«Огонек» 1981 г. №46, с.31
![]() Эти антенны Центра дальней космической связи получили немало сведений о полетах советских автоматических станций к Венере. Фото Н. Акимова (ТАСС) |
В соответствии с программой исследований космического пространства 30 октября и 4 ноября 1981 года в Советском Союзе осуществлены запуски автоматических межпланетных станций «Венера-13» и «Венера-14». Эти события — тема беседы корреспондента «Огонька» с лауреатом Ленинской премии академиком В. С. АВДУЕВСКИМ.
— Всеволод Сергеевич, не правда ли, знания о Венере до запуска автоматических станций были таковы, что кажутся теперь довольно наивными?
— Действительно, предполагалось, что атмосферу планеты составляет в основном азот, а давление и температура у поверхности примерно такие же, как на Земле. Думали, что есть и вода.
— В общем, жить можно?
— Это не исключалось. Во всяком случае, допускались какие-то формы растительности или другой биологической жизни. И вот теперь налицо результаты совсем иного характера. На панорамах следы активной вулканической деятельности, причем совсем свежие, атмосфера — почти сплошь углекислый газ, температура по Цельсию в десять раз выше, чем в наших тропиках, давление у поверхности в сто раз больше, чем испытываем мы с вами.
— Значит, интерес к Венере в какой-то степени упал?
— Только у тех, кто надеялся обнаружить там жизнь. Правда, и сейчас есть ничем не опровергнутые гипотезы, допускающие существование каких-то форм биологической активности в атмосфере. Но важно другое. Венера оказалась интереснейшей, загадочной планетой. И какие загадки!
Прежде всего почему Венера и Земля столь разительно несхожи по природе? Причем появились обе на свет примерно в одно время, и находятся сравнительно недалеко друг от друга, и размерами схожи. Однако развитие этих планет пошло совершенно различными путями.
На высоте 60 километров над поверхностью там обнаружен стабильный облачный слои, который методично и быстро вращается. Полный оборот вокруг планеты он совершает за четверо суток, свыше ста метров в секунду его скорость. Что за феномен? Какие процессы его поддерживают?
Или другое. Атмосферы планет образовались из вулканических газов. Если первичная материя одинакова, то и вулканические газы тоже. В таком случае нужно выяснить, куда девался на Венере кислород, как вообще образовалась его атмосфера, что произошло с водой, которая «обязана» была существовать на планете. Иакова природа, каков механизм такого разогрева атмосферы?
— Но ведь парниковый эффект...
— Нет, не только парниковый эффект. Расчеты показывают, что причины и в чем-то еще. К тому же нужно понять, за счет чего парниковый эффект поддерживается. В общем, нужны новые данные.
— Которые помогут нам лучше узнать свою планету?
— Я бы сказал, что они помогут нам лучше узнать Солнечную систему, а значит, и Землю. Так, анализируя поверхностные структуры, вещество Луны и планет, мы получаем возможность заглянуть в ранний период истории развития Земли. Или пример другого свойства. Исследуя метеорологические процессы на Венере, взаимодействие атмосферы планеты с поверхностью, мы можем изучать влияние хозяйственной деятельности человека на земную атмосферу, а также изучать возможные климатические изменения, связанные с ее загрязнением.
Еще тема. На Земле содержание кислорода поддерживается постоянным в основном за счет растительности. Но не только. Я думаю, что в процессе поддержания этого постоянства участвуют и другие механизмы. В венерианской же атмосфере есть также важные для местной природы компоненты со своим механизмом поддержания. Сопоставление, анализ — все это очень интересно и важно.
Чем обеспечивается кругооборот вещества и энергии в природе нашей планеты?. Водой. Есть предположение, что кругооборот солнечной энергии в венерианской атмосфере обеспечивается соединениями серы, в том числе серной кислотой, а также другими соединениями, которые там уже обнаружены. Пусть даже содержание их там ничтожно, но они, возможно, играют определяющую роль в природе планеты. Мне кажется, что очень здесь все похоже на процессы образования нашего земного... смога. Даже венерианские облака аналогичны ему по структуре. Опять нужно сопоставление. В общем, Венера притаилась.
— Всеволод Сергеевич, коль скоро Венера оказалась далеко не мертвой планетой, можно ли со временем ожидать каких-то коренных изменений в ее природе? Ну, скажем, снизятся температура и давление в атмосфере, она станет менее плотной, более прозрачной для солнечных лучей и...
— И гостеприимной для инопланетян, то есть для нас с вами? Давайте на минуту обратим взор в другую сторону — к Марсу. На фотоснимках его поверхности обнаружены высохшие русла рек. Значит, текла вода, а теперь на поверхности ее нет, что-то произошло. Допускаю, что может произойти свое «что-то» и на Венере. Дальше: маловероятно, что сложные химические соединения в венерианских облаках устойчивые. А если они неустойчивые, стоит их лишь подтолкнуть, и все станет меняться. Возможно, все дело в малых химических присадках в атмосфере, которые просто нужно убрать.
— Стало быть, вы допускаете, что в перспективе возможно и искусственное воздействие на венерианскую атмосферу?
— Допускаю. Но потребуются такие затраты энергии, на которые люди пока неспособны. Однако со временем может измениться сам климат планеты — из-за изменения солнечной активности.
— Вспоминаю, как после ошеломляющих результатов «Венеры-4» на страницах печати не раз ставился вопрос, полетит ли когда-нибудь на Венеру человек. И ответ чаще всего был однозначным: «Нет, никогда, ни за что!»
— Обязательно полетит. В следующем тысячелетии. Сначала, конечно, с научными целями. А потом... Человечество непременно столкнется с необходимостью освоения новых территорий, новых планет. А Венера есть и будет ближе всех других. Солнца же там хватит.
А пока будем ждать результатов начавшихся новых венерианских экспедиций.
Беседу вел
Вадим ЛЕЙБОВСКИЙ.