Смотреть с разрешением 1024 Х 768

Антон ПЕРВУШИН

МНОГОЛИКИЙ МАРС
(Третий обзор из серии «Кинопробы космической экспансии»)


Опубликовано: журнал «Если», № 10 (164), 2006, с.122-132.



Рис.1. Рекламный плакат к фильму «Аэлита» (1924)

На протяжении последних полтораста лет представление прогрессивной части человечества о Марсе менялось много раз.

В середине XIX века большинство образованных людей полагало, что если Марс не населен духами умерших людей или злобными элементалями, как говорят некоторые священники, то уж точно там живут такие же человекоподобные существа, как мы с вами, испытывают те же проблемы, страдают от тех же страстей.

Однако в октябре 1877 года миланский астроном Джованни Скиапарелли открыл так называемые марсианские «каналы» - сеть тонких прямых линий, покрывавших всю поверхность красной планеты. Это был оптический обман, но почти на целое столетие гипотеза о том, что на Марсе существует высокоразвитая цивилизация, построившая глобальную ирригационную сеть, овладела умами, давая хороший повод для дальнейших рассуждений и обобщений.

В те времена считалось, что Марс намного старше Земли, а потому в марсианах хотели видеть существ будущего, намного опередивших нас в своем развитии, - эти существа уже преодолели национальную рознь, поднялись на высочайший культурный уровень и построили у себя настоящую утопию. У гуманитариев и революционеров возник непреодолимый соблазн использовать Марс как символ утопии - разумеется, каждый из авторов, бравшихся писать о народах красной планеты, предлагал читателям свое представление о «светлом будущем». Появились рассказы на эту тему, романы и целые эпопеи. А с воцарением кинематографа - и фильмы.

Цивилизации Марса

Первый известный фильм о красной планете был на самом деле фильмом о полете на Луну. Под названием «Путешествие на Марс» американские кинопираты крутили в начале ХХ века незабвенную ленту Жоржа Мальеса «Путешествие на Луну» (1902).

В 1910 году фильм Мальеса купила кинокомпания Эдисона и, слегка перемонтировав его, вновь запустила в прокат под тем же самым, далеко неоригинальным, названием - «Путешествие на Марс».


Рис.2. Рекламный плакат к фильму «Флэш Гордон: Марс атакует Землю» (1938)

Настоящий фильм о полете на Марс «Небесный корабль» сняли не американцы, а датчане - в 1917 году. Режиссер Форест Холгер-Мадсен, используя в качестве основы одноименный роман датского фантаста Софуса Михаэлиса, решил осчастливить человечество своим видением настоящей утопии. Немой полуторачасовой (!) фильм демонстрировал все перипетии космического полета на корабле, построенном профессором Планитариусом и управляемом гордым капитаном Аванти. Преодолев за несколько месяцев межпланетное пространство, земляне высадились на Марс и повстречали там дружелюбную цивилизацию, давно отказавшуюся от мясоедения и вредных привычек. Дочь местного вождя согласилась вернуться с межпланетчиками на Землю, чтобы принести людям слово любви и мира.

Через три года в той же Дании тоже купили ленту Мальеса о путешествии на Марс (тьфу ты - на Луну!), досняли к ней несколько эпизодов и получили новую картину под старым названием, посвященную рассказу о межпланетном полете безумного профессора, встретившего на Марсе говорящие деревья и расу гигантов.


Рис.3. Рекламный плакат к фильму «Путешествие Флэша Гордона на Марс» (1938)

Параллельно с датчанами свой вариант марсианской утопии представили итальянцы. В фильме «Путешествие на Марс» (фантазия у киношников не ахти) показана марсианская община, члены которой ходят в белом, не работают и вообще живут в полное удовольствие. Но и здесь нашлась принцесса, согласившаяся покинуть родовое гнездо для того, чтобы принести людям Земли знание об идеальном устройстве общества.

