четко выполняли задания по программе, хорошо переносили высокие температуры. Много внимания уделялось подготовке экипажа к пребыванию в состоянии невесомости. Чтобы уменьшить ее воздействие, космонавты выполняли упражнения, укрепляющие вестибулярный аппарат, тренируясь на различных приборах. Очень действенными были тренировки в состоянии кратковременной невесомости при полетах на специальном самолете.

Комаров так рассказывал о своих ощущениях в первом полете:

— Первое впечатление — что-то приятное и легкое. Особого возбуждения от этого состояния не ощущал. Пространственная ориентировка затруднялась при выполнении летчиком горки с креном. Мне казалось, что мы летим вертикально вверх.

Я взял флягу с водой. Отвинтил крышку, вода столбиком устремилась из горлышка вверх и рассыпалась на шарики. Попробовал пить. Пил легко, но не вся вода попадала в рот. По программе выполнял упражнения на точность движений: попадал карандашом в круг. Делал это без затруднений.

В заключение программы ел конфеты. Одну развернул, половину откусил, разжал пальцы, и — вторая половина уплыла за голову. Развернул вторую и уже съел целиком. Жевал и глотал без затруднений. Хорошо ощущал вкус. «Выполнение упражнений в невесомости, конечно, требует большего внимания, чем на земле. Например, письмо — ощущается отсутствие опоры. Впрочем, почерк не менялся.

— Ну, это, так сказать, субъективные ощущения космонавта, — говорит врач. — А вот объективные данные: частота дыхания в горизонтальном полете — от 17 до 23 циклов в минуту, а в невесомости — 16-21 цикл. Пульс на земле был 73 удара в секунду, а в невесомости — 90-108.

— Ну, а как перенес невесомость ваш коллега врач?

— С особенностями влияния невесомости на организм Егоров познакомился раньше, чем стал космонавтом. Ведь он принимал непосредственное участие в исследованиях влияния невесомости на человека, в изыскании средств, уменьшающих это вредное воздействие.

Посмотрите его запись в журнале: «Перед полетом самочувствие хорошее. Перегрузку при пилотировании перенес хорошо. Каких-либо зрительных нарушений не было. При переходе в состояние невесомости и во время невесомости — приятное ощущение легкости. Каких-либо неприятных ощущений, иллюзий — кренов, переворотов — как с открытыми, так и с закрытыми глазами не было. Настроение все время оставалось бодрым».

Тренировки экипажа космического корабля завершила имитация суточного орбитального полета — от взлета до возвращения на родную планету.

Врач рассказывает, что в кабине космонавтов создана зона комфорта, как говорят гигиенисты. Это значит, что условия жизни здесь сходны с земными: нормальное барометрическое давление, обычная влажность воздуха, привычная температура.

Вот место летчика-космонавта. Перед ним рычаги управления, пилотажные и аэронавигационные приборы, различные сигнализаторы. Затем — место инженера. В специальных гнездах размещены научные приборы и аппараты. Возле кресла врача — медицинское оборудование. Вообще корабль буквально начинен приборами, аппаратами, какими-то сложными устройствами.

В специальной компактной упаковке лежит спасательное снаряжение.

— Вопрос безопасности полета космонавтов был тщательно изучен, — рассказывает врач. — Несмотря на глубокую уверенность в надежности космического корабля, мы, естественно, подготовили снаряжение и на случай аварийной посадки. Спасательное снаряжение подобрано с учетом возможной посадки корабля в океане и в пустыне, на горных склонах и в тайге.

В «полете» каждый занимался своим делом. Действия летчика-космонавта в основном не отличались от действий его предшественников. А вот работа научного работника — инженера и врача — выполнялась в «космосе» впервые.

Инженер проводил исследования по заданной программе. Врач исследовал физиологические функции космонавтов, вопросы кровообращения, в частности кровообращения сосудов нижних конечностей. Для этого он на голени космонавтов накладывал специальные приборы, отмечающие увеличение или уменьшение объема ноги при длительной невесомости.

В распоряжении Егорова были различные таблицы для изучения работоспособности космонавтов в полете, аппарат для записи биотоков мозга, изучения координации движений... Он брал кровь для анализа и наносил ее на специальную пленку, где она засыхала.

— Можно ли считать, что полет космического корабля «Восход» приблизил путешествие людей на Луну?

— Луна, конечно, заманчивая цель, к тому же, по-видимому, наиболее достижимая для землян в ближайшее время. Но и этот космический рейс ставит перед учеными, в том числе и врачами и биологами, много задач, которые еще далеки от разрешения.

Думается, что покорение Луны будет происходить по этапам. Сначала на Луну зашлют автоматическую научную станцию. Она сообщит нам о температуре поверхности планеты, о составе ее почвы и другие сведения. Затем на Луну опустится биологическая станция с животными и микроорганизмами, многие из которых чрезвычайно устойчивы к воздействию радиации.

Все это я рассказываю очень схематично и с оговорками. Ведь исследования космоса — это путешествие во многом в неизведанную область, полную неожиданных открытий и неразрешенных вопросов. Полет отважного экипажа поможет разрешить некоторые из этих вопросов. Результатов этого полета с нетерпением ждут конструкторы космических кораблей, врачи, биологи.

А. ГОЛИКОВ,
И. КАСЬЯН