ПОЛЕТ ГАГАРИНА
Материалы, опубликованные в «Правде»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРАВДА» М О С К В А • 1961
Первый полет человека б космическое пространство
12 апреля 1961 года в Советском Союзе, впервые в истории, осуществлен полет человека в космическое пространство. Космический корабль «Восток» с летчиком-космонавтом СССР Ю. А. Гагариным на борту был выведен на орбиту спутника Земли. Вес корабля-спутника без последней ступени ракеты-носителя составил 4.725 килограммов. Высота перигея орбиты, по уточненным данным, полученным на основе обработки всех измерений, равнялась 181 километру, высота апогея — 327 километрам, наклонение орбиты — 64 градусам 57 минутам.
Совершив полет по орбите, корабль-спутник благополучно приземлился в заданном районе нашей страны.
Первый космический полет советского человека открывает эру непосредственного проникновения человечества в космическое пространство, является одним из крупнейших событий в истории цивилизации. Осуществление этого полета — результат выполнения большой, целенаправленной программы работ по освоению космического пространства, ведущихся в Советском Союзе.
Сбывается великая мечта основоположника космических полетов К. Э. Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».РЕШАЮЩИЙ ШАГ
На протяжении многих тысячелетий пытливая мысль человека стремилась к проникновению в глубины Вселенной. В этом заключена неистребимая потребность человека к познанию, стремление разгадать свое место во Вселенной, научиться управлять законами природы.
Современная наука располагает большим арсеналом средств для изучения космоса. Расстояния, которые уже сейчас доступны этим средствам, выражаются астрономическими цифрами.
Космос — это мир .звезд, звездных ассоциаций, галактик, среди которых находится наша солнечная система. Передовая наука, вооруженная учением диалектического материализма, утверждает существование множественности миров, в которых возможно развитие высшей формы материи — жизни. Возникновение жизни во Вселенной — явление отнюдь не исключительное. Нельзя конкретно утверждать, где, наряду с нашей солнечной системой, в настоящее время существует жизнь и в какой форме, но она существует.
С появлением человека на Земле начался качественно новый этап развития Земли как планеты. Познавая законы природы, человек стал изменять Землю, вооружаясь могучими средствами в борьбе с природой. От первого каменного топора человек пришел к свершению величайшего подвига — первому полету в космическое пространство.
Осуществляя полеты в космическое пространство, человек непосредственно проникает в новую для него область. А всякое проникновение в новую область влечет за собой новые открытия, которые зачастую невозможно предвидеть заранее. Так, только полеты первых спутников позволили открыть существование радиационных поясов Земли, что существенно изменило наши представления об околоземном пространстве и радиационной опасности при космических полетах,
В настоящее время трудно оценить с достаточной полнотой все значение космических полетов и открывающиеся при этом перспективы. Несомненно одно — проникновение человека в космос неизмеримо раздвинет границы нашего познания, обогатит науку и культуру.
В наше время темп развития науки и техники возрастает с каждым годом. Сегодня мы являемся свидетелями таких успехов, которые невозможно было представить себе всего лишь 15 — 20 лет назад. Несомненно, что дальнейшее развитие науки и техники и, в частности, техники космических полетов будет идти все более быстрыми шагами.
Уже в самом ближайшем будущем следует ожидать использования космических аппаратов для решения ряда практических задач. Служба погоды и ледовой разведки, ретрансляция телевизионных и радиопередач, проведение самых широких научных исследований вне атмосферы Земли явятся лишь первыми шагами на этом пути. За ними последуют полеты человека к Луне и другим планетам солнечной системы, создание обитаемых межпланетных станций, постепенное освоение человеком жизни б космосе. А в далеком будущем — кажущаяся сейчас фантастической возможность установления связи с другими мирами.
Среди огромного числа научно-технических проблем, стоявших перед советскими учеными и конструкторами при подготовке и осуществлении полета человека в космическое пространство, одной из основных проблем было обеспечение необходимых условий для безопасного полета человека и его возвращения на Землю. Для решения этой научно-технической задачи требовалось проведение большого числа конструкторских проработок и экспериментальных пусков.
При рассмотрении возможных вариантов первого полета человека было признано целесообразным осуществить его та космическом корабле-спутнике, поскольку такой полет непосредственно открывает человеку путь в космос. Полет по баллистической траектории на ракете, не являющийся по существу космическим полетом и преследующий в основном цели сенсации, был отвергнут. Поэтому не случайным является тог факт, что советские ученые и конструкторы с самого начала направили свои усилия на создание искусственных спутников и космических кораблей больших весов и размеров. В этом заключалась принципиальная линия развития космических полетов в СССР. Только этим путем можно было решить историческую задачу полета человека в космическое пространство.
Начиная со второго советского искусственного спутника Земли, на борту которого находилось подопытное животное — собака Лайка, до космического корабля-спутника «Восток» советские ученые и конструкторы неуклонно шли по этому пути.
Необходимо было получить как можно больше сведений о работе конструкций космических аппаратов, их бортовой аппаратуры, отработать надежность управления различными системами в шлете. Принципиально новой задачей являлось создание систем ориентации космических кораблей-спутников и решение проблемы возвращения кораблей на Землю.
Для полета человека на борту космического корабля необходимо было также обеспечить поддержание нормального давления, температуры, состава воздуха и других условий для обеспечения жизнедеятельности человека.
Проведение научных исследований космического пространства наряду с решением принципиальных задач по физике космоса дало необходимый материал по влиянию различных излучений на живой организм в условиях космического полета, а также метеоритной опасности при полете. На основании полученных данных были приняты меры по радиационной защите кораблей-спутников.
Большой экспериментальный материал, полученный в результате полетов первых советских космических кораблей-спутников, и создание систем, обеспечивающих успешное возвращение кораблей на Землю, позволили советским ученым и конструкторам приступить к созданию корабля для полета человека в космос. В результате большой и напряженной работы был создан космический корабль «Восток». В марте 1961 года были произведена два последних контрольных пуска этого корабля. В этих пусках в
АДАНИЕ РОДИНЫ ВЫПОЛНЕНО. Ю. А. Гагарин докладывает товарищу Н. С. Хрущеву о благополучном приземлении.кресле пилота размещался манекен. Кроме того, в кабине находились подопытные животные — собаки Чернушка и Звездочка.
Полеты осуществлялись по той же программе, по которой намечалось 'осуществить первый полет корабля с космонавтом на борту. Оба полета прошли в точном соответствии с заданной программой и подтвердили высокую надежность конструкции и всех систем корабля.
Тщательная предварительная отработка корабля-спутника «Восток» обеспечила полный успех при первом же запуске его с космонавтом на борту, который был осуществлен 12 апреля 1961 года.
УСТРОЙСТВО КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ «ВОСТОК»
Космический корабль «Восток» создан на основе опыта, полученного при пусках первых советских кораблей-спутников.
(Корабль-спутник состоит из двух основных частей:
— ка&ны пилота, в которой размещаются космонавт, оборудование для обеспечения жизнедеятельности и система приземления;
— приборного отсека, предназначенного для размещения аппаратуры, работающей при полете по орбите, и» тормозной двигательной установки корабля.
После выведения на орбиту корабль-спутник отделяется от последней ступени ракеты-носителя. В полете его бортовая аппаратура работает по определенной программе, обеспечивая измерение параметров орбиты, передачу на Землю телеметрической информации и телевизионного изображения космонавта, двухстороннюю радиосвязь с Землей, поддержание на корабле заданного температурного режима, кондиционирование воздуха в кабине пилота. Управление работой аппаратуры осуществляется автоматически, с nolo мощью бортовых программных устройств и при необходимости пилотом-космонавтом.