В 1921 году к прославлению Марса наконец-то подключились американцы. Первый оригинальный фильм на эту тему «Корабль, отправленный к Марсу» снял Раймонд Гриффич - сюжет, правда, был уже совсем неоригинален и сводился к демонстрации подготовки и осуществления межпланетного полета.

Однако самый яркий и заметный фантастический фильм той эпохи был создан в Советской России. Картина «Аэлита», созданная в 1924 году режиссером Яковым Протазановым по мотивам романа Алексея Толстого, стал настоящим событием в киноискусстве. Известно, впрочем, что сам Толстой недолюбливал эту экранизацию. Скорее всего за то, что в ней искажена одна из главных идей - если в романе полет советского космического корабля на Марс из разрушенной войной России символизирует прорыв в сферу новых возможностей, которые открывает перед людьми коммунистическая революция, то в фильме этот полет происходит в воспаленном воображении запутавшегося в бытовых проблемах инженера Лося. Освободившись от плена иллюзий, Лось сжигает чертежи межпланетной ракеты. Зритель расходится в недоумении: при чем здесь Марс и Аэлита?..

Все-таки тема покорения Марса в 1920-е годы была не слишком актуальна. На Земле, на одной шестой суши, разворачивался куда более грандиозный социальный эксперимент по строительству утопии, чем даже могли себе представить самые отвязные фантасты XIX века. Поэтому после «Аэлиты» можно назвать только одну значительную киноленту довоенного периода, посвященную Марсу. Это - американская киносага о супергерое комиксов Флэше Гордоне, спасающем мир от всяческих злодеев. В 1938 году вышла очередная часть саги - пятнадцатисерийный фильм «Путешествие Флэша Гордона на Марс» (другое название - «Флэш Гродон: Марс атакует Землю»). Сюжет этой части вполне соответствует духу комикса, то есть лишен малейших признаков достоверности. Император Минг Безжалостный задумал уничтожить атмосферу Земли, используя с этой целью особую установку, построенную на Марсе под руководством коварной королевы Азуры. Флэш Гордон и его команда отправляются на Марс, чтобы разрушить зловещие планы и, разумеется, вполне успешно справляются с этим делом. Несмотря на деревянные декорации и отвратительную игру актеров (роль Флэша Гордона, кстати, исполнял олимпийский чемпион пловец Бастер Крэбб), сериал пользовался популярностью у подростков и коммерчески оказался весьма успешен. В 1966 году американские телевизионщики попытались реанимировать «Флэша Гордона», выпустив минисериал «Смертельный луч с Марса», но, похоже, время этого супергероя прошло, и ремейк не собрал достаточной аудитории.



Рис.4. Рекламный плакат к фильму «Ракетный корабль Икс-М» (1950)



Рис.5. Рекламный плакат к фильму «Ракетный корабль Икс-М» (1950)

Варвары Марса

Перед Второй мировой войной астрономы при помощи новейших приборов сделали очень неприятное открытие: Марс оказался совсем не похож на Землю - выяснилось, что это очень сухая холодная планета с крайне разряженной атмосферой. Тем не менее, считалось, что жизнь на красной планете все-таки возможна, хотя вряд ли эта жизнь смогла породить высокоразвитую цивилизацию.

Новый образ Марса был немедленно обыгран в научной фантастике. К концу 1940-х годов за осмысление этого образа взялся американский кинематограф.

Фильм «Ракетный корабль Икс-М», во многом предопределивший черты грядущего «космического» бума в кинематографе, появился в 1950 году. Творение Курта Нойманна сегодня вызывает смех, но по тем временам это был настоящий шедевр. Неудивительно, что по кассовым сборам он превзошел другую картину из той же «оперы» - концептуальный фильм «Место назначения - Луна» (1950). Итак, в центре сюжета - космический полет. Но не на Марс, а на Луну. Однако в результате ошибки в расчетах и поломки ракетный корабль «Икс-М» улетает далеко в космос и падает на красную планету. Там астронавты находят руины цивилизации, погибшей в результате атомной войны, и агрессивных дикарей, которые при встрече тут же убивают двух членов экипажа. Оставшиеся трое стартуют с Марса и пытаются вернуться на Землю, но у них заканчивается топливо, и корабль разбивается при посадке. Помимо стильных костюмов и декораций, черно-белый фильм привлекал и оригинальной находкой: сцены на Марсе были отсняты в красных тонах, на специальную пленку, что создавало особую атмосферу проникновения в чуждый землянам мир, - этим трюком режиссеры, снимающие фильмы о красной планете, пользуются до сих пор.

