В последнее время за рубежом наметилась тенденция к переводу баллистических ракет на твердое топливо, баллиститные пороха и специальные механические смеси твердых окислителей с углеводородами типа нефтяных битумов, смол и синтетической резины.

Недавно в США была создана ракета «Редстоун» с отделяющейся в полете головной частью. Ракета в данный момент находится в серийном производстве. Эта ракета может переносить атомный боевой заряд. Конструктивную разработку ее производили эмигрировавшие в США немецкие инженеры. Ракета «Редстоун», именуемая теперь ракета «Юпитер А», является дальнейшим развитием ракеты «Фау-2». Двигатель ее работает на жидком кислороде со спиртом, но тяга его увеличена до 32 т. Эта ракета длиннее ракеты «Фау-2» на 4 м, диаметр ее уменьшен с 1,65 до 1,52 м, а дальность полета увеличена с 270 до 320 км. Есть сведения также о том, что дальность полета этой ракеты за счет уменьшения веса боевой части может быть увеличена до 800 км. Предполагалось на основе этой ракеты создать другую баллистическую ракету — «Юпитер С» так называемой «средней дальности» с дальностью полета до 2400 км.

Наряду с военными ракетами строятся и испытываются также самые разнообразные типы исследовательских ракет. Одни из них предназначаются для достижения больших высот и изучения там физического состояния атмосферы, природы и свойств атмосферы, величины солнечной радиации, интенсивности космического излучения, физики частиц высокой энергии, поведения живых существ в космическом пространстве и т. п.

Другие предназначаются для проверки различных конструктивных узлов ракет дальнего действия, работы аппаратуры управления, механизмов разъединения у многоступенчатых ракет, запуска и работы двигателя в условиях разреженной среды, радиосвязи с Землей и т. п.

Примером такой ракеты может служить исследовательская ракета «Викинг-12» (США). Разработка этих ракет, известных ранее под именем «Нептун», начатая еще в 1947 году, продолжается и поныне. В качестве топлива в них используется, также как и в ракете «Фау-2», жидкий кислород со спиртом; управление полетом автоматическое. Двигатель для ракеты «Викинг-12» имеет тягу порядка 9,5 т, а время работы его — 105 секунд. Топливо в камеру сгорания подается турбонасосным агрегатом, приводимым в действие парогазом, образующимся при разложении высококонцентрированной перекиси водорода. Подача жидкостей из баков к насосам и работа электропневматических клапанов осуществляются при помощи газообразного гелия, находящегося в ракете под давлением 250 кг/см2.

В баках этих ракет вмещается до 5,5 т, топлива. Пустой вес конструкции ракеты с двигательной установкой, не считая полезного груза, составляет около 940 кг.

13


назад оглавление вперед