Программа первого полета чело-века была рассчитана на один виток вокруг Земли. Однако конструкция и оборудование корабля-спутника позволяют совершать более длительные полеты.
По завершении программы полета, перед посадкой, специальной системой производится ориентация корабля в определенном направлении. Затем в заданной точке орбиты* включается тормозная двигательная установка, которая осуществляет уменьшение скорости корабля на требуемую по расчету величину. В результате этого корабль переходит на траекторию спуска.
Кабина с космонавтом тормозится в атмосфере. При этом траектория спуска выбрана таким образом, чтобы перегрузки при вхождении аппарата в плотные слои атмосферы не превышали перегрузок, допустимых для человека. После снижения кабины корабля до заданной высоты включается система приземления. Непосредственное приземление кабины пилота происходит с малой скоростью. С мо-... мента включения тормозной двигательной установки до приземления корабль пролетает около 8.000 километров. Продолжительность полета на участке спуска составляет примерно 30 минут.
Внешняя поверхность кабины пилота покрыта слоем тепловой защиты, предохраняющей ее от сгорания при движении на участке спуска в плотных слоях атмосферы. В оболочке кабины имеются три иллюминатора и два бы-строоткрывающихся люка. Иллюминаторы снабжены жаропрочными стеклами и позволяют космонавту производить наблюдения в течение всего полета.
Космонавт размещается в корабле-спутнике на катапультируемом кресле, которое является его рабочим местом в полете, а также служит для покидания космонавтом аппарата в случае необходимости. 1Кресло установлено таким образом, чтобы перегрузки на участке выведения и на участке спуска действовали на космонавта в наиболее благоприятном направлении (грудь — спина).4 В первом полете пилот-космонавт был одет в защитный скафандр, обеспечивающий сохранение его жизни и работоспособности, даже в случае разгерметизации кабины в полете.
В корабле-спутнике размещаются также:
— аппаратура и оборудование, необходимые для жизнедеятельности человеческого организма (система кондиционирования воздуха, система регулирования давления,
* пища и вода, система удаления продуктов жизнедеятельности);
— аппаратура для контроля полета и система ручного управления кораблем (пульт пилота, приборная доска, блок ручного управления и т. д.);
— системы приземления;
— радиоаппаратура для связи космонавта с Землей;
— система автономной регистрации данных о работе приборов, радиотелеметричеекие системы и различные датчики;
— телевизионная система для наблюдения за космонавтом с Земли;
— аппаратура для регистрации физиологических функций человека;
— тормозная двигательная установка корабля;
— аппаратура системы ориентации;
— аппаратура управления полетом;
— радиосистемы для измерения параметров орбиты; :— система терморегулирования;
— источники электропитания.
На внешней поверхности корабля установлены органы управления, элементы ориентации, жалюзи системы терморегулирования и антенны радиосистем.
Кабина пилота на корабле-спутнике много просторнее кабины пилота на самолете. Оборудование кабины выполнено с учетом удобства работы космонавта в полете. Находясь в кресле, космонавт имеет возможность осуществлять все необходимые операции по наблюдению, связи с Землей, контролю полета и в случае необходимости — по управлению кораблем.
В корпусе кресла пилота смонтированы:
— отделяемая спинка с привязной системой для фиксации тела пилота при катапультировании и спуске на парашюте;
— парашютные системы;
— катапультные и пиротехнические устройства;
— носимый аварийный запас (пищи, воды и снаряжения) и радиосредства для связи и пеленгации, которыми космонавт может воспользоваться после приземления;
— система вентиляции скафандра и парашютный кислородный прибор;
— автоматика кресла.
Приземление космонавта может осуществляться в кабине корабля. Такой способ приземления проверен на четвертом и пятом советских кораблях-спутниках, на которых в кабине находились подопытные животные. Предусмотрен также вариант посадки с катапультированием кресла с космонавтом из кабины на высоте около 7 километров и последующим приземлением его на парашютах. Этот вариант также был проверен при пусках кораблей-спутников,
Система кондиционирования, установленная на корабле-спутнике, поддерживает в кабине пилота нормальное давление, нормальную концентрацию кислорода, при концентрации углекислого газа не выше одного процента, температуру на уровне 15 — 22 градусов Цельсия и относительную влажность в пределах 30 — 70 процентов. Регенерация состава воздуха — поглощение углекислого газа и паров воды с выделением соответствующего количества кислорода — осуществляется за счет использования высокоактивных химических соединений. Процесс регенерации регулируется автоматически. При уменьшении количества кислорода и увеличении концентрации углекислого газа специальным датчиком подается сигнал, по которому исполнительным механизмом изменяется режим работы регенератора. При избыточном выделении кислорода происходит автоматическое срабатывание исполнительного механизма, приводящее к уменьшению выделения кислорода в
х х о
Q- a Q-с о J
1 s'S
? - u о
ID И) у
H i
с О
н и * J з:
^ а i о г
sit
* с; ct
2 s з,
о I I
CQ
CL О i
а
о >
0 s
* 5 со
- О S.
1 >* ^ з: vO
vD О _
*а с; 5
w а
S I
i о i
Ш\0 (D атмосферу кабины. Аналогично осуществляется регулирование влажности воздуха.
В случае загрязнения воздуха вредными примесями, выделяющимися в результате жизнедеятельности человеческого организма и работы аппаратуры, предусмотрена его очистка специальными фильтрами.
Поддержание заданного температурного режима корабля в полете осуществляется системой терморегулирования. Отличительной ее особенностью является использование для отвода тепла из кабины пилота жидкого хладоагента, температура которого поддерживается стабильной. Хла-доагент поступает из системы терморегулирования в жид-костно-воздушный радиатор. Расход воздуха через радиатор автоматически регулируется в зависимости от температуры в спускаемом аппарате. Таким образом, заданный температурный режим в кабине поддерживается с большой точностью.
Для поддержания стабильной температуры хладоагента и обеспечения требуемого температурного режима в приборном отсеке, на его внешней поверхности имеется радиационный теплообменник с системой жалюзи, управление которыми также производится автоматически.
Для спуска в заданный район кораблю-спутнику перед включением тормозного двигателя должна быть придана вполне определенная ориентация в пространстве. Эта задача решается системой ориентации. В данном полете осуществлялась ориентация одной из осей корабля в направлении на Солнце. Чувствительными элементами этой системы являются оптические и гироскопические датчики. Поступающие с них сигналы преобразуются в электронном блоке в команды, управляющие системой органов управления. Система ориентации обеспечивает автоматический поиск Солнца, соответствующий разворот корабля и удержание его в требуемом положении с большой точностью.
После того, как корабль ориентирован, в определенный момент времени включается тормозная двигательная установка. Команды включения системы ориентации, тор-
15Участок вы&едеиия
| Участок спцсНа
Включение' тормозного двигателя
Схема полета корабля-спутника «Восток».
Через центральную часть иллюминатора космонавт просматривает находящийся под ним участок земной поверхности. Положение продольной оси корабля относительно направления полета определяется наблюдением «бега» земной поверхности в поле зрения ориентатора.