«Ракетный корабль Икс-М» обрел множество поклонников, его периодически показывали по телевидению, а в 1970-е были некоторые эпизоды были даже досняты с использованием новейших визуальных эффектов.


Рис.6. Рекламный плакат к фильму «Полет на Марс» (1951)

Следующая кинолента на ставшую популярной тему не заставила себя ждать. В 1951 году на экраны США вышел фильм Лесли Селандера «Полет на Марс». На этот раз в полет к Марсу отправляется атомный ракетоплан, построенный военными по заказу ученых. Там земляне встречают марсиан, обитающих в подземном городе. Оказалось, «братья по разуму» исчерпали ресурсы своей планеты, и их цивилизация находится на грани вымирания. Последняя надежда - вторжение на Землю, для чего необходимо захватить атомный ракетоплан. Однако прекрасная марсианка Элита, влюбленная в командира экспедиции Джима Бекера, предупреждает землян, и те спешно эвакуируются.

Несмотря на то, что «Полет на Марс» был целиком снят в цвете, он уже казался вторичным по отношению к «Ракетному кораблю Икс-М» (некоторые эпизоды прямо позаимствованы из более раннего фильма) и не вызвал большого интереса у зрителей.

«Космический» бум в кинематографе породил серию низкопробных поделок. Среди них - комедия «Абботт и Костелло отправляются на Марс», выпущенная Чарли Лемонтом в 1953 году. Два комика-«идиота» Лестер и Орвилл (соответственно, Абботт и Костелло) летят на Марс, но попадают на карнавал в Новом Орлеане, а оттуда - на Венеру, где царствуют прекрасные амазонки. Фильм имеет довольно отдаленное отношение к научной фантастике, как, впрочем, и к юмору - западные кинокритики отмечают, что «Абботт и Костелло...» - лишь один из множества фильмов того времени, снятый в удовлетворение спроса на сублимацию мужских эротических фантазий, и ничего нового в нем нет.


Рис.7. Рекламный плакат к фильму «Абботт и Костелло отправляются на Марс» (1953)

Свое слово о Марсе решил сказать и Байрон Хаскин, прославившийся первой американской кинопостановкой «Войны миров» (1953). В 1955 году он выпустил ленту «Завоевание космоса», к созданию которого привлекли специалистов по космонавтике. Поскольку космические технологии, показанные в фильме, были позаимствованы из «Марсианского проекта» Вернера фон Брауна, одним из консультантов выступал Вилли Лей - ракетчик, популяризатор и фантаст, работавший в тесном контакте с этим немецким конструктором. Картина посвящена не только полету на Марс, но, в основном, рассказу о грядущем покорении космического пространства: строительство орбитальной станции, высадка на Луну и так далее. К Марсу решают лететь совершенно неожиданно - зная о близящемся Великом противостоянии Марса, генерал Самуэль Т.Меррит принимает решение об осуществлении «быстрой» экспедиции на Марс. Однако сам по дороге сходит с ума, слышит «голос Бога», запрещающий высадку, и всячески вредит кораблю и экипажу...

В 1959 году Эйб Мельхиор снял фильм «Злая красная планета», совместив тему марсианских чудовищ с темой полета на Марс, - до этого чудовища сами прилетали на Землю. Из космоса возвращается корабль, с которым была утрачена связь. Оказывается, на красной планете земляне столкнулись с ужасающим монстром - помесью летучей мыши и гигантского крабопаука. Монстр едва не изничтожил весь экипаж корабля, а первый встречный марсианин дал бесплатный совет: «Земляне, оставайтесь дома!»

Спутники Марса

Запуск первого искусственного спутника и уверенное лидирование СССР в области космических технологий возродили в Советском Союзе интерес к космической фантастике. В результате появилось два этапных фильма - «Небо зовет» (1959) и «Мечте навстречу» (1963).

Первый из них, созданный Александром Козырем и Михаилом Карюковым, повествует о «космической гонке» между двумя кораблями: советским и американским. Американцы стремятся первыми высадиться на Марс, но из-за своей поспешности терпят катастрофу и падают на Солнце. Тогда и советскому кораблю приходится изменить курс, чтобы спасти американцев от неминуемой гибели. В конце концов никто на Марс не попадает, а уже всем вместе приходится искать убежище на астероиде Икар.


Рис.8. Рекламный плакат к фильму «Злая красная планета» (1959)

Второй фильм снял тот же Михаил Карюков при участии Отара Коберидзе. На этот раз Марс становится местом встречи двух цивилизаций - землян и обитателей планеты Центурия. Корабль центуриан терпит крушение, а его экипаж спасается на Фобосе, где их и находят советские космонавты. Кстати, именно в этом фильме впервые прозвучала песня Евгения Долматовского с историческим рефреном: «И на Марсе будут яблони цвести!»

Фильмы удивительно хорошо сняты для своего времени: без идеологических залипух и сюсюканья. А уровень спецэффектов (кажущийся сегодня «детским») был по достоинству оценен в стане конкурентов: обе ленты закупили для проката западные компании, а фильм «Небо зовет» даже стал предметом для «творческого осмысления» со стороны режиссера Френсиса Форда Копполы, выпустившего в 1963 году свою версию «марсианской гонки» под названием «Битва над Солнцем». Переозвучив оригинальные эпизоды и превратив по привычке русских в американцев, Коппола решил украсить фильм своим изобретением: заменил Икар на Ангкор (спутник Марса! - первый раз слышу о таком спутнике!), а на Ангкор поселил страшных чудовищ, которые начали астронавтов хватать и поедать, - ну не могут американцы летать в космос, если там нет монстров!

Вообще Голливуд в тот период плотно взялся за освоение марсианской темы, однако представления режиссеров о красной планете заметно отличались от данных астрономических наблюдений. В 1964 году появились сразу три фильма. «Робинзон Крузо на Марсе» (режиссер - Байрон Хаскин) повествовал о злоключениях космического «робинзона» - астронавта, потерпевшего катастрофу на Марсе. «Санта Клаус завоевывает марсиан» (режиссер - Николас Вебстер) рассказывал о том, как похищенный зелеными марсианами американский Дед Мороз вправляет инопланетянам мозги, объяснив, в чем прелесть Рождества. Фильм «Невидимый враг» (режиссер - снова Байрон Хаскин) развивал тему марсианских чудовищ, поедающих неосторожных астронавтов.


Рис.9. Рекламный плакат к фильму «Робинзон Крузо на Марсе» (1964)

В 1965 году вышел фильм «Волшебник Марса» Дэвида Хэвитта. Вновь - крушение на Марсе, загадочные руины, древние каналы и хитрые монстры.

В 1966 году зритель мог насладиться двумя кинолентами: «Буревестники ИДУТ» (режиссер - Дэвид Лейн) и «Планета крови» («Королева крови», режиссер - Куртис Харрингтон).

Первый фильм представлял собой довольно необычный эксперимент - это полнометражный кукольный фильм, посвященный подробному рассказу о строительстве космического корабля «Зеро-Икс» и о полете к красной планете. Хотя этот роскошный мультик снимали не американцы, а британцы, без чудовищ не обошлось - на Марсе отважных астронавтов встретили огромные змеи.

Второй фильм интересен тем, что в нем использованы некоторые сюжетные ходы и даже отдельные фрагменты из советской картины «Мечте навстречу», но вместо добродушных центурианцев на Марс прилетает человекоподобная «королева роя», питающаяся кровью. Кстати, Харрингтон уже не в первый раз перерабатывал советские фильмы - за год до «Планеты крови» он выпустил поделку «Путешествие на доисторическую планету» на основе «Планеты бурь» Павла Клушанцева (1961).