Воздействуя па органы управления, космонавт может развернуть корабль таким образом, чтобы линия горизонта была видна в ориентаторе в форме концентричного кольца, а направление «бега» земной поверхности совпадало с курсовой чертой сетки. Это будет свидетельствовать о правильной ориентации корабля. В случае необходимости поле зрения ориентатора может закрываться светофильтром или шторкой.
Установленный на приборной доске глобус дает возможность наряду с текущим местоположением корабля заранее определить и место его спуска при включении тормозного двигателя в данный момент времени.
Наконец, конструкция корабля позволяет осуществить спуск на Землю и в случае отказа тормозной двигательной установки — за счет естественного торможения его в атмосфере.
Запасы пищи, воды, регенерационных веществ и емкость источников электропитания рассчитаны на полет длительностью до 10 суток.
В конструкции корабля предусмотрены меры, предотвращающие повышение в кабине температуры сверх определенного предела при длительном нагреве ее поверхности, который возникает во время постепенного торможения корабля в атмосфере.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Для решения вопроса о возможности полета человека в космическое пространство и его медицинского обеспечения представлялось необходимым:
1. Изучить влияние на организм факторов космического полета, а также исследовать возможные формы и способы защиты от неблагоприятного действия этих факторов. х
2. Разработать наиболее эффективные методы обеспечения нормальных условий жизнедеятельности человека в кабине космического корабля.
3. Разработать методы медицинского отбора и тренировки членов экипажа космических кораблей, а также систему непрерывного медицинского контроля за состоянием здоровья и работоспособностью пилотов на всех участках полета.
Каждый из перечисленных вопросов включал в себя большое число частных задач, над изучением и решением которые в течение десяти лет неустанно работали специалисты в области физиологии, гигиены, Ьсихологии, биоло-
19 , -
ввмвнмшншинвнвнняшнннвнввнгии, клинической и профессиональной медицины. Исследования проводились в наземных лабораторных условиях и при полетах животных на ракетах. Был использован богатый опыт, накопленный в прикладных областях физиологии и медицины, особенно в авиационной медицине и медицинском обеспечении подводных плаваний. Там, где это представлялось возможным, создавались специальные наземные стенды, которые позволили в лабораторных условиях исследовать воздействие на организм факторов, действующих в космическом полете. Действие перегрузок и переносимость их организмом изучались на центробежных машинах — центрифугах. Они воспроизводили ускорения, аналогичные тем, которые возникают при запуске кораблей или возвращении их на Зехмлю.
С помощью вибростендов, тепловых, вакуумных камер и других установок исследовалось действие на организм других факторов. Однако лабораторные опыты, как правило, могли дать ответ лишь в отношении действия на организм какого-либо одного из указанных факторов, в то время как в реальном полете на ракете они действуют в комбинации и одновременно. Кроме того, в лабораторных условиях не могло быть изучено поведение живых организмов в условиях невесомости. Поэтому существенным приближением к изучению влияния условий космических полетов на организм явилось проведение биологических исследований на ракетах, начатых в 1951 году.
Было проведено несколько десятков экспериментов с полетом животных на ракетах на высоты до 450 километров. В результате этих исследований был получен обширный научный материал, характеризующий реакции физиологических систем и поведение животных (собак, кроликов, крыс и мышей) на различных участках полета. Тщательное исследование подопытных животных как во время полета, так и в течение длительного времени после их возвращения на Землю позволило сделать вывод о том, что условия полета на ракетах в верхние слои атмосферы переносятся живыми организмами вполне удовлетворительно. Изменения, отмеченные со стороны отдельных физиологических функций во время полета, не носили болезненного характера, нередко исчезали еще в процессе эксперимента и не обнаруживались впоследствии.
Однако, в силу кратковременности полета ракет, не удалось исследовать биологическое действие таких важных факторов космического полета, как продолжительная невесомость и космическая радиация. Поэтому открывшаяся в 1957 году возможность использования для биологических экспериментов искусственных спутников Земли явилась исключительно важным шагом вперед.
Первый такой эксперимент был проведен на втором советском искусственном спутнике Земли. Он не только подтвердил и расширил данные прежних биологических опытов на ракетах. Впервые удалось доказать, что длительное состояние невесомости само по себе не нарушает основные процессы жизнедеятельности.
Биологические эксперименты были продолжены на первых советских кораблях-спутниках. В программу этих медико-биологических исследований был включен ряд новых проблем. Представлялось важным, помимо дополнительного и более глубокого изучения влияния на организм длительно^ невесомости, переходных состояний от невесомости к перегрузкам и обратно, с возможно большей тщательностью исследовать биологические действия космической радиации. Важным разделом программы являлось также исследование особенностей работы и эффективности систем, которые в будущих полетах должны были обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности челове-* ка и гарантировать его благополучное возвращение на Землю. Для осуществления намеченной программы на первых советских кораблях-спутниках были размещены разнообразные представители органического мира, начиная от простейших форм жизни до высших позвоночных.
Использование в экспериментах различных видов животных и растений позволило особенно полно и подробно изучить влияние условий космического полета на самые разнообразные процессы и функции организмов. Весьма широко была представлена информация о поведении и состоянии физиологических функций подопытных собак во время полета. Наблюдение за поведением животных осуществлялось Ь помощью специальной телевизионной системы. Анализ полученных данных показал, что животные не только полностью сохраняют свою жизнедеятельность в условиях длительного действия невесомости и последующего влияния перегрузок, но и в состоянии их основных физиологических функций не обнаруживается каких-либо болезненных признаков. Достаточно длительное и тщательное обследование животных после полета также не выявило каких-либо отклонений от нормы.
Весьма серьезное внимание было обращено на обнаружение возможных эффектов действия космической радиации в полете на корабле-спутнике. Многочисленные методы, использованные для решения этого вопроса, не выявили изменений, которые можно было бы адресовать ионизирующему излучению.
Результаты медико-биологических исследований на космических кораблях-спутниках позволили сделать весьма важное и ответственное заключение. Выло признано, что полеты на кораблях-спутниках по орбите, расположенной заведомо ниже околоземных радиационных'поясов, являются безопасными для высокоорганизованных представителей животного мира. Результаты биологических экспериментов были использованы для решения вопроса о переносимости условий полета человеком.
На этом основании, а также учитывая результаты лабораторных исследований, был сделан вывод о возможности полета человека без ущерба для его здоровья.
ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ
Первый космический полет мог совершить только человек, который, сознавая огромную ответственность поставленной перед ним задачи, сознательно и добровольно согласился отдать все свои силы и знания, а может быть, и жизнь, для свершения этого выдающегося подвига. Тысячи советских граждан — патриотов своей Родины, самых различных возрастов и профессий, изъявили желание совершить полет в космическое пространство. Перед советскими учеными была поставлена задача научно обоснованного отбора первых космонавтов из огромного числа желающих.
При выполнении космического полета человек встречается с воздействием целого комплекса факторов внешней среды (ускорение, невесомость и т. д.), значительным нервно-эмоциональным напряжением, требующим от человека мобилизации всех его моральных и физических сил. При этом космонавт должен сохранять высокую работоспособность, умение ориентироваться в сложной обстановке полета и в случае необходимости включиться в управление космическим кораблем. Все это определяло высокие требования к состоянию здоровья космонавта, его психическим качествам, уровню его общей и технической подготовки.
Эти качества наиболее полно сочетаются в профессии летчика. Деятельность летчика уже определяет устойчивость нервно-эмоциональной сферы человека, его хорошие волевые качества, а это особенно важно для первых космических полетов. В дальнейшем категория лиц, участвующих в таких полетах, безусловно должна и может быть значительно расширена.
При комплектовании группы космонавтов были проведены беседы с большим числом летчиков, изъявивших желание совершить космический полет. Наиболее подготовленные из них прошли тщательное клиническое и психологическое обследование. Целью такого обследования эыло: определить состояние здоровья, выявить скрытую недостаточность или пониженную устойчивость организма к отдельным факторам, характерным для предстоящего полета, оценить реакции человека при действии этих факторов.
Обследование проводилось с использованием ряда современных биохимических, физиологических, электрофизиологических и психологических методов и специальных функциональных проб, позволяющих оценить резервные возможности основных физиологических систем организма (исследование в барокамере при значительных степенях разрежения воздуха, при перепадах барометрического давления и дыхании кислородом при повышенном давлении, исследование на центрифуге и др.).
Важным этапом являлось психологическое исследование, которое было направлено на выявление лиц, обладающих наиболее хорошей памятью, сообразительностью, активным легко переключающимся вниманием, способностью к быстрой выработке точных координированных движений.
В результате клинико-физиологического обследования была сформирована группа, которая приступила к выполнению программы специального обучения, тренировок на специальных стендах и тренажерах, имитирующих в наземных и летных условиях факторы космического полета. Одновременно определялись индивидуальные особенности реакций организма на действие имитируемых факторов.
Программы специального обучения были рассчитаны на приобретение космонавтами необходимых сведений по основным теоретическим вопросам, связанным с задачами предстоящего полета, а также практических навыков в пользовании оборудованием и аппаратурой кабины космического корабля. Эта программа предусматривала изучение основ ракетной и космической техники, конструкции космического корабля, специальных вопросов астрономии, геофизики, основ космической медицины.
(Комплекс специальных тренировок и испытаний включал:
— полеты на самолетах в условиях невесомости;
— тренировку в макете кабины космического корабля и на специальном тренажере;
— длительное пребывание в специально оборудованной звукоизолированной камере;
.— тренировку на центрифуге;
— парашютные прыжки с самолетов.
В процессе выполнения специальных тренировок решались также некоторые вопросы обеспечения космического полета человека, в частности связанные с питанием космонавта в полете, с его одеждой, с системой регенерации воздуха.
Во время полетов на самолетах исследовались индивидуальные реакции космонавтов при воздействии невесомости и переходе от невесомости к перегрузкам. Была изучена возможность ведения радиосвязи, приема воды и пищи и т. д. Это позволило ответить на ряд важных вопросов о возможных действиях человека в условиях космического полета.
Было установлено, что все отобранные космонавты хорошо переносят состояние невесомости. Кроме того, было показано, что в * условиях невесомости продолжительностью до 40 секунд возможны нормальный прием жидкой, полужидкой и твердой пищи, выполнение тонких ко-ординаторных актов (письмо, целенаправленные движения рукой), ведение радиосвязи, чтение, а также визуальная ориентировка в пространстве.
Тренировка в макете кабины космического корабля и на специальном тренажере проводилась с целью изучения оборудования и аппаратуры кабины, отработки вариантов полетного задания, адаптации (приспособления) к пребыванию в реальной кабине космического корабля. Для этого был создан специальный стенд-тренажер, который с помощью электронно-моделирующих устройств позволял воспроизводить на приборах реальные изменения, соответствующие таковым в полете. Действия пилота соответствовали реальным. Была обеспечена возможность имитировать необычные (аварийные) варианты полета и тренировать действия космонавта при подобных ситуациях.
Главной задачей при исследовании во время длительного пребывания в специально оборудованной звукоизолированной камере было определение нервно-психической устойчивости космонавта при длительном его пребывании в изолированном пространстве ограниченного объема, в одиночестве при значительном уменьшении внешних раздражителей. При этом создавался режим дня и условия питания, близкие к тем, которые будут иметь место в реальном полете.
Большой круг физиологических исследований, а также специальные психо-физиологические методы позволили выявить лиц, имеющих лучшие показатели в точности, четкости выполнения заданий, обладающих более устойчивой нервно-эмоциональной сферой.
В испытаниях (тренировках) на центрифуге, в тепловой камере определялась индивидуальная переносимость космонавтом соответствующих воздействий, изучалось их влияние на течение основных физиологических функций, решались вопросы повышения устойчивости организма к создаваемым факторам внешней среды. В результате исследований было установлено, что космонавты обладают хорошей устойчивостью к действию указанных выше факторов, выявлены лица, лучше других выдержавшие испытания.
В процессе парашютной тренировки каждый космонавт совершил по нескольку десятков прыжков. Физическая тренировка группы космонавтов складывалась из плановых занятий и утренней зарядки. Плановые занятия проводились с учетом индивидуальных особенностей физического развития каждого космонавта. Утренняя зарядка проводилась ежедневно в течение часа и имела целью общефизическую подготовку. Занятия физкультурой были направлены на повышение устойчивости организма к действию ускорений, выработку и совершенствование навыков свободного владения телом в пространстве, повышение способности переносить длительные физические напряжения.
Физическая тренировка проводилась под постоянным врачебным наблюдением и сочетала специально подобран-ные гимнастические упражнения, игры, прыжки в воду, плавание и упражнения на специальных снарядах.
После выполнения программы специальных тренировок была организована непосредственная подготовка к предстоящему космическому полету. Эта подготовка вкдю-чала:
Пилот-космонавт Ю. А. Гагарин перед стартом.
— изучение полетных заданий, карт ра'йона приземлений, инструкций пилотирования, ведения радиосвязи и т. д.;
— изучение аварийного запаса, использования его на местности после приземления, изучение системы пеленга^ ции и т. д.;
— испытание на центрифуге в скафандре при максимальных значениях ожидаемых перегрузок;
— длительные испытания в макете космического корабля с использованием всех систем жизненного обеспечения.
В результате проведенной учебно-тренировочной работы была отобрана группа космонавтов, подготовленных для полета в космическое пространство.
Для осуществления первого в мире космического полета человека из группы космонавтов был выбран летчик майор Ю. А. Гагарин.
Замечательный советский человек, Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года в семье колхозника. Давней его мечтой было стать летчиком. Окончив в 1957 году Оренбургское авиационное училище и получив специальность военного летчика-истребителя, Ю. А. Гагарин служил в одной из частей Вооруженных Сил Советского Союза. По его настоятельной просьбе он был включен в состав кандидатов в космонавты и успешно прошел отбор. При подготовке группы космонавтов Ю. А. Гагарин был одним из лучших.
Высокое доверие быть первым в мире летчиком-космонавтом Юрий Алексеевич Гагарин полностью оправдал.
КАК ЭТО БЫЛО
Старт космического корабля «Восток» был произведен 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени.
На протяжении всего участка выведения пилот-космонавт Ю. А. Гагарин поддерживал непрерывную радиотелефонную связь с наземным центром руководства полетом. Самочувствие космонавта на этом участке было хорошим. Он четко фиксировал изменение перегрузок и моменты отделения ступеней ракеты-носителя. Шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. *Уже на участке выведения Ю. А. Гагарин наблюдал Землю в иллюминаторы.
Управление работой бортовой аппаратуры при полете по орбите, ориентацией и спуском корабля осуществлялось автоматически. Однако, в случае необходимости, космонавт по собственному желанию или по команде с Земли мог взять управление кораблем в свои руки, определить его местоположение и осуществить спуск в выбранном районе.