Пески Марса

Разочаровывающие открытия межпланетных автоматических станций, доказавших, что Марс представляет собой вымороженную безжизненную планету, привели к кризису не только в космической отрасли, но и в фантастике. Потерялась большая и красивая цель.

В начале 1970-х зазвучали совсем другие нотки. Уже в «Астронавте» режиссера Роберта Левиса (1972) поднята тема фальсификации - американский астронавт погибает при высадке на Марс, однако, чтобы зафиксировать приоритет в освоении космоса, американское правительство идет на подлог: по секретному заказу телевизионщики снимают в павильоне высадку на Марс, выдавая подделку за документальные кадры, а вместо настоящего межпланетного путешественника в семью возвращается двойник.

Тему развил Питер Хеймс в фильме «Козерог-1» (1978). Здесь предложен более жесткий вариант: сфальсифицирован весь полет от начала до конца, а когда корабль разбивается при возвращении на Землю, астронавты, исправно игравшие свою роль в постановке, понимают, что обречены, и совершают побег.

В этих фильмах выражена обида на космонавтику, которая обманула, поманив к Марсу, но подсунув вместо живой интересной планеты скучный мертвый шарик. К счастью, те же самые научно-исследовательские станции вернули надежду: на Марсе были обнаружены русла высохших рек, а более поздние исследования показали, что там может существовать примитивная жизнь.


Рис.10. Рекламный плакат к фильму «Санта Клаус завоевывает марсиан» (1964)

В 1990-е годы мы увидели новый Марс: теперь эта планета целиком и полностью принадлежит землянам, и они в меру сил изучают и осваивают ее. Такие фильмы как «Красная планета» по романам Роберта Хайнлайна (1994), «Космос 2063» (1995), «Проект Сибирь» (1995), «Четвертая планета» (1995), «МАРС 2056» (1996), «Специальный репортаж: Журналист на Марсе» (1996), «Человек-ракета» (1997), «Чужой груз» (1999), «Побег с Марса» (1999), «Миссия на Марс» (2000), «Марсианская одиссея» (2002) закрепили это представление в сознании кинозрителя и любителя фантастики. Теперь все знают, что на красной планете нет никаких каналов, нет морей и атмосферы. Теперь Марс - это ржавый шар, пересеченный наискось долиной Маринеров. Но даже такой Марс остается вызовом человечеству. Только покорив его, мы откроем дорогу к звездам.

Зеленые холмы Марса

Еще в 1980-е ученые заговорили о том, что Марс может быть терраформирован - то есть превращен во вторую Землю. И действительно, красная планета содержит значительные запасы воды в виде льда и кислорода в виде окислов. Если растопить полярные шапки Марса и каким-то образом (например, с помощью генетчески модифицированных бактерий) освободить кислород, красная планета за два-три века может стать зеленой. И тогда появится реальная возможность для ее заселения.

Фантастам понравилась тема терраформирования - она открывала новые перспективы.

Уже в 1990 году вышел великолепный фильм Пауля Верхувена «Вспомнить всё» по классическому рассказу Филипа К.Дика «Продажа воспоминаний по оптовым ценам» (1966). Горняк Дуглас Куэйд в исполнении Арнольда Шварценеггера не только отправляется на ржавый Марс, чтобы вспомнить свое прошлое, но и с помощью инопланетной установки терраформирует красную планету в рекордные сроки - за пять минут зрительского времени!

Терраформированный в той или иной степени Марс фигурирует в аниме-сериалах, посвященных конфликтам будущего: «Эрмитаже III» (1994), «Большая война» (1997) и «Ковбой Бибоп» (1998). А в пародийной «Футураме» (1999) Марс вообще напоминает огромную техасскую ферму, к тому же построен университет для людей и роботов.