После выведения на орбиту наступило состояние невесомости. Вначале это'состояние было непривычным для космонавта, но вскоре он освоился с ним. Самочувствие Ю. А. Гагарина в течение всего периода невесомости было хорошим, работоспособность сохранилась полностью.
В соответствии с заданием и программой полета он наблюдал за работой оборудования корабля, поддерживал непрерывную телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы и в оптический ориентатор, докладывал на Землю и записывал данные наблюдений в бортжурнал и на магнитофон, принимал пищу и воду.
Земная поверхность хорошо просматривалась с высот до 300 километров. Очень хорошо были видны береговые линии, большие реки, рельеф земной поверхности, лесные массивы, облака и тени от облаков. При полете над территорией нашей страны Ю. А. Гагарин наблюдал массивы колхозных полей.
Небо совершенно черное. Звезды на нем выглядели ярче и были видны четче, чем с Земли. Земля имеет очень красивый голубой ореол. Цвета на горизонте изменяются от нежно-голубого через голубой, синий, фиолетовый к черному цвету неба. При выходе из тени у горизонта Земли можно было наблюдать ярко-оранжевый цвет, который затем переходил во все цвета радуги.
В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации корабля. После выхода из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Сол*нце.
В 9 часов 52 минуты космонавт Ю. А. Гагарин, пролетая в районе мыса Горн, передал одно из сообщений о хорошем самочувствии и о нормальной работе бортовой аппаратуры.В 10 часов 15 минут от автомагического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. В этот момент корабль находился на подлете к Африке, и от Ю. А. Гагарина было получено очередное сообщение о ходе полета.
В 10 часов 25 минут был включен тормозной двигатель, и корабль перешел с орбиты спутника Земли на траекторию спуска.
В 10 часов 35 минут корабль начал входить в плотные слои атмосферы.
Совершив первый в мире космический полет с космонавтом на борту, корабль-спутник «Восток» приземлился в заданном районе в 10 часов 55 минут по московскому времени.
После возвращения из космического полета пилот-космонавт Ю. А. Гагарин чувствует себя хорошо. Никаких расстройств в состоянии его здоровья не обнаружено.
Первый в истории человечества полет в космическое пространство, осуществленный советским космонавтом Ю. А. Гагариным на корабле-спутнике «Восток», позволил сделать вывод огромного научного значения о практической возможности полетов человека в космос. Он показал, что человек может нормально переносить условия космического полета, выведения на орбиту и возвращения на поверхность Земли. Этим полетом показано, что в условиях невесомости человек полностью сохраняет работоспособность, координацию движений, ясность мышления.
Полет дал чрезвычайно ценные сведения о работе конструкции и оборудования космического корабля в полете. Полностью подтверждена правильность научных и технических решений, заложенных в его конструкцию. Подтверждена надежность ракеты-носителя и конструктивное совершенство корабля-спутника.
Отныне мы имеем средство для полетов человека в космос.
Первый полет человека в космос открывает новую — космическую эру в истории человечества.
Пришло время практического осуществления казавшихся ранее фантастическими проектов — время создания внеземных научных станций-обсерваторий, космических путешествий человека к Луне, Марсу, Венере и другим планетам солнечной системы.
Новая космическая эра в истории человечества — эра колоссального расширения сферы жизни и деятельности человечества, эра завоевания человеком околосолнечного космического пространства.
«Правда» 25 апреля J96J г.Коммунист Юрий Гагарин— первый космонавт
«Юрий Алексеевич Гагарин—-это наш первооткрыватель космических путешествий. Он первым совершил путешествие по орбите вокруг земного шара. Если имя Колумба, который пересек Атлантический океан и открыл Америку, живет в веках, то что можно сказать о нашем замечательном герое товарище Гагарине, который проник в космос, облетел весь земной шар и благополучно вернулся на Землю. Имя его будет бессмертно в истории человечества.
...Мы гордимся, что первый в мире космонавт — это советский человек. Юрий Алексеевич рос и воспитывался в советской школе, принимал деятельное участие в общественной жизни, был активным комсомольцем. Он — коммунист, член великой партии Ленина!»
Н. С. ХРУЩЕВ.
Догорели огни торжественных салютов, стали утихать речи, произнесенные на языках всех народов, тиражи газет и журналов постепенно улеглись в привычные берега, и изумленный мир стал осмысливать и обсуждать то, что произошло в Советском Союзе. А свершилось великое — осуществилась извечная мечта людей — человек вырвался за пределы родной Земли и смело вторгся в просторы Вселенной.
Человечество уже многое знает о своем герое — первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; миллионы людей видели его портреты, знакомы с его простой биогра* фией, слышали его звонкий, молодой голос. Людям полюбились его открытая улыбка, умный, спокойный взгляд,
32
мягкие черты русского лица, в которых угадываются и нежность души и большая воля. Он вышел из народных глубин, сын колхозника, рабочий, студент, летчик — соавтор ученых, Герой Советского Союза, опрокинувший сложившиеся представления о возможностях человека.
Беспримерный полет совершен. Поднявшись на трехсоткилометровую высоту, майор Гагарин за сто восемь минут облетел нашу планету и благополучно возвратился на священную землю своей Советской Родины. То, на что понадобилось мореплавателю Фернану Магеллану в первом кругосветном путешествии три года, советский человек совершил за полтора часа. Таково новое время, новые люди, новая техника, новые мерила, определяющие подвиг, мужество и отвагу.
Наш народ, совершивший во главе с великим Лениным Октябрьскую социалистическую революцию, одержавший всемирно-историческую победу в Отечественной войне, заставивший атом работать на благо людей, открыл новую эру — полетов к звездам.
В истории немало страниц с описанием встреч первооткрывателей. Встречали с победой Христофора Колумба и других мореплавателей. Ликуя, встречал и советский народ своих прославленных сынов — первых Героев Советского Союза летчиков и участников челюскинской эпопеи, экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова, проложивших воздушные пути через Северный полюс в Америку,-смелых папанинцев. Свежи в памяти нашего народа открытые, простые лица четырех советских солдат, выдержавших поединок с океанской стихией. Но такого всеобщего ликования и восторга, какое охватило советских людей, все человечество, когда радио донесло до всех уголков мира: «Человек — в космосе!» и когда этот человек-герой вернулся в Москву, еще никогда не было! Внимание жителей всех континентов, людей всех рас, социальных убеждений и вероисповеданий сосредоточилось на одной точке нашей планеты. И этой сияющей точкой земного шара была Москва.
Как отец и сын, стояли рядом на трибуне Мавзолея
3. «Полет Гагарина». 33на (Красной площади глава правительства великой социалистической державы Никита Сергеевич Хрущев и первый космонавт в мире Юрий Гагарин. Они сердечно приветствовали народ, и народ восторженно приветствовал их — Первого секретаря великой ленинской Коммунистической партии и молодого коммуниста — первого космонавта. Весь мир знает, что в первые же минуты после возвращения на родную землю Юрий Гагарин говорил с Н. С. Хрущевым по телефону. Взяв телефонную трубку, Никита Сергеевич по-отечески взволнованно сказал:
— Я рад слышать вас, дорогой Юрий Алексеевич, — и тут же спросил: — Скажите, как вы чувствовали себя в полете?..
Товарищам, встретившим героя в районе приземления космического корабля, Юрий Гагарин обрадованно поведал то, что еще полнее характеризовало многогранную деятельность Н. С. Хрущева:
— Советская космонавтика — любимое детище Никиты Сергеевича...
Много внимания, энергии, труда и забот уделяет Н. С. Хрущев этому новому делу. Так же, как Трофима Лысенко, Евгению Долинюк, Александра Гиталова — в сельском хозяйстве, как шахтера Николая Мамая, прядильщицу Валентину Гаганову, горнового Петра Лыгу-на — в промышленности, по именам и по делам знает он ученых и рабочих, техников » инженеров — тех, кто создает могучие советские космические корабли. К Центральному (Комитету партии, к Никите Сергеевичу обращаются они со своими радостями и заботами, там они получают поддержку и советы, встречаются с товарищем Н. С. Хрущевым и в научных лабораториях, и на космодромах.
Многие творцы наших спутников Земли и только что выдержавшего экзамен легендарного космического корабля .«Восток» были на Красной площади в момент торжественного чествования героя-космонавта, воздавая хвалу тому, чей подвиг стал венцом немеркнущей славы их разума и труда. Приветствуя Юрия Гагарина, народ в его лице приветствовал также и тех, кто построил и снарядил в полет космический корабль.
Встреча героя-космонавта в Москве стала праздником молодости XX века. Значение подвига Юрия Гагарина неизмеримо. Все вдруг сразу поняли, что это нынешнему поколению предстоит прокладывать космические трассы к планетам, заставлять их служить человечеству. Не тем, кто в бурную октябрьскую ночь штурмовал Зимний, не героям первых пятилеток, не тем, кто отстоял Сталинград и в Берлине завершил разгром германского фашизма, а им, высокообразованным и сильным, воспитанным на героической истории своего великого народа и Коммунистической партии, открыт теперь путь в широкие звездные дали. И они всегда будут с благодарностью помнить, что эту возможность им дали люди старшего поколения, в суровом труде и тяжелых битвах создавшие и отстоявшие первое в мире социалистическое государство.
Молодое поколение обратило взоры к небу. Возникло новое страстное желание быть астрономами, космонавтами, учеными. Сейчас книги по физике и высшей математике читаются с интересом, как романы. Но ничто не дается легко, и слава не падает с неба в руки. Сколько труда и усилий затрачено на формирование характера Юрия Гагарина! С молоком матери Анны Тимофеевны — дочери путиловского рабочего Матвеева — впитал Юрий Гагарин любовь к Родине, к труду. Маленьким мальчиком он видел, как руки его отца — колхозного плотника Алексея Ивановича создавали простые, но полезные людям вещи. Детство его прошло в среде трудовых людей. Босиком бегал он по росистой траве и по жнивью, питался черным хлебом, знал цену каждой копейке.
Не по книгам и не по рассказам старших узнал маленький Юра, какие бедствия приносит война. Его старшего брата Валентина и сестру Зою угнали фашисты в неволю. Он видел, как рвали голубое небо огненные трассы пулеметных очередей, как кромсали родную землю фашистские бомбы. В тот год, когда ему надо было идти в школу, он услышал о подвиге Николая Гастелло и узнало том, как можно, страстно любя жизнь, презирать смерть.
...Начальная школа. Первое таинство складывания букв в слова. Замечательный человек — учитель физики Лев Михайлович Беспалов... Похожие на колдовство опыты в физическом кабинете, знакомство с несложными приборами и законами природы. Небольшая библиотека в доме учителя, к которому часто приходили ребята. Полка с книгами, на которой Юра нашел томик мечтательных, захватывающих произведений Константина Эдуардовича Циолковского. До сих пор он помнит поразившую его воображение, не совсем понятную тогда фразу ученого: «Земля — колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».
Как-то школьники, поглядывая на созвездия с поэтическими именами, весь вечер проговорили с учителем о Циолковском.
— Кто же первым полетит на сказочном корабле, о котором пишет Константин Эдуардович?
— Кто знает, — ответил учитель, — может быть, кто-нибудь из вас, ребята...
Космонавт молод. И биография его не такая уж сложная. Это типичная биография молодых представителей нового поколения советского рабочего класса. Он, как и тысячи других юношей и девушек, начал свою трудовую жизнь у станка в ремесленном училище. Первой его форменной одеждой была темная наглухо застегнутая гимнастерка, туго подпоясанная ремнем со светлой бляхой. Ремесленники могут гордиться тем, что из их молодого, охваченного романтикой подвигов племени вошел в легенду первый в мире космонавт.
Десять лет, как самое дорогое, хранил он на груди комсомольский билет.
«Я желаю принести как можно больше пользы своей Родине, — писал Юрий, поступая в Саратовский индустриальный техникум.— Все требования, предъявленные ко мне, обязуюсь выполнять честно и беспрекословно!».
Этот документ звучит прелюдией к четкому рапорту
36
вернувшегося из космоса майора Советской Армии Юрия Гагарина главе Советского правительства Н. С. Хрущеву на Внуковском аэродроме 14 апреля 1961 года.
Вся сознательная жизнь его была как бы подготов-* кой к подвигу, о котором мечтали лучшие умы человечества и который наконец-то свершился. К этому подвигу Юрия Гагарина готовили семья, школа, комсомол, произ-водетво, техникум, аэроклуб, офицерское училище, великая Коммунистическая партия, среда советских ученых, которые снаряжали его в полет.
Летчика создают летчики. Мы видели, с какой радостью встретил космонавт после исторического полета своего первого инструктора Дмитрия Павловича Мартьянова, научившего его держаться в воздухе. Они обнялись и расцеловались, как братья, и, не находя слов, награждали друг друга здоровенными тумаками. Оба знали, как было трудно одновременно учиться в техникуме и овладевать искусством пилотирования. Тогда Юрий Гагарин писал друзьям: «Летчиком стану, несмотря ни на какие преграды».
— Ты все такой же, настойчивый, Юра,— сказал ему Мартьянов.
— Одна у нас школа жизни, Дмитрий Павлович,—s с легкой застенчивостью ответил Юрий Гагарин,— советская...
Перебирая в памяти имена товарищей по Саратовскому аэроклубу, возбужденные радостью свершившегося, летчик-инструктор и летчик-космонавт вспомнили эпизод, участниками которого им довелось быть. Как-то в перерыве между учебными полетами среди курсантов группы Мартьянова зашел разговор о ходивших тогда по рукам записках американского пилота Джимми Коллинза, вызывавших противоречивые суждения.
— А что на это скажет инструктор?
Курсанты тесно сгрудились вокруг Мартьянова. Аэродромный ветерок, теребя выбившиеся из-под шлемов волосы, освежал загорелые лица. Глаза курсантов пытливо смотрели на инструктора, глубоко верить которому научи-
37ли их десятки полетов в пилотажные зоны. Зная Юрия Гагарина как одного из наиболее рассудительных и умелых учлетов группы, Мартьянов попросил его высказать свою точку зрения.
— Коллинза, — сказал Юрий, — преследовала обреченность одиночества. Главное, что занимало его мысли, были доллары. Любой ценой, но только'заработать...
Гагарин был прав. Капиталистическая действительность, где на первом плане всегда стоят деньги, создавала для американского пилота и многих его собратьев обстановку азартной игры со смертью, когда в погоне авиационных компаний за прибылями жизнь летчика ни во что не ставится.
— Может ли такое быть у нас, в стране, где главное — забота о человеке? — горячо восклицал Гагарин,— Конечно же, нет!