Рис.11. Рекламный плакат к фильму «Королева крови» («Планета крови», 1966)

Однако терраформирование Марса может быть сопряжено с трудностями и опасностями. Серьезные проблемы встают перед землянами в фильме Энтони Хоффмана «Красная планета» (2000) - процесс идет в разрезе с планами, а промедление грозит вымиранием человечества.

К жутким результатам приводит преобразование красной планеты в фильме Джона Карпентера «Призраки Марса» (2001) - на волю вырываются духи древних марсиан, уничтожающие всё живое.

Колонизация Марса в фильме «Погибель» (2005), снятом Анджеем Бартковяком по культовой компьютерной игре «Doom», тоже приводит к печальным последствиям - красная планета превращается в настоящий ад, населенный ходячими мертвецами и жуткими монстрами.

Поистине - тема Марса неисчерпаема! И прежде всего потому, что разговор о красной планете - это разговор о нас с вами: о наших мечтах, о наших проблемах, о наших страхах.

Луна, Венера, Марс - лишь образы. Пока лишь образы. Главное для человека всегда остается на Земле. Не забыть бы вернуться...

Марсианская фильмография:

1903 год - «Путешествие на Марс» («A Trip to Mars», США)

1910 год - «Путешествие на Марс» («A Trip to Mars», США)

1917 год - «Небесный корабль» («Himmelskibet», Дания)

1920 год - «Путешествие на Марс» («A Trip to Mars», Дания)

1920 год - «Путешествие на Марс» («A Trip to Mars», Италия)

1921 год - «Корабль, отправленный к Марсу» («The Ship that was sent off to Mars», США)

1924 год - «Аэлита» (СССР)

1924 год - «Путешествие на Марс» («A Trip to Mars», м/ф, США)

1930 год - «До Марса» («Up to Mars», м/ф, США)


Рис.12. Рекламный плакат к фильму «Громовые птицы ИДУТ» (1966)

1938 год - «Флэш Гордон: Марс атакует Землю» («Flash Gordon: Mars Attacks the World», США)

1938 год - «Путешествие Скрэппи на Марс» («Scrappy's Trip to Mars», м/ф, США)

1950 год - «Ракетный корабль Икс-М» («Rocketship X-M», США)

1951 год - «Полет на Марс» («Flight to Mars», США)

1953 год - «Абботт и Костелло отправляются на Марс» («Abbott and Costello Go to Mars», США)

1955 год - «Завоевание космоса» («Conquest of Space», США)

1957 год - «Полет на Марс» («Die Fahrt zum Mars», ФРГ)

1957 год - «Марс и дальше» («Mars and Beyond», м/ф, США

1959 год - «Злая красная планета» («The Angry Red Planet», США)

1959 год - «Небо зовет» (СССР)

1960 год - «Назначение - космос» («Assignment Outer Space», Италия)

1962 год - «Космический патруль» («Space Patrol», США)

1963 год - «Мечте навстречу» (СССР)

1963 год - «Битва над Солнцем» («Battle Beyond the Sun», США)

1964 год - «Робинзон Крузо на Марсе» («Robsinson Crusoe on Mars», США)

1964 год - «Санта Клаус завоевывает марсиан» («Santa Claus Conquers the Martians», США)

1964 год - «Невидимый враг» («Invisible Enemy», США)

1965 год - «Волшебник Марса» («The Wizard of Mars», США)

1966 год - «Планета крови» («Planet of Blood», США)

1966 год - «Буревестники ИДУТ» («Thunderbirds Are GO», м/ф, Великобритания)

1966 год - «Смертельный луч с Марса» («Deadly Ray from Mars», США)

1968 год - «Марс» (СССР)

1968 год - «Миссия - Марс» («Mission Mars», США)

1972 год - «Астронавт» («The Astronaut», США)

1974 год - «Марсианские хроники» («Les Chroniques Martiennes», Франция)

1974 год - «Девять жизней кота Фрица» («The Nine Lives of Fritz the Cat», м/ф, США)

1978 год - «Козерог-1» («Capricorn One», США)

1980 год - «Марсианские хроники» («The Martian Chronicles», США)