Упорство в достижении поставленной цели — примечательная черта характера Юрия Гагарина. Он ничего не делает наполовину: учился без праздников и выходных, и главное в его жизни была целеустремленность. Почетные грамоты и дипломы отмечали учение Юрия Гагарина и в школе, и в техникуме, и в аэроклубе. По высшему разряду закончил он и Оренбургское авиационное училище, которое в свое время воспитало пионера реактивного летания Григория Бахчиванджи. Со степным Оренбургом у Юрия Гагарина связано много хороших воспоминаний. Они измеряются не только цифрами налетанных часов и совершенных посадок. Главное — дух училища, впитанный в плоть и кровь: 134 Героя Советского Союза дало это училище стране, и каждый своим примером вдохновлял и учил молодого авиатора.
В Оренбурге Юрий Гагарин узнал о запуске первого советского искусственного спутника Земли. Там нашел он и спутницу своей жизни Валентину Ивановну — человека близкого и любимого, милую и нежную жену, которая в самый решительный момент его жизни проявила большой характер, волю, высокое понимание советского патриотизма.
Охваченный жаждой неизведанного, прекрасного, повинуясь зову времени и собственного сердца, молфдой военный летчик, как и тысячи его современников, написал рапорт с просьбой доверить ему полет в космос. Этому смелому решению предшествовали задушевные беседы с женой. Только с ней, самым близким человеком, мог разделить он сомнения, тревоги, надежды, обуревавшие все его существо.
.— Если ты уверен в себе — решайся,—ответила она.
— А если?..
Они знали, что кроется за этим недосказанным вопросом. Ведь никто не мог дать полной гарантии, что проводы в космос не явятся последними. Но женщина с большой душой, хорошо понимая устремления беспокойного сердца мужа, целиком разделяя их, успокаивала:
— Все будет хорошо...
Рапорт, как того требует военный устав, был подан по команде. Гагарин был терпелив и умел ждать. Потянулись дни ожидания. А жизнь продолжалась: старший лейтенант Гагарин жил в военном городке, по утрам уходил на аэродром, летал, нес дежурства, в свободное время играл в баскетбол, бегал на лыжах, пел в самодеятельном хоре, учился в вечернем университете марксизма-ленинизма, был редактором эскадрильского «Боевого листка», читал трагедии Шекспира и рассказы Чехова, нянчился с дочкой. Ничто не было ему чуждо.
В эскадрилье любили молодого летчика. Он слыл исполнительным, дисциплинированным офицером. Летал грамотно и уверенно. Товарищи высоко ценили его скромность, принципиальность, отзывчивость, трудолюбие. И когда Юрий Гагарин на листке из ученической тетради написал в заявлении:, «Хочу быть активным членом КПСС, активно участвовать в жизни страны...», коммунисты Владимир Решетов, Анатолий Росляков и Анатолий Ильяшен-ко с легким сердцем, видя в своем однополчанине черты нового человека, рекомендовали его для принятия в члены Коммунистической партии.4Юрию Гагарину был вручен партийный билет № 08909627.
Ветер времени листал страницы календаря. Наконец, было получено — «добро!». Началась подготовка к полету в космос. Небывалую энергию проявил молодой коммунист при подготовке. Юрий Гагарин попал в новую для него обстановку. Все там было загадочно, таинственно, необыкновенно. И машины, приучающие живой организм к перегрузкам, — центрифуги и вибростенды, и люди, знакомящие его со сложным устройством космического корабля, и-длительные тренировки в кабинах, похожих на ту, в которой придется лететь в неведомый мир. На столе у летчика появились учебники по астрономии, геофизике, биологии. Живой и восприимчивый ум будущего космонавта-героя позволил ему быстро приобрести навыки научного работника, а вскоре стать и "соавтором общего труда многих ученых.
Люди, которые готовили Юрия Гагарина в полет, полюбили его и, не говоря ему об этом, восхищались его быстрым умом, цепкой памятью. Он молниеносно отзывался на мгновенно меняющуюся обстановку, точно- передавал свои чувства на каждом этапе воображаемого полета — и при бешеном напоре ускорения, и при ожидаемом, но никем еще не испытанном длительном состоянии невесомости; он привык к ритму новых движений и новому режиму питания. Он настойчиво, уверенно обжил корабль, одновременно похожий и на капитанскую рубку, и на лабораторию ученого. Он даже выработал для себя позу, наиболее выгодную в предстоящем полете. Все, что предлагал Юрий Гагарин, принималось учеными. Нерасторжимо переплелись судьбы пилота, изобретателей и ученых. Они нашли в нем не только точного исполнителя грандиозного замысла, но и творчески одаренного, разумного советчика. И это не могло не ускорить времени старта, ибо подготовить человека к выходу в космос было так же трудно, как создать надежный космический корабль —самое совершенное сооружение современной техники, вобравшее в себя все достижения науки.
Для полета в космос подбирались здоровые люди. А из здоровых — врачи выбрали самого здорового. В Юрии Гагарине медики нашли человека с гармоническим сочетанием физических и душевных качеств. Все в нем было прекрасным, все отвечало высоким требованиям.
Проходя тренировку, Юрий Гагарин убедился, что далеко не каждый может стать космонавтом. Для этого прежде всего нужны железное здоровье, крепкие нервы и> выдержка. Ведь посылался в космос не пассажир, не турист, а командир корабля — активный руководитель полета, который должен был не только наблюдать за приборами, но и вмешиваться в работу многих сложных технических систем. Он сразу почувствовал свое преимущество в том, что никогда не был пристрастен к вину, что он не курит, что в любое время года занимается спортом. А самое главное для космонавта — это хотеть, уметь ждать, тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться.
Он знал, что многие советские летчики способны'взлететь в космос и, как и он, физически и морально готовы к этому. Знал и то, что ему повезло — вовремя родился. Появись он на свет на несколько лет раньше, и не подошел бы по возрасту. Родись позже — кто-то бы уже побывал там, куда стремилось все его существо. Он верил и не верил в свою счастливую звезду.
Незадолго до полета Юрий Гагарин побывал в Москве. Вечером он пришел на Красную площадь — к Ленину, чтобы вобрать в себя новые силы для выполнения необыкновенного дела. Вернувшись домой, Юрий Алексеевич ничего не сказал жене, и она ничего не спросила, но... все поняла. И только, когда он на секунду задержался в двери, Валентина Ивановна, чуточку сбив набок его жестковатую военную фуражку, провела рукой по его высокому лбу и тихо сказала:
— Все будет хорошо. Иди...
В канун старта космического корабля «Восток» было партийное собрание. Гагарин выступал. Он заверил товарищей-коммунистов, что не пожалеет ни сил, ни труда, не посчитается ни с чем, чтобы достойно выполнить заданиепартии и правительства. Громко звенел его чуть взволнованный, но уверенный голос:
— Я отправляюсь в полет с чистой душой и большим желанием выполнить его так, как подобает коммунисту.
Перед ним были образцы беспримерного героизма соотечественников — молодогвардейцы и Алексей Маресьев, панфиловцы, Александр Покрышкин, Иван Кожедуб и многие другие, кто, рискуя жизнью, боролся и побеждал. И весь коллектив ученых, строителей «Востока», специа-» листов, обеспечивающих полет, был с ним, вселяя в него уверенность в успехе.
Наступила последняя ночь перед историческим стартом. Юрий Гагарин лег в постель и моментально уснул. Пульс и дыхание его были ровны и чисты, как у ребенка. Он проспал десять часов подряд. И когда его разбудили, он был бодр и спокоен. Свежий, зеленоватый рассвет заливал землю. Как все летчики, Юрий Гагарин прежде всего взглянул на небо. На нем серебрились перламутровые перистые облака.
— Какое жизнерадостное солнце! — воскликнул он, посмотрев на освещенный первыми лучами восток.
Уже одетый в специальный костюм, закрепив гермошлем, Юрий Гагарин поднялся на лифте к гигантскому кораблю и по своему обыкновению обеими руками приветствовал людей, провожавших его на еще невиданный поединок с природой, в далекий и рискованный рейс. Эта минута была для космонавта минутой величайшей внутренней собранности. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты.
— До скорой встречи, друзья!
Ни в одном жесте, ни в одном слове его не проглядывала тревога. Он улыбался.
А люди, остающиеся на Земле, были взволнованы, как никогда. Кто знает, увидятся ли они? Начиналось беспримерное, неизведанное...
Старт! Незабываемы были рекунды, когда, взревев ракетными двигателями, могучий космический корабль, преодолевая силу земного тяготения рванулся в небесную
42
даль. Прошла минута — и на космодроме стало тихо. Настолько, что люди слышали биение собственных сердец. Всей душой, всеми мыслями они были сейчас вместе с Юрием Гагариным в кабине космического корабля, выходящего на орбиту, которая должна огромным эллипсом опоясать нашу планету на высоте в сотни километров.
Полтораста с лишним лет потребовалось человеку для того, чтобы после смелого подъема на самодельном воз* душном шаре построить первый в мире самолет. Вдвое меньше — 75 лет прошло от этих работ, осуществленных нашим соотечественником Александром Можайским на Красносельском поле под Петербургом, до момента запуска первого советского искусственного спутника Земли. И в двадцать раз меньше — всего три с половиной года! — оказалось достаточным для Советского Союза, чтобы после ряда стартов космических ракет, ушедших в межпланетное пространство, после опытов с четвероногими небесными путешественницами Лайкой, Белкой, Стрелкой, Чернушкой и Звездочкой вывести в космос первого человека!
«Ум человеческий,— вдохновенно писал в свое время Владимир Ильич Ленин, — открыл много диковинного з природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней...». Именно эта прозорливая ленинская мысль пришла на память и Юрию Алексеевичу Гагарину, когда сентябрьским днем 1959 года в Неву, к месту стоянки легендарной «Авроры», приплыл могучий корабль мира — атомоход «Ленин», а к Луне понесся космический корабль с вымпелом Союза Советских Социалистических Республик на борту. Две красные звезды зажглись одновременно: родная пятиконечная на реях атомохода и другая там, на далекой межпланетной трассе.
Развернув газету, летчик прочитал в ней репортаж советских журналистов, которые рассказывали, как, сойдя с высокого борта атомного ледокола, они помчались в Пулково. Там, прильнув к окулярам телескопов, астрономы следили за полетом космической ракеты, и один из очень известных ученых, оторвавшись от работы, тепло сказал им:
-i3— Придет время, и наши космонавты, побывав на Луне, привезут на Землю образцы тамошней породы...
«Лунный камень» появится на Земле! Тогда, всего полтора года назад, и Юрию Гагарину, и всем нам было необычно читать эти убежденные слова седого ученого, посвятившего свою жизнь изучению небесных тел. Но сейчас, когда уже свершен первый в истории полет человека в космос и пилот возвратился на Землю, совсем уж не такой фантастической кажется мысль астронома с Пулковского меридиана. За первым полетом человека вокруг Земли последуют другие, а затем придет пора и новых стартов —- к Луне, к Венере, к Марсу...
Утром 12 апреля 1961 года время начало отсчет ста восьми исторических минут, открывших новую эру — эру проникновения человека в просторы солнечной системы.
За полтора часа космонавт увидел и пережил то, что до него ни один человек в мире не видел и не переживал. Он был занят напряженной работой, наблюдая за сложнейшими приборами и аппаратурой корабля, за поведением собственного сердца, за окружающим его необыкновенным миром. Зоркими, проницательными глазами вглядывался он в очертания далекой, милой и родной Земли — колыбели человечества.
Он был очень занят и дорожил каждой секундой: все надо было увидеть, услышать, ощутить, запомнить и понять. Он торопливо записывал свои ощущения и передавал их людям на Землю. Он первым испытал состояние невесомости в космосе, о котором еще в детстве читал в книге Циолковского. Это явление трудно постичь умом, его надо изведать, чтобы объяснить всю сложную гамму положений, в которых оказывается человек, освобожденный от тяжести собственного тела.
С орбиты космического корабля в ином свете предстали перед ним вся наша планета и небо, и звезды, и Солнце. Увиденное поразило его поэтическую душу.
— Красота-то какая! — не удержавшись, воскликнул Юрий Гагарин. И это услышали на Земле.
Вернувшись, он рассказал о нежном голубом ореоле, окружающем нашу планету, о чарующих плавных переходах красок на горизонте — от голубого через синий, к фиолетовому и совершенно черному.
— Необычно. Как на полотнах Рериха, — сказал он. Корабль-спутник отправился в рейс утром навстречу
солнцу. Он шел над полями, лесами и горами родной страны. И синие реки выглядели, как жилы на теле богатыря, занятого титаническим трудом созидания. Страна разворачивалась перед восхищенным взором космонавта, как одно сплошное поле, засеянное плодородными семенами семилетки. Внизу, в просветах облаков, угадывались дымы заводов, плотины гидростанций и серебряная пряжа проводов, несущих электрический ток. Картины цветущей Родины, народ которой готовится достойно встретить XXII съезд партии, волновали летчика, наполняли сердце небывалой гордостью. Туда, к нему, на огромную высоту, долетали наши песни, славящие Ленина, партию, советский народ. Они словно незримыми нитями связывали его с советской землей, он был сыном этой земли; сердца всех наших людей были открыты ему.
Было радостно и немножко жутковато от сознания, что ему доверили космический корабль — бесценное сокровище государства, в которое вложено так много труда, ума и народных денег.
:Позади оставались материки и океаны. Пролетая над западным полушарием, «Восток» попал в негостеприимную темноту: там была ночь. Все земное, хоть и такое далекое, исчезло из глаз космонавта. Только крупные, яркие и холодные звезды окружали корабль.
И невольно вспомнилась мать, как она в детстве целовала его на сон грядущий. Как-то он писал ей: «Мама, я люблю тебя, люблю твои руки большие и ласковые, люблю морщинки у твоих глаз и седину в твоих волосах... Никогда не беспокойся обо мне».
— Знает ли она, где я сейчас? — думал он. — Сказала ли ей Валя?
Где-то там, внизу, на этой половине земного шара,ОГЛАВЛЕНИЕ
Первый полет человека в космическое пространство . . 5 Коммунист Юрий Гагарин — первый космонавт • t • 32
Ответственные за выпуск
А. К. АЗИЗЯН, В. Ф. РЕУТ.
Художник Вл. Добровольский* Техн. редактор Л. Новикова.
Б 01525. Подп. к печ. 27/IV 1961 г. Тираж 300 000 экз.
Формат бум. 84Х1081/32 0,75 бум. л.— 2,46 печ. л. Заказ № 1214.
Ордена Ленина типография газеты «Правда» имени И. В, Сталина. * Москва, ул. «Правды»; 24.