1980 год - «Марсианский человек» («Mars Men», Тайвань)

1982 год - «Суперпревосходная крепость Макросса» («The Super Dimension Fortress Macross», США)


Рис.13. Рекламный плакат к фильму «Миссия - Марс» (1968)

1985 год - «Убийство в космосе» («Meurtres dans l'espace», США-Канада)

1986 год - «Звездный кристалл» («Star Crystal», США)

1990 год - «Вспомнить всё» («Total Recall», США)

1993-95 годы - «Экзоотряд» («Exosquad», м/ф, США)

1994 год - «Красная планета» («Red Planet», США)

1994 год - «Жили-были... Первооткрыватели: Будущее» («Il etait une fois... Les decouvreurs: Demain est d?j? l?», м/ф, Франция)

1994 год - «Эрмитаже III» («Armitage III», м/ф, Япония)

1995 год - «Космос 2063» («Space 2063», США)

1995 год - «Проект Сибирь» («Project Siberia», США)

1995 год - «Четвертая планета» (Россия)

1996 год - «МАРС 2056» («MARS 2056» США)

1996 год - «Специальный репортаж: Журналист на Марсе» («Special Report : Journey to Mars», США)

1996 год - «Марсианский наследник Недесико» («Martian Successor Nadesico», м/ф, Япония)

1997 год - «Человек-ракета» («RocketMan», США)

1997 год - «Марс привлекает» («Mars attracts», США)

1997 год - «Большая война» («Big Wars», м/ф, Япония)

1998 год - «Особь 2» («Species II», США)

1998 год - «Отважный маленький тостер отправляется на Марс» («The Brave Little Toaster Goes to Mars», м/ф, США)

1998 год - «Ковбой Бибоп» («Cowboy Bebop», м/ф, Япония)

1998 год - «Марсианин Недесико: принц тьмы» («Martian Nadesico: the prince of darkness», м/ф, Япония)


Рис.14. Рекламный плакат к фильму «Козерог-1» (1978)

1999 год - «Чужой груз» («Alien Cargo», Австралия)

1999 год - «Побег с Марса» («Escape from Mars», США-Канада)

1999 год - «Вспомнить все, 2070 год» («Total Recall 2070», США)

1999 год - «Футурама: Марсианский университет» («Futurama: Mars University», м/ф, США)

2000 год - «Миссия на Марс» («Mission to Mars», США)

2000 год - «Красная планета» («Red Planet», США)

2000 год - «Марс и дальше» («Mars and Beyond», США)

2001 год - «Призраки Марса» («Ghosts of Mars», США)

2001 год - «Фантастические миры Герберта Уэллса» («The Infinite Worlds of H.G. Wells», США)

2002 год - «Марсианская одиссея» («Stranded», Испания)

2002 год - «Последний на Марсе» («Lost on Mars», США)

2002 год - «Проект Гадюка» («Project Viper», США)

2003 год - «Империя угрозы» («Empire of Danger», США)

2003 год - «Рождество на Марсе» («Christmas On Mars», США)

2003 год - «Дух удивления» («Spirit Of Wonder», м/ф, Япония)

2004 год - «BBC: Космическая одиссея. Путешествие по планетам» («BBC: Space Odyssey - Voyage to the Planets», Великобритания)

2005 год - «Погибель» («Doom», США)

2005 год - «На Марс!» («Go Mars!», Тайвань)

2005 год - «Том и Джерри: Полет на Марс» («Tom et Jerry: Blast off to Mars», м/ф, США)


Рис.15. Рекламный плакат к фильму «Вспомнить всё» (1990)



Рис.16. Рекламный плакат к фильму «Человек-ракета» (1997)


Рис.17. Рекламный плакат к фильму «Миссия на Марс» (2000)



Рис.18. Рекламный плакат к фильму «Красная планета» (2000)



Рис.19. Рекламный плакат к фильму «Призраки Марса» (2001)



Рис.20. Рекламный плакат к фильму «Погибель» (2005)